Андрей Костенко — Таро Уэйта как система. Теория и практика
Описание книги «Таро Уэйта как система. Теория и практика»
Описание и краткое содержание «Таро Уэйта как система. Теория и практика» читать бесплатно онлайн.
Сост. Андрей Костенко
Таро Уэйта как система. Теория и практика
© ООО Издательство «София», 2008
У этой книги достаточно долгая судьба. Первое издание в мягкой обложке вышло в 1999 году и сразу же приобрело известность как самое полное и авторитетное русскоязычное руководство по самой популярной во всем мире колоде карт Таро «Райдер – Уэйт». Авторитетность книге, несомненно, придает то, что в ней обильно цитируется главный труд одного из создателей колоды, Артура Эдварда Уэйта, – «Иллюстрированный ключ к Таро» (1911). При работе над книгой были также использованы работы Дэвида Халса, Роберта М. Плейса, Марши Мазино, Стюарта Каплана, Джеймса Ривака, Роберта О’Нилла, К. Франка Йенсена, Иден Грей, Эйлин Коннолли, Джоан Баннинг, Рональда Декера и Майкла Дамметта и других видных современных специалистов по Таро Уэйта. Чтобы проследить ход развития тарологических идей Уэйта и прокомментировать многочисленные полунамеки и недосказанности, которыми славился этот выдающийся знаток оккультных наук, пришлось обратиться к работам его предшественников – французов Кура де Жебелена, Элифаса Леви, Поля Кристиана, Освальда Вирта, Папюса и англичанина С. Л. Макгрегора Матерса.
Несколько раз сменив название, формат и содержание, в нынешнем издании наша книга называется «Таро Уэйта как система. Теория и практика». Мы сократили раздел, посвященный истории карт Таро Уэйта, но этот материал обязательно войдет в нашу будущую книгу о различных эзотерических системах Таро. Кроме того, мы готовим полное издание «Иллюстрированного ключа к Таро» и других тарологических работ Артура Эдварда Уэйта – со всеми необходимыми комментариями, библиографией и другими дополнительными материалами.
Карты Таро Уэйта (которых всего 78) делятся на несколько категорий:
Большие Арканы (Козыри) – 22 карты
Это символические карты, которые не относятся ни к одной из мастей. В карточных играх с колодой Таро эти карты называются козырями (в зарубежной оккультной литературе они тоже так часто называются; напомним, что термин Аркан (таинство) применительно к Таро ввел Поль Кристиан, а разделил Арканы на Большие и Малые Эли Стар). В русской тарологической литературе термин козыри практически не употребляется, потому что в России никогда не было традиции игры в Таро. Впрочем, в России издавна играли в покер, используя колоду с одним или более джокерами. Джокеры могут служить отдаленным аналогом Больших Арканов, особенно Дурака, с которым они находятся в генетическом родстве.
Обычно считается, что Большие Арканы символизируют явления и события духовного мира (хотя по этому поводу есть и другие мнения).
Малые Арканы – 56 карт
Это большая группа карт, разделенная на четыре масти: Жезлы, Мечи, Чаши и Пентакли.
В игральных картах Жезлы соответствуют Трефам, Мечи – Пикам, Чаши – Червам, а Пентакли – Бубнам (впрочем, об этом соответствии тоже есть разные мнения).
Малые Арканы повествуют о различных обстоятельствах и моментах повседневной жизни. В этой части Таро перед нами проходят события и ситуации, составляющие наш индивидуальный мир, и связанные с ними переживания.
Малые Арканы делятся на:
Номерные (очковые) Карты – 40 карт
Карты от Туза (Единицы) до Десятки, имеющиеся в каждой из четырех мастей. В этой группе особо выделяются Тузы (в карточных играх они часто бывают старше остальных очковых карт и даже фигур).
