Кто хлестаков по знакам зодиака

Хлестаков — образ и характеристика героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

«Ревизор» — необычная комедия для своего времени. Привыкшая к бытовым, семейным ситуациям публика с удивлением обнаружила на сцене качественно иной конфликт, разобраться в котором не так просто. Требуется внимательное рассмотрение характеристики образа Хлестакова, чтобы проникнуть в суть противостояния в гоголевской пьесе.

Образ жизни мелкого чиновника

Сын зажиточного помещика, Иван Александрович Хлестаков живёт в Петербурге, занимает одну из низших канцелярских должностей. Ничтожное жалование и средства, высылаемые отцом, молодой щёголь проматывает мгновенно. Карьерой не озабочен, стараний, чтобы выбиться в люди, не прилагает. В этом образе представлен совсем иной тип мелкого чиновника, чем в Башмачкине или в Чичикове. Это прожигатель жизни, претендующий на жизненные блага, которые недоступны ему по статусу. Отсюда дорогая одежда, которая через неделю после покупки отправляется на вещевой рынок. Отсюда изысканные блюда и напитки, заказываемые на протяжении трёх дней после получения денег от отца, а потом заменяемые кашей и чёрствым хлебом. Отсюда увлечение театром, картами, шумными вечеринками, желание всегда и всюду производить впечатление значительной, интересной, важной фигуры.

Хлестаков в роли ревизора

Эта потребность натуры Хлестакова объясняет, почему опытные в обмане и обращении с начальством чиновники принимают «вертопраха», «сосульку, тряпку за важного человека». Поначалу признаком высокого положения является только столичный вид молодого чиновника и факт, что он не платит за номер. А потом сытный обед, обильная выпивка и всеобщее внимание заставляют Ивана Александровича потерять всякие берега и, наконец, почувствовать себя тем, кем всегда хотел быть. Важной шишкой. Внезапный успех, о причинах которого герой даже не задумывается, кружит ему голову. Ничтожный человек, не способный ни к какому настоящему делу, он счастлив и окрылён успехом в чужой роли. Его главное качество — стремление пускать пыль в глаза, притворяться чем-то значительным — разворачивается в полной мере. Гоголь писал: «Он не лгун по ремеслу, он сам позабывает, что лжёт, и уже сам почти верит в то, что говорит». Наслаждаясь неожиданным счастьем, Хлестаков не понимает смысла своих поступков, у него «лёгкость в мыслях необыкновенная». Поведение героя лишено всякой логики: он просит руки Марьи Антоновны, почти забыв, что только что объяснялся в любви её матери.

Плохой ли человек Хлестаков

Обычный комедийный конфликт основан на противоречии между умеренно плохим (жадностью, глупостью, лицемерием, похотью и пр.) и хорошим (любовью, правдивостью, щедростью, добротой). В финале положительные герои неизменно одерживают верх над униженным и осознавшим свою неправоту противником.

В «Ревизоре» городская администрация во главе с городничим посрамлена. Значит ли это, что Хлестаков представляет в пьесе силы добра? Разумеется, нет. Он не стремился доказать чиновникам порочность их образа жизни, не пытался преобразовать жизнь и нравы города. Хлестаков живёт и действует в рамках общепринятого среди взяточников и бездельников закона: степень уважения к лицу всецело зависит от занимаемого им места. Такое устройство мира ему кажется справедливым. Важно лишь подняться повыше в социальной иерархии. Поэтому, начав врать, он упоминает абсолютно все аспекты общественной жизни, от управления департаментом и многочисленных курьеров до визитов во дворец, иностранных дипломатов, писательства, театра. Хлестаковым система наказывает сама себя. Люди, совершающие должностные преступления, в глубине души ожидают и боятся, что их настигнет карающая рука правосудия. В «петербургской штучке» чиновники увидели того, кого ждали.

К отрицательным персонажам героя нельзя отнести. Он не зол, не подл, никому не желает плохого, никого не хочет обмануть. Он просто до предела легкомыслен. Действует и говорит по первому побуждению, без всякого расчёта. В жизни столичного жуира всё происходит словно само собой, независимо от его воли.

Значение образа

Иван Александрович — сын своего времени. Никогда в жизни ему, дворянину, не приходилось заботиться о средствах к существованию, о себе. Достаточно бездумно плыть по течению, полагаясь на удачу. Образ Хлестакова, человека, не способного повзрослеть, обрести хоть какую-то ответственность, имеет и вневременное значение. Самодостаточность человека определяется, прежде всего, осознанностью поведения, осмысленностью слов и действий, способностью развиваться. Хлестаков не достоин называться личностью, поскольку его сущность состоит в стремлении спрятать свою пустоту за маской, которая кажется привлекательной для окружающих. Одна из авторских ремарок к его реплике гласит: «рисуется». Рисоваться, представляться кем-то другим — единственно возможная манера поведения этого персонажа. Ведь самого его, в сущности, нет.

