- Китайский гороскоп (Часть 2)
- Китайский гороскоп (Часть 1)
- Солнечный календарь. Годовые циклы и астрологические знаки
- Небесные стволы — тянь гань — 天干
- Земные ветви — ди чжи — 十二支
- Сложность в составлении и толковании китайского гороскопа
- Соб ствен ник
- Небесные ветви
- КИТАЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
- Земные ветви
- Небесные стволы
- Три эры и девять циклов
- Двадцать четыре сезона
Китайский гороскоп (Часть 2)
Китайский гороскоп (Часть 1)
Солнечный календарь. Годовые циклы и астрологические знаки
Небесные стволы — тянь гань — 天干
С той поры, как стало модно интересоваться, какой год наступает по китайскому гороскопу, мы узнали несколько странные названия, например — год красной огненной лошади или зелёной деревянной собаки. Как возникают цветные животные, то металлические, то земляные, водяные? Наименование каждого года — это соединение элементов десятеричного и двенадцатеричного временных циклов в течении времени по-китайски.
Десятеричный цикл, или небесные стволы, связывает каждый период с одним из пяти элементов мироздания, порождённых слиянием Неба и Земли, ян и инь, — 木 деревом (东 восток, зелёный), 火 огнём (南 юг, красный), 土 землёй (中 центр, коричневый, охряной), 金 металлом (西 запад, белый и золотой), 水 водой (北 север, синий и чёрный). Элементы порождают или убивают друг друга, что формирует поведение человека и события, происходящие в его жизни.
Каждый элемент определяет два соседствующих года, но с различной энергетикой — ян 阳 или инь阴. И каждый элемент определяет, каким будет соответствующее животное из двенадцатеричного цикла — двенадцати земных ветвей.
С деревом китайцы связывают период формирования, понятия достоинства, миролюбия, постоянства. Дерево — это восток, рассвет, всякое начало, Юпитер, во внутренних органах — желчный пузырь (ян), печень (инь), сухожилия и глаза. Дереву благоприятствует добродетель, человеколюбие, а повредить его можно гневом, злыми поступками, которые в первую очередь отражаются на выше названных органах. Стихия дерева наибольшую силу имеет весной, в период цветения, летом она постепенно уменьшается, достигая минимума поздней осенью. Зимой она начинает возрождаться и увеличиваться.
Дерево порождает огонь. Огонь обладает мощной силой, потому в «огненные» годы следует намечать цель и решительно её реализовывать, смело преодолевая препятствия. Огонь — это юг, лето, Марс, день, во внутренних органах — тонкий кишечник (ян), сердце (инь), сосуды и язык. Повреждает огонь радость, благоприятствует ему — пристойность, сдержанность. Максимально сильна стихия огня летом, осенью она слабеет, зимой умирает и возрождается весной.
Огонь порождает землю, в представлении китайцев, — элемент укрепляющий, стабилизирующий, приводящий в равновесие: в годы земли нужно стремиться к постоянству, точности, настойчиво воплощая ранее начатое. Земля — это середина, жатва, время плодов, Сатурн, во внутренних органах — желудок (ян), селезёнка (инь), мышцы и рот. Повреждают землю размышления, укрепляют — искренность и простота. Стихия земли достигает максимума в каждый третий месяц — весны, лета, осени, зимы.
Земля порождает металл. Металл — это запад, осень, вечер, завершение, Венера, начало тьмы, во внутренних органах — толстый кишечник (ян), лёгкие (инь), кожа, волосы, нос. Повредить металл можно печалью, а усилить — справедливостью. Стихия металла максимально осенью, зимой ослабевает, весной умирает, а летом возрождается.
Металл порождает воду. Вода — это зима, север, покой, ночь, внутреннее развитие, Меркурий, во внутренних органах — мочевой пузырь (ян), почки (инь), кости, уши. Повредить воду можно страхом, усилить — мудростью, степенностью. Наибольшей силы вода достигает зимой, но с дня зимнего солнцестояния её сила убывает, пока не умрёт летом. И именно в зимнее солнцестояние вода порождает дерево — так замыкается пентаграмма стихий, определяющих не только года, но и месяцы, дни, часы жизни.
