- 9. В каких произведениях русской литературы реализуется мотив гадания? (ЕГЭ по литературе)
- «Тема гадания в литературе 19 века» Гадать – узнавать будущее или прошлое по картам, на кофейной гуще и другими способами. – (Словарь русского языка. С.И.Ожегов). — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » «Тема гадания в литературе 19 века» Гадать – узнавать будущее или прошлое по картам, на кофейной гуще и другими способами. – (Словарь русского языка. С.И.Ожегов).» — Транскрипт:
- Святочные гадания в литературе
9. В каких произведениях русской литературы реализуется мотив гадания? (ЕГЭ по литературе)
В русской литературе многие писатели не раз затрагивали в своих произведениях тему гадания, потому что время святок — это особая пора, возможность заглянуть в будущее, погрузиться в мир мистики и узнать тайны потустороннего мира. Так героиня баллады Жуковского Светлана пытается разглядеть в зеркале свою судьбу и суженого. Автор особо акцентирует внимание на религиозности героини: она искренне верит в силу молитвы и милость Божью, когда встречает «мертвеца» в своем сне: «Спасу помолилась; / И с крестом своим в руке… /робко притаилась».
Как и Жуковский, А.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
С. Пушкин использует мотив гадания в романе в стихах «Евгений Онегин»: «Настали святки. То-то радость!» Татьяна Ларина окрылена надеждой узнать о своем будущем возлюбленном, поэтому девушка, «сбираясь ночью ворожить/Тихонько приказала в бане/На два прибора стол накрыть». Так же как и Светлане, Татьяне снится страшный «чудный» сон, который ее тревожит.
Размышляя над данной темой, нельзя не упомянуть и Наташу Ростову — героиню романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого. Во время гадания девушка пыталась рассмотреть в зеркале своего суженого и боялась увидеть там «гроб», однако так же, как и Светлана, «ничего не видала».
Таким образом, в данных произведениях раскрывается мотив гадания. Но в отличие от Пушкина и Толстого, Жуковский рассматривал эту тему с религиозной точки зрения, особо уделяя внимание вере в Бога, потустороннему миру, в то время как другие авторы стремились изобразить в своих произведениях традиции и обычаи русского народа, обращаясь к фольклору.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id116075
Источник
«Тема гадания в литературе 19 века» Гадать – узнавать будущее или прошлое по картам, на кофейной гуще и другими способами. – (Словарь русского языка. С.И.Ожегов). — презентация
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемgov.cap.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » «Тема гадания в литературе 19 века» Гадать – узнавать будущее или прошлое по картам, на кофейной гуще и другими способами. – (Словарь русского языка. С.И.Ожегов).» — Транскрипт:
1 «Тема гадания в литературе 19 века» Гадать – узнавать будущее или прошлое по картам, на кофейной гуще и другими способами. – (Словарь русского языка. С.И.Ожегов).
2 Цели и задачи Задачи: определить сходства и различия гаданий, используемых авторами в литературе 19 века; рассмотреть историю и истоки гаданий; оценить влияние гаданий на жизнь человека и его воспитание. Значимость этой работы заключается в том, чтобы дать ответ на вопрос: «Применимо ли гадание в настоящее время?» Для анализа выбираем три произведения русской литературы 19 века: В.А.Жуковский «Светлана», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н.Толстой «Война и мир». Задачи: определить сходства и различия гаданий, используемых авторами в литературе 19 века; рассмотреть историю и истоки гаданий; оценить влияние гаданий на жизнь человека и его воспитание. Значимость этой работы заключается в том, чтобы дать ответ на вопрос: «Применимо ли гадание в настоящее время?» Для анализа выбираем три произведения русской литературы 19 века: В.А.Жуковский «Светлана», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н.Толстой «Война и мир».
3 Баллада В.А.Жуковского «Светлана»
4 … Paз в крещенский вечерок Девушки гадали… В большую чашу с водой клали обручальное кольцо, наводили на него зеркало, загадывали желание и долго смотрели в воду, пытаясь разглядеть своего суженого.
5 Вера, надежда на лучшее, светлое Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье- лживый сон; Счастье- пробужденье». Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье- лживый сон; Счастье- пробужденье».
6 А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Главную роль в романе поэт отвел Татьяне Лариной. Татьяна – «милый идеал» Пушкина. Героиня со своей простой душой верила : Татьяна верила преданьям Простонародной старины И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны… Главную роль в романе поэт отвел Татьяне Лариной. Татьяна – «милый идеал» Пушкина. Героиня со своей простой душой верила : Татьяна верила преданьям Простонародной старины И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны…
7 Христианский праздник — святки Татьяна решила на святки узнать свою дальнейшую судьбу. Святки начинаются в России с Рождества Христова и продолжаются до крещенского сочельника. Наступили святки.То-то радость! Гадает ветреная младость, Гадает старость сквозь очки… Татьяна решила на святки узнать свою дальнейшую судьбу. Святки начинаются в России с Рождества Христова и продолжаются до крещенского сочельника. Наступили святки.То-то радость! Гадает ветреная младость, Гадает старость сквозь очки…
9 Л.Н.Толстой «Война и мир» В этом романе нас интересует Наташа Ростова. Она любит народные песни, традиции, музыку. Ее, как и двух предыдущих героинь, привлекает гадание по причине любви к милому.
