- Пророческая смерть Вещего Олега князя киевского
- Нестыковки в смерти Вещего Олега.
- Смерть Олега окутана такой же непроницаемой тайной, как и его жизнь. Легенда о «гробовой змее», вдохновившая Пушкина на хрестоматийную балладу, — лишь часть этой загадки. В отношении смертельного укуса змеи давно уже высказывалось сомнение — в Приднепровье нет таких змей, чей укус в ногу мог бы привести к смерти.
- Деяния Олега Вещего, верховного правителя созданной им державы, сплошная череда героических подвигов, которая увенчалась беспримерными событиями в истории Руси: тем, что вещий князь прибил щит победителя над воротами поверженного Царьграда. После его смерти процесс дальнейшего формирования державы Рюриковичей сделался уже необратимым. Его заслуги в этом деле неоспоримы.
Пророческая смерть Вещего Олега князя киевского
«Вещий» Олег -князь Киевский правил в 10 веке на Руси вместе с князем Игорем Рюриковичем. Все знают, как погиб Олег. Ему предсказали, что смерть свою он получит от коня своего. Его укусила змея. Но, простите, разве Великий князь ходил босым, как крестьянин? Или в лаптях? Смешно. Скорее всего, у него были добротные кожаные сапоги. Но как тогда змея смогла прокусить их? Может, «Вещий» Олег стал жертвой заговора? Это ты, читатель, и прочитаешь в моем романе «Династия» часть 2 «Игорь»
64. Несчастья начались.
Князь Игорь и князь Олег допоздна просидели в кабинете, обсуждая план предстоящего похода на юг. Воевода Истр обещал приехать во дворец князя Игоря рано утром на следующий день. Уже было за полночь, когда Игорь и Олег решили пойти отдыхать.
— Завтра рано вставать,- сказал Олег.- Надо выспаться.
— Я не понимаю, зачем тебе это надо?- удивлялся Игорь.- Ну, был у тебя хороший конь, ну и что? В конце концов, это же только животное. Чего за ним так убиваться?
— Да, по правде сказать,- начал пояснять Олег,- я и не убиваюсь за конём. Просто я сам хочу убедиться, что он точно умер. Может, ты будешь смеяться, но предсказание того колдуна, меня очень беспокоит. Вот, если я увижу, что мой конь точно умер, тогда, возможно, мои переживания рассеются.
Игорь недоумевающе пожал плечами и отправился спать. В эту ночь князь не пошёл в спальню к жене, а решил лечь в своих покоях. Игорь упал на кровать прямо в одежде, раскинул в стороны руки и закрыл глаза. Князь даже не успел понять, спит он уже или нет, как в лицо ему подуло прохладой. Игорь открыл глаза, и с удивлением увидел, что он находится в степи. Высокий ковыль покачивал своими мохнатыми головами под дыханием полевого ветра. И необычная звенящая тишина заполняла степь своим мёртвым безмолвием. Было совсем непонятно, ещё день или уже наступил вечер. Игорь посмотрел вверх. На небе не было ни солнца, ни туч. Да это было вовсе и не небо, а сплошная белесая пелена. Князь осмотрелся по сторонам, и заметил впереди себя большой камень, стоявший на перекрёстке трёх дорог. Игорь подошёл к нему и подумал: « Да это же тот самый валун, возле которого мы с Олегом встретили старого кудесника». И тут же у князя за спиной послышалось покашливание. Игорь резко обернулся и даже сделал шаг назад от неожиданности. Перед ним стоял тот самый колдун, о котором князь только что думал.
— Здравствуй, князь Игорь,- сказал Продин.- Помнишь меня? Мы уже раньше встречались с тобой. Я посланник апостола Андрея.
— Да помню я, помню,- раздражённо ответил Игорь.- Тебя, пожалуй, забудешь. А как ты здесь оказался?
— А почему тебя не беспокоит, как ты здесь оказался?- спросил Продин.- Или тебе уже всё ясно?
— Что ясно?- никак не мог прийти в себя Игорь.- Что ты хочешь сказать? Ты намекаешь, что это всё не наяву происходит?
