Оберег для домовой резьбы

Справочник | Лесоматериалы | Деревянное строительство

Вы здесь

Орнаменты домовой резьбы

Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.

Орнамент обычно классифицируется на зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.

Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.

Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши.

«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).

Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).

Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае — «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

Читайте также:  Как активировать оберег велеса лапа медведя

Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

Повалы — выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба —служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь — это символ солнца — солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.

Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.

Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.

Источник

Резьба по дереву, домовая резьба: описание с фото, техника работы и шаблоны орнамента


Одни из первых упоминаний о резьбе по дереву можно найти в одной из древнейших и самой распространённой из книг. В Библии описано, как при строительстве скинии и храма применялась домовая резьба по дереву. С тех пор этот вид прикладного искусства не утратил своей популярности. До наших дней многие стараются придать своим домам незабываемый вид. Красивые резные украшения из древесины способствуют этому.

История возникновения ремесла

Один из древнейших способов резьбы по дереву — домовая резьба — зародился на берегах Волги под руками зодчих, украшавших носовую часть кораблей. Узоры отображали растительный и животный мир, символы, связанные с водной стихией. Из-за своего происхождения домовая резьба часто именуется корабельной.

Простая фактура древесины, легко подвергающаяся обработке, позволяла украшать свои дома даже простым крестьянам. Материальное положение и статус семьи находили отражение в размерах и сложности орнамента и деревянных кружев.

Жители Среднего Поволжья в начале XIX века переняли опыт у корабельщиков, начав украшать узорами коньки и крыши домов. Вид творчества со временем набирал популярность, и мастера стали украшать остальные элементы построек.

В то время домовая резьба и резьба по дереву были трудоемким и сложным процессом. Который выполнялся полностью вручную. Работа усложнялась большими масштабами; материалом для работы служила древесина твердых и долговечных пород — ели, сосны, — способных выдерживать знойную жару и суровую зиму на протяжении длительного времени.

Небесный свод на резной крыше

В основе оформления крыши лежала легенда с боге Солнца, летящем по небу в золотой колеснице. Обязательно украшали охлупное бревно v конек, венчающие двускатную крышу.

Читайте также:  Финансовый талисман своими руками

На самого верху, на главном бревне крыши – охлупне – устанавливали голову птицы, петуха или коня с круто выгнутой шеей. Конь и птица – древние образ Солнца. Двускатные кровли часто имели такую протяженность, что одного охлупня было недостаточно На крыши укрепляли два бревна с противоположных сторон, и два коня глядели сразу в двух направлениях. Иногда к задней части конька прикрепляли хвост из мочала, после чего изба окончательно уподоблялась сказочной колеснице.



Развитие ремесла

По мере развития искусства «художество» наносилось не только на ставни и наличники, но и на калитки, ворота, перила и карнизы. Домовая резьба по дереву была не только декоративной отделкой, но и своеобразным оберегом для семьи, призванным охранять людей от злых духов. Сейчас некоторые жители загородных домов тоже придерживаются этого мнения.

Популярность корабельной резьбы к середине XIX века достигла таких высот, что рисунки стали наноситься на корпуса часов, предметы мебели и рамки зеркал. Мастера вырезали растительные и животные орнаменты, переплетающиеся между собой. А также фантастических зверей и мифических персонажей, ажурные абстракции, не отягощенные конкретными сюжетами. Трафареты домовой резьбы по дереву передавались в семьях столяров из поколения в поколение. Это ремесло очень ценилось.

Домовая резьба со временем стала неотъемлемой частью декоративной отделки домов на Руси. Современная версия творчества утеряла свой мифический смысл, сохранив только красоту орнамента.

Памятники

Такая резьба теперь считается памятником культуры. В 1920-е -30-е годы в Приволжских землях велось переустройство и при этом безжалостно уничтожались целые поселения, а вместе с ними и образцы народного искусства.

Но благодаря научным работникам ряда музеев, образцы резьбы удалось сохранить. Например, Государственный исторический музей хранит в своих фондах экспонаты, привезённые из экспедиций в Нижегородскую область.

