Мистические истории с картами таро

Содержание
  1. Карты таро — Мамино счастье | 52 серия
  2. Страшные истории и мистические истории
  3. Таро (часть I)
  4. Карты Таро тоже хотят жить
  5. Подлинная история карт Таро: от игр миланских герцогов до «Золотой зари» лондонского герметизма
  6. Считается, что карты может использовать любой, кто относится к ним с почтением, верит им и соблюдает законы этого искусства.
  7. Энтузиасты создали метросексуальные Таро, колоду мемных реалий и даже Таро «Восстание ведьм», посвященное анархистам, антифа и секс-работницам.
  8. Интеллектуальные развлечения итальянской знати
  9. Читайте также
  10. Генезис знакомых нам карт Таро начался в Северной Италии во второй половине XV века.
  11. Главная инновация Таро — появление пятой масти, старших карт. Первое документальное упоминание такой колоды было обнаружено в архивах Леонелло д’Эсте, графа Феррары, и относится к 1442 году.
  12. Как два миланских герцога изобрели Таро
  13. Именно в колоде Висконти — Сфорцы и формируется символическая система Таро. Она — очевидное порождение североитальянской культуры эпохи Возрождения.
  14. Хелен Фарли считает, что Башня — по-итальянски Torre — могла иметь для Висконти личное значение. Династия долго соперничала и боролась за власть с другой знатной семьей Милана — делла Торре. Включив ее символ в свои колоды, герцог Филиппо увековечил бы род злейших врагов.
  15. Может быть интересно
  16. Встреча Таро и оккультизма
  17. Де Жебелен верил, что древние люди жили гораздо лучше людей современных. По его мнению, Таро — это древнеегипетская книга Тота, записанная в символическом виде. С ее помощью древнеегипетские жрецы зашифровали мудрость, чтобы она могла пройти через тысячелетия и быть узнанной лишь достойными.
  18. Может быть интересно
  19. Современные адепты Таро ценят вклад, который внес в их традицию де Жебелен, однако считают его недалеким интерпретатором, а вот Эттейллу почитают гораздо более проницательным и талантливым магом. Именно ему удалось впервые связать Таро с герметической философией.
  20. Одна из ключевых идей герметизма — принцип соответствий. Согласно нему явления из разных плоскостей бытия обнаруживают поразительное подобие, а всё сущее подчинено единым законам. Химические вещества тождественны словам, небесным телам и математическим символам, а наш мир подобен высшим, сокрытым от человека мирам. Это допущение и делает возможным магию и алхимию, в основе которых лежит символическое воспроизведение этих тождеств.
  21. Таро в XIX веке
  22. Леви стал первым, кто напрямую связал карты Таро и каббалистическое Древо Жизни. Десять младших карт колоды символизируют десять сфирот, а 22 карты старшего аркана — связи между ними. Леви считал, что Таро придумали древнееврейские священники, составившие каббалу, а само название карт полагал акронимом слова «Тетраграмматон», которое должно заменять сакральное имя бога из четырех букв (JHWH).
  23. Читайте также
  24. Уэйт критиковал попытки предыдущих авторов надуманно привязать Таро к историческим нарративам и предлагал сосредоточиться на символизме самих карт, в котором без всяких египетских божеств сокрыта та самая Тайная Традиция, которую всегда искали оккультисты. Больше всего ему претила идея связи между Таро и каббалой, которая, по его мнению, ограничивала и сглаживала мудрость карт.

Карты таро — Мамино счастье | 52 серия

Поучительные и щекочущие нервы истории, в которых реальность расцвечена мистическими событиями! В каждой программе ведущий Виктор Вержбицкий будет бороться за каждую душу, которая сегодня сопротивляется злу.

Екатерина и Степанида еще в юности рассорились из-за мужчины. Неизвестно, чем могла бы закончиться такая долгая война, если бы не внучка одной из женщин… / …Молодая пара переехала в небольшую квартиру. Через некоторое время жена начала видеть во дворе дома маленького мальчика…

Двое друзей с детства пытались найти вход в келью, где, по легенде, находилась книга, дающая ответы на все вопросы. Став взрослыми, они, наконец, заполучили книгу. / …Из поездки отец привез домой египетскую статуэтку. После этого на теле его сына появились какие-то знаки…

После многолетнего отсутствия Ирина возвращается в родной город. Друзьям она признается, что занимается магией… / …Уходя в армию, Игорь был уверен, что Ирина обязательно его дождется. Однако после разговора с одним офицером Игорь начал сомневаться в верности любимой…

Марина с подругами сжигают в сарае девушку, которую считают ведьмой. После этого происшествия подруги одна за другой гибнут… / …В деревне Вику называли колдуньей. И только Юля продолжала дружить с ней. Все изменилось, когда Юля нашла Вику в объятиях своего жениха…

Девушка постоянно носит очки, ведь без них она видит потусторонний мир и его обитателей. Благодаря этой способности девушка понимает, что мужчина ее мечты – демон… / …Катя с подругами решили погадать на суженого. Гадание удалось, но видения женихов не покидали подруг очень долго…

В автокатастрофе Виктор теряет беременную жену. Через некоторое время судьба сводит его со Светланой… / …Однажды к знахарке Виктории приходит мужчина с просьбой погадать ему. Она видит, что на нем лежит проклятие, но не сразу видит страшную причину этого проклятия.

