Проект «Куклы-обереги русского народа» в детском саду
Валентина Савчук
Проект «Куклы-обереги русского народа» в детском саду
Проект: «Куклы — обереги русского народа»
Фея знала своё дело, и, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело, совершала чудеса,
Фея кукол создавала, мастерила, колдовала,
Всё, чего она касалась, оживало, просыпалось.
И в её руках послушно обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже с человеческими схожи.
А потом свои трофеи раздавала людям фея.
Потому что это средство, чтобы вечно
Актуальность проекта
-На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО проблема сотрудничества образовательной организации с семьей является актуальной.
-Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Успех обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе педагогов и родителей.
-Проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.
Тип проекта: детско-родительский, познавательной направленности, творческий.
По продолжительности: краткосрочный, 2 недели
Участники проекта: педагоги и дети всех групп, родители детей.
Проблема
Дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Многие родители не
знают какими игрушками играли наши предки.
Мы решили помочь детям расширить знания о традициях в использовании кукол,
развить интерес к их изготовлению и использованию в детской деятельности.
Цель проекта
Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через образ
традиционной русской куклы. Объединение детского сада и семьи посредством воплощения единого замысла. Сближение детей и родителей при осуществлении
совместной работы при изготовлении тряпичных кукол.
Задачи
1. Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах
2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре
3. Развивать познавательную и творческую активность, через разные формы работы: НОД, беседы;
4. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;
5. Обогащение активного словаря ребёнка, через знакомство с народной куклой-оберегом;
6. Создавать условия для творческого самовыражения детей.
Ожидаемые результаты для детей
• повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
• дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении
традиционной обрядовой русской куклы;
• овладеют технологией из готовления тряпичных кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.
Предполагаемые результаты для педагогов
• появится тесный контакт с родителями воспитанников
• пополнится предметно — развивающая среда
• разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении
организованной образовательной деятельности
Предполагаемые результаты для родителей
• родители станут активными помощниками в жизни своих детей
• отношения родителей и детей станут более близкими доброжелательными.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
1. Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).
2. Разработка плана по реализации проекта.
3. Планирование совместной работы с детьми и родителями.
Основной этап
1. Рассматривание иллюстраций изображением русских народных кукол.
2. Беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Как выглядели куклы раньше», «Почему у народной куклы нет лица».
3. Знакомство с историей кукол «Крупеничка», «Кубышка – травница», «Пеленашка»,
«День и Ночь», «Подорожница»;
4. Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ)
5. Чтение художественной литературы
И. Рюмина «Куклы наших бабушек»
6. Проведение сюжетно — ролевых игр: «Дом», «Семья», «Детский сад».
7. Проведение народных игр: «Ручеек», «Карусель», «Гори, гори, ясно».
8. Заучивание потешек, песен на тему быта русского народа
Работа с родителями
2. Подготовка материалов и изготовление кукол
3. Информация в родительском уголке
4. Мастер-класс для родителей с воспитателями (Изготовление куклы-оберега
Заключительный этап
1. Выставка кукол, изготовленных руками детей, педагогами и родителями
2. Организация мини – музея «Куклы-обереги»
Вместе с детьми мы выяснили, что тряпичные куклы, как один из древнейших видов
декоративно — прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. Все они несли в себе магическое действие. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Сегодня русские народные тряпичные куклы-обереги переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству. Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В результате работы над проектом реализовались поставленные задачи: родители с огромным желанием приняли участие в проекте; заинтересовались назначением и разнообразием тряпичных кукол-оберегов; выразили желание изготовить кукол для мини-музея. Дети познакомились с разнообразием и ролью тряпичных кукол в крестьянском быту с ее предназначением, освоили технологии изготовления некоторых из них.
Литература:
1. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками, Белый город, 2010г
2. Моргуновская. Ю. О. Обережные народные куклы: красиво и просто – Москва: Эксмо, 2014г
3. Рязанова Н. Культура русского народа. Русская тряпичная кукла: культура, традиция, технология. М. ,2011г
6. Народная кукла: www.vedjena.gallery.ru .
Игра-лото «Жизнь и быт русского народа» Цель игры: Знакомство детей с жизнью и бытом русского народа. Слава нашей стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать.
Конспект открытого занятия для дошкольников «Куклы-обереги, их значение в жизни людей». Изготовление тряпичной куклы Автор конспекта совместной деятельности с дошкольниками: Воспитатель, МКДОУ — детский сад № 459 комбинированного вида Парфенова Александра.
Дидактическое пособие «Лото «Предметы быта русского народа» Задачи: закреплять знания детей о предметах быта русского народа; развивать память, внимание, речь; воспитывать любовь к родному краю..
Мини-музей «Традиции и быт русского народа» Мини – музей в детском саду мне хотелось сделать давно. И вот, наконец, это свершилось. Мой мини музей связан с традициями и бытом русского.
НОД «Традиции и быт русского народа» НОД «Традиции и быт русского народа» Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Презентация «Мои куклы». Мордовский фольклор в детском саду Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину — задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без.
