Кто придумал расклад таро

История карт Таро — кто придумал и как создавались колоды

Игральные карты попали в Европу через завоеванную арабами часть Пиренейского полуострова примерно в 70-х годах XIV века. Здесь по видимому и начинается история карт Таро. По крайней мере мы будем предполагать так.

Несмотря на осуждение и прямые запреты духовенства игра быстро распространялась и уже на рубеже XV столетия добралась до Италии.

История возникновения карт Тарокки

Символические колоды (наборы с рисованными козырями — будущие Таро) — местное итальянское изобретение. Старейшие известные пачки (колоды появились позднее) создавались предположительно в 1420-1450 годах. По заказу членов аристократических семей Висконти и Сфорца. Общее количество дошедших до нашего времени карт — 271.

Специалисты, изучающие историю происхождения Таро, делят их на 15 наборов по манере исполнения, цветовой гамме, материалу, размеру. Наибольший из них (написанный предположительно художником Бонифацио Бемпо) состоит из 74 карт. Не хватает Падающей Башни, Дьявола, Рыцаря масти Монет и Тройки Мечей.

На Козырях отсутствуют названия или числовые обозначения. Скорее всего игра была широко распространена и участники свободно ориентировались в старшинстве и значении картинок. Количество и первоначальный порядок ранних североитальянских Старших Арканов неизвестны (эти данные позаимствованы из более позднего Марсельского Таро).

Наряду с Висконти-Сфорца существовало несколько наборов символических карт, (например, наборы Мантенья и Минкиати), но они не выдержали испытания временем.

Все Козыри, датированные XV веком, созданы в Италии. Термин «тарокки», которым обозначались колоды с «рисованными» козырями впервые появляется в 30-х годах следующего столетия. Тогда же с новой карточной игрой знакомятся жители юга Франции. Название забавы галлы переделали на свой лад, теперь оно звучало как «Таро». Под этим именем игра, похожая на современный бридж, завоевала Европу и пребывала на вершине популярности несколько веков. Сейчас она забыта даже на родине, лишь французы коротают время за азартным таро.

Долгое время первыми считались несколько карт, оставшихся от трех наборов, созданных живописцем Жакменом Грингонье для развлечения короля Карла VI предположительно 1392 году. Но недавние исследования доказали несостоятельность этой версии. Раритеты были нарисованы в Северной Италии не раньше начала XVI века. Историю создания слегка подправили.

Скорее всего, во времена Возрождения Таро использовались исключительно для игры. Первое описание гадания на «рисованных» картах находится в книге, напечатанной в Болонье примерно в 1700 году. Но как гадательная система Таро обретает известность только в конце XVIII века.

Французское Таро — распространение на Европу

Интерес к предсказанию судьбы возрос после выхода очередного тома эпохального труда энциклопедиста Курта де Жебелена. В книге, кроме всего прочего, приводился новый трактат мэтра «Об игре в Таро». Помимо рассуждений о собственно азартной забаве, де Жебелен описал возможности предсказания будущего при помощи Таро, и высказал предположение о египетском происхождении колоды.

Верный последователь ученого мужа и его собрат по масонской ложе Жан Альетт сумел использовать полученные знания для сугубо практических нужд. Он отбросил часть элементов учения де Жебелена, мешающие основному (по мнению Альетта) предназначению Таро — гаданию.

Несмотря на проведенную «чистку», созданная бывшим парикмахером колода осталась перегруженной каббалистической и масонской символикой. Но отлично подходила для решения проблем парижской публики. Каббала, ложи и пирамиды были в моде, а мода для Франции — это все. Мсье Жан (в прошлом парикмахер) открыл первый в столице гадательный салон «в египетском стиле» и взяв оккультный псевдоним «Эттейла» быстро пошел в гору.

Бывший парикмахер успел не только написать трактат о предсказании будущего, создать свои картинки и придумать ее упрощенный вариант — «Малого Эттейлу», но и заработать на реализации. Новые гадательные карты продавались во всех крупных городах Франции, а со временем — за рубежом, в том числе и в России.

Но, пережив короткий период популярности, «Эттейлы» уступили место другим, более совершенным и проработанным колодам. В настоящее время традиция угасает, не имея достаточного количества последователей.