Источник

Страшные истории и мистические истории

Таро (часть I)

Автор: Mr. Bro. D от 19-05-2012, 01:41

Ночь. Мокрые после дождя улицы освещает фонарный свет и сырой асфальт отбрасывает влажный блик. В воздухе стоит запах земли, смоченной дождевой водой. Прохладно. По улице идет человек. Он проходит пустынную аллею, медленно сворачивает за угол и пропадает из виду. Когда вы стоите на улице, вас не интересует зачем и куда кто пошел. Но, знаете, стоит только задуматься и пойти по пятам какого-то типа, идущего в поздний час по одиноким улочкам, вы сможете наткнуться на невероятные вещи, спасти кому-то жизнь, обнаружить пропавшие ценности и еще много вариантов. Но это лишь отклонение от темы. Ваш автор лишь поделился своими мыслями с читателем. В нашем же случае, человек, идущий по улице, всего лишь молодой скромный программист, задержавшийся на своей работке.

Да, такой вот обычный «маленький человек» шел домой, еще раз прокручивая в голове свою работу. Его большие очки запотели, а кудряшки на голове стали еще более кудрявыми от влажности воздуха и поэтому он был похож на кудрявого совенка, укутавшись и наполовину осев лицом в свое коричневое пальтишко, замотанное толстым шарфом. Он топал по улице бодрым, уверенным шагом и торопился домой.

Вот он повернул за угол, поднялся на парадную лестницу, приложил свой ключ к домофону, и врата в душный загаженный подъезд были открыты. Он стал медленно подниматься по лестнице, пока наконец не добрался до самого последнего, десятого этажа. Он еще раз вынул из кармана ключи и открыл свою квартирку, вошел в темный проем двери и закрыл ее изнутри.

Оказавшись в квартире, разумеется, он первым же делом. включил свет. Благодаря этому мы теперь сможем разглядеть обстановку вокруг: маленькое помещение, внушавшее тоску из-за своего пустынного, но при этом очень тесного вида. В прихожей, на голой без обоев стене висело небольшое зеркало, рядом был вбит гвоздь, на который, по всей видимости, наш маленький программист, похожий на кудрявого совенка, вешал свое пальтишко. На полу, покрытом линолеумом, был метровый слой грязи и пыли (сразу видно, что женской руки здесь и в помине не было). Шкаф забит какими-то пакетами со старым хламом, дырявыми, грязными куртками и тому подобной лабудой.

Парень тяжело вздохнул, снял очки, протер их кончиком пальто и надел вновь. Теперь можно было увидеть, что у него большие голубые глаза. Он стал медленно разматывать шарф закоченевшими от холода руками и постепенно нашему взору открылось его лицо. Скорее всего, вы думаете, что это был покрытый прыщами, всеми забитый задрот, который не отрывается от компьютера. Чтож, не знаю, огорчит вас это или нет, но вот описание его внешности: светлая ровная кожа, широкие видные скулы, слегка вздернутый носик, но при этом имеющий очень благородный и мужественный профиль, большие, словно детские, голубые глаза с щеточками закрученных вверх ресниц, густые ровные брови, не имеющие, кажется, ни единой лишней волосинки, тонкая полоска губ, которая всегда находится в улыбке из-за её красиво изогнутой формы, высокий прямой лоб и низкий подбородок. Русые волосы, которые завились из-за дождя, стали принимать свое нормальную форму и оказались вовсе не кудрявыми, а прямыми.

Он медленно снял пальто и повесил его на тот самый гвоздь, снял очки, протер глаза и посмотрел в зеркало: оттуда на него смотрел красивый молодой парень с невинными щенячьими глазами и приподнятыми уголками губ. Он еще раз тяжко вздохнул и побрел в следующую комнату.

Здесь все было много более приятным: на полу лежал серый коврик, стоял черный диван, на полу было намного меньше грязи (лишь пыль немного скапливалась по углам), стены были отделаны фанерными панелями, имитируя древесину, а на одной из них висел большой телевизор. Посередине комнаты стоял небольшой кофейный столик, на котором лежали различные пульты от бытовой развлекательной техники и какие-то журналы. Парень добрел до дивана и рухнул на него словно взорванное террористами здание.

Он пролежал так около часа, пока сам себе не пробубнил тихим, немного хриплым сонным голосом,
— Нужно идти писать отчет. — после чего он открыл глаза, полежал секунд пять и отправился куда-то в другую комнату.

В этой комнате стоял большой письменный стол, сплошь заваленный документами и бумагами. Рядом находилась не застеленная кровать. Напротив находился стенной шкаф с огромным зеркалом на раздвигающихся дверях. Вокруг на стенах висели различные чертежи, напоминания, картинки. Алтарем всего этого был компьютер фирмы Apple и немного свободного места напротив него.

Увидев весь этот срач, Джаред остался стоять на том же месте, когда вошел в комнату. В его голове промелькнула пара мыслей о том, что нужно все убрать, ведь ему тогда не написать отчет, но как он это сделает, ведь на это может уйти пара часов, а время позднее. Он глянул на часы: 23:24.
— Ладно. Я попробую. — подумал он и принялся за работу.

