Научное предположение теоретически обоснованное предсказанием

Гипотеза исследования

Гипотеза — это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленной цели исследования. Выделяют различные типы научных гипотез. Представим некоторые из них.

1) научное предположение (теоретически обоснованное предсказание);

2) эмпирическое предположение (связь между воздействием и результатом, если. то. );

3) рабочая гипотеза (первоначальный план, который мы намечаем, чтобы сделать то-то и то-то);

4) нулевая гипотеза (что-то делаю, но не знаю, что получится) и др.

Гипотезы бывают описательные и объяснительные.

В описательной гипотезе связь между причиной и следствием описывается, при этом условия, факторы, диктующие обязательность поступления следствия не раскрываются. Такая гипотеза не обладает свойством прогностичности.

В объяснительной гипотезе раскрываются не условия, факторы, при соблюдении которых следствие наступит обязательно. Такая гипотеза носит прогностический характер.

Свойства научной гипотезы.

— Гипотеза должна соответствовать осмысленным фактам.

— Гипотеза должна быть эмпирически проверяемой.

— Гипотеза должна соответствовать существующему достоверному знанию.

— Гипотеза должна быть принципиально опровергаемой.

— с помощью теоретического обоснования;

— на основе передового педагогического опыта;

В ВКР по истории педагогики, сравнительной педагогике формулировка гипотезы не обязательна.

Приведем примеры удачно выстроенных гипотез.

1) Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии будет результативной, если:

— организовать целенаправленное профессиональное просвещение учащихся с использованием методики модульного отражения профессиоведческой информации;

— включать школьников в творческую деятельность по решению реальных социально значимых задач в предпочитаемых ими сфер производства и обслуживания.

Основной ошибкой неудачной формулировки гипотез является их очевидный характер, т.е. авторы работ утверждают, что если хорошо учить и воспитывать, то и результаты будут хорошими.

Пример неудачно сформулированной гипотезы:“соединение обучения с производительным трудом выступает важным средством воспитания социальной активности старшеклассников, если: осуществляется связь теоретических знаний с производительным трудом:

в процессе производительного труда обогащается социальный опыт учащихся; педагогически целенаправленно строятся отношения старшеклассников к результатам труда; в процессе трудовой деятельности раскрываются научные основы техники и технологии современного производства”.

Как видно, эти утверждения носят очевидный характер, вряд ли против них что-то можно возразить.

5. Сформулированные цель и гипотеза исследования логическиопределяют его задачи.

Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

Чаще всего задачи формируются в 2х вариантах.

Первый – простой – когда задачи формулируются как относительно самостоятельные, законченные этапы исследования.

Пример: тема “Персональный компьютер как средство коррекции знаний по математике”:

выявить особенности коррекции математических знаний как части учебного процесса;

выявить возможности персонального компьютера в управлении деятельностью ученика в процессе коррекции знаний по математике;

разработать педагогическое программное средство по одной из тем школьной программы и методику его использования;

проверить эффективность разработанной методики в учебном эксперименте.

Второй вариант, более сложный и строгий, является предпочтительным. Здесь задачи выступают как отдельные подпроблемы общей проблемы исследования и как частные цели по отношению к общей цели ВКР.

Читайте также:  2010 год январь происшествие предсказания

Пример: тема “Формирование готовности школьников к выбору профессии”.

1) охарактеризовать сущность понятия готовности к выбору профессии, выявить его критерии и уровни сформированности у учащихся 8-9 классов;.

2) определить и экспериментально проверить возможности курса “Трудовое обучение” в формировании у школьников готовности к выбору профессии;

3) обосновать содержание профориентационной работы;

4) определить формы и методы профориентации.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Гипотеза в дипломной работе: как написать (пример)

Понятие гипотезы

Каждый студент регулярно слышит от педагога такую фразу: «Вы должны задать направление для своего исследования». Гипотеза как раз и предназначена для этого. Она определяет не только направление, но и научную значимость будущего исследования.

Гипотезу пишут во введении дипломной. По своему объему она не превышает одного абзаца и состоит из 1-3 предложений. При этом дальнейшее исследование проводится с целью доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы.

Именно в этом и заключается цель любой исследовательской работы. В процессе написания автор анализирует материал по теме, формирует будущую структуру диплома, проводит исследование, которое позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Все полученные результаты, как в теоретической, так и в практической работе, должны быть отражены в форме выводов в заключении дипломной. Обязательно необходимо указать была ли гипотеза подтверждена или опровергнута.

Основные признаки правильной гипотезы

Правильно выдвинутая гипотеза не должна быть очевидным утверждением или научным фактом, который неоднократно был доказан. Например, нельзя в качестве гипотезы выдвинуть утверждение, что Земля круглая и вращается вокруг солнца. Еще в III веке до нашей эры данное утверждение могло сойти за гипотезу, но в XXI веке это вызовет только смех, поскольку данный факт является неопровержимой истиной.

