Классный час куклы обереги

Внеклассное занятие «Народные куклы-обереги. Кукла-оберег Счастье»

МБОУ «Майкорская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

«Народные куклы-обереги. Кукла-оберег Счастье»

Цель: познакомить с народными куклами-оберегами Пермского края

познакомить учащихся с куклами – оберегами, научить изготавливать куклу – оберег «Счастье».

способствовать развитию познавательного интереса к народному искусству, развивать координацию движений, мелкую моторику.

прививать любовь к своему краю через обычаи народа, приобщать к национальной культуре как к системе общечеловеческих ценностей.

Материалы для работы:

Учителя: образец куклы – оберега «Счастье»,

Для каждого ученика: кусочек белой ткани прямоугольной формы 30х20 см,

кусочек белой ткани квадратной формы 30х30 см,

кусочек красной ткани круглой формы радиусом 12 см,

четыре нитка красного цвета длиной 18 см.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Вступительная беседа, словарная работа.

VI. Вводный инструктаж.

VI. Технология изготовления изделия.

VII. Практическая работа.

VIII. Анализ работ.

IX. Итог занятия.

Организационный момент, мобилизирующее начало.

Учитель входит в класс в коми-пермяцком национальном костюме.

Звучит отрывок из сказки «Василиса Прекрасная» А.Н.Астафьева. (Аудиозапись слайд 2)

-Василиса все переносила безропотно и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни. Как же это так делалось? Василисе помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работаю! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчевает ее, приговаривая:

— На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости, злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?

— А как вы думаете, почему я начала урок с этой сказки? (Высказывания детей.)

II. Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня мы будем мастерить куклу — оберег «Счастье». Такую же, какая и была у Василисы. А со сказкой вы сможете познакомиться, если возьмёте книгу Астафьева в нашей школьной библиотеке. (Слайд 3, 4).

III. Вступительная беседа, словарная работа.

Кукла — оберег. Значит оберегает. Это особая категория кукол. Такими куклами не играли. Эта кукла стала защитой от болезней, несчастий, злых духов. Она как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым оберегала своего хозяина. Куклой – оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой – нибудь напасти. Её брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись, повернись добром». Куклы – обереги бывают разные.

С куклами- оберегами Пермского края познакомят нас ваши товарищи. (Доклады детей о куклах Пермского края. Приложение.) (Слайд 5.)

Виды кукол (Слайд 6)

Кукла – «Пеленашка». Крестьяне очень тщательно готовились к появлению в семье ребенка. Будущему малышу сооружали куклу-«Пеленашку». Игрушку сворачивали из цветных тряпок, и клали в пустую колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куклу укладывали с ним, чтобы сбить злых духов с толку.

Кукла – «Счастье». Это маленькая девочка с очень длинной косой. Коса, как символ женского начала и женской силы, символизирует здоровье, красоту и долгую жизнь. Лучше всего, если коса направлена вверх – к новым достижениям. В русских сказках, где герои ищут своё счастье, эта кукла – помощница. Если носить эту куклу с собой, тебе будет сопутствовать успех.

Кукла – «Зерновушка». В её основе – холщёвый мешочек с зерном. Такая кукла приманивала в дом достаток, обещала хороший будущий урожай. Если есть «Зерновушка» в доме, то на столе всегда будет хлеб.

Кукла – «Бессонница». Она охраняла сон малыша. «Бессонницу» подвешивали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. Укладывая ребёнка спать, мать приговаривала: «Не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой».

— А какая же кукла была у Василисы? (Кукла – «Счастье»).

Словарная работа. (Слайд 7)

VI. Вводный инструктаж.

Смотря на свою куклу — «Счастье», Василису интересовали вопросы:

— Почему обереговая кукла безлика? (Без лица. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в неё злых сил. В безликости больше души и тепла. Если кукла будет очень походить на человека, в неё может вселиться злой дух. )

— Почему куклу называют «Красной» девицей? (В наряде куклы – оберега должен всегда присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости.

— Почему кукла – оберег «бесшовная»? (Без швов. При изготовлении куклы недопустимо было использовать колющие и режущие предметы – иглы и ножницы, которым человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать).

Народная игра с куклой-оберегом «Счастье».

Дети встают в круг. Водящий с куклой в руке обходит круг, выбирает игрока, вручает ему куклу, говорит: «Будь счастлив!» Водящий и выбранный игрок обегают круг, занимают пустое место. Оставшийся игрок становится водящим.

VI.Технология изготовления изделия. ( Работа по технологической карте).

Детям даются заранее заготовленные куски ткани, нарезанные нитки.

1.Выполняем туловище . Берём лоскут ткани прямоугольной формы. Плотно скручиваем в скатку-рулон. Закрепляем ниткой.

2.Выполняем голову. Сверху на скатку набрасываем лоскут ткани квадратной формы. Закрепляем нитками.

3.Выполняем руки. Стягиваем нитками углы лоскута прямоугольной формы с двух сторон.

