Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа — биография
Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа — советский латвийский солист балета, балетмейстер, балетный педагог, киноактёр. Народный артист СССР [en] (1976). Лауреат Ленинской премии (1970). Знак зодиака — Лев.
Марис-Рудольф Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге. Окончив Рижское, а затем Московское хореографические училища, он в 1956 году попал в труппу Музыкального [en] театра имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. В 1960 году стал солистом Большого театра. А через три года стал самым молодым преподавателем в Московском хореографическом училище.
Вспоминает Б. Акимов: «В 1963 году педагог Елена Николаевна Сергиевская неожиданно объявляет нам, ученикам Московского хореографического училища, что последние два года наш класс будет вести Марис Лиепа. У нас — шок! Безумная мальчишеская радость смешивается с жутким волнением, почти страхом. Еще бы: сам Марис Лиепа! Премьер Большого театра, потрясающий танцовщик, красавец, любимец публики, кумир почти всех учеников!
Когда Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа впервые вошел к нам в класс, мы просто замерли. Его внешний вид, манера держаться, говорить — все так отличалось от наших педагогов! Во-первых, он был молодой (всего 27 лет!), а нас окружали в основном люди уже солидного возраста. Во-вторых, выглядел как настоящий иностранец, только что приехавший из какой-то далекой, неведомой и невообразимо прекрасной страны [en] .
Его метод преподавания тоже разительно отличался от общепринятого. Все комбинации он сам показывал, и как артистично показывал! Это был целый спектакль, который мы каждый раз наблюдали, затаив дыхание [en] . Любовались графичностью его танца, законченностью каждой позы, красотой жеста, безупречностью вытянутой стопы с острыми собранными пальцами (она напоминала мне карандаш с тонко отточенным грифелем). И нас учил «прорисовывать» каждое движение, добиваясь максимальной четкости танца»». Федор Ибатович Раззаков . Досье на звезд. 1962-1980. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 355-356.
Личная жизнь Лиепа
Первая жена — Майя Плисецкая (1956, прожили в браке 3 месяца);
Вторая жена — Маргарита Жигунова, актриса Московского драматического театра имени Пушкина. Дети — Андрис Лиепа (1962) и Илзе Лиепа (1963);
Третья жена — Нина Семизорова, балерина Большого театра (женился в 1980, сразу после развода с Маргаритой Жигуновой, развёлся в 1985);
Четвёртая жена (в официальном браке не состояли) — Евгения Шульц, художник по костюмам. Дочь — Мария Лиепа (1979).
Балетмейстер так же имел длительные отношения с Галиной Брежневой, дочерью Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева.
22 ноября 1963 года в Москве у Маргариты Жигуновой и Мариса Лиепы родилась Илзе Марисовна Лиепа — российская балерина, актриса театра и кино. Народная артистка России [en] (2002). Народная артистка Карелии (2007). Лауреат Государственной [en] премии (2003). Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» (2003).
Признание и награды
- 1957 — золотая медаль на I Всесоюзном конкурсе артистов балета VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве;
- 1962 — медаль имени К. С. Станиславского за актёрское мастерство в роли Спартака («Спартак» в постановке Якобсона);
- 1964 — заслуженный артист РСФСР;
- 1968 — народный артист Латвийской ССР;
- 1969 — народный артист РСФСР;
- 1970 — Ленинская премия — за исполнение партии Красса в балетном спектакле «Спартак» в постановке Ю. Н. Григоровича;
- 1971 — премия имени Вацлава Нижинского «Лучший танцовщик» Парижской академии танца за роль Альберта «Жизель»;
- 1976 — народный артист СССР — к 200-летию Большого театра;
- 1977 — премия имени Мариуса Петипа Парижской академии танца;
- 1981 — золотая медаль на IV Международном конкурсе артистов балета;
- 1986 — орден Дружбы народов.
