- Библейские пророчества 2020: по строкам Нового Завета
- Книга Откровения является последней книгой Нового Завета, ярким описанием Апокалипсиса, пророчеством и предсказанием о приближающемся конце света. Но что, по словам библейских писаний, ждет нас в 2020 году?
- Когда наступит конец света по Библии — толкование пророчеств
- Когда наступит конец света согласно Библии?
- Марка 13 глава и Матфея 24 глава — параллельные места
- Конец света: помощь Ветхого Завета
- Лука 21 глава – второе параллельное место с Матфея 24 главой
- Матфея 24 глава – очень еврейский отрывок
- Луки 17:22-37 – неразрешимая или решенная тайна?
Библейские пророчества 2020: по строкам Нового Завета
Книга Откровения является последней книгой Нового Завета, ярким описанием Апокалипсиса, пророчеством и предсказанием о приближающемся конце света. Но что, по словам библейских писаний, ждет нас в 2020 году?
Книга Откровения обрисовывает в общих чертах заключительную битву между самим Богом и его противником, сатаной, в последние дни человечества, перед концом света. В Священном Писании говорится о начале Армагеддона, Четырех всадниках Апокалипсиса, восхождении антихриста и семиглавого зверя, чье число 666 (так называемое «число зверя»). Из-за своих мрачных повествований, загадочных посланий и пророчеств о гибели, Книга Откровения озадачивала и поражала верующих христиан на протяжении веков. Творение, написанное анонимным Пророком Иоанном, названо в честь самого первого слова книги «Апокалипсис», которое по-гречески означает откровение или раскрытие.
Исторические и теологические толкования откровений Иоанна часто меняются и противоречат друг другу, но многие сходятся во мнении, что книга предупреждает о Втором пришествии Иисуса Христа.
Имея это в виду, что именно Книга Откровения говорит нам, произойдет в будущем?
Хотя Книга Откровения посвящена христианской Церкви того времени, к которой и относилась, к концу первого века нашей эры некоторые ее отрывки напоминают трактат вечности, чтобы их можно было рассматривать и сегодня.
Согласно книге, сатана восстанет против Божьего престола во время усиливающихся христианских гонений, смертей и страданий. Две державы столкнутся, опустошая Землю и злых, — событие, которое некоторые называют Великой Скорбью.
Произойдет ли Великая Скорбь в 2020 году?
В книге Откровения нет ничего, что могло бы точно определить точную дату апокалиптической битвы между силами добра и зла.
Скорбь упоминается в Откровении 7:14 в отношении периода, о котором говорил Иисус в Матфея 24:21. Оно гласит:
И Матфей гласит:
Подобный отрывок в Евангелии от Марка 13:19 гласит:
Люди в облачении и омытые, упомянутые Иисусом в отрывке из Откровения, скорее всего, являются душами верующих, которые были взяты перед жемчужными вратами во время Восхищения.
Будет ли Восхищение в 2020 году?
До того, как Великая Скорбь опустошит Землю, некоторые верующие утверждают, что души праведников будут подняты в небеса самим Христом.
Это так называемое Восхищение упоминается в 1-ом послании Фессалоникийцам 4.17, которое гласит:
Откровение 12:7 гласит:
К сожалению, Библия точно не указывает, когда Восхищение должно произойти, и некоторые интерпретации предполагают, что это произойдет после Скорби.
В Книге Откровения 4:1 говорится:
Тем не менее, еще неизвестно, когда это произойдет — через год или через 1000 лет.
Будет ли конец света в 2020 году?
Библия ясно указывает на то, что в какой-то момент в будущем наступит конец света, но не указывает день или год, когда это произойдет.
Концу света предшествуют знаки на земле и на небесах, и некоторые полагают, что они уже появляются в небесах.
Согласно Даниилу 11:35, конец света наступит в «назначенное время».
Этот отрывок гласит:
Другое упоминание содержится в Даниила 12:4-8, где говорится:
«Тогда я, Даниил, огляделся и увидел двух других людей. Один человек стоял на этом берегу реки, а другой человек стоял на том берегу реки».
«Человек, одетый в льняную одежду, стоял над водами реки. Один из тех двух людей спросил его: «Сколько пройдёт времени прежде, чем произойдут эти удивительные события?»
«Человек в льняной одежде, стоящий над водой, поднял правую и левую руки к небу. И слышал я, как он дал обещание именем Бога, живущего вечно. Он сказал: «Это совершится в течение трёх с половиной лет. Силы святого народа будут сломлены, и тогда всё это, наконец, совершится».
Будет ли война на небесах в 2020 году?
В книге Откровение также говорится о бушующей войне на небесах, которую ведет семиголовый красный дракон и женщина, «одетая в солнце».
