Можно ли носить славянские обереги православным людям

Что говорит Церковь про обереги, амулеты, Фен-шуй и астрологию

«Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Господь, Бог ваш» (Книга Левит 19:4)

Часто люди ищут в религии все что угодно – кроме Самого Бога.

Христианин же по определению – это человек, не просто верующий в Бога, но и старающийся вверять Христу свою жизнь, быть верным Ему. Причем он призван доверять Богу не только в моменты благодушия, удачи и здоровья, но и в периоды испытаний и страданий: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10).

И если в поиске выхода из сложной ситуации человек перебирает различные религиозные и магические средства, тем самым он изменяет своему Богу, предает Его.

В любом случае, уже сам по себе страх порчи, влияния звезд или колдовства выявляет в человеке неверие в Промысел Божий и уверенность в могуществе сил зла.

Некоторые обращается к магии по незнанию, но чаще человек сознавая, что делает грех, использует языческие средства согласно принципу: «а вдруг поможет».

Рассмотрим примеры таких языческих «средств спасения».

Астрология

Древние греки-язычники верили, что звезды — это боги, т.е. разумные существа (зодиак от греческого зоон — живое существо), которые могут влиять на судьбу человека. Например, Аристотель считал, что космос — это город, населенный богами и людьми.

Отсюда — представление, что душа, рожденная под определенной звездой, от соответствующего бога наделена какими-то талантами или изъянами. Наделяя звезды душами, древние язычники допускали и обратное влияние звезд на души людей.

Убежденность, в том, что за жизненный путь человека отвечают нечеловеческие факторы (Карма, Судьба-Фатум и т.д.) представляет собой духовный инфантилизм, т.е. отрицание духовной ответственности. Вера в гороскопы парализует человеческую волю и сковывает его свободу.

«Эллины говорят, что восхождением, захождением и сближением звезд, а также солнца и луны управляются все наши дела; этим и занимается астрология. Мы же, напротив, утверждаем, что ими даются предзнаменования дождя и бездождья, сырой и сухой погоды, а также ветров и подобное; но предзнаменованиями наших действий они никоим образом не бывают. В самом деле, мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел» (преподобный Иоанн Дамаскин).

Доверяющий астрологии человек по сути обожествляет силы природу и перестает быть служителем Бога Всевышнего.

Знаки зодиака

Почитание природных стихий вместо Творца мира называется идолослужением. Внешне почитание этих ложных богов может выражаться с помощью знаков зодиака, которые некоторые христиане носят на своем теле, тем самым открыто исповедуя, что они не христиане, а почитатели звезд, порой прямо называющие себя «козерогами», «львами» и «скорпионами».

В языческом гороскопе годового цикла за каждый месяц «отвечает» одно из двенадцати созвездий. Размещая в своем жилище календарь с гороскопом, нося на себе языческий знак зодиака, и отождествляя себя с ним, христианин изменяет Христу.

Вспомним Десять заповедей Закона Божия. Кроме заповедей «Не убий» и «Не укради» среди них в первой заповеди сказано: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:2-7).

Китайский (буддистский) гороскоп

В китайском гороскопе каждый год 12-летнего цикла якобы по воле Будды посвящен не Христу, а животным. В итоге в этом гороскопе год принадлежит то крысе, то тигру, то дракону. Богу здесь нет места, ведь Будда не советовал служить Богу. Однако христиане убеждены, что земная история принадлежит Богу, а конкретный год отсчитывается от Рождества Христова.

Талисманы и обереги

Проявлением магизма можно называть также и стремление достичь каких-то земных благ с помощью неодушевленных предметов – фетишей, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Оккультисты ошибочно считают, что талисманы — это своеобразные «магниты», которые «притягивают» благоприятные энергии.

В последнее время все больше россиян привозят из Израиля и мусульманских стран сувениры в виде «голубого глазка» или «руки Фатимы», не всегда отдавая себе отчет в том, что вносят в свой дом языческий талисман.

Существуют и славянские обереги в виде подковы, веника или куклы в виде «домового».

