- Мастер-класс для родителей «Традиционные хантыйские куклы». методическая разработка (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Мастер-класс для педагогов «Традиционная хантыйская кукла» презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Мастер класс «Кукла Акань» методическая разработка (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей «Традиционные хантыйские куклы».
методическая разработка (старшая группа)
Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю; формирование интереса к истории, культуре родного края. документально изучить и практически проверить значение хантыйской куклы в жизни коренных народов севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта | 1.75 МБ |
презентация | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
(Мастер-класс для родителей) Подготовила: Джамбулатова А.Д. «Традиционные хантыйские к уклы»
Тип: Информационно-творческий Цели: Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю; формирование интереса к истории, культуре родного края и бережного отношения к природе . Задачи: Расширять представления родителей и детей об истории, культуре, профессиях, людях родного города и края. Воспитывать любовь к своей малой Родине. Формировать бережное отношение к природе родного края. Приобщать детей к уникальной культуре народов ханты и манси, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.
По тайге летают сказки, По тайге легенды бродят
У каждой хантыйской девочки имеется свой мешочек для рукоделия, где хранятся принадлежности для шитья, лоскуты, и мешочек, в котором хранятся куколки с их нарядами. Изготавливается чаще всего из замши, иногда из сыромятной кожи, встречается тучан , изготовленные из сукна. Богато орнаментируется как в технике мозаики, так и аппликации. Узор в основном центрический и располагается по обеим сторонам. Застёжки отсутствуют. Горловина тучан стягивается сыромятным шнуром, который завязывается. Ручки для переноски небольшие, из сыромятной кожи или замши, нет аналогов заплечных ремней.
Кукла – Клюквинка . Ткань шилась только из обрывков новой ткани, ни в коем случае нельзя было использовать лоскутки от одежды, которая кем – либо носилась. Считается, что кукла оберегает жилище. У каждой хантыйской девочки количество тряпичных Клюквинок в игрушечной семье, как правило, соответствовало количеству членов реальной семьи ребёнка. Кукол украшают Хантыйскими орнаментами. В традиционной жизни хантов существует обычай «избегания» между определенными категориями родственников. Так, женщина стыдилась показывать волосы и лицо старшему брату мужа и его отцу, поэтому при них низко опускала на лицо платок. Это делалось и в присутствии чужих мужчин. Закрывать лицо платком девочку приучали с детства, и поэтому голова у Клюквинки всегда прикрыта платком.
Кукла – Северная Берегиня . Кукла берегла человека, её так и называли: оберег или Б ерегиня . Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Тряпичную куклу Берегиню , сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благославляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу в дорогу.
Кукла – Югорчанка . Кукла Югорчанка имеет богато разукрашенную одежду. Мех, материалы, ленты, бисер подбираются индивидуально. Матери обучают детей основам национального искусства. Они дают девочкам для игры лоскутки с образцами орнаментов, учит видеть в них черты птиц и зверей, попутно вспоминает и подходящую пословицу или сказку.
Источник
Мастер-класс для педагогов «Традиционная хантыйская кукла»
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
мастер-класс по изготовлению хантыйской куклы, в рамках проекта «Моя Югра»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_hantyyskaya_kukla.docx | 25.39 КБ |
master-klass_hantyyskaya_kukla.pptx | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
— Олтул олнэ! Так звучит приветствие на хантыйском языке. Оно означает – «Живите в гармонии, живите с миром! »
-Сегодня мы с вами поздоровались на хантыйском языке, так как наш мастер-класс будет связан с хантыйской культурой, что является частью нашего проекта по патриотическому воспитанию — «Моя Югра».
— Актуальность проекта в том, что одним из приоритетных направлений патриотического воспитания является краеведение. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложный процесс, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирование педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
В процессе реализации проектной деятельности дети знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни народов ханты и манси.
— Тип проекта: Информационно-творческий
Цель проекта: Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю; формирование интереса к истории, культуре родного края и бережного отношения к природе.
- Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях родного города и края.
- Воспитывать любовь к своей малой Родине.
- Формировать бережное отношение к природе родного края.
- Приобщать детей к уникальной культуре народов ханты и манси, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.
Задачи, ориентированные на родителей воспитанников:
- Формировать у родителей установку к сотрудничеству, активной позиции как участника воспитательно- образовательного процесса;
- Расширить сферу участия родителей в организации жизни ребенка в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только детей, но и родителей;
- Подготовить совместно с родителями познавательный материал о родном крае.
— Сегодня, в рамках нашего проекта, мы бы хотели познакомить вас с традиционной хантыйской куклой.