На уборку ушло около часа, но зато теперь, все его документы лежали рассортированными по папкам и разложенными в ячейки стенных шкафчиков для бумаг. Бумага для принтера ровно лежала в положенном месте, все письменные принадлежности были собраны специальную подставку. Алтарь компьютерного гения был готов к процессии, а то есть, к работе над отчетом.

Читайте также:  Тройка кубков таро тота значение

Несчастный, усталый Джаред грустно посмотрел на свою мягкую белую кровать с пуховым одеялом, затем посмотрел на чистый стол и, не раздумывая, пошел к нему. Он включил свой компьютер, не имея в голове ни единой мысли, достал из своего портфеля какие-то бумажки и начал что-то упорно писать.

Так он работал около часа, пока в дверь не постучали. Джаред замер, широко раскрыв глаза и еле заметно дыша. Он знал кто это, но дабы убедиться, он медленно встал с кресла и на цыпочках пошел к двери. Он совсем недавно переехал в эту квартиру и ему не хотелось покидать еще одно новое жилище, которое он мало-мальски успел обжить, хотя с прихожей нужно было бы еще повозиться.

Он подошел к двери и глянул в глазок: на лестничной площадке не было ничего видно. Он, все еще не дыша, всматривался туда, пока вдруг не отпрянул, нервно подняв взор к потолку: на пороге его квартиры лежала коробочка среднего размера, перевязанная красной лентой.

Он закрыл глаза с выражением злобы, затем подошел к двери, открыл замок, взял коробочку и вновь заперся в квартире.

Он сел на диван и с ужасом стал смотреть на эту коробку. Она была совсем легкой, но он ненавидел ее и дико злился. Он ненавидел того, кто постоянно приносит ему эти коробки. Внутри него все кипело. Сердце колотилось в бешеном ритме. Он потянул за ленточку и она мягко скользнула на пол. Сглотнув слюну, он открыл коробочку и вынул из нее карту Таро.
— Безумец. шут. — тихим голосом сказал он, глянув на карту.

Он положил карту обратно, завязал коробочку лентой и открыл шкаф у себя в спальне. Внутри лежала горка таких коробочек. Он положил эту коробочку туда же.

— Почему только эта карта? Почему только «Шут»? — думал он. Какой-то аноним везде находил Джареда и подкладывал ему коробочки. Сначала он искал того человека, который зачем-то делал это, но позже он понял, что это слишком трудно для него. Ему пришлось оставить свой дом, свою работу музыканта и теперь он переезжает с места на место и хочет сбить со следа этого проклятого анонима, но все безуспешно.

Джаред с каменным лицом сел за стол, доработал отчет и стал собирать вещи.

Источник

Карты Таро тоже хотят жить

Года три назад мне очень захотелось нарисовать новую колоду Таро. Такую, чтобы была именно моя, не имела аналогов. Рисую я плохо. Поэтому я с энтузиазмом малевала эскизы, записывая к каждому пояснения, в надежде, что найду когда-нибудь понимающего художника, которому смогу заказать эту колоду.

Моего энтузиазма хватило месяца на четыре. Потом началась сессия, и я охладела к своим творениям. Почти все эскизы уже были нарисованы, остальные я придумала, но зарисовать как-то руки не дошли. И «нерождённые» карты нашли способ напомнить о себе.

В нашей компании была девушка, с которой у нас упорно не складывались отношения. При каждой встрече мы с ней умудрялись разругаться напрочь буквально на пустом месте. При этом, как ни парадоксально, она мне очень нравилась, как человек. Но на любую её реплику просто нестерпимо хотелось возразить. У неё, похоже, были те же чувства насчёт меня.

И вот представьте моё удивление, когда Оксана позвонила и предложила встретиться вдвоём в кафе у залива, где никогда не собиралась наша компания. Я так удивилась, что даже не нашла, что возразить. Мы встретились, о чём говорить, не знали. Пока пили кофе, обменялись максимум парой фраз. Потом пошли бродить вдоль залива. Всё так же молчали, курили.

Мне хотелось хоть что-нибудь ей сказать, и я не нашла ничего лучше, чем:
— Блин, на сон похоже. Гуляем спокойно, не ругаемся. Да, точно, как сон. Мне даже что-то такое снилось на днях.
Надо было видеть, как изменилась в лице Оксана. У неё даже руки задрожали. Когда она заговорила, было видно, что спокойный тон даётся ей с трудом:
— Почему ты заговорила о снах? Тебе рассказала Маша?
Я ответила отрицательно, но Оксана упорно перебирала наших общих знакомых, которые могли рассказать мне о каких-то снах, которые так её обеспокоили. Не скоро, но она поверила, что никто ничего мне не рассказывал, и рассказала о своих ночных кошмарах сама.

Оксанины сны точь-в-точь повторяли эскизы моей будущей колоды. Причём самые лучшие из них, те, которыми я искренне гордилась. Это были как уже воплощённые на бумаге сюжеты, так и те, которые пока существовали только в моём воображении. Тех, которые не были пока нарисованы, было даже больше. Поэтому версия, что Оксана зачем-то выкрала и просмотрела мой альбом, не очень состоятельна. Сами по себе сны не были страшными, но у Оксаны во время «просмотра» возникало иррациональное чувство животного ужаса, она пыталась убежать, но не могла. И вот уже какую ночь просыпалась усталой и разбитой. Встретиться со мной ей тоже посоветовали во сне. Насколько я поняла по описанию, советчиком был Первосвященник. Символично.

