- Конспект мастер-класса «Изготовление куклы- оберега» материал по технологии (6 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Мастер-класс «Русский народный оберег» план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса «Изготовление куклы- оберега»
материал по технологии (6 класс)
Паспорт занятия
Тема: Работа с текстильным материалом
Изделие: Кукла — оберег
Класс: 6
Место проведения: учебный кабинет
Время:40 минут
Цель: формирование умений обучающихся работать с текстильным материалом при изготовлении куклы — оберег
Задачи
1. Образовательные (предметные результаты)
- дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы;
- познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси;
- научить изготавливать тряпичную куклу;
- развить познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа;
- развивать умения изготовлять куклу без использования иголки
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
2. Развивающие (метапредметные результаты)
Познавательные УУД:
- Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Развивать умение находить ответы в диалоге с учителем;
- Развивать моторику рук, координацию движений;
- Добывать новые знания в процессе обсуждения;
- Развивать творческие способности, мышление, воображение;
- Развивать умение формулировать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
- Развивать умение слушать и понимать речь учителя;
- Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;
- Развивать умение участвовать в диалоге на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Республики Марий Эл «Нартасская школа-интернат»
открытого мастер – класса по
изготовлению куклы — оберега
Климова Марина Владимировна
Тема: Работа с текстильным материалом
Изделие: Кукла — оберег
Место проведения: учебный кабинет
Цель : формирование умений обучающихся работать с текстильным материалом при изготовлении куклы — оберег
1. Образовательные (предметные результаты)
- дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы;
- познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси;
- научить изготавливать тряпичную куклу;
- развить познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа;
- развивать умения изготовлять куклу без использования иголки
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
2 . Развивающие (метапредметные результаты)
- Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Развивать умение находить ответы в диалоге с учителем;
- Развивать моторику рук, координацию движений;
- Добывать новые знания в процессе обсуждения;
- Развивать творческие способности, мышление, воображение;
- Развивать умение формулировать своё предположение.
- Развивать умение слушать и понимать речь учителя;
- Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;
- Развивать умение участвовать в диалоге на уроке.
- Развивать умение определять и формулировать тему урока с помощью учителя;
- Развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- Развивать умение организовывать свое рабочее место;
- Развивать потребность выполнения правил на уроке;
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии качества выполненной работы;
- Развивать умение вырабатывать критерии изделия;
- Развивать умение оценивать свою деятельность на уроке.
3. Воспитательные (личностные результаты):
- Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг другу;
- Воспитывать уважительное отношение к мнениям других людей;
- Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества;
- Воспитывать позитивное отношение к плодотворному взаимодействию на уроке.
5. Воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.
Основной метод: практическая работа
словесные: рассказ, объяснение, диалог, беседа, опрос
наглядные: демонстрация, образец, наблюдение.
методы поощрения: похвала, благодарность, одобрение.
методы контроля: контроль учителя и самоконтроль, рефлексия
Дидактические средства обучения:
для учащихся: ткань, нитки, зерно (крупа)
для учителя: образцы изделия, поэтапные рисунки, ткань, нитки, кусочек синтепона.
1.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к занятию.
2.Сообщение темы, целей занятия.
Педагог: Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.
Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?
Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.
3. Изучение нового материала.
Педагог: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.
Вопрос к учащимся: А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?
Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.
Изначально тряпичная кукла была элементом ритуальных обрядов, а не игрушкой для детей. Кукол изготавливали, как оберег для дома, а так же от сглаза и болезней. На них возлагали надежды по защите урожая, сохранения богатства и привлечения «ко двору» благополучия.
Все народные куклы делились на три группы:
- Куклы-обереги;
- Обрядовые куклы;
- Игровые куклы.
Вопрос к учащимся: Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах
Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
Кукла на счастье. Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
Кукла День и Ночь символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Её делали под Новый год. Она жила в доме и хозяин с хозяйкой разговаривали с куклой . Ежедневно цтром её поворачивали к себе светлой стороной, а вечером -темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачным в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне-чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими. Кукла оберегала всех домочадцев-охраняла их душевный настрой.
Пеленашка Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.
Подорожница -помещалась в ладошку так как её брали с собой в дорогу. Жены давали мужьям. Укуклы в руках узелок в который клали либо золу (символ домашнего очага) либо горошину, чтобы быть в пути сытым.
Берегиня дома -несла частичку души хозяйки и хозяина и помогала защищать дом. К тому же она приносила в дом достаток для чего в руки её давали узелок. Вешали берегиню над входом выше головы, так чтобы она могла видеть входящих в дом. Народ считал, что она оберегает отплохого глаза и злых людей.