— Первая кукла у девочек появляется примерно в 3 – 4 года. У каждой хантыйской девочки имеется свой мешочек для рукоделия, где хранятся принадлежности для шитья, лоскуты, и мешочек, в котором хранятся куколки с их нарядами. Девочка начинает сама изготавливать куклу с 5 лет, при этом размер куколки не должен превышать размера её ладони, и не быть меньше мизинца (маленькая кукла применяется в поминальной практике), таким образом, куколка как бы растёт вместе со своей хозяйкой.
По хантыйской традиции считается, что кукла больших размеров похожа на человека, а повторять образ человека, копировать его черты запрещено, иначе кукла может принять душу этого человека, так же нельзя повторять чужих кукол. Поэтому создание кукол полностью контролируется старшими родственницами. Игра с куклами разрешена только в светлое время суток, по окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани от куклы расправляются и хранятся самостоятельно.
Главная особенность такой куколки, это её временность, то есть, куколки меняются — одежда остаётся.
— Куклы изготавливаются из различных материалов, они изображают людей, деревья, растения, которые часто наделены какими либо элементами человеческой одежды, например платком.
— Существует две категории кукол, наиболее часто изготавливаемых девочками ханты – «куклы-люди», к которым относится всем известная кукла Акань, а также «куклы – растения», о которых мы и хотели бы сегодня рассказать.
— К «куклам-растениям» относятся «куклы-шишки». Они изготавливаются из сосновых или кедровых шишек. Они представляются духами-покровителями кукольной семьи. В фольклоре ханты существует метафора, где шишки обозначают смену человеческих поколений: «Когда настанет время, посыпятся кедровые шишки, сосновые шишки…» Такая форма является иллюстрацией представлений о рождении нового поколения людей.
— Так же существует «кукла-дерево».
Куклы-деревья делаются из ткани, сложенной в 2-3 слоя, толщина зависит от вида дерева. Ткань скручивается валиком и складывается пополам таким образом, что нижняя часть образует импровизированные ноги и делает фигуру устойчивой. Характерная черта этой группы кукол — наличие длинных волос из ниток, по цвету напоминающих крону дерева.
В игре куклы-деревья всегда неподвижны, они могут только стоять и выполнять функцию декорации.
— Еще одна категория «кукол-растений» — это «куклы-ягоды».
Куклы-ягоды в игровом пространстве малоподвижны, в основном они находятся в сидячем положении – сидят, «расправив вокруг себя подол платья». Эти куклы не имеют волос, их головы полностью покрыты платками, соответствующими цвету созревшей ягоды.
Ярким персонажем является кукла-ягода Пансэмэли (клюква). Это болотная ягода. Ягоду эту ханты берут весной, тогда она более сладкая, чем осенью. Согласно хантыйской сказке, «Клюква» – самая трудолюбивая ягодка. Она занимается рукоделием, готовит, следит за хозяйством и, вообще, без дела сидеть не привыкла. Её постоянной соседкой является травяная куколка – Помсавэли («Травы пырея косичка»), это парные персонажи одной сказки.
— «Куклы-растения» служат как декорации для игры, как обереги, они восходят к древним формам религии, когда человек верил в то, что за любым деревцем, любым цветочком, стоит какой — то дух, который может повлиять на его судьбу.
-Мы предлагаем вам изготовить куклу-березку.
Для этого нам понадобится:
1)квадрат белой ткани;
3)нитки – черная и зеленая;
- Начинаем скручивать лоскут ткани с двух сторон к середине.
- Свернули, теперь сгибаем пополам.
- Затем сшиваем иглой с черной ниткой по бокам в двух местах, оставляя одну треть для обозначения головы, плюс тело и ноги.
- Оставшейся чёрной ниткой добавить текстуру, делаем стежки по стволу.
- Теперь наматываем нитки зеленого цвета на картонку вдоль.
- С одной стороны запускаем иглу и продеваем нитку.
- Затем завязываем нитку так, что бы собрать и зафиксировать нити, которые будут служить в качестве волос нашему деревцу.
- Обрезаем нитки с противоположной стороны.
- Теперь получившиеся волосы просто пришиваем, той же ниткой, которой связывали их, к макушке деревца
И куколка-берёзка готова!
-Многообразие кукольных персонажей по истине велико. Каждый персонаж неповторим и интересен.
Занимаясь изготовлением игрушки, ребенок приобщается к особенностям удивительной культуры, расширяет и пополняет свой внутренний мир, лучше понимает людей, с которыми делит этот чудесный уголок земли, который для всех является родиной.
Источник
Мастер класс «Кукла Акань»
методическая разработка (подготовительная группа)
Этот мастер класс подготовлен и проведен в рамках реализации проекта «Коренные народы Севера:уникальность быта и традиции». Адресован детям 6-7 лет.
