- Таро Тота Алистера Кроули
- Кто такой Алистер Кроули. Краткая биография
- Орден Золотой Зари
- Создание колоды Таро Тота
- Особенности колоды Таро Тота
- Карты Двора
- Старшие Арканы
- Младшие арканы
- Символизм колоды Таро Тота
- Колода, которая может стать лучшим другом или заклятым врагом: Таро Тота Алистера Кроули
- История карт Таро
- Идея создания новой колоды Таро
- Карты Аркана Главного Уэйта
- Колода Тота – колода для профессионалов
- Путь мага
- Сакральный символизм колоды в реалиях реального мира
- Единство переднего плана и энергетического фона
- Формальные отличия таро Уайта и Кроули
- Разница также и в смысле
- Заключение. Величайшее творение Кроули
Таро Тота Алистера Кроули
Ни одна из существующих ныне колод Таро не связана так тесно с личностью своего создателя как Таро Тота.
Чтобы понять, в чем особенность этих карт и научиться с ними работать, необходимо хотя бы в общих чертах ознакомиться с личностью и биографией того, кто их создал.
Кто такой Алистер Кроули. Краткая биография
Пожалуй, это самая яркая и неоднозначная личность в истории оккультизма и магии двадцатого века. Даже сегодня можно встретить как преданных поклонников его учения и, так и ярых противников его философии.
Таро Тота является венцом его оккультной деятельности и воплотило в себе все знания и опыт великого мага.
Родился Алистер Кроули 12 октября 1875 года в Великобритании в городе Лемингтон-Спа. При рождении он получил имя Эдвард Александр.
Его отец был инженером по образованию, но занимался в основном коммерческой деятельностью. Их семейное дело, пивоварня «Пиво Кроули», приносило хороший доход, и семья жила достаточно неплохо.
Когда Алистеру исполнилось 11 лет его отец умер, оставив семье приличное наследство. Начальное образование он получил в школе религиозной общины, из которой, впрочем, был отчислен за многократное нарушение дисциплины. Обучение он продолжил в колледже Истборна.
Среди его увлечений были шахматы, альпинизм и поэзия. Особенно он любил поэзию, первые стихи были им написаны в возрасте десяти лет.
Важной вехой в биографии Кроули стало его вступление в Герметический орден Золотой Зари в 1898 году. Состоял он в нем вплоть до 1900 года.
Орден Золотой Зари
Для посвящения в степень Младшего Адепта ордена одним из требований было создать собственную колоду Таро, взяв за основу образец, предоставленный орденом.
Именно в этот момент начинается долгий путь к появлению на свет Таро Тота.
Выполнить такое задание было не просто, и далеко не все кандидаты с этим справлялись. Необходимо было полностью погрузиться в образную систему орденской колоды.
Кстати, именно она послужила первым прототипом для колоды Таро Тота. При этом, переосмыслено и переработано было очень многое.
Это и образный ряд, и смысл арканов. Даже структура колоды подверглась некоторым изменениям.
Согласно источникам, изначально Кроули не планировал создавать принципиально новую колоду Таро. Таро Тота задумывалось как перерисовкой одной из колод ордена Золотой Зари.
Кроули планировал внести в нее правки, но по первоначальной задумке все это не должно было занять больше шести-семи месяцев.
Сам Кроули с изобразительным искусством не дружил и ему был необходим помощник, тот кто сможет реализовать его идеи и видение Арканов.
Таким человеком стала его ученица Фрида Харрис. Именно она первоначально настояла на глубокой переработке образов традиционной колоды Таро.
Создание колоды Таро Тота
Работа над колодой продолжалась с 1938 по 1943 год. Шла война и для всех это было тяжелое время. Кроули в этот период времени уже практически полностью потерял свое состояние.
Фрида Харрис стала его ученицей. Она выплачивала ему гонорар за обучение магии, и одновременно, под его руководством создавала новые образы Арканов, точно следуя его указаниям.
Фрида Харрис рисовала карты акварелью. Что самое интересное, рисунки эти не были именно картами в привычном понимании этого слова. Это были полноценные полотна картин.
Работа была очень сложная. Много раз Кроули просил полностью переделать уже готовый эскиз. Особую сложность вызывало то, что работали они, общаясь по переписке.
В Таро Тота изначально закладывалась очень сложная система соответствий. Кроме того, карты были нарисованы по принципам сакральной геометрии
В 1944 году Кроули опубликовал «Книгу Тота». Она была задумана как «руководство для начинающих» по системе Таро в целом и колоде Таро Тота в частности.
