Мини-музей «Традиционная тряпичная кукла»
Светлана Битель
Мини-музей «Традиционная тряпичная кукла»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Тевризского муниципального района Омской области
«Тевризский детский сад №3»
Мини – музей
«Традиционная тряпичная кукла»
Воспитатель
Битель Светлана Сергеевна
Традиционная тряпичная кукла
несет память культуры и делает это
гораздо ярче, шире и глубже, чем
любая другая игрушка.
Вся жизнь и быт наших предков строились на циклах природы, сливаясь в одно целое с календарно-климатическими условиями протекания сельскохозяйственной жизнедеятельности. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Куклы были самые разные, не только из ткани – из бересты, из соломы, из золы. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
«Из всех существующих в мире загадок
тайна куклы – самая загадочная»
М. Е. Салтыков-Щедрин
Очень жаль, что народная кукла вытеснена полностью из нашей жизни современными, порой приносящими вред игрушками. Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну.
Приоритетное направление в нашем детском саду «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». В детском саду есть уголок «Русская изба», там-то я и решила создать мини – музей «Традиционная тряпичная кукла». Для того чтобы познакомить детей с видами кукол, я изготовила кукол соблюдая все традиционные технологии мастерства, которым мне пришлось учиться из книг.
Создание мини — музеев в ДОУ относится к «музейной педагогике». Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Это актуально в настоящее время, так как расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, обогащает предметно – развивающую среду ДОУ новыми формами работы с детьми и их родителями. Мной создана мастерская по изготовлению кукол, там мы с ребятами делаем тряпичных кукол для мини-музея и для уголка тряпичной куклы в группе. И что немало важно, кукол «крутят» с одинаковым интересом и девочки и мальчики. Педагоги и родители тоже с удовольствием посещают мои мастер классы.
Хочу представить вашему вниманию своих кукол
Мини – музей «Традиционная тряпичная кукла»
По своему назначению куклы делятся на три группы: игровые, обереговые и обрядовые. Но зачастую одна и та же кукла относится сразу к двум видам, пример кукла «Зайчик на пальчик» — это кукла оберег и в тоже время игровая, или «Куватка» — это обрядовая и обережная кукла.
Игровые куклы
делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни.
Такие куклы служили развлечением для ребенка.
(куклы раннего детства, куклы начальной школы)
• зайчик на пальчик и др.
Зайчик на пальчик
Обереговые куклы
Призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей.
(обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства)
• день-ночь (оберег жилища,
• лихоманки – трясовицы и др.
Плодородие или Семья
Обрядовые куклы
У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.
(обряды календарного цикла, жизненного цикла, закличка весны)
• парочка (неразлучники) и др.
Зерновушка и Богач
Ловушка для снов
Отдарок на подарок
Мои награды Немного о себе. Имею высшее образование,в 2006 году окончила»Омский государственный педагогический университет»,по специальности «Педагогика.
«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница — ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.
Источник
Проект мини-музея бабушки Арины «Куклы-обереги»
Наталья Видяйло
Проект мини-музея бабушки Арины «Куклы-обереги»
Вид проекта: Творческий, познавательный
Длительность 1 месяц
В современном мире меняется жизненный уклад и забываются традиции народа, его национальные особенности. Поэтому необходимо создать условия, при которых дети почувствуют себя частью русского народа, смогут ощутить гордость за свою страну.
Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Ценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие и тренируют память.
Кукла является первой игрушкой ребенка, поэтому она близка и понятна ему. Рукотворная тряпичная кукла это часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол конечно же дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла это зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Во время занятий с народной куклой можно просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. В процессе занятий у детей формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика, все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
Основополагающим в данном проекте является формирование у детей понятия назначении мини-музея, о разнообразии традиционной тряпичной русской куклы и умения изготовить кукол из различных материалов.
Цель: Формирование у старших дошкольников интереса к истории и культуре традиционной народной тряпичной куклы средствами музейной педагогики
•Дать понятие детям о различных видах русской народной тряпичной куклы, истории их возникновения, традициях создания и применения, о месте в современном мире
Знакомить детей с историей народного быта, традициями на Руси через народную игрушку;
Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол;
Привлечь родителей и детей к поисково-исследовательской работе;
Научить детей старшего дошкольного возраста изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол под руководством воспитателя и дома самостоятельно или вместе с родителями;
Знакомить детей с различными видами народного фольклорного творчества (частушки, потешки, прибаутки, дразнилки, заклинки и т. д.);
Развивать мелкую моторику детей, обогатить тактильную и сенсорную сферы их деятельности;
Развивать творческие способности детей, их внимание, память, речь, мышление;
Воспитывать патриотические чувства, интерес к культуре народа России;
Обогатить предметно-развивающую среду детского сада: создать мини-музей куклы;
Принципы решения задач проекта:
Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
Принцип опоры на интересы ребёнка;
Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
Ожидаемые результаты проекта:
понятия «Тряпичная кукла»
характерные особенности внешнего вида тряпичных кукол и их назначение
история возникновения тряпичных кукол
процесс изготовления кукол
изготовление кукол своими руками
составление описательных, творческих рассказов о кукле
Продукт реализации проекта:
•Создание мини-музея народных тряпичных кукол в подготовительной группе ДОУ
• Паспорт мини-музея «Мини-музей бабушки Арины».
• Альбом «Куклы-обереги» (совместные рисунки детей и родителей)
• Выставка кукол сделанных руками детей и родителей
• Презентация проекта для педагогов и родителей
Научные чтения (рассказы детей о куклах-оберегах для гостей мини-музея)
Этапы проекта
I этап – подготовительный.
