- Почему Горгона Медуза стала символом Дома Версаче и острова Сицилия
- Горгона Медуза. Миф о происхождении зловещего чудовища
- Голова Медузы как символ защитницы и повелительницы
- Зачем русские носили талисманы с Медузой Горгоной
- Талисман — змеевик
- Черниговская гривна Владимира Мономаха
- Греческие корни
- Славянская интерпретация
- Скифские корни
- Змееногие девы в традиционной культуре
Почему Горгона Медуза стала символом Дома Версаче и острова Сицилия
Миф о горгоне Медузе неисчерпаем по своему содержанию. Этот монстр являлся в кошмарных снах не одному поколению детей, воспитывавшихся на древнегреческих мифах. Ну еще бы: чудовище, покрытое чешуей, с огромными ручищами, стальными когтями, длинными острыми клыками, извивающимися змеями вместо волос и с ужасающим взглядом, превращающим в камень любого, кто осмелился посмотреть ему в глаза. Кто на самом деле был этот зловещий монстр, и можно ли себе представить, что Зло может породить Добро и, что Красота наказуема. В этом обзоре вы сможете найти ответы на эти и другие вопросы.
Горгона Медуза. Миф о происхождении зловещего чудовища
Персей передает Афине голову горгоны Медузы. Золотая рельефная пластина
Однако горгона Медуза не всегда была хтоническим чудовищем. Если быть точнее — Медуса (от древнегреческого — «защитница, повелительница»). Согласно преданию древнегреческой мифологии Медуза была самой красивой из троих сестер — морских дев, родители которых были боги бурного моря и пучины. Прекрасная девушка с золотистыми длинными локонами вызывала восхищение у мужчин и губительную для нее самой зависть у женщин.
Колесница Посейдона. Римская мозаика.
Сам бог моря Посейдон был очарован ею. Как-то пытаясь укрыться от его посягательств, Медуза спряталась в храме Афины, но хитрый владыка морей, обернувшись птицей, настиг девушку и насильно овладел ею. Богиня Афина, питавшая к ней неприязнь, страшно разгневалась и превратила красавицу в чудовищного монстра, покрытого толстой чешуей. По одной из версий древнего мифа лицо ее стало «широким и круглым, как львиная морда, с расширенными застывшими глазами, с густой гривой волос, вздыбленных и извивающихся, тысячами змей, с бычьими ушами, с разверстым ртом, где торчали страшные кабаньи клыки. Язык ее высовывался наружу и свисал на щетинистый подбородок».
Терракотовый горгонейон (амулет), изображающий Медузу
Основная же версия гласит, что лицо у Горгоны было женским, с длинными клыками желтого цвета, страшными глазами, которые могли убить каждого одним лишь взглядом и волосами превратившимися в ядовитых змей.
Голова Медузы — горгоны на эгиде
Сестры Медузы, решив разделить ее судьбу, также превратились в горгон. А по иной версии сама Афина превратила их в чудовищ, у которых«вместо волос были змеи, а вместо зубов — клыки наподобие кабаньих; руки их были из бронзы, а крылья из золота. Глаза их злобно сверкали. И кто бы ни встретился с ними взглядом, бог или человек, он обращался в камень». Но в отличии от Медузы, ее сестры были бессмертны. Желая укрыться от людей, они отправились на «край земли», и местом их обитания стал затерянный в океане остров.
Горгоны. Античная вазопись
А среди людей стали ходить страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах и предания о том, что тот кто смог бы завладеть головой Медузы, тот получил бы священное звание «повелителя страха». Богиня Афина, так и не простившая Медузе ее неземной красоты, сподвигла на этот подвиг Персея — сына Данаи и Зевса, юношу горячего и честолюбивого. Стоило ей лишь слово молвить, и Персей опрометчиво заявил, что может добыть все: «Если нужно, то и голову Медузы Горгоны».
Афина вручает Персею зеркальный щит. Автор: Бернхард Роде.