Чтобы определить правильность составления гипотезы следует опираться на следующие атрибуты:

  • В гипотезе нет понятий, которые могут являться темой для самостоятельного исследования.
  • Предложенную гипотезу можно проверить теоретически или посредством проведения экспериментальной работы.
  • Гипотеза соответствует актуальности и теме исследования.
  • Гипотеза несет в себе научную ценность.
  • Результаты исследования в рамках доказательства гипотезы могут быть использованы для проведения последующих анализов.

Если гипотеза соответствует всем указанным выше пунктам или хотя-бы 4 из них, значит она написана правильно.

Формулируем правильную гипотезу

Несмотря на то, что гипотеза указывается в самом начале введения, составлять ее следует после написания первой части дипломной работы, а именно после тщательного анализа научной и методической литературы, статей, публикаций в периодических изданиях. Только тогда Вы сможете самостоятельно ориентироваться в выбранной теме исследования, а шанс написать правильную гипотезу увеличится в несколько раз.

В том случае, когда выпускная работа содержит не только теоретическую, но и практическую главу, гипотеза будет указываться до начала проведения эксперимента, поскольку его результаты станут поводом для подтверждения или опровержения гипотезы.

Чуть ниже мы представили схему написания гипотезы для дипломной работы:

При написании гипотезы лучше всего использовать такие слова и речевые обороты, как:

  • Можно предположить, что…
  • Следует ожидать, что….
  • Предполагаем, что….

При этом следует отказаться от использования следующих фраз:

  • Я считаю/предполагаю/думаю….
  • По моему мнению….
  • Если…, то….

В качестве примера можно привести следующую ситуацию:

Студент в качестве темы для написания дипломной работы заявил тему «Диетические свойства бразильского ореха». Однако в процессе написания работы, он понял, что не сможет найти информацию для необходимых 70 листов выпускной работы.

Читайте также:  Ванга предсказания для весов

В таком случае, научный руководитель решает заменить предмет исследования на кедровые орехи. В качестве гипотезы было выдвинуто:

Местные бразильские орехи в несколько раз полезнее, чем импортные.

Однако после исследования стало понятно, что польза орехов, выращенных на территории Бразилии, и привезенных из других государств, одинакова.

Выйти из положения можно только изменив гипотезу работы на:

Местные бразильские орехи, такие же полезные, как и импортные.

Но, если бы в работе выяснилось, что местные орехи несут меньшую пользу, чем импортные, пришлось бы менять тему исследования.

Это говорит о том, что формирование гипотезы зависит не только от темы исследования, но и от его результатов.

Примеры гипотез для дипломных работ

Ниже мы собрали для вас варианты разных гипотез для работ:

1. ВКР: «Роль математики для детей раннего возраста».

Гипотеза: «Использование дидактических игр в соответствии с возрастом ребенка помогут сформировать элементарные математические представления».

2. ВКР: «Организация патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков».

Гипотеза: «Можно предположить, что организация патриотического воспитания подростков 14-16 лет может быть достигнута посредством их участия во внеклассных спортивно-военных мероприятиях».

3. ВКР: «Формирование лексико-грамматических навыков английского языка при подготовке к ОГЭ».

Гипотеза: «Можно предположить, что регулярное использование упражнений на изучение лексики и грамматики позволит избежать ошибок при выполнении аналогичных упражнений более высокого уровня сложности».

4. ВКР: «Формирование читательского интереса у младших школьников».

Гипотеза: «Можно предположить, что использование активных форм и методов обучения позволит сформировать читательский интерес у детей младшего школьного возраста».

5. ВКР: «Формирование профессиональных навыков студентов посредством тренажерного обучения».

Гипотеза: «Формирование профессиональных навыков студентов, по профессии машинист лесозаготовительных и трелевочных машин будет идти успешнее, если методика организации занятий будет строиться на технологии тренажерного обучения».

Теперь Вы знаете, как самостоятельно написать гипотезу к исследовательской работе и проверить ее на правильность.

Источник

Выдвижение, обоснование и проверка научных гипотез

Прежде чем приступить к своим изысканиям, ученый изучает накопленный материал и существующие в науке подходы к рассматриваемой им проблеме. Этот процесс приводит к появлению предварительного представления о возможных причинах и следствиях изучаемого явления.

Это называется гипотезой. Ее вероятностный характер предполагает конкретизацию и уточнение предварительного знания, его проверку. Без постановки гипотезы научное исследование невозможно. Ее формулирование, обоснование, подтверждение (или опровержение) приводят к появлению теории.