— Вот именно,- подтвердил догадку князя Продин.- Это твой сон. Я специально пришёл к тебе во сне, чтобы предупредить, что пророчество уже начинает сбываться. Но, если ты и твой дядя Олег примите христианство, то всё ещё может измениться, и беды не случится.
— Какое там пророчество?- иронично заметил Игорь.- Всё, что ты нам тогда наплёл, всё это враньё. И если бы ты не был такой старый, то я бы сам отходил тебя за то, что ты морочишь мне голову. Конь, от которого якобы князь Олег должен был принять смерть, уже давно умер. А князь Олег жив и здоров. Собирается даже навестить могилу этого коня. Вот так то.
— Смерть можно принять и не от живого коня,- проговорил Продин.
— Это как же понимать?- возмутился Игорь.- Что же это получается? По-твоему, значит, мёртвый конь может убить живого князя Олега. Ты, что старик, за дурака меня принимаешь? А, может, ты надо мной издеваешься?
Игорь потянулся рукой к поясу, но меча там не оказалось. Перед сном князь снимал оружие.
— Не надо сердиться, князь Игорь,- попытался успокоить его Продин.- Я не могу сказать больше того, что уже сказал. Мне это запрещено. Я только хочу предупредить. Твоя воинская удача уже покинула тебя. Так что пока не поздно, прими христианство.
Игорь хотел ещё наговорить старику грубостей, но в этот миг ему послышался какой-то раздражающий звук. Князь открыл глаза и понял, что это на улице пропел петух. Наступало утро. Игорь поднялся с кровати, подошёл к окну и стал смотреть во двор. Там уже копошились люди. Это суетились слуги князя Олега. Игорь взглянул на небо. Багрово-красный восход солнца разлился над горизонтом. Князю показалось, что небо окрасилось кровью.
« Что это за дурацкие мысли у меня?- подумал Игорь.- Лезет всякая ерунда в голову. Что это было со мной ночью? Этот кудесник уже начал действовать мне на нервы. Но, как бы там ни было, а Олегу я всё же расскажу о своём сне».
Когда Игорь спустился во двор, князь Олег уже сидел в седле. Игорь подошёл к нему и спросил:
— Всё-таки едешь?
— Как видишь,- ответил Олег.
— Послушай, дядя Олег, отмени свою поездку,- попросил Игорь.- На душе у меня как-то неспокойно.
— Да что с тобой происходит?- удивился Олег.- Странный ты какой-то.
— Сон мне приснился сегодня,- начал пояснять Игорь.- Плохой сон.
— И поэтому я не должен ехать?- поразился Олег.- Ты, что шутишь племянник?
— Опять тот кудесник предупреждал меня о неминуемой беде,- с тревогой сказал Игорь.
— Вот я и хочу поехать убедиться, что все его предсказания – неправда,- настаивал на своём Олег.- Ведь, если мой боевой конь уже умер, значит, этот колдун всё наврал. Понимаешь?
— Понимаю,- нехотя согласился Игорь.- Но лучше бы ты не ехал.
— Да я только посмотрю и назад,- заверил его Олег.- К обеду уже буду дома. Ну, ладно, мне пора ехать. Вон уже воевода Истр у ворот дожидается. Да не переживай ты, всё будет хорошо. Ну, а если нет, то всё будет так, как должно быть. Всё равно от судьбы не уйдёшь.
Князь Олег тронул ногой коня и двинулся в путь. Игорь смотрел ему вслед, и князю вдруг показалось, что он видит своего дядю живым в последний раз. Он мотнул головой, чтобы отогнать дурные мысли и возвратился в дом.
Олег и Истр выехали из Киева и направились в степь. Лишь только багровое солнце поднялось над землёй, тут же набежали серые тучи и закрыли светило. Утро стало напоминать вечер. Олег посмотрел на небо и сказал:
— Как бы дождя не было. Далеко нам ехать?
— Нет,- ответил Истр.- Вёрст пять не больше.
Вольный степной ветер обдувал лица всадников и раскачивал степной ковыль, заставляя петь унылую песню.
