Гороскоп Омара Хайяма.
Ни в одной исторической хронике того времени нет непосредственных сведений о точной дате рождения Омара Хайяма. Ни один из источников не упоминает день, когда тот появился на свет. Лишь лично знающий Хайяма историк Абул Хасан аль-Бейхаки (1106-1174) в своей книге «Дополнение к «Охранителям мудрости»» сообщает, что Омар Хайям «был из Нишапура и по рождению, и по родителям, и по предкам», а также приводит расположение небесных светил в момент рождения Хайяма: «Его гороскопом были Близнецы. Солнце и Меркурий были в третьем градусе Близнецов, Меркурий был в соединении с Солнцем, а Юпитер был по отношению к ним в тригональном аспекте». Учитывая тот факт, аль-Бейхаки был знаком с родственником Омара Хайяма, к его сообщению можно относится достаточно серьезно.
Индийский исследователь Свами Тиртха, проанализировав геоцентрические долготы Меркурия и Юпитера по средневековым индийским таблицам эфемерид, пришел к выводу, что Омар Хайям родился 18 мая 1048 года.
Советский ученый Ш.Г. Шараф, проверив выводы Тиртхи. Доказала, что между 1015 и 1054 годами Меркурий находился 17, 18 и 19 мая в соединении с Солнцем только три раза – в 1022, 1035 и 1048 годах. Однако Юпитер удовлетворял условию тригонального аспекта только в 1048 году. Из трех дат – 17,18 и 19 мая – наименее вероятной была дата 17 мая, когда разность геоцентрических долгот Солнца и Меркурия равнялась 6 градусам, вместо 4 и 2 градусов 18 и 19 мая. Из двух последних дат точно соответствует указанной в гороскопе долготе Солнца 63 градуса дата 18 мая. Вот так, благодаря знаниям астрологии и дошедшим до наших дней древним астрологическим записям, была восстановлена дата рождения Омара Хайяма – 18 мая 1048 года.
Что касается времени рождения, то единственным ориентиром этого события является лишь сказание о том, что после короткой майской ночи на востоке уже заалело восходящее Солнце, и поднявшийся шум в доме разбудил палаточника Ибрагима, отца Хайяма, который уже задолго до рождения ребенка придумал ему имя – Омар, что означат «жизнь».
Глядя на своего долгожданного первенца (Ибрагиму уже шел пятый десяток лет, когда у него родился ребенок), счастливый отец бережно держал в руках лист бумаги, на котором было написано то, что за не большую плату сообщил ему на базаре бродячий астролог: «Счастье сына моего Омара – Близнецы; Солнце и Меркурий в день его рождения находились в степени восхождения в третьем градусе Близнецов, Меркурий в перигелии, и Юпитер, смотря на них обоих, находится в утроении».
Итак, Омар Хайям родился под знаком Близнецов, с Солнцем, находящимся в 3 градусе знака – градусе Жаворонка, музыкальной и поэтической натуры, но крайней беззащитности и уязвимости в быту. Эта беззащитность и уязвимость, несмотря на сильный характер Хайяма, проявлялось в полной зависимости ученого от воли правителей, из которых одни покровительствовали ему, а другие, наоборот, притесняли его права или, в лучшем случае, оставались равнодушными к его судьбе. Вероятнее всего, Асценндент в его гороскопе попадает в тот же градус, поскольку другие градусы, находящиеся вблизи восходящего Солнца, не подходят по своим характеристикам.
Субдиспозитором градуса и Солнца и Асцендента является Юпитер, который в личностном проявлении Хайяма определял такие его качества, как честь, достоинство, авторитет, учительство и даже внешнюю значимость, а также гордость и независимость в любых условиях жизни (Юпитер в Водолее). При этом тригональный аспект Юпитера из 9 дома гороскопа к Солнцу и Асценденту способствовал духовному росту и авторитету Хайяма, высокому престижу его личности. Из биографии Хайяма. В Бухаре Хайям пользовался покровительством самого государя, что было в 1069-1070 гг., когда ему было всего лишь 21-22 года от роду.
