- Александр Пушкин — Храни меня мой талисман: Стих
- Анализ стихотворения «Храни меня мой, талисман» Пушкина
- Мой талисман — Татьяна Романова
- Книга Мой талисман — Татьяна Романова читать онлайн бесплатно без регистрации
- Стихотворение и анализ «Храни меня, мой талисман…»
- Краткое содержание
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и настроение
- Основная идея
- Средства выразительности
Александр Пушкин — Храни меня мой талисман: Стих
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.
В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
Анализ стихотворения «Храни меня мой, талисман» Пушкина
Стихотворение «Храни меня, мой талисман» написано Пушкиным одним из первых после переезда из Одессы в с. Михайловское. Оно посвящено драгоценному перстню, который был подарен поэту Е. Воронцовой. Известно еще два стихотворения, в которых упоминается об этом подарке: «Талисман» и «Сожженное письмо». У Пушкина был бурный роман с Е. Воронцовой. Считается, что именно обманутый муж (новороссийский генерал-губернатор) настоял на переводе поэта в центральную Россию. Пушкин очень дорожил перстнем и не расставался с ним до самой смерти.
В Одессе любовники не скрывали своих отношений, но после громкого скандала и отъезда Пушкина они уничтожали свою любовную переписку. Талисман оставался единственным напоминанием о Воронцовой для поэта. В стихотворении он никак не намекает на имя возлюбленной, но близкие друзья, безусловно, догадывались, о ком идет речь. Пушкин вспоминает, что получил подарок «во дни раскаянья, волненья». Возможно, женщина подарила поэту перстень сразу же после известия о предстоящей разлуке.
Пушкин не был прощен, наоборот, его перевод был свидетельством продолжающейся опалы. Южная ссылка показала, что поэт обладает непокорным нравом. Даже находясь под подозрением, он продолжал писать «непозволительные стихи», эпиграммы и даже умудрился завести роман с женой самого генерал-губернатора. Ссылка в Михайловское должна была изолировать Пушкина от дворянского общества, напомнить ему о всемогуществе царской власти. Поэт понимает, что опасность не миновала и может вновь его настигнуть («грозою грянут тучи»). Пушкин намекает и о своем планируемом бегстве за границу («в уединенье чуждых стран»).
Поэт обещает свято хранить подарок и никогда не расставаться с ним. Он считает, что талисман будет всегда оберегать его от бед и несчастий. Роман с Воронцовой Пушкин воспринимает как «сладостный обман», который исчез так же быстро, как и возник. Он понимает, что продолжение отношений практически невозможно, поэтому прощается с надеждами и желаниями. Талисман будет залогом его душевного спокойствия.
Позднее в стихотворении «Талисман» Пушкин подробнее описывает обстоятельства, при которых он был получен. Воронцова подарила его в знак сохранения верности, а не в целях защиты от неудач. Вероятно, в первые дни после расставания чувство любви Пушкина было более сильным, поэтому он приписывал перстню волшебные свойства. Постепенно это чувство угасало, и талисман стал просто напоминанием о дорогом, но уже прошедшем, романе.
Источник
Мой талисман — Татьяна Романова
Книгу Мой талисман — Татьяна Романова читаем онлайн бесплатно полную версию! Чтобы начать читать не надо регистрации. Напомним, что читать онлайн вы можете не только на компьютере, но и на андроид (Android), iPhone и iPad. Приятного чтения!
Книга Мой талисман — Татьяна Романова читать онлайн бесплатно без регистрации
– Лаки, ты ничего не хочешь мне рассказать? – спросила Лиза.
Нежные, полные любви и сочувствия слова сестры пробили брешь в жесткой обороне княжны Ольги, которую та, собрав все свое мужество, держала уже два года, скрывая от родных тайну своего сердца. Но от графини Печерской ничего нельзя было скрыть – она все равно прочитает все тайные мысли, а может быть, уже прочитала. И это детское прозвище, которое дала гувернантка-англичанка самой младшей из сестер Черкасских! Ольга не слышала его так давно, оно осталось в счастливом детстве, когда еще была жива бабушка, они с сестрами жили в Ратманове, и ничто не предвещало тех испытаний, которые выпали на долю их семьи.
Мисс Йорк, докладывая светлейшей княгине Анастасии Илларионовне об успехах внучек, тогда в первый раз так назвала самую младшую из девочек:
– Ваша светлость, у княжны Ольги – природный дар: даже не зная предмета, она каким-то внутренним чутьем всегда выберет правильный ответ. Она никогда не заблудится, всегда пойдет правильной дорогой, ее любят все животные, а цветы, за которыми она ухаживает в саду, цветут всегда ярче и обильнее, чем у сестер. Девочка – везучая, – глубокомысленно рассуждала высокая сухопарая англичанка.