— Тоскливо в степи,- проговорил Олег.- Другое дело в море, там никогда не бывает грустно.
— А я люблю степь,- сказал Истр.- Здесь душа отдыхает. Воля вокруг.
— Вот-вот, так и Игорь говорит,- произнёс Олег.- А по мне так лучше моря ничего нет на земле.
Всадники уже далеко отъехали от Киева. Лишь только размытые силуэты крепостных стен виднелись на горизонте. Истр остановил коня и, указывая рукой вперёд, сказал:
— Вот тот холм, и есть могила твоего боевого коня, князь.
— Ты уверен, что не перепутал место?- попытался уточнить Олег.- Тут таких холмов много. Вон там, и там тоже такие же видно.
— Не сомневайся,- утвердительно произнёс Истр.- Я точно знаю. Это тот самый холм.
Олег слез с коня и направился к могиле. Князь обошёл её вокруг, покачал головой и проговорил:
— Да, вряд ли такое место может служить убедительным доказательством того, что мой старый боевой конь умер. Это просто степной холм, не больше. Не раскапывать же его, в самом деле, чтобы убедиться, что там есть конские кости. А если и раскопаю, то, как отличить кости моего коня от костей другого коня? Они то все одинаковые. Вот если бы было что-нибудь особенное, что-то отличительное от остальных.
— У меня есть такая вещь,- сказал Истр.- Ты ведь отдал своего коня в табун с уздечкой и серебряными нитями, которые были вплетены в его гриву. Я их сохранил. Вот они в этом мешке. Можешь сам убедиться, что это те самые.
Воевода протянул Олегу небольшой кожаный мешок. Князь взял его из рук Истра, и на мгновение, Олегу показалось, что в мешке что-то шевелится, но князь не придал этому значения. Олег развязал мешок. Истр пристально наблюдал за действиями Олега. Князь сунул руку в мешок, и тут же вскрикнул. Затем Олег быстро вынул руку и отбросил мешок на землю. Из сумки выползла чёрного цвета гадюка. На ладони у князя было две красные точки. Олег сделал шаг к Истру, но покачнулся и схватился рукой за шею. Князь почувствовал, что задыхается. Воевода с наслаждением смотрел за мучительной агонией Олега. Потом князь пошатнулся и упал. Жгучая боль разрывала ему грудь. Всё его тело сковала судорога. Истр подошёл к нему и со злобной улыбкой проговорил:
— Нет здесь никакой могилы твоего коня. Я заманил тебя сюда, чтобы отомстить тебе за смерть князей Дира и Аскольда, которых ты подло убил. А теперь я займусь твоим племянником Игорем и его дружком Братиславом, который убил моего двоюродного брата стольника Темагу. Вы все ответите мне за свои злодеяния, варяги.
Олег с трудом приподнялся на локтях и гневно сказал:
— Теперь мне понятно, откуда Чёрный всадник знал обо всех моих планах. Это ты ему всё сообщал.
— Конечно, я,- самодовольно подтвердил Истр.- Скажу тебе больше, это я его посылал грабить твои обозы и разбойничать на дорогах вокруг Киева вместе с древлянами. Князь Мал мой союзник.
Олег попытался достать меч, но силы его покидали, и князь не смог вытащить свой клинок.
— Нет, князь Олег, ничего у тебя не выйдет,- злорадно проговорил Истр.- После укуса степной гадюки, человек умирает быстро и в страшных муках. Я специально её изловил для тебя. Так чтобы убить тебя наверняка, без всяких там случайностей.
Истр плюнул на землю и возвратился к своему коню, вскочил в седло и на прощание сказал:
— Лежи тут и умирай. Тебе уже недолго осталось. Если тебе повезёт, то люди тебя найдут раньше, чем степные звери. Тогда хотя бы будет, что похоронить.
Воевода помчался в сторону Киева, а князь из последних сил приподнялся на руках и с трудом ещё раз вдохнул свежий степной воздух.
— Не обманул колдун,- прошептал Олег, закрыл глаза и упал замертво.
