Музеи с куклами оберегами

Мини-музей «Традиционная тряпичная кукла»

Светлана Битель
Мини-музей «Традиционная тряпичная кукла»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Тевризского муниципального района Омской области

«Тевризский детский сад №3»

Мини – музей

«Традиционная тряпичная кукла»

Воспитатель

Битель Светлана Сергеевна

Традиционная тряпичная кукла

несет память культуры и делает это

гораздо ярче, шире и глубже, чем

любая другая игрушка.

Вся жизнь и быт наших предков строились на циклах природы, сливаясь в одно целое с календарно-климатическими условиями протекания сельскохозяйственной жизнедеятельности. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Куклы были самые разные, не только из ткани – из бересты, из соломы, из золы. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

«Из всех существующих в мире загадок

тайна куклы – самая загадочная»

М. Е. Салтыков-Щедрин

Очень жаль, что народная кукла вытеснена полностью из нашей жизни современными, порой приносящими вред игрушками. Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну.

Приоритетное направление в нашем детском саду «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». В детском саду есть уголок «Русская изба», там-то я и решила создать мини – музей «Традиционная тряпичная кукла». Для того чтобы познакомить детей с видами кукол, я изготовила кукол соблюдая все традиционные технологии мастерства, которым мне пришлось учиться из книг.

Создание мини — музеев в ДОУ относится к «музейной педагогике». Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Это актуально в настоящее время, так как расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, обогащает предметно – развивающую среду ДОУ новыми формами работы с детьми и их родителями. Мной создана мастерская по изготовлению кукол, там мы с ребятами делаем тряпичных кукол для мини-музея и для уголка тряпичной куклы в группе. И что немало важно, кукол «крутят» с одинаковым интересом и девочки и мальчики. Педагоги и родители тоже с удовольствием посещают мои мастер классы.

Хочу представить вашему вниманию своих кукол

Мини – музей «Традиционная тряпичная кукла»

По своему назначению куклы делятся на три группы: игровые, обереговые и обрядовые. Но зачастую одна и та же кукла относится сразу к двум видам, пример кукла «Зайчик на пальчик» — это кукла оберег и в тоже время игровая, или «Куватка» — это обрядовая и обережная кукла.

Игровые куклы

делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни.

Такие куклы служили развлечением для ребенка.

(куклы раннего детства, куклы начальной школы)

• зайчик на пальчик и др.

Зайчик на пальчик

Обереговые куклы

Призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей.

(обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства)

• день-ночь (оберег жилища,

• лихоманки – трясовицы и др.

Плодородие или Семья

Обрядовые куклы

У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

(обряды календарного цикла, жизненного цикла, закличка весны)

Читайте также:  Часы с куклами оберегами

• парочка (неразлучники) и др.

Зерновушка и Богач

Ловушка для снов

Отдарок на подарок

Мои награды Немного о себе. Имею высшее образование,в 2006 году окончила»Омский государственный педагогический университет»,по специальности «Педагогика.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница — ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Источник

Мини-музей «Берегиня»

Марина Сорокина
Мини-музей «Берегиня»

Куколки не всегда считались исключительно детскими игрушками. Наши предки древние славяне придавали таким ручным поделкам особое значение и называли их куклами оберегами. Они были призваны защищать дом и всю семью от различных бед, каждому случаю соответствовала своя куколка. Такие славянские поделки были в каждом доме. Они могли принести достаток и уважение, помочь по хозяйству, излечить больного и защитить слабого. Славянские куклы охраняли дом и днем и ночью от всяческих несчастий. Такие куколки изготавливались обязательно вручную из натуральных материалов. Но существовало и одна общая для всех кукол черта: они никогда не имели лица.

В давние времена существовало очень много кукол оберегов, каждая из которых отвечала за определенную жизненную ситуацию, с некоторыми из них мы вас сейчас познакомим.

Зольная куколка для оберегания семейного благополучия, она являлась хранительницей очага. Изготавливали ее из небольшой горсти домашней золы: отсюда пошло и ее имя. Зола смешивалась с различными веществами, придававшие ей прочность, и скатывалась в виде шарика. Он служил головой Зольной кукле, остальная часть оберега исполнялась, как было заведено, из ткани и нитей. Семейная защитница была единственной куклой обережницей, не имевшей волос и головного убора.

Кукла Крупеничка. Также являлась хранительницей дома. Гарантировала сытость семьи и ее обеспеченность. Для ее изготовления, помимо ткани, использовалось и зерно. Его небольшая горсть ссыпалась в маленький мешочек, который представлял собой тело куколки. Когда наставало время посевной, то первой горстью, засевавшей поле, ставало зерно из обережной славянской куклы. А после сбора хорошего урожая в нее вкладывалась новая горсть свежего зерна.

