Шкалы цветовые
В Герметическом ордене Золотой Зари существовало учение о цветовых соответствиях сил, действующих за пределами физического плана, которое носило название Hodos Chamelionis (др.-греч. «Путь Хамелеона»), Путь Хамелеона, Путь смешанных цветов. Алистер Кроули также использовал эти соответствия, они отражены в Книге 777.
Также Hodos Chamelionis было мистическим титул Младшего Адепта Ордена Золотой Зари.
Содержание
Цветовые шкалы на каббалистическом Древе Жизни
В рамках этой системы выделяются четыре цветовые шкалы, соответствующие четырем мирам и четырем мастям Таро: шкала Короля (Ацилут), шкала Королевы (Брия), шкала Рыцаря или Принца (Йецира), которая в Книге 777 названа шкалой Императора, и шкала Пажа или Принцессы (Асия), которая в Книге 777 названа шкалой Императрицы. В каждом из четырех миров цвета сефирот и путей различны. По мере материализации, приближения к миру действия Ассия и удаления от мира праобразов Ацелут цвета становятся все менее чистыми и все более плотными и темными.
Представьте себе, если угодно, что сознание верховного божества есть чистый свет (само собой, это освященная традицией и повсеместно встречающаяся идея). А теперь представьте, что этот божественный свет проходит через призму и разлагается на выходе на все цвета спектра. Таков один из образов, который используют каббалисты (равно как и физики) для описания процесса творения: чистый свет (божественное сознание) преломляется, замедляется и превращается в частицы энергии, сознания и материи. Магическая призма, расщепляющая этот первозданный свет, — не что иное, как сам Йод-Хе-Вав-Хе, который, в соответствии со своей четырехчастной природой, разделяет свет на четыре частотных диапазона, в конечном счете проявляющиеся как четыре цветовые шкалы. Наивысшая из них — шкала Короля, представляющая самую сущность цвета, его незримое основание. В шкале Королевы цвет проявляется таким, каким его видит глаз, — с подразделением на оттенки, основные и дополнительные цвета и т.д. В шкале Принца совмещаются цвета Короля и Королевы, а шкала Принцессы представляет низший уровень наиболее смешанных и загрязненных цветов. Теперь представьте себе четыре Древа Жизни, по одному на каждый из четырех каббалистических миров. Свет шкалы Короля наполняет и окрашивает десять сефирот и двадцать два пути Древа Жизни, представляющего наивысший из миров — Ацилут. Свет шкалы Королевы наполняет и окрашивает сефирот и пути следующего мира — мира Брия. Свет шкалы Принца наполняет и окрашивает древо Йециры, мира еще более низкого. И, наконец, свет шкалы Принцессы наполняет и окрашивает Древо Жизни наинизшего из миров — мира Асия.
Цветовые шкалы в Таро Тота
Именно на этой четырехчастная цветовая шкала основывается цветовая составляющая иконографии Таро Тота, выполненного леди Фридой Харрис. В общей сложности мы получаем сорок цветов, соответствующих числовым картам и Тузам Таро, то есть по 10 цветов, соответствующих каждой их числовых карт в каждой из 4-х мастей и девяносто шесть цветов, соответствующих старшим арканам, поскольку два из старших арканов Таро — Эон и Вселенная имеют в Таро Тота двойное соответствие: Эон соответствует стихии Огня и стихий Духа, а Вселенная — Сатурну и стихии Земли. Поэтому вместо 88 (4 х 22) общее число цветов для старших арканов оказывается равным 96 (4 х 24).