«Такие экспедиции, отправлявшиеся на Волгу, буквально спасали народную память и народное искусство от того, чтобы было оно сожжено или сгинуло на дне строившихся водохранилищ».

Кроме Нижегородской области глухая резьба встречается в селах соседних областей – Костромской и Ивановской.



Породы древесины для работ

Мастера-столяры для домовой резьбы часто выбирают древесину дуба, березы, липы, ореха, ольхи или груши. Эти породы отличаются великолепными качествами:

  1. Из липовых заготовок выполняют маленькие резные элементы декора. Мягкая структура древесины не позволяет выполнять из нее крупные детали отделки. Впрочем, податливость структуры делает липу идеальным материалом для новичков в столярном деле.
  2. К дубовой древесине прибегают для создания художественных композиций, способных храниться на протяжении многих лет на открытом воздухе. Благодаря высокой прочности из дуба можно создавать массивные декоративные элементы, не боясь растрескивания и деформации.
  3. Структура березовой древесины отличается четкими линиями; из этой породы выполняются небольшие композиции, объединяемые в одно целое.
  4. Легковесные ажурные накладки не выполняются из ореха — эта древесина слишком тяжела для них. Полировка придает ореховому дереву эффектный вид, потому его применяют при создании массивных элементов — ворот, дверей, колонн.
  5. Устойчивость к растрескиванию и деформации делает грушу универсальной породой древесины. Заготовки из нее легко покрываются сложной резьбой с большим количеством мелких деталей.
  6. Ольха довольно редко встречается в строительном декоре, поскольку в основном применяется для создания предметов мебели. Объясняется это возможностью имитации ценных пород древесины.
  7. Хвойные породы древесины крайне редко используются при домовой резьбе. Несмотря на склонность к образованию трещин и волокнистую структуру, они пользуются популярностью из-за податливости и доступной цены. Грамотно выполненная домовая резьба и резьба по дереву хвойных пород сохраняет свою целостность на протяжении многих лет.

Домовая резьба в наше время

Несмотря на ярко выраженную индивидуальность тех, или иных образцов резьбы, имен мастеров сохранилось очень немного. Михайла Малышев, С.Удалов, А.С. Нестеров известны лишь благодаря тому, что среди завитков орнамента остались их подписи и даты выполнения работы.

Алексей Нефёдов , CC BY-SA 3.0

В настоящее время резчиков-специалистов нижегородской резьбы не так много. Увлечённые люди, овладевшие старинным ремеслом, внимательно изучают сохранившиеся образцы наличников и декоров ворот и помогают в их восстановлении. Много образцов сохранилось в , городке в Нижегородской области.

Алексей Нефёдов , CC BY-SA 3.0

Ценные экземпляры есть в хранилищах музеев. Там резные доски хранят с соблюдением температурного и светового режима.

Виды техник

Отличительной чертой шаблонов домовой резьбы по дереву является частое повторение орнамента и сюжета на разных элементах постройки. Для украшения мастера используют несколько разных техник:

  1. Глухая рельефная. На однородную фоновую поверхность наносится несквозной рельеф. В такой технике на наличниках, воротах и фронтонах вырезаются растительные орнаменты, мифические существа и сюжетные картины.
  2. Плоскорельефная. Эскизы домовой резьбы по дереву в такой технике подразумевают выбивание фона, а не рисунка — он остается плоским.
  3. Ажурная прорезная. Способ нанесения сквозного узора, характерный для выполнения накладных элементов. На фотографиях домовая резьба по дереву похожа на невесомое, легкое кружево.
  4. Контурная техника. Часто используется столярами-новичками ввиду легкости исполнения. Сложные эскизы в такой технике не выполняются; рисунки аккуратно обводятся с небольшим нажимом инструментами.
Читайте также:  Оберег с чем носить

Особенности и технология

Нижегородская глухая резьба выполнялась обычно целой артелью. Обязанности в ней были чётко распределены. У артели был бригадир, у которого хранились рисунки с образцами.