4.Одеваем сарафан. Берём лоскут ткани круглой формы, одеваем на туловище, на талии закрепляем ниткой.

VII.Практическая работа. Индивидуальная помощь учителя.

При работе дети используют технологическую карту.

(Во время практической работы учитель использует народные приговоры.)

Выставка работ учащихся. Выбор лучшей работы. Анализ ошибок.

Что такое кукла-оберег?

-Какие куклы-обереги мастерят в Пермском крае?

-Какую куклу мастерили на уроке?

Технологическая карта «Кукла Счастье»

Кладём кусок синтепона на кусок ткани прямоугольной формы.

Скатываем тугой и ровный столбик.

На один конец скрутки укладываем кусок синтепона. Это будет голова.Закрепляем нитками.

Берем квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем «скрутку» по центру белой тканью и формируем голову.

Собираем ткань по скрутке и завязываем ниткой область шеи. Так мы сформировали нашей кукле голову.

Для ручек на обоих концах диагонали подгибаем ткань с угла, подворачиваем бока и перевязываем ниткой на расстоянии 1,5-2 см от края – это будут ладошки. Получаем руки.

Для украшения туловища надеваем на куколку юбку.

Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

Отмерив нужную длину и количество нитей, мастерим волосы. Закрепить их на голове можно с помощью нитей.

Ниточкой приматываем к шее волосы, заплетаем косу

Кукла распространена в Куединском районе (у русских и чувашей), Коми-Пермяцком округе. В основе этой куклы лежит щепка. На щепку повязывается 2 куска разноцветной ткани: юбка и платок. Поверх повязывается тонкая полоска, которая закрепляет юбку и платок и образует «ручки» куклы.

Кукла распространена в Куединском районе (у русских и чувашей), Коми-Пермяцком округе.В основе куклы 2 веточки-палочки: туловище и руки, для туловища можно брать ветку с рогатиной (ноги). Палочку — руки обматывают полосками цветной ткани и на концах завязывают нитками. Посередине палочки-туловища нитками или полосками ткани приматывают перпендикулярно палочку — руки. Сверху на палочку — туловище наматывают тряпичные ленты, чтобы получить голову. Ленты обтягивают лоскутом белой ткани и закрепляют нитями. Из лоскута прямоугольной цветной ткани кроят платье. Чтобы продеть голову куклы, по центру лоскута — платья делается надрез. Платье закрепляют поясом из ниток. На голову куклы повязывают платок.

Кукла распространена в северном Прикамье (у манси, коми-зырян). Разноцветные лоскуты плотной ткани нарезаются полосками одинаковой длины и ширины. Полоски ткани накладывают друг на друга, образуя высокую стопку. Одну из полосок скатываем, получая невысокий цилиндр — скатку. Стопку полосок складываем пополам и вставляем вверху скатку, образуя голову, которую закрепляем ниткой. Несколько полосок ткани отделяем от основы справа и слева, получая «ручки». Длинную полосу ткани скатываем в невысокий цилиндр-скатку и вставляем под головой, образуя туловище, которое одновременно с «ручками» закрепляем ниткой — поясом.

Кукла с куклятами

Кукла русских крестьян Верещагинского района.Прямоугольный кусок ткани плотно скручивают в скатку. Сверху на скатку набрасывают белую ткань и закрепляют нитками, образуя голову куклы. Из большого прямоугольного разноцветного лоскута ткани собранного на нитку делают сарафан, У основания головы куклы нитку с изнанки сарафана затягивают, сборки сарафана расправляют. Разрез сарафана остается сзади. Поверх сарафана из неширокого лоскута надевают пелеринку, изготовленную таким же образом. Завязки сзади. На голову кукле повязывают платок.

Изготовление куклят. Берут небольшие разноцветные квадратные лоскутки, в центр которых выкладывают немного ниток или кудели, Нитки и кудель заматывают внутри тряпочки и закрепляют нитками. Готовый кукленок пришивается к подолу куклы иглой. На подоле бывает от 5 до 7 куклят.

Распространена повсеместно в Пермском Прикамье.

Два прямоугольных куска ткани плотно скручивают в две скатки: туловище и руки. Вместо скатки руки могут быть из палочки-веточки. Скатка-руки приматывается перпендикулярно к скатке-туловищу крестообразно нитками или полосками ткани. Сверху на скатку-туловище набрасывают белую ткань и закрепляют нитками в двух местах, образуя голову и рубаху куклы. На голову накладывают кудельные волосы и повязывают платок. Из прямоугольного разноцветного лоскута ткани делают юбку, собрав её на нитку и привязав к скатке-туловищу разрезом вперед. Из небольшого лоскута делают передник, перебросив его небольшой край через нитку, привязывают на юбку.

Источник

Внеклассное мероприятие «Славянские куклы — обереги. Истории и традиции»

Внеклассное занятие «Славянские куклы-обереги. Истории и традиции» Цель: Приобщать и побуждать детей к изучению прикладного творчества, основанного на народных традициях.

