- KuklaStadt — сайт о куклах, об истории кукол, о жизни кукол, обо всем, что их окружает и создано для них
- Здравствуйте, уважаемые посетители сайта «KuklaStadt»!
- Кукла Доля
- Кукла Доля — история и значение
- Кукла Доля – как сделать
- Куклы доля и недоля. Мастер-класс «Кукла-оберег Долюшка
- Игровые куклы
- Кукла Доля — как сделать
- Кукла Доля — история и значение
- Кукла Доля – как сделать
- Крупеничка и Мужичок-богач
- Желанница
- Макошь, Доля и Недоля
- Когда нужно попрощаться с куклой
- Материалы :
- Лихоманки
- Куклы Н. Доля — Сказка о волшебном Художнике и его Ученице
- Неразлучники
KuklaStadt — сайт о куклах, об истории кукол, о жизни кукол, обо всем, что их окружает и создано для них
Здравствуйте, уважаемые посетители сайта «KuklaStadt»!
Кукла Доля
- Статья из категории материалов: Тряпичные куклы из лоскутов
- Дата публикации: 02-06-2016 г.
- Дата обновления: 23-07-2017 г.
- Автор статьи: Иван Сухарев
- Количество просмотров: 19816
Краткое содержание статьи:
— Как ты думаешь, почему люди живут по-разному? — спросила меня Веселина, едва появившись на пороге.
— А ты не знаешь, как будто? – неприлично отвечаю я ей вопросом на вопрос, пытаясь угадать степень философской глубины будущего разговора.
— Я-то может и знаю, — говорит маленькая хитрюга, — но меня интересует твое мнение.
Ну что же, деваться некуда, придется излагать.
У каждого человека есть своя судьба. Это та дорога по жизни, которую определили для него высшие силы, контролирующие все земные процессы. В зависимости от мноооогих обстоятельств, эти пути могут быть совершенно разными. Для кого-то судьбой является широкий проспект с обширными возможностями, а кому-то уготовано пробираться по жизни по едва угадываемой тропинке в дремучем лесу, постоянно пробивая себе дорогу. Наши предки называли судьбу долей, потому что в пантеоне древний славянских богов есть богиня судьбы и удачи – Доля или Среча.
Кукла Доля — тряпичная и льняная
По одним сведениям богиня Доля – это младшая дочь Макоши, по другим – это сама Макошь в другой ипостаси. Суть в том, что именно Доля выплетает из аморфного метафизического клубка нить судьбы для каждого человека, и то, как она это делает (и делает ли вообще), определяет всю человеческую жизнь. Необходимо сказать, что старшая дочь Макоши – Недоля или Несреча является антиподом своей младшей сестры, нить, которую прядет она тонка и часто рвется. Такой же становится и жизнь людей, полотно судьбы которых досталось ткать Недоле.
— Получается, что если все ладится в жизни, то о тебе заботится Доля? – спрашивает Веселина, на удивление внимательно выслушав мое объяснение.
— Совершенно верно, а постоянные неудачи и беды говорят прямо о том, что человеку досталась Недоля. В этом случае нужно не сетовать на судьбу, а стремиться изменить ее в лучшую сторону. Для того, чтобы богиня Доля обратила свое внимание на человека, наши предки использовали тряпичную куклу оберег Доля, которую каждый делал для себя сам. Все же несчастья и беды, которые Недоля пряла для людей можно было ей вернуть с помощью обрядовой тряпичной куклы Недоли, которую наговаривали соответствующим образом и сжигали.
Кукла Доля — история и значение
Иногда случалось так, что хоть при рождении человеку выделялась хорошая судьба, его Доля совершенно ему не помогала. Это происходило оттого, что люди по разным причинам занимались совершенно не тем делом, что было им предназначено. И, если долгое время ничего не получается, нет лада в доме, нет никакого развития, то человек уходил искать свою долю, которая до сих пор занималась неизвестно чем. Чаще всего во время путешествий и происходила эта судьбоносная встреча с Долей (сравните – Среча, встреча, жребий), после которой человек понимал, чем ему нужно заниматься и как жить дальше.
Кукла Доля из льна
Но бывали ситуации, когда все пошло наперекосяк, хотя раньше была удачная и счастливая жизнь. Наверное, это его Доля отвлеклась, а Недоля перехватила у нее веретено с человеческой судьбой и давай вплетать туда свои тонкие, рвущиеся нити. Тогда нужно было просто напомнить о себе младшей дочери Макоши и привлечь ее внимание. Именно для этого делали куклу Долю – тряпичный оберег древних славян.
Кукла Доля — это персональный оберег, который предназначен для изменения судьбы человека в лучшую сторону. Нужно постараться сделать так, чтобы кукла была ладной и нравилась именно тому человеку, о доле которого приходится заботится. Поэтому раньше каждый человек делал для себя сам куклу Долю своими руками.
Кукла Доля – как сделать
По конструкции этот тряпичный оберег напоминает классическую Кувадку. Главным отличием является длинная коса. Подобные косы мы видим и у других тряпичных кукол, что наводит на определенные размышления. Вот, например, кукла оберег Счастье делается очень похожим способом, и очень важным элементом ее является коса. Это дает повод считать, что изначальные причины появления этих кукол очень похожи, если не одинаковы – и та, и другая занимаются изменением жизни в лучшую сторону. Одно из немногих отличий в том, что кукла Счастье – женская кукла, а Долю могли делать все.