И даже если на них предприимчивые дельцы размещают икону, использовать такие амулеты христианам категорически запрещено.

Ведь амулет на самом деле ни от чего не спасает, ни с кем не соединяет душу человека, а лишь выявляет страх человека, неверие в Бога и ощущение собственной беспомощности и духовного одиночества в этом мире.

Классический фен-шуй не имеет никакого отношения к статуэткам, амулетам и талисманам и основывается на даосской практике символического освоения пространства. Фэн-шуй предполагает существование потоков энергии ци (подобной ветру). Эту безликую энергию адепты даосизма называют Небесной Судьбой (небесным счастьем). В отличие от последователей даосизма христиане исповедуют, что Бог есть Личность и даже более того — Бог есть Триединство Личностей Отца, Сына и Святаго Духа.

Читайте также:  Трава от сглаза как оберег

Практикующие фэн-шуй люди стараются выбрать «наилучшее» место для строительства дома или захоронения, «верную» разбивку участка, располагать определённым образом двери, мебель и прочие необходимые предметы — так, чтобы они не попадали в «негармоничный поток».

В противоположность пантеистической религии даосизма православные христиане в поиске блага всегда обращаются не к безликой «энергетике удачи» или «вибрациям здоровья», а к Отцу Небесному, от Которого нисходит к людям «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный» (Иак.1:17). Отрицание Личностного Бога (пантеизм), стремление обезопасить себя, используя «благотворную энергетику» является характерным признаком язычества.

Восточные амулеты

Сторонники этого весьма распространенного суеверия утверждают, будто тщательное расположение предметов помогает привлечь удачу, богатство и здоровье (иногда подобные практики ошибочно связывают с концепцией фен-шуй).

Китайские монеты с квадратным отверстием в центре и четырьмя иероглифами связывают красной тесьмой, суеверно стремясь активизировать поток энергии, удачу, привлечь богатство.

Янь и инь

Некоторые автомобилисты для «удачи» размещают в своих автомобилях языческий символ «Янь и инь». В восточной философии янь и инь символизируют взаимодействие и борьбу крайних противоположностей: света и тьмы, мужского и женского, положительного и отрицательного, доброго и злого, якобы порождающих в борьбе стихии (первоэлементы) мира.

Такой дуалистический подход совершенно неприемлем для христианина.

Во-первых, по учению Церкви мир появляется не в результате борьбы противоположностей, а как творение Единого и Благого Бога. Символ Инь-Янь в белом видит черное, однако по словам ап.Иоанна «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5).

Во-вторых, женское начало в этом символе (как и в большинстве нехристианских культур) отождествляется с миром зла, тьмы и хаоса, что в корне противоречит взгляду Церкви на человеческое достоинство женщины.

В народе бытует много и иных суеверий и языческих практик, нецерковные люди используют множество иных амулетов, не упомянутых в этой брошюре. Не важно, как это выглядит. Это может быть жаба, сидящая на стопке золотых монет, булавка, подкова, нитка на запястье, или выглядеть как пирамидка. К магическим практикам относятся и любые способы гадания, в том числе толкования снов и хиромантия.

Будем помнить, что в отличие от христиан, лишь язычники верят, что амулеты, обереги и талисманы помогут им в житейских делах, причем сами по себе, независимо от духовно-нравственного состояния их сердец. Такие люди пытаются жить без Бога и вопреки Его воле.

В Библии категорически запрещается участие в магических практиках, а также особо обличается обычай использовать «привески волшебные», т.е. предохранительные амулеты (Книга пророка Исаии 3:19).

Те православные христиане, которые участвовали в подобных магических практиках, использовали амулеты или талисманы, призваны раскаяться в такой измене Богу на исповеди и впредь воздерживаться от подобных грехов.

Отрицая языческие амулеты и талисманы, православные христиане на своем теле носят крест, окружают себя иконами и иными святынями, тем самым выражая и подкрепляя свою веру в Господа Иисуса Христа и единение с Его Святой Церковью.