Точку в бурной деятельности и активной светской жизни Альетта поставила революция. В отличие от своей коллеги мадемуазель Ленорманд мсье Жан не сумел удержаться на плаву в бурных водах истории.

История карт Таро будет неполной, без упоминания имени католического священника Альфонс-Луи Констана. Он писал под псевдонимом Элифаса Леви. Выдающийся мыслитель и автор множества работ каббалистической направленности. Он считал Таро универсальным алфавитом и универсальной системой гадания. Сопоставив Арканы с путями Сефарот и связав их с литерами древнееврейского алфавита, Констан написал новую историю создания Таро.

Читайте также:  Bridge taro катя таро

Египетское направление

Французский медик Жерар Анкосс (Папюс) использовал наработки Констана. Но отстаивал версию о египетском происхождении карт. Вкладыш одной из его книг содержал колоду в стиле страны пирамид. Карты требовалось вырезать собственноручно и наклеить на картон.

Колоде выпала долгая жизнь. Через несколько лет черно-белые рисунки уже продавались в разрезанном и упакованном виде. А в 1982 году одно из американских издательств выпустило их «в цвете». В настоящее время творение доктора Анкосса — один из наиболее популярных вариантов. А его работы по магии и гадании переиздаются уже два столетия и стали своего рода классикой.

Наследие Золотой Зари — и не только

В 1888 году группой английских энтузиастов был создан орден Золотой Зари, который, кроме всего прочего, занимался изучением Таро. Членами организации были систематизированы многочисленные соответствия между египетскими иероглифами, еврейским алфавитом, астрологическими символами и Арканами. Интересно, что полученная система заметно отличалась от выводов французских исследователей.

Результатом совместных трудов стала колода, нарисованная женой одного из ведущих членов Золотой Зари Мойной Мазерс. Карты до нас не дошли, но впоследствии Израэль Регарди издал точную (по его словам) копию. В конце XX века в продаже появились две колоды-подражания: «Новое Таро Золотой Зари» и «Герметическое Таро».

Карты Таро Артура Уайта

Ярким, хотя и излишне самостоятельным, членом ордена, был Артур Эдуард Уайт. Человек с непростой судьбой и еще более сложными устремлениями. Перенеся в юном возрасте тяжелую болезнь и побывав одной ногой в могиле, Уайт решил провести остаток жизни в духовных исканиях. Но деятельность Золотой Зари шла вразрез с религиозными убеждениями молодого человека. И увлеченность членов ордена египетскими мистериями не находили отклика в его душе.

При создании своей колоды Уайт прибег к помощи другого члена ордена — Памелы Колман Смит, малоизвестного художника-иллюстратора. По некоторым сведениям, именно мисс Памела упростила жизнь будущим гадателям. Она посоветовала Уайту снабдить числовые изображения сюжетными картинками. Характерной особенностью стала именно ее простота и доступность. Сэр Уайт скрыл всю ненужную символику, усложняющую толкование. Выгоды перевесили даже плохой арт: мисс Смит оказалась тем еще художником…

Колоду долго не удавалось издать, она увидела свет только в 1909-м в издательстве Уильяма Райдера. Книга «Иллюстрированный ключ к Таро» была выпущена там же годом позже. Специалисты не скупились на критику, но публике новинка понравилась: карты и пояснения к ним хорошо продавались.

Таро Райдера-Уайта и в наше время выпускается огромными тиражами; являясь самой популярной продукцией из ныне существующих. Творение Артура Эдуарда Уайта породило множество подражаний.

«Книга Тота» и история карт Таро Алистера Кроули

Главным критиком творений Артура Эдуарда Уайта стал Алистер Кроули, еще не успевший превратится в Великого Зверя, но уже успешно отращивающий клыки. Личный враг Уайта, Кроули считал сэра Артура занудой и святошей. А все его труды — поверхностными и претенциозными (недавно созданная колода не была исключением).

Уже на склоне жизни, просадив немалое состояние отца и загубив остатки здоровья, изрядно потрепанный Великий Зверь взялся за создание собственного Таро. История создания повторилась. Первоначально Кроули намеревался взять одну из известных колод и немного «подправить» ее. Но, как и в случае с Уайтом, вмешалась женщина.