Кукла Доля из шерстяных ниток
Очень распространенный вариант куклы Доли делается из шерстяных ниток трех цветов – белого, желтого и красного. Выбор цветов понятен – брали самые яркие, материал тоже – аналогия с прядением нитей судьбы. Кроме этого, при создании куклы используются традиционно матерчатые лоскуты или лыко. По большому счету оказалось, что не так уж и важно, из чего изготавливается кукла Доля, потому что главное – это те мысли и желания, которые автор вкладывает в нее.
Кукла Доля из шерстяных ниток, вид со спины
Раньше в процессе такой работы наши предки обязательно читали заговоры. Мы об этом, а также о том, как вообще их нужно делать, уже говорили в статье про славянские куклы обереги. Здесь только напомню, что существуют несколько сотен заговоров на все случаи жизни, в том числе и на улучшение своей судьбы. Не пренебрегайте тысячелетиями наговоренными фразами — в них хранится народная сила и мудрость. Тем более, что сейчас не составляет труда их найти на специализированных сайтах.
Таким образом схема изготовления куклы Доли выглядит так:
- делаем классическую Кувадку из ниток, лоскутов или льна;
- закрепляем волосы и плетем косу;
- одеваем куклу – юбка, передник, сарафан, косынка, повойник по выбору;
- не забываем о правилах изготовления оберегов.
Пока я разговаривал, Веселина сделала вот такую куклу Долю:
Кукла Доля из лоскутов
— Что же ты не сделала ее из ниток, как другие? – спросил я.
— Так ведь доля у каждого своя должна быть, сам же говорил. У кого-то из ниток, а у меня вот такая будет – вся в розах! – гордо говорит мне она в ответ.
«Разумно, ничего не скажешь» — подумал я.
— Надеюсь, ты ее заговорила так, как нужно? – спрашиваю ее, увидев, что Веселина начала собираться.
— Ты столько раз об этом напоминаешь, что ничего не забудешь и не перепутаешь. – немного утомленная моими напоминаниями ответила она, выходя из мастерской, — все, до завтра!
На этом и я сегодня буду заканчивать. Если вам было интересно – комментируйте статью и ставьте ссылки на нее в своих аккаунтах социальных сетей. И если у вас в жизни что-то не ладится, помните, что есть кукла Доля – верное средство изменить свою судьбу в лучшую сторону.
Вы можете поделиться своим мнением об этой странице со всеми друзьями и знакомыми в социальных сетях:
Источник
Куклы доля и недоля. Мастер-класс «Кукла-оберег Долюшка
21 марта мы отмечаем славянский праздник День весеннего равноденствия и Международный день кукольника. Наши предки придавали куклам огромное значение. Они были важными артефактами, почти членами семьи, убеждена руководитель барнаульской творческой мастерской «Светлица» и Центра славянской культуры Вера Верченко.
Русская кукла-оберег всегда была загадкой для исследователей. Не совсем понятны ее корни, истоки, предназначение. Но она оберегала от злых сил и сглаза, бед и болезней. Наши предки верили, что с ней живется легче. «С заморскими Барби каши не сваришь, а с нашими — всегда. Нам кукла строить и жить помогает, — смеется Вера.
Африканские куклы наводят зло. А наши, русские — отводят. Это главное отличие.
Игровые куклы
Они существенно отличались от обрядовых и обережных. Игровые — для детей. Брали кусочки тряпочек, веточки, палочки, ложки и мастерили кукол. При их изготовлении можно было использовать ножницы, нитки, иголки (потому что они не несут сакрального смысла). У игровых кукол не было лица. Не рисовались глаза, нос и рот. Это делалось для того, говорит Вера, чтобы кукла не могла впитывать информацию и не решила начать действовать и воздействовать, не имела волю и не смогла нанести вред. Люди, а не куклы должны диктовать правила игры.
«Сказкотерапия — шикарная вещь. С помощью сказок можно понять, что ребенок думает о жизни. Для меня Баба Яга не была никогда негативным персонажем. Ее куклу делали крайне редко, разве что на Колядках… По игровым куклам можно было понять, как относились к детям и какая атмосфера была в доме», — утверждает Вера.
Часто делали игровые куклы для больных детей. Если ребенок заболевал, мама клала куклу в колыбель, чтобы та забрала всю болезнь себе. После того как ребенку становилось легче, куклу сжигали.
Кукла Доля — как сделать
По конструкции этот тряпичный оберег напоминает классическую . Главным отличием является длинная коса. Подобные косы мы видим и у других тряпичных кукол, что наводит на определенные размышления. Вот, например, кукла оберег делается очень похожим способом, и очень важным элементом ее является коса. Это дает повод считать, что изначальные причины появления этих кукол очень похожи, если не одинаковы — и та, и другая занимаются изменением жизни в лучшую сторону. Одно из немногих отличий в том, что кукла Счастье — женская кукла, а Долю могли делать все.
Очень распространенный вариант куклы Доли делается из шерстяных ниток трех цветов — белого, желтого и красного. Выбор цветов понятен — брали самые яркие, материал тоже — аналогия с прядением нитей судьбы. Кроме этого, при создании куклы используются традиционно матерчатые лоскуты или лыко. По большому счету оказалось, что не так уж и важно, из чего изготавливается кукла Доля, потому что главное — это те мысли и желания, которые автор вкладывает в нее.
Раньше в процессе такой работы наши предки обязательно читали заговоры. Мы об этом, а также о том, как вообще их нужно делать, уже говорили в статье про . Здесь только напомню, что существуют несколько сотен заговоров на все случаи жизни, в том числе и на улучшение своей судьбы. Не пренебрегайте тысячелетиями наговоренными фразами — в них хранится народная сила и мудрость. Тем более, что сейчас не составляет труда их найти на специализированных сайтах.