Я даже не стала говорить Оксане про колоду, просто сочувственно покивала. А в последующие дни быстро, как только могла, дорисовала уже придуманные, но не нарисованные сюжеты. Насколько я знаю от Оксаниной подруги, кошмары её вскоре оставили. Да и так по ней было видно, стала такое же оживлённой заразочкой, как раньше. Этот случай нас сблизил, ругаться по крайней мере, перестали. Но всё равно, что это была за связь между нами, почему она возникла, почему мои карты выбрали именно её в качестве посредника, почему единственная фраза для начала разговора, которая пришла мне в голову, была о снах – на это у меня нет ответов.

p.s. Я не уделила этому должного внимания в рассказе, чтобы не завязнуть в деталях, но изматывающие Оксанины кошмары ДЕЙСТВИТЕЛЬНО повторяли сюжеты, которые я придумала. Сходились даже незначительные детали, которые я не рисовала и не прописывала в комментариях к эскизам — просто держала в памяти.

Новость отредактировал Intercessor — 25-06-2012, 19:31

Источник

Подлинная история карт Таро: от игр миланских герцогов до «Золотой зари» лондонского герметизма

Гадание на картах Таро — пожалуй, самый популярный сегодня способ предсказания будущего. Провидицы в пестрых одеждах, которые за деньги рассказывали посетителям ярмарок о том, что их ждет, остались в прошлом, но их главный инструмент, гадальные карты, стали заметной частью современной культуры. Александр Артамонов — о том, как французские оккультисты XVIII столетия превратили карточную игру в магическую практику.

У успеха Таро два секрета. Во-первых, завораживающая символическая система, которая впитала в себя элементы множества оккультных и мистических традиций. Можно получить эстетическое наслаждение, просто разглядывая карты. Во-вторых — подлинный демократизм. Таро в том виде, в каком они известны современной западной цивилизации, никогда не были эксклюзивным инструментом, доступным лишь посвященным.

Считается, что карты может использовать любой, кто относится к ним с почтением, верит им и соблюдает законы этого искусства.

Классическая колода Таро состоит из 78 карт. В них есть младшие арканы — карты четырех мастей — жезлов, мечей, кубков и пентаклей/монет. В каждой масти есть карты от единицы (туза) до десятки, а также четыре «придворные» карты — паж, рыцарь, королева и король. Старшие арканы — 22 уникальные карты без масти. Их нумерация и названия могут отличаться в разных колодах.

Старшие арканы Таро. Источник

Сегодня свои колоды Таро придумывают и продают очень многие. Можно найти колоды по литературным произведениям и сериалам, особенно в жанре фэнтези — например, по «Алисе в Стране чудес» или «Властелину колец».

Энтузиасты создали метросексуальные Таро, колоду мемных реалий и даже Таро «Восстание ведьм», посвященное анархистам, антифа и секс-работницам.

Классической колодой Таро считается колода Райдера — Уэйта — Смит: именно их дизайн первым приходит на ум почти каждому, когда речь заходит о гадании на картах. На ней основаны почти все остальные колоды. Старшие арканы в ней выглядят следующим образом:

2 — Верховная жрица (Папесса)

5 — Верховный жрец (часто — Иерофант, или Папа)

10 — Колесо Фортуны

Гадание на Таро — это целая наука. Каждый год издаются десятки книг, посвященных интерпретации карточных раскладов. Общая идея заключается в том, что каждая из карт имеет свой смысл. Например, Повешенного (за ногу, не за горло) часто интерпретируют как тупиковое положение, из которого нелегко выбраться без потерь. Шестерка кубков означает благоприятную ситуацию, благополучие и гармонию.

Комбинации карт позволяют составить общую картину из этих единиц смысла. Если Повешенный в раскладе окажется в позиции, обозначающей настоящее, а шестерка кубков — в будущем, это будет означать, что человека ждут сложности, из которых он выберется с потерями, однако в результате будет вознагражден.

Интеллектуальные развлечения итальянской знати

Европейские оккультисты XVIII и XIX веков утверждали, что Таро придумали жрецы Древнего Египта, а по миру их распространили цыгане, которые вплоть до XIX века считались потомками египтян.

В 1889 году французский мистик Жерар Анкосс, более известный под псевдонимом Папюс, писал:

«Игра в карты, называемая Таро, которой владеют цыгане, является Библией Библий. Это книга Тота Гермеса Трисмегиста, книга Адама, книга Первоначального Откровения древних цивилизаций. Таким образом, в то время как масоны, умные и сильные люди, утратили традицию; когда жрецы, тоже умные и сильные, утратили Эзотеризм; цыгане, хотя и невежественные, и порочные, дали нам ключ, который позволяет объяснить всю символику древних эпох».

Эта версия не выдерживает никакой критики хотя бы потому, что в ее основе лежит давно опровергнутое средневековое предположение о происхождении цыган от древних египтян. На самом деле они пришли из Индии.

Читайте также

Генезис знакомых нам карт Таро начался в Северной Италии во второй половине XV века.

Само слово «Таро» происходит от итальянского Tarocci, которым и называли древнейшие версии таких колод. Этимология слова ясна не до конца, однако очевидно, что оно итальянское.