Фрида Харрис, довольно известный египтолог, настояла на создании оригинальных картинок, предложив финансовую помощь и свои услуги в качестве художника. Кроули, уже привычно находящийся за гранью финансового банкротства, согласился.

Обычно Зверь коротко объяснял леди Харрис значение карты, перечислял символы, которые хотел видеть на рисунке. Затем просматривал готовые эскизы, подтверждая или бракуя их.

Работа растянулась на пять лет. После окончания титанических трудов, Кроули издает «Книгу Тота». В нее он помещает рисунки карт и объяснения к ним. Трактат написан в обычном для Алистера стиле. Язык тяжел, мысли автора прыгают с темы на тему, пояснения туманны, иногда — просто непонятны. Кроули в очередной раз подтвердил репутацию «опасного» автора, оставляющего в текстах ловушки для начинающих магов.

Леди Харрис оказалась одарена не только ангельским терпением, но и талантом художника. Колода выполнена в необычной манере: ее символы выразительны, но не всегда понятны, полутона отсутствуют.

«Таро Тота» переполнено символами, взятыми из астрологии, алхимии, каббалы, причем понимание Кроули этих дисциплин крайне необычно. При создании вперемешку использованы образы из всех известных автору мифологий.

Романтическая версия возникновения карт Таро (видео)

Немного романтики и мистики не помешает. Все, что рассказывает в этом ролике автор, тоже имеет место быть.

Новые колоды

Начиная с 60-х годов прошлого века популярность (и заодно количество новых колод, которое давно перевалило за тысячу) растет лавинообразно. Новинки подразделяются по традициям. Большинство современных копируют карты Уайта, некоторые вырастают из творений Папюса или Кроули, не забыто Марсельское Таро. А вот Альетту не повезло — у него не осталось подражателей.

Существуют вполне оригинальные варианты, сохраняющие знакомую структуру, но ведущие прорицателей странными тропинками («Заповедный лес», «Таро огоньков фей» и другие). Возможно, мы можем наблюдать рождение новых традиций. И история карт Таро на этом не закончится…

Читайте также:  Определение сущностей по таро

Источник

Происхождение карт. История Таро. Версии, гипотезы, предположения.

Происхождение карт, как для игры, так и для гадания, к сожалению, вызывает больше вопросов, чем ответов. А история Tarot на сегодняшний момент – это набор множества версий и гипотез, зачастую невероятных и противоречащих друг другу. С уверенностью можно сказать лишь одно, что об истории происхождения карт Таро доподлинно ничего не известно.

Документально первые упоминания о картах и карточных играх появляются лишь в 14 веке. Однако большинство исследователей пришли к заключению, что история Tarot гораздо более древняя, чем принято думать. Учитывая, что в 14 веке карты были широко распространены, а колода уже представляла универсальную, логичную систему с включением архетипических образов, то доводы людей, изучающих историю Таро, в пользу более раннего происхождения карт не лишены оснований.

Предлагаю вашему вниманию замечательную статью о происхождении карт «Таро — шифровка из прошлого» Елена МОДЕНОВА, размещена с разрешения автора.

В последние несколько десятилетий во всем мире наблюдается повышенный интерес к предсказательным системам и практикам, в особенности, к картам Таро. Используемые для гадания карточные символы в течение веков завораживали людские умы и продолжают это делать до сих пор, каждый раз раскрывая свои новые и новые грани…

Их используют для предсказаний и медитаций, покупают для коллекций и игр, с ними работают психологи, к ним обращаются люди разных возрастов, профессий, материального достатка. В Таро есть что-то, вызывающее живой интерес. Обратимся же к их истории, затерянной в глубине веков.

Родина – Древний Египет

Самые ранние документальные свидетельства позволяют предположить, что Таро пришли в Европу из мусульманского мира где-то около 1375 года. Они использовались в Италии в карточной игре, которая носила французское название Les Tarots. Долгое время карты Таро применялись только для игры, и лишь в конце XVIII века с помощью их стали делать предсказания.