Кукла Травница-кубышка. Защищала от дурного глаза, в процессе ее создания мастерица использовала сушеные ароматные и лечебные травы, которые источали приятный запах. Их зашивали в тельце Кубышки-травницы, которая непременно создавалась пухленькой. Считалось, что так она имеет наибольшую силу. Периодически травы заменялись на новые, что позволяло поддерживать силы оберега. Размещали такую куклу непременно в прихожей, над входной дверью. Там она могла наилучшим образом защищать дом.

Кукла оберег Пеленашка.

Такую куколку будущая мать создавала для своего еще не родившегося малыша. Лежала Пеленашка до самых родов в детской люльке, согревала место для малыша. А после появления его на свет сопровождала дитя постоянно, пока его не крестили. Считалось что в этот период малыш наиболее нуждается в защите.

Две оберега, соединенных в одну куколку. Подобная защита предназначалась молодоженам на свадебную церемонию.

Универсальный оберег, способный исполнить самое заветное желание. Для это требовалось, что бы мастерица во время выполнения куколки думала исключительно о своем желании, а по завершении работы встала перед большим зеркалом с оберегом в руках и трижды произнесла мечту вслух.

Такой оберег был способен исцелить больного человека.

Эта куколка помогала молодым хозяйкам по домашним делам. В подол ее платья обязательно следовало вплести ровно девять красных нитей, оформленных в виде бантиков. Мастерить ее следовало своими руками именно той женщине, которая требовала помощи в домашних делах, в том числе и в рукоделии

Такой оберег предназначался тому, кто отправлялся в дальнюю дорогу, где ему непременно требовалась помощь. Куколка имела совсем маленький размер, чтобы ей нашлось место в любой поклаже. В мешочек, который она держала в руках, клалась какая-то домашняя вещица: немного золы из домашнего очага или горсть земли со двора. Делалось это для того, чтобы путник вместе с куколкой нашел дорогу домой в любом случае. А чтобы путешественник не испытывал голод, к золе добавлялось зерно пшеницы или маленький кусочек хлеба.

Читайте также:  Чери амулет уровень антифриза

Кукла-Ведучка или Ведущая в жизнь. Ведучка всегда изготовлялась женщиной, которая хотела быть хорошей мамой, желала всегда понимать, что хочет её ребенок и правильно его воспитывать. У этой куклы особое строение: руки матери и ребенка — это единое целое. Такая скрутка символизирует единство, тесную связь, любовь и близость матери и дитя.

Куколка Рябинка. На Руси с большим почитанием относились к дереву рябине. Она символизирует материнство, женскую мудрость, домашний очаг, является оберегом семейного счастья. Эту куклу вешают или ставят напротив входной двери и она не пускает горести в дом.

Куколка Нить Судьбы. Эта кукла поможет избавиться от печали, меланхолии и уныния. А также принесет благополучие, достаток и удачу, поможет в любых начинаниях, в работе и осуществлении задуманного.

Кукла Колокольчик. Она считается куклой добрых вестей. Родом она из Валдая. От нее и произошли Валдайские Колокольчики. Издревле звон колокола оберегал от разных страшных и смертельных болезней. А также колокольчики всегда вешали на дугу на праздничных тройках. Колокольчики имеют куполообразную форму и сверху напоминают солнышко.

Цель создания мини-музея:

Укрепление взаимодействия с воспитанниками и их семьями средствами музейной педагогики через формирование у детей подготовительной группы интереса к истории и культуре русского народа, путем ознакомления с традиционной русской тряпичной куклой.

1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.

2. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.

3. Нацелить родителей изготовить куклы своими руками совместно с детьми

4. Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа

5. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

6. Организовать совместную с родителями и воспитанниками разработку мини-музея, его содержания, определение экспозиции, ее эстетической ценности.

7. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы созданием мини-музея

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере мини-музея игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством. Это позволит нашим воспитанникам почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, а также с помощью взаимодействия с родителями привить детям любовь к совместному творчеству.

1. Подготовительный этап

• встреча с родителями в «семейной гостиной»;

2. Основной этап

• оформление и открытие «Мини-музея» в группе;

• проведение экскурсий, занятий, развлечений, досугов;

• организация тематической выставки;

• проведение познавательных бесед

3. Заключительный этап

• совместный досуг Масленница

• обобщение фотоматериалов в альбомы;

Перспектива развития «Мини-музея».