12 Выводы Героини из литературы 19 века прикасались к неизвестности, они ничем не отличались от нас современных. Мы, так же как и они пытаемся гадать, узнавать свое будущее, неслучайно сейчас открываются салоны, в которых мы можем, заплатив деньги, узнать все о своем будущем. Но нужно ли это делать? Да, это очень интересно, но не надо так серьезно к этому относиться. Нужно помнить, что мы сами строим свою жизнь так, как хотим, как подсказывает нам наша совесть.
13 Заключение Тема гадания в русской литературе 19 века занимает не последнее место. Почему? Потому, что нас всегда привлекает неизвестное, неразгаданное, неведомое. Мы тянемся к этому, потому что многое не можем объяснить, но зато как здорово все это. Во все времена и в 19, и в 20, и в 21 веке эта тема интересна и актуальна. И наша литература не исключение. Гаданиями увлекаются люди разных возрастов, социальных сословий, образованные и не очень. Поэтому эта тема актуальна и всегда интересна.
Источник
Святочные гадания в литературе
Мы часто вспоминаем дни далёкие, когда
Катались у удачи на запятках,
Не знали слова «нет», хотели слышать только «да»
И верили гаданию на Святки.
Неужели это было, неужели это было,
Неужели это было так давно?
Сегодня Крещенский Сочельник, Крещенский вечер, канун Богоявления. Последний и главный день святочных гаданий:
«Наступили #святки — самое поэтическое время для русских людей. В деревне, во дворе и в барском доме все пришли в движение, все одушевились… Вечера, посвященные на переряженье и гаданье, пролетали незаметно…»
©И.И. Панаев «Актеон»
Раз в крещенский вечерок
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Девушки выходили за околицу и бросали перед собой башмачок с левой ноги. Смотрели, в какую сторону указывает носок башмака — оттуда и приедет жених и в ту сторону девушке уезжать из родного дома. Если носок башмака указывал назад, к деревне, это означало, что девушка в этом году замуж не выйдет.
Один из вариантов этого гадания: Несколько девушек прятали в снегу кольцо, а затем искали его, пересыпая снег. Считалось, что та счастливица, которая нашла это колечко, в новом году выйдет замуж, о чем мечтала каждая девушка.
Девушки собирались группой и ходили по дворам, подслушивая под окнами или у дверей. Важно было не только содержание услышанного, но и то, каким голосом это произносилось. Хорошей приметой считалось услышать пение. Так можно было предугадать, каким будет суженый — ласковым или строгим, как сложится будущая жизнь — будет она богатой или бедной, веселой или скучной. Это гадание обычно было наиболее оптимистичным, так как люди в этот вечер праздновали и веселились, значит, и их разговоры были соответствующими.
Счетным курицу зерном;
Вариантов гадания по петуху или курице, клюющим зерна, было множество. Использовались зерна различных злаков, имевших свои сакральные значения. Зерна раскладывали в специальном порядке, зачастую для этого на полу чертили разделенный на сектора круг или другие фигуры. Зерна раскладывали на листочки бумаги с соответствующими надписями или на вырезанные из бумаги различные предметы и фигуры. Следили и за поведением петуха — просто клюет, предварительно рассматривает, отбрасывает зерна в сторону, взмахивает крыльями и т.п.
Ярый воск топили;
Гадание по расплавленному воску, который капали в воду, сопровождалось различными заговорами. Зачастую для этого брали освященную воду или воду, полученную из растаявшего снега с дороги, с крыши, из церковной ограды, иногда с погоста. Предугадать будущее пытались по форме застывших капелек воска. Естественно, что при этом гадании будущее зависело только от богатства воображения и фантазии гадающих.
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
В чашу с водой или под перевернутое блюдо участницы гаданий клали кольца, пуговицы, серьги и тому подобное. Затем все вместе начинали петь и поочередно наугад доставать то, что находилось в блюде, — содержание звучащей в этот момент подблюдной песни предсказывало судьбу той, чей предмет был извлечен.
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольцы чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!» Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев.
Кошурка — персонаж обрядовой подблюдной песни — кошка.
«Зовёт кот кошурку
Песня предвещает свадьбу.
Песня представленная в отрывке, кстати, предвещает смерть.
Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно.
