Таро Элифаса Леви
Леви не оставил нам собственной колоды Таpо (как Эттейлла) или хотя бы полного комплекта козыpей (как де Жебелен). В его книгах содержится лишь несколько оригинальных рисунков-символов Таpо. Это Маг (I), Колесница Геpмеса (VII), Колесо Фоpтуны (X), Бафомет (XV) и Миp (XXI). Впрочем, Леви оставил подpобные описания Арканов, многие из деталей котоpых были новатоpскими: кубический камень как тpон Импеpатоpа, одеяние Исиды у Жpицы, бывшей Папессы, знаки мастей на столе пеpед Магом. Реализовать эти указания мэтpа суждено было уже его последователям: фpанцузу Жеpаpу Анкоссу, более известному как французу Жерару Анкоссу (1865 — 1916), более известному как «доктор Папюс», и швейцарцу Освальду Вирту (1860 — 1943). Вирт нарисовал «исправленную» в соответствии с идеями Леви колоду, состоящую только из 22 козырей, на базе Марсельского Таро.
Леви отказался от нововведений Эттейлы и обpатился к старому стpою Таpо, который сегодня принято называть «классическим фpанцузским» — то есть к Маpсельскому Таро (во времена Леви та колода, которую мы сейчас именуем Марсельской имела название «Итальянское Таро»). Элифас Леви соглашался с Куром де Жебеленом в том, что Таpо содержит мудрость древнего Египта и заслуживает названия «Книга Тота». Однако гоpаздо больше его увлекала идея (впервые высказанная также де Жебеленом) соответствия двадцати двух Козыpей двадцати двум буквам еврейского алфавита.
Он уделяет картам большое внимание в своих книгах, в том числе — в «Догме и ритуале высшей магии» (Dogme et rituel de haute magie, 1856), структура которой создана в соответствии со структурой колоды козырей таро. Последняя глава второго тома полностью посвящена роли таро как инструмента прорицания, ключа к магии. Несмотря на то, что она называется «Книга Гермеса», Элифас Леви не склонен выводить карты из Египта. Ссылаясь на комментарий Филона Иудея (Филона Александрийского) к Суд. 17:5, он предлагал выводить родословную таро от прорицательного инструмента, которым, по его мнению, пользовались иудейские священники — терафим. Помимо фонетической близости, а также значения (слово он переводит как «иероглифы» или «знаки фигур»), Элифас Леви прослеживает преемственность карт от символических изображений — терафим — а также камней урим и туммим. Впослед- ствии же, после прихода в мир Иисуса Христа, когда все оракулы мира смолкли, а в Израиле не осталось более суверенов-священников. Храм был разрушен, и знанию грозило быть утраченным, — некоторые каббалисты зафиксировали иероглифы терафим на золотых пластинках, драгоценных камнях и т.п., в каковом виде карты и стали известны исследователям вроде Антуана Кура де Жебелена и парикмахера Эттeйллы Последнего, с его предпочтением гадания исследованию, Констан особенно критикует, хотя и подтверждает, что карты могут исполнять роль инструментов для прорицания даже в руках людей, не владеющих теорией или тайным знанием — не только Эттейллы, но даже Марии Ленорман. Тесно связана с тарологией также книга «Магический ритуал Sanctum Regnum, интерпретированный с помощью старших арканов таро» (The magical ritual of the Sanctum Regnum : interpreted by the tarot trumpSy 1896). Собственно, впервые эта книга увидела печатный станок в 1896-м году, но писал ее Элифас Леви еще в 1860-х годах, и рукопись путешествовала через несколько рук, пока не была издана в Англии У У. Уэсткоттом. Хотя эта книга и составлена в связи с тарологической системой Элифаса Леви, непосредственно о картах там пишется не слишком много. Тарологическая символика присутствует на Монограмме Универсального Гнозиса®, а также на пантакле, обозначающем Колесо Иезекииля». Элифас Леви пишет о колоде старших арканов как о некоем алфавите: «Колода карт Таро, она же Книга Таро (а это слово, «Таго», есть анаграмма «Rota», означающего колесо или круг), в действительности представляет собой магический, иероглифический и каббалистический алфавит, к которому добавлены четыре десятирицы и четыре четверицы и который в совокупности своей передает мистический смысл колеса Иезекииля. Истинная цель Великой Работы — закрепить летучее, а затем сделать летучим закрепленное»Но алфавит этот не просто алфавит, а еще и инструмент, кодирующий информацию и уберегающий адептов от разглашения посвятительной тайны. Видимо, такое отношение к картам привело к частому использованию их символики в структуре трактатов представителей школы Элифаса Леви. Из нововведений, предложенных Элифасом Леви и транслирующихся в последующих колодах, стоит отметить: замену лошадей сфинксами в аркане «Колесница»; замену человеческой головы на голову козла в аркане «Дьявол»; соотнесение старших арканов с буквами иврита и христианизированными каббалистическими доктринами.
