Аркан IV «Люцифер»
Краткое описание
Общее описание
Карта символизирует сильного и уверенного в себе человека. Он всегда думает логически и анализирует свои действия сквозь призму опыта. У него четкие цели, детально проработанные планы, сильный характер и невероятная харизма. Это прирожденный лидер с мощной энергетикой.
Личность
Это талантливый человек с сильной харизмой. Он добивается значительных результатов и часто занимает высокую должность. Но должность он получает не за заслуги, а по стечению обстоятельств. Это скрытный и злопамятный человек, он всегда себе на уме и плохо обращается с подчиненными. Это энергетический вампир, питающийся энергией своих подчиненных. Каждый день он устраивает скандалы, чтобы получить щепотку чужой энергии. После таких бесед люди чувствуют себя разбитыми на протяжении всего дня.
Положительное проявление: самостоятельный человек, прирожденный лидер и военачальник, готов работать без чужой помощи, ничего не боится. Его главная сила – стремление к самоутверждению.
Отрицательное значение: у такого человека единственный враг – он сам. Слишком высокие цели и самоуверенность не позволяют мыслить рационально. Можно задумать строительство Вавилонской башни, а взамен получить разбитое корыто. У такой личности нет слова «нет» а ее амбиции не знают границ.
Не торопитесь: дело, которое выглядит столь привлекательно, нуждается в дополнительном изучении. Со стороны кажется, что успеху ничего не мешает. Но всего одна мелочь может испортить гениальный план. Можно заниматься текущей мелочевкой, а все серьезные дела лучше пересмотреть еще раз и как следует проверить.
Здоровье
Крепкое здоровье, здоровый образ жизни, регулярные спортивные тренировки. Постоянное перемещение.
В магии
Карта говорит о том, что полученные данные нужно проверить повторно. Кольцо Фрастраты символизирует привязку темных сил к душе человека. Ведьма из Фраддама указывает на то, что задуманное не сбудется. Волшебная мазь – будет приворот.
Источник
Авторский проект Елены Сибиряковой
Этот материал рождался очень долго. Точнее родился то он давно, а вот вызревание его в пространстве и проявление в мире материальном происходило крайне медленно. Что вообще странно для меня. Свои замыслы я реализую весьма быстро и мысли излагаю на бумагу и являю в мир физический в очень короткие сроки.
Итак, XVII аркан «Звезда Люцифера» колоды «Таро Теней».
Предупреждаю сразу, что подобного этому, разбора значения карт данной колоды в публичном размещении, скорее всего, больше не будет. Да и не назвала бы я эту статью, банальным изложением значения карты. Нет и еще раз нет! Эта карта для меня особая и знаковая, как и все, что окружает ее.
Начну, пожалуй, с того, что изначально появилась статья «Утренняя звезда. Звезда Надежды и Звезда Апокалипсиса» (еще в апреле 2014г), точнее скомпонован небольшой сборник материалов из различных источников, посвященный Утренней звезде – Венере, она же Звезда Люцифера. И возможно мне просто надо было пройти тот отрезок пути, что был прожит с апреля прошлого года до сего дня, прежде чем осознать и закончить этот материал. А может быть был важен опыт предательства, который пришлось пережить. Почему? Чуть дальше, мы найдем ответ у Данте Алигьери, когда будем рассматривать событийный ряд, который показывает эта карта.
Статья «Утренняя звезда. Звезда Надежды и Звезда Апокалипсиса» может дать многое для понимания настоящей карты, потому привожу ссылку на нее: http://sibiryakova.com/blog/?m=201404. Найти ее можно здесь, на моем сайте, в публикациях за апрель 2014г.
Мое первое знакомство с колодой «Таро Теней». И вопрос, который я классически адресую любой колоде в момент нашего первого знакомства. «Кем видит меня настоящая колода»? Что она ответила, думаю, уже все догадались. «Звезда Люцифера». В тот момент меня это несколько озадачило, уж я то себя точно таковой не видела. И возможно и никогда не увидела, если бы не «Тени»…
Каждый мужчина и каждая женщина — это звезда (Алистер Кроули «Книга Закона»)
Немного истории.
