Литературные произведениями с гаданиями

9. В каких произведениях русской литературы реализуется мотив гадания? (ЕГЭ по литературе)

В русской литературе многие писатели не раз затрагивали в своих произведениях тему гадания, потому что время святок — это особая пора, возможность заглянуть в будущее, погрузиться в мир мистики и узнать тайны потустороннего мира. Так героиня баллады Жуковского Светлана пытается разглядеть в зеркале свою судьбу и суженого. Автор особо акцентирует внимание на религиозности героини: она искренне верит в силу молитвы и милость Божью, когда встречает «мертвеца» в своем сне: «Спасу помолилась; / И с крестом своим в руке… /робко притаилась».

Как и Жуковский, А.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

С. Пушкин использует мотив гадания в романе в стихах «Евгений Онегин»: «Настали святки. То-то радость!» Татьяна Ларина окрылена надеждой узнать о своем будущем возлюбленном, поэтому девушка, «сбираясь ночью ворожить/Тихонько приказала в бане/На два прибора стол накрыть». Так же как и Светлане, Татьяне снится страшный «чудный» сон, который ее тревожит.

Размышляя над данной темой, нельзя не упомянуть и Наташу Ростову — героиню романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого. Во время гадания девушка пыталась рассмотреть в зеркале своего суженого и боялась увидеть там «гроб», однако так же, как и Светлана, «ничего не видала».

Таким образом, в данных произведениях раскрывается мотив гадания. Но в отличие от Пушкина и Толстого, Жуковский рассматривал эту тему с религиозной точки зрения, особо уделяя внимание вере в Бога, потустороннему миру, в то время как другие авторы стремились изобразить в своих произведениях традиции и обычаи русского народа, обращаясь к фольклору.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id116075

Источник

«Тема гадания в литературе 19 века» Гадать – узнавать будущее или прошлое по картам, на кофейной гуще и другими способами. – (Словарь русского языка. С.И.Ожегов). — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемgov.cap.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » «Тема гадания в литературе 19 века» Гадать – узнавать будущее или прошлое по картам, на кофейной гуще и другими способами. – (Словарь русского языка. С.И.Ожегов).» — Транскрипт:

1 «Тема гадания в литературе 19 века» Гадать – узнавать будущее или прошлое по картам, на кофейной гуще и другими способами. – (Словарь русского языка. С.И.Ожегов).

2 Цели и задачи Задачи: определить сходства и различия гаданий, используемых авторами в литературе 19 века; рассмотреть историю и истоки гаданий; оценить влияние гаданий на жизнь человека и его воспитание. Значимость этой работы заключается в том, чтобы дать ответ на вопрос: «Применимо ли гадание в настоящее время?» Для анализа выбираем три произведения русской литературы 19 века: В.А.Жуковский «Светлана», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н.Толстой «Война и мир». Задачи: определить сходства и различия гаданий, используемых авторами в литературе 19 века; рассмотреть историю и истоки гаданий; оценить влияние гаданий на жизнь человека и его воспитание. Значимость этой работы заключается в том, чтобы дать ответ на вопрос: «Применимо ли гадание в настоящее время?» Для анализа выбираем три произведения русской литературы 19 века: В.А.Жуковский «Светлана», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н.Толстой «Война и мир».

3 Баллада В.А.Жуковского «Светлана»

4 … Paз в крещенский вечерок Девушки гадали… В большую чашу с водой клали обручальное кольцо, наводили на него зеркало, загадывали желание и долго смотрели в воду, пытаясь разглядеть своего суженого.

Читайте также:  Какие вопросы можно задать картам таро при гадании

5 Вера, надежда на лучшее, светлое Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье- лживый сон; Счастье- пробужденье». Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье- лживый сон; Счастье- пробужденье».

6 А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Главную роль в романе поэт отвел Татьяне Лариной. Татьяна – «милый идеал» Пушкина. Героиня со своей простой душой верила : Татьяна верила преданьям Простонародной старины И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны… Главную роль в романе поэт отвел Татьяне Лариной. Татьяна – «милый идеал» Пушкина. Героиня со своей простой душой верила : Татьяна верила преданьям Простонародной старины И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны…

7 Христианский праздник — святки Татьяна решила на святки узнать свою дальнейшую судьбу. Святки начинаются в России с Рождества Христова и продолжаются до крещенского сочельника. Наступили святки.То-то радость! Гадает ветреная младость, Гадает старость сквозь очки… Татьяна решила на святки узнать свою дальнейшую судьбу. Святки начинаются в России с Рождества Христова и продолжаются до крещенского сочельника. Наступили святки.То-то радость! Гадает ветреная младость, Гадает старость сквозь очки…

9 Л.Н.Толстой «Война и мир» В этом романе нас интересует Наташа Ростова. Она любит народные песни, традиции, музыку. Ее, как и двух предыдущих героинь, привлекает гадание по причине любви к милому.