Князь Игорь с дружинниками приехал к дому воеводы Истра и, не слезая с коня, принялся с силой колотить в ворота. На стук выбежали слуги Истра и отворили дверь. Игорь с воинами въехали во двор.
— Где ваш хозяин?- гневно спросил Игорь.
— В доме,- испуганно ответил слуга.
— Зови его сюда немедленно,- приказал Игорь.
Слуга метнулся к терему, чтобы сообщить воеводе о приезде князя Игоря, но в этом уже не было необходимости. Истр, услышав во дворе шум, вышел на крыльцо терема. Игорь увидел его и строго спросил:
— Где князь Олег? Почему он до сих пор не возвратился домой?
— Не знаю,- стараясь говорить искренне, ответил Истр.- Я ещё днём вернулся в Киев, а он остался в степи. Он приказал мне, чтобы я оставил его одного возле могилы коня. Я исполнил его приказ.
— Что можно делать возле могилы какого-то коня столько времени?- сердито поинтересовался Игорь.- Уже скоро ночь.
— Понятия не имею,- оправдывался Истр.- Разве, может, что-нибудь случилось с князем Олегом?
— Что могло с ним случиться?- удивился Игорь.- Не заблудился же он, в самом деле, в поле. Собирайся воевода, поедешь со мной в степь.
— Что прямо сейчас?- поразился Истр.- Уже темнеет.
— Прямо сейчас,- тоном, не терпящим возражений, сказал Игорь.- Да прикажи принести факелов побольше.
Отряд всадников во главе с князем Игорем мчался по степи. Воевода Истр показывал дорогу. Прыгающие огни факелов освещали им путь. Проехав несколько вёрст, воевода Истр остановился и сказал:
— Дальше надо продвигаться медленно, а то я могу не найти нужное место. Уже совсем стемнело.
Отряд сбавил скорость и перешёл на шаг. На небе появился полный месяц в окружении свиты ярких звёзд. Серебристый лунный свет заливал всю степь. Впереди показался холм. Воевода Истр указал рукой в сторону возвышенности и произнёс:
— Похоже, что это то самое место.
Отряд остановился, а князь Игорь поехал вперёд один. Возле холма князь осмотрелся и заметил силуэт тела в траве. Игорь приблизился к нему и слез с коня. Затем он наклонился над телом и узнал князя Олега. Его дядя лежал неподвижно и не дышал. На его бледном лице запечатлелась маска смерти. Игорь хотел прикоснуться к щеке Олега, но в это время на груди мёртвого князя что-то зашевелилось. Игорь отпрянул назад и увидел, как чёрного цвета гадюка подняла свою голову и смотрит на него сверкающими глазами. Князь замер в оцепенении. Змея приподнялась на своём хвосте и зашипела. Игорь выхватил меч и рубанул по гадюке. Отсечённая голова змеи упала в траву. Князь сбросил с Олега остатки змеи и сел рядом с дядей. Потом Игорь посмотрел на месяц и застонал. Воины бросились к нему. Но, увидев мёртвого князя Олега, остановились возле Игоря. Князь посмотрел на дружинников, как будто искал у них объяснения происшедшему, и растерянно спросил:
— Как же так? Он ведь прошёл через столько сражений, бывал в таких переделках и остался жив. А умер от укуса какой-то мерзкой твари. Это же непостижимо. А самое обидное то, что я пытался его остановить от этой поездки, но не остановил. Надо было мне удержать его….
— Вряд ли бы это у тебя получилось, князь Игорь,- проговорил Истр.- Уж очень сильно князь Олег хотел увидеть могилу своего боевого коня.
Игорь покачал головой и задумчиво проговорил:
— Похоже, начинает сбываться пророчество колдуна. Теперь моя очередь.
— Какого колдуна?- поинтересовался Истр.
— Это тебя не касается,- раздражённо сказал Игорь.- Берите тело князя Олега и везите его в Киев. Хоронить будем его на Щековицевой горе. Он так хотел.
— Но ведь там христианский храм стоит,- проговорил Истр.- А князь Олег не был христианином.
— Подумаешь христианский храм,- гневно произнёс Игорь.- Если этот храм будет нам мешать похоронить князя Олега, то мы его разрушим. А что это тебя так волнует какой-то там христианский храм? Ты же говорил, что ты не христианин.