Ровно год был отпущен оберегу, который называли «12 лихорадок». Делали её в виде 12 фигурок подвешанных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц. Которых звали Дряхлея, Глупея, Ленея, Немея, едея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея. 15 января каждого года оберег заменялся на новый.
Обережных кукол, как правило, делали женщины. Ведь именно женщина во все времена была хранительницей домашнего очага и благополучия семьи. Куклам никогда не «рисовали» лицо. Безликость имела очень важное значение. Считалось, что лицо могут иметь только одушевлённые особи. И, что, если нарисовать лицо кукле , в неё может вселиться «злой дух».
Правда, иногда куклам-оберегам «перекрещивали» лицо нитяным крестом (в то время крест был знаком солнца, которому поклонялись как божеству). Никаких других обозначений на лицо куклам–хранительницам не наносили.
Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.
«Кубышка — травница». Эта кукла защищала от болезней, наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни или ставили у кровати больного. Периодически её необходимо мять в руках и по дому будет разноситься целебный запах. Через два года травку в кукле необходимо менять.
Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.
Крупеничка или Зерновушка -кукла из мешковины наполненная гречкой или пшеницей. Главная кукла в доме. Крупеничка помогала в тяжелые голодные времена. Ежегодно её наполняли новым зерном, а весной для посева первые горсти зерна брали именно из Крупенички.
Педагог: И сегодня я предлагаю вместе изготовить куклу-оберег безсонница
5 Практическая работа
Обереги – один из самых популярных видов подарков. Их дарят на все возможные праздники, выбор их воистину огромен. Куколку оберег издревле принято считать символом хранительниц очага. Она может стать неплохим подарком на 8 марта от ребенка. Славянские куколки обереги — символы плодородия женщины и они всегда обладают пышным бюстом и округлыми формами. Их принято дарить всем девочкам, женщинам и бабушкам весной. Куколку легко изготовить своими руками. В набивку можно добавить успокаивающие травы, например валериану — такая куколка поможет быстро и крепко заснуть.
Материалы и инструменты: ножницы, лоскуты хлопковой ткани, нитки, кусочек синтепона.
Вырежьте из ткани 5 квадратов размером 10 на 10 см: 3 белым и 2 любого другого цвета;
Порвите синтепон на мелкие кусочки (в этом с удовольствием вам поможет ребенок);
Выделите 3 комка синтепона: один большой и два маленьких;Наполните белый квадрат большим кусочком синтепона и перетяните нитью, повторите процедуру с двумя цветными квадратами, обязательно сравните кусочки наполнителя по размеру, иначе груди будут разного размера (добавьте трав, если хотите);
Примотайте голову к грудям; Сложим руки для куколки: возьмем квадрат и сложим его по диагонали, затем еще раз и еще раз. Повторим процедуру со вторым квадратом;
Приложим ручки со спины к куколке и примотаем ниткой;
Вырежем из ткани прямоугольный треугольник со сторонами 10 см и завяжем его как платочек;
Если хотите, вырежьте маленький фартук.
Источник
Мастер-класс «Русский народный оберег»
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Русская народная культура — неисчерпаемый источник эстетического, нравственного и патриотического воспитания школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_russkiy_narodnyy_obereg.docx | 33.67 КБ |
master_-_klass_russkiy_narodnyy_obereg.pptx | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Русский народный оберег»
«Нравственный облик личности зависит
от того, из каких источников черпал
человек свои радости в годы детства».
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов в работе по приобщению детей к народным ценностям.
— довести до педагогов особенности своеобразия русских традиций и обрядов через знакомство с разнообразием народных оберегов;
— подчеркнуть роль русских традиций и обрядов в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей;
— познакомить педагогов с приемами выполнения элементов оберега;
— создать условия для плодотворной работы участников мастер-класса, коллективно создать оберег.
Форма проведения мастер-класса:
— с педагогами и для них без участия детей;
— лекция с элементами презентации + практическая работа.
— презентация по теме мастер-класса;
— работы детей и педагога в различных техниках;
Материалы и инструменты для работы:
— основа оберега – коса из джутового шпагата;
— перец из солёного теста;
— образец готового изделия.
Структура мастер – класса:
Воспитание у детей уважения к культуре прошлого своего народа, как к основе нравственности.
2. Теоретическая часть.
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
Происхождение и разнообразие оберегов.
3. Практическая часть.
Освоение приемов создания отдельных частей оберега.
Изготовление русского народного оберега «Коса-домовушка»
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Слайд 1. Организационный момент. Встреча и размещение участников.
