Мини музей кукла оберег

Мини-музей «Традиционная тряпичная кукла»

Светлана Битель
Мини-музей «Традиционная тряпичная кукла»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Тевризского муниципального района Омской области

«Тевризский детский сад №3»

Мини – музей

«Традиционная тряпичная кукла»

Воспитатель

Битель Светлана Сергеевна

Традиционная тряпичная кукла

несет память культуры и делает это

гораздо ярче, шире и глубже, чем

любая другая игрушка.

Вся жизнь и быт наших предков строились на циклах природы, сливаясь в одно целое с календарно-климатическими условиями протекания сельскохозяйственной жизнедеятельности. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Куклы были самые разные, не только из ткани – из бересты, из соломы, из золы. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

«Из всех существующих в мире загадок

тайна куклы – самая загадочная»

М. Е. Салтыков-Щедрин

Очень жаль, что народная кукла вытеснена полностью из нашей жизни современными, порой приносящими вред игрушками. Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну.

Приоритетное направление в нашем детском саду «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». В детском саду есть уголок «Русская изба», там-то я и решила создать мини – музей «Традиционная тряпичная кукла». Для того чтобы познакомить детей с видами кукол, я изготовила кукол соблюдая все традиционные технологии мастерства, которым мне пришлось учиться из книг.

Создание мини — музеев в ДОУ относится к «музейной педагогике». Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Это актуально в настоящее время, так как расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, обогащает предметно – развивающую среду ДОУ новыми формами работы с детьми и их родителями. Мной создана мастерская по изготовлению кукол, там мы с ребятами делаем тряпичных кукол для мини-музея и для уголка тряпичной куклы в группе. И что немало важно, кукол «крутят» с одинаковым интересом и девочки и мальчики. Педагоги и родители тоже с удовольствием посещают мои мастер классы.

Хочу представить вашему вниманию своих кукол

Мини – музей «Традиционная тряпичная кукла»

По своему назначению куклы делятся на три группы: игровые, обереговые и обрядовые. Но зачастую одна и та же кукла относится сразу к двум видам, пример кукла «Зайчик на пальчик» — это кукла оберег и в тоже время игровая, или «Куватка» — это обрядовая и обережная кукла.

Игровые куклы

делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни.

Такие куклы служили развлечением для ребенка.

(куклы раннего детства, куклы начальной школы)

• зайчик на пальчик и др.

Зайчик на пальчик

Обереговые куклы

Призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей.

Читайте также:  Чехол ручки кпп чери амулет

(обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства)

• день-ночь (оберег жилища,

• лихоманки – трясовицы и др.

Плодородие или Семья

Обрядовые куклы

У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

(обряды календарного цикла, жизненного цикла, закличка весны)

• парочка (неразлучники) и др.

Зерновушка и Богач

Ловушка для снов

Отдарок на подарок

Мои награды Немного о себе. Имею высшее образование,в 2006 году окончила»Омский государственный педагогический университет»,по специальности «Педагогика.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница — ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Источник

Проект мини-музея бабушки Арины «Куклы-обереги»

Наталья Видяйло
Проект мини-музея бабушки Арины «Куклы-обереги»

Вид проекта: Творческий, познавательный

Длительность 1 месяц

В современном мире меняется жизненный уклад и забываются традиции народа, его национальные особенности. Поэтому необходимо создать условия, при которых дети почувствуют себя частью русского народа, смогут ощутить гордость за свою страну.

Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Ценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие и тренируют память.

Кукла является первой игрушкой ребенка, поэтому она близка и понятна ему. Рукотворная тряпичная кукла это часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол конечно же дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла это зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Во время занятий с народной куклой можно просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. В процессе занятий у детей формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика, все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Основополагающим в данном проекте является формирование у детей понятия назначении мини-музея, о разнообразии традиционной тряпичной русской куклы и умения изготовить кукол из различных материалов.

Цель: Формирование у старших дошкольников интереса к истории и культуре традиционной народной тряпичной куклы средствами музейной педагогики

•Дать понятие детям о различных видах русской народной тряпичной куклы, истории их возникновения, традициях создания и применения, о месте в современном мире

Знакомить детей с историей народного быта, традициями на Руси через народную игрушку;

Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол;

Привлечь родителей и детей к поисково-исследовательской работе;

Научить детей старшего дошкольного возраста изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол под руководством воспитателя и дома самостоятельно или вместе с родителями;

Знакомить детей с различными видами народного фольклорного творчества (частушки, потешки, прибаутки, дразнилки, заклинки и т. д.);

Развивать мелкую моторику детей, обогатить тактильную и сенсорную сферы их деятельности;

Читайте также:  Амулет щит для весов

Развивать творческие способности детей, их внимание, память, речь, мышление;

Воспитывать патриотические чувства, интерес к культуре народа России;

Обогатить предметно-развивающую среду детского сада: создать мини-музей куклы;

Принципы решения задач проекта:

Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

Принцип опоры на интересы ребёнка;

Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

Ожидаемые результаты проекта:

понятия «Тряпичная кукла»

характерные особенности внешнего вида тряпичных кукол и их назначение

история возникновения тряпичных кукол

процесс изготовления кукол

изготовление кукол своими руками

составление описательных, творческих рассказов о кукле

Продукт реализации проекта:

•Создание мини-музея народных тряпичных кукол в подготовительной группе ДОУ

• Паспорт мини-музея «Мини-музей бабушки Арины».

• Альбом «Куклы-обереги» (совместные рисунки детей и родителей)

• Выставка кукол сделанных руками детей и родителей

• Презентация проекта для педагогов и родителей

Научные чтения (рассказы детей о куклах-оберегах для гостей мини-музея)

Этапы проекта

I этап – подготовительный.

