- Конспект занятия «Куклы-обереги»
- Ход занятия:
- Конспект образовательной деятельности с использованием (ЦОР) «Тряпичная кукла- оберег». план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Куклы-обереги»
Казармина Евгения Евгеньевна
Конспект занятия «Куклы-обереги»
Возраст детей: старший дошкольный возраст 5-6 лет
Цель: содействие развитию интереса детей к изучению обрядовых кукол в народных традициях.
— познакомить детей с многообразием обрядовых кукол и их ролью в жизни человека;
— раскрыть символическое значение обрядовых кукол;
— развивать мелкую моторику в процессе создания куклы
— воспитывать интерес к народной игрушке, аккуратность и трудолюбие, бережное отношение.
— обрядовые народные куклы;
— материалы для изготовления куклы: две рябиновые палочки 25см (для тела) и 18 см (для рук,белый лоскут 18х18 см для головы, немного синтепона, красные нитки, полоска для повойника, косынка, бусы.
— музыкальный центр, флешка с записями народной музыки.
Презентация с поэтапным показом изготовления куклы.
Ход занятия:
В старину когда-то
Время не теряли
Много пряли, ткали…
Под рукой,что было
Куклы берегиньки
Так из века в век
Род свой сохраняли,
И культуру русскую
Воспитатель:Дети послушайте загадку:
Лоскуток да ниток катушка
В умелых руках оживает игрушка
Воспитатель: (показывае куколку)
«Из цветного лоскуточка появилась моя дочка.
Куколка тряпичная, очень симпатичная!»
-Наши куколки непростые. Как вы думаете, почему? (ответы детей).Да,они сделаны своими руками из натуральных материалов. А ещё их называют обрядовыми куклами.
Как вы думаете, что значит «обереги»(от слова оберегать, беречь, охранять). Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они оберегают детей, жилье, скотину и т. д. Кукол — оберегов было много на разные случаи. К ним относились очень серьёзно, считалось, чем больше кукол, тем больше счастья.
Куклы-обереги делались безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свои волшебные обережные свойства и в неё могли вселиться злые духи.
Сейчас о некоторых обрядовых куколках я вам расскажу. Чтобы было нам удобнее, давайте сядем на стульчики возле нашего сундука.
Для маленьких деток делали куклу-пеленашку.
Пусть она младенца оберегает
И злых духов отгоняет.
Еще до рождения ребенка, его мама скручивала такие куклы и развешивала вокруг колыбельки. Колыбелька в то время прикреплялась к потолку на пружине и в народе называлась люлькой или зыбкой. Считалось, что Пеленашка бережет ребеночка от сглаза, болезней, от дурных снов, от злых людей.
С наступлением холодов, чтобы дети не болели, делали куклу «Кубышку –травницу»
Стоит внутри себя, собрав
Собранье самых разных трав.
Вот чем куколка богата. Вам здоровье обеспечит,
Ведь она травою лечит.
Она наполнялась душистой лекарственной травой, куклу надо было помять в руках, и по комнате разнесётся травяной дух, который отгонит духов болезней.
А вот куколка необычная- это куколка Зерновушка (крупеничка).
Крупеничка — оберег сытости, достатка.
Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.
От кормилицы Земли силы приходили.
Под иконами в углу бережно хранили.
В старину, чтобы в доме было сытно и богато,хозяйка дома делала куклу «зерновушку»Эта кукла хранила силу урожая до будущего года.
-А эта куколка, должна быть интересна нашим девочкам. Это кукла –«Рябинка».Кукла «Рябинка»— одна из самых любимых среди народных кукол. Она завораживает своей женственностью, душевностью и какой-то незримой силой. Сильнейший оберег вашему дому от всего нежелательного, негативного Оберег любви и здоровья в вашем доме Помещается напротив или рядом с входной дверью. Куклу «Рябинку» называют воином против всех проявлений зла. Основой куклы является рябиновая палочка.
-Вот и закончились куколки в нашем сундучке. И неудивительно. Ведь не обо всех обрядовых куклах мы поговорили. Наша с вами задача дальше узнавать об этих куклах.
На Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. Вот была такая игра –«Маланья»
У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки под углом, показать избушку)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей (очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)
Вот с такими усами (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)
Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели (одно рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)
На Маланью все глядели (руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)
И все делали вот так (ребёнок показывает любое движение)
-А сейчас мы с вами отправимся в мастерскую, изготавливать куклу
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придётся не лениться
И старанье приложить!
Воспитатель приглашает детей за стол с заготовками, рассказывает и показывает поэтапное изготовление куклы-оберега «Рябинушка»
Физминутка во время работы:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики (дети несколько раз соединяют пальцы рук в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики (поочерёдно соединяют одноимённые пальцы обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы узлы вязать,
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем кукол наряжать!
_- Молодцы, какие замечательные куклы у вас получились.
По окончании работы дети строят «Пирамиду добра».
-Что доброго хорошего вы пожелаете человеку. которому сделали оберег? Кто придумал- выйдет в круг, произнесёт своё доброе пожелание, вытянет руку вперёд и положит её сверху на мою ладонь или на ладонь ребёнка, уже высказавшего своё пожелание.
Конспект занятия по звуковой культуре речи с использованием дидактической игры «Куклы Оля, Уля, Аля» Дидактическая игра «Куклы Аля, Оля, Уля». Автор: Драгунова Ксения Цель: Знакомство с буквами А, У, О. Закрепление правильного произношения.
Фотоотчет «Куклы-обереги» Многие тысячелетия назад, наши далекие предки старались защитить себя и свою семью от злых духов, от сглаза, от ведьм и колдунов. Необходимо.
Конспект интегрированного занятия в младшей группе «Бусы для куклы Даши» Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие». Цель: Воспитывать интерес к изобразительной.
Конспект открытого занятия по рисованию в ясельной группе «Ожерелье для куклы» Конспект открытого занятия по рисованию в ясельной группе «Ожерелье для куклы» Программная сущность:1. Обучать ребенка изображать нестандартным.
Конспект занятия кружка по рисованию «Платье для куклы» Конспект по рисованию в младшей группе. Занятие № 10 Тема: Платье для куклы (Рисование оттисками печати и ватными палочками) Цель: Формировать.
Мастер-класс для родителей и детей «Казачьи обереги — обрядовые куклы» И снова, здравствуйте! Не публиковала ничего с прошлого года! Но сейчас поднакопилось много нового, так что милости прошу, заглядывайте.
Мастер-класс «Куклы-обереги для мам» Заканчиваются новогодние каникулы. Много веселья, радости, подарков, морозных дней принесли они детям. Огромное количество новогодних.
Фотоотчет «Мое новое увлечение. Куклы-обереги из ниток» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Все началось с создания мини-музея «Кукол» в моей группе, кукол родители, принесли много, но не.
Мои куклы-обереги из ткани, сделанные своими руками Друзья, коллеги, сегодня хочу представить вам свою коллекцию кукол. Когда началось моё увлечение точно не скажу, как-то так понемногу, при.
Снежный музей под открытым небом на участках ДОУ «Народные куклы — обереги» и «Дымковская игрушка». Фотоотчет Снежный музей под открытым небом на участках ДОУ «Народные куклы — обереги» и «Дымковская игрушка».Фоторепортаж. Муниципальное Бюджетное.
Источник
Конспект образовательной деятельности с использованием (ЦОР) «Тряпичная кукла- оберег».
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
На данном занятии дошкольники узнают о народных игрушках. Делают куклы своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kukla_-obereg.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности с использованием (ЦОР)
«Тряпичная кукла- оберег».
Воспитатель: Идрисова Е.В.
Место проведение : МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №6» , старшая группа
Цели : Формирование представлений о разнообразии народного декоративно — прикладного искусства: обереговая кукла.
Дать детям представления о предметах ближайшего окружения (игрушки, посуда) и их назначении.
Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
Развивать интерес к старинным и современным игрушкам.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Упражнять детей в составлении описательных рассказов по игрушке, отражая ее назначение.
Развивать интерес к слушанию литературных произведений.
Упражнять в сравнении предметов по высоте.
Упражнять в определении количества предметов.
