Как гадать на Святки: советы художников
Святочная неделя продлится до 17 января, гадать можно до самого Крещенского сочельника. Чтобы узнать, где и как ждать подсказок судьбы, TANR предлагает обратиться за примерами к русской живописи XIX века
Карл Брюллов. «Гадающая Светлана». 1836. Фото: Нижегородский художественный музей
Карл Брюллов. «Гадающая Светлана». 1836
Это полотно сразу же предлагает пример наиболее опасного гадания. Выглядывать суженого эффективней там, где может обитать нечисть: в подвалах, на чердаках, в кладовках, а после этого гадательное зеркало нельзя хранить в доме. Художник написал эту картину, когда гостил в семье Алексея Перовского, арзамасца, автора сказки «Черная курица, или Подземные жители». Прибыв из Италии как раз к Святкам, Брюллов вспоминает сюжет романтической баллады «Светлана» Василия Жуковского, в которой описываются десятки способов высматривания суженого, вплоть до дословного воспроизведения заговоров и народных подблюдных песен. Желанию иллюстрировать тот же сюжет поддался и другой художник XIX века Александр Новоскольцев («Светлана», 1889), но его героиня выглядит слишком уж бесстрашной, напоминая опытную гадалку. Отсюда куда более опасный способ ворожбы — не с одним, а с двумя зеркалами.
Константин Маковский. «Святочные гадания». 1890-е. Фото: Государственный музей истории религии
Константин Маковский. «Святочные гадания». 1890-е
Художник-передвижник Константин Маковский изображал крестьян часто и с любовью. Нередко его взор обращался к хорошеньким девушкам, даже и таким, которым не найти суженого уже никогда, — героинями его картины 1879 года стали девушки, умершие до свадьбы и потому, согласно славянской мифологии, ставшие русалками. Хотя обычно предпочитал более жизнерадостные сюжеты — например, с полдюжины юных особ, окруживших святочного петуха. Принцип гадания на курах следующий: нужно довериться птице, которая сама решит, подойти ли ей к зерну, к миске с водой, к зеркалу или к другой курице. Это, согласно поверьям, определит богатого, пьющего, красивого или непостоянного суженого. Если аксессуаров недостает, можно просто посчитать, сколько петух съел зерен: если количество четное, год будет хорошим.
Николай Пимоненко. «Святочное гадание». 1888. Фото: Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова
Николай Пимоненко. «Святочное гадание». 1888
Сын хозяина иконописной мастерской, еще один передвижник Николай Пимоненко изображает двух крестьянок на Святки, напоминая зрителю, что гадать лучше всего не в одиночку. Это не так страшно, к тому же подруга может помочь с расшифровкой знаков, особенно когда речь идет о таком сложном гадании, как литье воска. Девушки зажигали свечку и капали воском в чашку с водой. Чтобы воск, как в случае с пушкинской Татьяной Лариной, не просто «чудно-вылитым узором что-то чудное гласил», гадательницы рассматривали тень от застывшей восковой кляксы, проецируя ее с помощью свечи на стену. Без практики и хорошего воображения профиль любимого разглядеть вряд ли удастся, но если в воске заметны круги или нечто в форме яйца, то, по славянским поверьям, стоит ждать замужества в наступившем году. Интересно, что в отличие от Пимоненко, изобразившего незамужних простоволосых девушек, другой художник XIX века Егор Солнцев («Гадание», 1844) в том же сюжете пишет девушек в шапочках-«сороках», украшенных жемчугом и лентами. Этот самый дорогой элемент народного костюма декорировался богаче всего и включал в себя до 20 элементов. В зажиточных крестьянских семьях молодым девушкам разрешалось надевать такой головной убор лишь по самым большим праздникам, например в преддверии Рождества.
Алексей Венецианов. «Гадание на картах». 1842. Фото: Государственный Русский музей
Алексей Венецианов. «Гадание на картах». 1842
Избежать неловких ситуаций с выбрасыванием из окна башмаков или окликанием прохожих (имя первого встречного и будет именем суженого) поможет еще один, наиболее привычный способ гадания — на картах. Тщательно выписанные детали на картине позволяют предположить, что девушки пользуются раскладом «13 карт», который показывает прошлое, настоящее и будущее. Девушка держит в руках пикового туза острием вверх, что может означать скорое веселое застолье или праздник. В картинах нашего современника, художника реалистической школы, этнографа Юрия Сергеева («Гадание на картах», 1990-е) юных героинь учат гадать их бабушки, по случаю тоже празднично разодетые.