Колода Мантеньи. 1465 год

Колода Таро состоит из пятидесяти шести карт, известных как Младшие Арканы, и двадцати двух картинок, получивших название Старших Арканов. Первые письменные упоминания о Старших Арканах появляются лишь после 1445 года, которым датируются самые ранние из дошедших до нас карточных колод.

Хотя придворные и числовые карты Младших Арканов Таро несомненно связаны с игральными картами, которые остаются в ходу и по сей день, всё-таки можно предположить, что сами Таро гораздо старше.

Одна из гипотез гласит, что карты Таро возникли на основе египетских иероглифов, и что во времена фараонов Таро было собранием чеканных фресок на стенах тайного храма, на которых изображались важнейшие оккультные истины.

Популярность «египетской» гипотезы происхождения Таро можно объяснить характерным в Европе для рубежа XVIII—XIX веков интересом к Древнему Египту. Поскольку культура Египта считалась одной из самых древних в мире, то эта теория получила очень широкое распространение.

Наследие Атлантиды

Согласно другой гипотезе, двадцать два Старших Аркана Таро представляют собой шифрованную запись вероучения монашеского ордена тамплиеров. Карты рыцарей-храмовников были предназначены для того, чтобы безопасно передавать знания, не вызывая подозрений у случайных свидетелей.

Также существуют предположения о том, что карты Таро попали в Европу из Азии благодаря цыганам; что их изобрели арабы, а в Европу доставили рыцари-крестоносцы; что Таро были изобретены в Индии и представляли собой древнейший аналог шахмат.

Некоторые исследователи утверждают, что Таро – это наследие Атлантиды и они имеют неземное происхождение. Однако, все эти гипотезы происхождения карт Таро крайне маловероятны и, скорее всего, являются просто красивыми мифами и предположениями.

Авторские колоды Таро

Основной дошедшей до нас старейшей колодой является колода Висконти-Сфорца, названная так по семье ее обладателей: в ней есть традиционные четыре масти и 22 карты Старших Арканов.

Эта колода датируется приблизительно 1450 годом. Она была изготовлена по заказу миланского герцога Висконти. Вообще, все первые колоды Таро рисовали известные художники, поэтому пользоваться такими картами могли только знатные люди.

Также стоит отметить так называемую колоду Мантеньи, созданную примерно в то же время, что и колода Висконти-Сфорца. Колода состоит из 50 карт и не содержит Младших Арканов, поэтому она не подпадает под определение Таро, несмотря на сходство с некоторыми традиционными образами Старших Арканов.

Первое документальное упоминание об авторских колодах Таро относится к концу XIV века. Речь идёт о трёх позолоченных и разнообразно украшенных колодах карт, написанных художником Жакмьеном Григонье для французского короля Карла VI. За основу он взял цыганские карты и продал их королю за 50 су.

В Национальной библиотеке Парижа лежат семнадцать карт, приписываемые Григонье, хотя есть мнение, что они созданы в Венеции в XV веке.

С 1500 года начали появляться печатные колоды Таро, что вызвало волну популярности игры в народе. Многие подлинные исторические колоды Таро были созданы во Франции. И из них наибольшей известностью пользуется «Марсельское Таро», графика которого не изменялась с XVIII века.

Читайте также:  Значение карт таро маг отношения

В первых колодах 22 Старших Аркана играли роль постоянных козырей (кроме Шута, которым можно было играть вместо любой другой карты). Остальные 56 карт, четыре карточные масти Младших Арканов тогда, похоже, соотносились с четырьмя сословиями: мечи представляли знать, кубки – духовенство, монеты – купцов и горожан, а посохи – крестьян и слуг.

Карты Двора Паж, Рыцарь, Королева и Король условно обозначали четыре ранга аристократии в порядке увеличения власти. В дальнейшем масти назывались по-разному, пока с распространением карточного печатания не утвердились фигуры червей, бубен, пик и треф.

22 буквы иврита

Популярность Таро росла, что способствовало появлению множества эзотериков, имевших собственный взгляд на этот предмет.

Гермес Трисмегист

В XVIII веке представитель французского масонства мыслитель Антуан Кур де Жеблен рассматривал отношение карт Таро к египетской культуре. В ходе обширного оккультного исследования он разработал гипотезу о связи между Таро и так называемой «Книгой Тота». Авторство этой книги приписывают легендарному Гермесу Трисмегисту – древнегреческому алхимику и магу.