В приложении к «Книге Тота» Алистера Кроули все эти цвета перечислены и аккуратно сведены в таблицы. За некоторыми исключениями, связанными с изменениями в системе соответствий путей Цадди и Хе у Кроули, эта система основана на Ключевой шкале тридцати двух путей мудрости из трактата «Сефер Йецира»:
• Ключевые числа от 1 до 10 соответствуют десяти сефирот Древа Жизни (в Таро это Туз и девять числовых карт каждой масти);
• Ключевые числа от 11 до 32 соответствуют двадцати двум путям Древа Жизни, соединяющим между собой сефирот. На этих путях помещены двадцать две буквы еврейского алфавита. В Таро это двадцать два старших аркана. При этом сами арканы Таро пронумерованы от 0 до 21, что может на первых порах создавать определенную путаницу с ключевыми числами, предполагающими сквозную нумерацию.
Таким образом, Таро Тота теоретически должно включать в себя палитру из ста тридцати шести цветов.
Однако, это не означает, что леди Харрис попросту выбирала преобладающий цвет для каждой карты из соответствующей ячейки четырех цветовых шкал. Потратив всего несколько минут на изучение карт и таблиц, мы удостоверимся, что это не так. И все же, если мы приглядимся внимательнее, то обнаружим, что на самом деле Харрис, вне всякого сомнения, пользовалась этими таблицами, и притом с величайшим искусством и подлинно новаторским вдохновением. Она использовала отнюдь не только соответствующие цвета сефиры (младшие арканы) или пути (старшие арканы), но также и цвета, которые соответствуют в том или ином каббалистическом мире зодиакальным и планетарным соответствиям этих карт. В большей степени это касается именно младших числовых арканов.
Рассмотрим для примера Шестерку Жезлов.
Отыскав в таблице ниже столбец, соответствующий Жезлам (шкала Рыцаря или Императора) и число 6 по Ключевой шале, мы увидим, что Шестерку Жезлов следовало бы окрасить в светло-розовый цвет. Однако фон карты — фиолетово-пурпурный, а сами жезлы — зеленовато-желтые, с красновато-янтарным контуром. Два жезла из шести, изображенных на карте, увенчаны крылатыми солнечными дисками с ярко-синими перьями и синими уреями, обведенными желтым контуром. Откуда же взялись эти цвета?
Каждой из числовых карт соответствует определенная планета и знак зодиака. Шестерка Жезлов соотносится с планетой Юпитер и знаком зодиака Лев. Взглянув на строку числа 19 по Ключевой шкале в таблице, соответствующей знаку Льва, мы найдем там желтый, насыщенный пурпурный, серый и красновато-янтарный цвета. А в строке числа 21 по Ключевой шкале (Юпитер) обнаружатся фиолетовый, синий, сочный пурпурный и ярко-синий с прожилками желтого. Все в точности совпадает.
Впрочем, не все карты разбираются с такой легкостью. Харрис не всегда использует все цвета по отдельности, как в Шестерке Дисков, — иногда она смешивает два или несколько цветов, которые соответствуют конфликтующим и дисгармонирующим между собой астрологическим или стихийным элементам. Особенно наглядно это видно в числовых картах с бoльшими номерами, поскольку они соотносятся с более низкими сефирот Древа Жизни и, следовательно, представляют менее уравновешенные и более загрязненные силы.
История возникновения
Откуда возникли эти соответствия, откуда известно, что это именно такие цвета, а не какие-нибудь другие?
Лон Майло Дуккет пишет, что специфические названия некоторых из этих цветов имеют совершенно житейское происхождение: они взяты с этикеток на тюбиках с акварельными красками «Виндзор и Ньютон», которые были популярны среди художников викторианской эпохи и производятся по сей день. Необычное употребление заглавных букв в названиях некоторых цветов также восходит к изначальным торговым наименованиям красок.
Однозначно ответить на вопрос, кто распределил эти цвета по соответствующим ячейкам таблиц именно таким образом, однозначно довольно сложно, поскольку прямых документальных свидетельств о внутренней деятельности членов ордена Золотой Зари не осталось, и здесь нам не обойтись без некоторых предположений и допущений. Не подлежит сомнению, что четыре цветовые шкалы, включенные в программу обучения в ордене Золотой Зари, окончательно были утверждены С.Л. Мазерсом. Очевидно также, что ему помогал кто-то еще, кто очень хорошо разбирался в теории цвета. Почти наверняка это была его жена-художница Мойна Мазерс.