Нет конкретных сроков, когда эта битва закончится, но она закончится триумфом Бога.
Откровение 12:7-9 гласит:
«Но дракон был недостаточно силён, и больше не было места, найденного на небесах для него и его ангелов.
«И побежден был великий дракон — древний змей, называемый дьяволом и сатаной, обольститель всего мира. Его швырнули на землю, и его ангелы были низвержены с ним».
Источник
Когда наступит конец света по Библии — толкование пророчеств
Если вы на самом деле хотите разобраться в том, когда наступит конец света по Библии, то эта статья для вас. В этой статье автор рассматривает пророчества, содержащиеся в Новом и Ветхом Завете, приходя затем к выводам. Очень многие люди хотят получить точную дату наступления конца света, но давайте не будем спешить, а лучше разберемся в этом вопросе поглубже.
Когда мы читаем отрывки в Библии (Евангелии от Матфея 24 главе), то можем сразу же предположить, что Иисус здесь говорит о Своем Втором Пришествии и пророчествах о наступлении конца света. Такое предположение, возможно, основывается, на вопросах, которые апостолы задали Ему, как написано в Евангелии от Матфея 24:3 «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Также к такому выводу нас подталкивает сама формулировка ответов, таких, как эти:
«И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Евангелие от Матфея 24:29-31).
Ничего себе! Иисус, должно быть, описывает конец света, не так ли? Давайте не будем спешить с выводом.
Когда наступит конец света согласно Библии?
Если мы посмотрим параллельные места в Евангелиях от Марка и от Луки, мы увидим некоторые различия, которые могут стать существенными. Начнем с вопросов, которые ученики задали Иисусу в тех стихах, и посмотрим на ответы, которые Он им дал. Будем помнить основное правило герменевтики (толкования Библии) – следует толковать сложные отрывки в свете простых отрывков, а не наоборот. Поэтому лучше начать с описания Марка, которое написано языческой аудитории Рима, а потом продолжить описанием Луки, адресованным более широкому кругу язычников. После изучения этих параллельных мест нам будет гораздо проще понять описание Матфея, которое, несомненно, является более сложным для толкования. Трудность заключается в том, что Матфей в большей степени пользуется еврейской терминологией, потому как именно евреи были его целевой аудиторией, когда он писал свое Евангелие.
Марка 13 глава и Матфея 24 глава — параллельные места
Итак, мы начинаем с Марка 13 главы, текст которой мы приведем ниже, чтобы было легче разобраться с особенностями отрывка.
И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус Христос сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?
Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит [сему] быть, — но [это] еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней. Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.
Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.
Горе беременным и питающим сосцами в те дни. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.
Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все.
Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.
От смоковницы возьмите подобие: когда ветви её становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; 36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. (Евангелие от Марка 1:1-37)
Здесь видно, что Марк записывает два вопроса апостолов, а не три, как делает Матфей. Иисус предсказал разрушение храма, в ответ на что, апостолы спросили: «когда же это произойдет? И что будет признаком того, что все это скоро случится?» У них был вопрос о времени (когда это случится?) и вопрос о признаках (как понять, что это скоро произойдет?). Оба вопроса относятся к событиям разрушения храма, которое предсказал Иисус. В варианте Марка, второе пришествие или конец света не упоминаются апостолами.
Предшествующими этим комментариям событиями являются наблюдения Иисуса в конце 12 главы Марка, касающиеся бедной вдовы. Она положила последние свои монеты в сокровищницу храма. Иисус хотел убедиться, что ученики не упустили урок, который им показала вдова своим примером. Так он подозвал учеников и сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Евангелие от Марка 12:43-44). Они, очевидно, не просто не были потрясены тем, что Он сказал, но почувствовали необходимость поправить Его путем тонкого намека. «И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» (Евангелие от Марка 13:1) Лука опишет это событие еще более ясно – они хотели, чтобы Иисус вспомнил, что храм был построен с помощью пожертвований богатых, а не на гроши бедных вдов. Это побудило Иисуса предсказать полное разрушение храма в не слишком отдаленном будущем. Материальные вещи могут быть весьма впечатляющими для людей (даже для якобы духовных людей), но они абсолютно ничего не значат для Царя славы! Мы не можем позволить себе опустить этот урок, пытаясь понять непростое место в Писании.
