Оберег для детей шалтрак у алтайцев

Оберег для детей шалтрак у алтайцев

ПОНЕДЕЛЬНИК — ЧЕТВЕРГ 9.00 — 20.00
ПЯТНИЦА 10.00 — 20.00
СУББОТА — ВЫХОДНОЙ
ВОСКРЕСЕНЬЕ 9.00 — 18.00

Девичья причёска и накосные украшения

Девичья причёска и накосные украшения
( отрывок из статьи « Традиционная женская одежда алтайцев». «Ажуда», январь 2004 г.)

«…Определителями возраста в девичьем костюме служили причёска и накосные украшения. Девочкам до 12 лет заплетали столько косичек, сколько ей полных лет. За всю жизнь волосы девочки стригли всего один раз, в годовалом возрасте. Этого почётного права удостаивался «таай» — дядя по материнской линии.

Девочек до брачного возраста называли «сырмалу бала», т.е. — «имеющая причёску «сырмал». Эта причёска была довольно сложной: делался косой пробор (у женщин — строго прямой), чёлка заплеталась в три косички, при этом одна из них укладывалась на левую, вплетая височные косички. Из волос на затылке заплетали несколько косичек.

Девушка, так и не вышедшая замуж, до смерти носила девичью причёску и хоронили её с ней же. По сообщенью этнографа В.П. Дьяконовой, женщины, имевшие внебрачного ребёнка — «сурас» и не вышедшие замуж, заплетали свои волосы в три косы. В девичьей причёске косичка, как и в мужской, называлась «Kejere», а в женской — «тулун».

Критерием красоты волос считались их густота и длина. В косметических целях волосы мыли молочной сывороткой, что способствовало их росту и придавало ей шелковистость. С этой же целью использовали мыло, которое изготовляли в домашних условиях путём уваривания золы травы «самын» с животным жиром. Молоденьким девушкам строго — настрого запрещалось мыть волосы в речке. Считалось, что вместе с водой может уплыть счастье девушки. К волосам вообще относились очень бережно. Выпавшие волосы никогда не выбрасывали, их собирали в мешочек на протяжении всей жизни и подкладывали усопшему под голову.

Чтобы зрительно удлинить волосы, к ним прикалывали специальное украшение из конских волос «шургуул». Традиционная девичья причёска претерпела незначительные изменения. Например, начиная с 20-30-х годов прошлого века, многокосье сменилось одной косой. Двукосье же до наших дней остаётся элементом костюма замужней женщины. Двукосье у девушек допускалось лишь в том случае, когда волосы заплетались повыше (замужние женщины носили две косы, которые заплетались за ушами).

Накосные украшения тоже имели возрастные отличия и считались своеобразными оберегами. «Кыстын бажын кара салбас» — говорилось в народе, что означает: «Девичью голову нельзя держать чёрной», т.е. она не должна быть без украшений.

При рождении девочки родные и близкие дарили новорождённой различные украшения — бисер, бусы, раковины каури («jbmaMam»), кисточки из шёлковых кисточек, перламутовые кисточки и т.д., с расчётом, что они понадобятся малышке для её будущих украшений. По народному поверью, наибольшей магической силой обладали ракушки моллюска каури. По своей форме они напоминают глаз, поэтому считалось, что это украшение способно уберечь от сглаза. Каури завозились купцами, поэтому стоили очень дорого. В литературе описываются случаи, когда за одну ракушку отдавали быка.

Круглой пуговице «топчы» приписывали силу дарить долголетие. От «топчы», якобы, исходит пожелание: «Пусть живёт так долго, как я, да сбудется моё благопожелание!». Бусины (jhhjh) и бисер «уркене» считались символами многодетности и богатства.

Имитируя накосные украшения, маленьким девочкам от 3 до 8 лет на спинке одежды прикрепляли украшение «шалтрак». Шалтрак изготовляли из кожи и нашивали на неё различные украшения, подаренные при рождении.

Когда девочке исполнялось восемь лет, ей расстёгивали шалтрак, и до 14 лет она носила уже другое украшение — «шымырак». Шымырак собирали из деталей шалтрак. Особых норм здесь не придерживались, важно было, чтобы косы были украшены.

Девушке, достигшей 14 лет, вплетали в косы особое украшение — «шанкы». Шанкы — это знак того, что девушка достигла брачного возраста. Шанкы обычно изготовляли из пяти квадратиков парчовой ткани с пришитыми к ней ракушками каури. Эти квадратики чередовались связками бус из восьми параллельных ниток. Последняя снизка бус была вдвое длиннее остальных и каждая нитка в ней оканчивалась маленькими колокольчиками или каури. Считалось, что звук от трения раковин и звон колокольчиков отпугивал злых духов, а также оповещал окружающих о наличии незамужней девушки. Социовозрастная ступень-«шанкылу бала» подразумевала святость, чистоту и требовала от девушек данного возраста соблюдения определённых норм поведения, главными из которых являлись скоомность и сдержанность».

Источник

Оберег для детей шалтрак у алтайцев

Напомним, конкурс стартовал 15 июня. Приём проектов продлится до 30 июля. Свои культурные проекты на конкурс могут подать некоммерческие и коммерческие организации, муниципальные учреждения и организации, а также индивидуальные предприниматели. Итоги конкурса будут подведены до 15 сентября. При этом реализация проектов может начинаться уже с 1 июля этого года.

