Куклы обереги белгородской области

16.05.2016 ГОД КОНСПЕКТ НОД Тема: «Обрядовая кукла Белгородской области – «Берегиня дома».

Опубликовано: 18:18:13 16-05-2016

Тема: «Обрядовая кукла Белгородской области – «Берегиня дома».

Образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие

Программные задачи:

-стимулировать проявление познавательного интереса к истории и культуры Белгородской области;

-познакомить с обрядовой куклой Белгородской области – «Берегиней дома» и алгоритмом ее изготовления;

— развивать умение детей поэтапно планировать свою работу;

— продолжать добиваться от детей развернутых предложений при индивидуальных ответах или диалоге;

— воспитывать уважение к семейным традициям.

Оборудование и материалы:посылка,обрядовая кукла Белгородской области, материал, декоративная тесьма, нити, атласные ленты; народная музыка к игре «Хоровод дружбы».

Ход работы.

Дети с воспитателем заходят в групповую комнату, и перед ними стоит посылка. Педагог обращает внимание на посылку.

Воспитатель: Ребята, вчера вечером к нам в группу почтальон принес посмотрите, в нашу группу пришла посылка. Но она не обычная, это посылка из прошлого. А прислала посылку моя прабабушка, которая жила в Белгородском крае. Давайте откроем посылку и посмотрим, что же находится в ней.

Воспитатель распаковывает посылку, извлекает обрядовую куклу и показывает ее детям.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что это?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть кукол.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, эти куклы изготовлены на заводах по производству игрушек или сделаны вручную?

(Эти куклы сделаны своими руками)

Воспитатель: Правильно. А почему ты так думаешь?

(Потому что эти куклы изготовлены из обычного материала, сшита иголкой и ниткой, волосы куклы изготовлены из ниток, лапти связаны крючком).

Воспитатель: Ребята, но в посылке еще есть письмо. Что же в нем написала прабабушка? Прочитаем?

Давным-давно, когда не было заводов и фабрик по производству игрушек в Белгородской области, наши предки для своих детей изготовляли игрушки своими руками из различных материалов. В посылке лежит непростая кукла — эта кукла «Берегиня дома», оберег. А как вы думаете, почему ее назвали «Берегиня дома»? От кого и от чего она оберегала дом?

(Эта кукла оберегала дом от болезней и горя).

Воспитатель: Совершенно верно. Эта кукла не только защищала дом и семью от несчастья, но и приносила здоровья и благополучие всем членам семьи. Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом.

Воспитатель: Ребята, мы ведь все хотим, чтобы были ваши семьи здоровы и счастливы. Давайте, сейчас мы изготовим собственную куклу «Берегиня дома»?

Воспитатель: Ребята, а как мы ее сможем сделать?

Воспитатель располагает схему последовательного изготовления обрядовой куклы «Берегиня дома».

Воспитатель называет этапы работы:

Воспитатель уточняет этапы работы у 2-3 детей.

Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили, каким образом мы будем изготавливать обрядовую куклу Белгородской области «Берегиня дома». Но перед началом работы мы с вами поиграем.

Народная игра «Мы теперь пойдем. »

Встают дети в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:

Мы сперва пойдем направо,

А затем пойдем налево,

А потом в кружок сойдемся

И присядем на немножко.

А теперь назад вернемся,

И на месте покружимся,

И похлопаем в ладоши.

А теперь в кружок все вместе.

(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе).

Воспитатель: Ребята, выберете ткань, ленты по вашему вкусу.

Дети после выполнения физкультминутки проходят за столы и приступают к изготовлению обрядовой куклы Белгородской области «Берегиня дома».

По завершению работы дети становятся в круг.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, у вас получилась кукла-оберег? А как называлась эта кукла? В какой области была распространена кукла? Как Юля сделала куклу?

Воспитатель: У вас получились очень красивые куклы-обереги!А теперь мы с вами заведем хоровод с нашими куклами. Такой хоровод водили давным-давно наши предки.

