Конспект занятия кукла оберег

Конспект занятия «Куклы-обереги» (подготовительная группа)

Татьяна Васильевна Ворон
Конспект занятия «Куклы-обереги» (подготовительная группа)

Цель: формирование представлений о разнообразии народного декоративно — прикладного искусства: обереговая кукла.

Задачи: Дать детям представления о предметах ближайшего окружения (игрушки, посуда) и их назначении.

Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.

Развивать интерес к старинным и современным игрушкам.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Упражнять детей в составлении описательных рассказов по игрушке, отражая ее назначение.

Развивать интерес к слушанию литературных произведений.

Упражнять в сравнении предметов по высоте.

Упражнять в определении количества предметов.

Познакомить с процессом изготовления тряпичной куклы.

Материал: для изготовления куклы: кусок хлопчатобумажной ткани квадратной формы, пестрый лоскут для юбки, толстые нити для волос, украшения.

Словарь: оберег.

— Сегодня в нашей группе много гостей — это любимые куклы наших девочек и мальчиков. Вы хотите познакомиться с нашими гостями? Давайте попросим ребят представить нам своих кукол.

Дети рассказывают о своих куклах (как зовут куклу, как она одета, из чего она сделана, как они с ней играют).

— Вот мы и познакомились с нашими гостями.

Воспитатель читает отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».

Беседа по содержанию:

— Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)

— Вот такую же куклу, которую называли кукла — оберег, она передавалась от матери к дочери.

— Скажите, дети, из чего она сделана?

— А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)

— Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т. к.

в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла – оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно.

— Хотите, я покажу, как делалась такая кукла?

Воспитатель показывает процесс изготовления куклы.

— Как называется такая кукла?

— Кукла имеет не только свое название, но и свое предназначение.

— От чего она оберегает?

— Вы хотите, чтобы у вас дома была такая же кукла?

— Покажите нашу куклу мамам и сделайте дома такую же.

Конспект открытого занятия «Фартук для куклы» (средняя группа) МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Фартук для куклы. /Конспект открытого занятия/ Средняя группа Воспитатель.

Фотоотчет «Куклы-обереги» Многие тысячелетия назад, наши далекие предки старались защитить себя и свою семью от злых духов, от сглаза, от ведьм и колдунов. Необходимо.

Конспект занятия «Царица математики» (подготовительная группа) М. О г. Королев МАДОУ детский сад №42 «Карусель» Воспитатель Зарипова Светлана Васильевна Конспект Тема занятия: Царица математики Возрастная.

Конспект интегрированного занятия «Мы в космосе!» (подготовительная группа) Конспект интегрированного занятия «Мы в космосе!» (подготовительная группа) Автор: Антипова Мария Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский.

Конспект занятия по английскому языку «Our town» (подготовительная группа) Цели: -Создать атмосферу сотрудничества для развития чувства сопричастности и дружеских отношений между детьми; -Развивать потребность принимать.

Конспект занятия «Космическая лаборатория» (подготовительная группа) Цель: 1. Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира. Уточнять и расширять представления о космосе и космонавтах, подчеркнуть.

Мастер-класс для родителей и детей «Бабушкин сундук. Куклы-обереги» Цель: • гармонизация детско-родительских отношений в процессе изготовления куклы оберега. Задачи: • показ и изготовление куклы «Куватка»;.

Фотоотчет «Мое новое увлечение. Куклы-обереги из ниток» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Все началось с создания мини-музея «Кукол» в моей группе, кукол родители, принесли много, но не.

Познавательно-творческий проект «Народные куклы-обереги. Куклы добра» Познавательно-творческий проект «Народные куклы- обереги» («Куклы добра») Исполнители: воспитатели: Петросян В. Х. Васильева Н. В. Вид проекта:.

Конспект занятия «Звук [Ж] и буква Ж» (подготовительная к школе группа) Цель: Закрепление правильного произношения звука «Ж», знакомство с буквой Ж. Закрепление образования и употребления приставочных глаголов.

Читайте также:  Оберег дедушка с камнем

Источник

Знакомство с русской народной куклой, Кукла- оберег.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия (Подготовительная группа)

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_kukly.docx 185.65 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с русской народной куклой,

Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями.

Познакомить детей с изготовлением традиционной куклы.

Научиться изготавливать простейшую куклу – скрутку.

Вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию.

Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

тряпичные, соломенные, урожайные, современные куклы; иллюстрации, порядок изготовления тряпичной куклы, сундук, иллюстрации русских народных кукол «Ангелочек», «Неразлучники», «Масленица», «Купавка», куклы-обереги.

Материалы: ткань, нитки (заранее нарванные).

На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. И вот однажды заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: «Что же ты хочешь? » Тихо-тихо прошептал мальчик: «Хочу увидеть солнышко… «. А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко. Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он, как можно помочь сыну. Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи. Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: «Ну, вот и солнышко! » С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.

Посмотрите, что это такое? (воспитатель показывает на сундук)

— Это сундук, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами попробуем отгадать загадку:

Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что все это значит?