Читайте также:  Таро miracle magic touch

Таро возникли как вариация обычных карточных игр, которые появились примерно за столетие до этого. Скорее всего, сама идея карточной игры пришла в Европу через мусульманскую Испанию из Аравии, Китая или Индии. Первое упоминание об игральных картах в Европе относится к 1371 году, когда колоду заказал себе король Арагона Педро IV. Через десятилетие упоминания об игральных картах встречаются уже в документах и летописях многих западноевропейских стран.

Одна из древнейших сохранившихся колод обычных карт, примерно 1470 года. В этой колоде уникальные масти — охотничьи рожки, собачьи ошейники, петли для дичи и привязи для собак. Источник

Главная инновация Таро — появление пятой масти, старших карт. Первое документальное упоминание такой колоды было обнаружено в архивах Леонелло д’Эсте, графа Феррары, и относится к 1442 году.

Впрочем, вероятно, что к этому моменту Таро были известны и относительно распространены в североитальянских государствах уже несколько лет. В документах того времени встречается много упоминаний расписанных вручную дорогих карт, которые известные художники делали на заказ для богатых аристократов. До наших дней они не дошли.

Каждая колода имела собственную систему мастей и символику старших карт, которую придумывали заказчики. На них изображали библейских персонажей, античных богов, аллегории человеческих добродетелей и пороков. Такие колоды стали способом самовыражения для итальянской знати эпохи Возрождения, среди которой были в моде интеллектуальные забавы.

Подобные карты никто и не думал использовать для гадания. Ими играли в игры, судя по всему, напоминавшие современный бридж. Не сохранилось ни одной точной записи, объясняющей их правила, вероятно, они были и так всем известны.

Некоторые исследователи считают, что, помимо игр и интеллектуального самовыражения, итальянская аристократия использовала прото-Таро для того, чтобы запоминать классические сюжеты античной литературы и средневековой философии. Такой метод игрового обучения, основанный на постоянном визуальном воспроизведении образов, отстаивал еще Фома Аквинский.

Как два миланских герцога изобрели Таро

В 1449 году венецианский генерал Якопо Антонио Марчелло отправил колоду Таро анжуйской герцогине Изабелле. В письме, которое сопровождало карты, он указал, что карты ему отдал некий венецианский придворный Сципио Караффа, который встретился с ним в лагере миланской армии и убедил подарить карты Изабелле. Марчелло уверял, что карточную игру изобрел их недавно почивший современник — герцог Милана Филиппо Висконти, который родился в 1397-м и правил с 1412 по 1447 год. Марчелло утверждал, что придумать новую карточную игру герцогу помог его секретарь — Марчиано ди Торнтона, который увлекался философией и астрологией.

Герцог Филиппо Мария Висконти. Источник

Герцог Висконти был очень некрасив и страдал от множества врожденных болезней, а потому не любил появляться на публике и запрещал художникам рисовать его, кроме случаев крайней необходимости. В то же время он был хитрым и расчетливым правителем и вдобавок высокообразованным человеком. Всю свою жизнь он любил интеллектуальные игры, которые предпочитал всем остальным видам досуга.

Оригинальная колода карт герцога Висконти до наших дней не дошла, однако частично сохранилось сочинение ди Торнтоны, где тот объясняет смысл и принципы игры. Колода стала промежуточным этапом перехода от обычных игральных карт к Таро. В игре четыре обычные масти, которым соответствуют животные, но есть и наполненная символизмом пятая масть, карты которой хоть и были связаны с остальными четырьмя, но как бы довлели над ними. Вот ее карты:

  1. Добродетели (орел): Юпитер, Аполлон, Меркурий, Геракл;
  2. Богатства (феникс): Юнона, Нептун, Марс, Эол;
  3. Целомудрия (черепаха): Паллант, Диана, Веста, Дафна;
  4. Удовольствия (голубь): Венера, Бахус, Церера, Купидон.

Марчиано описал лишь 24 карты в этой колоде, однако, скорее всего, в каждой масти существовали младшие карты.

Карты из одной из колод Висконти — Сфорцы. Источник

До самой смерти в 1447 году Висконти заказывал разным художникам новые колоды, которые всё больше походили на знакомые нам Таро. После его смерти и последовавшего за ней династического кризиса власть в Милане перешла к династии Сфорца. Ее основатель Франческо тоже увлекался картами и сам создал несколько колод. Карты миланских герцогов исследователи объединяют в категорию «Таро Висконти — Сфорцы» . Частично сохранились 15 таких колод.

Именно в колоде Висконти — Сфорцы и формируется символическая система Таро. Она — очевидное порождение североитальянской культуры эпохи Возрождения.

Карты, обозначающие космические тела, появились в игре благодаря повальному увлечению итальянской знати астрологией. Карты вроде Стойкости, Милосердия и Силы олицетворяли человеческие достоинства, которые были популярной темой литературы Возрождения. Карта Отшельник, на которой изображен старый седой мужчина, изначально символизировала время.

