Конструирование кукла оберег старшая группа

Конспект»Кукла-оберег»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Предлагаю вашему внимание конспект интегрированного занятия (народное творчество-ручной труд) «Кукла-оберег»

Скачать:

Вложение Размер
kukla-obereg.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №2»Солнышко» комбинированного вида в рамках городского семинара «Родные истоки»

(народное творчество — ручной труд)

Составила: воспитатель 1 квалификационной категории

МДОУ-2 Мазуренко Н.С.

* Расширять знания детей о народной игрушке — тряпичной кукле.

* Формировать творческие способности в создании кукол оберегов.

* Закреплять умение наматывать нитки на картон, соблюдая плотность наматывания.

* Совершенствовать мелкую моторику.

* Обогащать речь детей с помощью пословиц о труде.

* Расширять словарный запас (оберег, лоханная).

*Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

* Развивать у детей творческие способности, воображение, индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток.

* Воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность

* Занятие в избе по народному творчеству (воспитатель Сакулина С.П)

«История тряпичной куклы»

* Рассматривание иллюстраций происхождение ниток, тряпичных кукол, тканей.

* Чтение сказки «Василиса Премудрая», просмотр мультфильма

* Совместное изготовление кукол родителей с детьми

* Сюжетно- ролевые игры « Семья», пение песенок

* Заучивание пословиц о труде.

* Заучивание потешек, игры «У Маланьи у старушки»

* Проведение Мастер-класс для родителей «Изготовление тряпичных кукол»

Оборудование : тряпичные куклы, лоскутки ткани, разноцветные клубки ниток, картон прямоугольной формы, мешочки с травой, оберег « Божье око», чеснок, горох, камушки.

Воспитатель приглашает детей в группу. Дети заходят в группу сопровождая потешку движениями:

Бегали по дорожке,

прыгали по кочкам

Прибежали на лужок

Сапожек нашли и домой пошли

Мы ходим на носках

Мы пойдем на пятках

Вот проверили осанку

И свели лопатки

Мы идем как все ребята

И как мишка косолапый.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются с гостями.)

Воспитатель: Я сегодня приглашаю вас на выставку, которая посвящена тряпичной кукле. Давайте посмотрим, какая она.

Воспитатель: Почему куклу назвали тряпичной?

Предполагаемые ответы детей: Потому что она сделана из тряпочек.

Воспитатель: Правильно. Она сделана из разноцветных тряпочек-лоскутков. Поэтому ее еще называли « лоханной»

Воспитатель показывает разноцветные лоскутки ткани.

Воспитатель: Кто, ребята, запомнил, как называется кукла?

Воспитатель: А кто делал эти куклы?

Предполагаемые ответы детей.

Эти куклы делали мамы, бабушки.

Воспитатель: Правильно, дети, эти куклы в старину делали бабушки, мамы для своего сына или дочки.

Воспитатель: А как же она ее делала? Кто расскажет?

Предполагаемый ответ ребенка: Мама собирала разноцветные тряпочки, складывала их в коробочки, рвала на полоски и скручивала куколку.

Воспитатель: для чего они их делали?

Предполагаемые ответы детей: Они их делали для того, что бы дети играли, не плакали и не баловались . Они говорили « Поиграй, мое дитя, и не балуйся»

Воспитатель: Почему у куклы нет лица?

Предполагаемые ответы детей:

В старину люди верили в нечистую силу: леших, Бабу ягу, Кощея, домовых. Они боялись их и хотели уберечь себя от злых сил. Для этого они и делали разные предметы и верили, что они их оберегут.

Воспитатель: Правильно ребята. С куклой не только играли, она служила оберегом, оберегала человека от болезней и не чистой силы, беды, приносила счастье, оберегала дом, приносила счастье,

Оберегом служила не только тряпичная кукла. Оберегом служило «Божье око»- этот оберег вешался над кроваткой ребенка; камушки, маленькие букетики и мешочки с сушеный травой, желуди, веточка цветущей рябины, чеснок, горох.

Обереги изготавливали и дарили самым близким и любимым людям. А вы хотите его сделать и подарить? Для кого? Вот и ваши мамы потрудились.

Воспитатель: Давайте, ребята, отправимся в мастерскую добрых дел и сделаем тряпичную куклу оберег. Чтобы сделать красивую куклу оберег, нужно потрудиться. Какие вы знаете пословицы о труде?