Сотрудничество с родителями:

пополнение экспозиции «Мини-музея: ;

создание экспозиции «Родословное древо моей семьи» с семьями воспитанников второй младшей группы;

продуктивное творческое взаимодействие.

. Взаимодействие с детьми:

формирование у детей ценностного отношения к истории, проявление интереса к музеям и выставкам;

развитие познавательных способностей детей;

. Совершенствование мастерства воспитателей:

повышение профессиональной компетентности воспитателей;

укрепление взаимоотношений «Детский сад – дети – семья» путем совместной деятельности в реализации мини-проектов в рамках мини-музея «Берегиня».

Беседа с детьми на тему:

«Виды тряпичной куклы и история её возникновения».

Цель. Приобщение детей к истории русской народной культуры.

1. Расширять представления детей о видах народной игрушки и истории её возникновения.

Читайте также:  Рено талисман виды комплектации

2. Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям.

3. Формировать понятие «оберег».

4. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения.

Издавна на Руси в избах собирались семьями, и старшие учили младших делать тряпичную куклу. Тряпичная кукла игрушка не простая, а заветная. Это оберег. Ребята, а вы знаете что такое «оберег»? (Ответы детей)

Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дома.

Посмотрите на этих кукол (кувадка, пеленашка, мартинички).

(Воспитатель показывает кукол, доставая их из плетёной корзины)

Какие они красивые. Такие куклы изготавливались без иголок и ножниц из лоскутков ткани. Каждая кукла имеет своё значение, историю.

(Воспитатель по очереди демонстрирует куклы и рассказывает историю её возникновения.)

1. Кувадка или Куватка. Одна из самых простых обережных куколок. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы (матери) и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки или подвешивать над ними целыми гроздьями. Кувадки защищали новорождённых (младенцев) и служили первыми игрушками младенцев.

2. Пеленашка. Раньше маленьких детей туго-туго, крепко-крепко укутывали в пелёнку – пеленали. Отсюда и пошло название «пеленашка». Как вы думаете для чего ребёнка пеленали? (Ответы детей) А ещё считалось, что беспомощного пеленашку из-за пелёнок не замечают злые духи, которые могли бы обидеть малютку, навредить ему. Малыша называли пеленашкой и тряпичную куколку, которую клали в колыбель или люльку, где он спал, тоже называли пеленашкой.

3. Мартинички (нитяные куколки). Раньше они являлись неизменным атрибутом обряда «заклинания весны», в котором участвовали молодёжь и дети. Кукол вязали парами из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары кукол развешивали на ветках деревьев. Имели эти куклы и второе значение.

Играя в куклы, ребёнок учился вести домашнее хозяйство, шить, одеваться и многому другому, что пригодится в жизни. Такие куклы мог сделать ребёнок 5 лет.

Вы заметили, что все куколки не имеют лица? Почему? (Ответы детей)

Давайте вспомним, с какими куклами вы сегодня познакомились, что они обозначают? (Ответы детей)

Как все эти куклы называются? (Ответы детей)

Что означает слово «оберег»? (Ответы детей)

Мини-музей кукол Куклы – лучшие игрушки для девочки, а те, которые созданные вручную, выглядят совсем по-иному, нежели фабричные. Они хранят в своей памяти.

Мини-музей «Бурёнушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Парус» Паспорт мини-музея «Буренушка» Возрастная группа:.

Мини-музей «Лягушки» Летом 2016 года в нашей группе был реализован проект «Насекомые», где частично была затронута тема о значении насекомых для лягушек. Педагоги.

Мини-музей «Матрёшка» Мини-музей «Матрёшка» Мини-музей создан для детей среднего дошкольного возраста, в рамках тематической недели «Народные промыслы». Основная.

Мини-музей шоколада Создание мини музея «В царстве шоколада» в старшей группе. В рамках проекта «Сладкая сказка» я подготовила и организовала в своей группе.

Мини-музей в МБДОУ Я хочу поделиться опытом создания в детском саду музея народного быта, и включения музейной педагогики в процесс развития, воспитания и.

Мини-музей «Варежка» На прогулке ребята спросили меня, почему в варежках тепло, а без них холодно. Решили разобраться в вопросе. Так у нас появился музей варежки.

Мини-музей «Варежка» Мини-музей «Варежка» На прогулке ребята спросили меня, почему в варежках тепло, а без них холодно. Решили разобраться в вопросе.

Наш мини-музей В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители..

Проект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ Визитная карточка проекта «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять.

Источник

Оцените статью