Дочка, а не плачет, спать уложишь –

Будет спать день, и два, и даже пять. (Кукла)

— Молодцы, правильно, это кукла. (воспитатель из сундука красивую современную куклу)

— Скажите, ребята, а для чего нужны куклы? А у вас есть куклы?

— Посмотрите внимательно, что есть у этих кукол? (глаза, волосы, руки, ноги, платье)

— А из какого материала они сделаны?

Сундук у нас волшебный, в нем есть еще куклы. (воспитатель достает куклы: тряпичные и соломенные)

— Скажите, а такие куклы у вас есть?

— Как вы думаете, из чего они сделаны?

— Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего?

— Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмассы, а эти куклы из соломы и ткани.

— Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первая игрушка-кукла.

— Посмотрите, перед вами куклы – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей).

— Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки.

— Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.

— Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.

— Давно–давно были вот именно такие куклы.

Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – обереги.

Ребята, а как вы думаете, почему называют кукла-оберег ? (Ответы детей).

Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.

Куклу-оберег наряжали, но никогда ей, ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить.

Как вы думаете, называлась такая кукла без лица? (Ответы детей).

Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы на картинках, все «безликие».

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия.

Вы хотите иметь куколку – оберег? Тогда делу время, потехе час! Не зря так говорят у нас. Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.

Для изготовления куклы нам понадобится семь кусочков ткани, которые нужно оторвать от большого куска. Материал желательно подобрать ярких расцветок. Ширина должна быть приблизительно в три раза меньше длины.

Куколка должна уместиться на ладони, поэтому можно просто положить ладошку два раза по длине, и взять, немного поменьше.

Мы сложим каждый кусочек ткани вдоль дважды вдоль.

Подравниваем все полоски, что у нас получились пополам.

Перевязываем нитью, отделяя голову от туловища.

Руки вместе с косынкой выполняются из квадратного куска ткани красного цвета.

Закрепляем косыночку на голове, перевязываем нитью. Расправляем рукава.

Нить можно закрыть красивой ленточкой (тесьмой). Помните, что куклу мы делаем по всем правилам, и, значит, мы не пользуемся ножницами.

Какие красивые куклы у вас получились! Но у наших кукол нет лица. Лицо, как правило, оставалось белым. Считается, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы. Ведь кукла должна оберегать того, у кого она находиться. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчик.

Хоровод с куклами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном материале вы можете дети познакомятся с русской народной куклой.

Дети знакомятся с русскими народными промыслами и традициями.Научаться изготавливать простейшую куклу – скрутку.

Дети знакомятся с разными видами игрушек и изготовлением тряпочной русской народной куклы.

ЦЕЛИ УРОКА: 1) Познакомить с историей русской тряпичной куклы.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки.ЗАДАЧИ: ОБУЧАЮЩИЕ:·.

Данный конспект занятия знакомит детей с русской народной куклой, с разновидностью кукол, которыми играли наши предки. Дети сами мастерят куклу из лоскутов ткани.

Тема: «Знакомство с русской народной куклой»Возрастная группа: старший дошкольный возрастФорма совместной деятельности: беседа, играФорма организации: групповая, индивидуальная, парн.

Источник

Конспект организации НОД с детьми подготовительной группы «Кукла — оберег»

Ольга Гаврелюк
Конспект организации НОД с детьми подготовительной группы «Кукла — оберег»

Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости детей.

Воспитывать любовь и уважение к традициям семьи через образ тряпичной куклы, заботливое отношение к близким людям.

Предоставить детям возможность ощутить радость от результата своего труда.

Расширять представления детей об истории создания предметов (русской тряпичной куклы).

Совершенствовать навыки работы с тканью, технику завязывания узла.

Развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа.

Развивать мелкую моторику рук.

Раскрыть значение слова – оберег.

Активизировать в речи слова: лоскут, ткань, тесьма.

Изготовление тряпичных кукол: Пеленашка, Кубышка – травница.

Изготовление тряпичных игрушек: заяц, птичка.

Беседы о семье, семейных отношениях.

Материал и оборудование:

Магнитофон, аудиозапись, сундук с куклами – оберегами, лоскуты ткани трех размеров, нити красного цвета, вата, тесьма, платочки для кукол.

Ход НОД.

Воспитатель играет с детьми в игру «Чепуха». (Дети достают из коробки предметные картинки. Ведущий каждому ребенку по очереди задает вопросы.Например: «Что ты сегодня обул на ноги?» Ребенок должен назвать предмет, изображенный на его картинке).

Воспитатель: У меня сегодня отличное настроение, потому что дома меня порадовали сын и дочка. Хотите, я поделюсь с вами хорошим настроением? Тогда приготовьте свои ладошки.

Воспитатель: Ане дарю сверкающую радугу,

Диме – утренний рассвет,

Настю танцем бабочек порадую,

Соне — солнечных цветов букет,

Денису – яркий звездопад,

А Мише – в облаках полет,

Дашеньке – цветов волшебных аромат,

Насте – самый вкусный торт!

Воспитатель: Ну как, прибавилось у вас хорошего настроения? А с кем вы можете поделиться своим хорошим настроением?