«Хоровод дружбы»

Дети встают в большой круг, трое встают на середину, берутся за руки и становятся цепочкой. Все поют песню.

Мы за руки возьмемся,

Дети двигаются в одну сторону,

солисты за ведущим идут в другую.

Друг другу улыбнемся,

По кругу мы пойдем!

Все останавливаются. Солисты поворачиваются лицом к детям, около которых остановились, повернувшись спиной к центру круга, ставят руки на пояс.

Привет ребятам нашим

Кланяются детям, напротив которых стоят,

разводя руки в стороны, ладони вперед.

Споем для вас и спляшем,

Выпрямляются и ставят руки на пояс.

Веселый мы народ.

Пойдемте с нами вместе

Солисты берут за обе руки детей,

стоящих напротив них, и ведут их в круг

Пусть звонче льются песни

Солисты и приглашенные дети кружатся парами

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами лежат ленты двух цветов – синего и зеленого. Если вам было интересна наша встреча, понравилось делать своими руками обрядовую куклу, то завяжите на карусели зеленую ленту. А если вам было скучно, не интересно, тогда – синюю ленту.

Читайте также:  Астрология талисманы по знаку зодиака

Дети приступают к оценке своей деятельности. Воспитатель выслушивает ответы детей.

Последующая работа: создание условий для возникновения режиссёрской, сюжетно-ролевой игры с использованием обрядовых кукол. Организация художественной деятельности (рисование, лепка) с данной обрядовой куклой. Использование данного дидактического пособия, как средства формирования навыков составления описательных рассказов о предмете по лексическим темам «Игрушки», «Народные традиции Белгородской области».

Документы для скачивания:

Содержимое файтов:

24280_bereginya.docx

Тема: «Обрядовая кукла Белгородской области – «Берегиня дома». Образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие Программные задачи: — стимулировать проявление познавательно го интереса к истории и культуры Белгородской области; — познакомить с обрядовой куклой Белгородской области – « Берегиней дома » и алгоритмом ее изготовления; — развивать умение детей поэтапно планировать свою работу; — продолжать добиваться от детей развернутых предложений при индивидуальных ответах или диалоге; — воспитывать уважение к семейным традициям. Оборудование и материалы: посылка, обрядовая кукла Белгородской облас ти, материал, декоративн ая тесьма, нити, атласные ленты; народная музыка к игре «Хоровод дружбы». Ход работы. 1. Мотивационно- ориентировочный этап. Дети с воспитателем заходят в групповую комнату, и перед ними стоит посылка. Педагог обращает внимание на посылку. Воспитатель: Ребята, вчера вечером к нам в группу почтальон принес посмотрите, в нашу группу пришла посылка. Но она не обычная, это посылка из прошлого. А прислала посылку моя прабабушка, которая жила в Белгородском крае. Давайте откроем посылку и посмотрим, что же находится в ней. Воспитатель распаковывает посылку, извлекает обрядовую куклу и показывает ее детям. Воспитатель: Ребята посмотрите, что это? ( Кукла) . Воспитатель предлагает детям рассмотреть кукол. Воспитатель: Ребята, как вы считаете, эти куклы изготовлены на заводах по производству игрушек или сделаны вручную? ( Эти куклы сделаны своими руками) Воспитатель: Правильно. А почему ты так думаешь? ( Потому что эти куклы изготовлены из обычного материала, сшита иголкой и ниткой, волосы куклы изготовлены из ниток, лапти связаны крючком) . Воспитатель: Ребята, но в посылке еще есть письмо. Что же в нем написала прабабушка? Прочитаем? Д авным- давно, когда не было заводов и фабрик по производству игрушек в Белгородской области, наши предки для своих детей изготовляли игрушки своими руками из различных материалов. В посылке лежит непростая кукла- э та кукла «Берегиня дома», оберег. А как вы думаете, почему ее назвали «Берегиня дома»? От кого и от чего она оберегала дом? ( Эта кукла оберегала дом от болезней и горя) . Воспитатель: Совершенно верно. Эта кукла не только защищала дом и семью от несчастья, но и приносила здоровья и благополучие всем членам семьи. Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. 2. Поисковый этап. Воспитатель: Ребята, мы ведь все хотим, чтобы были ваши семьи здоровы и счастливы. Давайте, сейчас мы изгот овим собственную куклу «Берегиня дома»? Воспитатель: Ребята, а как мы ее сможем сделать? Воспитатель располагает схему последовательного изготовления обрядовой куклы «Берегиня дома». Воспитатель называет этапы работы: 1. Берем заготовку и делаем «рубашку» нашей кукле. Обозначим «ручки» кукле. 2. Берем заготовку и делаем «рубашку» нашей кукле. Обозначим «ручки» кукле. 3. Зате м пальцами формируем «головку». 4. Сделаем «шейку» кукле, завяжем ее тесьмой или нитью. 5. Делаем низ: аккуратно заправляем вовнутрь все концы, чтобы не было висячего хвостика. Завязываем ниткой. 6. Руки: подгибаем угол материала до желаемой длины руки. Складываем края материала к середине. Собираем из получившего ся края гармошку. Перевязываем нитками. 7. Наряжаем куколку цветными лоскутиками: делаем юбочку и платок. Воспитатель уточняет этапы работы у 2- 3 детей. 3. Практический этап. Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили, каким образом мы будем изготавливать обрядовую кукл у Белгородской области «Берегиня дома». Но перед началом работы мы с вами поиграем. Народная игра «Мы теперь пойдем. . . » Встают дети в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения: Мы сперва пойдем направо, А затем пойдем налево, А потом в кружок сойдемся И присядем на немножко. А теперь назад вернемся, И на месте покружимся, И похлопаем в ладоши. А теперь в кружок все вместе. . . . ( Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе) . Воспитатель: Ребята, выберете ткань, ленты по вашему вкусу. Дети после выполнения физкультминутки проходят за столы и приступают к изготовлению обрядовой кукл ы Белгородской области «Берегиня дома». По завершению работы дети становятся в круг. Воспитатель: Ребята, как вы считаете, у вас получилась кукла- оберег? А как называлась эта кукла? В какой области была распространена кукла? Как Юля сделала куклу? Ответы детей. 4. Рефлексивно- оценочный этап. Воспитатель: У вас получились очень красивые куклы- обереги! А теперь мы с вами заведем хоровод с нашими куклами. Такой хоровод водили давным- давно наши предки. «Хоровод дружбы» Дети встают в большой круг, трое встают на середину, берутся за руки и становятся цепочкой. Все поют песню. Мы за руки возьмемся, Дети двигаются в одну сторону, солисты за ведущим идут в другую. Друг другу улыбнемся, По кругу мы пойдем! Все останавливаются. Солисты поворачиваются лицом к детям, около которых остановились, повернувшись спиной к центру круга, ставят руки на пояс. Привет ребятам нашим Кланяются детям, напротив которых стоят, разводя руки в стороны, ладони вперед. Споем для вас и спляшем, Выпрямляются и ставят руки на пояс. Веселый мы народ. Пойдемте с нами вместе Солисты берут за обе руки детей, стоящих напротив них, и ведут их в круг Пусть звонче льются песни Солисты и приглашенные дети кружатся парами Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами лежат ленты двух цветов – синего и зеленого. Если вам было интересна наша встреча, понравилось делать своими руками обрядовую куклу, то завяжите на карусели зеленую ленту. А если вам было скучно, не интересно, тогда – синюю ленту. Дети приступают к оценке своей деятельности. Воспитатель выслушивает ответы детей. Последующая работа: создание условий для возникновения режиссёрской, сюжетно- ролевой игры с использованием обрядовых кукол. Организация художественной деятельности( рисование, лепка) с данной обрядовой куклой. Использование данного дидактического пособия, как средства формирования навыков составления описательных рассказов о предмете по лексическим темам «Игрушки», «Народные традиции Белгородской области».