Поскольку докладывала она на своем родном языке, то и старая княгиня, которой выводы гувернантки об удачливости внучки очень понравились, смеясь, повторила за англичанкой слово «Лаки». Потом за Анастасией Илларионовной младшую княжну Черкасскую начали так звать и сестры, но после смерти бабушки милое прозвище как-то забылось. И вот теперь оно вновь прозвучало из уст Лизы. Сестра знала, что делала, она, будто нежной рукой, коснулась сердца Ольги. На глаза княжны навернулись слезы. Девушка опустила голову и заплакала.
– Не плачь, милая, все наладится и устроится. Я знаю, что ты давно влюблена, и знаю, что твоя любовь несчастлива. Расскажи мне, как это случилось. Если ты, конечно, хочешь об этом поговорить, – попросила Лиза, погладив младшую сестру по руке.
Но княжна все плакала. Два года тайных терзаний, о которых никто из родных не должен был узнать, измучили девушку, и теперь, когда сестра с такой любовью и участием отнеслась к ее душевным страданиям, она не могла справиться со своими чувствами. Графиня обняла Ольгу, прижала ее голову к своей груди и, поглаживая по вздрагивающей спине, ждала, пока девушка успокоится. Наконец, всхлипывания прекратились, княжна села рядом с сестрой, вытерла глаза и, собравшись с духом, заговорила:
– Я ничего не знала, и он ничего не знал, поэтому все так и получилось. Я влюбилась, а он, когда узнал что я – Черкасская, сразу же уехал.
– Начни, пожалуйста, с начала, – попросила Лиза, – с того, как его зовут и где вы познакомились.
– Где я могла познакомиться с мужчиной два года назад? Конечно, в Ратманове. Вы уехали в Москву, а мы с тетушкой Опекушиной и мисс Йорк остались дома. Он приехал в дом к нашему крестному, барону Тальзиту, летом четырнадцатого года. Он – племянник барона и дядя наших подруг Мари и Натали, – начала свой рассказ Ольга. Она понимала, что нужно назвать имя человека, которого любит, но привычка скрывать свою тайну не давала ей сделать это. Наконец, сделав над собой усилие, княжна сказала: – Его зовут князь Сергей Курский, его матушка – сестра нашего крестного. Мы все считали, что он просто приехал навестить дядю. Я его увидела, когда приехала в гости к крестному и девочкам.
Ольга закрыла глаза и перенеслась на два года назад в тот летний день, который так круто изменил ее судьбу. Она даже не заметила, как ласковая рука сестры сжала ее ладонь, и вместе с ней в ее воспоминания погрузилась и ясновидящая Лиза.
Ольге было так одиноко. До сих пор она никогда не оставалась одна, всегда с ней были сестры. Родителей девушка помнила смутно – слишком мала была, когда они умерли, но сначала с княжнами жили бабушка и брат Алексей, потом их заменила тетушка Апраксина, и все четыре девушки всегда были вместе. А теперь все рухнуло. Елена пропала, Долли и Лизу тетушка Апраксина увезла в Москву, спасаясь от преследования преступника Островского, устроившего настоящую охоту за сестрами. Ольга впервые в жизни осталась одна. Конечно, с ней жила тетушка Опекушина – подруга графини Апраксиной, и гувернантка мисс Йорк вернулась в Ратманово, чтобы заниматься с девушкой. Но разве могли они заменить сестер?!
Княжне так хотелось снова оказаться в дружной девичьей компании, услышать разумную Элен, увидеть искрящиеся весельем изумрудные глаза Долли, прижаться к ласковой Лизе. Но их не было! Унылое существование скрашивали только подруги – внучатые племянницы крестного Мари и Натали. Ольга уговорила тетушку Опекушину поехать в Троицкое – имение барона Тальзита, чтобы повидать подруг. Они катили в открытой коляске, радуясь теплому дню, тенистому уюту дубовой рощи, разделяющей имения, и пению птиц. Роща расступилась, открывая уже сжатые поля, липовую аллею и двухэтажный белый дом крестного. Ольга нетерпеливо заерзала на сиденье. Тетушка была такая замечательная, да и мисс Йорк была очень добра к ней, но они были такие старенькие и немного скучные, даже, пожалуй, сильно скучные. А ей так хотелось веселья.
Наконец, коляска остановилась у крыльца, и на него мгновенно вылетели Мари и Натали. Старшая из девушек была ровесницей Лизе, а младшая – Ольге. Они дружили с сестрами Черкасскими, часто бывая на попечении двоюродного деда. Княжна, не дожидаясь остановки экипажа, выпрыгнула навстречу подругам, а они кинулись к ней.
– Ой, Холи! У нас такая радость – дядя приехал! – наперебой затрещали они. – Он привез такие платья из Лондона, что можно просто умереть от счастья!
– Может быть, вы сначала поздороваетесь? – раздался за спинами болтушек строгий голос. – Мария Ивановна подумает, что я вас совсем распустил!