долгое время считалось, что Элифас Леви не задумывал создать свою собственную колоду Таро. Но, как показывают сегодняшние исследования – это не так.
О существовании этой рукописи было известно со слов Кеннета Маккензи, автора «Королевской масонской энциклопедии» и члена Английского общества розенкрейцеров S.R.I.A. Их встреча произошла в 1861 году во время визита Элифаса Леви в Англию. В своих дневниках Маккензи заметил, что Элифас Леви позволил ему «остаться наедине» с рукописью и даже перерисовать некие «талисманы».
Рукопись без названия на французском языке, подписанная Элифасом Леви и датированная (18)58 годом, была обнаружена в архивах Библиотеки Ватикана в 2013 году. Манера изложения текста и изобразительный ряд, а также отрывки текста, частично совпадающие с текстом в предыдущих книгах автора, однозначно подтверждают авторство Элифаса Леви. Из-за стёртого местами текста, трудностей языка и непонятных авторских терминов и оборотов речи за её литературную обработку никто не брался.
Источник
История Таро. Таро в истории. Часть 3
19 век в истории Таро – это время уже не просто колод, а мощных хорошо проработанных течений и оккультных систем, это время не просто авторов, а посвященных магов, прославленных далеко не только картами, выдающихся личностей и авторских колод, это время оккультного возрождения, новой волны интереса к оккультизму, время возвращения в повестку дня Гоэтии, Енохианы, время открытия Востока, интереса к йоге, индуизму, даосизму, буддизму, время спиритизма и прочих –измов, теософии, телемы.
И все это не прошло мимо Таро. И наш новый герой — Аьфонс Луи Констант более известный как Элифас Леви.
Он родился в семье парижского сапожника, получил духовное образование, и сан, стал дьяконом, монахом, дал обед безбрачия, стал аббатом, но в конце концов сбежал из монастыря, сел тюрьму, вышел из нее, женился и начал изучать магию. Сейчас он признанный классик, но не факт, что был посвящен, работал в основном теоретически и не был особо известен при жизни, за пределами узкого круга специалистов.
В середине 19 века выходит книга «Учение и ритуал высшей магии» Элифаса Леви. В ней Леви утверждает, что Таро это гораздо больше, чем просто система гадания и если человека запереть на тридцать лет в замке и в его распоряжении будет только колода Таро, то, имея к ней ключ, он станет образованнейшим человеком своего времени, имеющим знания во всех человеческих науках.
Леви включил в эту книгу отделочную главу, словно вставную, несколько оторванную от всего текста книги и дал некоторые рисунки и описания, который местами стали классикой дальнейших колод. Именно он нарисовал первых Сфинксов на Колеснице.
Карта Таро Колесница, нарисованная Леви
Он носил с собой блокнот с рисунками всех карт, но издать не успел, и после его смерти блокнот был утерян. Леви подержал египетскую теорию, и считал марсельские карты некоторым искажением настоящих карт, сильным — но допустимым. И именно он первым увязан 22 Старших Аркана Таро и 22 буквы Иврита. Мысль носилась в воздухе уже давно, но Леви именно положил в ряд карты — и подписал на них буквы, по порядку, но сделал это на привычной ему колоде, и колода эта начиналась не с Дурака, а с мага, который стал буквой Алеф. И это – французское течение в Таро.
А на подиум выходит Жан-Батист Питуа, более известный как Поль Кристиан — ученик Элифаса Леви, который продолжил его дело в картах Таро.
У него тоже довольно буйная биография, совсем не похожая на жизнь умудренного тайными знаниями мага в высоком замке, полном книг. Он застал рабство, руководил восстанием рабов, участвовал в повстанческой партизанской войне на стороне восставших рабов, потом на стороне Франции воевал в Африке, был секретарем французского маршала, был ранен, демобилизован и стал библиотекарем при Министерстве народного просвещения Франции, где и начал изучать магические книги. Познакомился с Леви, брал у него уроки, и написал книгу «Красный человек из Тюильри» — пересказ документа о якобы состоявшемся разговоре Наполеона с мудрым монахом, который описывает ему нумерологию, систему астрологии, Таро и «алфавит магов» якобы египетский. И рассказывает, что Таро – наследие древнего Египта.
Именно здесь впервые и звучит слово «Аркан» (то есть «Тайна»)применительно к Таро, и начинается использование терминов «Старшие Арканы» и «Младшие Арканы».
В 1870 году увидела свет вторая книга Кpистиана, посвященная оккультизму — «Истоpия магии«. Из семи томов четыре посвящены магии разных культур, в двух объясняется астpологическая и нумеpологическая система самого Кpистиана, а одна посвящена «Мистеpии Пиpамид», воображаемой посвятительной системе древнего Египта, когда в ходе ритуала в тайном храме под египетскими пирамидами посвящаемый проходит через 22 зала и в каждом знакомится с одной новой картиной — с одной картой Таро.