Сочинения Лиепа
- Вчера и сегодня в балете. — М.: Молодая гвардия, 1982. — 192 с. — (Мастера искусств — молодёжи);
- Вчера и сегодня в балете. — 2-е. — М.: Молодая гвардия, 1986. — 190 с. — (Мастера искусств — молодёжи). — 50 000 экз.;
- Я хочу танцевать сто лет. — М.: Вагриус, 1996. — 238 с. — 6000 экз. — ISBN 5-7027-0400-2;
- Я хочу танцевать сто лет. — 2-е. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. — 488 с. — (Звёзды балета). — ISBN 5-462-00569-5.
Фильмография
- 1969 — Гамлет — Гамлет;
- 1970 — Марис Лиепа;
- 1971 — Могила льва — князь Всеслав;
- 1972 — Четвёртый — Джек Уиллер (озвучил Вячеслав Васильевич Тихонов);
- 1974 — Имя твоё (фильм-балет) — Анри;
- 1976 — В одном микрорайоне (телефильм) — Янис Берзиньш;
- 1977 — Спартак — Красс;
- 1977 — Орех Кракатук — Мышиный Король, Щелкунчик, Советник (поёт Михаил Сергеевич Боярский);
- 1977 — Галатея — профессор Хиггинс;
- 1978 — Бенефис Людмилы Гурченко (видеофильм) — Кадэ, монах, пират, злодей, кавалер и др.;
- 1980 — Музыка ко дню рождения[en] (телефильм);
- 1985 — Детство[en] Бемби — отец Бемби;
- 1986 — Юность Бемби — отец Бемби;
- 1986 — Лермонтов — Николай I;
- 1986 — Приключения Шерлока Холмса и доктора[en] Ватсона: Двадцатый век начинается — полковник Валентайн Уолтер;
- 1987 — Миф — Юрий;
- 1987 — К расследованию приступить. Клевета. — Хрунов;
- 1988 — Дорога в ад — Отто Штимер;
- 1988 — Корабль;
- 2006 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе;
- 2006 — Поединок с судьбой (документальный фильм);
- 2006 — MARIS (документальный фильм).
Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа скончался 26 марта 1989 года в Москве. Похороненн на Ваганьковском кладбище, в Москве.
Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. :
- Эльяш Николай Иосифович. Марис Лиепа (фотоочерк). — М., 1973;
- Марис Лиепа (буклет). — М., 1974;
- Рославлева Наталья Петровна. Марис Лиепа. — М.: Искусство, 1978. — 174 с. — (Солисты балета). — 25 000 экз.;
- Марис Лиепа. Жизнь в танце (фотоальбом). — М.: Издательский дом Максима Светланова, 2005. — 160 с.;
- Станишевский Ю. Марис Лиепа // Музыкальная жизнь: журнал. — М., 1964. — № 19;
- Бочарникова Э. Кому много дано // Театральная жизнь: журнал. — М., 1970. — № 18;
- Львов-Анохин Борис Александрович. Марис Лиепа // Театр: журнал. — М., 1970. — № 6;
- Ерофеева Е. Марис Лиепа // Театр: журнал. — М., 1976. — № 3;
- Львов-Анохин Б. Лиепа // Мастера Большого балета. — М.: Искусство, 1976. — С. 199—216. — 240 с. — 25 000 экз.;
- Константинова М. Бремя страстей человеческих // Советский балет: журнал. — М., 1985. — № 2;
- Мельникова Т. Жизнь в танце // Комсомольская правда: газета. — М., 1989. — № 30 марта;
- Тубинене Т. Встречи с Лиепой // Отчизна: журнал. — М., 1989. — № 11;
- Львов-Анохин Б. Лоренс Оливье балета // Вечерняя Москва: газета. — М., 1996. — № 6 июля;
- Акимов Борис Борисович. Мой учитель // Большой театр: газета. — М., 1996. — № 27 ноября;
- Львов-Анохин Б. Торжество и трагедия артистической воли // Большой театр: газета. — М., 1996. — № 27 ноября;
- Кузнецова Т. Принц Советский // GQ: журнал. — М., 2006. — № 1;
- Хореографический патриций Марис Лиепа // РИА Новости: РИА. — М., 2011. — № 27 июля;
- Смотрите других знаменитых мужчин по имени на букву М (и женщин).