В конце концов, способ гадания можно выбрать любой. Главное, чтобы сбылось.
Источник
Маковский К.Е. «Святочные гадания». Описание картины
60 х 232 см. Масло, холст.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург, Россия
Описание картины Маковского К.Е. «Святочные гадания»
Тема обращения к жизни простого народа находила широкий отклик в творчестве художников-передвижников. Каждый из них писал образы крестьянского сословия по-своему, реалистично, или идеализированно, но неизменно – с большой любовью и искренней симпатией. Крестьянские образы нашли сове место и на полотнах Константина Маковского, черпавшего вдохновение в народных сказках, быте и традициях.
Особой ностальгией по народным обычаям пронизана воспевающая седую старину картина «Святочные гадания». На ней художник изобразил молодых девушек, собравшихся в тесной светлице и затеявших гадание на жениха.
Девушки выбрали самое подходящее время – именно период от Рождества (7 января) до Крещения (19 января) издавна считался самым лучшим временем для разгадки тайн будущего.
Ярко светит в окошко полная луна. В Красном углу освещает иконки небольшая свеча. Подушки и перины сгрудились на печи в ожидании хозяек. Девушки, обращаясь к петуху, хотят узнать свою судьбу. Рассыпали они на полу перед птицей пригоршню зерна и ждут, исполнится их желание, или нет. Клюет петушок зерна, а девушки считают, чтоб больше двенадцати не склевал. Посчитают потом они зерна оставшиеся. Будет их четное число – сбудется задуманное, а нечетное – ждать следующего года придется. Радостным любопытством, словно изнутри светятся девичьи лица, такие юные и такие прекрасные.
Одна из девушек сидит в стороне за столом и с грустью смотрит в глубокую чашу. Быть может, одно гадание уже позади – в чашу капали воском, и он сообщил ей нерадостную весть? Рядом в углу задремала бабушка – ее гадания остались в молодости. Сейчас должна она следить за девицами, но старость взяла свое, одолев бабушку сном.
Несмотря на то что гадания проводятся ночью, картина наполнена ярким светом и мягкими теплыми красками. Оттенки золотистого, коричневого и рыжего будят в памяти давно ушедшую старину, с ее иконами, деревянными избами и тихо горящими свечами. Сюда хочется вернуться, ощутить домашнее тепло, уют и погадать на судьбу вместе с молодыми девчатами.
Лучшие картины Маковского К.Е.
Источник
Описание картины «Святочные гадания» — Константин Маковский
Updated on 27 февраля, 2020 By Admin
Тема обращения к жизни простого народа находила широкий отклик в творчестве художников-передвижников. Каждый из них писал образы крестьянского сословия по-своему, реалистично, или идеализированно, но неизменно — с большой
любовью и искренней симпатией. Крестьянские образы нашли сове место и на полотнах Константина Маковского, черпавшего вдохновение в народных сказках, быте и традициях.
Особой ностальгией по народным обычаям пронизана воспевающая седую старину картина «Святочные гадания». На ней художник изобразил молодых девушек, собравшихся в тесной светлице и затеявших гадание на жениха.
Девушки выбрали самое подходящее время — именно период от Рождества до Крещения издавна считался самым лучшим временем для разгадки тайн будущего.
Ярко светит в окошко полная луна. В Красном углу освещает иконки небольшая свеча. Подушки и перины сгрудились на печи в ожидании хозяек.
Девушки, обращаясь к петуху, хотят узнать свою судьбу. Рассыпали они на полу перед птицей пригоршню зерна и ждут, исполнится их желание, или нет. Клюет петушок зерна, а девушки считают, чтоб больше двенадцати не склевал. Посчитают потом они зерна оставшиеся.
Будет их четное число — сбудется задуманное, а нечетное — ждать следующего года придется. Радостным любопытством, словно изнутри светятся девичьи лица, такие юные и такие прекрасные.