Иисус начинает отвечать на два вопроса апостолов с рассказа о событиях, которые не являются знаком приближающегося разрушения храма. Это появления лжехристов (стихи 6-13). Это войны и революции (стихи 7-8). Это стихийные бедствия (стих 8). Это преследования и гонения (стихи 9-13). Потом, начиная с 14 стиха, Он переходит к тому, что будет являться знамением скорого разрушения храма. Первое, что Он упоминает, — это «мерзость запустения». Это звучит как что-то страшное, не так ли? – как что-то похожее на конец света. Но если бы Иисус действительно описывал здесь Свое Второе Пришествие и конец света, то предупреждения в следующих стихах, просто не имели бы смысла. Когда Иисус вернется, как может кто-то захотеть возвратиться в свой дом, чтобы взять плащ или что-то еще, и где он возьмет на это время? В другом отрывке, где очевидно описывается именно Второе Пришествие, мы видим, что все, связанное с возвращением Христа, произойдет быстро – и просто очень быстро!
«Послушайте, я скажу вам такую тайную истину: мы все не умрём, но все мы изменимся, во мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. Ибо труба прозвучит, и мёртвые восстанут нетленными, а остальные преобразятся». (1 Послание Коринфянам 15:51-52)
Мгновения ока никак не хватит, чтобы начать спускаться с крыши, и уж точно вас не будет беспокоить погода, зима на дворе или нет! Иисус Христос говорил о большом бедствии, и Он советовал бежать от него. Ни один человек не сможет убежать, когда вернется Христос и наступит конец света. Заметьте, в 20 стихе говорится, что Господь собирается сократить те дни бедствия. Когда Бог послал римскую армию, чтобы разрушить храм и весь Иерусалим в 70 году н.э., Он действительно сократил те дни, чтобы защитить христиан Иерусалима и Иудеи. Во времена осады города, которая длилась почти год, римский генерал Цестиус Галл вернулся в Цезарею за более многочисленной армией. Этот перерыв в сражении позволил христианам, понявшим пророчество Иисуса, покинуть город. Иосиф, еврейский историк и очевидец происходившего, говорит о том, что они бежали из Иерусалима, тогда как другие иудеи остались в городе с настроем сражаться до самой смерти (так они и погибли). Далее Иисус переходит к вопросу о времени, когда все это произойдет (стихи 24-32). Здесь Иисус использует то, что мы называем «апокалиптическим» языком, Он использует символы, чтобы описать это время потрясений. Однако этот отрывок, скорее всего, будет неправильно понят и неверно истолкован человеком, незнакомым с этим типом языка в Ветхом Завете. Для тех же, кто знаком с книгами ВЗ, вполне понятно, что такой тип символического языка часто использовался для описания Божьего суда над народами. Нам следует не торопиться и привести несколько примеров, чтобы убедиться, что этот момент очевиден.
Конец света: помощь Ветхого Завета
«Близок день Господа, плачь и печалься, время придёт, и враг заберёт твоё богатство. Бог Всемогущий свершит всё это, 7 и люди, утратив смелость, ослабнут от страха. 8 Каждый ужаснётся и в страхе скорчится от боли в животе, как женщина во время родов. Лица будут красны, как огонь, и, посмотрев друг на друга, люди удивятся страху на лицах. 9 Смотри, наступает страшный день Господа, он будет ужасен, Бог будет во гневе и, разрушив страну, заставит грешников её покинуть. 10 Небо будет чёрным, ни солнце, ни луна, ни звёзды светить не будут. 11 Господь говорит: «Я в мир пришлю беду, Я накажу за зло и за грехи, Я лишу гордых гордости, Я пресеку хвастовство тех, кто притесняет других. 12 Я сделаю так, что людей будет меньше, чем золота! Они будут дороже, чем самое чистое золото! 13 Гнев Мой сотрясёт небо, и сдвинется с места земля». Так случится в день, когда Господь Всемогущий явит Свой гнев». (Исаия 13:6-13).
Заметьте в 1 стихе 13 главы Исаии все это говорится против Вавилона за столетия до рождения Христа. Пророчество о Египте:
«Взгляни, на быстром облаке Господь приходит, Господь войдёт в Египет, и все ложные боги содрогнутся от страха. Египет был смел, но смелость его растает, как воск«. (Исаия 19:1).
«Господь во гневе на все народы и все армии, Он их всех уничтожит, Он предназначил им погибель. Тела их будут выброшены, от их трупов поднимется смрад, и кровь их будет течь по горам. Свернутся в свиток небеса, и все звёзды опадут, как листва виноградника или смоковницы, звёзды растают все до одной. Господь говорит: «Это случится, когда Мой меч в небесах покроется кровью. Взгляни, Мой меч разрубит Едом, падёт на народ, который Я избрал для свершения справедливости». Ибо решил Господь, что пришло время кары для Восора и Едома. И будут убиты бараны, тельцы и быки, кровью их заполнится земля, и их жир смешается с грязью. Ибо Господь выбрал время для наказания, выбрал год расплаты за то, что они сделали с Сионом«. (Исаия 34:2-8).