Источник: Президентский фонд культурных инициатив

Разместил: admin на 18/06/2021 (31 Прочтено)
(подробнее. | Всего: 0)

Стартовал прием заявок на конкурс проектов в области культуры, искусства и креативных индустрий
В конкурсе могут участвовать негосударственные некоммерческие организации (общественные объединения, АНО, фонды, ассоциации и другие), муниципальные учреждения (в том числе библиотеки, музеи, театры, дома культуры, кружки), а также коммерческие организации и даже индивидуальные предприниматели.

Заявки принимаются с 15 июня по 30 июля 2021 года.

Между участниками конкурса будет распределено 3,5 млрд рублей, которые выделяются Президентскому фонду культурных инициатив его учредителем – Фондом президентских грантов. При этом, как отметил первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко на пресс-конференции в ТАСС, посвященной запуску конкурса, поддержка культурных проектов в этом году гораздо выше.

«Фонд культурных инициатив — это дополнительные 3,5 млрд рублей, которые решением Президента России будут выделяться на проекты в сфере культуры. В действительности денег будет еще больше, так как около 1,5 млрд рублей из Фонда президентских грантов тоже идут на культурные проекты, поддержку молодых талантов, культурное образование. В целом около 5 млрд рублей будет направлено на поддержку культурных инициатив», – пояснил Кириенко.

Еще одна особенность конкурса – это возможность запросить грант на проект, стартовавший до подведения итогов конкурса (но не ранее 1 июля 2021 года). В случае победы можно будет компенсировать уже произведенные в июле–сентябре расходы (или их часть). Это делается для того, чтобы многие инициативы могли реализоваться уже этим летом.

«Учитывая, что многие культурные инициативы носят сезонный характер, и чтобы не упустить летнее время, организаторы конкурса предусмотрели возможность компенсации затрат проектам-победителям, которые уже реализуются», – подчеркнул первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

На конкурс можно представить инициативы в области культуры и академического (классического) искусства, проекты по выявлению и поддержке молодых талантов в области культуры, искусства и креативных индустрий, культурные фестивали, премии и форумы, стартапы в сфере культуры, искусства и креативных индустрий.

При этом руководитель Фонда культурных инициатив Роман Карманов сообщил, что уже за первые часы приема заявок участники конкурса подали несколько сотен проектов.
v «Когда мы начали нашу пресс-конференцию, заявок на конкурс было 73. За то время, пока мы говорили, их пришло около 200. Это значит, что люди нам поверили, обратили внимание на новую возможность и горят желанием ею воспользоваться. Уже к осени мы увидим огромное количество творческих проектов, творческих коллективов, которые изменили мир, реальность, город с помощью своих творческих сил», – отметил Карманов.

Поданные на конкурс заявки будут оцениваться по 10 критериям, адаптированным к особенностям сферы культуры и креативных индустрий.

«Все заявки будет рассматривать очень авторитетный совет. Возглавить его согласился Игорь Матвиенко. Экспертиза будет проходить анонимно. Как минимум два независимых эксперта производят оценку и, если их оценка расходится, проект идет третьему эксперту», – рассказал член экспертного совета конкурса ректор Российского института театрального искусства – ГИТИСа Григорий Заславский, выступая на пресс-конференции в ТАСС.

Источник: Президентский Фонд культурных инициатив

Разместил: admin на 18/06/2021 (34 Прочтено)
(подробнее. | Всего: 0)

ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА — НАШЕ НАСЛЕДИЕ!

Сегодня наша страна празднует самый светлый праздник — День Победы советского народа над фашизмом!

В этот день мы вспоминаем всех и каждого, кто перед лицом фашистской агрессии сплотился в единый многонациональный народ и отстоял независимость нашей Родины, кто с достоинством и мужеством прошел через тяжелые испытания войны и оправдал доверие государства, кто день и ночь доблестно сражался и трудился в тылу, приближая Великую Победу. Они оставили нам в дар великое наследие — нашу Победу!

Наша цель — сохранить его и передать следующему поколению. Ведь только так мы можем сохранить нашу историческую память и помочь строить общество, объединяющее людей любых национальностей, религий и культур.

Вечная память погибшим!

Гульвайра Куценко,
Президент МОО «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан»
Член Совета при Президенте России по межнациональным отношениям

Разместил: admin на 09/05/2021 (86 Прочтено)
(подробнее. | Всего: 0)

ВНИМАНИЕ! Открытый Конкурс детского творчества «Сказки дедушки Севера

ОГБУ «Региональный центр развития образования» совместно с РВЦИ МАОУ Центр творческого развития и гуманитарного образования «Томский Хобби-центр» и МОО «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» проводит c 1 апреля по 12 мая 2021 года Открытый Конкурс детского творчества «Сказки дедушки Севера» (далее – конкурс).
Конкурс организуется для дошкольников, обучающихся 1-11 классов общеобразовательных организаций и детских объединений организаций дополнительного образования города Томска и Томской области.

Цель Конкурса: формирование у детей позитивного эмоционального отношения к культуре коренных малочисленных народов, проживающих на территории Томской области, представления о территории их расселения и климатических условиях, традиционных занятиях и фольклоре.