— Я просто так спросил,- попытался оправдаться Истр.- Из интереса.
Игорь с подозрением посмотрел на воеводу и приказал:
— Всё, возвращаемся в Киев. Хоронить князя Олега будем завтра на Щековицевой горе.
Источник
Нестыковки в смерти Вещего Олега.
Смерть Олега окутана такой же непроницаемой тайной, как и его жизнь. Легенда о «гробовой змее», вдохновившая Пушкина на хрестоматийную балладу, — лишь часть этой загадки. В отношении смертельного укуса змеи давно уже высказывалось сомнение — в Приднепровье нет таких змей, чей укус в ногу мог бы привести к смерти.
Чтобы человек умер, гадюка должна укусить по меньшей мере в шею и прямо в сонную артерию. Несмотря на кажущуюся маловероятность такого укуса, в «гадючных местах» постоянно фиксируются именно такие смертельные исходы среди тех, кто необдуманно ложится на свежескошенную траву или в копны собранного сена. «Ну, хорошо, — скажет иной читатель с богатым воображением. — Те, кто замыслил изощренное убийство князя, могли специально приобрести какого-нибудь заморского аспида и заранее спрятать его в черепе любимого Олегова коня».
Вот что написано у Нестора в «Повести временных лет»:
«И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!
Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того волхва, сказав: «Лживо говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?». И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от этого он разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.» И могила его видна была во время летописателя Нестора.
В Новгородской Первой летописи младшего извода история смерти Вещего Олега излагается несколько иначе.
«И прозваша и Олега вещии; и бяху людие погани и невегласи. Иде Олег к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну (укусила) змиа в ногу, и с того умре: есть могыла его в Ладозе».
Оказывается, умер князь Олег в Ладоге по дороге в Новгород. Напомним, Старая Ладога — первая столица Рюриковичей, и именно здесь похоронили Олега. Здесь же и его могила, которую, кстати, экскурсоводы показывают немногочисленным туристам и поныне (правда археологические раскопки на этом месте не производились).
Далее: новгородский летописец не отрицает смерти Олега от укуса змеи, но делает важное уточнение, которого нет у Нестора: змея «уклюнула» Олега не на днепровском или волховском берегу, а «за морем»! Действительно, «за морем», но только не Балтийским (Варяжским) или Белым, есть немало змей (не чета нашим гадюкам), от укуса которых можно скончаться на месте. В Новгородской летописи, однако, сказано, что после укуса Олег «разболелся». Если совместить Несторову летопись с Новгородской, то получится: князя привезли из-за моря смертельно больным, и он пожелал умереть на родине.
В таком случае возникает вопрос: за каким таким далеким и теплым морем пребывал князь Олег и что он вообще там делал? В общем-то, на сей счет гадать особенно не приходится: путь «из варяг в греки» был проложен давно, и шел он через Черное море в Византию. Олег не раз осаждал Царьград, над воротами которого был прибит щит князя, здесь он подписал (именно в год смерти) и знаменитый договор с греками. Так не подпустили ли русскому князю хитроумные потомки Одиссея аспида вместе с текстом договора? Впрочем, излюбленным и хорошо апробированным орудием византийцев для расправы с неугодными был обыкновенный яд, который подсыпался в пищу или накапывался в вино. Ну а потом уже все можно было свалить и на аспида.
Но и на этом загадки Олеговой смерти не исчерпываются, ибо ее конкретные даты в Новгородской и Несторовой летописях абсолютно не совпадают. Разница — трудно поверить! — в целых десять лет: по Нестору Олег умер в лето 6420-е (912 год), а согласно Новгородскому летописцу — в лето 6430-е (922 год). Сколько же потрясающих событий наверняка вмещало это «потерянное десятилетие»! Так кому прикажете верить? Лично я верю Новгородской летописи и сейчас объясню почему. Первоначальный текст Несторовой летописи в месте, касающемся смерти Олега, сильно подпорчен. Он испорчен и во многих других местах, но именно здесь удается схватить позднейшего «правщика» за руку. Ибо мало ему было вырезать подчистую рассказ о 21 годе Олегова правления и подчистить остальные, так нет — после сообщения о гибели князя «от змеи» он вдруг вставляет обширный текст, не имеющий совершенно никакого отношения к русской истории. При жесточайшем дефиците пергамента, на котором писали летописцы, незваный редактор вдруг вставляет поучительную историю об Аполлонии Тианском, эллинском философе-неопифагорейце, жившем в I веке н. э.