Люцифер, любимый сын Бога. Самый лучший и самый прекрасный. Архангел восставший и низвергнутый. (Прочесть о нем можно в статье за апрель 2014г. Ссылка на статью:
«Звезда Люцифера» соответствует XVII аркану «Звезда» и в классической трактовке означает надежду, вдохновение, идеализм. Вечную красоту и юность. Безупречность и совершенство. Собственно, именно этими качествами обладал Люцифер, пока гордыня не обуяла его.
И вот тут собственно корень всех зол. Пресловутая гордыня. Как только она появляется и расцветает буйным цветом, сразу же появляются тени: излишняя амбициозность, обман, высокомерие, надменность, несбывшиеся ожидания. Как следствие легкомыслие и опрометчивость поступков. А дальше – полный крах.
Итак, какого же человека нам показывает карта?
В первую очередь того, которого обуяла гордыня.
Карта непомерных амбиций. Таких амбиций как у Люцифера, пожалуй, больше и не отыскать. В силу нереализованной амбиции возник конфликт. А дальше случилось то, что случилось.
Карта показывает человека конфликтного. Как в принципе способного на конфликт, так и находящегося в эпицентре каких-то событий, связанных с серьезным конфликтом.
Личность неуступчивая, упрямая и своевольная.
Человек потенциально способен на обман и предательство.
Но при этом нужно учитывать следующее. Конфликт конфликтом, но ведь человек может отстаивать в нем свои права и свои идеалы. Совсем не обязательно, что он отстаивает нечто заведомо ложное и порочное. Сами образы, запечатленные на карте, напоминают нам – у медали всегда две стороны. Пытайтесь увидеть обе. Не будьте костными, проявите гибкость и попытайтесь увидеть суть конфликта. Желательно, взглянуть на ситуацию не однобоко, как бы не нашептывали в уши личные пристрастия. Как бы не хотелось однозначно занять чью-то сторону, помните, свистеть вам в уши могут демоны Люцифера)
И все-таки о звездах. В нашем ежедневном обиходе, как правило, «звездность» обозначает нечто уже совсем непотребное. Зарвавшегося человека заболевшего «звездной болезнью», и тон с которым это произносится, чаще всего, носит уничижительный оттенок. Но не всегда слово «звезда» в отношении какого-либо человека звучит ругательно и с издевкой.
Очень я люблю одно стихотворение, приведу его здесь.
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
И. Ф. Анненский
Этого достаточно на подумать. На понять.
Каждый человек – Звезда. Просто не все знают об этом. Иногда они обретают это знание, пройдя через падение, предательство, боль.
Все-таки Люцифер, как типаж, обладал серьезной харизмой, раз были те, кто встал на его сторону. Кто пошел за ним. И если поверить в себя, не нужно проходить через страдания, можно легко взять курс на «звездность» и быть тем, на кого смотрят и на кого равняются. Дальше уже конечно возникает тема ответственности, но сейчас мы на ней останавливаться не будем, иначе уж совсем в глубокие дебри можно забраться. Впрочем, если осознать факт того, что не только ты – звезда, но и каждый из живущих, и каждая звезда достойна и восхищения и уважения, то попрания прав других, равных тебе, родственных тебе, возможно избежать. Но случаи как говорится, бывают всякие. Например: «Я звезда подобная Солнцу и почему бы мне не поглотить тебя мелкий карлик!».
Может быть и обратная ситуация. Как тень эта карта может показывать неспособность видеть в себе «звезду» (неспособность постоянную или временную, возникшую в силу каких-то причин). Мучительные комплексы, отрицание в себе талантов, потенциальных возможностей, неверие в собственные силы.
Бывает, что карта показывает человека, раскачивающегося на маятнике между гордыней и ничтожеством. Он может поочередно впадать то в неуемную гордыню, то в состояние полного ничтожества. В принципе, две стороны одной медали.
Мы можем отследить наличие внутреннего конфликта, мучающих человека противоречий, невозможности остановиться на одной позиции. Человек живет на разрыв, не может принять окончательного решения или решиться поставить точку в отношениях.
В плане состояния психики, карта указывает на тот же самый внутренний конфликт, отсутствие внутреннего равновесия, дисгармонию, иллюзии. В лучшем случае это дестабилизация психики, в худшем, мы можем иметь дело с раздвоением личности и шизофренией, а также другими серьезными психическими проблемами.