И Афина подарила ему щит, отполированный до блеска, а Гермес — бог красноречия вручил ему адамантовый серп, которым можно было отсечь голову Медузы. В пути Персей добыл крылатые сандалии, шлем-невидимку и волшебный мешок. И вооружившись серпом и щитом, одев сандалии, храбрец обезглавил спящую Медузу, глядя в блестящий медный щит на ее отражение, чтобы не встретиться взглядом с ее глазами, превращавшими все живое в камень.
Затем спрятав трофей в мешок, Персей скрылся от разъяренных сестер горгоны в шлеме-невидимке. А из пролитой крови Медузы появились на свет ее дети — красавец великан Хрисаор и знаменитый крылатый белоснежный конь Пегас, любимец муз и покровитель поэтов, которые были плодом ее связи с Посейдоном. Попавшие же в воды морей и океанов капли крови Медузы стали кораллами, а капли, упавшие на земли Ливии, превратились в ядовитых змей и гидр.
Рождение Хрисаора и Пегаса из крови горгоны Медузы
По дороге домой отважный Персей, используя отсеченную голову горгоны как грозное оружие, совершил немало подвигов. Он спас Андромеду, царскую дочь, отданную на съедение морскому чудовищу отвергнутым женихом. Спас свою мать от притязаний Полидекта, превратив его и всех его приверженцев в каменные статуи.
Персей обращает Финея в камень. (1705-1710). Автор: Ricci Sebastiano. Риччи Себастьяно
В конце концов Персей передал отрубленную голову Медузы Афине, которую та прикрепила к своему легендарному щиту — эгиде, «горгонейону». Сама же богиня воительница стала называться не только «Горгоноубийцей», но и «Горгопой» — богиней со страшным взглядом.
Античная ваза. «Персей передает Афине голову Медузы горгоны»
И это всего лишь одна из множества версий легенды о горгоне Медузе, несправедливо наказанной за свою красоту.
Горгона Медуза, воспетая поэтами, художниками, скульпторами
Голова горгоны Медузы. Автор: Леонардо да Винчи
Древнегреческими мифами вдохновлялись в разные времена многие художники, скульпторы, поэты и в своем творчестве обращались к этому неоднозначному образу.
Полотно «Голова Медузы Горгоны» — произведение итальянского художника Микеланджело Караваджо, выполненное на заказ кардинала Франческо Дель Монте для подношения в дар Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому.
«Голова Медузы Горгоны». (1597—1598). Автор: Микеланджело Караваджо
Приобретенный в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски послужил для Караваджо основой для натяжки холста, на котором художник попытался передать на языке живописи невыразимое, то есть запечатлеть крик, вырывающийся изо рта отсеченной головы горогоны. Художнику удалось достичь поразительной иллюзии — посредством живописных приемов. Выпуклый щит он превратил в вогнутую поверхность, на которой отрубленная голова с искаженным от ужаса лицом и злобно шипящими змеями вместо волос, вопит от боли, источая потоки крови.
Голова Медузы Горгоны. Мрамор. (1630). Автор: Джованни Лоренцо Бернини
Прежде чем этот необычный щит был отправлен во Флоренцию, его увидели многие ценители творчества Караваджо, в том числе поэт Джамбаттиста Мариноа, который вдохновившись увиденным написал пространное стихотворное произведение, посвященное полотну, наполненное восторженных эпитетов:
«Ты победил — злодейка пала,
И на щите Медузы лик.
Такого живопись не знала,
Чтоб на холсте был слышен крик.»
Голова горгоны Медузы. (1617-1618). Автор: Питер Пауль Рубенс
Полотно Караваджо вдохновило и его ученика Питера Пауля Рубенса, который позаимствовал идею у своего учителя и написал свою картину «Голова горгоны Медузы».