Но ради чего, скажите на милость, русский читатель, вместо того чтобы узнать дополнительные подробности о княжении одного из блистательных правителей Древней Руси, должен знакомится с нравоучительной сентенцией об античном маге и чародее времен римского императора Домициана? С точки зрения доброхота, которому мы обязаны этой вставкой, резон укорить Олега историей Аполлония был, да еще какой. Многострадальный же читатель должен был для себя извлечь поучительный урок. Это нам с вами вроде бы без разницы. А с точки зрения христианского ортодокса, дополнившего летопись душеспасительной историей, он совершал богоугодное дело, порицая князя Олега за язычество и ведовство. В чем же тут дело?
Как установили специалисты-филологи, прозвище Олега — «вещий» — во времена Нестора отнюдь не означало «мудрый», а относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. За то, с точки зрения христианского ортодокса, и постигла его Божья кара. Точно таким же волхвом, с точки зрения автора вставки, и был «творящий бесовские чудеса» Аполлоний Тианский, искусственно привязанный к событиям русской истории. Быть может, вся сентенция, нарушившая летописную логику и, скорее всего, написанная поверх соскобленного летописного текста, потребовалась книжному герострату ради последней фразы: «Не чудесами прельщать…»
Легко «вычислить», отчего такая нелюбовь у «соавтора» Нестора именно к Олегу. Видимо, в утраченных статьях достаточно подробно говорилось не только о полководческой или управительской, но также и о его жреческой деятельности. Суровый и непреклонный волхв, облеченный властью, он, надо полагать, весьма нетерпимо относился к христианским миссионерам. Олег взял у них азбуку, но не принял учения. Как вообще относились в те времена к христианским проповедникам славяне-язычники, хорошо известно из западноевропейских хроник. Балтийские славяне до обращения их в христианство расправлялись с католическими миссионерами жесточайшим способом. Не приходится сомневаться, что борьба не на жизнь, а на смерть происходила и на территории Руси. Возможно, не последнюю роль играл в этом и князь-жрец Олег. Вот и отыгрались на нем спустя полтора столетия…
Однако вычеркнутое из летописей невозможно было вытравить из памяти народной. Образ Вещего князя воплотился в таинственном былинном богатыре Вольге, чьи имена — (В)ольга и Олег — фактически совпадают. По чудесному дару оборотничества, которым обладал былинный Вольга, можно судить, какие способности приписывались и историческому Олегу, тем более что в некоторых вариантах былины Вольга именуется Волх(в)ом, в полном соответствии с точным смыслом прозвища князя Олега Вещего.
…А втапоры княгиня понос понесла,
А понос понесла и дитя родила.
А и на небе просветил светел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Как бы молодой Волх Всеславьевич;
Подрожала сыра земля,
Стряслося славно царство Индейское,
А и синее море сколыбалося
Для-ради рожденья богатырского
Молода Волха Всеславьевича;
Рыба пошла в морскую глубину,
Птица полетела высоко в небеса,
Туры да олени за горы пошли,
Зайцы, лисицы по чащицам,
А волки, медведи по ельникам,
Соболи, куницы по островам.
А и будет Волх в полтора часа,
Волх говорит, как гром гремит:
«А и гой еси, сударыня матушка,
Молода Марфа Всеславьевна!
А не пеленай во пелену червчатую,
А не поясай во поесья шелковые, —
Пеленай меня, матушка,
В крепки латы булатные,
А на буйну голову клади злат шелом,
По праву руку — палицу,
А и тяжку палицу свинцовую,
А весом та палица в триста пуд».