Волшебник в ранних картах был уличным фокусником или жонглером, который показывает фокусы перед детьми на ярмарке. В колоде Висконти — Сфорцы он называется Il Bagatella — «мелочь, несущественная вещь» — и стоит в самом низу старших арканов. Император и Императрица символизировали правителя Священной Римской империи и его супругу. Иерофант — это папа римский, а Жрица — персонаж популярной в Средние века легенды о папессе Иоанне, которая в IX столетии якобы обманула католическую церковь и заняла Святой престол. Дуализм этих двух пар карт отсылает к традиционному сюжету дуализма власти мирской и церковной. Образы Правосудия (Фемиды) и Колеса Фортуны заимствованы из древнегреческой традиции.

Il Bagatella из колоды XV века. Источник

Происхождение других карт не так очевидно, однако и их значения легко объясняются через североитальянский культурный контекст. Исследователи считают, что Колесница символизировала карнавальную процессию или свадьбу. По мнению религиоведки Хелен Фарли, Колесница могла обозначать Римскую церковь — такую аллегорию можно найти в «Божественной комедии» Данте или в трудах святого Иеронима Стридонского. Изображение Смерти в виде скелета, вероятно, символизировало чуму, вспышки которой периодически случались в Италии в XV веке.

Питер Брейгель Старший. Фрагмент картины «Триумф смерти», 1527 год

Карта Повешенный связана с традицией «позорных рисунков» , на которых изображались предатели, воры и мошенники, подвешенные в унизительной позе вниз головой. Не сохранилось ни одной фрески этого жанра, однако есть множество набросков таких фресок, сделанных именитыми художниками.

Источник

В колоде Висконти — Сфорцы не было лишь двух карт современного старшего аркана — Башни и Дьявола. Башня появилась в традиции Таро еще в XV веке и наверняка была известна Висконти. В ранних колодах она интерпретировалась как Вавилонская башня, дом Бога, дом дьявола, ворота ада.

Хелен Фарли считает, что Башня — по-итальянски Torre — могла иметь для Висконти личное значение. Династия долго соперничала и боролась за власть с другой знатной семьей Милана — делла Торре. Включив ее символ в свои колоды, герцог Филиппо увековечил бы род злейших врагов.

Дьявол появился в Таро лишь в XVI веке просто потому, что во времена последнего Висконти и первого Сфорцы его образ почти не использовали в живописи.

В начале XVI века традиция Таро распространилась по югу Франции. Здесь окончательно сформировалась колода, которую будут ошибочно называть марсельской.

Может быть интересно

В марсельской колоде используется привычная система мастей и присутствуют 22 карты старшего аркана. Вплоть до XVI или XVII века марсельская колода была лишь одной из многих региональных вариаций Таро, однако примерно к 1700 году стала доминирующей везде, кроме Италии — там в каждой провинции были свои колоды и карточные игры.

Марсельская колода. Источник

Встреча Таро и оккультизма

К XVIII веку Таро становятся одной из самых популярных карточных игр в Европе. В нее играют в Париже и Женеве, Мадриде и Санкт-Петербурге. Однако оккультизм не имел к картам никакого отношения до конца века.

Впервые эти два мира соприкоснулись во Франции за несколько лет до Великой Французской революции, когда Западную Европу охватила настоящая эпидемия египтомании. Считается, что одним из первых Таро в эзотерическом контексте заинтересовался масон Антуан Кур де Жебелен, который сочетал увлечение к оккультизму с занятиями общественными науками. В своем десятитомном псевдоантропологическом opus magnum «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным», опубликованном в 1781 году, он посвятил одну главу истории карт Таро.

Де Жебелен верил, что древние люди жили гораздо лучше людей современных. По его мнению, Таро — это древнеегипетская книга Тота, записанная в символическом виде. С ее помощью древнеегипетские жрецы зашифровали мудрость, чтобы она могла пройти через тысячелетия и быть узнанной лишь достойными.

Само название карт, по его мнению, состоит из двух слов древнеегипетского языка — Тар и Ро, которые переводятся как «царская дорога». Это была чистой воды манипуляция — тогда никто не знал, как звучал древнеегипетский язык, а первая табличка, которая позволила расшифровать его, была найдена в 1799 году.

Де Жебелен утверждал, что Колесница символизировала древнеегипетского бога Осириса, Звезда — Изиду, а Дьявол — их злобного брата Тифона. Карты Папа и Папесса он называл Жрецом и Жрицей. Карту Повешенный, по его мнению, нужно перевернуть: на самом деле, она должна называться Осторожность и на ней изображен человек, который стоит, балансируя на одной ноге. Масти он интерпретировал как четыре сословия древнеегипетского общества: монеты — купцы, чаши — жрецы, палки или дубинки (которые превратятся в более благородные жезлы лишь через несколько десятилетий) — крестьяне, а мечи — воины и цари.

Повешенный/Осторожность и Справедливость из колоды де Жебелена. Источник

В этом же томе Жебелен поместил сочинение другого автора, графа де Мелле. Де Мелле разделил 21 карту на три группы, каждая из которых символизировала эпоху истории человечества. Карты с 21-й по 15-ю обозначали Золотой век и процесс сотворения мира, с 14-й по восьмую — Серебряный век, а нижние семь — «гнусный» Железный век, длящийся и поныне. Также граф впервые соотнес карты с буквами еврейского алфавита.

Зарисовки колоды Таро де Жебелена. Источник

Через три года после выхода работы де Жебелена французский предсказатель Жан-Батист Альетте под псевдонимом Эттейлла (его фамилия наоборот) выпустил первое пособие по гаданию на Таро. Он приписывал себе изобретение картомантии — оккультной науки о гадании на картах. Еще в 1770 году вышла его первая книга о гадании на картах, в том числе на Таро — правда, никакого Египта там не было.