Сатурн в Козероге наделили Хайяма упорством, трудолюбием и твердостью характера, давал в жизни целеустремленность, системность и плановость, а при отсутствии цели или в гонениях – мрачность и затворничество, что особенно сильно ощущалось в конце жизни (в возрасте Сатурна).
Сатурн в 8 доме –высокая духовность с философской направленностью, тяга к оккультизму, интерес к вопросам смерти и потустороннему миру (обратите внимание на цикл стихов, посвященных вопросам смерти и уходу из жизни).
Марс в Тельце даровал Хайяму миролюбивый характер и большое терпение, но и огромную силу сопротивления в случае проявления по отношению к нему невежества. Марс в 12 доме дал также притяжение тайных врагов, но и умение давать им отпор. Известен один эпизод, описанный историком Закарией Казвини в книге «Асар аль-Билад»: «Рассказывают, что один из факихов приходил ежедневно к Омару перед восходом Солнца и под его руководством изучал философию, на людях же отзывался о нем дурно. Тогда Омар созвал к себе всех барабанщиков и трубачей, и когда законовед пришел на урок, Омар приказал им бить в барабаны и дуть в трубы, и собрался к нему со всех сторон народ. Омар сказал: «Внимание, о, жители Нишапура! Вот вам ваш Алим: он ежедневно в это время приходит ко мне и постигает у меня науку, а среди вас говорит обо мне так, как вы знаете. Если я действительно таков, как он говорит, то зачем он заимствует у меня знание; если же нет, то зачем поносит своего учителя?»
Другие, отзываясь о характере Хайяма, говорили, что он был «резок и скрытен». Однако, «резкость» в характере, как ни парадоксально, предполагает открытость, ибо резкие слова произносятся в глаза собеседнику. В то же время скрытный человек, будучи, прежде всего, осторожным, не может быть резким, потому что каждое его слово прохо
Источник
Кто по гороскопу омар хайям
Ещё одна интересная статья ( в некотором сокращении) , источник : http://irrox.com.ru/omar-hajam
Я попыталась воспроизвести гороскоп Омара Хайама, данный в статье и с удивлением. Нет, не так. С УДИВЛЕНИЕМ. обнаружила, что он построен и проинтерпретирован в Плацидусе. Поискав в интернете, поняла, что концов статьи не отыскать, и что источник, откуда я её взяла — вовсе не источник, ну то есть статья без авторства, просто постоянно дублируется на сайтах. Но всё же кто-то же её писал, и более того говорит, что сам Омар Хайм знал, что с ним будет именно из своего гороскопа. С этим не поспоришь. Но позвольте. Очевидно, не в Плацидусе же он его строил! Коллеги, может у вас получится как-то иначе. Предлагаю статью вашему вниманию.
Еще до недавнего времени поэт Омар Хайям и математик Омар ал-Хайями рассматривались как разные люди. Например, в русском энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, в томе 42, имеется статья «Омар Аль-Каями» об ученом, а в 73-м томе — статья «Хейям или Омар Хейям» о поэте. Лишь недавно были найдены относящиеся к средним векам документы, в которых о Хайяме говорится как об ученом и поэте в одном лице. Просто в персидских сочинениях автор именуется Омар Хайям, а в арабских — Омар ал-Хайями.
Установить дату рождения Хайяма помог гороскоп, приведенный лично знавшим его историком Абу-л-Хасаном ал-Байхаки в книге «Дополнение к «Охранителям мудрости»: «его гороскопом были Близнецы; Солнце и Меркурий были в 3-ем градусе Близнецов, Меркурий был в соединении, а Юпитер был по отношению к ним обоим в тригональном аспекте».
Первым анализ гороскопа выполнил индийский исследователь Свами Говинда Тиртха, получив точную дату рождения — 18 мая 1048 г. До его исследования в большинстве источников (в том числе — во втором издании БСЭ) указывался 1040 год рождения.
