Кукла оберег у хантов

Российское вуду: что манси делают с куклами

В традиционной культуре родственных народов ханты и манси ритуальные куклы играли большую роль не только в воспитательном процессе, но и в охранно-погребальном обряде. Олицетворяя собой людей в миниатюре, они были участниками многих магических церемоний.

Кукла «акань»

Тряпичная кукла «акань» размером не больше ладошки шилась только из новых лоскутов ткани, которые символично формировали человеческую фигуру. Лицо подобной куклы было абсолютно чистым, поскольку считалось, что если наделить его глазами, носом и ртом, кукла может обрести душу и начать вредить хозяину.

Иногда ханты и манси использовали клювы и примыкающие к ним шкурки водоплавающих птиц. Такие «акань» украшались полосками разноцветной ткани и меховыми вставками. Эти куклы служили оберегами, и для каждой категории людей шились талисманы с использованием клюва определённой птицы: для шаманов подходил клюв лебедя, для мужчины–гуся, для женщины – гусыни, а для невесты– уточки.

Куклу «акань» запрещалось нарекать именами живых членов семьи, чтобы случайно не связать их судьбы.

Кукла «иттарма»

В ритуальной практике манси и хантов существовал обычай изготавливать специальную безликую куклу, олицетворяющую человека, скончавшегося естественной смертью. Называлась она «иттарма» и хранилась в доме усопшего.

Финский филолог Куста Карьялайнен, изучавший культуру финно-угорских народов, описывал в своих заметках, как жители современного Ханты-Мансийского округа, создавали эту самую обрядовую куклу, являвшуюся вместилищем души покойника. Своеобразный посредник между живыми родственниками и отправившимся в потусторонний мир членом семьи, кукла «иттарма» мастерилась из деревянного или металлического остова, на который надевались миниатюрные вещи, образуя голову, лицо и туловище.

Этот прообраз мертвеца, помещённый в короб, где лежали принадлежавшие ему вещи, например, нож и табак, становился полноправным участником всех событий семейной жизни. «Иттарма» всегда присутствовала на застольях, занимая место, где сидел усопший, для неё ежедневно готовилась пища, её укладывали спать, целовали, берегли и обращались как со здравствующим человеком.

Этнограф Зоя Соколова отмечала, что размеры куклы и способ изготовления разнился в зависимости от генеалогического происхождения групп манси и хантов, а также от их местожительства.

К примеру «иттармы» хантов, живших на берегу реки Сын, имели миниатюрные размеры и едва превышали 22 см в длину. При этом их ритуальные куклы не имели твёрдого «скелета», голову в них заменяли капюшон малицы (у мужчин) или платок (у женщин), а туловище – национальная одежда.

Сынские «иттармы», как правило, изготовлялись дальними родственниками умершего, и, ни в коем случае, не руками его родителей. Куклы, символизировавшие почивших женщин, создавались стараниями женщин, а те, что служили «вместилищем» для души мужчины делались представителями сильного пола.

В роду Лонгортовых основу ритуальной куклы всегда заготавливали мужчины, для чего они выдалбливали из дерева человеческую фигуру и заливали её расплавлённой дробью. После за дело брались женщины, облачавшие болванки в зависимости от пола в платье или рубаху, ягушку или малицу.

После истечения траура, который по мужчине длился 5 лет, а по женщине — 4 года, «иттарму», уложенную в специальный берестяной ящик, могла ожидать разная судьба. Одни манси относили её в лес, другие помещали внутрь сооружения, возвышавшегося на могиле предков, третьи хоронили, четвёртые сжигали. Помимо этого существовала традиция отправлять обрядовую куклу на чердак, где она лежала до появления в доме новорождённого одного с ней пола. Нередко «иттарму» уважаемых мужчин или старейшин, которые считались духами-покровителями семьи, хранили в сундучке на полочке в переднем углу жилища, там, где стояли иные святые реликвии.

В ходе этнографических экспедиций специалистам удалось обнаружить немало самобытных «иттарма», в том числе созданных во имя умерших детей. Подобные куклы обязательно вырезались чужими людьми из дерева, без обозначения на лице глаз, носа и рта. Хранились они вместе с водой и печеньем в туесах, которые через 5 месяцев после смерти малыша, относились в лес.

К слову в некоторых уголках Ханты-Мансийского округа, как например, в посёлке Оволынгорт, жители вопреки устоявшимся канонам создавали «иттарма» с чётко прочерченными чертами лица.

Кукла «ура»

Другая ритуальная кукла хантов и манси именовалась «ура» и создавалась она в честь людей, завершивших свой земной путь самоубийством или умерших из-за последствий алкогольной зависимости.