Фигурные Карты – 16 карт
В каждой из четырех мастей есть по четыре таких карты. В системе Уэйта они называются Королем, Королевой, Рыцарем и Пажом. В обычных игральных картах Королева – это Дама, Паж – Валет, а Рыцаря нет вообще. В Таро Уэйта Рыцари (всадники) стоят по старшинству на предпоследнем месте – между Королевами и Пажами. Такой же порядок принят и в большинстве вариантов игры в Таро. В других системах оккультного Таро порядок и номенклатура Фигурных Карт могут отличаться. В частности, в классическом Таро «Золотой Зари», каким его разработал Матерс, Рыцарь (всадник) – самый старший; за ним идут Королева (сидящая на троне), Принц (бывший Король, едущий на колеснице) и Принцесса (стоящая); этой же схемы придерживался Кроули.
Фигурные Карты указывают на присутствующих в нашей жизни людей и на характер наших с ними взаимосвязей. Степень участия и влияния этих особ на мир нашего личного бытия отличается особой силой.
Порядок описания карт в книге «Иллюстрированный ключ к Таро» таков:
• Козыри (начиная с Мага (I) и заканчивая Миром (XXI); Дурак (0) идет предпоследним, как во французской традиции)
• Масть Жезлов (по убыванию старшинства: сначала Фигурные Карты от Короля до Пажа, затем номерные от десятки до туза, как у Эттейлы)
Поскольку настоящее издание не есть академический перевод «Иллюстрированного ключа», но лишь популярное описание системы Таро Уэйта, в нашем изложении порядок карт изменен. Поскольку же дальнейший материал должен обнаружить зашифрованные эзотерические значения карт, мы и начнем с карты, которая эзотерически должна идти первой, – с Дурака.
Легко шагавший, словно все земные препятствия неспособны были его удержать, юноша в цветистых одеждах замирает над краем пропасти среди высочайших вершин этого мира; взгляд его устремлен в голубую даль – скорее в бездонные небеса, чем на панораму, открывающуюся внизу. Он показан в энергичном шаге, хотя в данный момент и неподвижен; его собака [показана взметнувшейся] в прыжке. Край разверзшейся пропасти не пугает [его]; похоже, что ангелы готовы подхватить его, если он вдруг решится прыгнуть с высоты. Его лик светится умом и мечтательностью. В одной руке у него роза, в другой – перекинутый через правое плечо драгоценный жезл, на котором висит затейливо расшитая сума. Это князь мира иного, странствующий через этот [мир] – посреди утреннего великолепия и свежего воздуха. Солнце, сияющее у него за спиной, знает, откуда он пришел, куда идет и как он вернется другой тропой много дней спустя. Он есть Дух в поиске Опыта. Многие символы Учрежденных Мистеpий обобщаются в этой карте, полномочно отменяя тем самым все прежние недоразумения.
В своем «Руководстве по картомантии» Великий Восток[1] делает любопытное предположение о функции Мистического Дурака как части его процесса высшего прорицания; однако для того, чтобы заставить его работать, требуются незаурядные дарования. Мы еще увидим, как ведет себя эта карта в обычном гадании, и для тех, кто обладает проницательностью, это послужит подтверждением того факта, что Старшим Картам изначально не было места в искусстве гадательных игр, где карты используются как указатели на заранее заготовленные тексты. Впрочем, нам очень мало известно об обстоятельствах зарождения этого искусства. Согласно общепринятым толкованиям[2], Дурак означает плоть и чувственную жизнь; у одного острослова[3] его дополнительным именем был Алхимик – воплощение предельной стадии глупости.
Символика Дурака – это подлинная сокровищница оккультных образов, однако не зная точного значения этой символики, легко сбиться с пути. Само собой разумеется, что тайные знаки этого первого и чрезвычайно важного Аркана Таро задумывались именно с целью сокрытия их истинного смысла. Оккультные школы Таро придавали огромную ценность непостижимым тайнам, заключенным в Больших Арканах. Стремясь уберечь их от превращения в «разменную монету», эти школы создали нечто, именуемое «завесой». Эта «завеса» представляла собой намеренное облечение карты Таро такими именами или символами, которые неизбежно заводили непосвященного – каковы бы ни были его намерения – в тупик. Ярким тому примером может послужить карта Дурак. Само название карты совершенно обманчиво. Сколь же важной должна быть идея, заложенная в ней учителями оккультизма, если они прибегли к столь изощренному камуфляжу!