Таким образом схема изготовления куклы Доли выглядит так:
- делаем классическую Кувадку из ниток, лоскутов или льна;
- закрепляем волосы и плетем косу;
- одеваем куклу — юбка, передник, сарафан, косынка, повойник по выбору;
- не забываем о правилах изготовления оберегов.
Пока я разговаривал, Веселина сделала вот такую куклу Долю:
Что же ты не сделала ее из ниток, как другие? — спросил я.
Так ведь доля у каждого своя должна быть, сам же говорил. У кого-то из ниток, а у меня вот такая будет — вся в розах! — гордо говорит мне она в ответ.
«Разумно, ничего не скажешь» — подумал я.
Надеюсь, ты ее заговорила так, как нужно? — спрашиваю ее, увидев, что Веселина начала собираться.
Ты столько раз об этом напоминаешь, что ничего не забудешь и не перепутаешь. — немного утомленная моими напоминаниями ответила она, выходя из мастерской, — все, до завтра!
На этом и я сегодня буду заканчивать. Если вам было интересно — комментируйте статью и ставьте ссылки на нее в своих аккаунтах социальных сетей. И если у вас в жизни что-то не ладится, помните, что есть кукла Доля — верное средство изменить свою судьбу в лучшую сторону.
У каждого человека есть своя судьба. Это та дорога по жизни, которую определили для него высшие силы, контролирующие все земные процессы. В зависимости от многих обстоятельств, эти пути могут быть совершенно разными. Для кого-то судьбой является широкий проспект с обширными возможностями, а кому-то уготовано пробираться по жизни по едва угадываемой тропинке в дремучем лесу, постоянно пробивая себе дорогу. Наши предки называли судьбу долей, потому что в пантеоне древних славянских богов есть богиня судьбы и удачи – Доля или Среча.
По одним сведениям богиня Доля – это младшая дочь , по другим – это сама Макошь в другой ипостаси. Суть в том, что именно Доля выплетает из аморфного метафизического клубка нить судьбы для каждого человека, и то, как она это делает (и делает ли вообще), определяет всю человеческую жизнь. Необходимо сказать, что старшая дочь Макоши – Недоля или Несреча является антиподом своей младшей сестры, нить, которую прядет она тонка и часто рвется. Такой же становится и жизнь людей, полотно судьбы которых досталось ткать Недоле.
— Получается, что если все ладится в жизни, то о тебе заботится Доля?
— Совершенно верно, а постоянные неудачи и беды говорят прямо о том, что человеку досталась Недоля. В этом случае нужно не сетовать на судьбу, а стремиться изменить ее в лучшую сторону. Для того, чтобы богиня Доля обратила свое внимание на человека, наши предки использовали тряпичную куклу оберег Доля, которую каждый делал для себя сам. Все же несчастья и беды, которые Недоля пряла для людей можно было ей вернуть с помощью обрядовой тряпичной куклы Недоли, которую наговаривали соответствующим образом и сжигали.
Кукла Доля — история и значение
Иногда случалось так, что хоть при рождении человеку выделялась хорошая судьба, его Доля совершенно ему не помогала. Это происходило оттого, что люди по разным причинам занимались совершенно не тем делом, что было им предназначено. И, если долгое время ничего не получается, нет лада в доме, нет никакого развития, то человек уходил искать свою долю, которая до сих пор занималась неизвестно чем. Чаще всего во время путешествий и происходила эта судьбоносная встреча с Долей (сравните – Среча, встреча, жребий), после которой человек понимал, чем ему нужно заниматься и как жить дальше.
Но бывали ситуации, когда все пошло наперекосяк, хотя раньше была удачная и счастливая жизнь. Наверное, это его Доля отвлеклась, а Недоля перехватила у нее веретено с человеческой судьбой и давай вплетать туда свои тонкие, рвущиеся нити. Тогда нужно было просто напомнить о себе младшей дочери Макоши и привлечь ее внимание. Именно для этого делали куклу Долю – тряпичный оберег древних славян.
Кукла Доля — это персональный , который предназначен для изменения судьбы человека в лучшую сторону. Нужно постараться сделать так, чтобы кукла была ладной и нравилась именно тому человеку, о доле которого приходится заботится. Поэтому раньше каждый человек делал для себя сам куклу Долю своими руками.
Кукла Доля – как сделать
По конструкции этот тряпичный оберег напоминает классическую Кувадку. Главным отличием является длинная коса. Подобные косы мы видим и у других тряпичных кукол, что наводит на определенные размышления. Вот, например, кукла оберег Счастье делается очень похожим способом, и очень важным элементом ее является коса. Это дает повод считать, что изначальные причины появления этих кукол очень похожи, если не одинаковы – и та, и другая занимаются изменением жизни в лучшую сторону. Одно из немногих отличий в том, что кукла Счастье – женская кукла, а Долю могли делать все.
Очень распространенный вариант куклы Доли делается из шерстяных ниток трех цветов – белого, желтого и красного. Выбор цветов понятен – брали самые яркие, материал тоже – аналогия с прядением нитей судьбы. Кроме этого, при создании куклы используются традиционно матерчатые лоскуты или лыко. По большому счету оказалось, что не так уж и важно, из чего изготавливается кукла Доля, потому что главное – это те мысли и желания, которые автор вкладывает в нее.
