- § 1. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания
- Основные познавательные функции науки: научное описание, объяснение, понимание, научное предсказание
- Понятие науки. Наука как деятельность, соц. институт и система знания
- Наука как деятельность описание объяснение предсказание
§ 1. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания
Понятие науки имеет длительную историю. Оно изменялось, наполнялось новым содержанием сообразно тому, как изменялась и сама наука, менялся круг изучаемых ею явлений, развивались методы и средства познания, способы передачи знаний, появлялись новые функции науки.
Множество различных аспектов понятия науки в самом общем и кратком виде могут быть сведены к следующему определению. Наука — это сфера человеческой деятельности, основной функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности.
Основными задачами науки являются описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе открываемых ею законов.
Система наук с некоторой долей условности делится на естественные, технические, общественные и гуманитарные науки. По направленности научных дисциплин, по их отношению к практике принято различать науки фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки занимаются познанием закономерных отношений между явлениями действительности. Непосредственной целью прикладных исследований является применение результатов фундаментальных наук для решения технических, производственных, социальных задач.
Главным образом, под словом «наука» подразумеваются: 1) деятельность по получению новых знаний, 2) знания, полученные посредством научно-исследовательской деятельности, 3) социальный институт, занятый выработкой знаний.
1) Если в повседневной жизни знания служат средством для достижения практических целей, то для науки именно получение знаний является целью. Для научной деятельности характерны: выработка и использование методов научного исследования, использование специального оснащения (приборы, инструменты, лаборатории и т.п.),
усвоение и переработка обширной информации (библиотеки, базы данных и т.п.).
2) Совокупность научных знаний характеризуется понятийной формой их выражения, их эмпирической и теоретической обоснованностью, их доступностью для критики, их ориентацией на истинность и объективность, их тенденцией к системной связности и непротиворечивости.
3) Наука в качестве социального института характеризуется функционированием научных обществ, учреждений, научных периодических изданий, проведением научных конференций, дискуссий, связями науки с другими социальными институтами.
Источник
Основные познавательные функции науки: научное описание, объяснение, понимание, научное предсказание
Познавательная функция научных знаний проявляется как:
Описание— функция научного знания, состоящая в фиксации данных эксперимента или наблюдения, с помощью определенной системы обозначений, принятых в данной науке. Входит в состав эмпир уровня. На стадии описания происходит упорядочение материала. В современной науке описание в ряде случаев заменяется математ наукой.
Требования к описанию: точность и однородность
— эмпирическое— результат переработки чувственного материала в формы высказываний,
— теоретическое – логическое воспроизведение существенных связей и отношений объектов.
Разновидность описания: графики и рисунки.
«-« описания: допускается неточность (субъект осуществляет описание), чтобы избежать недостатки проводятся корректировки, стандартизация и контроль инструмент методов.
Объяснительная функция – функция научного познания, предполагающая раскрытие сущности изучаемого объекта.
Наиболее развитая форма научного объяснения – объяснение на основе теоретических законов. В науке широко используется форма объяснения, заключающаяся в установлении причинных, генетических, функциональных, других связей.
В современной методологии научного познания наиболее широкой известностью пользуется дедуктивно-номологическая модель научного О. Она представляет собой логический вывод, посылки которого называются экспланансом, а следствие — экспланандумом. Эксплананс должен включать в себя по крайней мере одно общее утверждение, а экспланандум должен логически следовать из эксплананса. В общем случае в эксплананс может входить несколько общих и единичных утверждений, а вывод — представлять собой цепочку логических умозаключений. Объяснение согласно данной модели состоит в подведении объясняемого явления под закон природы.
Если для О. природных событий и фактов используется дедуктивно-номологическая модель, то для общественных наук, имеющих дело с О. человеческих действий предлагаются иные формы О. Так, в области истории используется рациональное объяснение. При О. поступка некоторой исторической личности историк старается вскрыть те мотивы, которыми руководствовался действующий субъект, и показать, что в свете этих мотивов поступок был рациональным (разумным). Рациональное О. сталкивается с существенными трудностями:
— Во-первых, не ясно понятие рациональности, на которое должен опираться историк при О. поступков исторических личностей. Историк не может руководствоваться тем стандартом рациональности, который принят в его время.