1. Вступительная часть.
Слайд 2. Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Недавно, выступая на одном из форумов, В.В. Путин обозначил разницу между русской и западной цивилизацией. Он отметил, что в отличие от прагматичного европейского общества, российское общество – духовно. В нас глубоко заложены понятия «добра» и «зла», свободы, чувства справедливости, любви и неприятия. Во всех произведениях русских классиков красной нитью проходят эти глубокие философские категории, неотъемлемые от нашей сущности.
У народов, живущих на территории России, всегда была глубока вера в бога, божественное предначертание. Эта вера выработала у народов свой уклад жизни, мировоззрение, любовь к родной земле, народные обычаи и традиции.
К сожалению, традиции и обычаи наших предков постепенно уходят в прошлое. Современной семье навязываются совершенно чуждые, противоречащие природе нашего общества ценности. Под влиянием западной культуры происходит переоценка духовных и нравственных ценностей, присущих определённой группе людей, молодым гражданам. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, безграничного моря аудио- и видеопродукции, улицы, где большую часть времени проводит ребенок, во много раз превосходит влияние семьи, школы и других общественных институтов. Человеку – молодому и взрослому — стало не просто отличить свои собственные желания и мысли от тех, что навязывают ему извне. В таких условиях особую актуальность приобретает вопрос нравственного, патриотического и духовного воспитания подрастающего поколения. Воспитания в духе преемственности, опоры на наши идеалы, наши ценности, нашу культуру и наши традиции.
Я считаю, что задача учителя состоит в том, чтобы прилагать все усилия, направленные на то, чтобы приобщать ребёнка к своим истокам, своим обычаям и традициям, своей вере.
Русская народная культура — это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного и патриотического воспитания школьников. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным традициям, праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
Занятия в детском объединении, уроки изобразительного искусства, занятия внеурочной деятельности, предоставляют большие возможности для воспитания любви к своей Родине, пробуждения познавательного интереса к истории родного края. Принимая во внимание актуальность проблемы сохранения и возрождения народного творчества, я уделяю большое внимание освоению народных ремесел. Декоративно — прикладное искусство возникло ещё в первобытные времена. Оно огромно и разнообразно, создаёт среду, в которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Оно хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколения.
Тематика занятий различна: это и работа с природным материалом, и создание народных кукол и оберегов, изучение русских обычаев и традиций. Разнообразны также формы занятий: беседы и викторины, посиделки и праздники, презентации, творческие мастерские и мастер-классы.
Дети на занятиях знакомятся с произведениями искусства, рождённого в крестьянской среде, с истоками его образного языка, узнают, что выражают древние образы и символы. Это помогает ученикам понять и полюбить народное искусство.
2. Теоретическая часть.
Темой своего мастер-класса я выбрала «Изготовление русского народного оберега».
Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Они пришли к нам из глубины веков как память о наших предках, об их попытках понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий. Народные обычаи менялись со временем вместе с изменениями в культуре народа. Давние обычаи и поверья славян позже соединились с христианскими ценностями и заповедями. Христианство лишь потеснило, но не уничтожило традиционное мировоззрение. На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Люди верили, что они охраняют их от болезней, «дурного глаза», хищных зверей и разных напастей.
В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с древними славянскими обычаями и традициями, сами того не замечая. Повседневные бытовые предметы или оригинальные подарки оказываются древними символами и имеют смысл оберегов.
Что же такое оберег?
Слайд 3. Оберег – по преданиям, магический предмет, обладающий свойством оберегать владельца, его семью, дом, скот и всё хозяйство от зла, нечисти, сглаза и бед. Считается также, что он несёт счастье, здоровье, любовь, благополучие и достаток.
Слайд 4. Например, детские игрушки — погремушки, по своему происхождению являются оберегами — берестяными шаркунками. Считалось, что спрятанная в коробочку из березовой расписной коры горошина своим шумом отгоняла от ребенка невидимых Злыдней, а заодно и забавляла его.
Слайд 5. Сегодня вряд ли кто помнит, что в прошлом пуговица также была одним из важных магических оберегов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или круглый камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Так пуговицы превращались в обереги.
Слайд 6. Одним из самых важных оберегов был плетень. Ведь первым барьером на пути враждебных сил была именно ограда, плетень. Он выполнял защитные функции, не пуская во двор чужаков и врагов, на него вешали подковы, глиняные горшки и старые лапти для отпугивания злых сил. Кроме того, переплетение прутьев символизирует тесные семейные связи и крепкие дружеские отношения. Интересен и материал, из которого делали плетень – ива. На Руси ива – главный символ Вербного воскресенья, одного из главнейших православных праздников, предшествующего Пасхе. Ива славится своей способностью к возрождению.
