Куклы обереги цель задачи

Конспект занятия «Куклы-обереги»

Казармина Евгения Евгеньевна
Конспект занятия «Куклы-обереги»

Возраст детей: старший дошкольный возраст 5-6 лет

Цель: содействие развитию интереса детей к изучению обрядовых кукол в народных традициях.

— познакомить детей с многообразием обрядовых кукол и их ролью в жизни человека;

— раскрыть символическое значение обрядовых кукол;

— развивать мелкую моторику в процессе создания куклы

— воспитывать интерес к народной игрушке, аккуратность и трудолюбие, бережное отношение.

— обрядовые народные куклы;

— материалы для изготовления куклы: две рябиновые палочки 25см (для тела) и 18 см (для рук,белый лоскут 18х18 см для головы, немного синтепона, красные нитки, полоска для повойника, косынка, бусы.

— музыкальный центр, флешка с записями народной музыки.

Презентация с поэтапным показом изготовления куклы.

Ход занятия:

В старину когда-то

Время не теряли

Много пряли, ткали…

Под рукой,что было

Куклы берегиньки

Так из века в век

Род свой сохраняли,

И культуру русскую

Воспитатель:Дети послушайте загадку:

Лоскуток да ниток катушка

В умелых руках оживает игрушка

Воспитатель: (показывае куколку)

«Из цветного лоскуточка появилась моя дочка.

Куколка тряпичная, очень симпатичная!»

-Наши куколки непростые. Как вы думаете, почему? (ответы детей).Да,они сделаны своими руками из натуральных материалов. А ещё их называют обрядовыми куклами.

Как вы думаете, что значит «обереги»(от слова оберегать, беречь, охранять). Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они оберегают детей, жилье, скотину и т. д. Кукол — оберегов было много на разные случаи. К ним относились очень серьёзно, считалось, чем больше кукол, тем больше счастья.

Куклы-обереги делались безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свои волшебные обережные свойства и в неё могли вселиться злые духи.

Сейчас о некоторых обрядовых куколках я вам расскажу. Чтобы было нам удобнее, давайте сядем на стульчики возле нашего сундука.

Для маленьких деток делали куклу-пеленашку.

Пусть она младенца оберегает

И злых духов отгоняет.

Еще до рождения ребенка, его мама скручивала такие куклы и развешивала вокруг колыбельки. Колыбелька в то время прикреплялась к потолку на пружине и в народе называлась люлькой или зыбкой. Считалось, что Пеленашка бережет ребеночка от сглаза, болезней, от дурных снов, от злых людей.

С наступлением холодов, чтобы дети не болели, делали куклу «Кубышку –травницу»

Стоит внутри себя, собрав

Собранье самых разных трав.

Вот чем куколка богата. Вам здоровье обеспечит,

Ведь она травою лечит.

Она наполнялась душистой лекарственной травой, куклу надо было помять в руках, и по комнате разнесётся травяной дух, который отгонит духов болезней.

А вот куколка необычная- это куколка Зерновушка (крупеничка).

Крупеничка — оберег сытости, достатка.

Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.

От кормилицы Земли силы приходили.

Под иконами в углу бережно хранили.

В старину, чтобы в доме было сытно и богато,хозяйка дома делала куклу «зерновушку»Эта кукла хранила силу урожая до будущего года.

-А эта куколка, должна быть интересна нашим девочкам. Это кукла –«Рябинка».Кукла «Рябинка»— одна из самых любимых среди народных кукол. Она завораживает своей женственностью, душевностью и какой-то незримой силой. Сильнейший оберег вашему дому от всего нежелательного, негативного Оберег любви и здоровья в вашем доме Помещается напротив или рядом с входной дверью. Куклу «Рябинку» называют воином против всех проявлений зла. Основой куклы является рябиновая палочка.

Читайте также:  Вязаные обереги своими руками

-Вот и закончились куколки в нашем сундучке. И неудивительно. Ведь не обо всех обрядовых куклах мы поговорили. Наша с вами задача дальше узнавать об этих куклах.

На Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. Вот была такая игра –«Маланья»

У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки под углом, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)

Вот с такими усами (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели (одно рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)

На Маланью все глядели (руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так (ребёнок показывает любое движение)

-А сейчас мы с вами отправимся в мастерскую, изготавливать куклу

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придётся не лениться

И старанье приложить!

Воспитатель приглашает детей за стол с заготовками, рассказывает и показывает поэтапное изготовление куклы-оберега «Рябинушка»

Физминутка во время работы:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики (дети несколько раз соединяют пальцы рук в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики (поочерёдно соединяют одноимённые пальцы обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы узлы вязать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем кукол наряжать!

_- Молодцы, какие замечательные куклы у вас получились.

По окончании работы дети строят «Пирамиду добра».

-Что доброго хорошего вы пожелаете человеку. которому сделали оберег? Кто придумал- выйдет в круг, произнесёт своё доброе пожелание, вытянет руку вперёд и положит её сверху на мою ладонь или на ладонь ребёнка, уже высказавшего своё пожелание.

Конспект занятия по звуковой культуре речи с использованием дидактической игры «Куклы Оля, Уля, Аля» Дидактическая игра «Куклы Аля, Оля, Уля». Автор: Драгунова Ксения Цель: Знакомство с буквами А, У, О. Закрепление правильного произношения.

Фотоотчет «Куклы-обереги» Многие тысячелетия назад, наши далекие предки старались защитить себя и свою семью от злых духов, от сглаза, от ведьм и колдунов. Необходимо.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе «Бусы для куклы Даши» Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие». Цель: Воспитывать интерес к изобразительной.

