Таро английской школы Райдер-Уэйт
Берет свое начало в ордене Золотая Заря и от оккультиста Мазерса и продолжается Уэйтам и Полом Фостером Кейсом. Конечно же, самая известная и популярная колода, созданная по этой системе — это колода Райдера-Уэйта-Смит которую мы изучаем в нашей школе «Mane».
Самое первое и самое главное отличие колоды Райдера-Уэйта от других — это наличие прорисованных младших арканов, начиная с Уэйта и Памелы Смит, минорные арканы не просто схематично изображенные кубки, жезлы, мечи, пентакли, а целые сюжеты, с лицами, с отображением действий людей на картинках и их эмоций. Благодаря этой колоде Таро стало общедоступно.
Артур Эдвард Уэйт |
С такими картами можно работать двумя способами, строить собственный ассоциативный ряд исходя из изображений на картах или в толкованиях, опираться на глубокую каббалистическую и астрологическую символику ордена Золотой Зари, не смотря на свою внешнюю простоту, колода очень глубока и символична. Существуют еще так же колоды типа «магическое Таро золотой зари», но они в большей степени предназначены для проведения ритуалов, чем для предсказательной практики.
Памела Колман Смит |
Но это не единственное отличие, в английской школе Таро принято давать Шуту номер ноль, Шут открывает колоду и в связи с этим его соотносят уже с буквой Алеф. Хотя и сам Уэйт ставил его на 21 место. Выходит, что все назначения старшим арканам букв еврейского алфавита, смешаются. Так же Уэйт назначает картам новые астрологические соответствия и вследствие этого меняет местами аркан Силу и Правосудие. Теперь правосудие имеет номер 11, а Сила номер 8. У Мага уже на столе лежит 4 предмета, а в руках он держит магический жезл. На карте влюбленные изображены мужчина, женщина и архангел. В карте Повешенный, человек подвешен за правую ногу, в отличие от Марсельской колоды, это говорит о том, что человек сам принес себя в жертву, а не был жертвой обстоятельств. В описании карт, Уэйт дает название каждой карте из младшего аркана в их описании. Например, шестерка жезлов у Уэйта называется «Владыка Победы».
Учитывая, что колода была создана для широкой публики, особенно никаких ритуалов именно для данной колоды нет. В любое время можно использовать, доставать удобной рукой, никаких ограничений по количеству вопросов. Но если говорить не о колоде Райдера-Уэйта, а о системе Золотой Зари в целом, то там присутствуют специальные ритуалы, например перед сеансом предсказания необходимо обязательно проводить инвокацию ангела тайны и сокрытой информации Хру. Многие современные тарологи, особенно приверженцы ритуалов Золотой Зари, используя колоду Райдера или другие колоды, соблюдают данный ритуал.
Источник
Анализ четырех базовых школ Таро
После того, как Этейла возродил систему Таро, возникают две системы – французская и английская (Леви и Мазерса). Эти школы можно назвать родоначальниками более поздних школ Таро. За несколько лет, на их базе появляются три хорошо описанные школы: Папюса, Кроули и Уайта, и в середине XX века Томберг возрождает Марсельское Таро (четвертая школа). Все современные исследователи опираются на материалы этих четырех школ. Привожу краткое описание отличий между ними:
1. Внешний вид карт
Старшие Арканы. Для наглядности, сравним 1, 6 и 11 Старшие Арканы. Будьте внимательны!
«Маг»: Маг стоит перед каменным столом, на котором лежат три предмета: Кубок, Меч и Пентакль. Правая рука Мага поднята, в ней он держит Скипетр. Над головой – знак бесконечности.
«Влюбленные»: На перепутье двух дорог стоит Юноша. С обеих сторон от него находятся две женские фигуры, которые предлагают Юноше пойти по их пути. В небе видна фигура Гения, целящегося в одну из женщин.
«Сила»: на поляне сидит Лев, за его спиной стоит Девушка, с обнаженной правой грудью, правой рукой придерживающая открытую пасть Льва. Над головой Девушки знак бесконечности.