«В первый день двенадцатого месяца [(февраль)] двенадцатого года изгнания слово Господа пришло ко мне. И сказал Господь: «Сын человеческий, пой эту печальную песнь о Фараоне, царе Египта, скажи ему: «Ты считал себя львом молодым, гордо шествующим между народами, но в действительности ты дракон. Ты фыркаешь ноздрями своими, ногами своими воду мутишь, возбуждаешь реки все «». Господь Всемогущий так говорит: «Я собрал вместе много людей, на тебя теперь сеть Я накину. И на сушу тебя люди вытащат. Я на земле тебя оставлю, брошу в поле открытом, чтобы птицы клевали тебя. И Я позволю диким зверям есть тебя, пока они не насытятся. Твоё тело в горах разбросаю, мёртвым телом долины наполню. Я на горы кровь твою вылью, она землю всю пропитает и наполнит собою реки. Я заставлю тебя исчезнуть, небеса закрою и звёзды затемню, солнце тучей закрою, и не будет луна светить. Все небесные светила затемню Я над тобой. И станет тёмной вся страна». Так говорит Господь Всемогущий. «Многие народы опечалятся и расстроятся, узнав, что Я привёл врага, чтобы взять тебя, как пленных, в чужие страны. Многих Я приведу в ужас, их цари будут в страшном испуге, когда Я Моим мечом перед ними взмахну. Цари задрожат от страха в тот миг, когда ты падёшь, каждый царь будет дрожать за свою жизнь «. (Иезекииль 32:1-10).
«Трубите в трубы на Сионе. Бейте тревогу на Моей святой горе. Трепещите от страха все люди, живущие на этой земле. Наступает День Господний, он уже близок. Это будет день мрака и тьмы, с нависшими тучами. На рассвете вы увидите, как вражеские полчища покрывают все горы могучая армия, какой никогда ещё не бывало прежде и не будет вовеки. Они оставляют позади себя землю, спалённую огнём. Перед ними земля, как Сад Эдемский, а позади них как опустошённая степь. Никому и ничему нет от них спасения. Они похожи на лошадей и скачут, как конница; с грохотом колесниц, несущихся по вершинам гор, с шумом, подобным треску горящей в огне соломы. Они, как сильный народ, готовый к сражению. Перед этой армией люди дрожат и бледнеют от страха. Воины эти бегут и быстро взбираются на стены. Они маршируют стройными рядами, и никто из них не сбивается со своего пути. Они не давят друг друга, каждый идёт своим путём. И если один из них сражён и падает, другие продолжают идти вперёд. Они бегут к городу и быстро осаждают его стены. Они, как воры, проникают в дома через окна. Дрожат перед ними земля и небо, солнце и луна темнеют, а звёзды перестают сиять. Господь громко взывает к Своей армии. Многочисленно и сильно полчище Его, и повинуется оно Его командам. Велик и ужасен день Господний. Никто не в силах остановить его «. (Иоиль 2:1-11).
«А после того, изолью Я Дух Свой на людей. Будут пророчествовать сыновья и дочери ваши. Увидят старцы ваши вещие сны, а юношей посетят видения. 29 В те дни изолью Я Дух Свой, даже на рабов и рабынь. 30 Я покажу вам знамения на земле и на небесах огонь, кровь и столпы дыма. 31 Солнце обратится во тьму, а луна в кровь, до наступления великого и страшного дня Господнего. 32 Все, кто призовёт имя Господа, будут спасены. Спасение придёт на горе Сион и в Иерусалиме. И среди спасённых будут люди, которых призовёт Господь«. (Иоиль 2:28-32).
Много других подобных отрывков из Ветхого Завета могли бы быть здесь процитированы, но этих тоже вполне достаточно, чтобы помочь нам понять каким образом использовался символический язык и как часто он использовался. Конечно, вы помните, что последний из приведенных отрывков из Иоиля 2 главы цитируется Петром в книге Деяний 2 главе в День Пятидесятницы, когда началась церковь, и был излит Святой Дух. Во всех этих отрывках язык очень похож на тот, который используется в Евангелии от Матфея 24 главе и параллельных ей местах, а также в Книге Откровений. Такой язык мог быть свойственен (и был свойственен) описанию суда Бога в отношении любого народа, восставшего против Него. Буквальная интерпретация этих отрывков приведет к стольким непониманиям и недоразумениям в Писаниях, сколько сложно себе даже представить. Если вы попытаетесь отнестись к символическому языку буквально, то в какой-то момент все равно будете вынуждены признать его образным. Большое количество современных интерпретаций книги Откровения является ярким примером такого ошибочного подхода. Но главное здесь в том, что никто не будет готов иметь дело с Матфея 24 главой, если у него не будет разумно обоснованного понимания книг пророков ВЗ.