Земные ветви — ди чжи — 十二支
Земные ветви двенадцатеричного цикла — это уже хорошо знакомые нам названия 12 животных, которые присваивают каждому году наравне с одной из стихий. Система построена на наблюдениях за орбитой Юпитера — «звезды года» и определяет не только цикл из 12 лет, но и 12 месяцев одного года, дни недели, 12 двухчасовок в сутках.
Календарный год, который начинается 4 февраля по солнечному календарю, открывает месяц Тигра, за ним следуют Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна, Петух, Собака, Свинья, Крыса и Бык.
В сутках с 23:00 до 01:00 — времени первой стражи — правит Крыса, далее каждые 2 часа «стража» меняется в строгом соответствии зодиакальному кругу. Вторая двухчасовка принадлежит Быку, третья — Тигру, четвёртая — Зайцу и т. д. Следует сразу сказать, что суточное время в календаре — астрономическое, поэтому для точного определения, в час какого животного вы родились, не следует ориентироваться на привычные нам часы.
Рассчитать, какое животное правит тем или иным днём, самостоятельно невозможно, т. к. цепочка животных тянется из глубокой древности. Потому астрологи пользуются для определения пары «день – животное» «тысячелетним» календарём Ся.
В составлении календаря из 12 животных и 10 стихий (5 стихий, каждая воплощённая дважды — в инь и ян) животные и элементы «переплетаются» наподобие простого тканого полотна с основой и утком, потому окрашенный в цвета элементов календарь похож на «плетёнку».
Число животных и стихий не совпадают, и полное парное чередование, начинаясь с пары «дерево/ян — крыса», завершается в течение 60 лет — наименьшего общего кратного для 10 и 12. 60-летний цикл — это самый большой цикл китайского календаря-гороскопа, подробно расписанный в календаре Ся.
Сложность в составлении и толковании китайского гороскопа
Каждый хоть чуть задумывающийся человек понимает, что гороскопы, которые печатает едва ли не каждое издание и каждый второй сайт перед новогодними праздниками, — просто развлечение, выдуманные истории. Не могут все люди, родившиеся, например, в год быка, иметь схожие качества и судьбу.
В китайском гороскопе личность и возможную судьбу человека определяют по Четырём Столпам Судьбы, или с помощью искусства ба-цзы (буквально — «8 иероглифов»).
Столпы Судьбы — сочетание небесной и земной энергии — небесных стволов и земных ветвей — в год, месяц, день и час рождения. Высчитывая эти сочетания, астролог записывает для каждого календарного времени пару из ствола и ветви, получая 8 иероглифов, или «исходный энергетический код», «потенциал» человека — карту ба-зцы. «Потенциал» формирует около трети событий нашей жизни.
Чтобы толковать этот код, необходимо иметь глубокие познания и практику, так как во взаимодействии энергии изменяются, образуя для каждого исключительно индивидуальные сочетания. Ещё большего мастерства требует предсказание судьбы, ведь на «код человека» будут накладываться собственные энергии каждого нового года, месяца, дня, часа — они сформируют вторую треть нашей жизни. А последнюю треть определяет удача: в искусстве составления ба-зцы даже есть специальные методики расчёта столпов удачи.
Сложность толкований заключается и в том, что каждому животному, помимо циклической стихии инь-ян, соответствует и своя, неизменная, которая может противодействовать элементу цикла или усиливать его. По всему вышесказанному понятно, что и столь распространённые в сети калькуляторы ба-цзы — тот же обман, что и гороскопы по году рождения.
Составленный искусным мастером, китайский гороскоп позволяет оценить свой потенциал, предвидеть возможный исход событий, определить лучшее время для начала события и нужность этого события, периоды экономии энергии и её растраты, необходимость коррекции воздействующих начал-элементов и решить тысячи других вопросов, чтобы создать в своей жизни гармонию.
Источник
Соб ствен ник
В Китае есть интересная поговорка. Когда разговор заходит о факторах, влияющих на жизнь человека, китайцы говорят: «На первом месте Судьба, на втором Удача, а на третьем — фэн-шуй».