При изготовлении куклы оберега Доли как никогда уместно придерживаться традиционного подхода: не брать в руки иглы, ничего не обрезать у самой Доли. Достичь этого несложно. Кукла состоит из двух частей: тела и рук. Обе части можно сделать намотав нитки на подходящий по размеру предмет и снять их не разрезая.
Для тела обычно берут белые нитки. Отделив от мотка, не разрезаем намотку. Фиксируем шею, ладошки, обережный крест без узлов.
Юбку же можно разрезать, иначе никак не обойтись, зато тело самой Доли без разреза и без узелка. Обязательно с обережным крестом.
Косу делаем длинной и не тонкой, но помним и о мере. Мера — это гармония, лад, красота, равновесие, золотая середина. Конечно слушаем себя, кто как не Вы сами знаете свою долю и знаете, чего бы хотели от своей Доли. Любите и благодарите свою Долю, какой бы она ни была, созидайте своими помыслами и руками! Глядишь, на благодарность и любовь ответят тем же!
1. Нитки шерстяные или полушерстяные, красная лента.
2. Наматываем нитки для косы (обычно длина локтя, а толщина по вашему ощущению) и белые нитки для тела. Намотку для тела не разрезаем. Косу продеваем в голову.
3. Готовим намотку для рук. Снимаем, не разрезая.
4. Красной ниткой фиксируем шею, помещаем руки под шею и наносим обережный крест, фиксируем ладошки.
5. Подбираем по своему усмотрению нитки и предмет для намотки юбки.
6. Намотку юбки разрезаем снизу, а через верхний изгиб пропускаем нитку и обвязываем вокруг талии. Заплетаем косу, привязываем красный бант.
7. Надеваем пояс, голову украшаем красной лентой.
Крупеничка и Мужичок-богач
Эти обрядовые куклы делали для хорошего урожая. Крупеничка – женская кукла, очень распространенная. В ее основе мешочек, который наполнен дорогим зерном. Ставили ее в красный угол к иконам. Чтобы в доме были полные закрома, хороший урожай.
Мужичок-богач – мужская кукла (мужских кукол, кстати, очень мало). Ее наполняли тем зерном, которое выбирал хозяин (овес, пшеница, греча). Старались этих кукол богато украсить бусинками, лоскутками и ленточками. Внутрь могли положить монетки или изюм — то, что несет в дом достаток.
Крупеничку и Мужичка-богача могли использовать несколько лет подряд, а могли сжигать после сбора урожая. Особенно если урожай был плох.
«Если год был урожайный, значит, именно кукла поспособствовала этому. Ее оставляли поработать и на следующий год. Но если урожай был слабый, куклу сжигали и делали новую», — поясняет Вера.
Желанница
Эта кукла находится между обережными и обрядовыми (на грани с сакральными) куклами. Ее делали девушки в детстве и хранили до самой старости. Кукла была личная, поэтому ее прятали в сундуке. Ее никто никогда не видел. Эта кукла была украшена вышивками, лентами, бусинками. Бывает двух видов: Крошечка-Хаврошечка и Поскакушка. Первая отвечала за пряжу. Вторая — за хорошего, красивого и богатого мужа, за дорогие подарки, за то, чтобы в жизни все было хорошо.
Девушка брала куклу, говорила, что она хочет, и пришивала взамен украшение. Бусинки и ленточки считались дарами, потому что за исполнение желания нужно было что-то дать взамен.
Существовали Желанницы-перевертыши. Эта украшенная куколка делалась в детстве и хранилась до старости. Чтобы она исполнила желание, ее надо было одарить, пришить бусинку, ленточку, лоскуточек повязать. Такой вот отдарок за подарок. Ее никто никогда не видел. Это была совсем личная куколка. Как личная переписка сейчас.
С одной стороны, куклу делали светлой, богато украшенной, рисовали улыбку, с другой – ее делали темной, почти не украшали и рисовали грустный рот. Считалось, когда девушку выдавали замуж и ей хотелось кому-то выговориться, она доставала Желанницу. Светлой стороне она рассказывала хорошее, темной стороне — плохое.
«Девка выходит замуж и приходит в новый дом, и отношения в новой семье сложные, ей несладко, все старались на нее свесить. Баба молодая доставала куклу и рассказывала, как ей плохо живется. Не пойдет же она к матери. Если все хорошо — она обращалась к светлой стороне», — рассказывает Вера Верченко.
Макошь, Доля и Недоля
Макошь – богиня, женская покровительница. К десяти годам девочка должна была уже уметь прясть, ткать, вышивать. Этот женский оберег изображался всегда с прялкой. Кукла помогала в хозяйстве, рукоделии. Украшали ее максимально богато. Чем богаче она была украшена, тем мастеровитее была девушка.
«Эту куклу делала для себя маленькая девочка или молодая девка на выданье. Нередко отец и мать выбирали для рукодельных девушек хорошие дома, богатых женихов. Если она была хорошей вышивальщицей, ее ограждали от полевых работ. После свадьбы Макошь нередко ставили в красный угол, чтобы показать, какая девка в доме рукодельница», — говорит Вера Верченко.
Доля и Недоля – куклы-помощницы Макоши. Две богини-сестры. Доля – богиня счастья. Она пряла золотую нить судьбы человека. Если ниточка ровная, значит, дорога у человека ровная, без препятствий. Доля была красивая, с длинной косой (связь с миром и всем хорошим). Ее украшали богато вышивками и лентами. Недоля символизировала беды и несчастье. Эту куколку делали неаккуратной, изображалась она в виде нечесаной старухи. Тоже пряла нить судьбы. Но она шила с узелочками, что означало трудную судьбу у человека.