«Ура», в отличие от «иттарма», изготавливалась без жесткого каркаса, не имела головы и была в 1,5-2 раза длиннее, достигая размеров от 27 до 50 см. Её формировали только из предметов одежды, вставляя вместо ног меховую обувь.

Занимавшаяся изучением традиций местного населения Зоя Соколова, свидетельствовала, что посмертную куклу для утопленников, повешенных и прочих суицидников, обычно «шили» женщины на 2-3 день после погребения. Если погибший жил в отдалённом уголке и поблизости не было соседей, близким родственникам разрешалось собственноручно делать куклу, в противном случае это дело возлагалось на плечи дальних родных или друзей.

Храниться кукла «ура» должна была в специальном амбарчике «ура-хот», возводимом над могилой самоубийцы.

Самый знаменитый подобный погост располагается на берегу притока Несъюган близ посёлка Овгорт. В данном местечке, называемом Ура, находятся 13 ритуальных свайных амбарчиков, возведённых на пнях высотою от 1,2 до 2-х метров. Домик для куклы «ура» представляет собой прямоугольный сруб со сторонами примерно 50×70, накрытый двускатной крышей и оснащённый дощатой дверью.

Читайте также:  Урановый амулет амуниции etg

В каждом «ура-хот» на кусочке оленьей шкуры помещалась одна кукла «ура», обмазанная кровью жертвенного животного. Рядом с ней всегда клали предметы, связанные с покойником (вещи, табак, спички), а также дары, предназначенные для богов.

Навещая в дни поминок своих родных, люди открывали дверь амбарчика и стучали ею по стенке, вызывая тем самым дух покоившегося в нем близкого. Затем они целовали стенку «ура-хот», здоровались с куклой и ставили перед ней сосуды с питьём и еду. Брать в руки «ура», которая хранилась в амбарчике до полного истлевания, было запрещено.

Кукла «пор нэ»

Среди ритуальных кукол народов ханты и манси особняком стояли так называемые игрушки-страшилки «пор нэ», олицетворявшие собой местную бабу-ягу. Их изготавливали из колючих веток, обмотанных множеством мелких лоскутков. Не имевшая явных антропоморфных черт эта кукла, была вместилищем негатива, поэтому её создавали тайно и хранили подальше от людских глаз. Родители не разрешали своим детям мастерить «пор нэ», но они часто ослушивались их, так как при помощи данной игрушки можно было выразить своё отношение к другому человеку. Поскольку в ханты-мансийском обществе порицалась матерная брань, люди оскорбляли недругов подбрасыванием им этой куклы-страшилки.

Источник

Хантыйская кукла «Акань»

Лилия Ибраева
Хантыйская кукла «Акань»

Самыми любимыми игрушками хантыйских детей являются куклы-акань.

Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его.

Издавна в семьях обско-угорских народов девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу; по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Куклу шили орнаментировали как одежду взрослых, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку.

Эта игрушка являлась партнером детей в игре, учила понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастий.

Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб и хозяйство (предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи, сукна и т. д.). Для игр взрослые делали девочкам берестяную посуду и утварь, колыбель, постель, колотушки для трепания оленьих сухожилий, скребки для выделки кожи, ступки и пестики для получения порсы (муки из сушеной рыбы). Всего было достаточно, чтобы девочка усвоила основы женского труда, стала в будущем хорошей матерью и хозяйкой.

Куклы казымских и обских ханты, северных манси называются «акань», а куклы юганских ханты — «пакы». Эта народная игрушка ярка, красочна, выразительна. Цветовая гамма узоров, орнаментация выполнены в соответствии с народными традициями.В этнографической литературе описаны два типа традиционных кукол:

• головка, состоящая из целого ряда белых и цветных полосок;

• головка — клюв водоплавающей птицы с прилегающей к нему шкуркой.

Хантыйская кукла «Акань» представляет собой фигурку женщины, девушки, мужчины, ребенка, старика и старухи.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ «АКАНЬ» НАРОДА ХАНТЫ

Акань шьется из хлопчатобумажной ткани, сукна или меха.

Платье. Возьмем ткань размером 18х8 см, желательно однотонную, подберем поперечные лоскутки для пошива полосок. Сшиваем нижнюю полоску шириной 1 см с краем подола швом «назад иголку».