Во-вторых, люди чаще всего действуют без всякого расчета — под влиянием импульса, желания, страсти.
Поэтому модель рационального О. может быть использована для О. сравнительно небольшого числа человеческих поступков.
Гораздо большую сферу охватывает телеологическое, или интенциональное, О. Интенциональное О. указывает не на рациональность действия, а просто на его интенцию, на цель, которую преследует индивид, осуществляющий действие.
Логической формой интенционального О. является т.наз. «практический силлогизм». Одна из посылок практического вывода говорит о некотором желаемом результате, или о цели, другая посылка указывает средства достижения этой цели. Выводное суждение представляет собой описание действия. Поэтому силлогизм и называется «практическим».
Понимание —присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведенение смыслового содержания предмета. Понимание может быть научным и вненаучным. Вненаучные методы – понимание языка, других людей в диалоге, понимание социальных норм – складывается в непосредственном жизненном процессе.
В науке же понимание предполагает использование специальных методологических правил и представляет как интерпретация.
Типичными видами научно-теоретического понимания являются:
— историческое понимание (понимание прошедших эпох)
— философское понимание (интерпретация инокультурных символов и метафор, перевод и истолкование других текстов),
— понимание в социально-антропологических исследованиях (понимание иных форм жизни, культурных норм и ценностей),
— понимание в естествознании (понимание микрообъектов и интерпретация формализмов научных теорий)
Особенности механизмов понимания, в том числе научного, представлены в современной герменевтике. Она призвана дать ответ на основополагающий философский вопрос: Как возможно понимание окружающего мира,
Научное знание не только объясняет факт или явление, но, может их предсказать. Чем полнее, глубже будет реализована функция объяснения, тем надежнее, точнее будет предсказание. Между предсказанием, объяснением как важнейшими функциями научного знания существует глубокая взаимосвязь. Чтобы создать научное знание, которое могло бы активно служить практике, надо не только знать, что, как происходит в настоящем, но, предвидеть ход будущих событий, выявить их тенденции, закономерности. Предсказание может быть сделано, на основании закона, гипотезы, простого эмпирического обобщения. Характерная особенность предсказания заключается в том, что оно всегда относится к неизвестным событиям: либо к тем объектам и ситуациям, которые еще не существуют в настоящем и лишь возникнут в будущем, либо к объектам, которые уже существуют, но еще не стали предметом наблюдения или эксперимента.
В настоящее время прогностическая функция научного знания становится все более практико-ориентированой.
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 4528 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Понятие науки. Наука как деятельность, соц. институт и система знания
Наука как социокультурное явление окончательно сложилась в первой трети 19 в. в Европе, хотя процесс этот начался в Новое время. Наука – это сфера человеч. деятельности, направленная на производство и теоретическую систематизацию достоверных знаний о природной, духовной и социальной реальности. В данном определении отражены 2 важнейшие характеристики науки – наука как специфический вид познавательной деятельности и как е результат. Кроме этого, понятие науки включает след. аспекты: наука как специфическая деятельность, как система знания, как социальный институт, как производительная сила, как форма общественного сознания.
Цель науки – описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, которые представляют собой предмет науки.
Задача науки – открытие, познание законов. Предмет – часть объекта, на которую направлено познание. Объект – вся реальность, которая включена в изучение науки.
Признаки науки: выделенный предмет познания, истинность, обоснованность, системность, направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, особый профессионально-специальный язык, наличие методологии; ориентированность на расширение знания (приращение нового знания, выходящего за пределы имеющегося).
Наука как система знаний – совокупность упорядоченных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности. Включает эмпирический (научный факт, зависимости, эмпирические обобщения, данные наблюдений), теоретический (понятия, категории, принципы, законы, гипотезы, теории) и метатеоретический (научная картина мира, идеалы и нормы науч. исследования, философ. основания науки) уровни.