В середине XIX века дело Кура де Жеблена продолжил другой французский оккультист, Альфонс Луи Констан (псевдоним Элифас Леви). Он разработал систему интерпретации карт Таро, в том числе и колоду Райдер-Уэйта.

Он же установил связь Таро и Каббалы (старинной еврейской мистико-магической системы), что до сих пор вызывает споры относительно истинных соответствий 22 Старших Арканов и 22 букв иврита, которые, согласно Каббале, являют собой слова, с помощью которых неведомый бог проявлял себя во Вселенной.

Знания о законах мироздания

Следующим выдающимся исследователем и систематизатором Таро был Жан-Батист Альетт (псевдоним Эттейла), современник и ученик Кур де Жеблена. Он не увлекался “философским” аспектом символики Таро, а систематизировал и привёл в порядок систему гадания на картах. Именно он ввел понятие “прямая карта”, “перевернутая карта”, “бланка (сигнификатор)”.

Продолжателем идей Элифаса Леви стал французский врач Жерар Энкоссе (псевдоним Папюс). В 1889 году Папюс издал книгу «Цыганское Таро», ставшую классикой Таро и окончательно сформулировал идею шифрованного карточного ключа для передачи знаний о законах мироздания в доступной и понятной форме.

Иллюстрациями к книге «Цыганское Таро» послужила колода из 22 Старших Арканов швейцарца Освальда Вирта, изданная в том же году. Таким образом, Вирт и Папюс положили начало особой ветви оккультной традиции Таpо.

Древо Жизни

В XX веке картами Таро вплотную занялись оккультисты из ордена “Золотой Зари”. Один из руководителей ордена Артур Эдвард Уэйт выпустил в 1908 году книгу “Ключ к Таро” и вместе с художницей Памелой Колмен-Смит изготовил новую колоду Таро, где Младшие Арканы были иллюстрированы, что облегчило понимание колоды. Благодаря этому новшеству колода Таро Уэйта завоевала весь мир.

Марсельская колода

Огромный вклад в Таро сделал и известный оккультист и мистификатор Алистер Кроули. Во время второй мировой войны он написал свою “Книгу Тота” и изготовил соответствующую колоду Таро. Его книга представляет собой фундаментальный труд, посвящённый символике Таро, а также их каббалистическим и астрологическим соответствиям.

Таро Тота основана на Каббале и отражает структуру Древа Сфирот – Древа Жизни, это эксклюзивная колода Таро, мистические образы которой воплотила художница леди Фрида Харрис.

Итак, история становления современного Таро фактически сложилось из появления двух колод: «Марсельского Таро» и «Таро Райдер-Уэйта». Первую колоду характеризует наличие символических рисунков только на Старших Арканах, вторую же – их наличие и на Старших и на Младших.

В некоторых ранних колодах содержится более семидесяти восьми карт, порядок их следования несколько раз менялся. Все известные колоды прекрасно оформлены, и каждую из них можно считать достойным, хотя и своеобразным произведением искусства. Более того, многие люди покупают карты Таро просто как миниатюрные картины, а не как гадальный инструмент.

Сейчас в мире существует большое разнообразие Таро. Помимо «классики», в последнее время появилось большое число колод, которые направлены на изучение определенных сфер жизни и познания самого себя. Из всего вышеизложенного возникает вопрос: стоит ли людям обращаться за советом к картам Таро?

Конечно, стоит! С их помощью можно заранее продумать, проанализировать любую ситуацию прошлого, настоящего и будущего, что несомненного позволит избежать ошибок и сделать правильные выводы. Таро помогает увидеть пределы тех ограничений, которые мы сами на себя накладываем, и расширить наше восприятие реальности.

И, несмотря на то, что Таро предпочитает хранить свою историю под покровом тайны, у этой уникальной системы, есть своё настоящее и интересное будущее. Именно в наши дни Арканы Таро начинают раскрывать свой истинный потенциал, свою потрясающую способность отражать человеческие эмоции, современную психологию и жизненные ситуации, через которые проходит каждый человек на протяжении всей своей жизни.

Елена МОДЕНОВА, таролог

Источник

Оцените статью