12 Выводы Героини из литературы 19 века прикасались к неизвестности, они ничем не отличались от нас современных. Мы, так же как и они пытаемся гадать, узнавать свое будущее, неслучайно сейчас открываются салоны, в которых мы можем, заплатив деньги, узнать все о своем будущем. Но нужно ли это делать? Да, это очень интересно, но не надо так серьезно к этому относиться. Нужно помнить, что мы сами строим свою жизнь так, как хотим, как подсказывает нам наша совесть.

13 Заключение Тема гадания в русской литературе 19 века занимает не последнее место. Почему? Потому, что нас всегда привлекает неизвестное, неразгаданное, неведомое. Мы тянемся к этому, потому что многое не можем объяснить, но зато как здорово все это. Во все времена и в 19, и в 20, и в 21 веке эта тема интересна и актуальна. И наша литература не исключение. Гаданиями увлекаются люди разных возрастов, социальных сословий, образованные и не очень. Поэтому эта тема актуальна и всегда интересна.

Источник

Святочные гадания в литературе

Мы часто вспоминаем дни далёкие, когда

Катались у удачи на запятках,

Не знали слова «нет», хотели слышать только «да»

И верили гаданию на Святки.

Неужели это было, неужели это было,

Неужели это было так давно?

Сегодня Крещенский Сочельник, Крещенский вечер, канун Богоявления. Последний и главный день святочных гаданий:

«Наступили #святки — самое поэтическое время для русских людей. В деревне, во дворе и в барском доме все пришли в движение, все одушевились… Вечера, посвященные на переряженье и гаданье, пролетали незаметно…»

©И.И. Панаев «Актеон»

Раз в крещенский вечерок

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Девушки выходили за околицу и бросали перед собой башмачок с левой ноги. Смотрели, в какую сторону указывает носок башмака — оттуда и приедет жених и в ту сторону девушке уезжать из родного дома. Если носок башмака указывал назад, к деревне, это означало, что девушка в этом году замуж не выйдет.

Один из вариантов этого гадания: Несколько девушек прятали в снегу кольцо, а затем искали его, пересыпая снег. Считалось, что та счастливица, которая нашла это колечко, в новом году выйдет замуж, о чем мечтала каждая девушка.

Девушки собирались группой и ходили по дворам, подслушивая под окнами или у дверей. Важно было не только содержание услышанного, но и то, каким голосом это произносилось. Хорошей приметой считалось услышать пение. Так можно было предугадать, каким будет суженый — ласковым или строгим, как сложится будущая жизнь — будет она богатой или бедной, веселой или скучной. Это гадание обычно было наиболее оптимистичным, так как люди в этот вечер праздновали и веселились, значит, и их разговоры были соответствующими.

Счетным курицу зерном;

Читайте также:  Гадания карт таро висконти

Вариантов гадания по петуху или курице, клюющим зерна, было множество. Использовались зерна различных злаков, имевших свои сакральные значения. Зерна раскладывали в специальном порядке, зачастую для этого на полу чертили разделенный на сектора круг или другие фигуры. Зерна раскладывали на листочки бумаги с соответствующими надписями или на вырезанные из бумаги различные предметы и фигуры. Следили и за поведением петуха — просто клюет, предварительно рассматривает, отбрасывает зерна в сторону, взмахивает крыльями и т.п.

Ярый воск топили;

Гадание по расплавленному воску, который капали в воду, сопровождалось различными заговорами. Зачастую для этого брали освященную воду или воду, полученную из растаявшего снега с дороги, с крыши, из церковной ограды, иногда с погоста. Предугадать будущее пытались по форме застывших капелек воска. Естественно, что при этом гадании будущее зависело только от богатства воображения и фантазии гадающих.

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

В чашу с водой или под перевернутое блюдо участницы гаданий клали кольца, пуговицы, серьги и тому подобное. Затем все вместе начинали петь и поочередно наугад доставать то, что находилось в блюде, — содержание звучащей в этот момент подблюдной песни предсказывало судьбу той, чей предмет был извлечен.

Настали святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль,

Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима;

Гадает старость сквозь очки

У гробовой своей доски,

Все потеряв невозвратимо;

И все равно: надежда им

Лжет детским лепетом своим.

Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит:

Он чудно вылитым узором

Ей что-то чудное гласит;

Из блюда, полного водою,

Выходят кольцы чередою;

И вынулось колечко ей

Под песенку старинных дней:

«Там мужички-то всё богаты,

Гребут лопатой серебро;

Кому поем, тому добро

И слава!» Но сулит утраты

Сей песни жалостный напев;

Милей кошурка сердцу дев.

Кошурка — персонаж обрядовой подблюдной песни — кошка.

«Зовёт кот кошурку

Песня предвещает свадьбу.

Песня представленная в отрывке, кстати, предвещает смерть.

Морозна ночь, все небо ясно;

Светил небесных дивный хор

Течет так тихо, так согласно.

Татьяна на широкой двор

В открытом платьице выходит,

На месяц зеркало наводит;

Но в темном зеркале одна

Дрожит печальная луна.

Выходят на перекресток и наводят зеркало на месяц, приговаривая: «Суженый, ряженый, приди ко мне и поговори». Через некоторое время месяц в зеркале исчезает, а вместо него появляется комната, в которой находится жених. Рассмотрев черты его и платье, опускают зеркало, произнося: «Чур сего места».