1) Это система отношений человека к миру;
2) Это перевод познавательных объектов на новую форму;
3) Под наукой предполаг. сист. понятий уже познанных для определения научного поиска.
Типология научного знания: – знание как информация об объект. мире, обществе, природе; – знание о внутреннем дух.-псих. мире человека; – знание о целях и программе научной деятельности.
Критерии научного знания: 1) формально-логическая непротиворечивость знания; 2) принцип верификации (проверка опытом); 3) рациональный характер знания; 4) воспроизв. знания; 5) семантическая инвариантность знания; 6) интерсубъективность; 7) универсальность; 8) функционально-ориентированный критерий; 9) прогностический критерий; 10) соответствие метотеоретическому уровню.
Наука как специфическая деятельность – система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию достоверных знаний о природной, социальной и духовной реальност. Выделяют 2 основных типа науч. исследований: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные – это исследования, ориентированные на приращение предметного знания, фиксируемого в форме законов. 2 типа фунд. исследований:1 – выявление основных фунд. законов в развитии и познании действительности; понять как устроена исследуемая реальность. 2 – вывить как фунд. знания могут применяться для решения прикладных разработок. Прикладные – это исследования, ориентированные на приращение знания, используемого для решения конкретных практических задач. Наука как специф. деятельность направлена на выявление сущностных характеристик реальности, формирование непротиворечивого знания об объективной картине мира, прогнозирование состояния объектов и процессов на основе выявленных законов, разработка спец. средств познавательной действительности, разделение труда в науке (создание системы науч. учреждений); получение, хранение и распространение науч. информации.
Наука как соц. институт – 1) наука интегрируется в систему соц. связей; 2) наука становится соц. институтом; 3) совокупность научных организаций и учреждений; 4) соблюдение этноса науки; 5) сложная система взаимодействий внутри научного сообщества.
Как соц. институт наука сформировалась в Новое время. Социальные функции, выполняемые наукой: 1. культурно-мировоззренческие – создание науч. картины мира;
2. функции науки как непосредственной производительной силы или индустриально-производственная – создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких прикладные исследования и разработок, создание сетей научно-технической информации;
3. соц. управления и рационализация соц. отношений;
4. функция генерации и воспроизводства науч. знания и трансляция соц. опыта.
3, 4 — наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие, социальное управление и те социальные институты, которые участвуют в формировании мировоззрения.
Проблемы современной науки как соц. института: разработка эффективных систем, ценностно-нравственной регуляции науч. деятельности; исследование этических и социокультурных аспектов науки.
Этапы в развитии науки как соц. института:
1. древний мир – происходит сакрализация знания, это протоэтап соц. института: Др.Египет – создание «дома жизни», Др.Греция – институализация проявилась в деятельности софистов (оплата за философию, риторику). Эпоха эллинизма – появились библиотеки и мусейон (музей и храм одновременно);
2. развитие христианства: развитие на Востоке центров науч. знания;
3. 9-12 в. — возвращение науки на Запад: появились первые университеты;
4. 16в. первые академии наук в Риме, Лондоне;
5. 18 в. появл. энциклопедия под редакцией Дидро, Даламбери;
6. сер. 19 в. – первые научно-исследовательские лаборатории;
7. нач. 20 в. – закрепляется статус науки как части госуд. политики;
8. сер. 20 в. – наука превращается в сферу массового производства знаний, процесс интернационализации знания, появл. понятие незримого колледжа.
Источник
Наука как деятельность описание объяснение предсказание
Библиографическая ссылка на статью:
Текеев И. Наука как деятельность // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/77206 (дата обращения: 18.06.2021).
Сейчас, в начале XXI века мы можем с полной уверенностью заявить, что ни одна сфера духовной культуры не оказала настолько значимого воздействия на социум, так же как наука. И в нашем миропонимании, и в обществе находящихся вокруг нас объектов, мы везде где только можно, сталкиваемся с результатами ее формирования. Почти со всеми из них мы срослись настолько, что уже никак не предрасположены их подмечать или тем более видеть в них особые заслуги.