Методы выдвижения гипотезы

Любое исследовательское предположение строится на основе уже проверенных знаний. Они опираются на факты и дают толчок мысли, прокладывают путь к дальнейшим рассуждениям. Структура гипотетической идеи сложная, включает в себя целую систему умозаключений и суждений.

Чем выше уровень компетентности исследователя, тем больше новых мыслей возникает в его сознании по ходу изучения темы. Он видит недостаточно разработанные стороны и аспекты рассматриваемой проблемы. Выдвижение гипотезы становится закономерным следствием подобной мыслительной работы.

При этом используются как логические, так и нелогические эвристические способы. Наряду с известными рациональными методами научного познания – аналогией, индукцией, дедукцией – ученый применяет интуицию, догадку. Интуитивные методы способствуют формированию более полного представления об объекте, особенно с точки зрения его развития в будущем.

Читайте также:  Все предсказания симпсонов 2021

Каким требованиям должна соответствовать гипотеза?

При постановке гипотезы следует соблюдать необходимые требования. В первую очередь это ее соответствие уже установленным научным законам, принципам. Например, отрицание закона всемирного тяготения будет антинаучно. Другое важное условие – объяснение всех явлений, имеющих отношение к данному научному предположению.

Если хотя бы один факт не объясняется в рамках выдвинутой модели, значит, она несостоятельна либо недостоверен факт.

Следующее требование – соответствие формальной логике. Наконец, важно допускать возможность подтвердить или опровергнуть сформулированные вероятностные идеи.

Выдвижение и обоснование гипотезы

Выдвижение научной гипотезы позволяет обобщить отдельные данные, теоретически объяснить исследуемое явление. Основание, форма, предположение – основные элементы в ее структуре.

Научная работа, проведенная ученым на этом этапе исследования, определяет дальнейшие действия: выбор методов, систематизацию полученных результатов. В рамках выбранной концепции необходимо уточнить и конкретизировать гипотетическое положение, его эффективность, соответствие целям исследования.

Гипотеза в науке всегда требует проверки и подтверждения. Только тогда можно говорить о ее состоятельности как рабочего инструмента ученого. Это делается опытным и теоретическим путем.

В первом случае применяются экспериментальные способы познания, широко используются эмпирические методы: наблюдение, сбор фактического материала, опрос и т.д. Полученные результаты должны быть объективными, научно ценными, информативными. Собранные вместе, они создают систему, подтверждающую идеи исследователя.

Рациональные методы обоснования опираются на индукцию и дедукцию. При этом используется строго логическая аргументация. Тогда процесс подтверждения гипотетического положения позволяет показать его эвристическую силу, предсказательное значение. На теоретическом уровне важное место занимает обобщение. Благодаря общности своих свойств явления группируются и обозначаются одним понятием.

Предполагаемое положение считается обоснованным, если оно непротиворечиво, логично, проверяемо, способно меняться. Теоретик, излагающий его, должен быть уверен в своих выводах.

Когда новые гипотетические положения появляются в статье или монографии, результат, к которому стремится автор, – появление сторонников его концепции. Это показывает, что изложенные в публикации выводы показались им убедительными. Когда гипотетическая идея, изложенная в публикации, подтверждается многократно, она становится теорией.

Опровержение научной гипотезы

Обоснованное предположение исследователя может быть не только доказано, но и опровергнуто. Это происходит, как и в случае доказательства, в прямой и косвенной форме. В первом случае новые факты вступают в явное противоречие с выводами исследователя.

Решение об ошибочности гипотезы выносится благодаря логическим умозаключениям. Выводя из предполагаемой причины определенное следствие, потом проверив его на практике, можно обосновать истинность или ложность вероятностного положения.

В случае косвенного опровержения необходимо наличие нескольких предположений. Они рассматриваются, по очереди выявляют свою несостоятельность. В конечном итоге может остаться одна верная, которая считается доказанной. Таким образом, все остальные являются опровергнутыми.

Работа с гипотезами предполагает их обдумывание, выдвижение, обоснование и доказательство (или опровержение). Основанием для их постановки является необходимость проверки новых идей. Такое невозможно без анализа большого фактического материала.

Интуиция при этом играет определенную роль, исследовательское видение всегда имеет рациональное обоснование. Оно дает ученому возможность дать предварительный ответ на вопрос о еще не изученных фактах, связях между ними, о причинно-следственных зависимостях.

Все научные открытия были подготовлены длительным процессом поиска, на первых этапах которого присутствовало гипотетическое положение. Оно служило опорой и руководящей идеей мыслительной деятельности исследователя, приведшей в конечном счете к появлению новой концепции.

Источник

Оцените статью