Одна из девушек сидит в стороне за столом и с грустью смотрит в глубокую чашу. Быть может, одно гадание уже позади — в чашу капали воском, и он сообщил ей нерадостную весть? Рядом в углу задремала бабушка — ее гадания остались в молодости.
Сейчас должна она следить за девицами, но старость взяла свое, одолев бабушку сном.
Несмотря на то что гадания проводятся ночью, картина наполнена ярким светом и мягкими теплыми красками. Оттенки золотистого, коричневого и рыжего будят в памяти давно ушедшую старину, с ее иконами, деревянными избами и тихо горящими свечами. Сюда хочется вернуться, ощутить домашнее тепло, уют и погадать на судьбу вместе с молодыми девчатами.
Похожие картины:
Описание картины «Русалки» — Константин Маковский Современники называли Маковского не иначе как «блестящий Костя», а император Александр II считал «своим» художником и доверял ему написание портретов царской четы. Картины Константина Маковского никогда не оставались незамеченными. Так произошло и […].
Описание картины «Портрет великой княжны Марии Николаевны» — Константин Маковский Константин Егорович Маковский начинал свою художественную карьеру как участник Товарищества передвижников, выставляясь с картинами на тему повседневной жизни народа. Однако со временем его интересы поменялись, и с 1880-х он стал успешным салонным […].
Описание картины «Под венец» — Константин Маковский Константин Егорович Маковский родился в семье считающей искусство смыслом жизни. Страсть к коллекционированию предметов искусства, предметов старины, народных промыслов, предметов прикладного искусства Константин Егорович унаследовал у отца. Он не только продолжил коллекционирование, […].
Описание картины «Дети, бегущие от грозы» — Константин Маковский На переднем плане картины «Дети, бегущие от грозы» изображены темные воды ручейка, через который перебегает по обветшалому мостику сельская девочка, несущая на спине младшего брата. Позади ребят изображен уходящий к горизонту лес, […].
Описание картины «Натюрморт» — Константин Маковский Константин Маковский с годами выработал свой узнаваемый стиль несмотря на то, что работал в разных жанрах. Особенность его картины «Натюрморт» как раз в том, что мастер написал ее в совершенно нехарактерной для […].
Описание картины «Крах банка» — Константин Маковский Владимир Маковский — непревзойденный мастер живописи, которому не было равных в написании картин бытового жанра. Редкий художник мог с такой же точностью и тонким психологизмом изобразить на своих полотнах повседневную жизнь обычных […].
Описание картины «Две сестры» — Константин Маковский Исключительный реалист-мастер бытового жанра — Владимир Маковский тяготел часто к остросюжетным бытовым сценам, в которых принимают участие «маленькие», то есть простые люди. Чрезвычайно острый на глаз, художник мог подметить и изобразить, на […].
Описание картины «Осужденный» — Константин Маковский 60-70-е гг. XIX века — время зарождения первых революционных настроений. В обществе росло недовольство существующим социальным строем, с его проблемами и несправедливыми порядками. Появляются народовольцы, каждый из которых, действуя разными способами, стремился […].
Описание картины «Любители соловьев» — Константин Маковский Жанровые картины Владимира Маковского принадлежат к числу наиболее типических, хрестоматийных образцов искусства «передвижников». Его ранние, гладко написанные, небольшие по формату композиции добродушно-анекдотичны, посвящены заботам и нехитрым радостям «маленького человека». Таковы «Любители соловьиного […].
Описание картины «Портрет Ю. П. Маковской» — Константин Маковский Портрет Юлии Павловны Маковской — любимой модели художника на протяжении многих лет — относится к периоду наивысшего расцвета творчества Маковского, отличается свободной манерой письма, смелыми цветовыми сочетаниями, необычностью композиционного решения.
Описание картины «Семейный портрет» — Константин Маковский Константин Егорович Маковский является представителем одного из любопытнейших художественных кланов XlX век. Выросший в атмосфере искусства, юноша избрал путь живописца. Константин Маковский в отличие от старшего брата Владимира — художника-передвижника своим творчеством […].
Описание картины «Портрет Александра II» — Константин Маковский Первоначальный вариант написан в Ливадии, куда художник был приглашен императором летом 1880 года для исполнения портрета. Александр II называл Маковского «мой живописец». Портрет неоднократно повторялся К. Е. Маковским.