Теперь давайте вернемся к евангелию от Марка. Продолжая отвечать на вопрос о времени, когда все это произойдет, Иисус приводит сравнение с фиговым деревом (стихи 28-31). Пока не наступит определенное время, все своим чередом будет идти в течение жизни одного поколения (стих 30). Жизнь одного поколения в те времена считается равной примерно 40 годам. Иисус Христос сказал эти слова примерно в 30 г.н.э., и храм был разрушен в 70 г.н.э. – то есть сорока годами позже. Однако Иисус Христос сказал, что никто не знает точного времени, и говоря о точном времени, Он использовал фразу «день и час» (стих 32). Поэтому в завершении Иисус говорит о необходимости наблюдать за знаками (стихи 33-37). Если бы объяснения этого диалога Иисуса опирались только на материал в Марке и Луке, то неразбериха среди них была бы значительно меньше. То, чему можно научиться на этом примере, — это понять необходимость изучения сначала менее трудных отрывков по какой-то теме, чтобы потом они помогли в толкования более сложных по той же теме. Это, в конце концов, — один из самых основных принципов толкования Библии, с которым чаще соглашаются в теории, но, к сожалению, реже используют на практике при попытке толкования отрывков, подобных тем, которые мы здесь рассматриваем.
Лука 21 глава – второе параллельное место с Матфея 24 главой
Лука описывает эти события даже более обобщенно и просто, чем это делает Марк. Как уже говорилось ранее, Он – язычник, пишущий для язычников, и он упрощает совсем немного вещей для своих читателей. Определенно, и в стиле написания, и в терминологии из всех авторов он – менее всего «еврей», что очень поможет нам в понимании этого особенного места Писания. Чтобы было проще отслеживать мысль, давайте снова приведем слова Иисуса, так, как записал их Лука.
«Иисус огляделся и увидел богатых, кладущих дары в ящик для пожертвований, 2 и бедную вдову, кладущую две мелкие монеты. 3 «Истинно говорю, сказал Он, эта бедная вдова больше всех положила, 4 ибо все положили от избытка, а она от бедности своей положила всё, что имела на жизнь».
5 Некоторые из учеников говорили о храме: «Красив этот храм, он построен из лучшего камня, и в нём множество даров, принесённых Богу», а Он сказал: 6 «Настанут дни, когда из того, что вы здесь видите, не останется и камня на камне. Всё будет разрушено».
7 «Учитель, спросили Они, когда же это будет? И какое будет знамение перед тем, как это должно произойти?»
8 Он ответил: «Остерегайтесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие будут приходить под Моим именем и будут говорить: «Я Христос» или «Время настало». Но не следуйте за ними. 9 И когда услышите о войнах и возмущениях, не пугайтесь, ибо всё это должно произойти сначала, и лишь после того настанет конец».
10 Потом Он сказал им: «Народ поднимется против народа, и царство против царства. 11 И будут великие землетрясения, голод, болезни и разные другие напасти во многих местах, и ужасные явления, и будут великие знамения с небес.
12 Но прежде всего этого, вас схватят и будут всячески преследовать: за Меня вас будут судить в синагогах, бросать в темницы, и заставят вас держать ответ перед царями и правителями. 13 Это будет вам для того, чтобы свидетельствовать обо Мне. 14 И потому положите себе не обдумывать заранее, что отвечать, 15 ибо Я дарую вам мудрость и вложу в ваши уста такие слова, что ни один из ваших противников не сможет ни противостоять вам, ни опровергнуть вас. 16 Но вы будете преданы и родителями, и братьями, и родными, и друзьями вашими. И умерщвлены будут некоторые из вас, 17 и будут ненавидеть вас все за имя Моё. 18 Ни один волос с вашей головы не падёт, ибо 19 долготерпением вы спасаете души ваши».
20 «Когда же увидите Иерусалим окружённым войсками, знайте, что близко его разрушение. 21 Тогда находящиеся в Иудее должны бежать в горы, те, кто в городе, должны выйти из него, а кто в селениях, пусть не входят в город, 22 ибо это будут дни наказания, когда исполнится всё написанное. 23 Горе в те дни беременным и кормящим грудью, ибо будет великое бедствие на земле, и гнев Божий падёт на этот народ. 24 И падут они от меча, и поведут их пленниками к другим народам; и язычники будут попирать ногами своими Иерусалим, пока не истечёт их время».
25 «И будут знамения на солнце, на луне и на звёздах, на земле же отчаяние народов и смятение от грохота и волнения морского. 26 Люди ослабеют от страха и ужаса перед бедствиями, надвигающимися на землю, ибо силы небесные будут поколеблены. 27 Тогда увидят они Сына Человеческого, несомого на облаке, во всей силе и славе Его великой. 28 И когда начнёт все это сбываться, не страшитесь, а поднимите головы, ибо близко ваше освобождение».