Становятся так, чтобы в зеркале отражался месяц и пристально смотрят на него. Через некоторое время в зеркале покажется несколько месяцев. Сколько их будет, столько и будет человек в доме будущего мужа.

Чу. снег хрустит. прохожий; дева

К нему на цыпочках летит,

И голосок ее звучит

Нежней свирельного напева:

Как ваше имя? Смотрит он

И отвечает: Агафон.

Существовал обычай, который с удовольствием выполняли и парни и девушки: спрашивать имя у прохожих — у женщин мужское, у мужчин женское. По народной примете, так будут звать будущего жениха и, соответственно, невесту.

Татьяна, по совету няни

Сбираясь ночью ворожить,

Тихонько приказала в бане

На два прибора стол накрыть;

Но стало страшно вдруг Татьяне.

И я — при мысли о Светлане

Мне стало страшно — так и быть.

С Татьяной нам не ворожить.

Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!» Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося: «Суженый, ряженый приди ко мне поужинать!»

©А. С. Пушкин. Роман в стихах

Читайте также:  Гадание чтобы мужчина вернулся

«Там прислужливая бригадирша предложила третие и самое верное гаданье: в Васильев вечер, то есть накануне Нового года, в княгининой теплой кладовой, в самом верхнем этаже, накрыть стол, поставить на нем два прибора, три большие восковые свечи и зеркало, а невесте, севши за ним, загадать: суженый-ряженый, приди со мной ужинать, и кто покажется в зеркале, за тем и быть. Хотя это гаданье и не пугало княжны, но ей казалось неприличным идти перед полночью почти на чердак: притом и кастелянша, у которой ключ от кладовой, может сказать матушке… Если суженый покажется в зеркале, стоит только промолвить три раза: «чур меня!», легонько ударить по стеклу и он мигом исчезнет»

©А. Шаховской «Нечаянная свадьба».

«При этом рассказывался обыкновенно анекдот, как одна деревенская барышня захотела увидеть в зеркале своего суженого и как все необходимое для гаданья приготовила тихонько от всех в бане; она отправилась туда в полночь одна, стала смотреть в зеркало и, вместо суженого, увидела себя в гробу, упала без чувств и утром найдена была мертвою. Кто передал о том, что видела барышня в зеркале, если она была найдена мертвою? Этот простой вопрос никому не приходил в голову, но в истине анекдота никто и не думал сомневаться»

©И.И. Панаев «Прошедшее и настоящее»

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,

Я при свечах навела;

В два ряда свет – и таинственным трепетом

Чудно горят зеркала.

Страшно припомнить душой оробелою:

Там, за спиной, нет огня.

Тяжкое что-то над шеею белою

Плавает, давит меня!

Ну как уставят гробами дубовыми

Весь этот ряд между свеч!

Ну как лохматый с глазами свинцовыми

Выглянет вдруг из-за плеч!

Ленты да радуги, ярче и жарче дня.

Дух захватило в груди.

Суженый! золото, серебро!. Чур меня,

Чур меня – сгинь, пропади!

«Все мы построились в шеренгу против ворот; я была в середине, итак, начинать было не мне; поочередно каждая снимала свой башмак, оборачивалась спиною к воротам и бросала башмак через голову и через ворота. Все мы бежали опрометью смотреть, как он лег, в которую сторону носком; девица надевала его, и мы опять становились во фрунт. Дошла очередь до меня; я скинула свой атласный светло-голубой башмак, оборотилась спиною к воротам… В это время послышался скрып полозьев; но мимо дома нашего проезжали так же, как и мимо всякого другого, итак, этот скрып не помешал мне сказать моему башмаку, что куда я поеду, чтоб туда он упал носком. С последним словом я бросила его через голову за ворота. Башмаки моих подруг падали тотчас подле ворот; но я была сильнее их, итак, башмак мой полетел выше и далее. В то самое время, как он взвился на воздух из руки моей, какой-то экипаж быстро подкатился, остановился и восклицание: «Что это!.» оледенило кровь мою; я окаменела от испуга: это была матушка!. Она приехала, и башмак мой упал к ней в повозку»

©Н. Дурова. Записки «Кавалерист-девицы».

Ночь крещенская морозна,

Будто зеркало — луна.

«Побегу: еще не поздно,

Да боюсь идти одна».

«Я, сестрица, за тобою

Не пойду — одна иди!» —

«Я с тобою, — за избою

Наводи да наводи!»

Ничего: пес рябый ходит,

Вот и серый у ворот.

И красавица наводит —

И никак не наведет.

«Вижу, вижу! потянулись:

Раз, два, три, четыре, пять.

Стало только три опять.

Ну, захочет почудесить?

Со страстей рехнуся я.

Шесть, семь, восемь, девять, десять —

Чешуя как чешуя.

Вот одиннадцать — все лица!

Вот собаки лай и вой.

Чур меня!.» — «Ну что, сестрица?» —

Константин Маковский. «Святочные гадания». 1890-е

Источник

Оцените статью