- Знаменитых мужчин по имени Морис.
- Знаменитых мужчин по имени Рудольф.
- Биографии выдающихся личностей истории по фамилии на букву Л.
- Описание отчества Эдуардович (и ещё).
- Описание мужских имён на букву М (и женских).
- Описания мужских отчеств (и женских).
- Описание мужского имени-отчества на букву М (и женских).
- 100 самых распространенных русских фамилий.
- 250 общерусских фамилий.
- 100 самых распространённых фамилий США[en] .
- И смысл букв имени в разработке российского астролога Астрология (от греческого astron — звезда и logos — слово, учение) — учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени (см. Гороскоп).
Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме 🙂 И чуть ниже оставьте комментарий.
Найти ещё что-нибудь интересное:
Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети [en] -внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя.Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.
Источник
Марис Лиепа
Биография
Марис-Рудольф Лиепа — советский артист балета латвийского происхождения. В 1976 году за заслуги перед культурой был удостоен звания Народного артиста Советского Союза. Кроме того, Лиепа в качестве киноактера знаком многим любителям отечественного кино по таким фильмам, как «Детство Бэмби» и «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Детство и юность
Марис родился в Риге, в семье мастера сцены местного театра оперы и балета Эдуарда Лиепы и его супруги Лилии. Он стал вторым ребенком у своих родителей. При этом – ребенком довольно болезненным. Мальчик рос очень худеньким, часто простужался и оказывался в больнице.
Звезда балета Марис Лиепа
Врачи посоветовали чете Лиепа отдать мальчишку в какую-либо спортивную секцию. Марис хотел играть в футбол или плавать в бассейне, но отец настоял на специализированном балетном классе при рижском хореографическом училище.
Будущая звезда советского балета с первых дней невзлюбил занятия и даже начал прогуливать уроки. Но мама, которая изначально планировала, что сын станет медиком, нашла подходящие слова для сына. Она объяснила, что никогда нельзя бросать дело на полдороге, а нужно доказывать себе и другим свою состоятельность.
Марис Лиепа в детстве
Такие речи настолько впечатлили юного Лиепу, что до конца своих дней он будет отличаться упорством и целеустремленностью. Когда же кроме работы у станка началось освоение характерного танца, Марис буквально проникся искусством классической хореографии.
К 13-ти годам подросток уже выступал не только в детских спектаклях, но и исполнял мазурку и краковяк в «Бахчисарайском фонтане», играл шута в «Ромео и Джульетте», танцевал сегидилью в «Дон Кихоте» и изображал половецкого мальчика в опере «Князь Игорь».
Юный танцовщик Марис Лиепа
Но нужно заметить, что помимо учебы в балетной школе юноша все же посещал и спортивные секции. Он имел неплохие результаты в такой дисциплине, как спортивная гимнастика, а в плавании вольным стилем даже становился чемпионом Латвии.
Когда Марису было 14 лет, его в числе других учеников отправили на Всесоюзный смотр хореографических училищ, и там Рижская балетная студия вместе с московскими, ленинградскими и алма-атинскими «коллегами» была признана самой перспективной. Три года спустя Лиепе предлагают продолжить обучение в Москве, и он с радостью соглашается.
Марис Лиепа
Правда, столичное училище не выделило для него стипендии, поэтому, чтобы сын мог заниматься в престижном вузе, родители продали свой дачный домик на Взморье. Марис отблагодарил их тем, что за два года не только не пропустил ни одного занятия, но и приходил к каждому уроку раньше преподавателя и отдавался работе полностью и с воодушевлением.