Задачи конкурса:
• Повышение интереса и воспитание уважения к культуре и традициям коренных народов Севера Томской области
• Развитие творческих способностей, фантазии детей через освоение ими ценностей народной культуры
• создание благоприятных условий для самореализации и самоактуализации личности учащихся, развития потребности в коммуникации, получении новых знаний и впечатлений;
• развитие навыков школьников в использовании информационно- коммуникационных технологий при организации исследований;

Номинации Конкурса:
• изобразительное искусство;
• компьютерная графика;
• декоративно-прикладное творчество;
• литературное творчество

Этапы проведения конкурса:
I этап (1 апреля – 30 апреля 2021 года).
Подготовка материалов учащимися, педагогами и руководителями образовательных организаций для участия в конкурсе.
II этап организационно-событийный (с 1 мая по 12 мая 2021 года)
Подведение итогов Конкурса, работа жюри, награждение участников.

Награждение участников. Всем участникам высылаются электронные сертификаты участников, а победителям в каждой возрастной категории Конкурса вручаются дипломы и памятные подарки за 1, 2 и 3 место.

Предоставление заявок и прием работ осуществляется в срок до 30 апреля 2021 года. Участники предоставляют в организационный комитет Конкурса заявки и работы по адресу г. Томск, ул. Елизаровых 70А, МАОУ «Томский Хобби-центр». Работы в номинациях «Компьютерная графика» и «Литературное творчество» предоставляются в электронном виде на электронный адрес olesia576@mail.ru
По всем возникающим вопросам можно обращаться к координатору Конкурса — Щепёткиной Олесе Витальевне, тел.89138773071

Пресс-центр МОО «Льыоравэтльан»

Разместил: admin на 01/04/2021 (135 Прочтено)
(подробнее. | Всего: 0)

Совещание по координации деятельности с ФНКА и организациями, участвующими в реализации государственной национальной политики РФ

29 января 2021г на базе ФГБУ «Дом народов России» состоялось совещание по координации совместной деятельности с ФНКА и иными некоммерческими организациями, региональными учреждениями участвующими в реализации государственной национальной политики Российской Федерации.

Руководитель ФНКА и других некоммерческих организаций обсудили:
— вопросы укрепления конструктивного взаимодействия национально-культурных организаций друг с другом;
— обсуждение вопросов и предложений по дальнейшему взаимодействию с ФГБУ «Дом народов России»;
— формирование единого календаря мероприятий на 2021 год, направленных на реализацию Государственной национальной политики Российской Федерации;
— обсуждение вопросов размещения штабов ФНКА и общественных организаций в Доме народов России.

В 2021 году Дом народов России планирует провести массу мероприятий, направленных на укрепление совместной деятельности с ФНКА и иными некоммерческими организациями, на методическую поддержку их программной и проектной деятельности. Совместно с ФАДН будут проведены фестивали, конференции, круглые столы, семинары-совещания. Не останутся без внимания и коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Источник: МОО «Льыоравэтльан»
Фото: ФГБУ «Дом народов России»

Разместил: admin на 01/02/2021 (155 Прочтено)
(подробнее. | Всего: 0)

Вышла электронная версия сборника методических материалов проекта «Особенности национального гостеприимства»
«Молодежная Ассамблея народов России «МЫ-РОССИЯНЕ»» работает с 2000 года, имеет большой опыт реализации проектов для молодёжи, используя самые современные форматы. Эксперты Ассамблеи обратили внимание, что вне зависимости от темы мероприятий неизменным остаётся одно ― во время встреч между представителями разных национальностей возникает необходимость показать особенности своего народа, что не всегда совпадает с возможностями. Именно национальное гостеприимство может стать этим мостом между людьми. Таким образом появился проект «Особенности национального гостеприимства», который направлен на обеспечение функционирования и устойчивого развития этнокультурного сектора путем сохранения и популяризации традиций национального гостеприимства и реализации проектов в сфере национального гостеприимства. В рамках проекта создан сборник методических рекомендаций, который включает в себя теоретические и практические материалы, а также реальные кейсы организаций, работающих в сфере этнографии и укрепления межнационального согласия.

Партнером проекта является Общенациональный союз индустрии гостеприимства.

Проект осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Молодёжная ассамблея народов России «МЫ-РОССИЯНЕ»» является Общероссийским общественным движением, официально зарегистрировано 17 августа 2010 года. Основная цель Движения: консолидация молодёжи различных национальностей для сохранения и развития культур и языков народов Российской Федерации, гармонизация межнациональных отношений в молодежной среде.

Источник: Ассамблея народов России

Разместил: admin на 01/02/2021 (139 Прочтено)
(подробнее. | Всего: 0)

С НОВЫМ ГОДОМ И РОЖДЕСТВОМ!

Вот и завершается 2020 год и мы, как никогда ранее,
с еще большими надеждами ждем наступления Года Нового!
Пусть 2021 год принесет в Ваши семьи побольше радостных моментов и хороших новостей!
Пусть Вы и Ваши близкие будут здоровы и счастливы!
Пусть благополучие, удача и успех будут вашими верными спутниками!

В канун Рождества Христова желаем всем светлого и праздничного настроения,
мира, добра, домашнего уюта!
Пусть родные и близкие, любимые и друзья всегда будут рядом,
Пусть исполнятся самые заветные и смелые мечты!