Основным фактором в выборе цветов были каббалистические соображения. Об этом свидетельствует тот факт, что процесс вырождения цветов представляется как нисхождение по Древам Жизни четырех каббалистических миров. Шкала Короля отображает исход сражения между красным цветом суровости и белым цветом милосердия, как это описано в книге «Зогар». В других шкалах обнаруживаются стихийные, планетарные и зодиакальные цвета, отсылающие к каббалистическому трактату «Сефер Йецира».
Но судя по всему каббала — далеко не единственная традиция, из которой черпали вдохновение Мазерс и его помощники. Астрология и алхимия также содержат богатую цветовую символику и во многих случаях оказали свое влияние на выбор цвета. Особый интерес вызывает вероятность того, что некоторые цвета были выбраны по результатам видений, вызывавшихся магическим способом. «Созерцание при помощи духовного зрения» и эксперименты с аурой были неотъемлемой частью учебной программы, принятой в ордене Золотой Зари. Характерные признаки астральных видений — прожилки и крапинки на фоне цветов, соответствующих масти Дисков.
Источник
Что означают цвета в картах таро?
Привет, мои дорогие! Вы наверняка знаете, что важно не только знать традиционные значения арканов. При чтении раскладов полезно рассматривать изображения на картах таро. Любая деталь может нести ценную информацию: наличие или отсутствие людей, количество облаков, окружающие предметы… Сегодня мы поговорим о том, как смысл арканов раскрывается через их основной цвет.
Так сложилось, что те или иные цвета вызывают у людей различные ассоциации. Причем, у людей со схожей культурой эти ассоциации похожи. Это обстоятельство широко используется в искусстве: художники часто пытаются донести свои мысли, используя определенные оттенки.
Колоды таро – это также предметы искусства. И цвета арканов служат для передачи огромного количества значений. Опытный таролог использует это наблюдение, чтобы различить нюансы в раскладе – и прочесть информацию «между строк».
Что означают цвета?
Мы не случайно связываем красный с опасностью, а зеленый – с чем-то спокойным и приятным. Цветовые ассоциации формировались у людей сотни тысяч лет.
Для наших далеких предков красный цвет был, прежде всего, цветом крови и огня. А если человеку приходилось видеть то или другое, это означало опасность. С другой стороны, и кровь, и огонь всегда связывался со страстью, энергией, силой. Вот такое противоречие. Зеленый ассоциировался с природой. В далеком прошлом, когда не было современных многоэтажек, природа была для людей домом и являлась их зоной комфорта.
По мере развития цивилизации, первоначальные значения цветов стали вытесняться в сферу бессознательного. И теперь мы не задумываемся даже над самыми простыми вещами. Например, почему оранжевый ассоциируется у нас с теплом, а синий – с холодом.
Каковы бы ни были причины, в настоящее время существуют общепринятые значения цветов. Артур Уэйт и Памела Колман-Смит руководствовались этими значениями, когда создавали знаменитую колоду таро Райдера-Уэйта. Другие колоды таро также созданы на основании этой системы.
Ниже – значения цветов, которые чаще всего встречаются в таро.
- Белый: единство, чистота, свет, покой
- Красный: энергия, страсть, сила, энтузиазм
- Оранжевый: тепло, дом, радушие, достаток
- Желтый: осторожность, усердие, размышления
- Зеленый: рост, перспективы, влечение; также – зависть
- Голубой: мир, свобода, отсутствие препятствий
- Синий: спокойствие, медитация, холод, интуиция, отстраненность\
- Фиолетовый: достоинство, роскошь, благородство
- Черный: власть, тайна, сила, твердость
- Серый: нейтралитет, формальность, мудрость, равновесие
Цвета старших арканов
Для толкования цветов не требуется специальных знаний. Часто тарологи читают расклад, основываясь на своих индивидульных ощущениях. Вам изображение на карте скажет одно, вашему коллеге – немного другое. И это совершенно нормально. Поэтому не бойтесь слушать свою интуицию.