Макошь могли показывать другим людям, Долю хранили в сундуке, а Недолю сжигали, чтобы несчастье побыстрее ушло.
Когда нужно попрощаться с куклой
Кукла Cчастье не используется после того, как она выполнила свою задачу. Когда то, о чем вы мечтали, исполнилось, с талисманом нужно расстаться. После этого можно сделать новый, для другой цели.
Просто выкидывать куклу на счастье нельзя, как и закапывать в землю. Закапывают обычно обережные предметы, что к этой мотанке не относится, ведь она не оберегает, а действует как амулет – притягивает к человеку что-то хорошее.
Когда то, о чем вы мечтали, исполнилось, куклу Долю нужно поблагодарить, а затем попрощаться с ней.
Поблагодарите Долю за то, что она вам помогла. Благодарность можно выразить на словах или добавить к ним угощение – поставить около куклы сладости на несколько дней. После этого размотайте фигурку, сожгите все лоскутки и аксессуары. В этом случае костер может быть разведен хоть у самого дома – ничего плохого в этом нет. А вот другие защитные предметы-обереги следует сжигать подальше от своего жилья, чтобы на вас не попадали остатки вредной энергии.
Традиционная кукла оберег Доля — олицетворение судьбы
Самое древнее женское Божество Макошь наделяла каждого долей, а её помощницы (Доля и Недоля, или Среча и Несреча) пряли нити судьбы для каждого.
При неудачной судьбе говорили: «Несреча тонко прядёт
У Макоши просили хорошей доли, удачной судьбы и для девушки это конечно: хороший жених, удачный брак, благополучная жизнь.
При изготовлении куклы оберега Доли как никогда уместно придерживаться традиционного подхода: не брать в руки иглы, ничего не обрезать у самой Доли.
Достичь этого несложно. Кукла состоит из двух частей: тела и рук. Обе части можно сделать намотав нитки на подходящий по размеру предмет и снять их не разрезая.
Для тела обычно берут белые нитки. Отделив от мотка, не разрезаем намотку. Фиксируем шею, ладошки, обережный крест без узлов. (По опыту шерстяные нитки развязываются, сколько бы их не наматывали, лучше их зафиксировать капелькой клея.)
Юбку же можно разрезать, иначе никак не обойтись, зато тело самой Доли без разреза и без узелка. Обязательно с обережным крестом.
Косу делаем длинной и не тонкой (как у меня), но помним и о мере. Мера — это гармония, лад, красота, равновесие, золотая середина.
Конечно слушаем себя, кто как не Вы сами знаете свою долю и знаете, чего бы хотели от своей Доли. Любите и благодарите свою Долю, какой бы она ни была, созидайте своими помыслами и руками! Глядишь, на благодарность и любовь ответят тем же!
1 Нитки шерстяные или полушерстяные, красная лента.
2 Наматываем нитки для косы (обычно длина локтя, а толщина по вашему ощущению) и белые нитки для тела. Намотку для тела не разрезаем как у меня.(Дошло поздно, что тело как и руки можно не разрезать). Косу продеваем в голову.
3 Готовим намотку для рук. Снимаем, не разрезая.
4 Красной ниткой фиксируем шею, помещаем руки под шею и наносим обережный крест, фиксируем ладошки.
5 Подбираем по своему усмотрению нитки и предмет для намотки юбки.
6 Намотку юбки разрезаем снизу, а через верхний изгиб пропускаем нитку и обвязываем вокруг талии. Заплетаем косу, привязываем красный бант.
7 Надеваем пояс, голову украшаем красной лентой.
Пусть Ваша Доля будет счастливой!
оберег Доля — олицетворение судьбы. Она появляется у каждого человека при рождении и сопровождает его в течение всей жизни, определяя его счастье, благосостояние, а также характер занятий, приносящих человеку богатство. Часто «долей» именуют только счастливую судьбу. Все славянские обереги делаются только из натуральных материалов. Самое древнее женское Божество Макошь наделяла каждого долей, а её помощницы пряли нити судьбы для каждого. У Макоши просили хорошей доли, удачной судьбы и для девушки это конечно : хороший жених, удачный брак, благополучная жизнь.
Куклы
-обереги были раньше почти в каждом доме. Как правило, самыми «охранными» были
куклы
, выполненные без иглы и ножниц. Ткань для изготовления
куклы
не режется ножницами, а разрывается. Звук разрывающейся ткани отпугивает злого духа, создавая вокруг чистую среду. Отсюда и название.
Материалы :
Ткань Х/Б белая(2 шт)
и красная размером 13/13
Красные нитки,натуральные нитки (лён, шерсть)
Оторвать белую ткань необходимым размером квадратной формы. Складывать пополам таким образом, чтобы края были спрятаны вовнутрь
Края и посередине наматывать красной нитью нечетное количество раз
Для рук берем второй квадрат ткани белого цвета и складываем стороны вовнутрь
углы рук тоже наматывать красной ниткой нечетное количество раз. На верхнюю часть ножек необходимо обмотать ватой для получения головы.
руки и тело необходимо обвязать крестом красной нитью нечетное количество раз. на ножки одеваем обувь-красные круги обматываем ниткой.
Из следующего квадрата уже красного цвета шьем юбку. Здесь уже можно использовать иглу. Пришиваем к юбке вышивку.
Одеваем юбку. Также её «Пришиваем»-наматываем красной нитью тоже нечетное количество раз.