Познакомить с процессом изготовления тряпичной куклы.
Зрительный ряд : любимые куклы детей, кукла — оберег.
Литературный ряд : русская народная сказка «Василиса Прекрасная» в
обработке А.Н. Афанасьева (отрывок об обереговой кукле).
Интерактивная доска с отрывком из видеофильма «Прикладное искусство»
Пособия : для изготовления куклы: кусок хлопчатобумажной ткани
квадратной формы, пестрый лоскут для юбки, толстые нити для волос,
Предварительная работа . Рассматривание игрушек — самоделок, народных игрушек, изготовление куклы — пеленашки, игры с куклой — пеленашкой, рассматривание иллюстраций о процессе изготовления игрушек, сюжетно-ролевые игры «Дочки — матери».
Создание условий с учётом здоровьесберегающих технологий:
— занятие длится 20 минут,
— свет падает с левой стороны,
— столы и стулья соответствуют возрастным особенностям детей,
— учебная доска находятся на расстоянии 2м., на уровне глаз,
— во время занятия педагог следит за осанкой детей,
— развитие мелкой моторики рук,
— пальчиковая гимнастика (развития общей и мелкой моторики, речи детей)
— м/п игра (координация речи с движением, профилактика укрепления глазных мышц).
— Сегодня в нашей группе много гостей — это любимые куклы наших девочек. Вы хотите познакомиться с нашими гостями? Давайте попросим девочек представить нам своих кукол.
Дети рассказывают о своих куклах (как зовут куклу, как она одета, из чего она сделана, как они с ней играют).
— Вот мы и познакомились с нашими гостями.
— Сколько кукол у нас в гостях?
— Как можно назвать всех кукол по-другому? (одним словом)
— Все ли здесь игрушки? Может, есть что — то лишнее?
— Почему посуда лишняя?
— Для чего нам посуда?
— Правильно, игрушками МЫ играем, а посудой мы пользуемся во время еды.
— Чья кукла самая высокая?
— Чья кукла самая низкая?
— А какая еще кукла здесь есть? Такими куклами играли ваши бабушки. Как она называется? (Кукла-пеленашка.)
— Из чего ее делали?
— Как с ней можно играть?
— Правильно, ее можно покачать, спеть ей колыбельную, а можно и рассказать сказку.
— Хотите, я вам тоже сказку расскажу?
Поднимает кукла руки,
Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)
А потом она танцует,
Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)
После танца всем ребятам
Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)
Воспитатель читает отрывок из сказки «Василиса Прекрасная ».
Беседа по содержанию :
— Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)
— Вот такую же куклу, которую называли кукла — оберег, она передавалась от матери к дочери.
— Скажите, дети, из чего она сделана?
— А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)
— Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т.к.
в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла
повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и
считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла —
оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и
относились к ним очень бережно.
— Хотите, я покажу, как делалась такая кукла?
Воспитатель показывает процесс изготовления куклы.
— Эта кукла будет жить в нашей группе.
— Как называется такая кукла?
— От чего она будет нас оберегать?
— А как вы к ней будете относиться?
— Вы хотите, чтобы у вас дома была такая же кукла?- Покажите нашу куклу мамам и сделайте дома такую же. — А сейчас хотите поиграть со своими куклами?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельностис использованием ЭОР и здоровьесберегающих технологийОбразовательная область «Физическое развитие»Тема: «Со спортом дружить – здоровыми быть!»Старшая группа.
Задачи1. Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека.2.
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».Задачи:1. Уточнять и расширять представления о Родном крае, о.
Программные задачи: * Расширять знания детей о народной игрушке — тряпичной кукле. * Формировать творческие способности в создании кукол оберегов.
Данный материал поможет педагогу сформировать представление детей о народной обереговой кукле: ее предназначении защиты от бед , охранении зодоровья и благополучия.Позволит понять какие этапы жизни ру.
Цель образовательной деятельности: Познакомить с историей народной тряпичной куклы, технологией изготовления куклы «Колокольчик».
Конспект образовательной деятельностиИнтегрированное (развитие математических представлений и развитие речи) занятие по теме «День рождение куклы» группа общеразвивающей направленност.
Источник