С наилучшими пожеланиями,
от имени коллектива МОО «Льыоравэтльан»
Гульвайра Куденовна Куценко

Разместил: admin на 31/12/2020 (178 Прочтено)
(подробнее. | Всего: 0)

ПРОГРАММА «НАРОДНАЯ МОЗАИКА» ЗАВЕРШЕНА УСПЕШНО!
Сегодня, 31 декабря 2020г, Межрегиональная общественная организации «Информационно-образовательная Сеть коренных народов «Льыоравэтльан» завершает Программу этнокультурных мероприятий «Народная мозаика». В достаточно короткий период с 31.07.2020 по 31.12.2020 организацией проведено 340 мероприятий в которых приняли участие 7550 школьников.
Реализация программы проходила на территории 8 (восьми) субъектов Российской Федерации: г. Москва, Московская область, Красноярский край, Алтайский край, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Ленинградская область, Томская область. Мероприятия проводились на базе школ, детских домов, культурно-досуговых центров, а также во время культурных мероприятий, таких как День оленя (д. Анциферово Московской области) и день Села (с. Демихово Московской области).

Благодаря программе проведено:
— в Московской области 82 мероприятия с участием 1874 школьников,
— в Томской области — 68 мероприятий с участием 1378 школьников,
— в Красноярском крае — 22 мероприятия с участием 558 школьников,
— в Республике Алтай — 34 мероприятия с участием 864 школьников,
— в Алтайском крае — 72 мероприятия с участием 1556 школьников,
— в Республике Калмыкия — 40 мероприятий с участием 818 школьников,
— в Ленинградской области г.Кингисепп — 20 мероприятий с участием 464 школьника;
— в городе федерального значения Москве — 2 мероприятия с участием 38 школьников.

Содействие в организации мероприятий на территории Республики Калмыкия оказало Министерство культуры и туризма Республики.
Партнером программы «Народная мозаика» на территории Ленинградской области выступил Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области. Представители Комитета не только оказали содействие в организации мероприятий, но также присутствовали во время их проведения.

Таким образом, несмотря на трудности, связанные с пандемией, Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная Сеть коренных народов «Льыоравэтльан» выполнила обязательства по проведению этнокультуных мероприятий полностью.

Напомним, что программа «Народная мозаика» финансировалась за счет субсидии из средств федерального бюджета, выделенной на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г.
Организатор проекта — Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (г.Москва).

Источник: МОО «Льыоравэтльан»

Разместил: admin на 31/12/2020 (176 Прочтено)
(подробнее. | Всего: 0)

ИТОГИ ПРОГРАММЫ «НАРОДНАЯ МОЗАИКА» В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ
С августа по ноябрь 2020 в образовательных учреждениях Горно-Алтайска, а именно в лицеи № 6, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 им. А.Н. Ленкина, МБОУ «Гимназия №3 КОУ РА «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К. Жукова» были проведены этнокультурные уроки по темам «Значение символики и цветов в культуре коренных жителей Алтая», «Коренные малочисленные народы Республики Алтай: обычаи и традиции», «Древние наскальные рисунки Алтая», «Стихии природы в мифологии коренных малочисленных народов Алтая»», а также мастер-классы «Петроглифы Алтая», «Алтайские узоры» и «Орнаменты в одежде народов Алтая». Данные мероприятия были проведены в рамках проекта «Народная мозаика» при поддержке Федерального агентства по делам национальностей, организатором выступила Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная Сеть коренных народов «Льыоравэтльан».

Во время мероприятий ученики открыли для себя интересные факты о мифах и обрядах коренных малочисленных народов Алтая. Детям очень понравился увлекательный формат и темы уроков. Подобные знания для них являются полезным стимулом для расширения кругозора и получения знаний о культуре нашей малой Родины.

На уроках дети принимали активное участие. С интересом слушали легенды своих предков: кумандинцев, телеутов, теленгитов, шорцев, тубаларов и челканцев. А также сами рассказывали те мифы, которые знали с раннего детства от своих бабушек и дедушек. Помимо этого, они окунулись в историю многовековой давности и познакомились с традициями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в частности с культурой коренных малочисленных народов Алтая.

Мы рассказали, что жизнь коренных жителей Алтая проникнута почтением окружающего мира и природы. Очень подробно поведали о разных мирах. Ведь коренный жители Алтая верят, что Вселенная состоит из трех миров: нижнего, срединного и небесного. И именно на этом мы заострили внимание. Теперь многие школьники еще больше знают о богах. Ульгене – боге верхнего мира. Он почитается как верховное божество, громовержец, глава светлых небесных духов. Бог-демиурга в сибирском шаманизме. Эрлике – боге нижнего или подземного мира. Также он известен, как бог смерти. Легенда гласит, что именно он создатель души. Шаманы во время камлания обращаются к Богу нижнего мира, как к отцу — “адам Эрлик”. Это дань уважения, память о том, что Эрлик был творцом души человека. От него же шаманы получают бесценный дар — искусство проникновения в другие миры. От-Эне – богине, или матери огонь. Огонь – это хранитель рода, символ счастья рода и семьи. Огню поклоняются и чтят свой очаг, с его культом было связано множество обрядов. От-Эне не пускает в жилище злых духов, рассеивает печальные мысли человека. Стихия огня сопровождает хозяев аила до их последних дней. Огонь в очаге не гасят даже при погребальных обрядах.