LICA_ALICA , CC BY-SA 3.0

Для резьбы чаще всего брали сосновую доску. На неё наносили рисунок — припорку. Доску гладко обстругивали, затем наносили рисунок, протыкая образец иглой по всему контуру. Затем мастер припорашивал рисунок холщовым мешочком с истолченным углем – паузой.

На доске чётко проступал нужный рисунок. Глубину резьбы намечали с торца доски. После этого мастер обводил контур плотницким карандашом и пиступал к резьбе.

Сергей Соколов , CC BY-SA 3.0

В работе мастер использовал набор различных долот. В начале это закруглённые долота, для вырезания основного рельефа. Затем велась работа по выглаживанию, приданию большей выразительности. Резчик стремился скруглить завитки, не оставляя острых углов. Вырезались даже прожилки листьев, лепестки цветов отличались тонкой рельефностью.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

После окончания резной работы доска 2–3 раза покрывалась олифой в целях консервации и иногда раскрашивалась.

Подготовка к работе

Столярное дело требует не только грамотной подготовки инструментов и материалов, но и соблюдения техники безопасности. От нее зависит охрана здоровья и жизни мастера. Правила безопасности для столярного дела следующие:

  1. Все работы проводятся в помещении с хорошей вентиляцией либо на открытом воздухе.
  2. Обязательное требование — защитные перчатки, респиратор и очки. При работе с инструментом органы зрения и дыхания должны быть защищены от попадания инородных тел.
  3. Все работы желательно проводить в светлое время суток либо при хорошем освещении.

Инструменты и материалы подготавливаются заранее. В число основного инвентаря входят фрезер либо лобзик с набором пилок, ручная или электрическая дрель, набор наждачной бумаги разной зернистости. Резьба по дереву выполняется с использованием лака, кистей разной толщины и формы, набор красок по древесине.

Формирование эскиза

Архитектурные элементы, на которых будет располагаться декоративная резьба, тщательно измеряются. Допустимо создавать проект дома с соблюдением пропорций и масштаба. Закупка древесины осуществляется после: желательно приобретать полностью высушенные материалы непосредственно со склада. Видимых дефектов на дереве быть не должно. Накладные элементы выполняются из доски толщиной 2,5 сантиметра.

Готовые шаблоны для «художества» предлагаются в специализированной литературе, что облегчает работу столяров, не обладающих художественными навыками. Схемы и фото домовой резьбы по дереву легко переносятся на бумагу в необходимых масштабах. Эскизы также разрабатываются в разных графических программах; вручную они рисуются карандашом либо специальным пером на разлинованной бумаге в полном размере.

Контуры готового рисунка переносятся на плотный картон с целью вырезания трафарета. На заготовку из древесины шаблон переносится простым карандашом. Сложный орнамент перерисовывается несколько раз с постепенным сдвигом трафарета. К резьбе по древесине приступают после нанесения рисунка.

Самостоятельное создание шаблонов

Сегодня имеется множество наличников. Их типы определяются способами их монтажа к окну. По такому критерию есть две разновидности:

  1. Телескопические. Их специфики: Г-подобные выступы, совпадающие с пазами оконной коробки.
  2. Накладные. Монтаж происходит на оконную раму. Крепёж – строительный клей или гвозди с шурупами.

готовые образцы создаются в полную величину. Они распечатываются с соблюдением требующихся параметров.

Изысканным решением считается монтаж резных изделий. Самостоятельно реализовать такие замысла можно только при наличии специального оборудования.

Установка декоративных элементов

Перед монтажом деревянные резные изделия покрываются краской и лаком, предотвращая их преждевременное разрушение. Крепятся детали на фасад здания самым простым способом — гвоздями. Шляпки маскируются, закрашиваются в цвет древесины. Более эстетично выглядят декоративные элементы, закрепленные специальными мебельными гвоздями без шляпок или шкантами: крепеж не заметен со стороны, делая соединение прочным.

Использовать в домовой резьбе клей не рекомендуется. Составы не гарантируют необходимую прочность соединения и могут привести к разрушению древесины.

Золотым правилом домовой резьбы считается симметричность и принцип зеркальности. Перед окончательным монтажом обязательно проверяется идентичность орнамента и изделий.

Источник

Оцените статью