«Маг»: Маг движется, танцуя и жонглируя предметами. На его голове находится Кадуцей Гермеса.
«Влюбленные»: перед высокой фигурой Божества стоят двое: Юноша и Девушка, взявшись за руки. В небе виден Эрот с повязкой на глазах.
«Вожделение»: на спине у многоголового Зверя сидит обнаженная Девушка, изогнувшаяся в оргазме, в ее правой поднятой руке находится распущенный цветок.
«Маг»: Маг стоит перед столом с четырьмя предметами (почти как у Папюса, только на столе еще и Скипетр). Правая рука со Скипетром поднята, над головой знак бесконечности.
«Влюбленные»: Адам и Ева в райском саду, и Архангел Рафаил, с воздетыми над ними руками.
«Сила»: главное отличие в том, что Уайт поменял местами Аркан «Правосудие» и «Силу». Таким образом «Сила» стала VIII вместо XI. Само же изображение Аркана практически не отличается от изображения д-ра Папюса, кроме того, что у него девушка изображена с открытой грудью, а у Уайта с закрытой.
«Маг»: у Мага на столе множество предметов, на голове надета широкополая шляпа, поля которой похожи на знак бесконечности.
«Влюбленные»: юноша, стоящий между женщиной и девушкой и фигура младенца, целящегося из лука в плечо Юноши.
«Сила»: женщина в широкополой шляпе, поля которой похожи на знак бесконечности, открывает или придерживает пасть небольшого животного.
Папюс: карты Младших Арканов не «прорисованы», т.е. на них только цифры и символические знаки. Например, на карте «Двойка Кубков» будет нарисовано 2 Кубка. На карте «Пятерка Мечей» будет нарисовано 5 Мечей.
Кроули: каждая карта Младших Арканов имеет свое название и символическое начертание. Например, на «Двойке Кубков» нарисован цветок лотоса, из которого вода выливается в 2 чаши. В верхних углах карты нанесены астрологические знаки: Венера и Рак. Карта называется Любовь.
Уайт: так же как и в системе Кроули каждая карта Младших Арканов имеет свое символическое значение. На поверхности карты название не пишется, но отражается в описании. Например, «Двойка Чаш» (у Уайта Кубки называются Чашами) изображена следующим образом: Юноша и Девушка стоят друг напротив друга и держат в руках Чаши, над которыми нарисован Кадуцей Гермеса с Львиной головой наверху, украшенной символическими крыльями с двух сторон (у настоящего Герметического Кадуцея вместо Львиной головы рисуют шар). Карта в описании называется «Владыка Любви».
Марсельское Таро: младшие Арканы не «прорисованы» и не имеют перевернутого значения. Например, на «Двойке Кубков» нарисованы 2 Кубка.
2. Буквы каббалы на Старших Арканах
Каждой карте Старших Арканов было найдено каббалистическое соответствие. Исключением является школа Марсельского Таро. Буквы каббалы не всегда наносятся на поверхность карты, но в книгах по Таро о них обязательно пишут. Это дает возможность понять, в какой школе писалась книга, даже если автор не считает нужным указать исходную школу. Итак, продолжим сравнение.
Папюс: так же, как и Леви, исходили из того, что «Маг» – первая карта Старших Арканов, и именно этой карте, по их мнению, соответствовала первая буква древнееврейского (каббалистического) алфавита – Алеф. Соответственно второму Аркану, «Папессе», соответствовала вторая буква – Бет, и так далее. При этом «Шуту», 21 (0) Аркану, соответствовала 21 буква – Шин.
Кроули: так же как и Мазерс, начинал отсчет Старших Арканов Таро с нулевой карты «Шута», и именно ей, в этой системе, соответствовала буква каббалы Алеф. Соответственно, «Магу» доставалась вторая буква – Бет, «Папессе» – Гимель и так далее. Таким образом, все каббалистические соответствия как бы сдвигались на один шаг.