Читайте также:  Поршневые кольца чери амулет размеры

Источник

Мастер — класс «Тряпичная кукла — закрутка»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Цель мастер- класса по изготовлению тряпичной куклы — закрутки (оберега) — вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, обычаям Белгородской области с целью сохранения культурного наследия региона.

Задачи: Познакомить с традициями крестьянской семьи, воспитывать детей на народных традицияхъ, передаваемых из поколения в поколение, хранить обычаи и традиции наших предков. Заинтересовать родителей и детей в возрождении и сохранении традиций семейного рукоделия. Научить мастерить тряпичную куклу — проявляя фантазию и творчество.

Назначение: Игровая кукла для ребенка, оберег, подарок своими руками, украшение любимого уголка в доме.

В старину когда-то время не теряли

Вечерами зимними много пряли, ткали

А еще когда — то куколок крутили

Под рукой что было — из того лепили.

Так из века в век род свой сохраняли

И культуру русскую нам передавали.

Скачать:

Вложение Размер
master_-_klass_tryapichnaya_kukla_-_zakrutka.docx 30.32 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы — закрутки.

Демина Галина Дмитриевна

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы закрутки.

Цель: Вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, обычаям Белгородской области с целью сохранения культурного наследия региона. (Слайд № 2)

  • Продолжать знакомить с народным художественным творчеством Белгородской области; Активизировать познавательную деятельность детей;
  • Воспитывать детей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение; хранить и почитать обычаи Белгородской области;
  • Познакомить с традицией крестьянской семьи Белгородской области – изготовлением оберег «тряпичной куклы – закрутки»;
  • Расширить кругозор детей о применении тряпичной куклы как оберега в старину и в наши дни;
  • Научить мастерить тряпичную куклу — оберег, проявляя фантазию и творчество;
  • Научить пользоваться тряпичной куклой как игрушкой, как оберегом, как предметом культуры своего края;
  • Заинтересовать детей и их родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия;
  • Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

Назначение: Игровая кукла для ребёнка, оберег, подарок своими руками, украшение любимого уголка в доме.

Работа для детей возможна после предварительного формирования трудовых навыков: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

Музыкальный руководитель: Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые, окружаем его любовью, вниманием и красотой.

Неиссякаемым источником такой красоты является искусство – живопись, театр, музыка, декоративно – прикладное искусство, прикладное искусство.

Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию.

В старину когда-то

Время не теряли,

Много пряли, ткали.

Под рукой что было —

Так из века в век

Род свой сохраняли

И культуру русскую

Представьте себе быт наших предков ни телевизоров с сериалами, ни интернета, ни телефонов, ни офисов, ни аэропортов – вся жизнь строилась на цикле природы, связанных с сельскохозяйственной деятельностью. К различным событиям, например, как новый урожай, уход зимы, другим жизненно важным этапам года делались обрядовые куколки. Эти куклы наполнялись особым смыслом, и имела свое личное предназначение. Какая — то куколка сжигалась как символ очищения, а какая – то наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в доме достаток привлекать. Изготовление кукол доставляло огромную радость, тем более, если мама с дочкой или с бабушкой делали вместе. Это занятие увлекательно в любом возрасте, стоит только начать.

История тряпичной куклы закрутки. (Слайд № 4, 5)

  • Первые человекообразные куклы появились вместе с человеком и олицетворяли они богов;
  • Самые ранние куклы, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до нашей эры;
  • С давних времен в быту русской деревни тряпичная кукла была традиционной игрушкой;
  • Недостатком тряпичной куклы было лишь то, что ее нельзя было мыть;
  • Как и у других народов в русскую игрушку вкладывали особый смысл;
  • В каждой семье хранилось много кукол – талисманов, они передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления;
  • Выбросить, а тем более испортить, сломать, сжечь было грехом.

В крестьянском быту Белгородского края особенно в детской (девичьей) среде одной из любимых игрушек была тряпичная кукла. Такие куклы имелись даже в самых бедных крестьянских семьях. Мы – жители Белгородской области, и мы должны быть продолжателями наших традиций.

