Магические практики севернорусских деревень заговоры обереги лечебные ритуалы

Содержание
  1. Медвежья голова, колдовские конфетки и ножницы под подушкой: какие заговоры помогают жить на Русском Севере
  2. Как правильно хоронить человека
  3. Чтобы зубы не болели
  4. Чтобы не тосковать
  5. Чтобы комары не кусали
  6. Чтобы родинок не было
  7. Кому нужно молиться, чтобы все было хорошо
  8. Читайте также
  9. Как мыть пол, чтобы муж не был пьяницей
  10. Что делать, если боишься оставаться один дома
  11. Что нужно говорить, чтобы работа спорилась
  12. Как лечиться с помощью деревьев
  13. Зачем у дома сажать рябину и почему осиновый кол в доме — полезная вещь
  14. Может быть интересно
  15. Почему нельзя ходить в баню ночью
  16. Почему нужно благодарить и банника, и стиральную машинку
  17. Почему опасно встречаться в лесу с девками в красных сарафанах
  18. Кому нужно молиться, чтобы успеть на транспорт
  19. Как лечиться медвежьей головой
  20. Что делать, если снится или приходит покойник
  21. Что делать, если заблудился в лесу

Медвежья голова, колдовские конфетки и ножницы под подушкой: какие заговоры помогают жить на Русском Севере

В русской деревне за магией далеко ходить не надо: пойдешь не вовремя в баню — там черти, заблудишься в лесу — встретишь подозрительных дев. Чтобы не нарушать невидимые границы миров и сохранять символический порядок в своем пространстве, деревенские жители из поколения в поколение передают друг другу заговоры, обереги и лечебные ритуалы — им и посвящен чудесный двухтомник «Магические практики севернорусских деревень», который вышел в издательстве Пропповского центра. «Нож» публикует подборку материалов, собранных фольклористами, — почитайте, кому нужно молиться, чтобы не опаздывать на автобус, и зачем благодарить стиральную машинку.

«Магические практики севернорусских деревень» — труд фольклористов и антропологов, которые записывали заговоры и обереги на в севере европейской части России, самые ранние записи, вошедшие в издание были сделаны в 1978 году, самые поздние — в 2018 г.

В сборнике заговоры представлены не как устойчивый текст, а как описание всей ситуации, как ритуал, где важны не только слова, но и жесты, движения, позы и эмоции говорящего и слушающего. Записи, которые мы приводим ниже, позволяют увидеть место оберегов и заговоров в жизненном мире советской и постсоветской деревни.

Мы публикуем заговоры и описания ритуалов из первого тома сборника. В угловых скобках приводятся слова интервьюера или пояснение к действиям информантов.

Как правильно хоронить человека

Через два часа ходят наряжают. Если мужчина умер — мужчины, если женщина — женщины, человека четыре. Пока домовище не сделано, на лавку ложат, мужчину — на мужскую лавку, женщину — на женскую. Могилу копать не родичи должны. За могилу деньги дают — сколько дадут, их на обед приглашают трапезниками. Хоронили на третий, четвертый день. Родичи должны под гробом проползти, когда его поднимут, чтобы не бояться. Когда хоронят, по могилам не ходят, пока не закопают покойника. Говорят, его все покойники встречают. Чтобы потом не бояться, из могилки надо земли за шиворот положить.

С кладбища идут той же дорогой. Кто упадет, так, говорят, умрет в этом году. Домой придут, руки вымоют, о печку трут обеими сторонами руки: «Вся печаль в печь». Дома сорок дней тряпку да рюмку ложат, чтобы душа ходила ночевать. На сороковой день берут эту тряпочку, рюмку да закопают в могилку, чтобы душа туда ходила. На поминки в деревне всех зовут: «К Афанасию Дмитриевичу на обед, всем домом благодатным». Еда на столе особенная: редька с квасом, рассол, опара, грибы. На девятый день ходят, так крест гладят: здороваются — тыльной стороной ладони, прощаются — лицевой. Заденешь крест, так он услышит.

Чтобы зубы не болели

Сходи на кладбище, погрызи столбик и скажи: «Онемийте так же мои зубы, как у покойного губы». Говорить до трех раз.

Чтобы не тосковать

Быват, если скучаешь по какому человеку, умер либо уехал куда. Ничего не можешь поделать. Так чтоб он больше не виделся тебе — надо на реку ходить, рано утром ходить и поздно вечером, и лицо мыть кулаками, вот этими.