Детские и юношеские годы Омара Хайяма прошли в Нишапуре. О его семье сведений не сохранилось. Прозвище — Хайям, что означает «палаточник», «палаточный мастер», позволяет высказать предположение, что его отец принадлежал к ремесленным кругам. Во всяком случае, Луна во II доме показывает, что семья располагала достаточными средствами, чтобы предоставить сыну возможность многолетней серьезной учебы. Омар Хайям учился сначала в Нишапурском медресе, имевшем в это время славу аристократического учебного заведения, готовящего крупных чиновников для государственной службы (Юпитер и Сатурн в IX доме), затем продолжал образование в Балхе и Самарканде. Девятый дом в Козероге говорит о фундаментальном образовании, — и действительно, он овладел широким кругом точных и естественных наук, развитых в его время: математикой, геометрией, физикой, астрономией; специально изучал философию, теософию, корановедение, историю, правоведение и весь комплекс филологических дисциплин, входящих в понятие средневековой образованности; был начитан в родной поэзии, знал в совершенстве арабский язык и арабскую литературу, владел основами стихосложения. Омар Хайям был искусен в астрологии и врачевании, профессионально изучал теорию музыки. Он ознакомился с достижениями античной науки — трудами Архимеда, Евклида, Аристотеля, переведенными на арабский язык.
Хайям не только великолепно на память знал Коран, но мог дать толкование любого аята этой главной книги мусульман. Поэтому даже ведущие теологи Востока не считали зазорным для себя обращаться к нему за консультациями (отсюда, вероятно, титул Плечо Веры). Однако его идеи (Плутон на MC в Водолее) не вписывались в ортодоксальный ислам. Главным направлением его научных занятий становится математика. Во время прохождения дирекционного Сатурна по МС (в 25 лет) он делает свои первые научные открытия. Математический труд «Трактат о доказательствах проблем алгебры и ал-мукабалы» (с чем едят последнюю я не знаю), написанный им в Самарканде в шестидесятые годы XI века, приносит Омару Хайяму славу выдающегося ученого. Ему стали оказывать покровительство меценатствующие правители.
В 1074 г., когда дирекционный Сатурн соединился с натальным Плутоном, возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане. В 1077 г., на дирекционном Солнце в соединении с натальной Луной, завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида». В 1079 г. вместе с сотрудниками вводит в действие календарь (дирекционный Марс в соединении с натальным Солнцем). Этот календарь, получивший название по имени заказавшего его султана «Маликшахово летосчисление», имел в своей основе тридцатитрехлетний период, включавший восемь високосных годов; високосные годы следовали семь раз через четыре года и один раз через пять лет. Проведенный расчет позволил временную разницу предлагаемого года, по сравнению с годом тропическим, исчисляющимся в 365,2422 дня, свести к девятнадцати секундам. Следовательно, календарь, предложенный Омаром Хайямом, был на семь секунд точнее ныне действующего григорианского календаря (разработанного в XVI веке), где годовая ошибка составляет двадцать шесть секунд. По не вполне понятным причинам разработанный календарь так и не был внедрен. Сам Хайям пишет, что «время не дало возможности султану закончить это дело, и високос остался незаконченным.
В 1080 г., когда дирекционный Марс начал свое прохождение по натальным Солнцу, Венере и Меркурию, Хайям пишет философский «Трактат о бытии и долженствовании», а вскоре другое философское сочинение — «Ответ на три вопроса». Четверостишия гедонического характера также были созданы Омаром Хайямом, по предположению его биографов, в Исфахане, в пору расцвета его научного творчества и жизненного благополучия.