Мы рассказали, что вся природа Алтая – это святой храм. Об этом свидетельствуют ритуалы, обычаи, которые дожили до наших времен. А также о почитании четырех стихий: огня, воды, земли и воздуха. Через всю жизнь коренных жителей Алтая проходит сакральный смысл всех стихий. Они помогают и защищают. Каждое новолуние вместе со словами алкыш- благопожеланиями они возносят к Ульгеню благодарности. Каждый житель Алтая верит, что тем, кто соблюдает чистоту внутри себя и вокруг, в природе, духи дарят изобильную и счастливую жизнь.

Разместил: admin на 31/12/2020 (150 Прочтено)
(подробнее. | 4988 байтов еще | Всего: 0)

НЕНЕЦКИМ ОЛЕНЕВОДАМ РАЗРЕШИЛИ НЕ СТРАХОВАТЬ ЖИВОТНЫХ
Оленеводы Ненецкого автономного округа не будут обязаны страховать оленей. Соответствующее решение приняли в Министерстве сельского хозяйства РФ после обращения в ведомство Юрия Бездудного, сообщает портал органов государственной власти региона.

Об обращении рассказал руководитель Департамента природных ресурсов, экологии и АПК НАО Альберт Чабдаров на еженедельном совещании губернатора Ненецкого автономного округа. В профильный Департамент из федерального ведомства пришло письмо о том, что инициативу об исключении НАО из проекта по страхованию оленей рассмотрели и одобрили, соглашение будет действовать до 2023 года.

«Нам нужно сохранять отрасль, поддерживать оленеводов. Поэтому то, что нам удалось добиться отмены страхования — это большой успех. Думаю, все оленеводы это оценят и почувствуют, что их не перегружают дополнительными расходами», — подчеркнул Юрий Бездудный.

Альберт Чабдаров объяснил, что основные сложности при сельскохозяйственном страховании — удаленность пастбищ от населенных пунктов и финансовое положение оленеводческих хозяйств. При этом существуют риски падежа оленей и нападения на них хищников.

Источник: Национальный акцент

Разместил: admin на 31/12/2020 (122 Прочтено)
(подробнее. | Всего: 0)

ИТОГИ ПРОГРАММЫ «НАРОДНАЯ МОЗАИКА» В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Межрегиональная общественная организации «Информационно-образовательная Сеть коренных народов «Льыоравэтльан» завершила проведение этнокультурной программы «Народная мозаика» на территории Московской области.

За период с августа по ноябрь 2020г на территории Московской области организовано и проведено 82 мероприятия с участием 1874 школьников, а именно:
• на базе крестьянско-фермерского хозяйства «Северный олень» (01.08-02.08.2020, д. Анциферово г.о. Орехово-Зуево) состоялось 12 мероприятий с участием 250 чел.;
• в частной школе «School Vill» (14.08.2020, д. Власово) проведено 4 этнокультурных мероприятия с участием 84 чел.;
• на базе Муниципального учреждения культуры «Демиховский дворец культуры» (29.08.2020, д. Демихово г.о. Орехово-Зуево) проведено 8 этнокультурных мероприятий с участием 302 чел.;
• в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» (05.11.2020, 11.11.2020г, г. Коломна) проведено 40 этнокультурных мероприятий с участием 876 школьников;
• в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» (12.11.2020, г. Коломна) проведено 18 этнокультурных мероприятийс участием 362 школьников.

Темы проведенных этнокультурных уроков: Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: культура и традиции», «Традиционное жилище коренных малочисленных народов Севера», «Традиционный национальный костюм коренных малочисленных народов Севера», «Сказки народов Севера», «Национальные украшения народов Севера», «Традиционные детские национальные игры», «Национальные куклы народов Севера». Мастер-классы были посвящены игре на бубне, горловому пению и звукоподражанию птицам и животным тундры, плетению женских и мужских кос, изготовлению оберегов, вокальному и хореографическому искусству северных народов.
Таким образом, Московская область является лидером по количеству проведенных этнокультурных мероприятий.

Разместил: admin на 01/12/2020 (282 Прочтено)
(подробнее. | 2411 байтов еще | Всего: 0)

ШКОЛЬНИКОВ В КИНГИСЕППЕ ПОЗНАКОМИЛИ С КУЛЬТУРОЙ ВЕПСОВ
26 ноября 2020г на территории Ленинградской области в г.Кингисепп состоялись этнокультурные уроки и мастер-классы. Во время уроков особое внимание уделялось одному из малочисленных финно-угорских народов – вепсам. Так ребята узнали, что корни вепсского народа уходят в глубокую древность. Предки современных вепсов, могучее племя «весь» в конце I тысячелетия н.э. обосновалось на территории Межозерья – между Ладожским, Онежским и Белым озерами. Благодаря близости важнейших торговых путей, «весь» играла видную роль в осуществлении торговых связей со Скандинавией, Византией, странами арабского Востока. Кроме того, предки вепсов упоминаются среди народов, участвовавших в призвании Рюриковичей на Русь и, следовательно, в образовании Древнерусского государства.