Волшебные свойства куклы. (Слайд № 6)

  • Она была участницей многих праздников и обрядов;
  • Являлась символом счастья, добра, благополучия, символом продолжения рода, символом плодородия;
  • Была оберегом . Куклы – обереги, оберегали людей, жилье, защищали от злых духов, смерти. Также эти куклы принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким…
  • В игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;
  • Самодельная кукла давала большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.

(Слайд № 7) Все куклы делались вручную. Делились на куклы-обереги, обрядовые, и игровые. Куклы обереги передавались от матери к дочери, они были наделены силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье. Были безликими. По народным поверьям, кукла с «лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленном и не могла ему навредить. Ее никогда не оставляли на улице, не бросали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.

(Слайд № 8) Тряпичные куклы были в каждой семье, а в некоторых семьях их было около ста штук. На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики и даже цари. Обрядовые куклы пользовались особым почитанием. Их ставили в избе в красный угол. Они имели религиозное значение. Игровые куклы предназначались для забавы детям. Первую тряпичную куклу шила бабушка, мать или старшая сестра. Девочки, с пяти лет начинали сами изготавливать первых кукол. Изготовление кукол в крестьянской семье поощрялось. Считалось, что девочка, таким образом, училась шить, прясть, вышивать, вязать, а также постигала традиционное искусство одевания. Когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука куколок, разноцветные лоскутки, маточки ниток, и начинала обучать внучку старинному искусству.

С куклами играли в дочки-матери и «в свадьбу», тем самым «проживая» этот обряд, приобщаясь к традиции. Так куклы передавались из поколения в поколение и хранились в специальных коробках.

Кукол берегли, когда девочка вырастала, она передавала их своим детям. Куколки – закрутки делались из лоскутков очень быстро и дарились близким родственникам. (Слайд № 9)

Постоянно в подготовительной к школе группе делаем с детьми куклу-закрутку.

Для изготовления куклы закрутки потребуется: (Слайд № 10)

Белая ткань 20х20 см, сукно – 20х20см, платочек, повязка на голову, фартучек с пояском, юбка солнце клёш или вырезанная полу солнцем юбка,

Последовательность изготовления куклы – закрутки: (Слайд № 11)

  • Вначале берем сукно и сворачиваем валик;
  • Затем завязываем нитками, желательно толстыми в области головы, туловища и ног;
  • Затем берем белую ткань, сворачиваем косынкой,
  • Далее делаем рукава подвернув уголочки ткани, чтобы было аккуратно;
  • Теперь одеваем сарафан или юбку;
  • Украшаем ее фартучком;
  • Надеваем на голову повязку и покрываем платочком или шалью.

Получилась вот такая красавица! (Слайд № 12)

Вместе с детьми сделали вот таких кукол. (Слайд № 13 ) Дети с удовольствие играют в такие куклы. Через игру в куклы передаются духовно – нравственные ценности, наработанные веками. Через куклу можно увидеть сам народ, прививается любовь к русскому народному творчеству, приобщаемся к национальной культуре. Очень хорошо развивается мелкая моторика.

Родителям тоже было поручено сделать кукол дома, вот что получилось. (Слайд № 14)

Как маленькие солнышки

И глазками невинными

На вас сейчас глядят.

И говорят: Нас вы не бросайте,

Нас не обижайте,

В доме вашем будем жить.

Тепло, добро и счастье ваше сторожить.

— Что для каждого из вас было самым интересным увлекательным?

— Если вы узнали для себя что – то новое и интересное, то возьмите смайликов по настроению.

1.​ Ботова С.И., Приставкина Т.А. Рукотворная краса земли Белгородской. Белгород 2000. -246с.

2.​ Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Издательство «Детство – Пресс» 1999.-379с

3.​ Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 560 с.

Источник

Читайте также:  Обереги для нового дома
Оцените статью