Стремление художника напугать, шокировать и поразить современников своей работой, запечатлевшей отсеченную голову Медузы, достигло цели. Голова мифического чудовища, с живыми змеями вместо волос, лицом искаженным гримасой боли, глазами полными ужаса и страха перед смертью; пролитой кровью, из которой рождаются все новые и новые змеи, расползающиеся в разные стороны, потрясает зрителя до глубины души и вводит в оцепенение.
Персей с головой Медузы. (1554). Флоренция. Италия. Статуя Бенвенуто Челлини
Голова Медузы как символ защитницы и повелительницы
В Древней Греции горгонейон, изображающий голову Медузы, превратился в популярный талисман, призванный оберегать от зла, а коралловые бусы стали служить как защитный оберег.
С веками голову Медузы перестали изображать так ужасно, и ее образ стал ассоциироваться с доброй богиней. А горгонейон превратился в обычный декоративный элемент, украшающий многие архитектурные памятники, возведенные на протяжении долгих столетий античности и средневековья.
Голова Медузы-горгоны в архитектурном ансамбле
Этот артефакт стал оберегать владельцев от разных напастей и прочих невзгод. В наше время горгонейон является эмблемой Дома Версаче и присутствует в официальном геральдическом символе острова Сицилии.
Эмблема острова Сицилия
Современный вариант горгонейона более сдержанный спокойный — змеи заменены колосьями пшеницы, показывающими изобилие острова.
Горгонейон. / Коллекция Медуза Ронданини
Изделия Versace не только восхищают красотой, но и защищают своего обладателя от зла. Да и взгляд отвести от них так же тяжело, как и от роковых глаз Медузы.
Коллекция Le Grand Divertissement
Попала морская дева и на звездное небо. В созвездии губителя Персея находится астеризм (группа звезд) под названием Голова Горгоны.
Итальянский художник Тициан в своем творчестве неоднократно обращался к древнегреческим мифам. Полотно «Наказание Сизифа» является тому подтверждением.
Поделитесь этим постом с друзьями
Источник
Зачем русские носили талисманы с Медузой Горгоной
Доподлинно неизвестно, змееволосое существо, которому поклонялись русские князья и простолюдины, имело эллинистические или исконно славянские корни, но факт наличия данного культа неоспорим.
Первые упоминания о существовании на территории древней Руси культа змееволосой покровительницы относятся к XI веку, кода вместе с христианскими символами ее лик использовался в богослужениях. Переходный этап двоеверия продолжался до XV-XVI веков, когда укрепившаяся церковь официально отказалась от этой языческой фигуры, найдя ей замену в сонме православных святых.
Талисман — змеевик
На Руси защитное изображение девы со змеиными волосами или ногами наносилось на каменные или металлические медальоны, называвшиеся змеевиками. Изображавшийся на древних медальонах образ был весьма схож с описанием горгоны Медузы — колоритного персонажа древнегреческого мифа, чье имя означает «защитница». Оборотная сторона этих древних артефактов круглой, восьмиугольной или овальной формы украшалась образом христианского святого и словами из греческой молитвы.
Однако если до крещения Руси лицевой стороной талисмана считалась та, на которой было выбито изображение со змеями, то с объявлением монотеизма официально все поменялось местам, но народ по-прежнему отдавал магическое превосходство деве-змее.
Чтобы не настраивать людей против себя, церковные иерархи не стали сразу запрещать этот пользовавшийся популярностью в обществе языческий символ, защищавший владельца от болезней, сглаза, эпидемий, напастей и смерти.
На пригодном для ношения как женщин, так и мужчин обереге одновременно могло было быть изображено от 4 до 12 змей, даривших хозяину долголетие, здоровье и энергию. Часто змеевик хранился в доме и охранял его от злых духов, привлекая удачу и достаток.
Черниговская гривна Владимира Мономаха
Обнаруживаемые археологами в разных районах исторической Руси змеевики принадлежали к числу наиболее распространенных славянских амулетов, которые носили при себе как представители знати, так и бедных слоев населения. Если для последних змеевики выполнялись из дешевых материалов, то для аристократических медальонов применялись драгоценные металлы – золото и серебро. Ярким примером может служить найденная на берегу реки Белоус большая золотая «Черниговская гривна Владимира Мономаха», вероятно, потерянная им на охоте.