Описание картины «Боярский свадебный пир XVII века» — Константин Маковский В творчестве Маковского очень много картин, которые описывают жизнь и быт Руси в патриархальные времена. Он один из наиболее известных живописцев 2-ой половины XIX века. Его творчество можно назвать разносторонним. Его еще […].
Описание картины «Портрет А. С. Даргомыжского» — Константин Маковский Портрет, возможно, написан по заказу П. М. Третьякова. После смерти композитора его портрет был заказан художнику А. Г. Горавскому. Очевидно, не удовлетворенный этой работой Третьяков мог заказать исполнение портрета А. С. Даргомыжского […].
Описание картины «Крестьянский обед во время жатвы» — Константин Маковский Работа написана художником в период, когда тема жизни русской деревни становится одной из ведущих в отечественной живописи. Константин Маковский наряду с другими живописцами оказывается увлечен крестьянскими сюжетами. Во время поездок в Тверскую, […].
Описание картины «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)» — Константин Маковский В 1880-1890-е годы Маковский часто обращался к русской истории 17 в., написав целый ряд пышных «боярских пиров» и «свадеб». Благодаря обилию бытовых подробностей, антикварной красоте антуража, «благородным» цветам, приведенным в единство общим […].
Описание картины «Минин на площади Нижнего Новгорода» — Константин Маковский Написание этого монументального патриотического произведения заняло у художника целых шесть лет. Это полотно считается самым большим в России, на нем изображено более ста различных персонажей. После написания Ильей Репиным картины «Запорожцы пишут […].
Описание картины «Перенесение священного ковра в Каире» — Константин Егорович Маковский Сюжетом послужила древняя мусульманская традиция. Священный ковер кисва — религиозная святыня мусульман — предназначен для облачения главного святилища — Кааба в Мекке. Ковер помещали в специальное сооружение — махмаль, водружали на верблюда, […].
Описание картины «Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме» — Константин Маковский Портрет находился в кабинете дома князя Ф. Ф. Юсупова графа Сумарокова-Эльстон в Большом Харитоньевском переулке в Москве, реконструированном и декорированном в конце XIX века по проекту архитектора Н. В. Султанова. Княгиня, дочь […].
Описание картины «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» — Константин Егорович Маковский Несомненно, одной из лучших картин в раннем творчестве Маковского можно по праву считать «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» — подлинная галерея колоритных типов городских сословий. За это […].
Описание картины «Бумажные фонари» — Константин Коровин В конце 1890-х гг. Коровин продолжал работать над декорациями к спектаклям, в частности, он помогал оформлять постановки опер Глюка и Римского-Корсакова. Неудивительно, что некоторые приемы, привычные при создании сценических декораций стали просачиваться […].
Описание картины «Ночлежный дом» — Владимир Маковский Картины Маковского можно отнести к искусству передвижников. Его произведениям свойственно проявление заботы и понимания, радости и эмоции «маленького человека». Некоторые его картины можно отнести к борьбе богатых и бедных, именно на этом […].
Описание картины «Идеалист-практик и материалист-теоретик» — Владимир Маковский Картина наполнена юмором, улыбку вызывают образы двух о чем-то спорящих мужчин. Один, повар, скорее всего, практик, он твердо сидит на своем стуле и это указывает на его твердую позицию в споре. Второй, […].
Описание картины «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» — Константин Коровин 1888 год был богат для Коровина на художественные впечатления — он вместе с Саввой Мамонтовым отправился в путешествие по Европе. Особо понравился живописцу испанский колорит, что видно даже на небольшом по формату […].
Описание картины «В приемной доктора» — Владимир Маковский В этой картине художник показал разные образы, разных людей, которые собрались в приемной врача, чтобы излечиться от недуга. Вот молодая женщина с больной девочкой на руках, с любовью смотрит на своего ребенка. […].
Описание картины «Портрет мадемуазель Ривьер» — Жан Огюст Доминик Энгр Одно из наиболее известных полотен художника. Фигура девушки в белом платье, словно статуя, возвышается на фоне пейзажа. Энгр стремился запечатлеть прекрасный облик девушки, сохранить во времени такой хрупкий, такой недолговечный дар, как […].