Читайте также:  Стихии знаков зодиака цвет

Характеристика образа Хлестакова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Хлестаков

История персонажа

Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» входит в число самых инсценируемых пьес в мире. Главный герой произведения – Иван Хлестаков. Он случайно оказывается в уездном городе, где все чиновники принимают его за проверяющего.

Портрет Николая Гоголя

Анализируя описание персонажа, стоит отметить, что главными чертами образа были легкомысленность и безответственность. Мот и транжира, Хлестаков спускал отцовские деньги и находился в положении должника перед трактирщиком, в чьем заведении снимал комнату для себя и слуги Осипа. Гоголь называл героя пустейшим человеком, и события, описанные в произведении, подтверждают авторскую характеристику.

История создания

Пьеса имеет любопытную историю. На нее Гоголя вдохновил другой писатель. Им оказался Александр Сергеевич Пушкин. «Солнце русской поэзии» поведал приятелю забавный анекдот о приезде в губернию ложного ревизора, посетившего Устюжну и получившего большую взятку, обманув местных чиновников. Ловкое мошенничество персонажа воодушевило Гоголя. Уверенный в том, что комедия имеет большие перспективы и способна сыграть важную роль в литературе, он решил написать пьесу, тема которой была актуальной в этот период времени.

Пушкин у Гоголя

Повсеместно в России обнаруживались псевдоревизоры, посещавшие разные волости и обиравшие тамошних чиновников. Сюжет о находчивом Хлестакове не теряет остроту с течением времени и остается востребованным спустя десятилетия.

Примечательно, что создание комедии давалось Гоголю нелегко. Литературоведы уверяют, что писатель даже подумывал о том, чтобы оставить пьесу неоконченной. В начинании автора поддерживал Пушкин, настаивавший на завершении произведения. «Ревизор» был написан в 1835 году, а в 1836 состоялось первое публичное чтение в доме Василия Жуковского. Впоследствии пьесу поставили на театральных подмостках, и спектакль с восторгом воспринимался публикой.

Гоголь, Пушкин и Жуковский

В центре произведения – дворянин, чьи внешность и характер не вызывают уважения. О таких, как он, говорят: «Без царя в голове». Волею судеб оказавшийся в уездном городке, где его приняли за ревизора, Хлестаков пользуется сложившейся ситуацией ради собственной выгоды. Герой использует новых знакомых, берет взятки и сбегает с места преступления. Его появление в провинции изобличает грязные делишки местных властей, лицемерие и грехи, поэтому значение персонажа для этого произведения велико.

Автор дает герою имя Иван Хлестаков не просто так. Анализ имени и фамилии показывает, что самое простое и русское начало в них сочетается с «говорящим» смыслом. Герой буквально «хлестал» действующих лиц произведения, принимая навязанную роль и не противореча предположениям, позволяя чиновникам обманываться.

Книги Гоголя «Ревизор»

Хлестаков ловко манипулировал всеми, кто встречался на пути. Его манера поведения менялась. Со слугой герой капризничал и грубил, с женщинами заигрывал, превознося свои достоинства. Городничий и чиновники вселяли в него страх, а затем позволяли выдумывать небылицы, выходя из любой ситуации безнаказанным.

Сюжет

Иван Хлестаков в компании слуги Осипа находится в пути из Петербурга в Саратов. На его пути лежит уездный городок, где герой останавливается, чтобы передохнуть и поразвлечься партией в карты. Проиграв все, что у него было, и оказавшись в долгах, Хлестаков оказывается замешанным в неловкую ситуацию. Местные чиновники ждут приезда столичного ревизора и боятся, что взяточничество и воровство, процветающие в провинции, станут общеизвестны.

Иллюстрация к комедии «Ревизор»

Городничий Сквозник-Дмухановский – первый, кому становится известно о приезде ревизора. Он собирает чиновников и читает послание из Петербурга. Случайно узнавшие о проигравшемся постояльце трактира Бобчинский и Добчинский предполагают его сходство с ожидаемым ревизором. Суетясь и паникуя, чиновники начинают маскировать свои недоделки.