С понятием Судьба (Мин) китайцы обычно связывают то, что определяется некими Высшими Силами и в целом находится за пределами свободы воли человека. Неизменной величиной во всех проявлениях Судьбы остаются врожденные качества человека. Все мы от рождения отличаемся друг от друга интеллектом, темпераментом, способностями, телосложением и характером. Все эти факторы оказывают значительное влияние на развитие личности и жизненный путь человека, и большинство из них не может быть изменено ни образованием, ни окружением, в котором человек воспитывается. Эти врожденные компоненты личности и делают людей столь непохожими друг на друга.
Поэтому Судьбу можно рассматривать как фундаментальное сочетание качеств человека, а также как динамичное изменение этого сочетания. Имеется в виду не биологическое страение тела, которое у разных людей более или менее сходно. Судьбу нужно понимать шире, учитывая все аспекты человеческой жизни: характер, врожденные способности, место, занимаемое данным человеком в нашем сложно устроенном обществе, его отношения с другими людьми и даже такие абстрактные понятия, как удачливость и везение. Для описания такого врожденного сочетания качеств личности китайцы разработали уникальную космологическую систему, позволяющую определять и объяснять Судьбу.
Эта система широко известна в Китае и странах Юго-Восточной Азии под названиями «Четыре Столпа Судьбы» (Сычжумин), «Восемь Иероглифов» (Бацзы) или просто «Судьба» (Мин или Мин-шу). Первые два названия указывают непосредственно на прорицательную технику: календарные данные, которые будут подвергаться анализу с точки зрения теории Пяти Элементов, записываются в виде восьми иероглифов, образующих четыре колонки.
Человек во Вселенной — это всего лишь небольшой объект, который подчиняется ее законам и занимает определенное место в ее структуре. Все во Вселенной состоит из Пяти Элементов (Огонь, Земля, Металл, Вода, Дерево), и наша Судьба тоже определяется сочетанием этих элементов.
Четыре столпа судьбы (или натальная карта, карта рождения) — это древнекитайское искусство предсказания, которое составляется специалистом с помощью традиционного китайского календаря, а потом истолковывается на основе знаний, складывающихся тысячелетиями.
Расчет ведется по часу, дню, месяцу и году рождения человека. Раскладывая дату рождения на Стихии и анализируя взаимодействие этих Стихий, можно предсказывать свою судьбу. В натальной карте содержится уникальная информация о конкретном человеке, которая позволяет определить энергетику человека, найти призвание, лучше понять самого себя, определить подходящий стиль жизни, дать рекомендации по укреплению здоровья и взаимоотношениям с другими людьми.
Карта дает сведения о характере взаимоотношений с вашими близкими — супругом (супругой), детьми, родителями и т.д. Составив натальные карты людей, с которыми вы общаетесь, можно правильно строить свои отношения с окружающими.
Специалист, «прочитав» и оценив карту, может сообщить с высокой степенью вероятности особенности вашего характера, возможные проблемы со здоровьем, какую сферу деятельности вам следует предпочесть, где и как лучше проводить время, как следует питаться и одеваться, в каком интерьере жить.
Во многих методиках предсказания Судьбы в качестве начальной точки отсчета жизненных событий используется момент рождения, и на нем основываются все предсказания о будущей жизни человека. Иначе говоря, момент рождения человека является своего рода личностно-космическим кодом или планом. Он является уникальным «паспортом» каждого индивидуума, расшифровав который, можно определить характеристики Судьбы человека и его будущей жизни. Западные астрологи используют дату и время рождения для составления гороскопов, отражающих расположение планет Солнечной системы в момент рождения человека, и определяют Судьбу при помощи этих «звездных карт».
Двенадцати земным ветвям соответствуют двенадцать животных, составляющие так называемый «китайский зодиак». На качествах этих «животных знаков» и отношениях между ними и основывается то, что неосведомленный человек называет «китайской астрологией» или «китайским гороскопом». На самом деле китайская нумерологическая астрология — гораздо более обширная и сложная система, использующая животных лишь в качестве зримых образов земных ветвей, понятных «простому народу». Для профессионала-прорицателя, однако, даже земные ветви и небесные стволы не имеют самостоятельной ценности. Они важны лишь постольку, поскольку указывают на конкретные разновидности тех или иных Элементов или могут быть использованы для получения триграмм «Книги Перемен». То же можно сказать и о девяти звездах: числа от 1 до 9 являются лишь «масками» Пяти Элементов.