Затем пришитую полоску выворачиваем на лицевую сторону, заправляем внутрь край полоски и пришиваем к ткани подрубочным швом (длиной 1-2 мм). В традиционном исполнении первая и последняя полоски должны быть белого цвета или светлого (если синяя основа, чередуясь с красным. По количеству полосок должно быть 5,7, при ширине 2-3 мм, на платьях 3-4 мм. После того, как завершили пошив полосок, соединяем стороны с изнанки и сшиваем швом «назад иглу».

Голова. Приготовим ткань прямоугольной формы белого или розового цвета, закрутим её в жгутик, затем загнем его свободным краем внутрь. Отступив от верхнего края, обтянем жгутик по направлению к задней части головы небольшими лоскутками из ткани (согнутых) контрастных цветов в количестве 5 штук, расстояние между полосками как можно меньше (1-2 мм). Теперь обтягиваем голову тремя лоскутками, согнутыми по направлению к передней части головы, и опускаем вниз, перекрещивая края у нижней полоски (ранее собранных 5 штук). Закрепляем лоскутки, завязав ниткой. Голова готова.

Далее соединяем платье (предварительно собрав верхний край, прошив швом «вперед иглой» И загнув на изнаночную сторону) с головой, прикрепляя подрубочным швом. Затем поверх головы изготавливается платок из квадратного кусочка ткани любого цвета, обработав край бахромой (подхватывают и продергивают по одной нитке иглой). В дальнейшем соединяем платок с основой. Можно украсить нижний край платья бисером.

В традиционной жизни хантов существует обычай «избегания» между определенными категориями родственников. Так, женщина стыдилась показывать волосы и лицо старшему брату мужа и его отцу, поэтому при них низко опускала на лицо платок. Это делалось и в присутствии чужих мужчин. Закрывать лицо платком девочку приучали с детства, и поэтому голова у Акань всегда прикрыта платком.

Акань готова.

Акань — кукла Акань – это название куклы мансийского и хантыйского народа, который живёт в Ханты-Мансийском округе. Акань делается просто из лоскутков.

Непосредственно-образовательная деятельность «Кукла Акань ищет друзей». Непосредственно-образовательная область «Познание» тема «Кукла Акань ищет друзей». (НОД для детей группы старшего дошкольного возраста.

Читайте также:  Талисман или амулет удачи своими руками

Источник

Мастер-класс по изготовлению хантейской куклы акань

Ольга Бодрякова
Мастер-класс по изготовлению хантейской куклы акань

Мастер- класс по изготовлению хантейской куклы акань

Подготовила воспитатель группы старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет № 16 » Почемучки «МБДОУ № 78 » Ивушка»

Бодрякова Ольга Валентиновна

Цель: Воспитывать любовь к прикладному искусству обско – угорских народов, знакомить с технологией пошива куклы — акань,

оптимизировать детско-родительских отношения, формировать патриотические чувства, продолжать знакомить с особенностями быта коренных народов Севера.

Форма проведения: мастер-класс.

родители и дети.

Необходимые материалы: компьютерная презентация «Мир хантыйской куклы»,аудио запись хантыйской песни и музыки, слайд с алгоритмом выполнения куклы, лоскуты ткани, нитки мулине; картон.

Ход мероприятия.

Добрый день! Сегодня у нас очень много гостей. давайте их поприветствуем.

давайте поприветствуем и друг друга

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнёмся и скажем: «Привет!»

А я хочу поприветствовать всех на хантыйском языке, оно звучит так- » Олтул олнэ! Оно означает – «Живите в гармонии, живите с миром!»

-Сегодня мы с вами поздоровались на хантыйском языке, а Как вы думаете,почему (потому что мы живем в Ханты-мансийском округе)

и наш мастер-класс будет связан с хантыйской культурой.

давайте сядем за стол (садятся дети и рядом мама ребенка)

Воспитатель. Сегодня с нами и наши мамы,всего через два дня будет праздник. День Матери.

Мама –это самый дорогой и любимый человек. Мама подарила вам Жизнь. Скажите-какая ваша мама?

Ответы детей (добрая, заботливая).

Воспитатель. -Хорошие у вас мамы внимательные и заботливые, иногда строгие, но добрые и нежные! Это просто замечательно.

А сейчас спросим у мам, какие у них дети?

Ответы мам (шумные, веселые, озорные).

Ведущий. -С детьми вам просто повезло! Сегодня мне хочется вам предложить сделать оберег. Оберег, по сути, очень сильная вещь! Он не только хранит от неприятностей, но и незаметно ведет по жизни, помогает принимать решения и даже развивает таланты. Так считали наши предки. Это знания, проверенные веками и тысячелетиями, помогавшие людям жить и оставаться людьми.