Эта карта может показывать человека, бесконечно меняющего партнеров, или же наоборот изолирующего себя от общения с потенциальными партнерами, в силу заниженной самооценки или каких-то внутренних блоков, в результате которых он кажется сам себе недостойным или партнер оказывается вне зоны доступа. Причем постоянно.
И был так дивен, как теперь ужастен. Он, истинно, первопричина зол! (Данте Алигьери Божественная комедия)
Интересен событийный ряд, который показывает настоящая карта.
Из всей истории, связанной с Люцифером, мы видим две основные темы. Неуемную гордыню, которую мы рассмотрели в личностных характеристиках и предательство, которое в событийном ряду выходит на первый план.
Вот сейчас то мы, как раз, к Данте Алигьери и обратимся.
Девятый круг ада.
Пристанище, для совершивших, по мнению Данте, страшнейший из грехов – предательство.
Поэты вступают в последний, четвертый пояс или, точнее, в центральный диск девятого круга Ада, Джудекку, названный так по имени апостола Иуды, который предал Христа (по окончании статьи, я приведу для ознакомления Песнь 34 Божественной комедии Данте Алигьери, где можно увидеть, как поэт видит Люцифера и что собственно происходит теми, кто совершил грех предательства).
Так же карта показывает конфликт, часто очень сильный и яркий. Но разрешение ситуации не однозначно. Карта не дает ответа на то, что впереди крах отношений. Карта сама по себе двояка и предлагает, как правило, два варианта развития событий. Позитивный (потенциальный выход из конфликта), так и негативный (разрыв отношений и уход).
В отношениях пары, это может быть измена. Ссоры, скандалы, конфликты. Обман со стороны одного из партнеров. Это может быть фригидность или импотенция одного из партнеров (тут нужно смотреть по позиции карты и по вопросам, которые вы вопрошаете).
Карта может предупреждать об обмане, встрече с лживым человеком, который мастер создавать воздушные замки и которому очень хочется верить. Человек будет пытаться использовать вашу доверчивость в своих корыстных целях. В крайних случаях, речь может идти о мошенничестве.
Но все-таки…как бы то ни было, пусть эта карта и тень классической «Звезды», но надежда на благоприятный исход все равно есть. И именно на это и стоит ориентироваться.
Собственно магическое
Эта карта покажет наиболее благоприятное время для работы, или то время, когда воздействие было осуществлено. Нетрудно догадаться, из всего вышеизложенного в увязке с предыдущей статьей, что время это — утренняя заря. Кстати, лично для меня, это всегда было очень благоприятным временем для работы, возможно не случайно, при знакомстве колода показала меня «Звездой Люцифера».
Что касается магической направленности практика, то это либо практик «левой руки», либо «двуручник».
Из магических воздействий следует обозначить воздействия на любовную сферу, как привороты, так и отвороты.
Рассорки как на влюбленных или семейную пару, так и на любые партнерские взаимоотношения.
Как и XVII аркан в классике, в негативной своей позиции, «Звезда Люцифера» это неоправданные надежда, потеря потенциала, импотенция, как в прямом физиологическом смысле, так и в плане реализации возможностей любого, самого широкого толка. Эта карта может показывать магические воздействия, связанные с потерями и в бизнесе и в семье, и работы направленные на половую сферу. Также это могут обряды, направленные на закрытие дорог.
Обряды на порчу внешности, красоты.
Это может быть планетарная магия, влияние через планетарных духов.
Из личных соображений (отнюдь не этических) не буду выкладывать материалы относительно черномагических работ, работ связанных с вызовами демонов, и диагностике результатов проведения обрядов в этой сфере. А так же работы, которые можно совершить при помощи этой карты, в том числе и со стихийными духами.
Еще интересное
Я родилась на Дальнем Востоке. Начало моей осознанной жизни прошло в прекраснейшем из мест — поселок Верхнезейск Амурской области. Там я пошла в школу, там получила какой-то важный, ни с чем не сравнимый опыт, и шаманский опыт в том числе. Не так давно мне попала в руки замечательная книга о шаманизме эвенков-орочонов.