Читайте также:  Что обозначает таро карты туз мечей

Может быть интересно

Исследователи утверждают, что Эттейлла был знаком с де Жебеленом и воспринял его идеи. Эзотерик писал, что карты Таро разработала группа из 17 магов во главе с Гермесом Трисмегистом через 171 год после Великого потопа. Эттейла перевернул систему нумерации старшего аркана де Мелле и переинтерпретировал многие карты.

Первая карта старшего аркана символизировала мистика, или того, кто задает картам вопрос. Следующие семь карт изображали процесс сотворения мира — Папа обозначал сотворение света, Папесса — небес и т. д. Карты с девятой по 12-ю обозначали человеческие достоинства (тут у Эттейллы не было ничего нового), а с 13-й по 21-ю — важнейшие состояния жизни человека. Так, Маг у него обозначает печаль или болезнь, Разрушенный Храм — бедность и тюремное заключение, а Шут — безумие.

В 1788 году Эттейлла создал Общество интерпретаторов книги Таро, в которое вошли несколько десятков увлеченных спиритуалистов. В 1790-м, за год до смерти, он создал собственную колоду — первую в истории, предназначенную не для игры, а для гадания, а также основал школу магии. Ученик Эттейллы, которому он завещал руководство школой, через несколько лет будто бы просто растворился, а школа была распущена. Впрочем, в те годы французам уже было не до гаданий.

Таро Эттейллы, 1857 год. Источник

Современные адепты Таро ценят вклад, который внес в их традицию де Жебелен, однако считают его недалеким интерпретатором, а вот Эттейллу почитают гораздо более проницательным и талантливым магом. Именно ему удалось впервые связать Таро с герметической философией.

Философия герметизма возникла в поздней Античности, когда в эллинистическом Египте вступили в синтез две традиции: культы древнегреческого Гермеса и древнеегипетского бога мудрости и письменности Тота. Из их смешения возник образ Гермеса Трисмегиста — древнего полубожественного мудреца, который жил гораздо раньше, чем самые ранние греческие философы. Ему приписывают создание множества философских работ — «Герметического корпуса». В своих работах Эттейлла часто обращается к «Пэмандру» — центральной работе корпуса. Хотя еще в XVII столетии историки обнаружили, что в действительности эти тексты были написаны, скорее всего, в II–IV веках.

Герметизм — обширное учение, которое, помимо мистики, покрывает множество тем — фундаментальную философию, мораль и этику, религию. Однако в нем присутствуют и магические, алхимические и астрологические тексты. С философской точки зрения он находится на стыке неоплатонизма, пифагореизма и стоицизма. В религиозных вопросах герметизм был довольно расплывчат, хотя в общем виде и утверждал существование единого бога-создателя, который тождественен со всем сущим. Поэтому герметизм нашел отклик у некоторых раннехристианских и мусульманских теологов.

Одна из ключевых идей герметизма — принцип соответствий. Согласно нему явления из разных плоскостей бытия обнаруживают поразительное подобие, а всё сущее подчинено единым законам. Химические вещества тождественны словам, небесным телам и математическим символам, а наш мир подобен высшим, сокрытым от человека мирам. Это допущение и делает возможным магию и алхимию, в основе которых лежит символическое воспроизведение этих тождеств.

Многих людей, которые на протяжении двух тысячелетий называли себя герметистами , не слишком интересовала собственно философия Трисмегиста. В учении их привлекала лишь магическая составляющая.

Таро в XIX веке

Великая Французская революция и наполеоновские войны прервали развитие традиции Таро почти на сто лет. Новый всплеск увлечения оккультизмом и интереса к Таро начался во второй половине XIX века. Следующим после Эттейллы великим картомантом считается мистик и философ Альфонс-Луи Констант, известный под псевдонимом Элифас Леви (1810–1875).

Его философия — гремучая смесь раннего французского социализма, которому он был верен с юных лет, свободно понятого католицизма и оккультизма. Леви презирал дешевое картежничество и фокусы и считал оккультные науки методом внутреннего совершенствования человека. Тем не менее он не гнушался экспериментировать с любыми спиритуалистскими таинствами эпохи — некромантией, общением с духом умерших и, конечно же, гаданием на картах.

В основе мистического учения Леви лежала каббала, которую он дополнял идеями из пифагореизма и христианского мистицизма.

Каббала — это школа мысли в иудейской мистике, зарождение которой можно отнести к V–II векам до н. э. Многие идеи каббалы близки к гностицизму — здесь тоже присутствует идея тождественности символа и сущего явления. Самый знаменитый концепт каббалы — Древо Жизни, в котором ивритские буквы выстраиваются в схему устройства Вселенной. Впервые эта идея появляется в книге Сефер Йецира. Десять окружностей-сфирот , соответствующие цифрам, обозначают стадии творения и силы, которые использует бог-создатель для творения и упорядочивания сотворенного. Сфирот связаны между собой 22 связями, которые обозначаются буквами еврейского алфавита.