Источник

Можно ли носить славянские обереги православным людям

Благодаря широкому распространению информации в сети интернет на славянскую тематику, многие пользователи начинают интересоваться предметами быта, интерьера традиционной славянской культуры, всё больше увлекаются славянским рукоделием – обережными куклами, символикой, одеждой, славянскими оберегами. У некоторых возникает вопрос, можно ли носить крестик и славянский оберег. Для ответа на этот вопрос обратимся к мнению представителей обоих религий.

На этот счёт у представителей духовенства есть вполне определённое мнение: вместе с крестиком нельзя носить ни языческие обереги, ни любые другие атрибуты иных верований или суеверий (знаки зодиака, фэн-шуй обереги и прочее).

Если вы спросите, можно ли носить крестик и славянский оберег вместе, у родноверов, получите так же конкретный ответ. Родноверы категорически относятся к самому атрибуту христианской веры, так как считают распятие символом смерти и мучений.

Таким образом, с точки зрения религий, существует совершенно четкий ответ на вопрос, можно ли носить крестик и славянский оберег вместе – нет.

Если у вас возник этот вопрос, попробуйте разобраться в причинах, побудивших вас носить оберег или крестик. Какой смысл вы вкладываете в ношение того или иного предмета. Советуем вам глубже разобраться в происхождении того или иного символа, уходить от поверхностного следования моде или следование навязанным стереотипам. Задайтесь вопросом, почему, например, католический крест не имеет распятия? Есть ли символика креста в культурах других народов и верований? как связан древний египетский крест с христианский крестом? И вы увидите, что изначальный символ креста гораздо старше 2000 лет и несет более древний символ. Более подробно изучите языческие обереги. И на основе этих знаний уже решайте сами, что вам близко, а что нет.

Источник

Cвятыня или талисман?

Обратиться к святыне или защитить себя талисманом?

Среди языческой атрибутики, распространяемой в нашем обществе, можно встретить всевозможные обереги, талисманы и амулеты, то есть предметы, которые, как кажется, оберегают, защищают человека, его дом или двор от дурного влияния, порчи и сглаза. Например, в качестве оберегов используются различные кулоны, пояски или красная нить на руке. В народном сознании талисманом удачи считается кроличья лапка. Особенно часто в качестве талисманов выступают драгоценные и полудрагоценные камни, ради чего составляются подробные инструкции, где прописано, какие качества характера данный камень усиливает или, наоборот, ослабляет, с каким знаком зодиака он наиболее созвучен и с каким дисгармонирует. Множество амулетов и талисманов мыслятся как непременные помощники в жизни людей. Что же это такое? И в чем отличие всего этого оберегающего нас изобилия от христианских святынь?

Читайте также:  Длина болтов гбц чери амулет

Сначала несколько слов скажем о подлинных святынях. Божия благодать способна освящать своим присутствием не только души людей, но и предметы, вещи, места, с которыми связано особое явление Божие или подвиг святых людей, и которые поэтому тоже называются святыми. Пророку Моисею во время явления Божия в неопалимой купине (т.е. терновом кусте, объятом пламенем и не сгоравшем) было сказано: Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3: 5). Свято всё, что освящено Божественной благодатью – храмы, иконы, кресты, а потому их присутствие, выразимся образно, создает духовную атмосферу, благотворную для спасения человека и защиты его от вражеских наваждений. Вещи, которые носили люди святые, также освящены благодатью, которую стяжали сами святые. Об апостоле Павле в книге Деяний сказано, что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19: 12). А в Ветхом Завете рассказывается о том, как несшие хоронить покойника неожиданно увидели полчища врагов, поспешно бросили мертвого в гробницу пророка Елисея, и умерший при соприкосновении с костями святого пророка тут же воскрес (4 Цар. 13: 20 – 21)! Тела святых и после того, как душа их отойдет ко Господу, имеют благодатную силу Божию, поэтому в Православной Церкви принято почитание мощей святых угодников. Таким образом, христианину даны все средства, благоприятные для его вечного спасения и единения с Богом. С одной стороны это – внутреннее делание, молитва, с другой – Таинства Церкви, православные святыни, имеющие благодать Божию.