Привожу выдержку из книги Мазина А.И. «Традиционные верования и обряды эвенков – орочонов (конец XIX- начало XX веков)».
«Внимание эвенков привлекала очень яркая звезда, которая после солнечного заката появлялась на небе с западной стороны. Утром, перед восходом солнца, она появлялась вновь, но уже на востоке. Эту звезду эвенки называют Чалбон (Венера). С этой планетой связаны шаманские обряды верхнеамурских эвенков. Они считают, что эта звезда является прародиной людей, на ней помещены неродпвшиеся души (оми) всех людей, в том числе шаманов. Путь на Чалбон открыт только сильным шаманам. Из их рассказов и сложились представления о звезде Чалбон у простых эвенков.
Считается, что расстояние до звезды Чалбон 27 тагу (высокие молодые лиственницы с голыми стволами и ветками на вершине; используются во время камлания, когда они служат «остановками» для отдыха души шамана и духов-помощников). Это самый длинный шаманский путь. Вся территория звезды Чалбон разделена на родовые участки, на которых растут только сухие лиственницы (мугды-кен), многие из них со сломанными вершинами. Все они увешаны птичьими гнездами, где помещаются души оми. Души оми простых людей выглядят, как птенцы синички (чипиче-чиче). Души шаманов находятся в дуплах лиственниц. Шаманские души выглядят по-иному, чаще всего имея вид птенцов перелетных птиц (орлов, лебедей, гагар, куликов и т. д.). Кормятся все эти нерожденные души людей нерожденными душами животных и птиц, которые им посылает энекан буга — хозяйка вселенной и рода человеческого. Заботу по выкармливанию нерожденных душ оми берут на себя хэян — живые души умерших предков.
К. В. Григорьев рассказывал, что в молодые годы он серьезно заболел и должен был стать шаманом, так как этого якобы требовали души предков. Чтобы избежать такой участи, он обратился к шаману из рода Донмрль А. Н. Дмитриеву с просьбой вылечить его. Выехали они в тайгу, поставили палатку, изготовили четыре ментол (деревянные идолы с антропоморфными головками, без рук и ног), одного орла, одну гагару, двух чирков и 27 тагу. От палатки с места малу (место на противоположной от выхода стороне палатки) в направлении на звезду Чалбон поставили сначала изображения птиц, а потом тагу; внутри палатки, по углам,— четыре ментая. Вечером началось камлание, которое продолжалось два дня. Первый день шаман, по его словам, летал на звезду Чалбон для разведки, чтобы узнать, где расположена родовая территория неродившихся душ рода Каптугар (К. В. Григорьев из этого рода), а на второй день — для ≪выкрадывания≫ души К. В. Григорьева, чтобы тот не стал шаманом.
После камлания А. Н. Дмитриев рассказывал, что увидел эту душу в образе птенца орла на самой высокой лиственнице — мугдыкен, в дупле у самой вершины. Там стоял сильный такой шум и крик. Все лиственницы были увешаны гнездами птиц, гнезда находились и в дуплах. Так как он очень торопился, больше ничего не успел рассмотреть. Схватив душу, за которой он летал, быстро отправился назад. Когда появились зеленые деревья и шаман был почти рядом с землей, ему встретилась берлога с огромнейшим медведем, он сильно напугался и выпустил душу. А. Н. Дмитриев долго сожалел об этом и боялся, как бы эту душу не похитил медведь».
На поле аркана также изображено дерево. Не буду утомлять подробностями, но дерево имеет в шаманизме (и не только) одно из главенствующих сакральных значений. Делит мир на части и имеет сильнейшую привязку к Роду. Потому при трактовках можно и нужно учитывать это обстоятельство. Также при раскладе можно учитывать направления, куда указуют крона или корни дерева. Получать какие-то дополнительные подсказки таким нехитрым способом.
Из этой кратенькой зарисовки, мы видим, что планета Венера — Утренняя Звезда, была особенной для многих народностей, привлекала внимание людей еще со времен язычества, и по отношению к ней оправлялись различного рода культы, с ней были связаны верования, чаяния, надежды.
Здесь же мы видим, что Венера, как и во многих других традициях, имеет чисто женский аспект (в приведенном случае, непосредственно связанный с материнством).