Старшие арканы особенно богаты символическими деталями. Практически каждая деталь передает определенное значение, являясь частью глубокого эзотерического смысла, который несет карта. Поэтому на цвета старших арканов стоит обращать особое внимание.
- Например, Дьявол чаще изображается в черных тонах. Это подчеркивает силу темной стороны человека, невозможность полностью побороть ее власть. Также черный говорит о том, что корни этой власти непостижимы – и часто являются тайной даже для самого человека.
- Маг изображен на желтом фоне. Такой цвет отражает усердие, энтузиазм и желание перемен. Вместе с тем, желтый говорит об остром уме и размышлениях. А потому Маг – это страсть, направленная в правильное русло. Контролируемая и эффективная. Страсть, которая непременно ведет к позитивным переменам.
- Фон Отшельника – синий. Сам Отшельник одет в белое. Иногда основной цвет карты или одежду делают серыми. Такие цвета говорят об отрешенности, равнодушии ко внешнему миру. Это глубинное постижение себя, чистые мысли, духовный путь. Это очень спокойная и довольно «холодная» карта.
Это всего лишь несколько примеров. Любую карту вы можете разобрать самостоятельно. Рекомендую вам чаще рассматривать арканы, даже не прибегая к гаданиям. Бывает, что новый пласт информации раскрывается совершенно неожиданно.
Цвета мастей
Основной цвет приписывается не только отдельным арканам, но и мастям в целом. Школы таро приписывают мастям разные цвета.
Более распространенной считается система, которая была принята эзотерическим Орденом Золотой Зари еще в прошлом веке. Ярким представителем этой школы был Алистер Кроули, создатель мистической колоды Тота.
- Жезлы – красный цвет. Вполне логично, учитывая «огненную» природу масти. Сложно придумать более подходящую ассоциацию для страсти, энтузиазма и тяги к творчеству.
- Кубки – синий цвет. Это хорошо отвечает стихии воды, которую символизируют кубки. Ключевые значения (как масти, так и цвета) – гибкость, духовность, интуиция.
- Мечи – желтый цвет. Считается, что он связан с воздухом и символизирует ум, логику, решительность. Но многим тарологам такая ассоциация кажется противоречивой, поэтому в современных колодах желтый заменяется на серый, голубой — иногда даже фиолетовый.
- Пентакли – коричневый цвет, обозначающий земную стихию. Он передает такие качества масти как сдержанность, практичность, приземленность. В некоторых колодах коричневый заменяется на зеленый или золотой, так как современным тарологам нравятся яркие и привлекательные оттенки.
Цветовая гамма расклада
Цвет не только раскрывает эмоциональный фон определенного аркана, но и помогает понять основной посыл всего расклада. Достаточно бегло окинуть расклад взглядом – и сразу понятной, какая цветовая гамма доминирует.
Преобладающий цвет отлично указывает на проблему человека. Например, если преобладают синие, голубые и серые тона, это может указывать на эмоциональные проблемы. Много желтого говорит о том, что человек не может принять решение, сделать выбор. А если много красного, то человек испытывает проблемы с мотивацией, ничего не хочет, страдает от упадка сил.
Мы разобрали главные значения основных цветов в таро. Эта тема нравится многим, потому что позволяет получать информацию без лишнего зазубривания. Если вы пока не очень твердо помните значения арканов, их цветовая гамма уже сможет что-то вам рассказать.
Надеюсь, эта статья была вам полезна. Подписывайтесь на мой блог, рассказывайте о нем в соцсетях – и с интересом постигайте загадочный мир таро!
Источник