Проект «Секреты бабушкиного сундучка. Куклы-обереги» МБДОУ ДС №22 «Голубок» г. Туапсе Проект на тему: «СЕКРЕТЫ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА» Проект подготовила: Воспитатель Колесникова Таисия Васильевна.
«Обычаи и традиции русского народа». Информационно-практико-ориентированный проект Составлен воспитателем Дзюба О. А., музыкальным руководителем Копыловой У. А. Бакланниковского филиала МБДОУ Д/с «Теремок». Продолжительность.
Проект «Традиции русского народа» Муниципальное общеобразовательное учреждение –средняя общеобразовательная школа с. Фурманово Марксовского района Саратовской области Проект.
Снежный музей под открытым небом на участках ДОУ «Народные куклы — обереги» и «Дымковская игрушка». Фотоотчет Снежный музей под открытым небом на участках ДОУ «Народные куклы — обереги» и «Дымковская игрушка».Фоторепортаж. Муниципальное Бюджетное.
Источник
Конспект занятия «Куклы-обереги» (подготовительная группа)
Татьяна Васильевна Ворон
Конспект занятия «Куклы-обереги» (подготовительная группа)
Цель: формирование представлений о разнообразии народного декоративно — прикладного искусства: обереговая кукла.
Задачи: Дать детям представления о предметах ближайшего окружения (игрушки, посуда) и их назначении.
Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
Развивать интерес к старинным и современным игрушкам.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Упражнять детей в составлении описательных рассказов по игрушке, отражая ее назначение.
Развивать интерес к слушанию литературных произведений.
Упражнять в сравнении предметов по высоте.
Упражнять в определении количества предметов.
Познакомить с процессом изготовления тряпичной куклы.
Материал: для изготовления куклы: кусок хлопчатобумажной ткани квадратной формы, пестрый лоскут для юбки, толстые нити для волос, украшения.
Словарь: оберег.
— Сегодня в нашей группе много гостей — это любимые куклы наших девочек и мальчиков. Вы хотите познакомиться с нашими гостями? Давайте попросим ребят представить нам своих кукол.
Дети рассказывают о своих куклах (как зовут куклу, как она одета, из чего она сделана, как они с ней играют).
— Вот мы и познакомились с нашими гостями.
Воспитатель читает отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».
Беседа по содержанию:
— Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)
— Вот такую же куклу, которую называли кукла — оберег, она передавалась от матери к дочери.
— Скажите, дети, из чего она сделана?
— А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)
— Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т. к.
в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла – оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно.
— Хотите, я покажу, как делалась такая кукла?
Воспитатель показывает процесс изготовления куклы.
— Как называется такая кукла?
— Кукла имеет не только свое название, но и свое предназначение.
— От чего она оберегает?
— Вы хотите, чтобы у вас дома была такая же кукла?
— Покажите нашу куклу мамам и сделайте дома такую же.
Конспект открытого занятия «Фартук для куклы» (средняя группа) МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Фартук для куклы. /Конспект открытого занятия/ Средняя группа Воспитатель.
Фотоотчет «Куклы-обереги» Многие тысячелетия назад, наши далекие предки старались защитить себя и свою семью от злых духов, от сглаза, от ведьм и колдунов. Необходимо.
Конспект занятия «Царица математики» (подготовительная группа) М. О г. Королев МАДОУ детский сад №42 «Карусель» Воспитатель Зарипова Светлана Васильевна Конспект Тема занятия: Царица математики Возрастная.
Конспект интегрированного занятия «Мы в космосе!» (подготовительная группа) Конспект интегрированного занятия «Мы в космосе!» (подготовительная группа) Автор: Антипова Мария Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский.
Конспект занятия по английскому языку «Our town» (подготовительная группа) Цели: -Создать атмосферу сотрудничества для развития чувства сопричастности и дружеских отношений между детьми; -Развивать потребность принимать.
Конспект занятия «Космическая лаборатория» (подготовительная группа) Цель: 1. Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира. Уточнять и расширять представления о космосе и космонавтах, подчеркнуть.
Мастер-класс для родителей и детей «Бабушкин сундук. Куклы-обереги» Цель: • гармонизация детско-родительских отношений в процессе изготовления куклы оберега. Задачи: • показ и изготовление куклы «Куватка»;.
Фотоотчет «Мое новое увлечение. Куклы-обереги из ниток» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Все началось с создания мини-музея «Кукол» в моей группе, кукол родители, принесли много, но не.
Познавательно-творческий проект «Народные куклы-обереги. Куклы добра» Познавательно-творческий проект «Народные куклы- обереги» («Куклы добра») Исполнители: воспитатели: Петросян В. Х. Васильева Н. В. Вид проекта:.
Конспект занятия «Звук [Ж] и буква Ж» (подготовительная к школе группа) Цель: Закрепление правильного произношения звука «Ж», знакомство с буквой Ж. Закрепление образования и употребления приставочных глаголов.
Источник