Познакомить детей с разновидностью оберегов;

Обучение технологии изготовления куклы — оберег.

Развивать интерес к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;

Развивать умение анализировать, делать выводы;

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Воспитывать уважение к далеким предкам;

Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность, художественный вкус.

Раздаточный материал: кукла-образец, лоскуты для изготовления куклы, нитки.

Наглядность: кукла-оберег, презентация.

Ребята, что у меня в руках? (Ответы детей)

Что вы можете сказать об этих куклах?

Какую роль выполняет кукла в вашей жизни?

В наш век куклы — это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда.

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры русского народа.

С куклами играли все, как девочки, так и мальчики.

Считалось, чем дольше играет ребёнок в куклы, тем богаче будет его семья.

В кукле отразились народные представления о жизни предков, о мире, добре, красоте.

Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом для дома и семьи, являлась символом счастья, добра, благополучия и продолжения рода, защитой от бед, несчастий, сглаза.

В каждой семье находилось около 100 видов кукол – оберегов.

Ребята, что значит слово ОБЕРЕГ?

Оберег – амулет или волшебное заклинание,

спасающее человека от различных опасностей,

а также предмет, на который заклинание наговорено

и который носят на теле в качестве талисмана.

«С давних пор люди умели защитить себя и свой дом от бед, несчастий, сглаза. Они умели делать Обереги. И эти Обереги имели силу, они действительно защищали своих хозяев.

Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного сглаза», хищных зверей, стихийных бедствий, и разных напастей.

Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него, добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме, родной земле.

Согласно традициям, при изготовлении любой обереговой куклы нельзя было пользоваться ножницами и иглами, ткань лишь рвалась и связывалась. Также наши предки верили, если нарисовать кукле лицо, то в нее вселиться злой дух.

Судя по народным сказкам и преданиям, наши предки тоже любили загадывать желания, но шли к этому своими методами. К исполнению желаний они без стеснения привлекали и золотых рыбок, и щуку, и лягушку, множество разных фей и волшебниц, и даже бабу Ягу. Роль исполнительницы желаний для девушек играла кукла Желанница, описание которой довольно часто встречается в народном фольклоре. От всех остальных персонажей умеющих исполнять желания кукла Желанница отличалась тем, что не только исполняла задуманное, а еще и являлась своего рода устным дневником, которому доверялись самые тайные мысли и откровения.

В жизни славян куклы были не только игрушками, но и оберегами. Женщины мастерили их обычно из природных материалов – сена, травы, соломы, дерева, глины, кусочков ткани. Каждая куколка делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю. По своему назначению куклы делились на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые – и сопровождали человека на протяжении всей жизни.

Кукла Желанница была раньше у каждой славянской девушки. Она загадывала желание, дарила в подарок на платьице кукле бусинку и подносила к зеркалу: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни». Куколки хранились всю жизнь. Со временем от подарочков становилась все краше.

Хранят куклу в нарядной коробке или специальном ящичке, шкатулке. С Желанницей полагалось разговаривать, обращаться к ней за советом, просить о помощи. Об этом, кстати, говориться в народных сказках. Известны случаи, когда кукла Желанница оставалась со своей хозяйкой до глубокой старости.

Такую куклу Желанницу можно изготовить не лично для себя, а для дома. Как правило, ее вешали при входе в дом и гости, приходящие к вам, дарили ей то ленточку, то монетку, загадывали желание и благодарили куклу за исполнение загаданного. А она в свою очередь оберегала дом, отвлекая на себя взгляд .

Сегодня на занятии мы с Вами сделаем такую куклу, но я хочу вас познакомить и с другими куклами – оберегами.

Чтобы изготовить своими руками желанницу куклу-оберег. Вам понадобятся:

Лоскут отбеленной ткани

3-4 лоскута цветного ситца

(Практическая часть занятия) Оберег своими руками.

В середину белого лоскутка (размером примерно 15 на 15 см) кладём небольшой кусочек ваты, обрезки и обрывки ниточек:

Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перематываем ниточкой

Теперь делаем руки. Для этого противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани (уголок) подворачиваем внутрь рукава. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой:

На голову кукле повязываем платок (ещё один лоскутик, на этот раз треугольник).

Переворачиваем куколку вниз головой и обматываем лоскутиком-юбочкой (лицевой стороной внутрь).

Перевязываем туго ниткой под грудью куклы:

Теперь выворачиваем юбочку. Поправляем и выравниваем складочки.

Также подвязываем и передничек (отгибаем на лицо куклы, туго перетягиваем на поясе и отворачиваем):

Обрезаем и обрываем лишние ниточки. Наша куколка-оберег готова.

Физкультминутка (в процессе работы) «Рисуй глазами треугольник»

(Дети представляют внешний вид треугольника)

Рисуй глазами треугольник
Теперь его переверни
Вершиной вниз
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
и в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась
Ты молодец.

Подведение итога занятия. Рефлексия.

Источник

Читайте также:  Знаки зодиака камни талисманы по дате рождения скорпион
Оцените статью