Ни с чем не сравнимы и темпы собственного подъема и преобразования науки. Любые, в том числе и величайшие, профессора и ученые обречены на то, что приобретенные ими результаты со временем станут переформулированы, проявлены в другом языке, а их мысли станут преобразованы. Идеи и мысли уже после их опубликования начинают существовать независимой жизнью, независимой воле и вожделениям их создателей. В некоторых случаях получается таким образом, что ученый вплоть до конца своей жизни не может принять того, во что перевоплотились его мысли. Они ему уже больше не принадлежат, ученый не в силах угнаться за их развитием и контролировать их применение.
Не удивительно, что сейчас наука зачастую оказывается предметом ожесточенной критики, её осуждают в абсолютно во всех смертных грехах, в том числе и в аварии Чернобыля, и экологических кризисах в мире. Однако, такая критика во-первых — только косвенно еще больше восхваляет огромную роль науки, потому что никому не придет в голову обвинять в таком нынешнюю музыку, искусство или зодчество. А во-вторых, нелепо и странно винить науку в этом, что социум почти никогда не использовала ее результаты себе во благо.
Сказанное ранее достаточно, для того чтобы осознать, то что наука — это достойный объект изучения. В наш период наука оказалась под перекрестным объединением многих дисциплин, включая социологию, историю, экономику, психологию, науковедение.
Наука, имея множественные определения, представляется в нескольких ипостасях. Так, она подразумевается и как форма деятельности, и как система или совокупность дисциплинарных познаний, равно как обычаи, т.е. совокупность общепринятых норм (культура) передаваемая от поколения к поколению в сообществе ученых или же как социальный институт. Наука многоаспектна и многогранна, однако в первую очередь она предполагает собой производство знаний. В то же время наука – это конкретная человеческая деятельность, обособленная в процессе распределения труда и нацеленная на приобретение знаний. Непосредственно именно такое понимание науки особо отмечал Владимир Иванович Вернадский: “Ее [науки] содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира, в основе она главным образом состоит из научных фактов и их эмпирических обобщений, и главным живым содержанием является в ней научная работа живых людей”[4]
В другом толкований, наука выступает как система знаний, соответствующий аспектам объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обрести себе независимость и существовать нейтрально по отношению к идеологическим и политическим ценностям. То, ради чего армии ученых растрачивают свои жизни и кладут свои головы, есть истина, она превыше всего, она есть конституирующий науку элемент и представляет собой главную ценность науки. Именно поэтому один из основателей современного науковедения Дж. Бернал отмечал, что дать определение понятию науки по существу невозможно. Можно лишь обозначить пути, следуя которым мы можем приблизиться к пониманию того, чем является наука. Для этого, наука должна стать предметом структурного разбора и анализа, в процессе которого разделяются ее главные составляющие, раскрываются содержательные и многофункциональные свойства всякого их них, что позволяется значительно углубить обыденное представление о науке и различные чиста дескриптивные модели её описания. [6]
К главным структурным составляющим науки как системной целостности или важнейшим характеристикам бытия науки относятся:
— наука как деятельность;
— наука как знание;
— наука как социальный институт.
Наука как деятельность представляет созидательный процесс субъект-объектного взаимодействия, направленный на создание и воспроизводство новых объективно-истинных знаний о действительности.
Особый анализ научной деятельности дозволяет укрепить ряд отличительных признаков науки, обосабливающее её от иных типов духовно-познавательной деятельности и, а именно, различных форм обыденного или неспециализированного познания, которые очень часто употребляются в ежедневной жизни человека и конституируют в так именуемую «логику» здравого смысла. В структуре любой, в том числе и научной, деятельности можно вычленить такие её составляющие, как субъект, объект, средства и способы, программы и цели, результаты или составляющие. Именно по этим параметрам научная деятельность значительно различается от остальных типов познавательной деятельности и форм образования знаний. К примеру, в актах ежедневного либо неспециализированного познания субъект, как это бывает, создается в процессе природной социализации и усвоения наследственных навыков познавательной деятельности. В науке же формируется особая система профессиональной социализации, которая подразумевает освоение субъектом большего массива знаний, навыков, форм и способов коммуникации.