В качестве выпускного экзамена Лиепа станцевал на сцене филиала Большого театра главную партию в спектакле «Щелкунчик». Новоиспечённый танцовщик мечтал остаться на главной сцене страны в качестве члена труппы, но в СССР принято было распределять кадры по национальным республикам, поэтому Марис возвращается в Ригу.
Балет
Впрочем, в Латвии он задержался лишь на полгода. Затем в столице состоялась декада прибалтийского искусства, и Лиепа танцевал русского воина Никиту в балете «Лайма», а также деревенского музыканта Тотса в постановке «Сакта свободы». В последнем из них на Мариса обратила внимание прима Майа Михайловна Плисецкая, которая дала выступлению похвальный отзыв и пригласила юношу быть партнером во время турне по Венгрии.
Марис Лиепа в спектакле «Лебединое озеро»
В Будапеште Лиепа станцевал партию Зигфрида в «Лебедином озере», о которой мечтал долгие годы. Его не остановило даже то обстоятельство, что на генеральной репетиции он получил серьёзную травму ноги. После ряда выступлений танцовщик отправился в Сочи для восстановления поврежденной голени, и прямо в санатории его нашел главный балетмейстер Московского академического музыкального театра Владимир Бурмейстер и предложил работу с очень высоким окладом.
Именно в этом театре Марис-Рудольф превратился в звезду советского балета. Московские любители балета шли «на Лиепу», заваливали его цветами и подарками, по нескольку часов ждали у служебного входа ради автографа. В то же время артист завоевал золотую медаль на Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Его талант отметила лично председатель жюри Галина Уланова.
Танцовщик Марис Лиепа
Летом 1960 года, после грандиозных гастролей в Польше, Лиепа наконец-то получает приглашение перейти в труппу Большого театра. Далеко не сразу Марис узнал, что одобрение руководства он удостоился на том основании, что при собеседовании даже не заикнулся о зарплате и материальных благах, а задал только один вопрос балетмейстеру:
В итоге он был занят во всех самых прославленных постановках – от «Дона Кихота» до «Спартака». Через четыре года в Большом театре меняется главный хореограф. Балетмейстером становится Юрий Григорович, которые пытается привнести свое видение в спектакли.
Марис Лиепа в спектакле «Спартак»
Например, в «Спартаке» Лиепа всегда танцевал главную роль, но Григорович дал ему другого персонажа, Красса. Успех превзошёл все ожидания, труппа даже удостоилась высочайшей в стране Ленинской премии, а на зарубежных гастролях артистов носили буквально на руках. Кстати, в Англии советскую звезду назвали «Лоуренсом Оливье в балете».
Но такое благополучное начало неожиданно оканчивается крахом. Лиепа дал интервью газете «Правда», в которой позволил себе покритиковать уровень хореографического мастерства Юрия Григоровича, и балетмейстер не простил обиды. Танцовщику дают роли только в старых постановках, а в новинках места ему не находится. За последующие 14 лет Марис лишь четыре раза участвовал в новых партиях.
Марис Лиепа
28 марта 1982 года он в последний раз танцует Красса из балета «Спартак». Публика аплодирует стоя, но триумф оканчивается решением художественного совета о профнепригодности танцора. С тех пор на сцену Лиепа выходит только на творческих вечерах и в антрепризных спектаклях. И те, и другие по-прежнему собирают огромную аудиторию, но Марис, попытавшись найти себя в новом деле, уходит в кинематограф.
Фильмы
На самом деле работать на съемочной площадке Лиепа начал довольно давно. Еще в 1959 году он дебютировал как актер в мелодраме рижской киностудии «Илзе». А через 10 лет его исполнение Гамлета в одноименном фильме-спектакле произвело фурор не только в СССР, но и во всем мире.
Марис Лиепа в фильме «Детство Бемби»
Затем Марис преображался в князя Всеслава из исторической картины «Могила льва» и Джека Уиллера в шпионской ленте «Четвёртый». В этом проекте, где блистал также Владимир Высоцкий, танцовщик поставил оригинальный хореографический номер, который в шутку назвал «Икар на три минуты».