В отличие от святынь существуют предметы, в которых обнаруживаются демонические силы. Например, в древности демоны часто проявляли свое присутствие в статуях, им посвященных. В Священном Писании в 1 Книге Царств повествуется о том, как у израильтян иноплеменники похитили кивот Господень, они поставили его в своем языческом храме, посвященном Дагону:И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона. И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред ковчегом Господним (1Цар. 5: 2–3). Ниспровергнутой статуей Дагона двигал демон, не выдержавший Божией славы, окружавшей ковчег Завета. Этот демон и пал ниц, опрокинув видимую вещь, в которой он обитал. Наиболее же важно понять здесь то, что язычники смотрели на истукан Дагона как на своего покровителя, к которому обращались с мольбой, и от которого ждали помощи и защиты. Примерно то же самое наблюдается в отношении талисманов или амулетов. Сами по себе они не представляют особой ценности, но за ними мыслится некая мистическая сила, благоприятствующая человеку в его земных делах. Сила эта, если действительно проявляется, принадлежит демоническому миру, заинтересованному в погружении людей во мрак язычества.

Уточним ту важную мысль, что сами по себе предметы, используемые для амулетов или талисманов, остаются земными вещами, не заключают в себе ничего демонического. Подкова над входом в дом – это всего лишь предмет деревенского быта, однако мистическое отношение к подобным вещам привлекает к суеверной душе соответствующих невидимок. Причем, над некоторыми предметами, предполагаемыми, как амулеты или талисманы, специально произносят магические заклинания. Камушек или кусок коры, связка волос или клыки хищного зверя используются в магии как предметы, которые после соответствующего ритуала могут служить амулетами. Приведем пример из реальной практики бывшего мага. Колдун изготавливал из дерева дуба маленькую дощечку или цилиндрическую палочку, на которой писал рунические знаки (руны, таинственные символы, обычно используют для гаданий, они имеют демонический характер). Все это заливал тонким слоем воска с произнесением особого заклинания согласно профилю талисмана – удача, любовь, деньги. Таким образом, колдун, пребывающий в демонообщении, передает то же самое свойство создаваемым им амулетам. Иногда назначается время действия талисмана, допустим, полгода – на этот период дела должны упорядочиваться, а потом все возвращается на круги своя. Это нужно для того, чтобы клиент колдуна пришел к осознанию, что своими силами он ничего сделать не может, и что эффект в делах бывает только после посещения колдуна. Маг ставит такого человека в серьезную зависимость от себя, в том числе и финансовую. Подобный талисман носится на шее, якобы чтобы сработаться с энергией конкретного человека.

Другие же предметы не имеют к колдунам и демонам никакого отношения и лишь суеверно в народе почитаются оберегами, без специального оккультного воздействия. Например, таковой является пресловутая подкова или так называемый «куриный бог» – камень с отверстием естественного происхождения, допустим, проточенного струей воды. Считается, что этот талисман (хотя считать так курам на смех) приносит удачу и здоровье тому, кто его нашел (название возникло, очевидно, от того, что в некоторых местах этот предмет вешали в курятниках, чтобы мифические существа кикиморы не давили кур).

Читайте также:  Талисманы удач своими руками

Иногда амулет и талисман употребляются в разных значениях.

Амулет мыслится как предмет, который, по суеверным представлениям, должен защищать, охранять его владельца от каких-либо бедствий, и поэтому его лучше всего всегда носить с собой. Еще в древности в этом смысле были известны апотропеи (с греческого «отвращающие беду») – предметы, коим приписывалась магическая сила оберегать человека, животных, жилища от злых сил. Причем, апотропей, как правило, представлял собой изображение устрашающего божества, допустим, горгоны Медузы, или зверя, например, льва. Боясь предметов или явлений нашего мира, как заколдованных и заговоренных, суеверно пугаясь их, человек обращается к амулетам как неким мистическим носителям защиты. Магически понимая окружающий мир, суеверный человек использует магические же способы защиты.