Уайт: следовал в своих рассуждениях той же логике, что и Мазерс/Кроули, начиная отсчет Старших Арканов с «Шута» (Нулевого Аркана). Но из-за того, что он, следуя выведенным им Астрологическим соответствиям, поменял местами «Силу» и «Правосудие» (восьмой и одиннадцатый Арканы), а буквы каббалы, естественно, остались под своими номерами, теперь «Силе» соответствовала буква Тет (№8), а «Правосудию» – буква Ламед (№11).
Марсельское Таро: в этой системе не приводится соответствие между каббалой и Старшими Арканами. Сдвижение букв каббалы значительно повлияло на описываемые значения карт Старших Арканов, из-за этого разница между школами Таро становится еще более явной.
3. Философский подход к гаданию на картах Таро
Папюс: придерживается Египетской версии происхождения карт. По его мнению, в Египет эзотерические знания попали из древней Атлантиды. В Папюсовской системе канал Таро воспринимается как способ подключения к Высшему разуму через Эгрегор Изиды, покровительницы Таро. С этим связано отсутствие условностей, которые необходимо соблюдать при гадании. Например, нет ограничений в количестве вопросов, которые можно задавать картам за один сеанс гадания, безразлично, какой рукой вытаскивается карта из колоды. По Папюсу колода одухотворяется энергетическим потоком Изиды и является мудрым собеседником, способным помочь разобраться как в сложных, так и простых вопросах.
Кроули: считает, что Таро – ключ к подсознанию человека (т.е. к информации, хранящейся в нашей памяти, но не осознаваемой). По его мнению, мы все подсознательно подключены к информационному потоку земли, и с помощью карт Таро можно расшифровать эту информацию. Для облегчения работы с собственным подсознанием Кроули рекомендует вытаскивать карты левой рукой, находясь в особом состоянии сознания, близком к медитативному. Карты лучше выкладывать на зеленое сукно, так как зеленый цвет создает благоприятный энергетический фон вокруг вопрошающего. По Кроулевской системе не рекомендуется частое гадание на картах, и, соответственно, вопрошающий должен задавать только действительно значимые для себя вопросы.
Уайт: воспринимает Таро как стройную систему во многом похожую по своим принципам на астрологические прогнозы. Его описание системы базируется на астрологическом соответствии значений карт. К феномену Таро он подходит больше как ученый и психолог, так что в его системе специфической атрибутики, такой как вытаскивание карт определенной рукой, не наблюдается.
Марсельское Таро: имеет два направления: в первом Таро сравнивают с гадальными 36 картами, и приписывают им исключительно предсказательное свойство. Во втором направлении, родоначальником которого можно назвать Валентина Томберга, Таро воспринимается как ключ к Герметическим традициям. В его описании системы Таро карты надлежит используются для медитаций, а не для гаданий.
Как видите, описанные школы Таро, явно отличаются друг от друга. Повторяю, что современные исследователи работают на базе одной из этих четырех школ. Надеюсь, что мое описание поможет вам отличить их друг от друга и выбрать для себя более подходящую.
Наш выбор пал на школу д-ра Папюса. В России публикуется много литературы именно этого направления. Среди этих книг можно назвать следующие:
- «Предсказательное Таро или ключ всякого рода карточных гаданий» Доктор Папюс
- «На ступенях Золотого Таро» Дж. Бейнс, С. Вронский
- «Энциклопедия оккультизма» Г.О.М. (Густав Отто Мебиус)
- «Сокровенная мудрость Египта» Н. П. Рудникова
- «Таро Эры Водолея» Международная Академия Таро
- «Мистерии Таро» Алиция Хшановская
- «Египетское Таро, путь посвящения» Ямвлих
Хочу обратить ваше внимание на то, что книги по Таро также можно разделить на три типа независимо от школы, в которой работали авторы. Есть Эзотерические книги по Таро, в которых описывается только философский аспект карт. Эти книги помогут вам глубже понять смысл Старших Арканов. Также есть книги, которые можно назвать практическим руководством для гадания. К сожалению, в таких книгах роль Старших Арканов значительно принижается, тогда как для практического использования карт они незаменимы. И есть третий, самый редкий, тип книг, в которых автор пытается совместить философский и практический подход к картам Таро.