Воспитатель: Как вы можете порадовать маму и папу, бабушку и дедушку?

Воспитатель: А ваши близкие как вас радуют?

Воспитатель: Очень приятно, что в ваших семьях все друг о друге заботятся, берегут друг друга. Предлагаю вам сделать для своей семьи куклу – оберег. Как вы думаете, что такое оберег?

Воспитатель: На Руси раньше куклы — обереги были в каждой семье. Хотите на них посмотреть?

Демонстрирует кукол, доставая из сундучка.

Воспитатель: Из чего делали таких кукол?

Дети: Из куска материи — лоскута, не сшивая, а просто туго скручивая ткань.

Воспитатель: Что нашептывала мастерица, создавая куклу?

Дети: Мастерица нашептывала разные заговоры-наговоры (например, на хороший урожай, на лад в семье).

Воспитатель: Почему кукла-оберег не имела лица?

Дети: Считалось, что кукла с лицом может сглазить, принести несчастье ребенку.

Воспитатель: При изготовлении куклы – оберега ничего не резали и не прокалывали, что бы куколке не сделать больно. Поэтому ткань и нити отрывались. Нити брали красного цвета.

Куклы-обереги передавались от матери к ребенку, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье. Каждая куколка имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления.

Как называется вот эта куколка?

Ребенок: «Пеленашка». Это самый первый оберег младенца. Его делали с молитвами о ребенке. Такая кукла оберегала сон малыша.

Воспитатель: А вот эту куклу сделала моя бабушка. Как она называется?

Ребенок: Это — «Кубышка-травница». Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял болезни.

Воспитатель: Я в детстве часто болела, вот бабушка и позаботилась обо мне. А когда бабушка стала старой, я собирала для нее лекарственные травы.

А почему вот эту куклу называют «Кукла на счастье»?

Дети: Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.

Воспитатель: Эту куколку сделала я для своей дочки. Скоро у нее будет День рождения, и я ей подарю такой оберег на счастье.

А это – «Колокольчик»кукла добрых вестей.

У куклы три юбки. Счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения.Дарили колокольчик со словами: «Кого люблю – тому дарю!», желая другу или близкому человеку получать только хорошие известия и радостного, веселого настроения.

Воспитатель: Вот такую куколку можно сегодня сделать для своих близких. Для этого каждому из вас понадобится три лоскута ткани разного размера, комочек ваты и красные нити. Но, самое главное, нужно хорошее настроение. А теперь выбирайте ткань, которая вам нравится, и приступим к работе. Пока мы работаем, будет звучать мелодия «Русская сказка».

Воспитатель показывает этапы работы, оказывает индивидуальную помощь.

Воспитатель: Предлагаю вам немного отдохнуть, а потом будем куколку наряжать.

Воспитатель: Отдохнули? А теперь от скуки берем дело в руки!

Дети завязывают кукле на лоб тесьму, повязывают платок.

Воспитатель: Молодцы. Очень красиво получилось. Какую куклу вы сегодня делали? Что оберегает такая кукла? Я думаю, ваши близкие будут очень рады и благодарны вам за подарок. А куколка будет приносить в дом лишь радостные вести и хорошее настроение.

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели «Народная культура и традиции», я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Конспект НОД «Кукла заболела» с детьми средней группы Программные задачи: продолжать формировать понятия о значимости труда врача; развивать доброжелательное отношение к профессии врача; закреплять.

Кукла-оберег «Масленица» своими руками Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем немного времени остается до светлого, радостного праздника «Масленица». Масленица – это самый весёлый,.

Кукла-оберег «Вера-Надежда-Любовь» Доброго времени суток, гости моей странички! Предлагаю сегодня смастерить тряпичную куклу-оберег «Вера-Надежда-Любовь». Кукла женская, символизирует.

Мастер-класс для педагогов «Кукла-оберег» Уважаемые, коллеги! Приближается праздник — 8 Марта. В дошкольных учреждениях работают в основном женщины. Так хочется, чтобы все женщины.

Мастер-класс «Кукла-оберег Долюшка» Традиционная кукла оберег Доля — олицетворение судьбы. Она появляется у каждого человека при рождении и сопровождает его в течение всей.

Мастер-класс «Кукла-оберег из ниток» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Куклу-оберег (самоделку) можно использовать как украшение домашнего или выставочного интерьера,.

Мастер-класс «Кукла-оберег Мелиссушка» «Кукла — оберег Мелиссушка»- моё совместное творчество с дочерью! Мы живём в прекрасном мире! И наш мир прекрасен потому, что мы сами строим.

Мастер-класс «Пасхальная кукла-оберег» Пасха – любимый и почитаемый всеми православный праздник, он всегда был по-весеннему ярким и долгожданным! Пасхальные празднества длились.

НОД «Народная кукла — оберег» НОД «Народная кукла — оберег» Задачи: -Формирование знаний о неоднозначности куклы в народных традициях (кукла-игрушка, кукла-оберег).

Источник

Читайте также:  Рычаг передний чери амулет а15
Оцените статью