Слайд 7. Лапоть издавна был на Руси оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него клали гостинцы для домовых.
Домовые – озорные и шкодливые духи дома. Могут они сладости или вещицу какую-нибудь утащить, пошуметь по ночам – хозяев запугать. Но если домового уважишь, угощение ему выставишь – лучше помощника не найти.
Слайд 8. Веник — древнейший оберег. На венике — размещают природные символы здоровья, любви, достатка и долголетия. Множество примет и поверий связано с веником. Веник, подвешенный вверх метелкой, — к деньгам, а повешенный возле двери метелкой вниз, выметал из дома нечистую силу, болезни, горе и напасти. Издавна существовал обычай обметать специальным веником-оберегом все углы дома по часовой стрелке. Такой веник украшали, считалось, что чем он нарядней, тем большей силой обладает.
Слайд 9. Нарядная коса-домовушка может служить не только для украшения интерьера. Есть у нее еще одна чудесная особенность — задобрить невидимого покровителя вашего дома – домового. Такая коса символизирует возрастание благополучия, а ее плетение означает согласие и единство всех членов семьи. Коса является и символом бесконечности вашего рода.
3. Практическая часть.
Несмотря на то, что традиция украшения оберегами своих домов зародилась в глубокой древности в наше время обереги стали прекрасным украшением семейного очага и замечательным подарком к любому празднику. Поэтому, на занятиях я предлагаю ребятам изготовить оберег для украшения своего дома или в качестве подарка родным и друзьям. Каждый оберег, сделанный детскими руками, получается не похожим друг на друга, у каждой работы свой характер, своя душа.
Вот и мы с вами сейчас коллективно создадим оберег «Коса-домовушка».
Веник, косу или игрушку (куклу) обычно делали в подарок домовому, чтобы эти предметы стали домовушками.
Слайд 10. Домовушка — не простая игрушка, а сундучок с секретом. Что туда положишь, то у Вас и прибудет, также домовушка — символ изобилия в доме, на ней располагались предметы домашнего обихода, чтобы она защищала от невзгод и бедности. Главное — не забывать о символике оберегов, о том, что они должны нести позитивную информацию, впитывать негативную, защищать вас. Так, например:
— Гречиха − сытость и богатство;
— Рис − самое дорогое зерно, на праздник;
— Пшеница — на богатство, стабильность в жизни;
— Подсолнух (семена) – здоровье детей в доме;
— Горох — мир и дружба;
— Кукуруза — символ здоровья у детей, продолжение рода, сплоченности семьи, взаимопонимания;
— Чеснок – изгоняет нечистую силу, защищает от ссор;
— Перец – символ мужского здоровья и женской красоты;
— Монетка — успех в делах, привлекает в дом удачу и благосостояние
— Домашняя выпечка – хлебосольность хозяев.
— Орех — символ умственной силы, мудрости, долголетие.
Итак, для работы нам потребуется:
— основа оберега — коса из джутового шпагата;
— перец из солёного теста;
Изготовление участниками мастер-класса оберега «Коса-домовушка».
Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать. Есть ли у вас вопросы и предложения?
Самоанализ мастер-класса «Русский народный оберег»
Целью данного мастер-класса было повысить мотивацию педагогов по приобщению детей к народным ценностям через знакомство с разнообразием народных оберегов.
Были поставлены задачи:
— довести до педагогов особенности своеобразия русских традиций и обрядов через знакомство с разнообразием народных оберегов;
— подчеркнуть роль русских традиций и обрядов в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей;
— познакомить педагогов с приемами выполнения элементов оберега;
— создать условия для плодотворной работы участников мастер-класса, коллективно создать оберег.
Поставленные задачи были выполнены полностью. Были созданы условия для участников мастер-класса для плодотворной работы по освоению приёмов выполнения отдельных элементов оберега. Мастер-класс был проведен в форме лекции с элементами презентации плюс практическая работа. С педагогами и для них, без участия детей.
Были представлены несколько работ выполненных детьми. Участники были обеспечены материалами и инструментами.
Вступительная часть актуализировала тему воспитания у детей уважения к культуре прошлого своего народа, как к основе нравственности.
В теоретической части было дано краткое сообщение по истории возникновения и разнообразия оберегов.
Во время практической работы педагоги выполнили поделку — русский народный оберег «Коса-домовушка».