Особо яркими получились главные роли актера в романтической комедии «Галатея», сказках «Детство Бемби» и «Юность Бемби», где он сыграл отца олененка, и в криминальной драме «Дорога в ад».
Марис Лиепа в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
Также зрители запомнили Мариса по роли полковника Валентайна Уолтера в детективе «Двадцатый век начинается» из цикла фильмов о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, а также по образу императора Николая I в историко-биографической драме «Лермонтов».
В 2006 году на экраны вышла картина «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», в которой с помощью монтажа вновь появился актер Лиепа. В тот же период увидели свет два документальных фильма о танцовщике – «Поединок с судьбой» и «MARIS».
Личная жизнь
Первой супругой знаменитого танцовщика стала другая легенда сцены — Майя Плисецкая. Они поженились в 1956 году, когда ему было 20, а ей – 31 год. Но прожили вместе Майя и Марис всего три месяца.
Марис Лиепа и Майя Плисецкая
Позднее, на съемках фильма «Илзе», он познакомился с актрисой Маргаритой Жигуновой. В этом браке родилось двое детей – сын Андрис и дочь Илзе. Имена детям супруги дали в честь персонажей вышеупомянутой картины. И сын, и дочь пошли по стопам отца и стали артистами балета.
Марис Лиепа и Маргарита Жигунова
В конце 70-х годов Лиепа едет на гастроли с молодой балериной Ниной Семизоровой, с которой у него начинается роман. Вскоре Марис оставляет семью и женится на девушке, которая младше его почти на 20 лет. Впрочем, этот союз оказался непрочным. По инициативе балерины в 1985 году супруги разводятся, хотя уже давно не живут вместе.
Евгения Шульц и ее дочь Мария Лиепа
Четвертой женой Лиепы, хотя и фактической, была художник по костюмам Евгения Шульц. У них родилась дочь Мария, но так как в те времена признание знаменитости о незаконнорожденном ребенке было равносильно краху карьеры, Марис скрывал существование младшей дочери очень долгое время.
Марис Лиепа и Галина Брежнева
Помимо официальных и неофициальных браков, у Мариса были довольно длительные и весьма бурные отношения с Галиной Брежневой, дочерью Леонида Ильича Брежнева, которая была старше танцовщика на 11 лет.
Смерть
Когда в Рижском оперном театре освобождается место балетмейстера, Лиепа подает заявление на замещение вакансии, но ему отказывают. Более того, «сверху» приходит приказ запретить Марису создавать свой собственный театр в Риге, как он планировал. Даже хорошо знакомый танцовщику Раймонд Паулс, занимавший тогда пост министра культуры Латвийской республики, никак не смог повлиять на ситуацию.
Памятник танцовщику Марису Лиепе в Риге
На мужчину накатывает депрессия, но в тот момент спасительной нитью стало решение из столицы СССР: было разрешено создать театр «Балет Мариса Лиепы» в Москве. После долгих проволочек был назначен отбор в труппу, но 26 марта 1989 года, в возрасте 52-х лет, Марис-Рудольф Эдуардович скончался. Официальный вердикт врачей – инфаркт.
Известно, что легендарный артист балета умер в машине «Скорой помощи». Но поговаривают, что накануне он заходил в любимый Большой театр, а там охранник отобрал у него пропуск и не впустил в служебное помещение. И именно в тот момент у мужчины не выдержало сердце.
Могила Мариса Лиепы
Но и после кончины Лиепы не успокоилась суета вокруг его имени. Почти неделю шла борьба за место прощания со звездой. Только спустя пять дней гроб с телом установили в фойе Большого театра, рядом со сценой, на которой он демонстрировал величайшее искусство на протяжении 20 лет. Захоронили Мариса Эдуардовича на Ваганьковском кладбище в Москве, а в Риге рядом с могилами отца и матери установили камень, на котором написано:
Источник