На Востоке существует множество легенд, объясняющих смысл знаков Зодиака. Вот один из традиционных вариантов такой легенды.
Однажды в канун Нового года Будда призвал к себе всех животных мира, однако только двенадцать из них пришли выразить ему уважение. Сначала пришла Мышь, за ней Корова, потом — Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. Когда они все собрались, Будда щедро одарил своих гостей, отдав каждому из них во владение по году. С тех пор и родился двенадцатилетний звериный цикл, в котором каждый год назван в честь этих животных, а года следуют один из другим в той же последовательности, в какой животные пришли к Будде. Каждый год обрел черты своего хозяина. Эти же черты обретают и люди, рожденные в год того или иного животного. Правда, нужно отметить, что названия животных Восточного Зодиака в разных странах несколько варьируются. Например, есть страны, где пятый год цикла — это год крокодила, а во Вьетнаме четвертый год — год кота, а восьмой — козы.
Наиболее же распространенными следует считать такие наименования:
- Мышь (крыса).
- Корова (бык, вол, буйвол, як).
- Тигр (барс).
- Заяц (кролик, кошка).
- Дракон.
- Змея.
- Лошадь (конь).
- Овца (баран, козел).
- Обезьяна.
- Курица (петух).
- Собака (пес).
- Свинья (кабан).
Итак, для овладения методиками китайской нумерологической астрологии нужно изучать теорию Пяти Элементов и иметь традиционный китайский календарь, в котором указаны небесные стволы, земные ветви и девять звезд.
Традиционный китайский календарь состоит из шестеричных циклов, каждый из которых длится по 60 лет. Основной цикл получается при совмещении десяти небесных стволов с двенадцатью земными ветвями. Время воспринимается как круг, не имеющий начала и конца: когда заканчивается один цикл, начинается другой, и так далее.
Началом циклической эры считается год мыши, соответствующий 2637 г. н. э. (хотя по некоторым другим источникам начало циклической эры относится к 2697 г. до н. э.). Эта дата связана с первым годом царствования легендарного китайского правителя Хуан Ди. Значит, к сегодняшнему-даю прошло уже 77 полных циклов, и с 1984 г. начался 78-й. Названия животных же были присоединены к знакам периодов или земных ветвей лишь около двух тысяч лет назад.
Небесные ветви
My дерево | Хо огонь | Ту земля | Цзинь металл | Шуй вода | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Цзя И | Вин Дин | У Цзи | Гэн Синь | Жэнь Гуй | ||
I Цзы | 1 | 13 | 25 | 37 | 49 | Шу — мышь |
II Чоу | 2 | 14 | 26 | 38 | 50 | Ню — корова |
III Инь | 51 | 3 | 15 | 27 | 39 | Ху — тигр |
IV Мао | 52 | 4 | 16 | 28 | 40 | Ту — заяц |
V Чэнь | 41 | 53 | 5 | 17 | 29 | Лун — дракон |
VI Сы | 42 | 54 | 6 | 18 | 30 | Шэ — змея |
VII У | 31 | 43 | 55 | 7 | 19 | Ма — конь |
VIII Вэй | 32 | 44 | 56 | 8 | 20 | Ян — овца |
IX Шэвь | 21 | 33 | 45 | 57 | 9 | Хоу — обезьяна |
ХЮ | 22 | 34 | 46 | 58 | 10 | Цзи — курица |
XI Сюй | 11 | 23 | 35 | 47 | 59 | Гоу — cобака |
XII Хай | 12 | 24 | 36 | 48 | 60 | Чжу — свинья |
синий | красный | желтый | белый | черный |
Что касается происхождения Восточного звериного календарного цикла, здесь нет единого мнения. По одной из гипотез, звериный цикл, соответствующий европейскому Зодиаку, по-видимому, попал в Китай от вавилонян и древних греков через Центральную Азию. По другой версии, идея создания юпитерного календаря с небесной символикой двенадцатилетнего звериного цикла была воспринята народами Восточной Азии непосредственно от кочевников Центральной Азии, установивших, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет. Разделив путь Юпитера на 12 равных частей по 30°, народы Азии сами создали солнечно-юпитерный календарный цикл, дав каждой части траектории Юпитера имя определенного животного. Во всяком случае, названия двенадцати животных в этом цикле как в Китае, так и в Центральной Азии располагаются в одном и том же порядке. Мнение о том, что звериный цикл имеет тюркское происхождение и заимствован китайцами, высказывают и искусствоведы-китаисты, отмечающие, что, скажем, на бронзовых зеркалах периода Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н. э.) символическое изображение зодиакальных животных входит в противоречие с исконно китайской системой символов. Так, например, тигр (первоначально барс) оказывается на них совмещенным с китайским Зеленым драконом-хранителем Востока Цин-луном и противостоящим китайскому Белому тигру-хранителю Запада Байху.
КИТАЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
схема расположения символических знаков на сферических зеркалах
Элементы, типичные для зеркал в период Хань (см. рис.). На квадрате Земли, в центре — ось Мира, гора Бошань, окруженная облачным узором, по краю — циклические знаки двенадцати земных ветвей (корней), перемежающиеся с зернами риса. На белом поле — восемь столпов, соединяющих Небо и Землю, циркули (Небо), угольники (Земля), Т-образные фигуры (знаки плодородия) и знаки стран света. По кругу — узор гор и волн — горизонт (начало Неба). Элементы, появившиеся на зеркалах в период Тан. Знаки «ба гуа» — восемь триграмм, расположенные «по Вэнь-вану»; снизу по часовой стрелке: Вода, Гора, Гром, Ветер, Огонь, Земля, Водоем, Небо. Двенадцать зодиакальных животных тюркского цикла. (Будучи заимствованными, они входят в противоречие с исконно китайской системой символов. Так, например, тюркский тигр (первоначально барс) оказывается совмещенным с китайским Зеленым драконом Востока и противостоящим китайскому Белому тигру Запада.
Чтобы определить, под какими знаками шести-десятилетнего цикла находится какой-либо год григорианского календаря, нужно проделать следующие несложные операции:
- Цифровое обозначение года разделить на 60 и определить остаток от деления.
- Из полученного остатка вычесть 3, если это год нашей эры; если полученный остаток равен трем или менее трех, то к нему нужно сначала прибавить 60, а затем из полученной суммы вычесть 3.
- Найденная цифра и будет порядковым номером данного года в шестидесятилетнем цикле, остается только найти ее место в таблице 6 и выписать из нее циклические знаки: сначала — стоящий над вертикальной и затем — стоящий перед гори-зонтальной колонкой, на пересечении которых ока-залась вычисленная цифра.
Например, 1986 год.
1986:60=33 и 6 в остатке.
6-3=3.
Третий год шестидесятилетнего цикла — это год «бинь-инь», то есть год огня и тигра.
Узнать, под каким знаком звериного цикла находится тот или иной год, совсем просто. Для этого из года нашего летоисчисления нужно вычесть 3, полученный результат разделить на 12 и определить остаток от деления. Он и покажет порядковый номер данного года по календарю звериного цикла. Проделаем эту операцию с тем же 1986 годом. 1986 — 3 = 1983. 1983:12= 165 и 3 востатке. Третий год звери-ного цикла — год тигра. Как видите, все совпало.
Этот календарь с некоторыми незначительными изменениями с древних времен действует не только в Китае, но и во Вьетнаме, Кампучии, Корее, Лаосе, Монголии, Таиланде, Японии и ряде других стран Азии, соседствуя и уживаясь с другими способами летоисчисления.
Раньше в Китае, например, перед заключением брака родители жениха и невесты обязательно обменивались «восемью знаками», сведениями о годе, месяце, дне и часе рождения своих детей, и самым важным тут было название животного, обозначавшее в данном случае возраст. В Монголии же при заключении брака считалось чрезвычайно важным, чтобы год рождения невесты не оказался «тверже» года рождения жениха, ибо в этом случае теряется главенствующее мужское начало и такой брак не имеет шансов на благополучие. Столь же важное значение придают звериному циклу тибетцы и многие другие народы.
Земные ветви
По окружности геомантического компаса расположено двенадцать Земных Ветвей. Каждая из них ассоциируется с одним из китайских астрологических животных в двенадцатилетнем цикле. Кроме того, группы по три Ветви соответствуют четырем главным направлениям и четырем временам года.