29 И рассказал Он им притчу: «Посмотрите на деревья, к примеру на смоковницу: 30 когда они зазеленеют, вы знаете, что лето уже близко. 31 Так же, когда увидите, что сказанное Мною сбывается, будете знать, что близко Царство Божье.
32 Истинно говорю: всё это произойдёт ещё до того, как умрёт ныне живущее поколение. 33 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».
34 «Но будьте осторожны, чтобы разум ваш не притупился от разгула, пьянства и житейских забот, чтобы этот день, подобно ловушке, не застиг вас врасплох, ибо 35 настигнет он всех живущих на земле. 36 Но бодрствуйте во всякое время и молитесь, чтобы сумели вы избежать грядущего и предстать пред Сыном Человеческим». (Евангелие от Луки 21:1-36).
Порядок событий примерно такой же, как и в Марке 13 главе. Сначала Иисус хвалит бедную вдову, после чего апостолы напоминают Ему о красоте храма и о том, как он был построен с помощью пожертвований богатых. Иисус говорит, что храм будет разрушен, и Лука записывает два вопроса апостолов, касающихся признаков и времени когда это случится. Последовательность диалога в Луке очень похожа на последовательность в Марке, поэтому мы не будем возвращаться к нему в деталях. Но некоторые вещи немного отличаются и помогут нам лучше понять, о чем же говорил Иисус. Оба вопроса апостолов относятся к тому, о чем Иисус только что сказал – разрушение храма. Если бы это было о Втором Пришествии, то Феофил – тот, кому адресована книга Луки (1:3), вероятно этого бы не понял. Знаком не будут являться появление лжехристов (стих 8); войны и революции (стих 9); стихийные бедствия (стихи10-11); преследования (стихи 12-19).
Двадцатый стих в Луке делает простым и понятным то, что в других евангелиях описано как «мерзость, вызванная запустением». В синодальном переводе такие отрывки звучат как «мерзость запустения» и эта фраза часто используется в спекуляциях на тему «конца света». Внести еще большую ясность, чем это сделал Лука, вероятно, невозможно. Он пишет: «Когда же увидите Иерусалим окружённым войсками, знайте, что близко его разрушение». Далее Иисус предупреждает о необходимости бежать и спасаться, когда армии достигнут Иерусалима. С этого комментария Он переключается на то, что же все-таки будет являться знаком всему этому. И уже символическим языком Он продолжает описание великого переворота — Божьего суда против евреев и Иерусалима. Далее идет притча о смоковнице и указание, что все это случится за время одного поколения. И в завершении, Иисус призывает следить за знаками и жить соответственно – праведно и нелегкомысленно (стихи 34-36).
Матфея 24 глава – очень еврейский отрывок
Давайте перейдем непосредственно к сути вопросов, заданных в Матфее. Задали ли Иисусу на самом деле три вопроса или Матфей записал те же два вопроса, что в Марке и Луке, но используя еврейские традиции? Сейчас последний вариант кажется уже более очевидным, не так ли? Когда мы читаем «знамение Твоего возвращения» в третьем стихе, нужно заметить, что греческое слово «parousias», переведенное как «возвращение», имеет и более широкий смысл — обозначение присутствия. Читатели, знакомые с традициями евреев, могли бы воспринять эти слова как описание приближающегося суда (как например мы читали об этом в Ветхом Завете в Исайе 19:1). На самом деле и в Матфее 16:28 автор говорит о другом возвращении Иисуса, которое не может быть тем, что мы называем Вторым Пришествием. «Истинно говорю: некоторые из вас, кто сейчас здесь находится, ещё до смерти своей увидят Сына Человеческого, грядущего в Царстве Своём!» (Евангелие от Матфея 16:28). Очевидно, что не все пришествия Бога или Иисуса ассоциировались с концом света. Можем посмотреть также Луки 19:44 «…времени, когда Бог пришёл, чтобы спасти тебя» — очень понятная по контексту ссылка на разрушение храма в 70 годах н.э.
Что же тогда делать с «концом света?» Греческое слово, которое здесь используется для «света» — это «aiwnos», а не «kosmos», которое означает «весь мир». Та же самая фраза использована в Евангелии от Матфея 28:20. Чтобы ни имел ввиду Иисус в Евангелии от Матфея 24 главе, это, пожалуй, очевидно, что сами ученики были на тот момент не в состоянии задать Ему вопросы о Его Втором Пришествии. Они не могли уместить в сознании информацию о Его грядущей смерти и воскресении, не то, что о «Втором Пришествии» и «конце света». Посмотрите Луки 9:45 и 18:34, где видно, что их понимание о скорой смерти Христа, оставалось абсолютно нулевым, даже когда им прямо об этом говорилось.