В завершении был подведен итог.
Вывод: Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, почувствовать новые ощущения, сделать хорошие работы. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была доброжелательной, мне с педагогами было общаться легко. Практическая часть, вызвала небольшие затруднения, но все справились с заданием на «отлично». В целом мне мастер – класс понравился, результатом я довольна.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русский народный оберег Мастер — класс Наврузбекова Н.Б ., педагог дополнительного образования
«Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства». В . Сухомлинский
Оберег – по преданиям, магический предмет, обладающий свойством оберегать владельца, его семью, дом, скот и всё хозяйство от зла, нечисти, сглаза и бед. Считается также, что он несёт счастье, здоровье, любовь, благополучие и достаток .
Д етские игрушки — погремушки, по своему происхождению являются оберегами — берестяными шаркунками . Считалось, что спрятанная в коробочку из березовой расписной коры горошина своим шумом отгоняла от ребенка невидимых Злыдней, а заодно и забавляла его . Древние погремушки
Пуговицы-обереги В прошлом пуговица была одним из важных магических оберегов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или круглый камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца.
Одним из самых важных оберегов был плетень. Ведь первым барьером на пути враждебных сил была именно ограда, плетень. Он выполнял защитные функции, не пуская во двор чужаков и врагов, на него вешали подковы, глиняные горшки и старые лапти для отпугивания злых сил Плетень
Лапоть издавна был на Руси оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него клали гостинцы для домовых . Домовые – озорные и шкодливые духи вашего дома. Они могут сладости или вещицу какую-нибудь утащить, пошуметь по ночам – хозяев запугать. Но если домового уважишь, угощение ему выставишь – лучше помощника не найти. Лапти и домовые
Веник — древнейший оберег. На венике — размещают природные символы здоровья, любви, достатка и долголетия. Множество примет и поверий связано с веником. Веник, подвешенный вверх метелкой, — к деньгам, а повешенный возле двери метелкой вниз, выметал из дома нечистую силу, болезни, горе и напасти. Издавна существовал обычай обметать специальным веником-оберегом все углы дома по часовой стрелке. Такой веник украшали, считалось, что. чем он нарядней, тем большей силой обладает. Веник
Нарядная коса- домовушка может служить не только для украшения интерьера. Есть у нее еще одна чудесная особенность — задобрить невидимого покровителя вашего дома – домового. Такая коса -символизирует возрастание благополучия, а ее плетение означает согласие и единство всех членов семьи. Коса является и символом бесконечности вашего рода. Коса- домовушка
Символика оберегов Гречиха − сытость и богатство; Рис − самое дорогое зерно, на праздник; Овес − на силу; Пшеница — на богатство, стабильность в жизни; Подсолнух (семена) – здоровье детей в доме; Горох — мир и дружба; Кукуруза — символ здоровья у детей, продолжение рода, сплоченности семьи, взаимопонимания; Чеснок – изгоняет нечистую силу, защищает от ссор; Перец – символ мужского здоровья и женской красоты; Монетка — успех в делах, привлекает в дом удачу и благосостояние; Домашняя выпечка – хлебосольность хозяев ; Орех — символ умственной силы, мудрости, долголетие.
Материалы и инструменты: — основа оберега — коса из джутового шпагата; — перец из солёного теста; — целлофан; — вата; — нитки; — ножницы; — клей; — гречневая крупа; Коса-домовушка
Спасибо за работу! Мир Вашему дому!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный мастер-класс проводился для детей и родителей в рамках проекта «Дорога к храму». Знакомит с понятием «оберег», показывает методы и приёмы работы с солёным тестом, развивает художественно-творче.
Материал для проведения классного мероприятия к Дню народного единства.
Русская народная кукла «Коза» является обрядовой куклой — символ жизненной силы. Она участвует в обряде святочно-рождественского колядования. У славян — это и символ плодородия.Одевали куклу Козу в пр.
laquo;Из всех существующих в мире загадок тайна куклы — самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».М. Е. Салтыков-Щедрин.Одной из наиболее любимых игрушек дете.
Цель: знакомство с народными традициями декоративно-прикладного искусства, посредством изучения и изготовления народных кукол.
Цель: Ознакомление с народными куклами-оберегами. Освоение технологии изготовления традиционной куклы «На счастье».Задачи:Познакомить с разнообразием народных кукол-оберегов, их значе.
Данный материал мастер-класса может быть и справочным,и рекомендательным для широкой аудитории при проведении внеклассного мероприятия.Тема: Тнувинский и русский ациональные праздники Шагаа и Масленни.
Источник