Шерстяные (или льняные)
нитки аккуратно наматываем на линейку в 30см. обрезаем с 2х сторон
посередине стягиваем ниткой.
К голове приматываем тоже ниткой нечетное количество раз.
Плетем тугую косичку. Украшаем. Бусы и одежду. Считается : чем больше украшения-тем больше счастья
Есть важное правило во время работы над оберегом
ничего не обрезать и не подрезать прямо на кукле
Если вам нужно что то отрезать или разрезать делаете это отдельно на заготовке а потом готовую деталь присоединяете к кукле
Ну и конечно же важным является хорошее настроение.
Оберег важно создавать в светлом и радостном состоянии.
Публикации по теме:
Считалось,что куклы-обереги обладали определенной силой и семейной энергией,помогали во времена невзгод своим хозяевам,приносили счастье.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители наполняют жизнь ребёнка светом.
Приближается зимние праздники: Новый год, Рождество, рождественские каникулы. Желаю вам всем радостно встретить и провести эти зимние дни.
Эта кукла необычная, она сделана с лучшими побуждениями и чувствами. Кукла-оберег часто встречается в нашей жизни, она помогает преодолевать.
Кукла – оберег «Неразлучники». Описание: мастер-класс предназначен для воспитателей,детей старшего школьного возраста, педагогов дополнительного.
Собираюсь я в дальнюю дорогу. К маме и сестрам еду в Западную Сибирь. Увидела в интернете куколку Подорожницу, такую маленькую и хорошенькую,.
Как ты думаешь, почему люди живут по-разному? — спросила меня Веселина, едва появившись на пороге.
А ты не знаешь, как будто? — неприлично отвечаю я ей вопросом на вопрос, пытаясь угадать степень философской глубины будущего разговора.
Я-то может и знаю, — говорит маленькая хитрюга, — но меня интересует твое мнение.
Ну что же, деваться некуда, придется излагать.
У каждого человека есть своя судьба. Это та дорога по жизни, которую определили для него высшие силы, контролирующие все земные процессы. В зависимости от мноооогих обстоятельств, эти пути могут быть совершенно разными. Для кого-то судьбой является широкий проспект с обширными возможностями, а кому-то уготовано пробираться по жизни по едва угадываемой тропинке в дремучем лесу, постоянно пробивая себе дорогу. Наши предки называли судьбу долей, потому что в пантеоне древний славянских богов есть богиня судьбы и удачи — Доля или Среча.
Кукла Доля — тряпичная и льняная
По одним сведениям богиня Доля — это младшая дочь Макоши, по другим — это сама Макошь в другой ипостаси. Суть в том, что именно Доля выплетает из аморфного метафизического клубка нить судьбы для каждого человека, и то, как она это делает (и делает ли вообще), определяет всю человеческую жизнь. Необходимо сказать, что старшая дочь Макоши — Недоля или Несреча является антиподом своей младшей сестры, нить, которую прядет она тонка и часто рвется. Такой же становится и жизнь людей, полотно судьбы которых досталось ткать Недоле.
Получается, что если все ладится в жизни, то о тебе заботится Доля? — спрашивает Веселина, на удивление внимательно выслушав мое объяснение.
Совершенно верно, а постоянные неудачи и беды говорят прямо о том, что человеку досталась Недоля. В этом случае нужно не сетовать на судьбу, а стремиться изменить ее в лучшую сторону. Для того, чтобы богиня Доля обратила свое внимание на человека, наши предки использовали тряпичную куклу оберег Доля, которую каждый делал для себя сам. Все же несчастья и беды, которые Недоля пряла для людей можно было ей вернуть с помощью обрядовой тряпичной куклы Недоли, которую наговаривали соответствующим образом и сжигали.
Лихоманки
Домашние куклы делала сама хозяйка дома, проявляя мастерство на высшем уровне. Как правило, кукол было сразу 12 штук. У каждой свое имя. Имена давались так, чтобы отвадить что-то. Если жили небогато, куклу так и называли — Бедность. Если кто-то болел – лихоманку называли Болезнью… Изготавливали их по всем правилам, обрядам. Делали с сакральным смыслом. Женщина выбирала веревочки, лоскуточки, тряпочки, делала и рассказывала этим куклам о проблемах в доме. Последний узелок всегда завязывался с последним словом хозяйки. В куклу вкладывалось пожелание, чтобы все зло ушло.
Лихоманки – куклы семейные, их хранили за печкой (там никто не видел). За печкой они набирались тем, что происходит в доме. Все болезни, бедность переходили в этих кукол. Когда все становилось хорошо, их сжигали.
Куклы Н. Доля — Сказка о волшебном Художнике и его Ученице
Куклы Мастер чувствовал себя Богом. Когда он делал куклу, он вкладывал в нее часть своей души. И куклы у него получались словно живые, каждая со своим характером. Он давно приобрел известность, к нему пришли и признание, и богатство. Он мог спокойно почивать на лаврах, не заботясь о завтрашнем дне. Его куклы разъехались по всему свету.
Говорили, что одна из них поселилась в Белом доме у дочери американского президента, другая стала предметом поклонения какого-то африканского племени, третья играла главные роли в Московском театре кукол…
В своем деле Мастер достиг совершенства. Он мог создавать куклы похожие не только на людей, но и на фей и духов, виденных им в детских снах, на демонов и чудовищ, приходивших к нему в болезненном бреду и ночных кошмарах. Его дом стал похож на удивительный сказочный мир. Куклы полностью заменили Мастеру людей, он разговаривал с ними, перемещал из комнаты в комнату, создавал им уютные уголки, некоторых иногда даже наказывал, запирая их в чулан или отправляя на чердак, а потом прощал и возвращал на свои места.