Предполагаемые ответы детей:

«Без труда не выловишь рыбку из пруда»,

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,

«Кто не работает, тот не ест»,

« За всякое дело берись смело»

«дело мастера боится»

Воспитатель: Создавая куклу- оберег нужно соблюдать некоторые правила

  1. Обереги не могут быть изготовлены для себя
  2. Обереги изготавливаются только по доброй воле, никто вас не может заставить
  3. Самые сильные обереги те, которые изготовлены вашими родственниками мамой, папой, бабушкой, братом или сестрой
  4. В процессе создания оберега нужно думать о том человеке, для которого вы его делаете. Если вы будете постоянно думать о этом человеке, он действительно защитит этого человека от беды.

Воспитатель предлагает сесть за столы и изготовить куклу оберег из ниток.

Воспитатель. Мы с вами изготовим куклу из ниток. Посмотрите, что нам нужно для изготовления куклы?

Предполагаемые ответы детей: Для работы нам нужны разноцветные нитки, ножницы, картон.

Воспитатель рассказывает и показывает технику изготовления куклы. Выбираем клубок ниток, из которого будет изготовлен оберег. На картон прямоугольной формы тесно наматываем круговыми движениями нитки.

Нитки должны плотно прилегать друг к другу. Намотанные нужной толщины нити сверху завязываются ниткой. Нижний край нитей разрезается ножницами. Отделяется нужное количество нитей для рук — завязываются ниткой. Оставшиеся нити — юбка. Она украшается орнаментом.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают работы.

Воспитатель : Вы все потрудились молодцы, но чтобы кукла служила оберегом, ее нужно наделить магической силой. Давайте кукол положим в коробку, а вечером мы ее наделим магической силой.

А сейчас мы поиграем

У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом. Показать избушку)

Семь сыновей ( показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами ( растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами

(Показать длинный нос растопыренными руками)

Вот с такими усами

(Очертить пальцами длинные гусарские усы)

Вот с такой головой

(Очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой

(Показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили не ели

(Одной рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)

На Маланью все глядели

(Держа руки у глаз похлопать ресницами)

И все делала вот так

(Ребенок показывает любое движение).

Воспитатель. Вы ребята молодцы. У нас было интересно. Спасибо.

Источник

Занятие по ручному труду «Изготовление куклы — оберега»

Автор: Ревина Ирина Викторовна

Занятие по ручному труду «Изготовление куклы — оберега»

(Старший дошкольный возраст)

Расширять знания детей о народной игрушке .

Формировать творческие способности в создании кукол оберегов.

Закреплять умение наматывать нитки на картон, соблюдая плотность наматывания.

Совершенствовать мелкую моторику рук

Обогащать речь детей с помощью пословиц о труде.

Расширять словарный запас (оберег, лоханная).

Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

Развивать у детей творческие способности, воображение, индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток.

Воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность.

ü Занятие на тему: «История создания куклы».

ü Посещение мини-музея «Славянские обереги»

ü Создание в группе выставки «Куклы»

ü Рассматривание иллюстраций на тему « Игрушки прошлых лет».

ü Чтение русской народной сказки «Василиса Премудрая», просмотр мультфильма.

ü Сюжетно — ролевые игры « Семья», « Магазин игрушек».

ü Разучивание с детьми русских народных песенок и потешек, игры «У Маланьи у старушки».

ü Заучивание пословиц о труде.

Оборудование: Кукла в народном костюме, берестяной короб, мольберт с иллюстрациями разных оберегов, разноцветные клубки ниток, картон прямоугольной формы по количеству детей, ножницы по количеству детей, мешочки с травой, оберег « Божье око», чеснок, горох.

Воспитатель собирает всех детей около себя на ковре.

-Ребята, вы любите играть? А что нам помогает сделать игру интересной? (игрушки)

— У вас у всех есть игрушки, расскажите какие они? (ответы детей).

Раздаётся стук в дверь. Воспитатель идёт посмотреть, кто пришёл и вносит куклу в русском народном костюме.

Воспитатель ведет разговор с детьми от имени куклы:

— Здравствуйте, ребята, меня зовут Василиса. Про меня написано много русских народных сказок. Вы знаете их название? ( Ответы детей).

-Я узнала, что у вас в группе есть выставка кукол. Мне очень захотелось на неё взглянуть.

Воспитатель: Давайте покажем нашей гостье выставку кукол. Ребята, кто из вас может рассказать о нашей выставке? Какие куклы здесь представлены?

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе с гостьей в интересную игру.

Проводится дидактическая игра: « Из чего, какой?» ( Кукла)

Из глины? (глиняная )

Из соломы? ( соломенная)

Из дерева? (деревянная)

Из дерева? ( деревянная)

Из пластмассы? (пластмассовая) и т.д.