Кроули не планировал продавать свою колоду отдельно от книги. По его замыслу это должен был быть неделимый комплект, но судьба распорядилась иначе.
Колода разошлась миллионными тиражами, а про книгу Тота вообще мало кто слышал.
Первое полноцветное издание колоды Таро Тота мир увидел лишь после смерти Алистера Кроули, в 1969 году. Издала его компания «Samuel Weiser».
В 1977 году компания «U.S. Games Systems» переиздала колоду по новым фотокопиям с акварельных полотен. Позже этим же издательством в 1983-1987 годах было выпущено два улучшенных издания, в зеленой и фиолетовой коробках.
Проявили интерес к этим картам и другие крупные издательства. Так, в 80-е годы, три издания Таро Тота (в синей коробке) выпустила швейцарская компания «A.G. Muller».
На сегодняшний день вышло огромное количество переизданий в разных странах.
Особенности колоды Таро Тота
Колода Алистера Кроули имеет ряд ключевых особенностей, ставящих ее особняком среди огромного количества колод Таро разных авторов.
Таро Тота – уникальная колода, которая не перекликается ни с какой из существующих колод Таро.
От классического Таро здесь остались масти, но и они не повторяют полностью традиционные названия. Зато особый упор делается на стихийные соответствия мастей.
Три масти здесь, всем привычные Жезлы (Огонь), Мечи (Воздух), Чаши (Вода). А вместо Пентаклей тут Диски (Земля).
Карты Двора
Карты Двора (они же Придворные Арканы) в этой колоде занимают особое место. Они совсем не похожи на персонажей любой другой колоды. Даже названия их Кроули полностью переделал.
Место Пажей заняли Принцессы, место Рыцарей — Принцы, Королей заменили Рыцари. На своем месте остались только Королевы.
Кроули использовал такой порядок не спроста. Именно такая структура Придворных карт Таро была выведена орденом «Золотой Зари».
Кроули считал, что именно она является правильной, а предложенная Уэйтом — ошибочная.
В Таро Тота нет такого понятия как «перевернутые карты». Кроули считал, что каждый Аркан может проявить «теневую сторону».
Но выявлять ее надо не по пространственному положению карты на столе, а исключительно по картам лежащим рядом и общему настроению расклада.
Конечно, для начинающих это очень сложно. Эта особенность является главной причиной, по которой Таро Тота не рекомендуют начинающим.
Старшие Арканы
Старшие Арканы получили абсолютно новую визуальную интерпретацию, часть из них еще и другие имена.
Правосудие стало Регулированием, Умеренность — Искусством, Суд — Эоном, Мир — Вселенной, а Сила — Вожделением (Похотью).
Причина этой замены объяснена в «Книге Тота». В рамках данной статьи нет возможности рассказать об этом подробно и основательно.
Если вас заинтересовал этот вопрос — обязательно найдите и почитайте первоисточник.
Открывает ряд Старших Арканов карта Шут. Она здесь идет под номером ноль. Все остальные Старшие Арканы имеют традиционные номера.
Для тех, кто привык к Таро Уэйта, необычными будут лишь переставленные наоборот номера Арканов Вожделение (Сила) и Регулирование (Правосудие).
Они здесь под номерами 11 и 8 соответственно (Сила – 11, Правосудие — 8).
На самом деле, если смотреть в историю Таро именно такой порядок следования карт был изначально.
Это Уэйт их переставил согласно своим представления о системе Таро, а Кроули всего лишь вернул все на свои места.
Младшие арканы
Младшие Арканы сюжетных прорисовок не имеют, зато имеют названия. Это и хорошо и плохо одновременно.
Хорошо – потому что Кроули заложил в эти названия ключевые значения карта, а плохо – потому что часто начинающие используют эти названия как единственное значение карты, что сводит на нет все многообразие значений.
Младшим арканам здесь вообще уделяется очень много внимания.
«Эти карты представляют собой изображения сил, соответствующих четырем буквам Имени Тетраграмматон и четырем стихиям. Кроме того, они соотносятся с зодиакальными знаками.»
Вот что писал Алистер Кроули про Младшие Арканы
Числовых карт по десять в каждой масти. Как в любой другой колоде Таро, их последовательность восходит от Тузов (Единиц) до Десяток.