Цель: Формирование мотива у детей и родителей к предстоящей деятельности, постановка цели и задач, определение объектов и методов исследования, подборка необходимого материала по теме проекта.

— Формировать мотив для работы по проекту Мини-музей «Мини-музей бабушки Арины» у специалистов, детей, родителей.

— Подобрать материал совместной деятельности с детьми.

— Подобрать фото-материал, иллюстрации, альбомы, художественную и методическую литературу.

— Подборка пальчиковых, дидактических игр,стихов,потешек по теме.

— Оформить наглядную информацию для родителей.

II этап – практический.

Цель: Знакомство с разнообразием тряпичных кукол.

Содержание работы по образовательным областям:

Русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня» и. т. д.

«Не плачь, куколка моя»

«Катины куклы»

Хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…»

Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».

Аппликация «Украсим кукле сарафан».

Занятие «Иголочка и ниточка».

Знакомство с процессом изготовления кукол (Зайчик на пальчик, Закрутка, Берегиня).

Изготовление с детьми кукол («пеленашка», «кукла-девочка»).

Изготовление куклы «Пасхальная голубка»

Разучивание русских народных хороводных попевок.

Слушание аудиозаписи русских народных песен.

Развлечение «Крещенский вечерок»

Обрядовый праздник «Масленица»

Народный праздник «Светлая Пасха»

Интерактивное занятие «История куклы»

Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые).

Исследование куклы: Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

Беседа «Знакомство с жизнью и бытом предков», «Какие бывают куклы,

«Почему у куклы такое имя

Рассматривание кукол в народном костюме.

Просмотр презентации «Русская народная кукла».

Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».

Беседа «Праздник Пасха», «Масленица», «Святки»

Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы, индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве».

Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле

Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».

Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».

Дидактическая игра «Узнай элемент узора».

Дидактическая игра «Закончи узор».

Дидактическая игра «Народные промыслы».

Читайте также:  Холлоу найт амулет бездны

Дидактическая игра «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись».

Дидактическая игра «Что из чего».

Настольно- печатные игры:

«Собери куклу из геометрических фигур»

«Подбери по силуэту»

Работа с родителями

Конкурс «Кукла-оберег»;

Помощь в создании мини-музея «Мини-музей бабушки Арины»;

Проведение консультаций и мастер-классов по теме.

Мастер-класс для родителей «Народная кукла своими руками»

Создание в группе мини-музея «Мини-музей бабушки Арины».

Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.

Посещение музея детьми других групп и родителями.

Презентация проекта «Мини-музей бабушки Арины»

1 .В ходе реализации проекта было отмечено активное и заинтересованное участие детей и родителей к данной проблеме

2. Впечатления детей от полученной информации о тряпичных куклах нашли отражение в изобразительном творчестве и играх детей

3. Был создан мини-музей тряпичных кукол «Мини-музей бабушки Арины»

Перспектива проекта:

1. Продолжать работу по сбору информации о тряпичных куклах;

2. Продолжать сотрудничать с родителями воспитанников;

3. Пополнять экспонатами мини – музей.

4. Сотрудничать с социумом (краеведческий музей, библиотека, колледж культуры и. т. п)

1. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

2. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009

3. А. Греков «Музей игрушки и его основатель»

4. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»

5. Дудникова С. А. «Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников» журнал Воспитатель № 3 2012г.

6. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры».Санкт-Петербург, изд. «Детство-пресс»,2000г

7. Аполлонова Н. М. ««Приобщение детей к истокам русской национальной культуры»Н. Новгород,1991г.

Экологический краткосрочный проект: «Огород на подоконнике. Герои мультфильмов в гостях у бабушки Арины» Экологический краткосрочный проект: «Огород на подоконнике. Герои мультфильмов в гостях у бабушки Арины» (Ранний возраст) Актуальность:Дети.

Фотоотчет «Куклы-обереги» Многие тысячелетия назад, наши далекие предки старались защитить себя и свою семью от злых духов, от сглаза, от ведьм и колдунов. Необходимо.

Конспект занятия «Куклы-обереги» (подготовительная группа) Цель: формирование представлений о разнообразии народного декоративно — прикладного искусства: обереговая кукла. Задачи: Дать детям.

Познавательно-творческий проект «Народные куклы-обереги. Куклы добра» Познавательно-творческий проект «Народные куклы- обереги» («Куклы добра») Исполнители: воспитатели: Петросян В. Х. Васильева Н. В. Вид проекта:.

Проект мини-музея «Музыкальная радуга» ПроектМини-музей «Музыкальная радуга» 1. Вид проекта: информационный 2. Срок реализации: 2 месяца 3. Участники проекта: дети подготовительной.

Проект мини-музея «Воинская слава» «Воинская Слава». Патриотический проект для детей подготовительной к школе группы №10 Ищенко О. А. Паспорт проекта. Название проекта: «Воинская.

Проект «Создание мини-музея «Бабушкина кукла» Проект «Создание мини-музея «Бабушкина кукла» Тема проекта: «Бабушкина кукла». Вид проекта: долгосрочный, групповой, творческий. Сроки реализации.

Проект создания мини-музея «Театр сказок» Проект создания мини-музея «Театр сказок»Актуальность Сказка — необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства,.

Проект создания экологического мини-музея «Дары моря». Когда люди попадают на пляж, то увлеченно собирают дары моря. Да и как их не собирать? Гладкие камни, которые так приятно держать в руках,.

Проект мини-музея «Дедушкин чуланчик» Проект: мини – музей «Дедушкин чуланчик» Возраст детей 6 – 7 лет Аннотация «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый.

Источник

Оцените статью