Куклы обереги с детьми средней группы

Мастер-класс для родителей с детьми средней группы «Кукла- оберег зайчик-на-пальчик»
методическая разработка (средняя группа)

Обучение родителей приёмам куклотерапии в профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
русские народные куклы 25.34 КБ
russkaya-narodnaya-kukla.pdf 2.73 МБ
master_klass_s_roditelyami_zaychik_na_palchik.pdf 1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей с детьми средней группы

«Кукла- оберег зайчик-на-пальчик»

Воспитатель: Василенко Е.Г.

Цель: использования родителями приёмов куклотерапии в профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

  • использовать приём изготовления кулы-оберега родителями как средство куклотерапии в профилактике психоэмоционального напряжения детей;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков сотрудничества детей и взрослых;
  • обогатить представления родителей об использовании в практике общения с детьми куклы-оберега;
  • создать условия для развития творческого потенциала родителей в процессе изготовления куклы-оберега.
  1. Регистрация
  2. Презентация
  3. Практическая деятельность
  4. Обыгрывание
  5. Рефлексия

Материалы и оборудование:

  1. План-конспект мастер-класса.
  2. Презентация.
  3. Образцы игровой куклы.
  4. Материалы для практической работы: заранее заготовленные лоскуты ткани 10х20 см, набивочный материал (синтепон, вата), красные нитки

Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые родители!

Ребята, что вы любите делать? (Играть). Расскажите о своих любимых игрушках.

Давным — давно на Руси, когда жили ваши дедушки и бабушки, они тоже играли в игрушки, только в старину были другие игрушки, не как современные. Вы хотите узнать, в какие игрушки играли ваши дедушки и бабушки?

Воспитатель: Предлагаю вашему вниманию фильм об игрушках, которыми играли ваши бабушки и дедушки.

Просмотр презентации «Русская народная игрушка»

— Мы с вами посмотрели презентацию, узнали много нового об обереговых куклах, о том как их изготавливали. А сейчас мы вам предлагаем самим сделать куколку «зайчик на пальчик». Пусть, вместе с таким маленьким другом вам никогда не будет страшно и одиноко.

Изготовление традиционной обрядовой игровой куклы «Зайчик на пальчик» на основе презентации

Просмотр презентации «Игровая кукла «Зайчик на пальчик»»

В современной психологии роль куклотерапии является одним из средств, позволяющим стимулировать ребенка, снижать эмоциональное напряжение. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

В нашем сегодняшнем весьма практичном и материальном мире почему-то утрачиваются наши исконные традиции, устои, обычаи, наши корни. А ведь предки наши пеклись о душе человеческой с самого рождения малыша, и любая материальная вещь из окружавших человека несла глубокий духовный смысл. Давайте попробуем вернуть исконную духовность нашим детям!
Испокон веков детские куклы делались только руками близких людей, как правило, женщин, которые вкладывали в игрушку все свои мысли, любовь… С такими игрушками закладывалось миропонимание в сознание ребенка – как должно быть, что нужно ценить в жизни, каково предназначение человека и многие другие базовые понятия, на которых строится воспитание и развитие личности. Игрушка воплощала родовую память. Ну и конечно, настоящая игрушка должна развлекать, утешать, помогать, оберегать…
Сегодня мы сделаем куклу, которая одновременно и игрушка, и оберег – «зайчик на пальчик».

Зайчика на пальчик делали детям с трёх лет. Это и друг ребёнка, и одновременно его оберег.

Эту игрушку в старину родители давали детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребёнок не скучал, и ему не было страшно. К Зайчику можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть, а ещё ему можно доверить свои секреты, можно рассказать всё, что думаешь, и он никому не расскажет!

Зайчик одевается на пальчик, и нужно держать его в ладошке, как бы загораживая от всех, так удобно с ним пошептаться о своих тайнах

И волшебным образом все вопросы переставали быть неразрешимыми!

Как и у всех русских национальных тряпичных кукол, у зайки нет «лица». Считалось, что делать куколке лицо нельзя, опасно. Но и в наш век, далекий от суеверий, можно точно сказать, что современным детям такие «безликие» куклы будут полезны. Ведь ребенку ничто не мешает «заставить» зайку смеяться или плакать и сделать это он может лишь силой своего воображения. Магазинные игрушки такого простора не дают. Они жестко диктуют свои правила игры. Вот улыбается она, эта игрушка, и все тут. А ты коленку разбил, больно, а она все равно улыбается – смешно ей! Или натуралистичные куклы-младенцы с вечной гримасой плача на личике. И сколько ты его не корми, сколько не укачивай – все равно плачет.