Описание картины «Девушки на Волге» — Кузьма Петров-Водкин Кузьму Сергеевича Петрова-Водкина с уверенность можно назвать самым эмоциональным художником. Его картины не настолько насыщены деталями, насколько они поражают воображение, заставляют думать, смотреть со своей точки зрения и вызывают различные эмоции. Большой […].
Описание картины «Пещера нимф шторма» — Эдвард Джон Поинтер В мифологии древней Греции нимфы изображались обычно в виде девушек, которые жили в уединенных гротах или пещерах и считались олицетворением самой природы. Их подразделяли на несколько видов — нимфы долин, источников, океанов. […].
Описание картины «На бульваре» — Владимир Маковский Одной из любимых тем Маковского было изображение жизни народа, ему часто приходилось обращаться к образам крестьян. Эта картина считается лучшей из всех его произведений, именно в ней он смог наиболее полно раскрыть […].
Описание картины «Сени. Лигачево» — Константин Юон Сени — это холодный пристроенный коридор перед входом в деревенскую избу. Художник изобразил сени и босую молодую девушку с ведрами и коромыслом в руках. Она одета в простую темную юбку и белую […].
Описание картины «Северная идиллия» — Константин Коровин 1885 год стал важной вехой в творчестве Коровина — художник знакомится со знаменитым меценатом Саввой Мамоновым и становится вхож в его дом. Собрания у Мамонтова представляли собой сосредоточие всей интеллектуальной жизни Москвы. […].
Описание картины «Лизанька и Дашенька» — Владимир Боровиковский Боровиковский отлично владел техникой миниатюрной живописи: особенно это чувствуется в очень тонкой моделировке лица изображенного. Фигура легко и непринужденно вписана в круг, линии сочетаются в мягком ритме. Близкими к миниатюрам по своему […].
Описание картины «Девочка с гусями» — Владимир Маковский В творчестве Владимира Егоровича Маковского свое воплощение получили мотивы лирического, светлого восприятия народной жизни. Небольшое живописное полотно «Девочка с гусями в поле», написанное в 1875 году, относится к циклу картин, посвященных жизни […].
Описание картины «Пейзаж с лыжниками» — Константин Юон Известного художника Константина Федоровича Юона многие знают именно по его картинам о старинных городах и их быту. Его любимыми местами были города Ростов Великий и Троицко-Сергиевская лавра. Но также есть в его […].
Описание картины «В красном углу» — Алексей Корзухин Уютная комната молодой девушки. Стол, заваленный альбомами, рисунками — девушка любит рисовать? Стены украшены фотографиями, рисунками. Здесь же комнатное растение, кровать, стул. На стуле перед образами в углу стоит сама девушка. Лицо […].
Описание картины «Святочное гадание» — Николай Пимоненко Удивительно красивая жанровая картина. Две красивые девушки-крестьянки сели на скамейку у печки и при свечке на Святках принялись гадать. А как же без этого. Тогда на Святках это едва ли не самое […].
Описание картины «Встреча иконы» — Константин Савицкий Одна из значительных работ в творчестве художника. В 1880-1890 гг. он совершал многочисленные поездки по России в поисках сюжетов из жизни деревни, изображал быт и нравы крестьян. На картине изображен момент встречи […].
Описание картины «За приворотным зельем» — Михаил Нестеров Картина Михаила Нестерова «За приворотным зельем» написана под непосредственным влиянием постулатов передвижников, а именно под воздействием их трепетного отношения к бытовому жанру. Первое, что заставляет остановиться на этой картине — лицо девушки. […].
Описание картины «В лодке» — Константин Коровин Лето 1888 года Коровин проводил на даче у своего старшего товарища, художника Поленова, постоянно упражняясь в технике передачи световоздушного пространства. Многие приемы автор нашел и воплотил еще в картине «За чайным столом». […].
Описание картины «Зима. Ростов Великий» — Константин Юон Пейзаж «Зима. Ростов Великий» был написан в 1906 году. Картина нарисована маслом и изображает любимый город К. Ф. Юона Ростов-на-Дону. При первом взгляде на полотно в глаза бросаются купола и Ростовский Кремль, […].
Источник