Издревле одним из основных промыслов вепсов являлась рыбная ловля, кроме того вепсы традиционно были земледельцами, занимались охотой, сбором грибов и ягод. После того, как Петр I основал заводы близ Онежского озера, вепсы познакомились с фабрично-заводским трудом. Славились они как искусные ремесленники- гончары, бондари, резчики по дереву, камню. В конце 18 века в вепсском селе Шокша началась добыча «шокшинского порфира» — малинового кварцита, который был необходим растущему Санкт-Петербургу. «Царским камнем» украшен иконостас и ступени к алтарю в Исаакиевском соборе, некоторые элементы инженерного замка, парадные лестницы в Зимнем дворце. И еще один любопытный факт — для перезахоронения в Париже императора Наполеона, французским правительством было решено создать саркофаг из «шокшинского порфира».

Вепсы — первый финно-угорский народ на русском севере, принявший православие. Однако, дохристианские языческие верования сохраняются в народе и по сей день. Сильна вера в духов – хозяев природы, огня, домашнего очага. Самым почитаемым среди духов был хозяин леса mecižand, леший – по-русски. И сейчас, прежде чем войти в лес, нужно попросить разрешения у лесного царя, принести дары.

Еще один важный персонаж вепсской мифологии – домовой (pertinizand), от него зависит мир и достаток в доме. Готовя традиционные калитки ( ржаные ватрушки с творогом) или пироги-курники, вепсская хозяйка не забудет угостить и домового.

Посредником между людьми и духами в вепсской традиции выступает колдун ( нойд). Он может усмирить разбушевавшегося водяного (которому вепсы приписывают дурной и мстительный нрав), найти сбившихся с пути из-за происков лешего людей и скот, договориться с духами полей о хорошем урожае.

В Карелии ежегодно проводится праздник вепсской культуры и ремесел Древо Жизни «ELON PU»», где можно познакомиться с музыкальными традициями вепсов, попробовать национальные блюда, увидеть изделия вепсских мастериц: самобытную вышивку красными нитями по белому полотну и традиционные куклы – обереги. Название выбрано не случайно. Священное древо жизни в вепсской мифологии – мировая ось, связующая прошлое, настоящее и будущее, оно символизирует связь поколений и сохранение аутентичной культуры народа. Таким образом, школьники Ленинградской области познакомились с уникальной культурой вепсского народа. Этнокультурные уроки понравились как школьникам, так и педагогическому составу. Ведущих уроков и мастер-классов благодарили и приглашали провести подобные уроки в будущем.

Для справки: Программа «Народная мозаика» финансируется за счет субсидии из средств федерального бюджета, выделенной на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г.
Организатор проекта — Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (г.Москва).

Источник: МОО «Льыоравэтльан»

Разместил: admin на 01/12/2020 (276 Прочтено)
(подробнее. | Всего: 0)

ИТОГИ ПРОГРАММЫ «НАРОДНАЯ МОЗАИКА» В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Начиная с августа 2020 в Томске и Томской области проводились этнокультурные мероприятия в рамках программы «Народная мозаика». В мероприятиях активно приняли участие школьники из Томской школы №34 (г.Томск), Каргасокской школы-интерната №1 (с.Каргасок, Томской области), обучающиеся Томского Хобби-центра (г.Томск), воспитанники Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей “Росток” (г.Томск), воспитанники реабилитационного Центра для детей с онкологическими заболеваниями “Аленка” (г.Томск).
Мероприятия проводились в двух форматах — этнокультурный урок (теория) и мастер-класс (практика). Такой подход позволил не только познакомить участников с традициями, обычаями и культурой коренных малочисленных народов Томской области, но и изготовить собственными руками тематический сувенир, а также, в полной мере ощутить себя коренными жителями Сибири, примерив элементы национального костюма и поиграв в народные северные игры.

На мероприятиях ребята знакомились с традициями и обычаями коренных малочисленных народов Томской области. Ханты, манси, эвенки, селькупы, кеты — все эти народы когда-то давно осваивали территорию, на которой мы проживаем. Сейчас численность этих народов сокращается, но земля хранит легенды, обычаи, традиции, которые бережно передаются друг другу. Очень важно на уроках было рассказать участникам мероприятий о том, как бережно относились наши предки к природе, о том, что хоть и жили, в основном рыбалкой и охотой, но брали от природы ровно столько, сколько нужно для жизни, берегли и заботились, зная, что от отношения к окружающему миру зависит их жизнь.
Все уроки проводились творчески, знакомство с обычаями проходило через легенды, народные игры и сказки. Одним из самых запоминающихся мероприятий можно назвать мероприятие по народным играм. Северные народы на протяжении многовековой истории придавали большое значение физическому развитию личности, потому что жить приходилось в суровых условиях. И основными средствами воспитания в детях силы и смекалки являлись народные игры, состязания и самобытные спортивные упражнения. На таких уроках ребятишки не только смогли узнать особенности народных северных игр, но и попробовать свои силы в различных состязаниях, эстафетах, конкурсах. Мероприятия проводились на свежем воздухе, что, конечно же, добавило участникам здоровья и силы духа!