В последние годы 11 века, когда дирекционное Солнце сформировало оппозицию к натальному Сатурну меняется правитель Исфахана и обсерватория закрывается. Омар Хайям совершает паломничество в Мекку. В 1097 году, при прохождении дирекционного Нептуна по ASC, работает врачом в Хорсане и пишет трактат на языке фарси «о всеобщности бытия». Хрестоматийным стал рассказ об эпизоде, связанном с полным крушением придворной карьеры Омара Хайяма, — некоторые биографы относят его к 1097 году (дирекционный Юпитер на нисходящем Лунном Узле и дирекционный Марс в квадратуре к Узлам). Вот как описывает этот эпизод Ал-Байхаки: «Однажды имам Омар пришел к великому султану Санджару, когда тот был мальчиком и болел оспой, и вышел от него. Визир Муджир ад-Даула спросил у него: «Как ты нашел его и чем ты его лечил?» Он ответил «Мальчик внушает страх». Это понял слуга-эфиоп и доложил султану. Когда султан выздоровел, по этой причине он затаил злобу на имама Омара и не любил его». Этот эпизод, по-видимому, относится к первым годам царствования старшего сына Малик-шаха Баркьярука, вскоре после того, как умер от оспы младший — Махмуд (примерно в это время болел оспой и сам Баркьярук, но выздоровел). Как видно, Санджар заподозрил Хайяма в недобросовестном лечении или в «дурном глазе». Возможно, что это было связано с тем, что Хайям участвовал и в лечении Махмуда и Баркьярука. Так или иначе, но Санджар, ставший впоследствии султаном, правившим сельджукидским государством с 1118 по 1157 год, на всю жизнь затаил неприязнь к Омару Хайяму.
Так, неосторожно высказанное сомнение в жизнеспособности одиннадцатилетнего мальчика стало впоследствии причиной полного трудностей, нвзгод, тоски и лишений периода, продлившегося до конца жизни. Было ли это предопределением Судьбы? В своих рубайят Хайям много размышляет об этом. Полная предопределенность трагична в самой своей сути, ведь если каждый шаг человека предопределен, возмездие лишено смысла.
Не дай себя отвлечь,
За блёстками не рвись;
Добра ли, зла судьба,
А всё равно — трудись.
В игре не только ты,
Все проиграть способны:
И Мекки гордый храм,
И небосвода высь.
Дословно так: «Попусту за всяким сверканием не следует рваться. Несмотря на добро и зло судьбы, следует работать. О небесах и о мечети Каабы благословенной: всякому узору, который становится виден, ему может последовать проигрыш». Последнее слово, означающее проигрыш именно в азартной игре, является организующим центром для понимания всего четверостишия. Все проиграть способны, в том числе и небосвод. Это значит, диктуемое небосводом движение событий — не монотонный бездушный механизм, неотвратимо катящийся по людям, как арба по булыжной мостовой (т.е. не абсолютный детерминизм), а скорей азартная игра в кости, игра опытного шулера против простачка (неполный детерминизм, с некоторой долей случайности). При неуклонном старании даже слабый игрок (человек) имеет шанс на удачу против сильнейшего (высших сил). Иными словами, человек может порой и сам повлиять на свою судьбу. Рок силен, но не всесилен.
О позднем периоде жизни Омара Хайяма известно также мало, как и о его юности. Сохранился лишь один эпизод, изложенный Низами Арузи, относящийся к этому периоду жизни Хайяма и показывающий, что Хайям мог делать метеорологические прогнозы. «Зимою 1114 года в городе Мерве, — рассказывает Низами Арузи в главе «О науке, о звездах и о познаниях астролога в этой науке», — султан послал человека к великому ходже Садр ад-дин Мухаммаду ибн Музаффару — да помилует его Аллах! — с поручением: «Скажи ходже имаму Омару, пусть он определит благоприятный момент для выезда на охоту, так, чтобы в эти несколько дней не было ни дождя, ни снега. А ходжа имам Омар общался с ходжой и бывал в его доме. Ходжа послал человека, позвал его и рассказал ему о происшедшем. Омар удалился, два дня потратил на это дело и определил благоприятный момент. Сам отправился к султану и в соответствии с этим определением усадил султана на коня. И когда султан сел на коня и проехал расстояние в один петушиный крик, набежала туча, и налетел ветер, и поднялся снежный вихрь. Все засмеялись, и султан хотел уже повернуть. Ходжа имам Омар сказал: «Пусть султан успокоит сердце: туча сейчас разойдется и в эти пять дней не будет никакой влаги». Султан поехал дальше, и туча рассеялась, и в эти пять дней не было никакой влаги, и никто не видел ни облачка». На успехи в астрологических предсказаниях в это время указывает секстиль дирекционного Урана к натальному Юпитеру и секстиль дирекционного Солнца к Урану.