А и будет Волх семи годов,
Отдавала его матушка грамоте учиться,
А грамота Волху в наук пошла;
Посадила его уж пером писать,
Письмо ему в наук пошло.
А и будет Волх десяти годов,
Втапоры поучился Волх ко премудростям:
А и первой мудрости учился
Обертываться ясным соколом;
А и другой-то мудрости учился он, Волх,
Обертываться серым волком;
Обертываться гнедым туром — золотые рога….
Да, воистину было за что недолюбливать христианским цензорам князя Олега. Они могли соскоблить с пергамента записи за 21 год, но не в силах были уничтожить образ князя-волхва в устном былинном песнопении.
Деяния Олега Вещего, верховного правителя созданной им державы, сплошная череда героических подвигов, которая увенчалась беспримерными событиями в истории Руси: тем, что вещий князь прибил щит победителя над воротами поверженного Царьграда. После его смерти процесс дальнейшего формирования державы Рюриковичей сделался уже необратимым. Его заслуги в этом деле неоспоримы.
Думается, лучше всего о них сказал Карамзин: «Мудростью Правителя цветут государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие Империи и служит им надежною опорою в их опасной новости. Древняя Россия славится не одним Героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное». Сильно сказано! И главное — правильно! Вот только где же эти герои в наши дни? Где созидатели? К несчастью, последнее время у нас перед глазами мелькали одни разрушители…
В знаменитом договоре Олега с греками 912 года, заключенном после блистательной осады Царьграда и капитуляции византийцев, нет ни слова о князе Игоре — номинальном властителе Киевской Руси, опекуном которого был Олег. Из 33 лет его княжения поздние редакторы полностью вычеркнули из летописей записи, касающиеся 21 (!) года. Как будто в эти годы ничего не происходило!
Происходило — да еще как! Только вот Олеговым престолонаследникам что-то не понравилось в его деяниях или родословной. Последнее более вероятно, ибо, если следовать логике Иоакимовской летописи, Олег мог относиться к собственно Гостомыслову и исконно новгородскому роду. Этому нисколько не противоречит и сообщение Нестора о том, что Олег, которому Рюрик перед смертью передал на руки и поручил воспитание малолетнего наследника Игоря, был родственником («от рода ему суща») основоположника династии. Родственником можно быть и по линии жены. Таким образом, и линия новгородского старейшины Гостомысла — главного инициатора приглашения в правители Рюрика — не прерывалась. Что же стало с другими детьми Рюрика (если таковые вообще появились на свет)? Гипотезы возможны самые невероятные. Для фантазии беллетристов здесь вообще безграничное поле деятельности. В целом же перед нами одна из волнующих и нераскрытых загадок далекого прошлого.
То, что Олег Вещий — первый подлинный строитель Русской державы, прекрасно осознавали во все времена.
Он расширил ее пределы, утвердил власть новой династии в Киеве, отстоял легитимность Рюрикова престолонаследника, нанес первый ощутимый удар по всевластию Хазарского каганата. До появления на берегах Днепра Олега и его дружины «неразумные хазары» безнаказанно собирали дань с соседних славянских племен. Несколько веков сосали они русскую кровь, а под конец попытались даже навязать и совершенно чуждую русскому народу идеологию — исповедуемый хазарами иудаизм.
Со временем правления Олега Вещего совпадает еще одна загадка начального русского летописания. Один из самых больших пробелов «Повести временных лет» падает на годы княжения Олега. С 885 года (покорение радимичей и начало похода против хазар, о чем первоначального текста не сохранилось) и по 907 год (первый поход на Царьград) в летописи зафиксированы всего лишь три события, относящиеся собственно к истории Руси. Остальное — либо «пустые» лета (что они означают, нам уже понятно), либо же два эпизода, заимствованные из византийских хроник и касающиеся правления константинопольских императоров.
Какие же чисто русские реалии остались в летописи? Первая — прохождение в 898 году мимо Киева мигрирующих угров (венгров). Вторая — знакомство Игоря со своей будущей женой — псковитянкой Ольгой. Согласно Нестору, сие случилось в лето 6411-е, то есть в 903 году.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник