Как научить ребенка беречь природу
Природа – это неиссякаемый источник жизненных сил и здоровья, который оказывает прямое влияние на формирование личности человека. Многие из нас, находясь уже во взрослом возрасте, вспоминают спокойные прогулки по тихому лесу, веселое купание в речке и походы с друзьями.
Своей красотой и сезонными изменениями природа приковывает внимание не только взрослого человека, но и маленького ребенка. Постепенно знакомясь с яркими красками окружающего мира, дети открывают для себя неизведанный мир: им хочется потрогать каждый цветочек, листочек, послушать пение птиц, попробовать на вкус ароматную землянику и т.д. И то, насколько дети будут любить и беречь природу, заботиться о ней, зависит от нас.
Обращаем внимание детей на красоту природы!
Прогуливаясь с малышом в любое время года, обращайте его внимание на все прекрасное и удивительное в окружающей природе. Для этого не обязательно отводить специальное время и место. Достаточно во время прогулки смотреть по сторонам и прислушиваться ко всему происходящему, по дороге в детский сад и обратно.
Даже в привычных явлениях можно увидеть много интересного и замечательного:
- В зимнее время можно любоваться яркими лучами солнца, которые золотисто переливаются на снегу, очаровательным кружевом снежинок, причудливыми снежными шапками на ветвях деревьев.
- В весеннее время малышу понравится наблюдать за первыми цветами и зеленеющей травкой. Он будет под впечатлением от первых молодых листочков на ветвях деревьев.
- В летнюю пору можно обратить его внимание на капельки утренней росы, радугу после дождя, прекрасным ароматом летних цветов.
- А осень подарит малышу впечатления от ярких красок увядающей природы, золото опавшей листвы, из которых можно составлять различные букеты.
Во время прогулки на природе разговаривайте с ребенком о простых правилах, которые помогут сберечь все прекрасное:
- Не следует рвать слишком много цветов для букета, лучше сорвать несколько цветочков, а остальными цветами любоваться со стороны.
- Объясните ребенку, почему нельзя трогать муравейники и гнезда, расскажите о пользе птиц и муравьев.
- Расскажите, что в лесу нельзя разжигать костры, иначе неправильное обращение с огнем может привести к пожару.
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.
- О природе и всех ее обитателях стоит заботиться и любоваться со стороны.
Родители имеют огромный авторитет в глазах ребенка. На их примере малыш учится любить и ценить все живое вокруг себя. Во время неспешной прогулки расскажите о пользе птиц, как их следует кормить в зимнее время, почему нельзя трогать гнезда и уничтожать мухоморы. Такие беседы помогут ребенку не только расширить собственный кругозор, но и правильно сформировать определенные нравственные качества.
Природа делает нас лучше! Любуясь красотой природы, человек становится добрее и мудрее. Давайте все вместе учиться заботиться о природе, охранять и беречь все живое на земле.
Источник
Консультация «Как научить ребенка беречь природу»
Трубачева Елена
Консультация «Как научить ребенка беречь природу»
Учим ребёнка беречь природу
Формирование у детей основ экологической культуры предполагает единение и взаимосвязь таких ее составляющих, как интерес к природе и проблемам ее охраны, знание о компонентах природной среды и взаимосвязях между ними.
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что — то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Природа повседневно воздействует на детей, но они много не замечают, их восприятие бывает очень поверхностным. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все дети (как и не все взрослые) способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само по себе, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается наряду с другими замечательными качествами. И здесь, уважаемые родители, всегда нужно помнить, как велика роль взрослого, который должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. И не нужно забывать о том, что с каждым выходом в парк, с каждым выездом на природу родителям необходимо рассказывать о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы. Ребенок усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.
Нравственные и эстетические чувства по отношению к природе: жалость, любовь, сопереживание; культура поведения в природе и деятельность по оказанию ей помощи; мотивы, которыми руководствуются дети в своих поступках по отношению к природе. Главное, чтобы во время бесед осуществлялось одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности (в разных беседах акценты могут смещаться, и в одно из воздействий при этом становится наиболее сильным). Прием удивления используется как средство активизации познавательной деятельности, как инструмент для формирования устойчивых интересов, целесообразно его изменение и в экологическом воспитании. Парадоксальные факты, необычные сведения, использование фольклорного материала (сказки, пословицы, поговорки, загадки) вызывают у детей удивление и восхищение, устойчивый интерес к живым и неживым компонентам природной среды. Наибольший интерес дети проявляют к растениям и животным.
Формирование позитивного отношения к ним и стремление их оберегать может быть доступно в ходе такой беседы, как «Чудо рядом с тобой». Беседа «По тропинке в лес пойдем» позволяет скорректировать имеющиеся у детей первоначальные представления о лесе и его обитателях, о взаимосвязях между ними, о роли леса в жизни человека, о влиянии людей на жизнь леса. В ходе бесед формируются новые экологические знания, в том числе и нормах поведения в лесу, побуждает детей к размышлениям, учит анализировать свои и чужие поступки, воспитывает эмоциональную отзывчивость, развивает наблюдательность ребят.
Ребенок, как доказали ученые, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки взрослых. Значит, и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, прозрачным и сверкающим ручейком, нежным цветком и т. п., ребенок впитывает эти эмоции и чувства. И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, в поле, он вырастет бездумным, жестоким. Например, ребенок, увидев красивый цветок, может броситься к нему. желая сорвать,но мама должна сказать: «Посмотри, какой красивый цветок! Давай не будем его срывать. Если сорвем, цветочек завянет и умрет. Он нас не встретит завтра на этой тропинке. И нам будет грустно». Конечно, пройти мимо красивого цветка с ребенком очень сложно. Поэтому детям нужно показать растение, назвать его, полюбоваться его красотой в естественных условиях, рассмотреть его. Для удовлетворения познавательного интереса и эстетических потребностей бывает вполне достаточно составить небольшой букетик.При сборе цветов необходима охрана их подземной части: нельзя их вырывать из земли с корнем. Дома надо показать ребёнку, как поставить букет в вазу с водой.
И, уважаемые родители, общайтесь с вашими детьми на прогулке, беседуйте с ними о животных, растениях, наблюдайте за изменениями в природе, обсуждайте увиденное. Беседа с детьми расширяет, углубляет, систематизирует и обобщает их знания о природе, постепенно они учатся беречь природу. Виды и содержание бесед с природоведческойтематикой могут быть разнообразны: «Что ты увидел по дороге домой?», «Какие первые цветы появились?». «Какие птицы прилетели?» Очень хорошо, если мама знает дидактические игры природоведческого содержания: «Чей домик?», «Найди дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй за мной». Они учат классифицировать растения и животные; запоминать новые названия, обогащает и развивает речь. Главное, чтобы ребёнку и взрослому было интересно вместе. Не забывайте восхищаться природой! Не забывайте говорить о ласковом солнышке, о серебристой паутинке, о трудолюбивом муравьишке, о красавице-бабочке! Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. Ребенок, видящий красоту природы, познавшим заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям.
Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что порченое дерево или кустарник плохо растут.
Очень важно, чтобы родители во время прогулок с детьми сами бережно относились ко всему, что их окружает, и научили этому детей.
Источник
«Берегите природу!» Конспект занятия для детей 4–5 лет
Инна Кускова
«Берегите природу!» Конспект занятия для детей 4–5 лет
Тема: «Берегите природу!»
Возраст детей:4-5 лет
Интеграция образовательных областей:
1.Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.
2.Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
3.Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.
Методы и приёмы:
— наглядные: рассматривание картинок грибов, птиц, животных, знаки береги природу;
— словесные: загадка, беседа о лесе.
Материалы и оборудование: экологические знаки, аудиозаписи «Звуки леса», картинки грибов, картинки животных и птиц леса, деревья
Игровая: игровая ситуация
Коммуникативная: беседа о животных и птицах
Восприятие (художественной литературы и фольклора): рассказывание, обсуждение.
Музыкальная деятельность: слушание звука леса.
Ребята, к нам сегодня пришли гости,давайте поприветствуем их:
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!
Здравствуйте, гости! Здравствуйте!
Вот мы подарили гостям частичку здоровья!
Дети повторяют движения за воспитателем.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Что такое лес? Какие деревья растут в лесу? Какие животные живут в лесу?
Дети слушают вопросы и отвечают на них
Дети, смотрите, кто к нам прилетел. Кто же это?
Сорока: «Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда! Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда! Помогите! Помогите!»
Какая беда может случиться в лесу? Ребята, а чем мы с вами можем помочь лесу? Что мы можем сделать?
Отвечают на вопросы воспитателя
Дети слушают сороку
Давайте с вами отправимся в лес.
А на чём можно добраться до леса?
Сегодня мы отправимся в лес на автобусе.
Занимайте свои места!
На автобусе, на машине
Воспитатель и дети отправляются в лес, чтобы выяснить, что там случилось
Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво в лесу!
Ребята, какой воздух в лесу?
Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе? Почему?
Отвечают на вопросы.
Потому что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.
Воспитатель и дети слушают звуки леса
Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!
Воздух свежий мы вдыхаем
Руки к солнцу поднимаем
И ещё раз повторили.
Выполняют дыхательную гимнастику
Дети и воспитатель вместе выполняют дыхательную гимнастику
Лесовичок:- Кто пожаловал в лес?
Это мы дети из детского садика, пришлю сюда, чтобы помочь лесу.
Лесовичок: — Да как же вы можете помочь лесу, если вы еще маленькие?
Старичок-Лесовичок, наши ребята большие и умные. И они хорошо справятся с любым заданием. Ты проверь их и убедишься в этом сам.
Лесовичок: -Сейчас я их проверю.
Лесовичок: Какое сейчас время года? Расставьте эти картинки в нужной последовательности, начиная с того времени года, которое идет сейчас.
Вдруг из-за ёлки выглядывает
Игра «Времена года»
Лесовичок: теперь я убедился, что вы уже большие и многое знаете! Надеюсь, вы сможете помочь лесу и его обитателям.
Идите по этой тропинке и попадете на полянку. Счастливого пути!
Дети расставляют правильно картинки, и Лесовичок пропускает в лес.
Дети идут и выходят на полянку, на которой ничего не растет
Ребята на этой полянке росли когда-то красивые цветы. Что произошло с ней? Почему она так выглядит? Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой?
Давайте посадим на ней цветы.
Игра «Собери цветок»
Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу? Давайте поставим знак.
Ребята, посмотрите, на нашу красивую полянку прилетели бабочки. Давайте подуем на них и посмотрим, как красиво они кружатся над нашей полянкой! Отвечают на вопросы.
Смотрят на бабочек
Ребенок подходит к столу и выбирает нужный знак
Ребята, посмотрите, сколько грибов растет в лесу. Какие грибы можно собирать? Как следует собирать грибы? А какие грибы собирать нельзя? Почему? Ребята, а почему нельзя топтать и ломать ядовитые грибы? Какой знак мы можем здесь поставить? Отвечают на вопросы.
Ребенок подходит к столу и выбирает знак.
Дети рассматривают картинки с грибами.
А какие деревья растут в лесу? Зачем нужны деревья?
Игра на внимание «Птицы»
Зачем птицы строят гнезда? Какое правило, мы знаем про птиц? Береза, дуб, клён, тополь.
Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.
Отвечают на вопросы
Ребёнок выбирает знак и объясняет его, что он обозначает.
Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? Что мы сделали? Как хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в группу!
Лесовичок: -Молодцы, ребята! Вы настоящие защитники природы! Надеюсь, благодаря вам, люди будут бережно относиться к природе. А на память я дарю вам этот плакат, который расскажет людям, что нужно беречь природу и заботиться о ней. Повесьте его в детском саду!
Спасибо, Лесовичок! До свидания! Ребята, встаньте в круг и закройте глаза. Раз, два, три –повернись и в группе окажись.
Вот мы и в группе.
-Ребята, вам понравилось путешествие?
-Какие правила поведения в лесу вы знаете? Давайте об этом расскажем.
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,и друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!
Встают в круг, повторяют слова.
Итоговое мероприятие:Выставка детского творчества: рисунки — «Берегите природу!».Беседа: «Земля – наш общий дом».
Беседа «Берегите природу» Мы — хозяева нашей природы,а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным — лес, степи,.
Стихотворение «Берегите природу» Берегите природу! (Из серии: «Творчество воспитателя») Иногда воспитателя детского сада тоже посещает МУЗА поэзии! Вот и на меня нахлынуло.
Беседа «Берегите природу» Беседа на тему: «Берегите природу» Подготовила воспитатель: Разводова Е. К. «Что такое природа?» Цель: дать детям понять, что природа.
Физкультурно-экологическое развлечение в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Берегите природу» Автор: Мурадян Екатерина Сергеевна — инструктор по физкультуре и Миннахматова Светлана Петровна – воспитатель МДОБУ «Детский сад №6», Ленинградская.
Конспект интегрированной НОД по экологии в средней группе «Берегите природу!» Цель: — формирование у детей основ экологической культуры. Задачи: •Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе,.
Конспект коллективного занятия «Берегите природу» Конспект коллективного занятия «Берегите природу» Материалы: цветная бумага, клей ПВА, кисточки, плакат с красными кругами в центре.
Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Берегите природу» Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Берегите природу». Цель: — Формирование экологической грамотности детей.
Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Берегите природу» Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Берегите природу». Цель: — Формирование экологической грамотности детей.
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Берегите природу!» Конспект занятия по экологии в старшей группе «Берегите природу!» Свиридова Т. Ф. Цель: — формировать у детей основы экологической культуры.
Мастер-класс для педагогов «Берегите природу» Мастер – класс для воспитателей «Берегите природу» Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере.
Источник