Долгое время самой вероятной датой смерти Омара Хайяма считался 1123 год. Имеется несколько дошедших до нас источников, частично противоречащих друг другу. Д Низами Самарканди рассказывает о посещении им могилы Хайяма через четыре года после смерти, из чего следует, что ученый умер в 1131-32г. С другой стороны в рукописи писателя Яр-Ахмеда Табризи «Дом радости» есть два указания на возможную дату смерти. «Продолжительность его жизни «ab» солнечных года. «ab» — две цифры, написанные неразборчиво, но первая из них выглядит как 7 или 8, а вторая как 2 или 3. Вторая фраза, по-видимому, относящаяся к Хайяму: он умер в «четверг 12 мухаррама 555 года в деревушке одной из волостей округа Фирузгонд близ Астрабада». Этот ребус еще более осложняется вероятными ошибками в приведенных источниках. Возможны два решения, в зависимости от использования астрономических таблиц. Если принять первый вариант — 23 марта 1122 г., то приходится допустить наличие ошибок в первых двух источниках. Другой вариант 4 декабря 1131 г. — не противоречит ни одному из документов, и именно его, по-видимому, следует считать наиболее вероятной датой кончины. Тем более, что эта дата подтверждается еще и астрологическими показателями — дирекционный Уран на куспиде VIII дома.
Как сообщают историки, в последние часы жизни Омар Хайям читал «Книгу исцеления» Ибн Сины (Авиценны). Он дошёл до раздела «О единстве и всеобщности» философского сочинения, положил на книгу зубочистку, попросил позвать необходимых людей, чтобы сделать завещание. Вечером, окончив последнюю молитву, поклонился до земли и сказал: «О боже, ты знаешь, что я познал тебя по мере моей возможности. Прости меня, мое знание тебя — это мой путь к тебе». И умер.
Современник Хайяма пишет: «Однажды в городе Балы, на улице работорговцев, во дворце эмира, на пиру за веселой беседой наш учитель Омар Хайям сказал: «Меня похоронят в таком месте, где всегда в дни весеннего равноденствия свежий ветер будет осыпать цветы плодовых ветвей». Через двадцать четыре года я побывал в Нишапуре, где был похоронен этот великий человек, и попросил указать мне его могилу. Меня привели на кладбище Хайры, и я увидел могилу у подножия садовой стены, осененную грушевыми и абрикосовыми деревьями и осыпанную лепестками цветов так, что она была совершенно скрыта под ними. Я вспомнил слова, сказанные в Балхе, и заплакал. Нигде во всем мире до обитаемых его границ не бывало человека, подобного ему»» «»Откуда Хайям мог узнать, как будет выглядеть его могила? Опять же, из своего гороскопа. Ведь одно из названий IV дома — «конец всех вещей», «могила». Куспид IV дома расположен во Льве, а управитель — в соединении с Венерой, что как нельзя лучше подходит под приведенное выше описание.
Ныне над могилой Омара Хайяма в Нишапуре возвышается величественный надгробный памятник — одно из лучших мемориальных сооружений в современном Иране. Он был воздвигнут в 1934 г. на средства, собранные почитателями творчества Хайяма в разных странах. Надпись на обелиске гласит: СМЕРТЬ МУДРЕЦА 516 г. ХИДЖРЫ ПО ЛУННОМУ КАЛЕНДАРЮ. У могилы Хайяма присядь и свою цель потребуй, Одно мгновенье досуга от горя мира потребуй. Если ты хочешь знать дату построения обелиска, Тайны души и веры у могилы Хайяма потребуй.» Авторы надписи считали, что Хайям умер в 516 г. (1122-1123г.). Вполне возможно, что историки будущего еще поломают голову над датой возведения обелиска, на которую, в соответствии с восточной традицией, указывает последняя строка четверостишия. Разгадка такова: если заменить каждую букву строки ее числовым значением в арабской буквенной нумерации и сложить эти числа, в сумме получится 1313г., что соответствует 1934 г. по нашему календарю.
Источник