— Река Пинега, куда ты текешь, бежишь?

— Я теку, бежу в пучину-море.

Читайте также:  Голова волка оберег значение

— Унеси с рабы Божьей Татьяны кручину-горе.

Чтобы комары не кусали

«Комар комара ешьте,
Комар комара грите,
А меня не ворошите.
Комар комару — малина,
А я — горькая рябина».

Чтобы родинок не было

Мне еще тетка посоветовала. Чтобы родинок не было на теле, нужно пойти на луг, где кони валялись в траве, и на том месте поваляться, в траве-то. А у меня родинок-то много было. Вот я пошла в поле за деревню и сделала так, повалялась. И все родинки скоро сошли.

Кому нужно молиться, чтобы все было хорошо

«Спаси, Господи, люди твое
И благослови достояние твое,
Побед благоверному нашему императору
Михаилу Сергеевичу на супротивные даруя
И охраняя престол свое жительство».

Царь раньше был, так я сама уже переменила на Горбачёва.

Читайте также

Как мыть пол, чтобы муж не был пьяницей

Первая информантка: Запуга-то еще есть такая, только от нее узнала слово «запуга». Что когда девушка молодая, нельзя сыро пол мыть.

Вторая информантка: Что?

Первая информантка: Пол мыть сыро нельзя, иначе муж пьяница будет. Здесь говорят же так.

Вторая информантка: Тогда у нас в деревне, *****, всю дорогу пол сыро мыли! Полдеревни ходит, лягается, всю дорогу, ***! Редко, значит, у кого сухо-то мыли…

Первая информантка: Нет, у нас же, знаете, как пол моют? Мыли раньше, да? Что ведь надо… сначала схватывают, то есть моют, почти не отжимая тряпку сначала, а потом засушивают как бы, это уже второй раз.

Вторая информантка: Это когда, это когда половицы деревянные, блин, просто пол деревянный, половицы-доски, ничем не обшиты, ничего, вот, наверное, тогда это из старины там поперло, наверное, может.

Первая информантка: Еще со стола нужно обязательно чтоб не рукой мусор собирать, а тряпочкой.

Вторая информантка: Это че? Тоже муж-пьяница будет?

Первая информантка: Тоже плохая примета какая-то. Свистеть дома нельзя. Сейчас считается, что это денег не будет, а раньше, что это высвистываешь кого-то из дома. Еще птичка…

Вторая информантка: Прятаться… Дома в прятки играть тоже нельзя.

Первая информантка: А, прятки детям тоже запрещают, да. К покойнику, если дети дома в прятки играют.

Вторая информантка: На улице идите, поиграйте, прячьтесь… это-то я да, это я еще помню, да.

Что делать, если боишься оставаться один дома

Нож да топор — на порог. Если один в доме остается человек и боится в доме, чтобы никто не перешагнул порог, вот это для… устрашает.

Ну, кто его знает. Может, шум человеку, или кажется человеку, а тем самым он успокаивает свою нервную систему.

Если один кто-то в доме…

Или в избы путевой один, так вот нож вставляли во двери или топор вот тоже.

А чтобы нечистая сила никакая не приходила.

Да, в косяк двери.

Да-да-да. Да и зверь его вот, примерно, он видит металл если, зверь ведь крепко чувствует. Зверь не приходил, особенно медведи, любители сходить по путевым избам да… или охотничьи избы, в охотничьих избах…

Что нужно говорить, чтобы работа спорилась

Второй информант: И всегда чего ведь на работе: «Ну, благословесь». Благословесь. Как отработать мне-ка или что ли. И хорошо отработашь.

Первый информант: И вот я на работе то…

Второй информант: «Пресвятая ты Мати Богородица». Или что ли. Или опять вот и тоже заблудишься тоже: «Ну, Пресвятая Мати Богородица».

Первый информант: «Пресвятая Мати Богородица, не забыдь. Дай мне всего! Блага!

Второй информант: Дай силы.

Первый информант: Выполнить мне любую работу. Чтобы сегодня, в течение месяца, наставить план накопления кормов на сто процентов». Сбывается всегда. Эти молитвы всегда сбываются. Вот. Я научилсэ от родителей.

Как лечиться с помощью деревьев

Первая информантка: Да, я люблю стоять около березки. Так стану, стою.

Да. И сок так начинает двигаться по стволу, даже прикоснешься ухом, и слышно. И даже позвоночник чувствуется, если полностью как бы доверишься ей.