Сам образ зайца очень добрый. Если смотреть по русским сказкам, т.е. мифам, то зайчик такой вроде бы слабенький и беззащитный, почему-то всегда побеждает.

Считается что заяц это образ разума, что бы не происходило разум побеждает и силу, и злобу и хитрость-лису и многое другое .

Ещё зайцы очень плодовитые существа – это ещё и символ плодородия.

Зайчик на пальчик делается очень просто, а увлекаясь процессом изготовления игрушки, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение. А игрушка, сделанная совместно с ребёнком, как известно, станет хорошим инструментом профилактики психоэмоционального напряжения.

Музыкальная пальчиковая гимнастика

Когда зайчик на пальчик готов — ему можно сделать домик-мешочек или коробочку, где его хранить или определить какое то, место где он будет жить, то есть его нельзя бросать, где попало у него должно быть своё место. Чтобы зайчика никто другой не брал. Относиться к нему, следует уважительно, иначе он не захочет помогать, то, что для вас не важно — силы не имеет.

Когда желание сбывается – зайчика благодарят. БлагоДарность – великая сила. Помогающая притягивать в жизнь, самое хорошее.

В конце мастер класса проводится общая выставка работ и обсуждение.

Вариантов игры с зайкой очень много

Подарите ребенку зайчика с такими словами:

Заинька маленький, прыгни на ладошку,

На моей ладошке попляши немножко.

Зайка – заинька, покружись.

И друзьям, заинька, поклонись

Предложите вашему ребенку «пожаловаться» зайке, или поделиться мечтами. Возможно, зайчишка поможет вашим деткам при адаптации в детском садике

Читается такой стишок:

Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!

1. Малыш в конце последней фразы ловит зайку на своей же
руке.

2. Зайка должен уметь прятаться, и к концу фразы малыш
прячет своего зайку, чтобы его не поймали.

3. Малыш ловит зайку не на своей руке.

4. Своего зайку спрятать, а «чужого» поймать —
это самый сложный вариант, к которому надо стремиться.

Можно сделать несколько разноцветных зайцев и сочинять
про них разные истории, сказки и т.п.

«Зайка серенький сидит.
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал»

Зайка трусишка по полу бежал (зайчик прыгает)

В огород забежал,

Капусту нашел, сидит и грызет.

-Ай, кто-то идет! (зайчики прячутся).

Вопросы для обсуждения.

  1. Понравилось ли вам работать вместе?
  2. Понравились ли вам поделки, которые вы сделали своими руками?
  3. Понравился ли вам наш мастер-класс?

Источник

Проект «Куклы-обереги русского народа» в детском саду

Валентина Савчук
Проект «Куклы-обереги русского народа» в детском саду

Проект: «Куклы — обереги русского народа»

Фея знала своё дело, и, летая в небесах,

Днём и ночью, то и дело, совершала чудеса,

Фея кукол создавала, мастерила, колдовала,

Всё, чего она касалась, оживало, просыпалось.

И в её руках послушно обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже с человеческими схожи.

А потом свои трофеи раздавала людям фея.

Потому что это средство, чтобы вечно

Актуальность проекта

-На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО проблема сотрудничества образовательной организации с семьей является актуальной.

-Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Успех обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе педагогов и родителей.

-Проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.

Тип проекта: детско-родительский, познавательной направленности, творческий.

По продолжительности: краткосрочный, 2 недели

Участники проекта: педагоги и дети всех групп, родители детей.

Проблема

Дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Многие родители не

знают какими игрушками играли наши предки.

Мы решили помочь детям расширить знания о традициях в использовании кукол,

развить интерес к их изготовлению и использованию в детской деятельности.

Цель проекта

Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через образ

традиционной русской куклы. Объединение детского сада и семьи посредством воплощения единого замысла. Сближение детей и родителей при осуществлении

совместной работы при изготовлении тряпичных кукол.

Задачи

1. Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах

2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре

3. Развивать познавательную и творческую активность, через разные формы работы: НОД, беседы;

4. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;

5. Обогащение активного словаря ребёнка, через знакомство с народной куклой-оберегом;

6. Создавать условия для творческого самовыражения детей.

Ожидаемые результаты для детей

• повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;

• дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении

традиционной обрядовой русской куклы;

• овладеют технологией из готовления тряпичных кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.