Талисман же в оккультной парадигме есть то, что таинственным образом помогает человеку, приносит ему счастье и удачу. Если амулет исполняет только защитную функцию, то талисман мыслится как предмет, приносящий успех. Особенно часто в этом качестве выступают драгоценные или полудрагоценные камни, якобы оказывающие особое энергетическое воздействие на человека.

Довольно часто происходит смешение христианских символов с языческими оберегами. На картине Яна ван Эйка «Портрет мужчины с гвоздикой» (ок. 1435) можно увидеть, что на шее изображенного висит христианский крестик, к нижней части которого прикреплен амулет, маленький колокольчик. Это наглядный пример примитивной суеверности. Знахарка может обвешать себя православными крестами, ладанками, обвязаться поясом «Живый в помощи Вышнего», только от этого она не становится ближе к Богу, потому что воспринимает христианскую святыню как оградительный талисман.

На основе вполне реальных примеров сделаем обобщение. Достоверно известно, что после смерти человека, особенно если он не вел благочестивой жизни, его близких родственников могут посещать страхования. Демон является в образе умершего. Иногда родственникам слышится даже голос покойного. Невоцерковленный человек от таких страхований приходит в ужас и хватается за любое средство, лишь бы помогло. В некоторых деревнях в подобных случаях рекомендуют сделать из осиновых палочек крестики и расставить их по углам дома. На первый взгляд способ кажется вполне благочестивым и рассудительным – что как не крест прогоняет видения или, точнее, привидения? Но если вникнуть в суть, то видно, что это обыкновенное суеверие, с игнорированием подлинных духовных средств защиты от вражьей силы. Вместо того чтобы обратиться к Христову Распятию и приобрести крест, освященный в храме, невежественный человек сам изготавливает крестики. Он ставит их в углах на пол, то есть там, где не предполагается никакого благоговения и поклонения святыне. К этим крестикам не совершается молитв, сами они исполняют функции предохранительного талисмана. Темная сила может и отступить ради закрепления в человеке его суеверия.

Отличие христианских святынь от подобных вещей заключается в том, что носитель талисмана или амулета считается пассивно защищенным, тогда как от христианина требуется внутреннее соответствие той духовной символике и тем святыням, которые он носит на себе или к которым прикладывается. Невозможно заполучить помощь Божию, лишь повесив на себя крест или купив в храме икону, и при этом будучи равнодушным к Богу, не имея в сердце никакого к Нему стремления.

Необходимо четко различать: христианские иконы – не обереги, это священные образы святых, к которым мы призваны обращаться в наших молитвах. Святыня – не амулет, который оберегает человека сам по себе. Через святыню действует Господь Бог Своей всеспасительной благодатью. И помощь, которую человек действительно может получить через святыню, определяется прежде всего его отношением к Богу, искренностью веры, твердостью надежды и теплотой молитвы. Святитель Феофан Затворник писал еще и так: «Некоторые иконы бывают чудотворными потому, что Богу так угодно. Сила тут не в иконе и не в людях прибегающих, а в Божией милости».

В наши дни особенно важно помнить, что к святыне невозможно «пролезть», расталкивая других локтями. Неблагоговение, выражающееся в дерзком отношении к окружающим, препятствует приобщаться благодати святыни. Тот, кто украл в храме икону ради обитающей в ней «духовной силы», и думает, что обретет эту силу через обладание иконой, глубоко ошибается. Равно как и тот, кто пользуется церковной молитвой в личной экстрасенсорной деятельности, не имеет к Богу никакого отношения. В этом смысле святую воду нельзя воспринимать как оберег от сглаза и порчи, но как святыню, просвещающую душу человека, шествующего за Христом и в день Крещения и в день Распятия, чтобы чрез исполнение Его Заповедей приобщиться и Его Воскресению.

Итак, в христианстве человек полагается не на сам по себе предмет якобы обладающий защитительной силой, а на Бога, Который освящает святыни Своей благодатью, и потому когда на нас крест, когда с нами икона или в нашем жилище присутствуют святыни, мы знаем, что с нами Сам Бог.

Источник

Оцените статью