Слово «конец» здесь имеет один корень с греческим словом, которое в Марке 13:4 переведено как «исполнится». Оно также относится к тому же событию, что описано в Евангелии от Матфея 24:6, 14, где из контекста видно, что речь идет о разрушении города. Если ученики не задавали вопросы о Втором Пришествии и конце света, то о чем же тогда они спросили? Есть два варианта толкования, которые контекстуально обоснованы. Первая: ученики могли предположить, что такие грандиозные события станут концом для евреев (а возможно и для всего мира) – если евреи (24:34-36) и храм (24:1-2) будут уничтожены, то их мир завершит свое существование. Вторая: если возвращение здесь использовано в смысле присутствия, что часто использовалось греками тех времен для обозначения прибытия короля, ученики могли представить все буквально: что Иисус придет и будет сражаться против Иерусалима, что и приведет к концу старой эпохи и будет сопровождать наступление новой. Это представление очень точно совпадает с тогдашними ожиданиями учеников от Мессии. Так или иначе, вопрос «когда все это случится», так же как и в Луке 21 главе и Марке 13, относится разрушению храма, о котором Иисус до этого говорил.
Кроме различий в формулировке основных вопросов апостолов, Матфей также добавляет несколько моментов. Он упоминает предательство, когда любовь большинства охладеет (стихи 10-12). Он также говорит о том, что Евангелие будет проповедано по всему миру перед тем, как наступит «конец» (стих 14). В послании Колоссянам 1:6,23 мы можем видеть исполнение этого пророчества. Пришествие Христа будет очень явным в отличие от появления лжехристов (стихи 26-27). Произойдет это там, где орлы соберутся вместе, чтобы поедать труп Иудаизма (стих 28).
Сравните это с Евреям 8:13, 12:25-29. Иудаизм с его жертвенной системой был близок к своему концу, когда все его заявления были сделаны и записаны.
В 29 стихе Иисус в стиле апокалиптического языка говорит фразу «И сразу же после этого бедствия в те дни…» Сразу же – это перевод с греческого слова «eutheos», что означает тут же или вскоре, и очевидно относится к событиям, которые произойдут в течение короткого периода времени. Попытка уместить в этот промежуток времени 2 000 последующих лет кардинальным образом не соответствовала бы значению этого слова. «Знамение» в 30 стихе – это перевод греческого «semeion», что означает обращение к символу чего-то, а не к самому предмету непосредственно. Другими словами появление знамения Христа должно быть замечено в событиях, которые Он предсказал, а не в Его личном появлении. «Скорбеть» в 30 стихе страдательном залоге будущего времени, и может быть также переведено как «о них буду скорбеть». Ангелы собирают избранных (31 стих) может относиться к описанию распространения благовестия по всему миру после разрушения храма или к спасению избранных из города перед его разрушением. Посмотрите следующие стихи в подтверждение этой версии Второзаконие 30:4, Псалом 21, Исаия 27:13, 45:22.
В Евангелии от Матфея более детально описана необходимость наблюдать за знаками, которые Иисус предсказал, чем в других евангелиях. Грешники противопоставляются примеру Ноя и его праведности (стихи 37-39). Ной не был застигнут врасплох – грешники же были. Таким образом, версия с описанием разрушения Иерусалима имеет смысл. Иисус говорит, что один будет взят, другой будет оставлен (стихи 40-41). Грешник был взят, праведник нет, потому что праведник, поверив, убежал от надвигающихся армий. Конечно, этот текст является любимым местом тех, кто учит доктрине «Вознесения» — доктрине с множеством библейских противоречий – мы не можем детально обсуждать эту доктрину в рамках нашей темы. Однако одно противоречие мы все же ниже рассмотрим. Предостережение о необходимости наблюдать содержится и далее в стихах 45-51.
Помните, что сама Библия не имела ранее разделения на главы. Так как 44 стих является кульминацией заявления Иисуса, то Его речь будет более понятна, если рассмотреть также 25 главу. Три вида царств даны в главах 24 и 25: разрушенное царство (Иудея) – 24 глава; царство устанавливающееся на земле (Церковь) – 25:1-30; и царство в вечности (вознесенное к Божьему престолу) – 25:31-46.
Луки 17:22-37 – неразрешимая или решенная тайна?
Это место не является параллельным для Матфея 24, Марка 13 и Луки 21, но оно содержит в себе описание тех же самых знамений. Однако порядок в котором они написаны, отличается – фактически, больше похоже, что они написаны в случайном порядке, по сравнению с тремя другими отрывками, которые используют подобную схему. Стоит прочитать этот отрывок внимательно перед тем, как продолжить наше рассмотрение.