В этой карте перед нами предстает Созидатель с присущей ему энергией, мощью и громадным потенциалом. Юношеский облик Дурака символизирует его силу и динамичную открытость навстречу жизни. Собственно, и сами эти приключения представлены образом юноши, одержимого жаждой странствий и открытия окружающего мира. Этот юноша, все скромные пожитки которого умещаются в небольшом узелке, стремится к посвящению в жизнь, отважно проходя через уготованные ею испытания. Об этом говорит и беспечность, с которой наш персонаж ступает в глубокий овраг.
Источник
Таро Уэйта как система: История, теория и практика.
Эта книга — самое полное и авторитетное русскоязычное руководство по самой популярной во всем мире колоде карт для гадания. Ее создатель Артур Эдвард Уэйт (1857-1942) не только был прекрасным знатоком и комментатором Западной мистической традиции, но и хорошо разбирался в прорицательных техниках. Карты, нарисованные под его руководством художницей Памелой Колман Смит, лишь кажутся простыми. Это продукт эзотерической (то есть секретной) школы, выработавшей очень интересное видение мира и сложную систему магической практики. Но по Таро Уэйта можно гадать и на сугубо мирские, повседневно-бытовые темы (что люди и делают уже почти сто лет), даже совершенно не интересуясь эзотерикой. В этой книге подробно освещаются обе стороны Таро Уэйта: мистическая и практическая. Вы найдете здесь переводы оригинальных текстов Артура Эдварда Уэйта и современную методику гадания на его картах.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 7
ИСТОРИЯ 8
ДОКУМЕНТЫ 27
Книга Тайного Слова и Высший Путь к Судьбе 29
I. Сфера человеческого благоразумия 33
II. Сфера общепринятой веры 35
III. Сфера высших обретений 38
Таро: Колесо Фортуны 46
Карты-Козыри, или Большие Арканы 51
Глава из книги «Иллюстрированный ключ к Таро» 51
ТЕОРИЯ 63
Общее описание 65
Большие Арканы 67
Малые Арканы 169
Номерные Карты 172
Четверки 196
Пятерки 205
Шестерки 213
Семерки 223
Восьмерки 233
Девятки 242
Десятки 251
Фигурные Карты 259
Пажи 264
Двенадцать зодиакальных Фигурных Карт 274
Рыцари 274
Королевы 284
Короли 296
Каббалистическая структура Таро 307
Малые Арканы 307
Большие Арканы 313
Каббалистический алфавит Таро 317
ПРАКТИКА 319
Методика прорицания 321
Интерпретация чисел 336
Значение преобладания различных чисел
в Малых Арканах 336
Сочетания карт 337
Упражнения 343
Повседневная практика Таро 427
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я очень рад возможности представить русскоязычным читателям уже четвертое (с 1999 года), исправленное и дополненное издание этой книги. Как и прежде, это самое полное и авторитетное русскоязычное руководство по самой популярной во всем мире колоде карт Таро.
Как и прежде, мы часто предоставляем слово самому Артуру Эдварду Уэйту, цитируя его главный тарологический труд — «Иллюстрированный ключ к Таро» (1911). Для этого издания все переводы из него были сверены заново, исправлены и снабжены необходимыми примечаниями. Фактически это новые переводы.
Кроме того, в этой книге мы впервые публикуем русские переводы двух более ранних (1909 года) работ Уэйта, посвященных Таро. Это «Книга Тайного Слова» и «Таро: Колесо Фортуны1». Вы найдете их в разделе «Документы».
Расширен и снабжен иллюстрациями раздел об истории Таро Уэйта.
При работе над книгой были использованы работы Дэвида Халса, Роберта М. Плейса, Марши Мазино, Стюарта Каплана, Джеймса Ривака, Роберта О’Нилла, К. Франка Йенсена, Иден Грей, Эйлин Коннолли, Джоан Баннинг, Рональда Декера и Майкла Дамметта и других видных специалистов по Таро Уэйта.
