Открытый урок «Кукла — оберег».
план-конспект урока (6 класс) на тему
Составила преподаватель дополнительного образования «Введение в хендмейд» и «Хендмейд» МАУ ЦДОД «СИБ» Винтартас Н.Ю.
Цель:
•познакомить с куклой-оберегом;
Задачи:
•научить изготовлять куклу-оберег;
•развивать творческие способности, воображение;
•воспитывать духовность, уважительное отношение к традициям.
Оборудование:
•пряжа для вязания,
•фотографии старинных кукол,
•книга «Василиса Прекрасная».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
Под куклой обычно подразумевают фигурку человека. Но куклы не всегда были тряпичными, они не сразу стали игрушками.
«Первобытные люди создавали из глины, дерева, камня изображения богов в виде человеческих фигур и поклонялись им, прося о защите.
У разных народов были куклы — обереги, талисманы, спасавшие от беды и приносившие счастье. Люди считали, что они отвлекают на себя злые силы, оберегают своих хозяев. Тряпичную берегиню или оберег дарили не только новорожденным, но и невестам. Без куклы не обходились даже в самом бедном доме. Берегини жили в каждой русской избе. Их передавали от старших к младшим, от матери к дочери. Каждая женщина сама умела мастерить кукол, а училась она этому с детства. О том, какую хозяйку берут в дом, судили по кукле, сделанной руками невесты.
Тряпичные куклы имели разный вид, но у всех не было лица. Ведь в старину куклам приписывали магическую силу: кукла должна была охранять от порчи того, кто с ней играл. А если сделать кукле лицо, в неё может вселиться злой дух, и тогда она оживет и погубит ребенка.
К концу 19 века кукла окончательно стала игрушкой для ребенка. Самодельные куклы сменились фабричными. Появились деревянные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок № 4
Составила преподаватель дополнительного образования «Введение в хендмейд» и «Хендмейд» МАУ ЦДОД «СИБ» Винтартас Н.Ю.
•познакомить с куклой-оберегом;
•научить изготовлять куклу-оберег;
•развивать творческие способности, воображение;
•воспитывать духовность, уважительное отношение к традициям.
•пряжа для вязания,
•фотографии старинных кукол,
•книга «Василиса Прекрасная».
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
Под куклой обычно подразумевают фигурку человека. Но куклы не всегда были тряпичными, они не сразу стали игрушками.
«Первобытные люди создавали из глины, дерева, камня изображения богов в виде человеческих фигур и поклонялись им, прося о защите.
У разных народов были куклы — обереги, талисманы, спасавшие от беды и приносившие счастье. Люди считали, что они отвлекают на себя злые силы, оберегают своих хозяев. Тряпичную берегиню или оберег дарили не только новорожденным, но и невестам. Без куклы не обходились даже в самом бедном доме. Берегини жили в каждой русской избе. Их передавали от старших к младшим, от матери к дочери. Каждая женщина сама умела мастерить кукол, а училась она этому с детства. О том, какую хозяйку берут в дом, судили по кукле, сделанной руками невесты.
Тряпичные куклы имели разный вид, но у всех не было лица. Ведь в старину куклам приписывали магическую силу: кукла должна была охранять от порчи того, кто с ней играл. А если сделать кукле лицо, в неё может вселиться злой дух, и тогда она оживет и погубит ребенка.
К концу 19 века кукла окончательно стала игрушкой для ребенка. Самодельные куклы сменились фабричными. Появились деревянные куклы, куклы из папье-маше.
Столицей кукольного царства стал подмосковный Сергиев Посад. Благодаря его мастерам появилось несколько видов кукол: Кукла с открывающимися и закрывающимися глазами — моргалка, дама в модном кружевном костюме с тонкой талией — кукла — талия и т. д.
К концу 19 века в Сергиев Посаде появляются этнографические куклы, которые знакомили детей с русской историей, культурой, традициями. Каждая кукла была наряжена в особый костюм и представляла какую-либо российскую губернию.
На Руси обережные куколки изготовляли из подручного материала: ткани, дерева, соломы, ниток, кости. Каждую куколку делали с определенной целью. У кукол имелось своё название, своя история, свой обряд приготовления. Я расскажу вам о нескольких куклах.
Эта кукла называется «Крупеничка», она сделана из холщевого мешка с гречихой, который украшен нитями и тканями. В тех местах, где не росла гречиха, её заменяли горохом или другими крупами, и называлась она по-другому — «Зернушка» или «Горошинка». Такие куклы приманивала в дом достаток, обещали хороший будущий урожай, либо прибавление в семействе.
А вот эта кукла, носит название «Кувадки», и «играли» в нее мужчины! В старину женщины рожали детей в бане, и мужчины приносили куклу, чтобы обмануть злых духов не пустить их к матери с младенцем. Магический обряд защиты от злых духов назывался — «Кувада», отсюда и пошло название куклы.