Источник
Школа Таро: какую выбрать? Отличия двух главных направлений в Таро
Решаете, какая школа Таро подходит вам больше других? Скорее читайте эту статью, чтобы выбрать школу по душе и начать обучение Таро .
Таро известно по всему миру, но мало кто знает, как и почему карты стали такими. Немногие в курсе, что есть разные школы Таро, чьи карты и гадания действительно отличаются. Давайте рассмотрим краткую историю и особенности появления разных школ Таро!
С чего всё началось
Происхождение первой колоды Таро остается загадкой, но большинство ученых считают, что эта форма искусства возникла в Италии. Позже карты распространились во Франции, ориентировочно, когда французы завоевали Милан и Пьемонт в 1499 году.
Существует несколько сохранившихся колод того времени. Наиболее полными из них являются колоды Висконти-Сфорца , заказанные герцогом Миланским Филиппо Марией Висконти и его преемником Франческо Сфорца. Самым древним типом серийных колод является Таро де Марсель , названное в честь французского города, где располагалось большинство типографий.
Однако, когда современные люди говорят о Таро, они подразумевают другие колоды. Чаще всего это Таро Райдера-Уэйта-Смита , Таро Тота Алистера Кроули и сотни других колод, созданных в том же стиле. Все эти колоды стали популярными в 1970-х годах во время расцвета движения Нью-эйдж.
Школа Таро: Франция или Англия?
Сегодня существует много Школ Таро, но основными считаются две. Откуда они пошли? В свое время, чтобы различить два стиля Таро, писатель Йоав Бен-Дов (автор книги «Марсельское Таро») называет их двумя «школами» — французской и английской.
Французская школа более древняя из двух, она включает в себя множество вариаций Марсельского Таро. В то время как английская школа — это более современный стиль, возникший из идей нескольких английских создателей Таро. Рассмотрим школы Таро подробнее!
Английская школа Таро
Колода, используемая этой Школой, называется Таро Райдера-Уэйта-Смита. И это первая и самая старая колода английской школы. Разработанная А. Э. Уэйтом, проиллюстрированная Памелой Колман-Смит и опубликованная компанией «Райдер» в 1910 году, она является самой узнаваемой в мире. Это также одна из самых значительных колод в истории современного Таро, которую позже «клонировали» дизайнеры, оставив смысл и дух каждой карты.
Колода Таро Райдера-Уэйта-Смита также известна традицией иллюстрировать каждую карту полной сценой. Ведь раньше Младшие арканы большинства колод имели только масть и номер, подобно современным игральным картам.
Эти иллюстрации делают Младшие арканы колоды простыми в использовании и интуитивно понятными. Вместо того чтобы запоминать нумерологическую систему для интерпретации Младших арканов, гадающий может интуитивно понять значение карты из ее иллюстрации.
Эта доступность, сюжетность, наглядность является одной из причин большой популярности колоды. И именно поэтому ее рекомендуют новичкам! Картинки помогут каждому интуитивно понять значение карт напрямую, без необходимости искать пояснение в справочнике.
Уэйт и Смит создали Таро для публики, основываясь на идеях и символах ордена Золотой Зари, «магического ордена», к которому они принадлежали. Членам «Золотой Зари» было поручено скопировать колоду Таро, разработанную основателем, Макгрегором Мазерсом, и изучить значения, которые он приписывал этим символам. Они включали в себя представление о том, что Таро было структурировано в соответствии с еврейским алфавитом и Каббалой, мистической школой мысли, берущей начало в иудаизме.