Участники также узнали, что такое орнамент, для чего и где он используется. О том, что у северных народов традиционно в орнаменте использовались изображения — символы живой природы и животных. Очень интересными ребятам показались названия. Например, орнамент может называться «выводок утят» или «заячьи уши». И, на самом деле, если внимательно посмотреть на изображения, то можно увидеть и «ушки» и «утят», и «оленьи рога» и, даже, «щучьи зубы». Орнаментами северные народы украшали одежду, предметы быта и украшения. Не менее полезными и познавательными для детей стали мероприятия по географическим названиям области, ведь почти все названия территории, на которой мы проживаем, происходят с языков коренных северных народов.

Мы живем в замечательном старинном городе с красивым названием Томск. Все мы знаем, что название Томск получил от реки Томь, но многие ли из нас знают, откуда река Томь получила такое название? А вот ребята теперь знают! Дело в том, что давным-давно на берегу реки Томь жили люди — кеты. Они и сейчас, конечно, живут, но в очень маленьком количестве, в основном в Красноярском крае, и относятся к малочисленным народам Севера и Сибири. Кеты охотились на лосей, северных оленей и соболей в лесу. Летом они ловили рыбу, некоторые были мелкими фермерами с лошадьми и быками. Кеты (самоназвание «кет» — человек) говорили на своем языке, и вот как раз в переводе с кетского языка Томь — означает «Темная». И правда, в том месте, где Томь впадает в могучую северную реку Обь, вода ее очень темная. Отсюда и название — Томь — «темная».

Разместил: admin на 01/12/2020 (276 Прочтено)
(подробнее. | 5825 байтов еще | Всего: 0)

В КИНГИСЕППЕ ПРОШЛА СЕРИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «НАРОДНАЯ МОЗАИКА»

Вчера, 26 ноября 2020г, МОО «Льыоравэтльан» провела серию этнокультурных мероприятий. Уроки и мастер-классы были посвящены культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Участие в программе приняли 464 школьника. Мероприятия проводились на базе МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №4». Партнером программы «Народная мозаика» на территории Ленинградской области выступил Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области.
Особое внимание детей и подростков уделялось культуре коренных малочисленных народов Ленинградской области — вепсов.

Так ребята узнали, что издревле одним из основных промыслов, которым занимались селившиеся по берегам рек и озёр потомки летописного племени весь, являлась рыбная ловля. «Если ты не рыбак, то значит и не вепс», так можно обыграть одну из вепсских пословиц. Многочисленные реки и озёра голубоглазой Карелии, Вологодчины, Ленинградской области – мест компактного проживания вепсского народа – как нельзя более способствовали тому, что с детства вепсы учились постигать секреты рыбной ловли, плетения сетей и мерёж, изготовления различных рыболовных приспособлений. Важным обстоятельством является и тот факт, что для вепсов рыбалка, это не только удовольствие, спорт, но и в некоторые периоды нашей истории – способ добыть себе пропитание. Рыбаки и охотники – такова, пожалуй, основная характеристика мужской половины вепсского народа. Вепсы традиционно были земледельцами, занимались рыболовством, охотой, сбором грибов и ягод.

При обустройстве жилья огромное значение придавалось приметам. По поверьям нельзя было строить избу на тропе. Когда закладывали избу, поде углы клали серебряные и медные монеты. Хорошей приметой для вселения в новый дом считалось полнолуние. Порог дома первым переступал хозяин с иконой и ковригой хлеба, за ним хозяйка с петухом и кошкой. С порога отпускали петуха, если запоет, значит, жизнь в новой избе будет счастливой. Вселяясь, в новый дом хозяева приносили с собой березовые дрова из старой избы, чтобы теплее было и богато жилось избы строили с тремя окнами по фасаду. В Прионежье дома состоятельных вепсских крестьян походили на северорусские большие избы. Они строились в два этажа с большим количеством окон на фасаде и боковых стена Печь- сердце любого дома на русском севере.

Также школьникам рассказали о традиционной кухне вепсского народа. Кухня вепсов уникальна и разнообразна, начиная от щавелевого и крапивного супа и заканчивая сканцами и калитками. У многих слово «калитка» ассоциируется с деревянной дверкой в заборе, однако, есть иное значение этого слова. Калитка (от. Вепсского Kalitkad, robil’kad, suusinad) – это пирожок – ватрушка выполненный в форме ромбика и, на самом деле, похожий на дверку. Калитка является весьма распространенным и популярным блюдом у финнов и карел, хотя изначально его рецепт придумали вепсы.