Шестидесятилетний цикл используется во всех гадательных системах. Двенадцать животных, которые ассоциируются с календарными годами, появились значительно позже; ими обычно не пользуются для серьезных предсказаний. Дело в том, что каждый год шестидесятилетнего цикла имеет свое название и свои энергетические характеристики, не совпадающие с четырьмя его «звериными» аналогами в пределах одного цикла.
12 Земных ветвей: даосская каллиграфия мастера Чжоу Цзиньфу
Небесные стволы
Всего насчитывается десять Небесных Стволов, каждый из которых ассоциируется с одним из пяти элементов.
№ | Знак | Пять стихий | Пять направлений | Инь и Ян |
---|---|---|---|---|
1 | Цзя | Дерево | Восток | Ян |
2 | И | Инь | ||
3 | Бин | Огонь | Юг | Ян |
4 | Дин | Инь | ||
5 | У | Земля | Центр | Ян |
6 | Цзи | Инь | ||
7 | Гэн | Металл | Запад | Ян |
8 | Синь | Инь | ||
9 | Жэнь | Вода | Север | Ян |
10 | Гуй | Инь |
Каждый год китайского календаря определяется через сочетание одного Небесного Ствола и одной Земной Ветви: например, 2000 год — это год гэн-чэнь, 2001 — год синъ-сы и так далее. Всего существует 60 пар, что составляет полный шестеричный цикл.
1 | цзя-цзы | 21 | цзя-шэнь | 41 | цзя-чэнь |
---|---|---|---|---|---|
2 | и-чоу | 22 | и-ю | 42 | и-сы |
3 | бин-инь | 23 | бин-сюй | 43 | бин-у |
4 | дин-мао | 24 | дин-хай | 44 | дин-вэй |
5 | у-чэнь | 25 | у-цзы | 45 | у-шэнь |
6 | цзи-сы | 26 | цзи-чоу | 46 | цзи-ю |
7 | гэн-у | 27 | гэн-инь | 47 | гэн-сюй |
8 | синь-вэй | 28 | синь-мао | 48 | синь-хай |
9 | жэнь-шэнь | 29 | жэнь-чэнь | 49 | жэнь-цзы |
10 | гуй-ю | 30 | гуй-сы | 50 | гуй-чоу |
11 | цзя-сюй | 31 | цзя-у | 51 | цзя-инь |
12 | и-хай | 32 | и-вэй | 52 | и-мао |
13 | бин-цзы | 33 | бин-шэнь | 53 | бин-чэнь |
14 | дин-чоу | 34 | дин-ю | 54 | дин-сы |
15 | у-инь | 35 | у-сюй | 55 | у-у |
16 | цзи-мао | 36 | цзи-хай | 56 | цзи-вэй |
17 | гэн-чэнь | 37 | гэн-цзы | 57 | гэн-шэнь |
18 | синь-сы | 38 | синь-чоу | 58 | синь-ю |
19 | жэнь-у | 39 | жэнь-инь | 59 | жэнь-сюй |
20 | гуй-вэй | 40 | гуй-мао | 60 | гуй-хай |
Три эры и девять циклов
Каждый шестидесятилетний цикл составляет одну эру, которая начинается с года изя-изы и завершается годом гуй-хай. Всего существует три эры: верхняя, средняя и нижняя; каждой эре соответствует своя схема распределения потоков энергии. К примеру, 2000 год приходится на нижнюю эру, которая началась в 1984 году.
Три эры делятся на девять циклов по 20 лет в каждом. Таким образом, за 180 лет сменяются три эры по 60 лет и девять циклов по 20 лет. Циклы играют важную роль в предсказательном аспекте фэн-шуй, поскольку они служат основой расчетов при составлении геомантических таблиц для зданий и мест захоронения. Поэтому для китайского мастера фэн-шуй всегда важно знать, когда был построен дом или заложено кладбище.
Двадцать четыре сезона
Помимо весны, зимы, лета и осени каждый год делился на 24 сезона, по два сезона на календарный месяц. Такое деление происходит от традиционных китайских ежегодников, которые использовались для сельскохозяйственных работ и в ритуальных целях. Основные сезонные вехи, имеющие практическое значение для фэн-шуй, — это дни зимнего и летнего солнцестояния, а также весеннего и осеннего равноденствия. Это точки противостояния и равновесия энергии инь и ян в годовом цикле.
Источник