Воспитатель: Ребята, Василиса принесла нам куклу, посмотрите какая она интересная (показывает тряпичную куклу). Она называется тряпичной.

— Как вы думаете, почему?

Предполагаемые ответы детей (Потому что она сделана из тряпочек).

— Правильно. Она сделана из разноцветных тряпочек-лоскутков.

Таких кукол в далёкие времена делали мамы, бабушки для своих детей и внуков, что бы они играли, не плакали и не баловались. Давали ребёнку куколку и говорили: « Поиграй, мое дитя, и не балуйся».

— Ребята, как вы думаете, почему у куклы нет лица? (Предполагаемые ответы детей).

Рассказ воспитателя: В старину люди верили в нечистую силу: леших, Бабу Ягу, Кощея, домовых. Они боялись их и хотели уберечь себя от злых сил. Для этого они делали куклы-обереги и вешали их над кроваткой ребенка, ставили их в различных местах комнаты. Куклы оберегали человека от болезней, беды; приносили в дом счастье, здоровье, силу, удачу.

( Воспитатель сопровождает свой рассказ показом кукол-оберегов)

Обереги изготавливали и дарили самым близким и любимым людям. Когда их делали, соблюдали следующие правила: оберег делался для близкого человека и по доброй воле, нельзя заставлять делать оберег. В процессе создания оберега нужно думать о том человеке, для которого вы его делаете. Если вы будете постоянно думать об этом человеке, то оберег действительно защитит этого человека от беды.

— Ребята, вы умеете трудиться? (Ответы детей).

— О труде народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети проговаривают выученные ранее пословицы и поговорки:

«Без труда не выловишь рыбку из пруда»,

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,

«Кто не работает, тот не ест»,

« За всякое дело берись смело»

«Дело мастера боится»

— Ребята, а вы хотите сделать сами оберег? ( Да) Тогда давайте все вместе отправимся в мастерскую добрых дел и сделаем куклу оберег. (Дети садятся за столы, сдвинутые буквой П для удобного подхода воспитателя к каждому ребёнку)

Воспитатель: Посмотрите, что лежит на ваших столах и назовите предметы необходимые для нашей поделки. ( Картон, клубочки с нитками разных цветов, ножницы) Мы с вами изготовим куклу- оберег из ниток. Для этого выбираем клубок ниток, из которого будет изготовлен оберег. В одну руку берём картон прямоугольной формы. Поворачиваем его короткой стороной вверх (вертикально). В другую руку берём клубочек ниток выбранного цвета, прикладывает нитку к низу картона и, придерживая её пальцем, начинаем наматывать на картон круговыми движениями руки. ( Показ воспитателя)

— Старайтесь, чтобы нитки не съезжали с картона, они должны плотно прилегать друг к другу. Когда вы решите, что ниток намотано достаточно ( их не должно быть очень мало иначе ваша будущая кукла будет очень худой, но и не нужно наматывать слишком много ниток т.к будет трудно удержать её в руке). Намотанные нужной толщины нити сверху завязываются ниткой. Нижний край нитей разрезается ножницами. Отделяется нужное количество нитей для рук — завязываются ниткой. Оставшиеся нити — юбка.

Воспитатель рассказывает и показывает технику изготовления куклы.

Воспитатель: Прежде чем мы приступим к выполнению работы, я предлагаю разогреть наши пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика: « Игрушки»

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши, стучат кулачками.)

Мы игрушки сосчитать.

Дети приступают к изготовлению куклы – оберега. Воспитатель напоминает правила обращения с ножницами, следит за осанкой детей, за ходом выполнения работ, помогает детям по мере необходимости.

Воспитатель: Вы все хорошо потрудились, молодцы! Давайте покажем друг другу своих куколок. Посмотрите, какие они все разные получились, нет ни одной одинаковой. Это потому, что каждый из вас сделал её сам, своими руками и второй такой быть не может. Но чтобы кукла служила оберегом, ее нужно наделить магической силой. Давайте всех наших кукол положим в берестяной короб, а вечером мы достанем их, и они будут наделены магической силой.

— А сейчас мы поиграем в игру « У Маланьи у старушки».

У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)

Вот с такими усами (очертить пальцами длинные гусарские усы)

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили не ели (одной рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)

На Маланью все глядели (держа руки у глаз, похлопать ресницами)

И все делала вот так (ребенок показывает любое движение).

-Ребята, думаю, что сегодня вам было интересно, и вы узнали много нового для себя, научились делать обереги и теперь сами сможете делать такие обереги в подарок своим друзьям и родственникам!

Источник

Читайте также:  Амулеты приносящие удачу деньги
Оцените статью