Согласно учению Кроули числовые карты соответствуют десяти сфирот Древа Жизни.
Сам принцип деления на стихии здесь тоже логично объясняется. Кроули пишет, что каждая из числовых карт представлена в четырех формах.
Карты эти, суть не абстрактные числа, а конкретные символы сфирот проявленной вселенной, вся совокупность явлений которой подразделяется для простоты понимания на четыре стихии.
Символизм колоды Таро Тота
Ни на одной карте этой колоды нет случайных или лишних элементов. Все изображения включают в себя большое количество алхимических, каббалистических и астрологических символов.
Цветовая палитра Арканов также подобрана со смыслом. Фрида Харрис использовала специальную четырёхчастную цветовую шкалу, разработанную Герметическим Орденом Золотой Зари.
Во всей колоде нет ни одной случайности. Каждая мелочь имеет своё значение. Фон Аркана, изображённые фигуры, цвета, знаки, символы и образы.
Всё это в совокупности даёт очень глубокую колоду Таро. Изучать ее можно и нужно тщательно и последовательно. Здесь нет места домыслам.
Не ознакомившись с книгой Тота, не получится понять до конца всю глубину образов и значений.
Нет другой колоды Таро, где такое значение имели бы астрологические и стихийные соответствия. Все карты Младших Арканов соотносятся с декадами знаков Зодиака.
Старшие Арканы имеют свои астрологические или стихийные соответствия. Принцессы и Тузы управляют астрологическими квадрантами.
Говорить об этом подробно в рамках обзорной статью не имеет смысла. В очередной раз отсылаю вас к книге Тота.
Строгие астрологические привязки расширяют спектр значений карт Алистера Кроули и позволяют вычислять временные промежутки.
Это делает предсказательную работу Таро Тота более гибкой и подробной.
Если вам понравилась эта колода Таро и захотелось приобрести ее для более близкого знакомства и детального изучения, заходите в мой интернет-магазин.
Я работаю напрямую с издательством и всегда рад предложить оригинальные колоды Таро самого достойного качества.
Уже более десяти лет:
Изучаю история карт Таро и их практическое применение в современном мире. Гадаю, консультирую, разбираю ситуации.
Делаю руны и работаю с ними. Практика и теория рунической системы.
Источник
Колода, которая может стать лучшим другом или заклятым врагом: Таро Тота Алистера Кроули
На современном разнообразном рынке карт таро можно выделить следующие базовые системы (они же – школы): таро Уайта, Кроули, Папюса, Марсельское таро.
Колода «Таро Тота» была создана в начале XX века Алистером Кроули и Фридой Харис и до конца XX века была второй по популярности после колоды Артура Эдварда Уэйта. Однако с начала XXI века удельный вес карт колоды Тота на рынке стал постепенно снижаться. Очевидной причиной стало то, что колода «Таро Тота» создана для профессионалов, но не для широкого круга любителей.
История карт Таро
Итальянская аристократия XIV века играла в карточную игру Tarocchi, используя самые старые известные карты, колоду Висконти-Сфорца. Такие карты, как шут, смерть, солнце и справедливость, могли быть получены от персонажей венецианского карнавала.
В 1789 году появилась колода гаданий, созданная Тарокки, с 22 основными и 56 второстепенными тайными картами, разделенными на монеты, кубки, мечи и масти, представляющие четыре элемента — землю, воду, огонь и воздух. Двадцать два козыря соответствовали 22 путям на каббалистическом древе жизни. Колода оракула была связана с египетским богом Тотом.
Идея создания новой колоды Таро
В начале XX века в Европе появился «Золотой Зари», эзотерическое оккультное общество. Тогда еще начинающий, а впоследствии — самый известный маг XX века Алистер Кроули стал членом лондонского храма в 1898 году. Он, вместе с другими знаниями, с упоением изучал магию темной стороны — гоетию. Его учитель из «Золотой Зари» пытался удержать его. Из-за конфликта, возникшего с орденом, Кроули решился создать свой собственный орден.
У него возникла идея создания собственной колоды таро, основанной на традиционных изображениях, магической, каббалистической и астрологической информации.
Карты Аркана Главного Уэйта
Алистер Кроули заметил слабые места классических карт таро от Уэйта-Смита, созданных в ордене «Золотой Зари» А. Е. Уэйтом и проиллюстрированная Памелой Колман.