Находящийся в бедственном положении, Хлестаков живет в самом дешевом номере и думает о том, где бы раздобыть еды. К нему с визитом наведывается городничий, уверенный в том, что распознал ревизора. Хлестаков в свою очередь решает, что городничий пришел из-за долгов за проживание. Его удивление сложно скрыть, когда городничий предлагает взятку. Иван решает, что встретил хорошего человека, и принимает помощь. Антон Антонович полагает, что ему удалось подкупить ревизора, и тот необычайно хитер.

Читайте также:  Сказочный патруль знаки зодиака персонажей

Хлестаков на сцене театра

Новый знакомый приглашает Хлестакова посетить богоугодные заведения, надеясь напоить ревизора. Захмелевший гость, очутившись после экскурсии в доме городничего, знакомится с его семьей, рассказывая, что был в чине, весомом в Петербурге. Герой приписывает себе небывалые достижения в литературе и музыке, повествует о шикарных приемах и балах. Не многие понимают, что он врет. Хлестаков без тени стыда идет в спальню. Наутро он ничего не помнит, а чиновники выстраиваются в очередь, чтобы отдать ему дань почтения.

Хлестаков, уверенный, что одалживает деньги, принимает взятки, попирая любые жизненные идеалы. Суть происходящего доходит до него в момент визита горожан, решивших пожаловаться на управленцев. Взятки жителей городка он не принимает, но они становятся добычей слуги Осипа. Хлестаков просит руки дочери городничего, и тот отвечает согласием. Лжеревизор вместе с собранными деньгами и невестой сбегает.

Главные герои пьесы «Ревизор»

В финале комедии городничий собирает чиновников, которые чувствуют облегчение после приема петербургского гостя. Он доволен удачным замужеством дочери и мнит, что все его жизненные цели будут реализованы после переезда в столицу. Городничему мерещатся высокая должность и почет. Внезапно почтмейстер передает письмо, оповещающее о проделке Хлестакова и о прибытии в город настоящего проверяющего.

Экранизации

Роль Хлестакова на театральной сцене и на большом экране доставалась именитым артистам. Первая советская кинокартина по сюжету классической пьесы вышла в 1951 году. Режиссер Владимир Петров пригласил на роль Ивана Хлестакова знаменитого артиста той эпохи – Игоря Горбачева.

В 1977 году советский постановщик Леонид Гайдай выпустил ленту под названием «Инкогнито из Петербурга». Роль проверяющего в фильме исполнил Сергей Мигицко, чья карьера на сцене и в кино в это время набирала обороты.

Евгений Миронов в роли Хлестакова

Евгений Миронов сыграл Хлестакова в картине «Ревизор», поставленной режиссером Сергеем Газаровым. Лента вышла на большие экраны в 1996 году.

Цитаты

После того как произведение было опубликовано, понятие «хлестаковщина» стало общеупотребительным. Даже сегодня этим расхожим выражением описывают ситуацию взяточничества и попустительства со стороны правящих органов и проверяющих. В лице Хлестакова описаны самые яркие недостатки и грехи людей, представляющих власть. Цитаты из монологов героя уместны во многих современных ситуациях, поэтому часто используются журналистами.

Хлестаков

«Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит — нет, черт возьми, не проходит», — эта фраза показательна и описывает ненасытность физического и материального характера одновременно.

Заносчивость и снобизм скользят во фразе: «Ну, ну, ну… оставь, дурак! Ты привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! Со мной не советую…»

Хлестаков, зазнавшись, проявляет самоуверенность и возносит свою персону над другими. Он ничего не требует от чиновников и, видя, что они сами готовы преподнести ему все, что душа пожелает, с ложной скромностью заявляет:

«…Я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность».

Поняв, насколько легко использовать ситуацию в свою пользу, Хлестаков потерял стыд и стеснение. Он критиковал благодать, которой его окружали, завирался без зазрения совести и начал одалживать деньги у каждого встречного:

«Со мной престранный случай: в дороге совершенно издержался. Нет ли у вас денег взаймы, рублей четыреста?». Обобрав чиновников, Хлестаков уезжает восвояси с полными карманами чиновничьих сбережений, оставляя новых знакомых ни с чем.

Источник

Иван Александрович Хлестаков («Ревизор»)

Знаменитая комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» поражала современников автора оригинальностью и смелостью сюжетной линии, но, важно отметить, что в наши дни многие из поднимаемых в ней тем являются очень актуальными. Чего стоит одна лишь характеристика образа Хлестакова — главного героя повествования, задуманного Гоголем безнравственным и безответственным человеком. Этот персонаж является обобщённым олицетворением плачевного падения чиновничества Российской империи николаевских времён, а также служит идеальным примером для людей 21 века, как не следует устраивать свою жизнь нечестным путем.