Школа Кроули (английская школа)
Другой бывший член «Золотой Зари», Алистер Кроули, разработал столь же влиятельную колоду Таро. Эта колода Таро Тота, нарисованная Фридой Харрис, сопровождалась пояснительным текстом под названием «Книга Тота». Она была написана в характерном для Кроули стиле непочтительности, смешанной с мистицизмом.
Это странный и иногда непонятный текст, чередующийся между научными описаниями мифологического символизма и трансцендентальными стихами о магии, почерпнутыми из личного опыта Кроули. «Книга Тота» так формулирует смысл Таро Тота: это древняя система достижения духовного знания.
Уэйт опубликовал свою колоду в 1919 году, и хотя колода Кроули была завершена в 1943 году, на самом деле она не была опубликована до 1969 года. Ни колода, ни Таро не были популярными в мире до появления движения Нью-эйдж в 1970-х годах. Потом наступил «расцвет Таро».
Движение New Age также добавило смысла самому гаданию. В то время как члены «Золотой Зари» верили, что Таро позволяет им общаться с иными духовными существами, представители нью-эйдж высказали идею, что Таро — это способ общения с бессознательным самого человека. Они трактовали гадание как форму терапии или самопознания.
Таро Тота имеет своеобразный дизайн и тонкости работы. Алистер Кроули настаивал на проведении специальных ритуалов перед гаданием и медитаций после него. Кроме того, для точной трактовки раскладов не мешает знать мифологию, нумерологию, астрологию. В этом случае карты дают глубокие и точные ответы, которые знающий человек может «прочитать». Работа с Таро Тота — это целый духовный ритуал самопознания и изменения реальности! Новичкам стоит начинать практику с более легкой и понятной колоды Таро Райдера-Уэйта-Смита.
Французская школа Таро
В то время как Уэйт впервые опубликовал свою колоду, традиция Таро уже существовала несколько столетий. До рождения английской школы, была известна только французская школа Таро, которая основывалась на Таро де Марсель.
Марсельское Таро — это колода, впервые выпущенная во Франции в 15 веке. Колоды того времени немногочисленны; большинство сохранившихся относятся к 17-му и 18-му векам. Эти карты были основой, из которой Уэйт черпал часть своего дизайна, и фигуры часто похожи по типу и позе (см. карты «Солнце»). Сегодня колоды обеих школ используются для гадания и медитации, но на этом сходство заканчивается.
В отличие от колод английской школы, которые никогда не использовались для обычной игры в карты, Таро де Марсель было создано игровым. Причем это была игра с трюками, которая популярна и сейчас во Франции и некоторых частях Канады.
Именно поэтому изображения и символы на Марсельском Таро не слишком предназначены для передачи эзотерического или духовного смысла. Они в первую очередь привлекательны и легко узнаваемы во время игры.
Конструкции французских колод более однородны, чем английских. Они придерживаются простого узора, созданного в средневековой Франции. Современные колоды, выполненные во французском стиле, также придерживаются этой модели, отклоняясь лишь в мельчайших деталях или цвете.
По сравнению с колодами английской школы, иллюстрации в Таро де Марсель просты из-за методов гравюры на дереве и трафаретной печати, используемых в 17 и 18 веках. Цветовая палитра ограничена по той же причине — в картах всего четыре цвета: желтый, бежевый, синий и красный. Младшие Арканы не прорисованы.
Однако знатоки Марсельского Таро видят в этом большой плюс: простой дизайн позволяет гадающему работать непосредственно с архетипическим аспектом карты, а не с интерпретацией архетипа художником.
Какая школа Таро лучше для новичка?
Многие опытные тарологи рекомендуют начинать обучение Таро с колоды Райдера-Уэйта-Смита. Эти карты легко читаются, визуально привлекательны и обладают глубиной символики, которая служит хорошим введением в мир Таро. Поскольку много современных колод используют это Таро в качестве основы, знание колоды Уэйта помогает понять множество других видов.
Начните обучение Таро с этой школы, а потом сможете изучить разные виды, чтобы сформировать свои собственные идеи и набраться опыта в трактовках.
Источник