На основании того, что Люцифера соотносят с планетой Венерой, мы можем говорить о его женской природе, и приписывать ему качества, которыми собственно Венера и наделяет. Красота, чувствительность, утонченность, сексуальная привлекательность, соблазн.
Зодиакально аркан соответствует Водолею. Подробно останавливаться на характеристике знака я не буду. Кто желает, изучит астрологические аспекты самостоятельно. Это и интеллектуальность, и чувствительность, и ясность видения, но при этом и двойственность и противоречивость. Все то, о чем собственно уже было написано.
И все-таки … Люцифер
Люцифер, даже низвергнутый, не перестал быть архангелом. Он не перестал быть Прекраснейшим. И кто сказал, что красота – это пунктик однозначный и неизменный? Она меняется. И может даже стать «ужасной».
Пусть благодаря произведению Данте, мы знаем Люцифера обезображенным чудовищем. Но стал ли он менее привлекателен? Менее прекрасен? Внушает ли страх его бунтарство или восхищает? Предатель ли он Владыки или тот, кто отстаивал свое право не преклонять колени? Извечные вопросы. Ответ один.
Он тот, кто заставляет задуматься. Тот, кто задает вопросы и дает ответы. И именно поэтому он будет вечным покровителем магов. Несущим свет. Несущим просвещение.
БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ
АД. ПЕСНЬ ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Круг девятый — Четвертый пояс (Джудекка) — Предатели благодетелей —
Люцифер — Три пасти Люцифера — Предатели величества божеского и
человеческого — Центр вселенной — Восхождение к южному полушарию
1 Vexma regis prodeunt inferni
Навстречу нам, — сказал учитель. — Вот,
Смотри, уже он виден в этой черни».
4 Когда на нашем небе ночь встает
Или в тумане меркнет ясность взгляда,
Так мельница вдали крылами бьет,
7 Как здесь во мгле встававшая громада.
Я хоронился за вождем, как мог,
Чтобы от ветра мне была пощада.
10 Мы были там, — мне страшно этих строк, —
Где тени в недрах ледяного слоя
Сквозят глубоко, как в стекле сучок.
13 Одни лежат; другие вмерзли стоя,
Кто вверх, кто книзу головой застыв;
А кто — дугой, лицо ступнями кроя.
16 В безмолвии дальнейший путь свершив
И пожелав, чтобы мой взгляд окинул
Того, кто был когда-то так красив,
19 Учитель мой вперед меня подвинул,
Сказав: «Вот Дит, вот мы пришли туда,
Где надлежит, чтоб ты боязнь отринул».
22 Как холоден и слаб я стал тогда,
Не спрашивай, читатель; речь — убоже;
Писать о том не стоит и труда.
25 Я не был мертв, и жив я не был тоже;
А рассудить ты можешь и один:
Ни тем, ни этим быть — с чем это схоже.
28 Мучительной державы властелин
Грудь изо льда вздымал наполовину;
И мне по росту ближе исполин,
31 Чем руки Люцифера исполину;
По этой части ты бы сам расчел,
Каков он весь, ушедший телом в льдину.
34 О, если вежды он к Творцу возвел
И был так дивен, как теперь ужасен,
Он, истинно, первопричина зол!
37 И я от изумленья стал безгласен,
Когда увидел три лица на нем;
Одно — над грудью; цвет его был красен;
40 А над одним и над другим плечом
Два смежных с этим в стороны грозило,
Смыкаясь на затылке под хохлом.
43 Лицо направо — бело-желтым было;
Окраска же у левого была,
Как у пришедших с водопадов Нила.
46 Росло под каждым два больших крыла,
Как должно птице, столь великой в мире;
Таких ветрил и мачта не несла.
49 Без перьев, вид у них был нетопырий;
Он ими веял, движа рамена,
И гнал три ветра вдоль по темной шири,
52 Струи Коцита леденя до дна.
Шесть глаз точило слезы, и стекала
Из трех пастей кровавая слюна.
55 Они все три терзали, как трепала,
По грешнику; так, с каждой стороны
По одному, в них трое изнывало.
58 Переднему не зубы так страшны,
Как ногти были, все одну и ту же
Сдирающие кожу со спины.