Наука создает особый мир идеализированных объектов, такую предметную реальность, которая не представлена в реальных формах практической деятельности человека или в его обыденно эмпирическом опыте. Предмет науки – это всегда результат творческого конструирования такого типа реальности, который может быть освоен лишь в будущих формах практики. [7]
Нынешняя наука применяет множество различных и тщательно приспособленных к исследуемым предметным комплексом способов познания природы, социума и религиозно-психической реальности. Из их числа выделяют:
— материальные средства, составляющие экспериментально-измерительную или приборную базу современной науки;
— концептуально-логические средства, в состав которых входят специализированные искусственные языки и категориальные системы.
— математические средства, включающие в свой состав различные системы математических языков и формализмов, объяснения и предсказания исследуемых явлений и процессов. [9]
Одна из особых отличительных черт научно-познавательной деятельности считается соответствующая ей методологическая рефлексия, нацеленная на осмысление и многократную оценку используемых познавательных действий, а также создание системы особых способов и средств, призванных улучшить эти действия и содействовать достижению объективно-истинного знания об исследуемой действительности. Методы и формы получения знаний не осознаются и не анализируются. Они как бы «расплавлены» в ткани реальных познавательных действий и усваиваются субъектом непосредственно в процессе воспитания, естественной социализации и приобщения к определённым обычаям и традициям. [8]
Научная деятельность значительно отличается от остальных видов и форм познания также по конечному продукту. Каждая познавательная деятельность в идеале должно быть ориентировано на то, чтобы заполучить знание или информацию об изучаемом феномене. Но в разных формах и на различных уровнях познания данная информация специфицируется сообразно ряду немаловажных признаков. В её содержании могут быть показаны объективно-предметные стороны жизни и процессов действительности. Она имеет возможность закреплять субъективно и личностно значимые переосмысления социального мира и мира культуры. Это может быть информация о программах и ценностях, о целях возможных действий деятельности личности, общественной группы или социума в целом. При этом принципиально важно закрепить те характеристики и параметры, которые отличают научное знание как особый вид информации и окончательный продукт научно-познавательной деятельности. Предоставленная характеристика науки подразумевает её анализ как особой системы знания.
Подведем итоги. Наука это деятельность, которая осуществима только благодаря ценностям, которые складываются из множества традиций, в пределах которых эта деятельность осуществляется. Наука сама может быть рассмотрена как специфический тип обычаев, передаваемых через поколения в человеческой культуре.
Когда наука выступает как система знаний, соответствующий аспектам объективности, истинности, адекватности, научное знание пробует получить себе зону автономии и существовать нейтрально по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. То, из-за чего ученые тратят свои жизни, есть всеобъемлющая истина, она выше всего, она есть определяющий науку элемент и представляет основную ценность науки.
Библиографический список
- Бакланов И.С. Функционирование знания и социальная рационализация в период тотальности религиозного мировоззрения // В сборнике: Социум и религия . Философский альманах. Ставрополь, 2010. С. 50-62.
- Бакланов И.С., Синельников М.Б. Философия науки и научно-информационной деятельности . Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002.
- Бакланова О.А. Понимание как метод социального познания // В сборнике: Актуальные проблемы социогуманитарного знания . Сборник научных трудов. Ставрополь, 2009. С. 91-94.
- Вернадский В. И. Проблемы биохимии. – М., 1988. С. 252.
- Зеленков, А.И. Философия и методология науки: учебное пособие для аспирантов и магистрантов / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – 2-е изд., доп., испр. – Минск: ГИУСТ, 2011., – 479 с.
- Зеленов, Л.А. История и философия науки: учебное пособие / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. – М.: Флинта: Наука, 2008., – 431 с.
- Зуев, В.В. К вопросу о генезисе научной теории / В.В. Зуев // Вопросы философии. – 2011. – №1. – С. 98-105.
- Кашперский, В.И. Проблемы философии науки: учебное пособие / В.И. Кашперский. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007., – 122 с.
- Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – 576 с.
Количество просмотров публикации: Please wait
Источник