Татьяна на широкой двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна.
Выходят на перекресток и наводят зеркало на месяц, приговаривая: «Суженый, ряженый, приди ко мне и поговори». Через некоторое время месяц в зеркале исчезает, а вместо него появляется комната, в которой находится жених. Рассмотрев черты его и платье, опускают зеркало, произнося: «Чур сего места».
Становятся так, чтобы в зеркале отражался месяц и пристально смотрят на него. Через некоторое время в зеркале покажется несколько месяцев. Сколько их будет, столько и будет человек в доме будущего мужа.
Чу. снег хрустит. прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон.
Существовал обычай, который с удовольствием выполняли и парни и девушки: спрашивать имя у прохожих — у женщин мужское, у мужчин женское. По народной примете, так будут звать будущего жениха и, соответственно, невесту.
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне.
И я — при мысли о Светлане
Мне стало страшно — так и быть.
С Татьяной нам не ворожить.
Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!» Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося: «Суженый, ряженый приди ко мне поужинать!»
©А. С. Пушкин. Роман в стихах
«Там прислужливая бригадирша предложила третие и самое верное гаданье: в Васильев вечер, то есть накануне Нового года, в княгининой теплой кладовой, в самом верхнем этаже, накрыть стол, поставить на нем два прибора, три большие восковые свечи и зеркало, а невесте, севши за ним, загадать: суженый-ряженый, приди со мной ужинать, и кто покажется в зеркале, за тем и быть. Хотя это гаданье и не пугало княжны, но ей казалось неприличным идти перед полночью почти на чердак: притом и кастелянша, у которой ключ от кладовой, может сказать матушке… Если суженый покажется в зеркале, стоит только промолвить три раза: «чур меня!», легонько ударить по стеклу и он мигом исчезнет»
©А. Шаховской «Нечаянная свадьба».
«При этом рассказывался обыкновенно анекдот, как одна деревенская барышня захотела увидеть в зеркале своего суженого и как все необходимое для гаданья приготовила тихонько от всех в бане; она отправилась туда в полночь одна, стала смотреть в зеркало и, вместо суженого, увидела себя в гробу, упала без чувств и утром найдена была мертвою. Кто передал о том, что видела барышня в зеркале, если она была найдена мертвою? Этот простой вопрос никому не приходил в голову, но в истине анекдота никто и не думал сомневаться»
©И.И. Панаев «Прошедшее и настоящее»
Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет – и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
Страшно припомнить душой оробелою:
Там, за спиной, нет огня.
Тяжкое что-то над шеею белою
Плавает, давит меня!
Ну как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну как лохматый с глазами свинцовыми
Выглянет вдруг из-за плеч!
Ленты да радуги, ярче и жарче дня.
Дух захватило в груди.
Суженый! золото, серебро!. Чур меня,
Чур меня – сгинь, пропади!
«Все мы построились в шеренгу против ворот; я была в середине, итак, начинать было не мне; поочередно каждая снимала свой башмак, оборачивалась спиною к воротам и бросала башмак через голову и через ворота. Все мы бежали опрометью смотреть, как он лег, в которую сторону носком; девица надевала его, и мы опять становились во фрунт. Дошла очередь до меня; я скинула свой атласный светло-голубой башмак, оборотилась спиною к воротам… В это время послышался скрып полозьев; но мимо дома нашего проезжали так же, как и мимо всякого другого, итак, этот скрып не помешал мне сказать моему башмаку, что куда я поеду, чтоб туда он упал носком. С последним словом я бросила его через голову за ворота. Башмаки моих подруг падали тотчас подле ворот; но я была сильнее их, итак, башмак мой полетел выше и далее. В то самое время, как он взвился на воздух из руки моей, какой-то экипаж быстро подкатился, остановился и восклицание: «Что это!.» оледенило кровь мою; я окаменела от испуга: это была матушка!. Она приехала, и башмак мой упал к ней в повозку»
©Н. Дурова. Записки «Кавалерист-девицы».
Ночь крещенская морозна,
Будто зеркало — луна.
«Побегу: еще не поздно,
Да боюсь идти одна».
«Я, сестрица, за тобою
Не пойду — одна иди!» —
«Я с тобою, — за избою
Наводи да наводи!»
Ничего: пес рябый ходит,
Вот и серый у ворот.
И красавица наводит —
И никак не наведет.
«Вижу, вижу! потянулись:
Раз, два, три, четыре, пять.
Стало только три опять.
Ну, захочет почудесить?
Со страстей рехнуся я.
Шесть, семь, восемь, девять, десять —
Чешуя как чешуя.
Вот одиннадцать — все лица!
Вот собаки лай и вой.
Чур меня!.» — «Ну что, сестрица?» —
Константин Маковский. «Святочные гадания». 1890-е
Источник