Он, ссорясь с членами Ордена, называл профанацией отсутствие на картах Уэйта каббалистической и эзотерической символики. Заметим, что со временем Колода Уэйт-Смит превратилась в колоду Райдер Уэйт, которая в настоящее время публикуется американской игровой системой. Однако суть противоречия не изменилась, ведь Кроули предложил более профессиональный подход.
Американский оккультист и писатель Дюкетт пишет: «Он языческий Зеленый Человек весны; Парсифаль, чистый Шут, который побеждает Святой Грааль; Хоор-Па-Краат, невинный египетский владыка молчания, наступающий на спину богу-крокодилу Сельбеку, Пожирателю».
Колода Тота – колода для профессионалов
С чего же начать изучать эту такую непростую колоду Тота? Как трансформировать отнюдь непростую оккультную философию на понятный всем человеческий язык, с присущей ему обычной логикой? Что мы делаем, если нам надо изучить колоду Артура Эдварда Уайта или же колоду Марселя?
Мы идем в магазин и покупаем учебник.
С «Тотой» так нельзя. Если неподготовленному читателю взять учебник по колоде «Таро Тота», то он мало что поймет, анализируя расклады. Ведь эта книга перенасыщена ссылками на мифы, легенды, символы. У него будет культурный шок. Более рациональный путь для адепта – это начать сначала изучать:
- азы астрологии: характеристики и свойства планет, знаков зодиака;
- кресты: кардинальный, фиксированный, мутабельный;
- стихии (огонь, вода, воздух, земля), как они сочетаются между собой.
В каждой карте Кроули есть астрологическое соответствие. Возьмем, например младший аркан. Тройка Кубков – это Меркурий в Раке. Не зная астрологии, вы понятия не будете иметь, о чем это сочетание говорит. А между тем, в отличие от остальных колод, в таро Тота астрология крайне важна. Следует ориентироваться, где планета находится в обители, в изгнании, падении, в экзальтации и что это такое. В этом ориентируются астрологи, но без этого «Таро Тота» не постичь. Исключением являются Дома Гороскопа, их в колоде Тота нет.
Второй немаловажный аспект: необходимо знать основы Кабалы, ориентироваться в еврейском алфавите. Следует ориентироваться по древу жизни, сферотам.
Путь мага
После ухода из Золотой Зари, Кроули отправился в Египет. Там Кроули провел магический эксперимент общения с египетским богом Хором, в результате которого было создано учение телема. Основываясь на поступивших от Хора откровениях, Алистер пишет «Книгу Закона». В основе этой основы учения телема было следующее положение: «Делай, что хочешь, и будет весь закон; любовь — это закон, любовь под волей».
У мага были видения во время занятий раджа-йогой в 1900 году во время поездок в Мексику и пустыню Сахара. Кроули использовал полученный эзотерический опыт, когда в 1907 основал собственный орден «Серебреная звезда».
Он пишет книги по магии. Однако самым важным трудом его является колода карт «Таро Тота». Их описание Алистер Кроули изложил в своем одноименном труде. Однако, как мы уже упоминали, освоить ее без знаний астрологии и Кабалы невозможно. Только овладев знаниями, мы, наконец, начинаем понимать, о чем здесь идет речь. По сути дела, это есть графический учебник по основам Кабалы и астрологии.
Почему мы говорим, что колода Тота создана для профессионалов?
Сакральный символизм колоды в реалиях реального мира
Колода эта необычная, она замечательно подходит для работы с энергетикой человека, для ее коррекции. Гадания на «Таро Тота» также рассматривает вопросы, касающиеся отношений, бизнеса, денег, внешнего мира, магических аспектов.
Она очень хорошо показывает, как работают мозги человека, как полушария мозга взаимодействуют друг с другом, как внешняя среда влияет на ваши действия. И, в конце- концов, она показывает, какую стратегию для себя вы можете избрать, и что вы от нее получите.
Сложность системы в том, что там не прорисованы младшие арканы, которые называются числовыми картами. Ее трудно понять даже человеку, уже работающему с колодой Райдера Уэйта. Поэтому адепту придется изучать колоду, применяя ее на себе, на своей энергетике. При этом обязательно следует вести дневник, поскольку непонятными останутся нюансы работы с колодой.