Хантыйская кукла «Акань» представляет собой фигурку женщины, девушки, мужчины, ребенка. Кукла — оберег. Куклы эти рядом с хантыйскими мальчиками и девочками, словно настоящие члены семьи.
Куклы дарили своим родственникам и сами получали в подарок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_kukla_akan.docx | 276.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
№5 «Гимназия», д/с «Солнышко»
воспитатель Гусева Н.В.
Мастер класс «Кукла Акань»
В рамках реализации проекта
«Коренные народы Севера:
уникальность быта и традиции»
Хантыйская кукла «Акань» представляет собой фигурку женщины, девушки, мужчины, ребенка. Кукла — оберег. Куклы эти рядом с хантыйскими мальчиками и девочками, словно настоящие члены семьи.
Куклы дарили своим родственникам и сами получали в подарок. Вместе с маленькими хозяйками Акань отправлялась в оленеводческие стада, на рыбалку, на праздники.
На лице у “Акань” не принято было делать глаза, нос, рот, так как эта кукла считалась священной.
По поверью в такую куклу мог вселяться злой дух из Нижнего мира, а это в свою очередь повлечет несчастье.
В традиционном обществе охотников-оленеводов кукла-акань была оберегом, ей поклонялись, словно богине и прятали от посторонних глаз.
Первых кукол, девочкам-ханты шили мать или старшая сестра.
Строго следили за тем, чтобы Акань шилась только из обрывков новой ткани, ни в коем случае нельзя было использовать лоскутки от одежды, которая кем-либо носилась.
По поверьям одежда, «пропитанная запахом живого человека», является его тенью и может навлечь несчастье.
ЦЕЛЬ: знакомство с традициями изготовления куклы-оберега, проявление интереса к старинной хантыйской игрушке.
- Научиться изготавливать хантыйскую куклу «Акань», используя пошаговую инструкцию.
- Воспитывать усидчивость и трудолюбие. Воспитывать уважительное отношение к народным традициям ханты.
Ткань белого цвета, разноцветные кусочки ткани, фетр, бисер, тесьма белого и красного цвета, ножницы, нитки.
1. Берется полоска светлой ткани: ширина – 2-3 см, длина – 10-20 см
2. Свертывается вдоль и пополам
- Закручивается, конец можно пришить, чтобы не распустилось. Затем чуть сплющивается, образуется как бы лицо.
Когда делаешь головку из куска ткани, надо обязательно закручивать полоску по часовой стрелке, что означает «жизнь — бесконечность».
4. На него накладываются цветные полоски (4-6) ткани, чередуя темные и светлые тона. Длина полосок 10-15 см, ширина 2-3 см, а свернутая пополам 1-1,5 см.
5. Верхняя часть (1-1,5 см) оставляется для головы. Оставшаяся часть спирально завертывается цветной тряпочкой. Это верхняя часть платья – грудная часть куклы.
6. С задней стороны платье закрепляется и прошивается . Голова готова.
7. Шьем халат. Берем лоскут однотонной ткани прямоугольной формы, величина его зависит от размера верхней части куклы. Халат лучше шить из фетра, тогда кукла будет стоять. С двух сторон, как у настоящего халата, обшивается каймой из ткани другой расцветки (можно тесьмой).. С отступлением от нее на 1 см, пришивается вдоль бисерная полоса. Угол между вертикальной и горизонтальной частью полосы украшается полукругом из бисера.
8. Кусок фетра с пришитой каймой складываем вдвое изнаночной стороной наружу, отступая от кромочек 5-6 мм, пришиваем сложенные края классическим хантыйским швом. . Выворачиваем на лицевую сторону. Верхняя часть халата присбориваем на нить, но не затягивается до конца. После этого берем головку и вводим в горловину
халата, который уже готов, аккуратно заправить и затянуть ниточку. Головку лучше пришить к халату.
10. Халат подвязывается поясом, позади его концы опускаются до низа халата. Чтобы пояс не сползал, его подшивают к халату и туловищу. Пояс делается из однотонной ткани другого, чем халат, цвета.
11. Так как, в декорировании одежды ханты применяют бисер, то и грудь куклы можно украсить бисером, бусами и воротником. Простейшими элементами из бисера выполняются окантовки воротника, разреза на груди у женских платьев, низ подола платьев.
12. К голове подшиваются косы из черных ниток или черного бисера. Можно сделать украшение из разноцветного бисера в виде длинных сережек. Платок делается из квадратного или треугольного лоскутка с выдернутыми по краям нитками. Платок будет с кистями. Чтобы платок не свалился, его тоже подшивают к голове.
Источник