Вторая информантка: Ну, это от переживаний, это всё… Пойду к березке я…

Первая информантка: Как захочется. Я вообще по-своему лепечу.

Читайте также:  Энергетический вампир как защититься амулет

«Милая моя подруженька, березонька, Господи, любимая моя, до чего я тебя люблю, ты бы знала». Ох, как начинается это всё. Любовь — она вообще созидательная сила.

Делается так: надо три конфеты-карамельки, обязательно карамель чтоб была, вот три дня и три ночи проносить под мышкой.

Ну под мышкой у себя: ты спишь с ней и всё… Там работаешь… Вот, а потом надо угостить конфетками. И всё.

Ну вам не надо, дак…

Щас, обожди уже, вспомню дак… У меня голова тоже не дом советов . Давеча сидел чего-то… Вспоминал-вспоминал — вспомнил. Черт её… у меня записана где-то была… Всё одно было в кармане, вспомнил — записал… Бумажку ли потом выбросил… Помнил, дак, знаешь… «Ты любишь меня… так же, как я без тебя… Полюби меня… Что вроде как, знаешь…» Вот эти слова и произносить надо. «Ты любишь», хотя он и не любит, допустим, тебя, но говоришь, как «Ты любишь меня так же, как я тебя», знаешь…

Это у меня бабка здесь… стара бабка-то… Я сам узнавал насчет того, как присушить… В 87 году-то приехал сюда, в деревню…

И девка тут одна появилась… Я тоже пришел сюда… Да, бабка, говорю: «Бабушка, у меня девка есть такая на примете одна: сколько, говорю, за ней ни бегай, ни черта, говорю, знаешь…» Ну, я ей соврал, знаешь… Она подходит ко мне: «Вот, говорит, три карамельки, на, возьми!» Три дня, говорит… Ну и тут, значит, сказала мне: походи с ними, перед девкой скажи… Вот она мне и сказала эти слова-то… Всё.

А куда девается?

А этого не знаю.

Ничего. Так я ей не все скормил-то: одну и отдал только.

А так-то до трех лет она, до трех лет действует… Это вообще конфетки, присуха… До трех лет. А вторую конфету отдал пацанчику маленькому, годика, наверно, три было. А третью — евоной матери отдал. Они все, *****, забегали за мной. Вот три года они… Парень — тот с меня не слазил, увидит — с рёвом ко мне. Мать тоже увидит меня, всю дорогу бегает, знаешь… «Пойдем», — подмигивает… Это все интересно вот так, а с другой стороны — худо…

Зачем у дома сажать рябину и почему осиновый кол в доме — полезная вещь

Я только знаю, что вот рябину надо посадить у дома, рябина будет убирать всех нечистых дьяволов да этих, нехороших людей. Всех вот… рябина. Черемуху нельзя садить у дома.

Она из дома выводит хозяев.

Хозяева умирают. И осину тоже нельзя садить. А Катя говорила, говорит: «Осину-то можно только взять… кол осиновый, чтобы осина убирала этих всех, как, нехороших людей».

Ну, палку осиновую. Дома держать.

Дома, да, тут поставить вот, чтобы… чтоб каки нехороши люди не приходили.

Может быть интересно

Почему нельзя ходить в баню ночью

Первая информантка: После двенадцати, кстати, нельзя в баню ходить.

Вторая информантка: Да, там чёрти, чёрти, чёрти.

Первая информантка: Чёртики убить могут.

Вторая информантка: Мне рассказывали, может, и врут, там, это, одна пошла, Катя Поташева, у нас в школе, типа топором руку отрубили. Ну, этому, чёрту.

Нет, она… с ней ходили, наверно, кто-то или что-то. Ну, это, может, врут они — а где тогда рука?

Почему нужно благодарить и банника, и стиральную машинку

Ну, я тоже ведь, помоюсь, это все, дак. Тоже благодаришь всех. Стираешься, дак машинку свою поблагодари и баянника, и баню, и всех, что дали мне хоть хорошо выстираться да вымыться, дак. Верю не верю, но все равно думаю в себе-то.