Леви стал первым, кто напрямую связал карты Таро и каббалистическое Древо Жизни. Десять младших карт колоды символизируют десять сфирот, а 22 карты старшего аркана — связи между ними. Леви считал, что Таро придумали древнееврейские священники, составившие каббалу, а само название карт полагал акронимом слова «Тетраграмматон», которое должно заменять сакральное имя бога из четырех букв (JHWH).

Роль, которая в его системе отведена «придворным» картам младших арканов, не очень ясна.

Карты старшего аркана Таро на каббалистическом Древе Жизни. Источник

Современные адепты Таро критикуют Леви за нечеткость его системы: аналогии между буквами и картами порой кажутся притянутыми за уши и бессмысленными. Главная его заслуга — сопоставление карт с Древом Жизни и еврейским алфавитом, которое стало основным способом эзотерической интерпретации Таро.

Во второй половине XIX века британцы заразились от французов страстной тягой к оккультизму. Как грибы после дождя по всей стране возникали тайные общества и ордена, члены которых практиковали магические ритуалы. Ключевым для истории Таро, да и для всей западной культуры, стал самый крупный и популярный из них — герметический орден «Золотая заря».

«Золотую зарю» основали в 1888 году оккультисты Уильям Уэсткотт и Сэмюэл Мазерс. Они утверждали, что за десять лет до этого получили 60 страниц зашифрованных оккультных текстов, в которых описывались герметическая философия, каббала и магические ритуалы, в том числе способы гадания на Таро. Книга были написаны простым шифром — английским языком, но справа налево, а также с использованием еврейских цифр.

Читайте также

Уэсткотт и Мазерс рассказывали, что манускрипт передал им один известный пожилой масон, который к тому времени уже скончался. Откуда взялся текст на самом деле, неясно. В разные времена последователи ордена связывали появление манускрипта с разными тайными оккультными организациями Европы. На самом деле, вероятно, основатели «Золотой зари» сами создали его, чтобы сфальсифицировать преемственность своей организации.

Изначально философия ордена была основана на трудах Леви, Эттейллы и де Жебелена. «Золотая заря» активно эксплуатировала египетскую тему — подразделения организации были названы в честь богов Гора, Осириса и Исиды-Урании, а также каббалу — организационная структура ордена копировала Древо Жизни.

Орден просуществовал вплоть до 1970-х годов, однако по-настоящему могущественной и массовой организацией он был с 1890-х и до начала Первой Мировой войны, после чего погряз во внутренних распрях. Через «Золотую зарю» прошло множество известных и талантливых людей тогдашней Британии. О влиянии ордена на мировую культуру и религиозное сознание западной цивилизации написаны сотни книг.

Как и Леви, «Золотая заря» соотносила младшие десять карт Таро с десятью сфирот, а карты старшего аркана — со связями между ними. Мазерс дополнил эту систему, связав со сфирот еще и ранги младшего аркана: тузы со сфирот Кетер, десятки — с Малкут и т. д.

Вместе с супругой Моной Мазерс разработал свою колоду, в которой присутствовали образы из египетской, еврейской, греческой и даже кельтской и германо-скандинавской мифологии, однако большого распространения она не получила. В манускрипте «Золотой зари» было сказано, что Таро могут не только предсказывать будущее, но и влиять на него. Поэтому к использованию Таро допускались лишь члены ордена высокого уровня посвящения.

В дальнейшем развитии Таро ключевую роль сыграл неформальный лидер лондонской ветви «Золотой зари» Артур Уэйт. Его считают одним из главных интеллектуалов оккультизма той поры. Как и Леви, он питал неприязнь к демонстративным фокусам и трактовал оккультное знание и магию как способы личного развития и возвышения человеческой индивидуальности.

Уэйт критиковал попытки предыдущих авторов надуманно привязать Таро к историческим нарративам и предлагал сосредоточиться на символизме самих карт, в котором без всяких египетских божеств сокрыта та самая Тайная Традиция, которую всегда искали оккультисты. Больше всего ему претила идея связи между Таро и каббалой, которая, по его мнению, ограничивала и сглаживала мудрость карт.

В 1911 году он вместе с художницей-оккультисткой Памелой Смит создал ту самую завораживающую колоду Таро, которая сегодня считается классической. Смит и Уэйт разработали глубокомысленные символические иллюстрации для каждой карты, в том числе для младших арканов. При этом в большинстве случаев картинки устроены так, что легко указывают на значение карты. Например, на семерке мечей, которую обычно интерпретируют как сложную ситуацию, требующую неординарных решений, изображен человек, который с трудом пытается унести в руках пять мечей, при этом еще два воткнуты в землю — их у него взять не получилось.

Источник

Некоторые исследователи Таро полагают, что разработать колоду Смит и Уэйту помогли их известные друзья по «Золотой заре» — великий ирландский поэт Уильям Йейтс, который и привел Уэйта в орден, и театральная актриса и феминистка Флоренс Фарр.

После Уэйта и Смит традиция осмысления и интерпретации Таро продолжила развиваться. Однако их тонкое и оригинальное восприятие Таро по сей день является самой популярной интерпретацией карт.

В следующей части мы расскажем о том, что увидели в карточных раскладах Таро великие мистики Елена Блаватская и Алистер Кроули, как предлагал интерпретировать карты крестный отец психоанализа Карл Юнг и как их используют современные психотерапевты.

Источник

Оцените статью