На крыльцо, укоризненно качая головой, вышел барон Тальзит. Ольга замерла, она не могла ни говорить, ни двигаться – ведь за спиной крестного стоял самый красивый мужчина на свете. Он был высоким и широкоплечим, и эти широкие плечи трапецией сходились к узкой талии. Длинные ноги незнакомца в замшевых охотничьих лосинах и мягких сапогах с кисточками на отворотах были стройными и сильными. Но это еще можно было пережить. То, что пережить было совершенно невозможно, так это красоту лица этого Аполлона. Молодой человек был неотразим. Удлиненное лицо с большими голубыми глазами, прямой нос и четкие крупные губы были такими классически правильными, что вполне могли быть выбиты на римской медали. Но яркий блеск глаз, живая мимика, смешливые морщинки в уголках губ и обаятельная улыбка делали этого красавца доступным и совершенно очаровательным.
Барон помог Опекушиной сойти с подножки коляски на крыльцо, кивнул в сторону молодого человека и сказал:
– Дражайшая Мария Ивановна, позвольте представить вам моего племянника и наследника. Сын моей сестры – князь Сергей Курский, он приходится дядей этим стрекозам.
Молодой человек почтительно поклонился, а барон продолжил:
Источник
Стихотворение и анализ «Храни меня, мой талисман…»
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи —
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
Краткое содержание
Б. Ольшанский. Берегиня. 1999
Данное стихотворение – это единый монолог лирического героя, в котором отсутствует конкретный сюжет. Стихотворение чем-то напоминает бусы: словно бусины на леску, лирический герой последовательно нанизывает свои просьбы, одну за другой, адресованные талисману. Таким оригинальным образом автор создаёт свой поэтический шедевр.
История создания
История появления данного стихотворения имеет прямую связь со временем пребывания поэта в Южной ссылке. Там он знакомится с красавицей Елизаветой Воронцовой. Накануне вынужденного отъезда из Одессы Пушкин получает от любящей женщины на память массивное мужское кольцо, украшенное крупным сердоликом. На поверхности камня была нанесена надпись на иврите.
Для влюблённого в Воронцову поэта перстень этот представлял огромную ценность: он уверовал в его магическую власть и дар оберегать от всяческих бед. После трагического убийства Пушкина на дуэльном поединке перстень с мёртвой руки поэта снял В. Жуковский. Спустя годы новым хозяином украшения стал писатель И.С. Тургенев. Во время революционного восстания в России в 1917 году подарок княгини Воронцовой был похищен из музея. Его местонахождение неизвестно до сих пор.
Произведение датировано лишь приблизительно. Пушкиноведы полагают, что оно было написано в период между 1924 и 1925 годами. Однозначно можно утверждать лишь одно: посвящено стихотворение Елизавете Воронцовой.
Жанр, направление, размер
Произведение относится к жанру поэтического послания, несмотря на тот факт, что оно адресовано неодушевлённому предмету. Стихотворение относится к жанру «романтизм». Поэтический размер – любимый Пушкиным четырёхстопный ямб, рифма кольцевая.
Композиция
Композиция, с формальной точки зрения включает в себя пять частей, в каждой из которых поэт излагает новую просьбу, адресованную талисману. Излагая просьбы, поэт высказывает надежду на то, что его сможет уберечь от бед талисман. Содержание данного поэтического текста вообще не предполагает никакой чёткой композиции. Это произведение – сплошной поток мыслей, талантливо оформленных гениальным поэтом. Особенностью композиционного решения служит рефрен: «Храни меня, мой талисман», который повторяется в каждом четверостишии, как бы обрамляя канву текста.
Образы и символы
Всё произведение построено на ярких образах. Благодаря этому, мы можем воочию представить, чего именно так остерегался поэт и от чего просил свой талисман его уберечь:
- образ талисмана – центральный. Именно к талисману обращается поэт в рефрене, проходящем сквозь всё повествование. По мнению Пушкина, перстень, подаренный любящей женщиной, наделён огромной волшебной силой. Поэт искренне верит: талисман защитит его в самых сложных жизненных ситуациях;
- образы несчастий – автор красочно описывает перед читателями различные картины несчастий, от которых он молит талисман его защитить;
- образ лирического героя – всё, о чём говорится в тексте, автор испытал на себе лично. Поэтому лирическим героем справедливо будет считать художественную проекцию самого Пушкина. Соответственно, справедливо утверждать, что лирический герой – это автор.
Темы и настроение
В произведении раскрывается тема человеческого оберега. Мы видим в центре стихотворения лирического героя, просящего талисман стать ему надёжным оберегом. Свою жизнь поэт воспринимает бурным океаном, поэтому просит защиты от подобной стихии. Произведение проникнуто светлым настроением искренних чувств любви, надежды и тревоги.
Основная идея
Основная идея произведения состоит в том, чтобы максимально полно изложить свои внутренние волнения, выразить надежду на лучшее. Как известно, Пушкин искренне верил в чудесную силу своего талисмана, поэтому все его просьбы, адресованные перстню, являются актуальными и животрепещущими.
Средства выразительности
В произведении автор мастерски использует классические средства выразительности, такие как:
- эпитеты – «валы ревучи», «волшебное светило», «чужие страны»;
- метафоры – «тревога пламенного боя», «лоно скучного покоя».
Источник