Единство переднего плана и энергетического фона
Говоря о сакральном символизме реального мира, нужно сказать, что изображение на карте из колоды «Таро Тота» имеет несколько планов. Причем, задний план (структурные составляющие расклада) является не менее важным, чем передний (персонажи, движения, жезлы). Так описано энергетическое поле, в рамках которой работает та или иная карта. Поэтому, анализируя карту, следует понять, как взаимодействует объект с энергетическим фоном, и куда, в итоге, идет вектор действия.
В квантовой физике имеется понятие квантового всплеска. Применительно же к картам Тота эта теория дает нам объяснение, что происходит с раскладом, если в нем присутствует определенный импульс, обладающий аномальной энергетикой и связанный с одним ату.
Как мы уже упоминали, изучать колоду Тота, следует, соизмеряя ее с собой, со своей повседневной жизнью. При этом следует в каждой ситуации устанавливать для себя, какая карта связана с происходящим с вами. Таким образом, при помощи карт, вы поймете, откуда берется импульс изнутри вас, и что он с вами делает. Возможно, поэтому Дюкетт отмечает ее универсальность, утверждая, что изображения на картах Кроули — это «Рог изобилия сакральных образов, многие из которых проявляют себя только после долгой медитации (и помощи увеличительного стекла)».
Формальные отличия таро Уайта и Кроули
Безусловно, при создании колоды «Таро Тота» Алистер Кроули как основу использовал колоду Таро ордена «Золотой Зари». Однако, кроме углубленного наполнения их содержания, даже формально эти магические инструменты особенные. Приведем, пока что, общеизвестные отличия произведения Кроули от колоды Райдера Уайта:
- Изменена нумерация (райдеровская «Сила» с 8 места переместилась на 11-е, а «Правосудие и Справедливость» переместилась с 11-го на 8-е место).
- Изменилось название (райдеровская «Сила» стала «Вожделением», а «Правосудие» стало «Регулированием или Исправлением».
- Изменены названия еще двух ату. Страшный Суд, который мы знаем как Эон, а Мир в Райдеровской колоде стал Юниверсумом.
- В колоде Тота может быть 1 (греческий) или 3 мага (греческий, египетский и индийский). Их можно использовать или одного, или всех трех. Но если всмотреться в картинки мага, то можно увидеть в них становление человека с точки зрения его организационных способностей и страхов.
Разница также и в смысле
Впрочем, более тонкие отличия заметны при рассмотрении конкретных карт. Например, у Райдера «Восьмерка Мечей». Стоит человек с завязанными глазами, окруженный мечами. А в «Таро Тота» это два параллельных меча, перпендикулярно которым еще находятся колющие и режущие предметы. Ощутима разница в энергетике двух карт, разница в трактовке и в методах работы. Райдеровская восьмерка нам сообщает, что человек конкретно зашорен и не видит никакой перспективы. А карта Тота говорит о наличии внешних препятствий, которые проявляются в рамках отклика на ваши действия, и именно эти препятствия не дадут вам куда-то продвинуться.
Однако (что свойственно для колоды Тота) внешнее часто обусловлено бессознательным внутренним. Что такое бессознательное? Допустим, вы решили изменить работу. Работа вам нравится, но вас пугает ответственность. Соответственно, вы сами себе мешаете изменить работу.
Примечательно, что карты таро от Кроули выполнены художницей-египтологом на высочайшем уровне. В своей книге о «Таро Тота» американский оккультист и писатель Дюкетт пишет: «Когда мы спрашиваем, что делает карты от Алистера уникальным, первым и наиболее очевидным ответом является произведение искусства. Как бы трудно ни было постичь математические тонкости проективной геометрии, мы видим, как это потрясающе проявляется в филигранной работе художницы Харрис».
Заключение. Величайшее творение Кроули
Кроули умер в 1947 году, а Харрис в 1952 году — никто не из них не увидел воочию свое произведение, карты Таро. Более того, колоду «Таро Тота» не опубликуют до 1969 года. Тем не менее, именно карты стали главным делом жизни мага. Именно они принесли ему славу в мире магов.
Сам Алистер Кроули был в восхищении от их наполненности смыслом и завершенности: «Вся картина — символ творческого света». Каждая композиция колоды Тота является многослойной со значением — некоторые ясные, другие неясные или загадочные, основанные на интерпретациях Кроули. Каждый цвет, линия, жест и объект несут символическое сообщение. Погружение в колоду Кроули — это погружение в изучение оккультизма, герметизма, гематрии, древа жизни Каббалы, астрологии, мифологических богов и богинь и ритуальной магии.
Источник