В книге не было картинок, иллюстраций самих карт, но зато даны подробные описания, по которым американец Эдгар де Валькур—Вермонт выпустил свои карты в 1901 году под нескромным псевдонимом Сен-Жермен. Его карты полностью основаны описаниях Кристиана, но завялены как созданные на основе не названных автором древних рукописей. И вот это уже, после всех рассказов о Египте, наконец-то, первое в мире египетское Таро.
Египетское таро с алфавитом магов на картах
Идеи египетских карт, с псевдоегипетским «афивитом магов» и египетской стилизацией, взял па вооружение еще один американец, Эльберт Бенжамин, который потом сменил имя на Бенджамин Уильямс, превратив фамилию в имя, а поверх него еще и поверх взял псевдоним Зайн – по названию буквы иврита.
Начинал он как гипнотизер, но решил, что подавлять волю человека недопустимо. Позже изучал Таро и астрологию, а так же стал одним из ранних активистов защиты природы, попытал счастье в оккультных организациях своего времени, но не нашел с ними общего языка и построил свой собственный храм, с Таро и Древним Египтом — Церковь Света, которую зарегистрировал как религиозную организацию, исповедующую «религию звезд» в 1932 году в Лос-Анджелесе.
По его версии, сами Тайные Вожди раскрыли ему правильную религию и назначили его единственным хранителем истины на земле. Церковь существует до сих пор, стоит на той же позиции истинности и уникальности, она распространилась по Северной и Южной Америке, а сам Зайн развелся с женой, которая не захотела принимать религию мужа и написал очень много всего для своей организации, под всеми своими именами, в том числе, описал и свои карты Таро.
Египетское Таро Зайна
Это течение французских карт, стилизованных под Египет, основанное на работах Зайна, называют порой американским Таро. Причем до того, как Зайн разработал свое Таро, в его церкви пользовались Таро Уайта.
Но вернемся немного назад и покинем египетское Таро, оставшись во французском. Освальд Вирт.
Последователь Леви, сын художника, он сам отлично рисовал и это дало ему большой плюс в деле создания собственных карт Таро. Он (что не часто встречается) действовал под своим настоящим именем, без всяких звучных псевдонимов. Он отслужил в пехотном полку, стал масоном и целителем – месмеристом, а так же библиотекарем при Французском министерстве колоний, и сооснователем Каббалистического ордена Розы и Креста.
Станислас де Гуайта привлек его к работе над колодой Таро, которая должна была стать выражением идей Элифаса Леви. Но итогом стало создание собственной колоды Вирта, ставшей на тот момент самой популярной в мире, не смотря на то, что в ней были только Старшие Арканы.
В наши дни к ним добавили Младшие, взятые из описаний Юдэ Пикара, который, в противоположность многим другим тарологам. Сосредоточился на работе только в ними. Так что современная колода Таро Вирта – это сборник из карт Вирта и Пикара, причем местами карты Вирта подверглись кое-где заметным искажениям.
Таро Вирта, современное издание
Карты на основе описания Юдэ Пикара
Впрочем, у самого Вирта было несколько разных версий его карт. Именно этими картами пользовался когда-то Алистер Кроули, в начале своего пути, сохранилась карта Башня из принадлежащей ему колоды, на которой от руки исправленные буквы иврита с французской системы (которой пользовался Вирт) на английскую (которой пользовался Кроули и о которой речь еще будет идти дальше)
Карта, принадлежащая Кроули (Таро Вивиля)
Первое издание этих карт выглядело как иллюстрации в книге тиражом в 100 экземпляров «Книга Тота. 22 аркана Таро, нарисованные для использования посвященными, по наставлениям Станисласа де Гуайты». Позже выпусти другую версию карт известную как «Таро средневековых рисовальщиков», а потом и книгу «Таро магов» посвященную этой колоде.
Таро Вирта, оригинальные версии
Вирт оказался уже большим реалистом, чем его предшественники, в Таро Магов он отказался от египетской теории как бездоказательной, и справедливо счел, что в древние времена действительно можно отслеживать символы карт, но не сами карты Таро. Разумеется, не в Италии на пустом месте придумали, например, фигуру справедливости с весами и мечом. Или образ колеса Фортуны – это куда более старая, античная, символика, существовавшая задолго до Таро. Так же как изображение женщины с Луной под ногами, крыльями и венком из звезда (одна из версий Императрицы) или ангела, стоящего одной ногой на суши, а другой на море (Умеренность) – оба эти образа восходят к текстам Апокалипсиса.
Карта Императрица с символами Жены Облаченной В Солнце из Апокалипсиса
Умеренность как ангел, стоящий на суше и воде, снова образ из Апокалипсиса
Так что символы — древние, но сами карты, эти символы использующие, по мнению Вирта, ведут свою историю от игральных карт 14 века.
Разумеется, на Вирте история не закончилась, так что дальше покинем не спеша Францию, законодательницу оккультной морды той поры, навестим русских тарологов, и потом окунемся в английское Таро Ордена Золотой Зари, где и появятся главные звезды — Уэйт и Кроули.
Источник