Читайте также:  Кто по знаку зодиака юлия меньшова

Иван Александрович Хлестаков — мелкий петербургский чиновник, отпрыск дворянского рода. Этот глуповатый и легкомысленный персонаж — вовсе не интриган, он просто делает то, чего от него ждут чиновники губернского города — берёт взятки. Образ Хлестакова играет важную роль в выявлении преступных действий чиновников.

Образ героя

Хлестакову на момент повествования чуть больше двадцати лет, как становится известно из текста, вырос он в дворянской, пусть и не очень состоятельной, семье. Всё своё время он проводит в увеселениях, чем отдаленно напоминает другого известного персонажа — Евгения Онегина, вот только, в отличие от него, Хлестаков абсолютно глуп, легкомыслен, не думает о своём поведении и совершенно не умеет планировать свою жизнь. Все его поступки случаются под давлением обстоятельств, кажется, он вообще не задумывается о совершённых им действиях.

Герой вольно обращается с деньгами, кроме того, одержим азартными играми, хотя постоянно проигрывает. Примечательно, что за его долги полностью расплачиваются престарелые родители. Хлестаков презирает честный труд, не отличается старательностью и прилежанием. Несмотря на то, что он имеет чиновническое звание, его карьера застывает на одном месте без возможности дальнейшего развития. Это неудивительно: Хлестаков страшно глуп, не имеет представления даже о базовых вещах. Так, к примеру, он полностью беспомощен в быту.

Одновременно, всё вышеперечисленное не мешает Хлестакову пользоваться огромным успехом у представительниц прекрасного пола. Герой прекрасно разбирается в женской психологии, немного говорит на французском языке, ради собственных корыстных целей умеет понравиться интересующей его особе. Некая театральность, манерность его поведения располагают к нему дам, а также заставляют поверить других чиновников его министерскому статусу ревизора.

Особенность раскрытия образа Хлестакова

Образ Хлестакова раскрывается всесторонне, чему способствуют самые нестандартные ситуации, в которых то и дело оказывается герой. Если на момент начала повествования он пестрит отрицательными чертами, то уже к середине, всё-таки пользуется выпавшим на его долю случаем, проявляя минимальную смекалку, начинает «водить за нос» остальных чиновников, хотя делает это весьма сомнительными способами.

На самом деле, Хлестаков очень слабый, даже трусливый человек, но эти качества полностью уравновешиваются его невероятной наглостью, благодаря которой он без зазрения совести пользуется благами своего мнимого положения и даже признается в чувствах сразу двум женщинам. Это приводит к тому, что Хлестаков сам начинает путаться в собственной лжи.

Психологический портрет героя

Главными чертами характера этого персонажа является трусость и абсолютная безнравственность: совершая множество дурных поступков, он совершенно не считает себя виноватым, а патологическая ложь героя перерастает все мыслимые границы, так, к примеру, Хлестаков называет себя известным писателем, вот только никак не может вспомнить собственные произведения.

Глупость и безграмотность героя также не играют ему на руку: чудесные истории и похвальба выглядят несуразно, поскольку персонаж не обладает выдающимися ораторскими данными и не умеет врать правдоподобно. Хлестаков неспособен сосредоточиться на одной мысли, поэтому из его уст слова вылетают совершенно неожиданно. Речь его часто бессвязна, фразы он иногда не заканчивает.

Очень любит этот герой приврать, причём сам же начинает верить в свою ложь. Его желание приврать, прихвастнуть исходит из желания самоутвердиться, быть интересным для окружающих.

Заключение

Николай Васильевич Гоголь в своей комедии «Ревизор» показал типический характер вруна и хвастуна. Образ Хлестакова — это образ простодушного лжеца, и в этом проявилось новаторство великого писателя, ведь в те времена в комедиях такого характера не было, а традиционно присутствовал тип интригана.

Образ Хлестакова — своего рода нерукотворный памятник Н. В. Гоголя всем бесчестным и беспринципным чиновникам. Он как нельзя лучше отражает то, как низко может пасть человек, одержимый страстью сребролюбия и гордости в сочетании с глупостью и полным отсутствием моральных принципов. Безусловно, стоит понимать, что автор слегка утрировал портрет своего героя, но, тем не менее, вряд ли бы кто-то из людей пожелал встретить на своём жизненном пути человека, даже отдаленно напоминающего собой главного героя известной комедии Гоголя.

Источник

Оцените статью