Вепсы верили, что повсюду их окружает живая , сознательная сила По представлениям вепсов, посредниками между духами и людьми были колдуны — нойды. Колдунам приписывали сверхъестественные способности (как вредоносные, так и позитивные) воздействия на силы природы и людей. Вера в нойдов до сих пор не утрачена в вепсских деревнях Колдовской способностью издавна считалось умение находить в лесу людей и скот, которые из-за происков лешего теряли путь к дому и попадали на «дурной след» (hondole jalgele). Считалось, что во время поиска пропавших колдун вступал в непосредственное общение с хозяином леса, чего не могли делать обычные люди В представленных о лесном духе-хозяине отразилось двойственное отношение вепсов к лесу: с одной стороны, он был кормильцем крестьянина, с другой — таил всевозможные опасности. Хозяин леса мог послать охотнику много дичи, собирателю — много грибов и ягод, а пастуху обеспечить безопасность скота, но он мог и сбить путника или скот с дороги, напустить на него диких зверей. Чтобы не прогневать лесного духа, каждый вепсский крестьянин в прошлом знал различные магические обряды на случай встречи с ним в лесу, при ночевке под деревьями. Так, закончив сбор «даров леса», следовало принеси жертву в виде части ягод и грибов, которые оставляли на пне, у придорожного креста или на перекрестке дорог. Этим традициям многие сельские жители следуют при посещении леса до сих пор. В отличие от хозяина леса, способного как на добрые, так и на злые поступки, водяной в вепсской мифологии — всегда злой дух, жестокий и коварный. Егo неожиданное появление перед человеком всегда сулит несчастье. Он опрокидывает лодки, ловит и душит купающихся, не щадит даже детей, топит лошадей коров, останавливает мельницы, может насылать болезни. Будучи властелином рыб, водяной часто вредит рыбакам: отгоняет от их сетей и неводов свое «рыбье стадо » Для того чтобы задобрить водяного и получить хороший улов, вепсские рыбаки делали ему подношения в начале и в конце рыбного промысла, опускали в воду яйцо; пироги, табак и вино. По окончании промысла хозяину водоема жертвовали часть улова.

Этнокультурные уроки получились интересными и информативными. МОО «Льыоравэтльан» благодарит Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области. Представители Комитета не только оказали содействие в организации мероприятий, но также присутствовали во время их проведения.

Для справки: Программа «Народная мозаика» финансируется за счет субсидии из средств федерального бюджета, выделенной на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г.
Организатор проекта — Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (г.Москва).

Источник: МОО «Льыоравэтльан»

Разместил: admin на 27/11/2020 (282 Прочтено)
(подробнее. | Всего: 0)

«НАРОДНАЯ МОЗАИКА»: В ФОКУСЕ — КАРГАСОК!

С 20 по 24 ноября 2020г в Каргасокском районе Томской области состоялась серия этнокультурных мероприятий в рамках программы «Народная мозаика». Мероприятия проводились на базе МБОУ «КСОШ-интернат №1». Так, учащиеся четвертых классов, на уроке «Топонимы Томской области и Каргасокского района» (20 ноября 2020) познакомились с географическими названиями своего села и области, узнали об их происхождении. Конечно же, все ребята, живущие в Каргаске, знают с какого языка переводится название их села и что оно обозначает. Каргасок — в переводе с селькупского языка (селькупы — коренные жители Каргаска), означает Медвежий мыс. А вот о других поселках и реках, которые также носят селькупские названия, ребята не знали. Так, например, село Чажемто, известное всем ребятам, через него лежит путь из Каргаска в город Томск, на удивление всех, переводится с селькупского языка как Лягушачье озеро. Еще больше удивились ребята, что деревня Лозунга, расположенная недалеко от Каргаска, называется по названию таежной реки, протекающей рядом, и означает «Чертова река». И даже есть своя легенда о том, что давно жил в этой реке злой дух. Никому не разрешалось рыбачить на реке, злой дух утаскивал на дно всех рыбаков. На втором этапе мероприятия — мастер классе, ребята познакомились с орнаментами селькупов и изготовили закладку для книги из экокожи. Узнали, что такое орнамент, для чего он используется и где использовали орнаменты селькупы. О том, что в орнаментах селькупов, в основном, использовались геометрические фигуры. Много вопросов было от ребят, на которые они, конечно, получили ответы и пожелали встретиться еще. Красочные закладки, изготовленные своими руками, будут украшать книги и учебники ребятишек, и напоминать о добром мероприятии про селькупов — коренных жителей Каргаска, основавших родной поселок.

На этнокультурных уроках «Таинственные знаки и быт ханты», состоявшихся 23 и 24 ноября 2020 второклассники познакомились со знаками народа ханты. Знаки, которые со временем образовались в орнаменты и стали украшать одежду и предметы быта этого северного народа. В начале мероприятия ребята узнали, что же такое орнамент, для чего и где он используется. О том, что у северных народов традиционно в орнаменте использовались изображения — символы живой природы и животных. Очень интересными ребятам показались названия. Например, орнамент может называться «выводок утят» или «заячьи уши». И, на самом деле, если внимательно посмотреть на изображения, то можно увидеть и «ушки» и «утят», и «оленьи рога» и, даже, «щучьи зубы». Орнаментами северные народы украшали одежду, предметы быта и украшения.

На втором этапе мероприятия — мастер классе, ребята делали открытку из бумаги с северным рисунком и рисовали хантыйский орнамент. В выборе цвета школьники не были ограничены, хотя на уроке узнали, что ханты использовали только традиционные цвета, которые есть в природе. Открытки получились красочные, яркие и, по-северному, новогодние. Каждый, кто изготовил открытку, обещал подарить ее только самому близкому человеку. Открытки, изготовленные своими руками, будут напоминать о добром мероприятии про наших соседей — северный народ ханты.

По итогам реализации мероприятий в Каргаске, МОО «Льыоравэтльан» провела 7 уроков и 7 мастер-классов, в которых приняло участие 290 учеников МБОУ «КСОШ-интернат №1».

Для справки: Программа «Народная мозаика» финансируется за счет субсидии из средств федерального бюджета, выделенной на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г.
Организатор проекта — Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (г.Москва).

Источник

Читайте также:  Амулет своими руками как делать
Оцените статью