Цель: Формирование мотива у детей и родителей к предстоящей деятельности, постановка цели и задач, определение объектов и методов исследования, подборка необходимого материала по теме проекта.
— Формировать мотив для работы по проекту Мини-музей «Мини-музей бабушки Арины» у специалистов, детей, родителей.
— Подобрать материал совместной деятельности с детьми.
— Подобрать фото-материал, иллюстрации, альбомы, художественную и методическую литературу.
— Подборка пальчиковых, дидактических игр,стихов,потешек по теме.
— Оформить наглядную информацию для родителей.
II этап – практический.
Цель: Знакомство с разнообразием тряпичных кукол.
Содержание работы по образовательным областям:
Русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня» и. т. д.
«Не плачь, куколка моя»
«Катины куклы»
Хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…»
Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».
Аппликация «Украсим кукле сарафан».
Занятие «Иголочка и ниточка».
Знакомство с процессом изготовления кукол (Зайчик на пальчик, Закрутка, Берегиня).
Изготовление с детьми кукол («пеленашка», «кукла-девочка»).
Изготовление куклы «Пасхальная голубка»
Разучивание русских народных хороводных попевок.
Слушание аудиозаписи русских народных песен.
Развлечение «Крещенский вечерок»
Обрядовый праздник «Масленица»
Народный праздник «Светлая Пасха»
Интерактивное занятие «История куклы»
Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые).
Исследование куклы: Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
Беседа «Знакомство с жизнью и бытом предков», «Какие бывают куклы?»,
«Почему у куклы такое имя?»
Рассматривание кукол в народном костюме.
Просмотр презентации «Русская народная кукла».
Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».
Беседа «Праздник Пасха», «Масленица», «Святки»
Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы, индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве».
Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле
Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».
Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».
Дидактическая игра «Узнай элемент узора».
Дидактическая игра «Закончи узор».
Дидактическая игра «Народные промыслы».
Дидактическая игра «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись».
Дидактическая игра «Что из чего».
Настольно- печатные игры:
«Собери куклу из геометрических фигур»
«Подбери по силуэту»
Работа с родителями
Конкурс «Кукла-оберег»;
Помощь в создании мини-музея «Мини-музей бабушки Арины»;
Проведение консультаций и мастер-классов по теме.
Мастер-класс для родителей «Народная кукла своими руками»
Создание в группе мини-музея «Мини-музей бабушки Арины».
Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.
Посещение музея детьми других групп и родителями.
Презентация проекта «Мини-музей бабушки Арины»
1 .В ходе реализации проекта было отмечено активное и заинтересованное участие детей и родителей к данной проблеме
2. Впечатления детей от полученной информации о тряпичных куклах нашли отражение в изобразительном творчестве и играх детей
3. Был создан мини-музей тряпичных кукол «Мини-музей бабушки Арины»
Перспектива проекта:
1. Продолжать работу по сбору информации о тряпичных куклах;
2. Продолжать сотрудничать с родителями воспитанников;
3. Пополнять экспонатами мини – музей.
4. Сотрудничать с социумом (краеведческий музей, библиотека, колледж культуры и. т. п)
1. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
2. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009
3. А. Греков «Музей игрушки и его основатель»
4. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»
5. Дудникова С. А. «Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников» журнал Воспитатель № 3 2012г.
6. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры».Санкт-Петербург, изд. «Детство-пресс»,2000г
7. Аполлонова Н. М. ««Приобщение детей к истокам русской национальной культуры»Н. Новгород,1991г.
Экологический краткосрочный проект: «Огород на подоконнике. Герои мультфильмов в гостях у бабушки Арины» Экологический краткосрочный проект: «Огород на подоконнике. Герои мультфильмов в гостях у бабушки Арины» (Ранний возраст) Актуальность:Дети.
Фотоотчет «Куклы-обереги» Многие тысячелетия назад, наши далекие предки старались защитить себя и свою семью от злых духов, от сглаза, от ведьм и колдунов. Необходимо.
Конспект занятия «Куклы-обереги» (подготовительная группа) Цель: формирование представлений о разнообразии народного декоративно — прикладного искусства: обереговая кукла. Задачи: Дать детям.
Познавательно-творческий проект «Народные куклы-обереги. Куклы добра» Познавательно-творческий проект «Народные куклы- обереги» («Куклы добра») Исполнители: воспитатели: Петросян В. Х. Васильева Н. В. Вид проекта:.
Проект мини-музея «Музыкальная радуга» ПроектМини-музей «Музыкальная радуга» 1. Вид проекта: информационный 2. Срок реализации: 2 месяца 3. Участники проекта: дети подготовительной.
Проект мини-музея «Воинская слава» «Воинская Слава». Патриотический проект для детей подготовительной к школе группы №10 Ищенко О. А. Паспорт проекта. Название проекта: «Воинская.
Проект «Создание мини-музея «Бабушкина кукла» Проект «Создание мини-музея «Бабушкина кукла» Тема проекта: «Бабушкина кукла». Вид проекта: долгосрочный, групповой, творческий. Сроки реализации.
Проект создания мини-музея «Театр сказок» Проект создания мини-музея «Театр сказок»Актуальность Сказка — необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства,.
Проект создания экологического мини-музея «Дары моря». Когда люди попадают на пляж, то увлеченно собирают дары моря. Да и как их не собирать? Гладкие камни, которые так приятно держать в руках,.
Проект мини-музея «Дедушкин чуланчик» Проект: мини – музей «Дедушкин чуланчик» Возраст детей 6 – 7 лет Аннотация «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый.
Источник