Особенность оберегов в том, что при их изготовлении открывается

безграничный простор для творчества, а сами они являются и украшением интерьера,и красивой сказкой, придумать и рассказать которую вы сможете сами или с друзьями и близкими. Сегодня мы с вами будем изготавливать хантыйский оберег для дома – куклу акань,.А такое кукла-акань и чем она отличается от обычных кукол мы с Вами сейчас познакомимся

Воспитатель (рассказ воспитателя сопровождается просмотром презентации «Мир хантыйской куклы»

1. Весь уклад жизни ханты определяется основным занятием оленеводством. Жизнь в суровых климатических условиях ничего не преподносит в готовом виде.

Традиционно к воспитанию девочки и мальчика подходили по-разному. Мальчик – это будущий хозяин, глава семьи, кормилец. В нем старались выработать мужественность, выносливость, выдержку, трудолюбие.

Девочка – это будущая хранительница семейного очага, мать. В ней воспитываются хозяйственность, женственность, доброта и мастерство в изготовлении одежды, обуви.

2. Конечно же дети,как и все дети, ханты больше всего любят играть. Их игры направлены на познание окружающей действительности, усвоение обычаев. традиций и обрядов. Жизнь в тундре тяжелая. Она принуждает к раннему распределению обязанностей с раннего детства. с раннего детства родители старались занять своих детей какой нибудь яркой игрушкой. Для девочек делали из ненужных кусочков ткани кукол. и они играли,подражая своим мамам. Качали их на руках, укладывали их в постель. убаюкивали, напевая колыбельнуюИгрушки детей ханты отображают их жизнь.

3. Первые подарки взрослых девочке – сумочка с мотками сухожильных ниток, кусочками ткани, меха, кожи. У каждой девочки хантыесть два таких собственных мешочка: рукодельный и кукольный.В одном хранятся принадлежности для шитья: игольник, иголки, нити, наперсток.А в другом мешочке находятся наряды кукол: платья, верхняя одежда, накладные косы, различные лоскутки. Можно даже сказать, что игрушкой собственно является даже не сама кукла, а одежда, которая на нее одевается каждый раз по-новому. Кукольную одежду изготовлятьи дольше по времени и сложней: ее украшают бисером, пуговицей, тканевой аппликацией, мехом и тд.

4. Все Хантыйские куклы различают по способу изготовления головы и одежды. Но все они без лица, ног и рук. Считалось что «Кукла может ожить, особенно если на её лице изображены глаза. Обычай не расписывать лицо куклы был распространен и в древней Руси,

Одна из самых популярных кукол – это «акань»

Игрушки, по поверьям ханты, должны быть не больше ладони ребенка, таким образом, куклы растут вместе с девочкой.

5. С помощью своих игрушек дети ханты играли в игры,отображая в них сво любимые занятия, например

Девочки за плетением бисером (композиция)

Девочки играют в куклы

Композиция «Приготовление пищи»

6. Одна из кукол Кукла младенец. ее особенность в том что размер ее был не больше мизинца. при ее изготовлении прост брали ткань и сворачивали ее таким образом что получалось подобие младенца.

7. маленькие девочки,которые не умели шить. мастерили себе кукол из платка и небольшой подушки. Кукла подушка

Одна из особенностей хантыйской куклы-это ее временный характер. Постоянными являются только одежда. По окончани игры Кукулу надо было разобрать и,расправить и убрать до следующей игры.

Читайте также:  Чери амулет 2007 глушитель

8. у хантов существует два вида кукол- куклы растения и куклы люди.

например кукла Травяная косичка.

она всегда была рядом с

9. куклой Ягодкой клюковкой

, поскольку они являлись персонажами одной сказки. В этой сказке рассказывается, как жили-были две подружки — Клюковка и Травяная косичка. Клюковка была рукодельницей, а Травяная косичка ленивицей. Намаявшись с подругой, Клюковка однажды ушла от нее на болото. Травяная косичка, наголодавшись, отправилась на ее поиски, да и осталась на болотах пыреем, согревающим клюкву до весны

10. Куклы-люди делались как из ткани, так и из природных материалов,например из шишек

11. Куклы-люди имели пол и,возраст: мужчины и женщины,

12. мальчики и девочки,

13. Куклы из утиных носов – это кукла, головку которой заменяет клюв водоплавающей птицы с прилегающей к нему шкуркой; на нее нашивались вертикальные цветные полоски сукна, сверху надевалась меховая одежда,

14 .еще одна кукла у ханты была совсем особой. кукла страшилка. такая кукла это не игрушка даже а такой способ выразить свое недовольство. несогласие. например взрослым незаметно подбрасывается, страшилка,как бы угрожая: «Будут-де и у тебя такие руки некрасивые, раз дерёшься!».