Когда ребенок рождался, к нему в кроватку клали куколку — «Пеленашку» ,с той же целью — обмануть злых духов. Такую куклу-оберег нельзя было купить. Ее делали сами из куска ношеной домотканой одежды, т.к. одежда эта несла в себе тепло человека, и оно передавалось кукле вместе с частичкой жизненной силы человека. Кукла эта служила оберегом от сглаза. «Пеленашку» нужно было мастерить без ножниц и без иголки, чтобы случайно не поранить куклу и чтобы ребенок не болел в будущем. Перед тем, как положить ребенка в колыбель, туда клали «Пеленашку», чтобы у ребенка не было бессонницы.
Есть кукла «Столбушка». Брали небольшое березовое или осиновое полено и «одевали» его с помощью тканей и нитей. Так полено превращалось в куклу-женщину.
У этой древней куклы голова сделана из золы, а тело — из тряпок, у нее нет волос и головного убора. Куклу считали свадебной, т.к. её дарила мать своей дочери (невесте) и передавала вместе с куклой силу и тепло родного очага. Невеста в дом к жениху уносила благословление своего рода, своих предков и этот огонь. Так и соединялись два рода на огненном уровне. Такую же куклу делали при переезде в новый дом, чтобы забрать с собой домового и силу огня из старого очага. Еще такой оберег делала женщина своему любимому, когда он отправлялся в дальний путь или в военные походы. Женщина силой родного огня оберегала любимого в пути.
Сегодня на уроке мы будем изготовлять куклу- оберег. Давайте внимательно рассмотрим образец.
— Чем эта кукла отличается от современных кукол?
— Какие материалы и предметы, необходимые для её изготовления можно рассмотреть?
— Сколько лент вы видите на руках?
— Сколько раз встречается красный цвет?
— С чего надо начинать изготовление куклы?
Начинаем изготовление куклы с наматывания пряжи на заготовку. Делаем это два раза, используя пряжу разных цветов. Одна заготовка – это туловище куклы, вторая – её волосы. Затем складываем заготовки крест-накрест и закрепляем в области шеи. Таким же образом наматываем пряжу для ручек. Связываем заготовку рук посередине и от середины плетем по косичке в две стороны. Потом вставляем руки посередине туловища и опять закрепляем нитью.
Теперь оденем куклу. Платье сделаем из лоскутка и наденем его. Красной ленточкой привяжем фартук. Одежда готова.
Волосы можно оставить распущенными, повязав красивую ленточку. А можно заплести косу. Имейте в виду, что женщины на Руси заплетали одну косу, а девушки — две. Завяжем красный бант. Теперь повяжем платок, его делаем из лоскутка.
Осталось привязать ленточки. На каждую ленточку в старину загадывали желание, загадайте и вы желания, привязывая ленточки к своему оберегу, вдруг сбудутся?
Вот наша кукла-оберег и готова.
Ребята, давайте вспомним, как называются и для чего предназначались куклы-обереги?
Источник
Конспект мастер-класса «Изготовление куклы- оберега»
материал по технологии (6 класс)
Паспорт занятия
Тема: Работа с текстильным материалом
Изделие: Кукла — оберег
Класс: 6
Место проведения: учебный кабинет
Время:40 минут
Цель: формирование умений обучающихся работать с текстильным материалом при изготовлении куклы — оберег
Задачи
1. Образовательные (предметные результаты)
- дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы;
- познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси;
- научить изготавливать тряпичную куклу;
- развить познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа;
- развивать умения изготовлять куклу без использования иголки
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
2. Развивающие (метапредметные результаты)
Познавательные УУД:
- Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Развивать умение находить ответы в диалоге с учителем;
- Развивать моторику рук, координацию движений;
- Добывать новые знания в процессе обсуждения;
- Развивать творческие способности, мышление, воображение;
- Развивать умение формулировать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
- Развивать умение слушать и понимать речь учителя;
- Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;
- Развивать умение участвовать в диалоге на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Республики Марий Эл «Нартасская школа-интернат»
открытого мастер – класса по
изготовлению куклы — оберега
Климова Марина Владимировна
Тема: Работа с текстильным материалом
Изделие: Кукла — оберег
Место проведения: учебный кабинет
Цель : формирование умений обучающихся работать с текстильным материалом при изготовлении куклы — оберег
1. Образовательные (предметные результаты)
- дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы;
- познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси;
- научить изготавливать тряпичную куклу;
- развить познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа;
- развивать умения изготовлять куклу без использования иголки
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
2 . Развивающие (метапредметные результаты)
- Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Развивать умение находить ответы в диалоге с учителем;
- Развивать моторику рук, координацию движений;
- Добывать новые знания в процессе обсуждения;
- Развивать творческие способности, мышление, воображение;
- Развивать умение формулировать своё предположение.
- Развивать умение слушать и понимать речь учителя;
- Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;
- Развивать умение участвовать в диалоге на уроке.
- Развивать умение определять и формулировать тему урока с помощью учителя;
- Развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- Развивать умение организовывать свое рабочее место;
- Развивать потребность выполнения правил на уроке;
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии качества выполненной работы;
- Развивать умение вырабатывать критерии изделия;
- Развивать умение оценивать свою деятельность на уроке.
3. Воспитательные (личностные результаты):
- Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг другу;
- Воспитывать уважительное отношение к мнениям других людей;
- Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества;
- Воспитывать позитивное отношение к плодотворному взаимодействию на уроке.
5. Воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.
Основной метод: практическая работа
словесные: рассказ, объяснение, диалог, беседа, опрос
наглядные: демонстрация, образец, наблюдение.
методы поощрения: похвала, благодарность, одобрение.
методы контроля: контроль учителя и самоконтроль, рефлексия
Дидактические средства обучения:
для учащихся: ткань, нитки, зерно (крупа)
для учителя: образцы изделия, поэтапные рисунки, ткань, нитки, кусочек синтепона.
1.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к занятию.
2.Сообщение темы, целей занятия.
Педагог: Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.
Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?
Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.
3. Изучение нового материала.
Педагог: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.
Вопрос к учащимся: А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?
Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.
Изначально тряпичная кукла была элементом ритуальных обрядов, а не игрушкой для детей. Кукол изготавливали, как оберег для дома, а так же от сглаза и болезней. На них возлагали надежды по защите урожая, сохранения богатства и привлечения «ко двору» благополучия.
Все народные куклы делились на три группы:
- Куклы-обереги;
- Обрядовые куклы;
- Игровые куклы.
Вопрос к учащимся: Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах
Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
Кукла на счастье. Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
Кукла День и Ночь символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Её делали под Новый год. Она жила в доме и хозяин с хозяйкой разговаривали с куклой . Ежедневно цтром её поворачивали к себе светлой стороной, а вечером -темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачным в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне-чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими. Кукла оберегала всех домочадцев-охраняла их душевный настрой.
Пеленашка Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.
Подорожница -помещалась в ладошку так как её брали с собой в дорогу. Жены давали мужьям. Укуклы в руках узелок в который клали либо золу (символ домашнего очага) либо горошину, чтобы быть в пути сытым.
Берегиня дома -несла частичку души хозяйки и хозяина и помогала защищать дом. К тому же она приносила в дом достаток для чего в руки её давали узелок. Вешали берегиню над входом выше головы, так чтобы она могла видеть входящих в дом. Народ считал, что она оберегает отплохого глаза и злых людей.
Ровно год был отпущен оберегу, который называли «12 лихорадок». Делали её в виде 12 фигурок подвешанных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц. Которых звали Дряхлея, Глупея, Ленея, Немея, едея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея. 15 января каждого года оберег заменялся на новый.
Обережных кукол, как правило, делали женщины. Ведь именно женщина во все времена была хранительницей домашнего очага и благополучия семьи. Куклам никогда не «рисовали» лицо. Безликость имела очень важное значение. Считалось, что лицо могут иметь только одушевлённые особи. И, что, если нарисовать лицо кукле , в неё может вселиться «злой дух».
Правда, иногда куклам-оберегам «перекрещивали» лицо нитяным крестом (в то время крест был знаком солнца, которому поклонялись как божеству). Никаких других обозначений на лицо куклам–хранительницам не наносили.
Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.
«Кубышка — травница». Эта кукла защищала от болезней, наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни или ставили у кровати больного. Периодически её необходимо мять в руках и по дому будет разноситься целебный запах. Через два года травку в кукле необходимо менять.
Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.
Крупеничка или Зерновушка -кукла из мешковины наполненная гречкой или пшеницей. Главная кукла в доме. Крупеничка помогала в тяжелые голодные времена. Ежегодно её наполняли новым зерном, а весной для посева первые горсти зерна брали именно из Крупенички.
Педагог: И сегодня я предлагаю вместе изготовить куклу-оберег безсонница
5 Практическая работа
Обереги – один из самых популярных видов подарков. Их дарят на все возможные праздники, выбор их воистину огромен. Куколку оберег издревле принято считать символом хранительниц очага. Она может стать неплохим подарком на 8 марта от ребенка. Славянские куколки обереги — символы плодородия женщины и они всегда обладают пышным бюстом и округлыми формами. Их принято дарить всем девочкам, женщинам и бабушкам весной. Куколку легко изготовить своими руками. В набивку можно добавить успокаивающие травы, например валериану — такая куколка поможет быстро и крепко заснуть.
Материалы и инструменты: ножницы, лоскуты хлопковой ткани, нитки, кусочек синтепона.
Вырежьте из ткани 5 квадратов размером 10 на 10 см: 3 белым и 2 любого другого цвета;
Порвите синтепон на мелкие кусочки (в этом с удовольствием вам поможет ребенок);
Выделите 3 комка синтепона: один большой и два маленьких;Наполните белый квадрат большим кусочком синтепона и перетяните нитью, повторите процедуру с двумя цветными квадратами, обязательно сравните кусочки наполнителя по размеру, иначе груди будут разного размера (добавьте трав, если хотите);
Примотайте голову к грудям; Сложим руки для куколки: возьмем квадрат и сложим его по диагонали, затем еще раз и еще раз. Повторим процедуру со вторым квадратом;
Приложим ручки со спины к куколке и примотаем ниткой;
Вырежем из ткани прямоугольный треугольник со сторонами 10 см и завяжем его как платочек;
Если хотите, вырежьте маленький фартук.
Источник