61 «Тот, наверху, страдающий всех хуже, —
Промолвил вождь, — Иуда Искарьот;
Внутрь головой и пятками наруже.
64 А эти — видишь — головой вперед:
Вот Брут, свисающий из черной пасти;
Он корчится — и губ не разомкнет!
67 Напротив — Кассий, телом коренастей.
Но наступает ночь; пора и в путь;
Ты видел все, что было в нашей власти».
70 Велев себя вкруг шеи обомкнуть
И выбрав миг и место, мой вожатый,
Как только крылья обнажили грудь,
73 Приблизился, вцепился в стан косматый
И стал спускаться вниз, с клока на клок,
Меж корок льда и грудью волосатой.
76 Когда мы пробирались там, где бок,
Загнув к бедру, дает уклон пологий,
Вождь, тяжело дыша, с усильем лег
79 Челом туда, где прежде были ноги,
И стал по шерсти подыматься ввысь,
Я думал — вспять, по той же вновь дороге.
82 Учитель молвил: «Крепче ухватись, —
И он дышал, как человек усталый. —
Вот путь, чтоб нам из бездны зла спастись».
85 Он в толще скал проник сквозь отступ малый.
Помог мне сесть на край, потом ко мне
Уверенно перешагнул на скалы.
88 Я ждал, глаза подъемля к Сатане,
Что он такой, как я его покинул,
А он торчал ногами к вышине.
91 И что за трепет на меня нахлынул,
Пусть судят те, кто, слыша мой рассказ,
Не угадал, какой рубеж я минул.
94 «Встань, — вождь промолвил. — Ожидает нас
Немалый путь, и нелегка дорога,
А солнце входит во второй свой час».
97 Мы были с ним не посреди чертога;
То был, верней, естественный подвал,
С неровным дном, и свет мерцал убого.
100 «Учитель, — молвил я, как только встал, —
Пока мы здесь, на глубине безвестной,
Скажи, чтоб я в сомненьях не блуждал:
103 Где лед? Зачем вот этот в яме тесной
Торчит стремглав? И как уже пройден
От ночи к утру солнцем путь небесный?»
106 «Ты думал — мы, как прежде, — молвил он, —
За средоточьем, там, где я вцепился
В руно червя, которым мир пронзен?
109 Спускаясь вниз, ты там и находился;
Но я в той точке сделал поворот,
Где гнет всех грузов отовсюду слился;
112 И над тобой теперь небесный свод,
Обратный своду, что взнесен навеки
Над сушей и под сенью чьих высот
115 Угасла жизнь в безгрешном Человеке;
Тебя держащий каменный настил
Есть малый круг, обратный лик Джудекки.
118 Тут — день встает, там — вечер наступил;
А этот вот, чья лестница мохната,
Все так же воткнут, как и прежде был.
121 Сюда с небес вонзился он когда-то;
Земля, что раньше наверху цвела,
Застлалась морем, ужасом объята,
124 И в наше полушарье перешла;
И здесь, быть может, вверх горой скакнула,
И он остался в пустоте дупла».
127 Там место есть, вдали от Вельзевула,
Насколько стены склепа вдаль ведут;
Оно приметно только из-за гула
130 Ручья, который вытекает тут,
Пробившись через камень, им точимый;
Он вьется сверху, и наклон не крут.
133 Мой вождь и я на этот путь незримый
Ступили, чтоб вернуться в ясный свет,
И двигались все вверх, неутомимы,
136 Он — впереди, а я ему вослед,
Пока моих очей не озарила
Краса небес в зияющий просвет;
139 И здесь мы вышли вновь узреть светила.
1. Vexilla regis prodeunt infemi. — К латинским словам церковного гимна
«Vexilla regis prodeunt» («Близятся знамена царя») Вергилий, добавляет
«inferni» («Ада»), разумея под этими знаменами шесть крыльев Люцифера, уже
возникшие перед ними во мгле.
10-15. Мы были там… — Поэты вступили в последний, четвертый пояс или,
точнее, в центральный диск девятого круга Ада, Джудекку (ст. 117), названный
так по имени апостола Иуды, который предал Христа. Здесь казнятся предатели
своих благодетелей. Они вмерзли в недра ледяного слоя.