Так проходили годы. Но вот пришла старость. Вместе со старостью пришла беда. Мастер стал слепнуть. Руки его еще могли делать свое дело, но глаза еле различали результаты их труда. Интерес Мастера к созданному им к кукольному миру стал угасать. Ему вдруг захотелось услышать человеческий голос, почувствовать рядом другую человеческую душу. И он впервые за много лет обратил внимание на женщину, которую когда-то давно нанял убирать в его доме и готовить, и которой ежемесячно машинально подписывал чек на определенную неизменную сумму. Он стал прислушиваться к ее тихим шагам, к другим звукам, производимых ею, и вскоре понял, что часы, которые она проводила в доме стали самыми интересными в его жизни. Через несколько месяцев он заговорил с нею. Это были простые фразы на бытовые темы, но это уже было общение, общение с живым человеком, вольным поступать по собственному усмотрению, а не с бездушной куклой.
Его видимый мир постепенно погружался в темноту, оставались только звуки. По ним он научился определять, где находится женщина и чем она занята, когда работает в доме. А их разговоры становились все более продолжительными, хотя они касались только погоды, здоровья и некоторых других незначительных вопросов.
Однажды его ждал сюрприз. Женщина пришла не одна. Он понял это сразу, как только закрылась входная дверь. Тонкий короткий смешок, быстрые мелкие шажки по холлу подсказали Мастеру, что в его доме — ребенок. Первое чувство ужаса вдруг сменилось непонятной радостью, и он стал ждать.
Вскоре дверь в его комнату тихонько приоткрылась и тотчас затворилась. Мастер сделал вид. что ничего не заметил. Через минуту услышал он взволнованный шепот в соседней комнате. Он ясно представлял себе, как встревоженная женщина выговаривает малышу за его непослушание и любопытство. Мастер подождал немного и позвал их. Дверь отворилась, вошла женщина, которую Мастер различил как большое синее пятно.
Рядом с ней плыло белое пятно значительно меньших размеров. Каким-то шестым чувством Мастер определил, что это была девочка лет пяти-шести. Малышка, скользнув, очутилась прямо перед ним.
—Извините, но мне не с кем было оставить внучку,— сказала женщина нетвердым голосом,— Она обещала вести себя тихо и ничего не трогать. Если она Вас побеспокоила, я сейчас же отведу ее к соседям, а сама вернусь и все уберу. Простите…
С этими словами она взяла ребенка за руку и, повернувшись, направилась к двери.
—Пусть остается здесь, а Вы не волнуйтесь и занимайтесь своими делами,— сказал Мастер и обратился прямо к девочке.— Как тебя зовут?
—Виола,— представилась она и тут же спросила:— Ты тоже любишь играть в куклы?
Так началась эта удивительная дружба Мастера и девочки. Первым делом, надо было обойти все комнаты и познакомиться с их обитателями, что они и сделали в тот же день. У девочки была прекрасная память, и она быстро запомнила всех кукол по именам, если они у них были. А куклы, до сего дня безымянные, получили от нее кто имена, а кто и смешные прозвища. С позволения Мастера, девочка стала приходить к нему почти каждый день. Теперь Мастер не был одинок. Несмотря на свою слепоту, он был счастлив, он получил прекрасного партнера по игре в куклы, партнера, обладающего нескончаемой фантазией.
Его существование получило смысл, а куклы обрели новую жизнь, полную событий и приключений, рождавшихся в фантазиях старика и ребенка.
Девочка подросла, а Мастер совсем состарился. Он не боялся смерти, но он не хотел оставлять девочку одну в этом жестоком мире, где ей придется иметь дело не с куклами, а с людьми. Когда он понял, что жить ему осталось недолго, он решил сделать вместе с девочкой еще одну куклу, куклу которую он должен был оставить своей маленькой подружке вместо себя.
Работа продвигалась медленно, но не из-за слепоты старика — его руки прекрасно знали свое дело, да и помощница была способная. Мастер знал, что как только работа будет закончена, он покинет этот мир.
Когда кукла была почти готова, Мастер сказал девочке:
—Милая моя, скоро нам придется с тобой расстаться. Но ты ничего не бойся. Когда тебе скажут, что я умер, знай, что душа моя просто переселилась в эту куклу. Ты только никому не говори об этом и никогда не бросай ее — а я всегда буду с тобой.
Через несколько дней девочка узнала, что Мастера не стало, а она стала владелицей довольно приличного состояния. Но так как у Великого Кукольника не было наследников, основную часть своего капитала он завещал на реставрацию своего старого дома и организацию в нем Музея Кукол. Девочке также разрешалось взять себе любых кукол по собственному выбору и по желанию занять со временем любую должность в музее.
Взрослые очень удивились, когда из великого множества прекрасных кукол девочка выбрала только одну, изображающую старика. Ведь никто не знал, что в этой кукле была заключена душа Мастера.
После смерти Мастера семья девочки переехала в другой район города в новую просторную квартиру, девочка перешла учиться в другую школу. Бабушке уже не надо было работать, и она всегда добрым словом вспоминала своего хозяина-кукольника, щедро отблагодарившего ее в своем завещании. А девочка и не заметила, как резко изменилось ее положение. Она, хотя и перестала играть в куклы, смотрела на мир так, словно он был сотворен в мастерской ее Мастера. Она выполнила его завет: никогда не расставалась с куклой. Когда у нее случались какие-нибудь неприятности, возникали трудности или просто нужен был дельный совет, она мысленно разговаривала со своей куклой и всегда получала ответы на интересующие вопросы. Так продолжалось до тех пора, пока девочке не исполнилось восемнадцать лет.
Пришло ее время выбирать дорогу. Но не видела она ничего интересного для себя. Равнодушно листала она проспекты с приглашениями учиться в самых престижных заведениях страны, но ни на чем не могла остановить внимание. Она спрашивала у куклы, но кукла впервые за много лет молчала и только смотрела на девушку своими грустными глазами. Так прошло несколько праздных месяцев.
В один жаркий летний день девушка бродила по городу и внезапно очутилась у старинного особняка, утопавшего в густой зелени деревьев. С первого взгляда она не узнала этого места. «Что это за здание?» — спросила она у женщины с ребенком, вышедших из ворот. «Разве Вы не знаете? — сказала женщина. — Это же Музей кукол».
«Как же я забыла этот дом? — спрашивала себя девушка. — Сколько прошло лет? Семь? Восемь?» Она вспомнила, как сначала она спрашивала у бабушки по несколько раз на день, когда они опять пойдут к куклам, но та отвечала, что там идет большой ремонт, и к куклам не пускают; потом успокоилась и забыла о том доме, тем более, что главная любимая кукла всегда была с ней. Девушка бросилась ко входу, но перед дверью вдруг остановилась, перевела дух и переступила порог с благоговением и трепетом.
Медленно бродила она по залам, узнавая и не узнавая комнаты и своих старых друзей — кукол. Вот стоят рядом бывшие непримиримые враги, а влюбленных разлучили, и они тоскуют в разных витринах.
У принцессы — новое платье, которое ей так не идет, Дух леса на голом сукне выглядит жалким и несчастным.
Смотрители залов с недоумением наблюдали за молодой девушкой, подолгу стоящей перед экспонатами, то улыбающейся, то хмурящейся, то негодующей. Еще никто и никогда со дня открытия музея не рассматривал кукол так внимательно, поэтому одна услужливая смотрительница доложила директору о необычной посетительнице.
Директор музея была почитательницей таланта Мастера и специалистом по куклам и, конечно же, она знала о его завещании. Она знала, что рано или поздно здесь, в Музее, появится другая женщина и устроит тут все по-своему.
—Здравствуйте,— сказала директор девушке,— Я Вас ждала. Правда, я не могла предположить, что это будет так скоро.
—Мастерская, здесь где-то была мастерская,— никак не удивившись услышанным словам, с волнением произнесла девушка.— Может, она не сохранилась?
—Пойдемте, я проведу Вас, — предложила директор,— обычных посетителей мы туда не пускаем, но, как я понимаю, Вы здесь не просто так, из любопытства. Я не ошиблась?
—Здесь прошли самые лучшие годы моей жизни.
—Понимаю, понимаю. Мы постарались оставить в мастерской все так как было при Мастере.
—Спасибо.— И тут девушка раскрыла большую сумку, которую держала в руках, и достала оттуда свою куклу.
Директор посмотрела на куклу, печально улыбнулась, открыла дверь в мастерскую, и молча удалилась, чтобы не мешать.
Очутившись в мастерской, девушка села на то место перед рабочим столом, откуда она всегда наблюдала за работой Мастера, и задумалась.
У нее было такое чувство, что она после долгого путешествия вернулась домой. Вот он ее забытый мир! Мир красок, клея, папье-маше, резины, дерева, всеразличных тканей… Мир, где можно почувствовать себя Творцом.
Она нерешительно взяла инструмент, пересела поудобнее, а ее руки вдруг сами начали создавать куклу.
Так прошел день, наступила ночь…
Когда утром девушка проснулась, она с удивлением увидела себя в кресле Мастера, а перед собой — созданную ею куклу. Это была девочка лет пяти-шести в пышном белом платье. Виола бережно взяла ее, поцеловала и посадила рядом со старой куклой-Мастером, которая на протяжении стольких лет была ее единственным другом.
Она вышла на улицу, солнце только взошло, и мир выглядел светлым, добрым и обновленным.
Директриса музея шла на работу, не зная какой приговор ей будет сегодня вынесен. Она с удивлением узнала у сторожа, что девушка ушла только пару часов назад, и поднявшись в мастерскую, замерла от неожиданности. На рабочем столе Мастера расположились две куклы: старик и девочка. Они были прекрасны — это были настоящие шедевры, созданные руками Мастера… Казалось, что они мило беседовали между собой, рассказывая друг другу сказки. Директриса поняла все. Она даже смутилась от того, что могла так плохо думать о человеке, которого никогда не знала, и от того, что в музее еще столько нужно было сделать и переделать, а она только вчера заметила это, когда поняла, что может уйти отсюда навсегда. Вскоре в Музее Кукол все поменялось и экспозиции, и порядки. Открылся для обозрения новый зал – Мастерская Мастера. В этом зале, а вернее, небольшой рабочей комнате, поместили только двух кукол, тех самых…
Неразлучники
Эту куклу делали из соломы или ветоши. Была очень распространена. Название получила из-за одной составляющей. Одна палочка – одна рука, поэтому Неразлучники.
Ее чаще всего дарили на свадьбу или в определенные моменты жизни (когда было необходимо). Неразлучников украшали новой тканью. Если куклу делали сами для себя, старались брать ношеные ткани.
Если молодые рожали ребенка, то маленькую куколку прикрепляли к Неразлучникам. Количество детей в семье можно было узнать по этим куклам.
Источник