давайте подведем небольшой итог, что же мы узнали о Хантыйской кукле,какие у них есть осоенности?

16. С появлением современных кукол ханты стали забывать свои традиционные игрушки. А вы сегодня вместе не только сами научитесь делать куклу «акань», но и сможете потом научите этому других.

В любом деле есть свои правила

Какие же существуют правила изготовления обрядовой куклы?

1. Перед тем, как делать куклу, успокойтесь и сосредоточьтесь на своей работе.

2. Традиционно куклу делали «в подоле» на коленках, а не на столе.

3. Ткань для куклыдолжны быть только натуральной: лен, хлопок, шерсть.

4. Ткань, из которой делается кукла, не режется и не шьется. Ткань на кусочки рвется

5.«Если завязываешь–завязывай три раза».

6. Кукла должна быть сделана аккуратно и плотно. Обереговые куклы изготавливали только женщины.

7. Хантыйская обрядовая кукла имеет размер ладони, пальцев, локтя.

8. Куклу необходимо сделать начисто, за один раз.

Сейчас я предлагаю приступить к работе Под фоновую хантыйскую музыку родители совместно с детьми изготавливают куклу-акань. помогает участникам мероприятия.

1. Берётся ткань плотная и белая, и в неё закручивается картон, скрученный в цилиндр,

высотой 10см –14см. Это будет туловище.

Затем ткань потоньше, белая, вырезанная квадратом большего размера (15см*15см или 20см*20см, покрывает место головы, так чтобы слева и справа были концы квадрата, это будут руки

2. Голову от туловища отделить ниткой и перевязать в районе шеи. А кисти рук тоже

перевязать ниткой, чтоб было похоже на руки.

Затем подложить вату, где будет форма груди и тоже подвязать ниткой

3. Выбираем ткань для юбки,затягиваем, чтобы получилась юбка,

подвязываем к кофточке, делаем фартук из другого материала и фиксируем при помощи тесьмы

4. Теперь берем ткань в форме косынки и подвязываем на голову нашей куклы.

Вот и готова наша кукла оберег

5. После изготовления куклы-акань дети и родители становятся в круг лицом друг к другу

(дети образуют внутренний круг, а родители –внешний круг).

Показывают друг другу свои куклы Акань и говорят друг другу пожелания

Ма аканем, омса. Моя кукла, сиди,

Тоса яма вола, Хорошо себя веди,

Хураманг сухен Красивое платье

Яма, яма тае. Аккуратно носи.

Спасибо всем за работу! До свидания!

Мастер-класс по изготовлению куклы «Колокольчик из «Колокольчика» Следующая моя народная тряпичная кукла – это Колокольчик. Выбор стал не случайным. Вот уже почти 30 лет работаю в одном и том же детском.

Мастер-класс по изготовлению куклы — Березки В старину на Троицу для гадания девушки делали куклу Березку. Кукла делалась из березового полена, красиво наряжалась, украшалась березовыми.

Мастер-класс по изготовлению Куклы-колокольчика В отпуске я решила побольше узнать о народных тряпичных куколках. Они все очень яркие, красивые, интересные, со своей историей. Особенно.

Мастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадки Пленит нас космос красотой, В нём много красок, он живой. Огни, светящие в ночи, Так восхитительны, милы! Наш взор прикован к небесам,.

Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «Масленица» Поверья славян упираются в убеждение, что в такие дни, когда зима с весной борются, врата между иным и явным миром приоткрываются, границы.

Мастер-класс по изготовлению куклы-шкатулки Если у вас или ваших знакомых росла маленькая девочка-непоседа, то, наверняка, в доме осталась масса поломанных куколок, которых давно.

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы Березки Уважаемые коллеги, хочу показать вам еще одну свою куклу — Березку. Предыдущая Березка — кукла одного дня, т. к. сделана из березового.

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Кормилица» Описание: мастер-класс предназначен для педагогов детских садов и школ, родителей и детей, для творческих людей, которые любят создавать.

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Медсестра». Добрый день, уважаемые гости моей странички. В процессе работы над проектом «9 мая – День победы» в интернете нашла информацию о том,.

Мастер-класс по изготовлению узелковой куклы «Кулёма» В детстве многие слышали от своих бабушек «Эх, ты, кулёма!». Это воспринимается как неумелый, неловкий человек. В разных регионах слово.

Источник

Оцените статью