Конспект открытого занятия по рисованию в ясельной группе «Ожерелье для куклы» Конспект открытого занятия по рисованию в ясельной группе «Ожерелье для куклы» Программная сущность:1. Обучать ребенка изображать нестандартным.

Конспект занятия кружка по рисованию «Платье для куклы» Конспект по рисованию в младшей группе. Занятие № 10 Тема: Платье для куклы (Рисование оттисками печати и ватными палочками) Цель: Формировать.

Мастер-класс для родителей и детей «Казачьи обереги — обрядовые куклы» И снова, здравствуйте! Не публиковала ничего с прошлого года! Но сейчас поднакопилось много нового, так что милости прошу, заглядывайте.

Мастер-класс «Куклы-обереги для мам» Заканчиваются новогодние каникулы. Много веселья, радости, подарков, морозных дней принесли они детям. Огромное количество новогодних.

Читайте также:  Оберег звезда инглии с мечом значение

Фотоотчет «Мое новое увлечение. Куклы-обереги из ниток» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Все началось с создания мини-музея «Кукол» в моей группе, кукол родители, принесли много, но не.

Мои куклы-обереги из ткани, сделанные своими руками Друзья, коллеги, сегодня хочу представить вам свою коллекцию кукол. Когда началось моё увлечение точно не скажу, как-то так понемногу, при.

Снежный музей под открытым небом на участках ДОУ «Народные куклы — обереги» и «Дымковская игрушка». Фотоотчет Снежный музей под открытым небом на участках ДОУ «Народные куклы — обереги» и «Дымковская игрушка».Фоторепортаж. Муниципальное Бюджетное.

Источник

Знакомство с русской народной куклой, Кукла- оберег.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия (Подготовительная группа)

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_kukly.docx 185.65 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с русской народной куклой,

Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями.

Познакомить детей с изготовлением традиционной куклы.

Научиться изготавливать простейшую куклу – скрутку.

Вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию.

Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

тряпичные, соломенные, урожайные, современные куклы; иллюстрации, порядок изготовления тряпичной куклы, сундук, иллюстрации русских народных кукол «Ангелочек», «Неразлучники», «Масленица», «Купавка», куклы-обереги.

Материалы: ткань, нитки (заранее нарванные).

На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. И вот однажды заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: «Что же ты хочешь? » Тихо-тихо прошептал мальчик: «Хочу увидеть солнышко… «. А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко. Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он, как можно помочь сыну. Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи. Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: «Ну, вот и солнышко! » С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.

Посмотрите, что это такое? (воспитатель показывает на сундук)

— Это сундук, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами попробуем отгадать загадку:

Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что все это значит?

Дочка, а не плачет, спать уложишь –

Будет спать день, и два, и даже пять. (Кукла)

— Молодцы, правильно, это кукла. (воспитатель из сундука красивую современную куклу)

— Скажите, ребята, а для чего нужны куклы? А у вас есть куклы?

— Посмотрите внимательно, что есть у этих кукол? (глаза, волосы, руки, ноги, платье)

— А из какого материала они сделаны?

Сундук у нас волшебный, в нем есть еще куклы. (воспитатель достает куклы: тряпичные и соломенные)

— Скажите, а такие куклы у вас есть?

— Как вы думаете, из чего они сделаны?

— Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего?

— Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмассы, а эти куклы из соломы и ткани.

— Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первая игрушка-кукла.

— Посмотрите, перед вами куклы – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей).

— Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки.

— Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.

— Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.

— Давно–давно были вот именно такие куклы.

Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – обереги.

Ребята, а как вы думаете, почему называют кукла-оберег ? (Ответы детей).

Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.

Куклу-оберег наряжали, но никогда ей, ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить.

Как вы думаете, называлась такая кукла без лица? (Ответы детей).

Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы на картинках, все «безликие».

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия.

Вы хотите иметь куколку – оберег? Тогда делу время, потехе час! Не зря так говорят у нас. Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.

Для изготовления куклы нам понадобится семь кусочков ткани, которые нужно оторвать от большого куска. Материал желательно подобрать ярких расцветок. Ширина должна быть приблизительно в три раза меньше длины.

Куколка должна уместиться на ладони, поэтому можно просто положить ладошку два раза по длине, и взять, немного поменьше.

Мы сложим каждый кусочек ткани вдоль дважды вдоль.

Подравниваем все полоски, что у нас получились пополам.

Перевязываем нитью, отделяя голову от туловища.

Руки вместе с косынкой выполняются из квадратного куска ткани красного цвета.

Закрепляем косыночку на голове, перевязываем нитью. Расправляем рукава.

Нить можно закрыть красивой ленточкой (тесьмой). Помните, что куклу мы делаем по всем правилам, и, значит, мы не пользуемся ножницами.

Какие красивые куклы у вас получились! Но у наших кукол нет лица. Лицо, как правило, оставалось белым. Считается, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы. Ведь кукла должна оберегать того, у кого она находиться. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчик.

Хоровод с куклами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном материале вы можете дети познакомятся с русской народной куклой.

Дети знакомятся с русскими народными промыслами и традициями.Научаться изготавливать простейшую куклу – скрутку.

Дети знакомятся с разными видами игрушек и изготовлением тряпочной русской народной куклы.

ЦЕЛИ УРОКА: 1) Познакомить с историей русской тряпичной куклы.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки.ЗАДАЧИ: ОБУЧАЮЩИЕ:·.

Данный конспект занятия знакомит детей с русской народной куклой, с разновидностью кукол, которыми играли наши предки. Дети сами мастерят куклу из лоскутов ткани.

Тема: «Знакомство с русской народной куклой»Возрастная группа: старший дошкольный возрастФорма совместной деятельности: беседа, играФорма организации: групповая, индивидуальная, парн.

Источник

Читайте также:  Амулеты обереги для стрельца
Оцените статью