Предполагаемые результаты для педагогов

• появится тесный контакт с родителями воспитанников

• пополнится предметно — развивающая среда

• разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении

организованной образовательной деятельности

Предполагаемые результаты для родителей

• родители станут активными помощниками в жизни своих детей

• отношения родителей и детей станут более близкими доброжелательными.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

1. Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).

2. Разработка плана по реализации проекта.

3. Планирование совместной работы с детьми и родителями.

Основной этап

1. Рассматривание иллюстраций изображением русских народных кукол.

2. Беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Как выглядели куклы раньше», «Почему у народной куклы нет лица».

3. Знакомство с историей кукол «Крупеничка», «Кубышка – травница», «Пеленашка»,

«День и Ночь», «Подорожница»;

4. Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ)

5. Чтение художественной литературы

И. Рюмина «Куклы наших бабушек»

6. Проведение сюжетно — ролевых игр: «Дом», «Семья», «Детский сад».

7. Проведение народных игр: «Ручеек», «Карусель», «Гори, гори, ясно».

8. Заучивание потешек, песен на тему быта русского народа

Работа с родителями

2. Подготовка материалов и изготовление кукол

3. Информация в родительском уголке

4. Мастер-класс для родителей с воспитателями (Изготовление куклы-оберега

Заключительный этап

1. Выставка кукол, изготовленных руками детей, педагогами и родителями

2. Организация мини – музея «Куклы-обереги»

Вместе с детьми мы выяснили, что тряпичные куклы, как один из древнейших видов

декоративно — прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. Все они несли в себе магическое действие. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Сегодня русские народные тряпичные куклы-обереги переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству. Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В результате работы над проектом реализовались поставленные задачи: родители с огромным желанием приняли участие в проекте; заинтересовались назначением и разнообразием тряпичных кукол-оберегов; выразили желание изготовить кукол для мини-музея. Дети познакомились с разнообразием и ролью тряпичных кукол в крестьянском быту с ее предназначением, освоили технологии изготовления некоторых из них.

Литература:

1. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками, Белый город, 2010г

2. Моргуновская. Ю. О. Обережные народные куклы: красиво и просто – Москва: Эксмо, 2014г

3. Рязанова Н. Культура русского народа. Русская тряпичная кукла: культура, традиция, технология. М. ,2011г

6. Народная кукла: www.vedjena.gallery.ru .

Игра-лото «Жизнь и быт русского народа» Цель игры: Знакомство детей с жизнью и бытом русского народа. Слава нашей стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать.

Конспект открытого занятия для дошкольников «Куклы-обереги, их значение в жизни людей». Изготовление тряпичной куклы Автор конспекта совместной деятельности с дошкольниками: Воспитатель, МКДОУ — детский сад № 459 комбинированного вида Парфенова Александра.

Дидактическое пособие «Лото «Предметы быта русского народа» Задачи: закреплять знания детей о предметах быта русского народа; развивать память, внимание, речь; воспитывать любовь к родному краю..

Мини-музей «Традиции и быт русского народа» Мини – музей в детском саду мне хотелось сделать давно. И вот, наконец, это свершилось. Мой мини музей связан с традициями и бытом русского.

НОД «Традиции и быт русского народа» НОД «Традиции и быт русского народа» Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Презентация «Мои куклы». Мордовский фольклор в детском саду Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину — задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без.

Проект «Секреты бабушкиного сундучка. Куклы-обереги» МБДОУ ДС №22 «Голубок» г. Туапсе Проект на тему: «СЕКРЕТЫ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА» Проект подготовила: Воспитатель Колесникова Таисия Васильевна.

«Обычаи и традиции русского народа». Информационно-практико-ориентированный проект Составлен воспитателем Дзюба О. А., музыкальным руководителем Копыловой У. А. Бакланниковского филиала МБДОУ Д/с «Теремок». Продолжительность.

Проект «Традиции русского народа» Муниципальное общеобразовательное учреждение –средняя общеобразовательная школа с. Фурманово Марксовского района Саратовской области Проект.

Снежный музей под открытым небом на участках ДОУ «Народные куклы — обереги» и «Дымковская игрушка». Фотоотчет Снежный музей под открытым небом на участках ДОУ «Народные куклы — обереги» и «Дымковская игрушка».Фоторепортаж. Муниципальное Бюджетное.

Источник

Читайте также:  Оберег ладонь что это
Оцените статью