Андрей Костенко http://www.green-door.narod.ru/tarot.html
ИСТОРИЯ
Думаю, вполне уместно и даже необходимо в самом начале книги объяснить ее название: «Таро Уэйта как система. История, теория и практика». То есть поговорить как раз о том, что такое Таро и откуда оно взялось, что такое теория и практика Таро, кто такой Уэйт и что собой представляет его система.
Ответить на вопрос «Что такое Таро?» не так просто, как кажется. Одной этой теме можно было бы посвятить целую книжку. Проще всего сказать, что Таро — это особый род карт, употребляемых для игр, гадания и медитации. (Кстати, вопреки расхожему мнению, «обычные» игральные карты не происходят от Таро. Исторические данные свидетельствуют о том, что дело обстоит как раз наоборот — в Италии XV века к игральным картам, пришедшим в Европу из арабского мира, кто-то решил добавить некоторое количество «козырей» — дополнительных карт, каждая с особой картинкой.) Но практически в каждой книге по Таро вы прочтете о том, что это не столько карты, сколько иероглифическая книга, содержащая в себе ключ к древним эзотерическим знаниям. Я бы предложил такое обобщенное определение:
Таро — это, с одной стороны, целый комплекс человеческих практик, а с другой стороны — особый класс вещей, необходимых для этих практик.
Эта формулировка, конечно, требует разъяснений. Под практиками я понимаю Таро как:
1) игру (точнее, целое семейство карточных игр);
2) прорицательную систему (точнее, целый класс прорицательных систем, в основном относящихся к категории гадания, то есть использующих генератор случайных чисел);
3) символическую систему (опять-таки, корректнее будет сказать «класс систем»), кодирующую определенные философские, религиозные и т. д. идеи.
(Таро — это еще и особый жанр изобразительного искусства, в котором отметился, например, сам Сальвадор Дали. Но все равно готовое про
История
9
изведение, за очень редкими исключениями, оформляется как колода карт для гадания или философского созерцания, поэтому данную практику я бы не выносил в отдельный пункт.)
Какой из этих аспектов Таро первичен, пока остается невыясненным. Серьезные историки единодушно заявляют: первый, игровой. Оккультисты утверждают: третий, символический. Любопытно, что практически никто не считает, что карты Таро были созданы специально для гадания.
Таро как вещь может быть колодой карт или просто набором рисунков в книге; согласно некоторым оккультным теориям, прообразом карт Таро были фрески в тайном древнеегипетском храме или золотые листы с гравировкой.
Эта книга посвящена Таро как прорицательной и символической системе. Но я не случайно уточнил, что применительно к Таро можно говорить лишь о классах, или категориях, практик и лишь о достаточно обширном классе вещей. Не существует такой вещи, как «традиционная», «правильная» или «стандартная» колода Таро. Колод Таро очень много; между ними есть весьма существенные отличия, и какую из них считать «стандартной» — дело личного выбора. Точно так же не существует единой, «традиционной» или «стандартной» методики гадания на картах Таро. И не существует единой «правильной» символической системы Таро. Итак, в нашей книге описывается лишь одна система Таро из многих — та, которую разработал английский оккультист Артур Эдвард Уэйт (1857-1942). Для этой системы Уэйт придумал свою собственную колоду карт Таро, которую под его руководством нарисовала профессиональная художница Памела Колман Смит (1878-1951).
Впервые изданная в декабре 1909 года лондонским издательством «Райдер», эта колода впоследствии получила названия «Райдер — Уэйт» и «Райдер — Уэйт — Смит» и стала самой популярной в мире. Настолько «самой», что для многих людей (особенно в англоязычном мире) Таро Уэйта — это, собственно, и есть Таро как таковое.
Но, как мы уже отметили, Таро Уэйта — лишь одна система из многих, и для того, чтобы понять ее особенности, полезно хотя бы поверхностно познакомиться с другими колодами и системами оккультного Таро.
«Оккультным Таро» принято называть те колоды, которые были созданы специально для гадания и (или) иллюстрирования тех или иных эзотерических учений — в противоположность колодам, созданным в первую очередь для карточных игр, и Таро как жанру художественной миниатюры. Слова оккультный и оккультизм вызывают негативную реакцию у многих людей, поскольку (вследствие массированной церковной пропаганды) ассоцииру
146
.Таро Уэйта как система
ются с черной магией и сатанизмом. На самом деле они происходят от латинского occultus («тайный», «сокровенный») и с давних пор применяются к учениям о пока еще не познанных силах и явлениях Природы: к астрологии, нумерологии, алхимии, Каббале и т. п.