Датируемый 1076 -1094 годами медальон по традиции имеет две композиционные составляющие: на аверсе представлен образ покровителя Киева — архангела Михаила, а на реверсе женская фигура, волосы, руки и ноги которой переходят в змеиные головы.
Греческие корни
Поскольку при раскопках талисманы-змеевики обнаруживались не только на территории Древней Руси и славянских поселениях Европы, но также во владениях Древней Греции и Византии, возник вопрос о его исторической родине. Одна из версий напрямую связывает происхождение культа змеи с античным мифом о горгоне Медузе, голова которой стала олицетворением покровительства и заступничества.
Согласно повествованию, безобразно страшной горгона Медуза стала благодаря стараниям воинственной Афины. Узнав, что Посейдон овладел прекрасной лебедеподобной нимфой в ее храме, Афина обрушила свой гнев на девушку, превратив ее в крылатое чудовище со змеями вместо волос, одним лишь взглядом превращающей все живое в камень.
Не желая попадаться на глаза окружающим, Медуза уединилась на затерянном острове, но Афина не довольствовалась моральной победой, ей захотелось физически уничтожить обидчицу. Для реализации этого плана она привлекла своего сводного брата Персея, рассказав ему о магической способности взгляда Медузы и подарив щит, глядя в отражение которого, он должен был отрубить голову горгоне.
Успешно справившись с заданием, герой вручил Афине «трофей», а она триумфально обтянула кожей Медузы свой щит, поместив в центр ее устрашающую голову, не утратившую способность обращать живое в камень. Впоследствии доспехи и щиты с талисманным изображением маски горгоны стали частью амуниции легендарных и исторических персонажей, например Агамемнона и Александра Македонского.
Славянская интерпретация
Нестандартной внешностью с зооморфными чертами обладала славянская богиня Выргонь, прототипом которой являлась вышеописанная Медуза. Понимавшая языки всех биологических существ на Земле, змееволосая богиня раз в год пленительным голосом подзывала к себе по одному представителю от каждого живого рода, которые, влюбляясь в нее, погибли под действием ее смертоносного взгляда.
Нанося образ Выргони на оберег-змеевик, древние славяне рассчитывали, что она сможет уберечь их от неприятностей, в том числе болезней и неприятелей, которые будут замертво отскакивать от защищенного человека.
Скифские корни
Академик Борис Рыбаков, изучив русские змеевики, условно разделил их на две категории: первую, на которой изображена голова горгоны Медузы с извивающимися волосами-змеями, и вторую — с образом змееногой скифской богини Апи.
Визуально отличавшаяся от греческого чудовища прародительница скифов Апи олицетворяла собой Землю, чьи змеевидные ноги символизировали питательные подземные силы, дающие толчок для рождения новой жизни, которая, умирая, вновь возвращается в лоно Матери-Земли.
Не случайно на дохристианских змеевиках по разные стороны были вырезаны тотемные образы, относившиеся к почитанию Земли и Луны, причем змеевая сторона таких талисманов не имела отчетливого верха и низа, а носила эзотерический характер, воплощая собой подземное Солнце.
Змееногие девы в традиционной культуре
В традиционной русской культуре змееногих дев можно было повстречать не только на змеевиках, но на наличниках и фронтонах крестьянских домов, расположенных в северных землях. В лубковой живописи XVIII века часто встречались сюжеты с изображением Медусы, которую из-за вокализации называли Мелузой. На этих рисунках она представала в образе коронованной девы, волосы и ноги которой имели вид змей. В славянской культуре аспиды воплощали собой борьбу со злом, а потому змеиные узоры часто встречались в вышивках, росписях и на предметах прикладного искусства.
Источник