20. Дит — Люцифер (см. прим. А., VIII, 68), по грудь возвышающийся изо
льда (ст. 29) в самом центре Джудекки. Сочетая данные библейского мифа о
восстании ангелов с построениями собственной фантазии, Данте по-своему
рисует судьбу и облик Люцифера: некогда прекраснейший из ангелов (ст. 18,
35), он возглавил их мятеж против бога и вместе с ними был свергнут с небес
в недра Земли, в средоточие вселенной. Превратясь в чудовищного Дьявола, он
стал властелином Ада. Так в мире возникло зло (ст. 36).
34. Если вежды он к Творцу возвел. — То есть если он дерзостно взглянул
на бога.
45. Как у пришедших с водопадов Нила — то есть как у чернокожих
эфиопов.
55-56. Они все три терзали… по грешнику. — В трех пастях Люцифера
казнятся те, чей грех, по мысли Данте, ужаснее всех остальных: предатели
величества божеского (Иуда, ст. 62) и величества человеческого (Брут, ст.
65, и Кассий, ст. 67), то есть тех двух властей, которые, согласно его
доктрине, должны совместно (в лице первосвященника и в лице императора)
вести человечество к блаженству вечному и к блаженству земному («Монархия»,
III, 16 [15]).
65-67. Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин — поборники республики,
убившие (в 44 г. до н. э.) Юлия Цезаря, основоположника Римской империи.
68. Наступает ночь. — На земле снова наступает ночь.
76-81. Когда мы пробирались… — Спустившись до поясницы Люцифера,
которая приходится в центре Земли, Вергилий перевернулся головою вниз и
начал, уже в пределах южного полушария, подъем головою вверх к земной
поверхности. Данте же показалось, что Вергилий повернул вспять, в сторону
Коцита.
85-87. Он в толще скал… — Голени Люцифера, зажатого в каменное дно
Джудекки (ст. 116-117), окружены пещерой (ст. 97-99). Сюда, карабкаясь по
его шерсти, Вергилий вынес Данте и помог ему сесть па край отверстия, из
которого торчат ноги Люцифера, после чего сам перешагнул па скалы, то есть
ступил на дно пещеры.
96. Солнце входит во второй свой час. — В южном полушарии уже утро.
112-115. Смысл: «И над тобой теперь южный небосвод, осеняющий безлюдное
море, посредине которого возвышается остров Чистилища, и противоположный
северному небосводу, осеняющему обитаемую сушу, посредине которой стоит
Иерусалим, где угасла жизнь в безгрешном Человеке, то есть в Христе».
121-126. Сюда с небес вонзился он когда-то… — Данте вполне
самостоятельно перерабатывает и дополняет библейский миф о падении Люцифера.
Этой мистической катастрофой он объясняет ту архитектонику преисподней и
горы Чистилища, которая лежит в основе его поэмы. По мнению Данте, Люцифер,
свергнутый с небес, вонзился в южное полушарие Земли и застрял в ее центре,
средоточии вселенной. Земля, то есть суша, прежде выступавшая на поверхности
южного полушария, застлалась морем, в ужасе уклоняясь от соприкосновения с
Люцифером, скрылась под водой и выступила из волн в нашем, северном
полушарии. Быть может, продолжает Вергилий, здесь, где теперь имеются пещера
и ведущий от нее «незримый путь» (ст. 133) к земной поверхности, земля,
отшатнувшись от Сатаны, скакнула вверх, образовав гору Чистилища,
приходящуюся как раз над его ступнями, и он остался в пустоте дупла. Тогда
же в северном полушарии, вокруг головы Люцифера, расступившаяся земля
образовала воронкообразную пропасть Ада.
127-138. Там место есть… — В глубине пещеры, окружающей Вельзевула
(одно из имен Люцифера), есть место, где вытекает ручей, вдоль которого,
следуя путем незримым, то есть в полной тьме, поэты начинают восхождение к
поверхности южного полушария. По-видимому, этот ручей уносит в преисподнюю
воды Леты, стекающие сюда с вершины Чистилища.
139. Словом «светила» (stelle — звезды) заканчивается каждая из трех
кантик «Божественной Комедии».
Источник