Исследования историков свидетельствуют о том, что во всех древних культурах игры, аналогичные нынешним картам, шахматам, домино, «змеям и лестницам» и т. п., были сакральными практиками, тесно связанными с прорицанием и медитацией, и лишь со временем вырождались в способы времяпровождения, выигрывания денег или простого соревнования интеллектов. По-видимому, создатели козырей Таро (а именно эти карты, впоследствии получившие название Старших, или Больших, Арканов, и представляют главный интерес для оккультиста) тоже хотели привнести в карточную игру некоторые эзотерические идеи. О том, какие это были идеи и кто нарисовал первые козыри Таро в Италии, среди историков (то есть людей, исследующих старину при помощи строго научной методологии) пока еще нет единого мнения. На этих страницах мы будем говорить об идеях, заложенных в Таро, как они видятся оккультистам (то есть людям, в трактовке предметов и явлений опирающимся в значительной степени на предание и интуицию).
И тут начать нужно, безусловно, с Антуана Кура де Жебелена (1728(?) — 1784) и некоего «графа де М.» (по-видимому, Луи-Рафаэль-Лукрес де Файоль. граф де Меле, 1727 — 1804), чьи эссе «Об игре в Таро» и «Исследование Таро» соответственно были опубликованы в восьмом томе (1781) капитального труда де Жебелена «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным». Это первые сохранившиеся печатные работы, в которых говорится об оккультном содержании карт Таро.
В частности, де Жебелен и де Меле первыми соотнесли 22 козыря Таро с 22 буквами древнееврейского алфавита. Эта связь играет важнейшую, если не сказать центральную, роль во всех последующих оккультных системах Таро.
Кроме того, де Жебелен первым опубликовал — в качестве иллюстраций к своему эссе — колоду Таро, «исправленную» по оккультным соображениям. Она состояла лишь из козырей и тузов и основывалась на распространенном тогда во Франции дизайне, который впоследствии получил название «Марсельского Таро». Некоторые карты де Жебелен переименовал «в египетском стиле», а Повешенного (козырь XII) не только превратил в Благоразумие, но и перерисовал, поставив «с головы на ноги». И де Жебелен, и де Меле обсуждали также гадательные применения Таро.
Иллюстрации из книги Кура де Жебелена
Продолжил традицию оккультного Таро другой француз, Жан-Батист Альетт (1738 — 1791), более известный под «каббалистическим» псевдонимом Эттейлла. Он впервые в документированной истории:
♦ написал книгу, целиком посвященную гаданию на Таро;
♦ создал полную оккультную колоду (она была, с одной стороны, специально предназначена для гадания, а с другой стороны, должна была воспроизводить древнеегипетскую «Книгу Тота»);
♦ установил соответствия между картами Таро, днями Творения, астрологическими энергиями и Элементами мироздания.
146
.Таро Уэйта как система
ОБРАЗНЫЙ СТРОЙ:
Перед нами Том Сойер, беззаботно странствующий с Геком Финном по Миссисипи, увязав свои пожитки в нехитрый узелок. Впереди у них великие приключения и постижение житейских уроков, что называется, из первых рук.
Это блудный сын, стремящийся к постижению жизни.
Это чистый душой и плотью рыцарь Парсифаль, идущий к спасению через постижение всего присущего земному миру добра и зла.
Это странствующий принц и менестрель, ибо люди такого сорта, отличаясь от других и видом, и поведением, всегда служат посмешищем для зевак.
Дурак — это присущее любому из нас совершенно особое свойство, которое пробуждается при одной мысли о приключениях и живо откликается на каждый новый вызов. Его юношеский вид символизирует тлеющую в каждом из нас искру вдохновения, готовую вспыхнуть и разгореться жарким пламенем, едва лишь повеет ветер перемен.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Источник