«Однажды, когда фарисеи спросили у Иисуса, когда настанет Царство Божье, Он ответил им: «Царство Божье уже грядёт, но настанет оно незримо. 21 Никому не дано будет сказать: «Смотрите, вот оно пришло, Царство Божье!» или: «Вон там Царство Божье настало!», ибо Царство Божье внутри вас». 22 И сказал Он Своим ученикам: «Настанет время, когда захотите прожить хотя бы один такой день, когда Сын Человеческий придёт в славе Своей, но не сможете.
23 И люди будут говорить вам: «Вот здесь», «Вон там». Но оставайтесь там, где будете, и не бегите за ними, и не ищите». 24 «Ибо, как молния сверкает и освещает небо от края до края, так и Сын Человеческий воссияет в тот день, когда возвратится. 25 Но прежде должен Он много перестрадать и отвергнут будет этим поколением.
26 И как было во времена Ноя, так будет в те дни, когда вернётся Сын Человеческий: 27 все ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, когда Ной вошёл в ковчег, и начался потоп, уничтоживший их всех.
28 Будет так же, как было во времена Лота, когда Бог разрушил Содом: все ели, пили, покупали, продавали, сажали и строили дома. 29 Но в день, когда Лот вышел из Содома, пролился с небес дождь из огня и серы и уничтожил их всех. 30 Так же будет и когда явится Сын Человеческий. 31 В тот день, если кто будет на крыше, а имущество его в доме, пусть не спускается вниз, чтобы собрать свои вещи. И, если кто будет в поле, пусть не возвращается домой. 32 Вспомните жену Лота. 33 Тот, кто будет стремиться сохранить жизнь свою, потеряет её, а кто потеряет жизнь свою, сохранит жизнь вечную. 34 Говорю вам, если в ту ночь будут двое в одной комнате, один будет взят, а другой останется. 35 Две женщины будут рядом молоть зерно и одну возьмут, а другую оставят». 36 И будут два человека в поле, и один будет взят, а другой оставлен. 37 И спросили Иисуса ученики: «Где же будет всё это?» И ответил Он им: «Там, где труп лежит, всегда соберутся орлы». (Евангелие от Луки 17:20-37).
Многие библеисты делят Матфея 24 главу на две части: описание разрушения Иерусалима (стихи 1-34) и описание конца света (стихи 35-51). Давайте к примеру назовем их Секция А и Секция Б. Если вы сравните Луки 17 главу и Матфея 24, то вот что вы получите:
- Луки 17:24 Матфея 24:27 (А)
- Луки 17:26-30 Матфея 24:37-39 (Б)
- Луки 17:31-33 Матфея 24:17-18 (А)
- Луки 17:34-36 Матфея 24:40-41 (Б)
- Луки 17:37 Матфея 24:28 (А)
Очевидно, что знамения в Луке 17 главе, если их сравнить с Матфея 24 главой и другими похожими местами, перемешаны. У нас есть три варианта, когда мы пытаемся понять, о чем говорит Лука 17 глава:
Первый: Луки 17 – это путаница, которую невозможно объяснить, что негативным образом отражается на имидже Святого Духа, Который вдохновил и эту главу.
Второй: Весь этот отрывок описывает Второе Пришествие – позиция с, мягко говоря, некоторыми проблемами. Например, те же самые слова можно найти в Евангелии от Матфея 24 главе и других местах, которые очевидно описывают разрушение Иерусалима. И потом зачем (и как) кому-то захочется спускаться в дом и забирать вещи (стих 31), когда Христос придет? Мы уже рассуждали на эту тему ранее. В стихах 28-29 используется пример Лота, который похож на случай с Иерусалимом, когда праведник бежал, а грешники остались на уничтожение в обреченном городе. В день, когда явится Сын Человеческий (стих 30), прислушавшиеся должны скорее бежать, а не возвращаться к себе домой за вещами (стих 31). Конечно, никакого такого выбора не будет существовать в день Второго Пришествия!
И третий вариант: Вся 17 глава Луки целиком говорит о разрушении Иерусалима. В свете всех доказательств этот вариант остается единственным логически обоснованным вариантом. Таким образом, Матфея 24 глава, Марка 13 и Луки 21 целиком относятся к разрушению Иерусалима и концу еврейской эпохи, а не говорят о Втором Пришествии Христа или наступлении конца света. Другие места Писания затрагивают темы конца света, но эти отрывки этого не делают. Я молюсь, чтобы эта довольно длинная статья не только принесла удовлетворение и ответы на ранее поставленные вопросы, но и вдохновила больше изучать Ветхий Завет – особенно книги Пророков. Если такой результат достигнут, то это, несомненно, стоило того. И пусть Господь вас благословит!
Автор: Гордон Фергюсон
Перевод: Валерия Мыльникова
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Источник