Почему опасно встречаться в лесу с девками в красных сарафанах

Ну так пугат у нас-то тоже это, говорили, у Ошаги, что, мол, пугает. Кто ле, кто ле засвистит ле, кто ле это заревет ли что-нибудь. Тамотки. Но я не знаю, я ни разу не была, нет. Я сама-то из Ценогоры, так и это, так вот мы там, мы тоже ходили, у нас там это, на верхней , там у нас тоже всё. «Вечером не ходите!» — скажут родители, всё нас пугали, ли чё ли врали. «Вечером на верхне не ходите!» — «А что? — все. — Нет, не пойдем!» — «Не ходите вечером на верхне, там выйдут девки в красных сарафанах на угор, дак вас утащат».

Читайте также:  Как правильно заряжать амулеты

Не знам, каки девки. Стары люди так говорили, нас и не спускали. Вечером туда идти. На место. «Не ходите, а то девки в красных сарафанах выйдут, что ли, и вас утянут». Всё боялись вечером ходить.

Кому нужно молиться, чтобы успеть на транспорт

Вот на дорогу я могу вам сказать, вы меня младше. Вот пойдете, мало ли я еду куда-нибудь, я всегда говорю. Вот бывает даже вот, за медикаментами поеду, транспорта нет никакого, пойду к магазину встать раньше, извини меня, это же, это самое… Всё равно уеду и сяду вперед. Выходишь из дому и попросись: «Татьяна Николаевна, дай пути-дорожки». Есть покровительница дорог, святая Татьяна Николаевна. «Татьяна Николаевна, дай пути-дорожки». Всё, уеду. И никаких передряг, ничего. Но надо говорить то… передавать только тем, кто младше вас.

Как лечиться медвежьей головой

Это голова медвежья. А вот обкатываешь младенца с этой головы.

«Как на медвежью голову нет ни призору, ни прикосу, так на раба Божьего, кто, нет ни призора, нет ни прикоса». Вот тоже три раза. Да. А вот, например, вот ребенка, ну, например, ты, мама, приведешь сына, и плачет, тоскует. Вот обычно на реку ведут и с корзунков моют.

Да. «Как вода на корзунках не держит, так у рабого Божьего тоска не держись». Вот ведь, вишь, пальцем вот так моешь. Дай сюды, вынимаю, положь на стол

Да, вот это медвежий череп.

Да. Медвежий череп. Это детей мою я. Даже вот Римму мыла. Ей тоже черепом мыла. Ее тоже кто-то опризорил, дак я мыла.

Помогло, да. Вот так я детей мою этим черепом. Это-ти, девчонки, медвежий череп.

А во, нет, вот так. Так вот так раз и так. Это, знашь… Во така медвежья голова. Вот так всех мыла. Да. Бросаешь голову в муравейник. Вот медведь попадет, бросашь голову в муравейник. Муравьи вот это всё объедают. Всё объедят, вот это одно останется.

А потому что голова, ведь на медведя нет ни призора, нет ни прикоса. Нету ведь. Кто на него позавидует? Таки, так и на ребенка.

Что делать, если снится или приходит покойник

Вот ей все рассказала. Говорю, середка ночи вскочишь, как дика, что где-то он тут и… не знаю. И вот она меня научила, как делать. Спать ложишься — под подушку ложишь ножницы. «Я на ножницы ложусь, никого не боюсь». Я стала ножницы ложить под подушку. Вот: «На ножницы ложусь, никого не боюсь». Потом опять, ишь, идет, мне вот, что идет он. Говорит, к воротам там, этим, острием топор положи туда к дверям.

Да, открывается дверь. Острый топор — никто не войдет. Не войдет никто. И вот мне потом и боле это, не стало ниче такого.

Так тут на ночь дак.

На ночь. А так-то убирашь.

Что делать, если заблудился в лесу

Нас родители учили: «Если вы заблудитесь в лесу (мы знаем как вот, у нас же лес-то далеко, нам нужно сотни километров, там же другой, Пинежский район, там — Коми), надо всю одежду, которая у тебя есть, на левую сторону переодевать». Слыхали?

Да, на одну, вот там направо, все на леву сторону: трусики, майку, там в чем ты оделся — все на левую сторону. Как бы перевертышем сделать и попросить домовика, не домовика, а лесовика, чтобы он тебе дал выйти. Я всегда всех честных родителей начинаю вспоминать, всех, кто умерли, всех, прошу помощи у всех. «Там, бабушка, называю имя, дедушка, там, еще кто-то, там, помогите выйти из лесу!»

Ага, я прошу всегда, так они как-то помогают, я выйду потом, заблужусь, а потом выйду!

Источник

Оцените статью