Казанский вокзал часы со знаками зодиака

Секрет академика Щусева

Секрет академика Щусева В великолепии Казанского вокзала соединились эпохи

Спецпроекты ЛГ / Станционный смотритель / Путешествие во времени
Замостьянов Арсений

Десятки тысяч москвичей ежедневно привычно проходят или проезжают мимо этого архитектурного шедевра. Но можно ли привыкнуть к чуду?

Эту железнодорожную гавань строили долго, десятилетиями. Успело вырасти целое поколение. Москвичи взрослели, старели – и ждали, когда великолепная громада откроет двери для пассажиров. Они не сомневались: это будет самый величественный и самый затейливый по архитектуре вокзал столицы. По замыслу архитектора, он должен был представлять собой древнерусский городок, напоминающий Москву. И отчасти – старую Казань.

Щусев знал русскую историю, видел в ней метафору и вдохновение для своего творчества. Его идеалом оставалось мощное государство. Страна, которая способна себя защитить, которая сильна не только армией, но и историческими реликвиями, легендами, святынями. Одним из ключевых событий русской истории он, вслед за поэтом Михаилом Херасковым, считал взятие Казани. Подвиг молодого царя Ивана Грозного и его сподвижников. К железной дороге архитектор тоже относился не просто как к средству передвижения. Он был убеждён: стальные магистрали обеспечивают единство нашей огромной страны. И, чтобы укрепить это единство, вокзалы должны символизировать величие нашего прошлого. Их он строил не раз, на протяжении многих лет. В Нижегородской области по проектам Алексея Щусева возведено несколько железнодорожных вокзалов на линии Арзамас – Канаш и Моховые Горы – Котельнич. Многие из них сохранились до нашего времени и свидетельствуют о виртуозном мастерстве архитектора, осознававшего значение железнодорожных дорог для каждого города или посёлка.

В 1862 году на месте нынешнего Казанского был построен Рязанский вокзал – скромный, небольшой, деревянный. Через два года по проекту архитектора Матвея Левестама появилось каменное здание – тоже скромных размеров. Парадный вход на Рязанский вокзал украшала небольшая башенка с часами. В 1894 году оттуда пошли поезда в Казань – один из крупнейших центров российского Поволжья. Тогда же стало ясно, что существующий Рязанский вокзал просто не вместит всех пассажиров столь важного направления. В первую очередь его переименовали в Казанский, а потом стали думать о строительстве нового, просторного и фундаментального, здания.

Конкурс на строительство Казанского вокзала в Москве Щусев выиграл в 1911 году. Архитектор был ещё и талантливым рисовальщиком. Его эскизы к проекту – настоящая классика жанра. Их можно рассматривать часами, приглядываясь к деталям, проникая в общий замысел градостроителя и мыслителя. В конкурсе участвовали крупнейшие архитекторы того времени, включая Фёдора Шехтеля, однако руководители города и железной дороги предпочли вариант Щусева, хотя он был самым дорогостоящим. Не пожалели трёх миллионов золотом, потому что были уверены: этот уникаль ный вокзальный ансамбль строится на века. Настоящее празднество неорусского стиля – с искусной имитацией величественных образцов деревянного зодчества с их узорочьем. Полы в вестибюлях залов для пассажиров I класса предполагалось выложить порфиром красного и чёрного цветов. Настоящий великокняжеский дворец – только в громадных масштабах, присущих ХХ веку.

Читайте также:  Ваш знак зодиака по характеру

Украшением вокзала стала изящно прорисованная башня высотой 73 метра, своими очертаниями напоминающая легендарную башню Сююмбике, что стояла и стоит в Казанском кремле. Щусевская башенка увенчана фигуркой змея Зиланта – древнего символа Казани.


Архитектор Алексей Викторович Щусев / РИА НОВОСТИ

Над оформлением ресторана – несомненно, самого роскошного в истории русских железных дорог – по приглашению Щусева работал художник Евгений Лансере. Великолепно оформленные плафоны и панно работы талантливого живописца, к счастью, сохранились до нашего времени. Над декором вокзала потрудились и другие великие мастера кисти – Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Зинаида Серебрякова, Борис Кустодиев. Они помогли Щусеву создать настоящий шедевр.

Первая мировая помешала строительству, но не отменила его. Работы продолжались даже в период разрухи 1917–1918 годов. Именно тогда открылись для пассажиров двери главного корпуса. Основные работы по возведению вокзала завершились в 1926 году, но достраивали его до 1950-х. Газеты прославляли вокзал как первую столь масштабную постройку советского времени.

Часы с боем появились на Казанском вокзале в 1926 году. Циферблат со знаками зодиакальных созвездий разработал сам архитектор, а изготовление механизма поручили известному часовых дел мастеру Пушкарёву. Увы, били часы недолго. В начале Великой Отечественной их механизм повредили осколки немецкого фугаса. Полностью отреставрировать часы удалось только тридцать лет спустя.

Архитектор умер в 1949 году. Во всём великолепии его творение предстало перед москвичами и гостями города только через несколько лет после смерти автора. Новый пригородный зал, по проекту покойного Щусева, соединили с вестибюлями станции метро «Комсомольская», за которую архитектор посмертно получил Сталинскую премию. Теперь на многолюдном вокзале не было тесно даже в морозы. Всем хватало пристанища.

А окончательное оформление башни сложилось только в 1990е годы, на наших глазах. Новые корпуса, построенные по чертежам и планам Щусева, возникли рядом с Казанским вокзалом со стороны Новорязанской улицы накануне 850-летия Москвы. Именно тогда в ансамбле вокзала появилась Царская башня с изящным шпилем, которая по изначальному замыслу должна была увенчивать павильон, где самодержец всероссийский мог бы отдыхать и принимать делегации.

В облике крупнейшего вокзала Москвы соединяются времена и эпохи. Времена Грозного царя – и казанская старина. Изыски русского Серебряного века – и послевоенный размах праздничной советской архитектуры. Оставили яркие следы в этом ансамбле и 1980е, и 1990-е годы, и наше время, когда вокзал получил современное техническое оснащение. А главное – сработал замысел Щусева, великого патриота. Прогуливаясь по Казанскому вокзалу, невозможно не проникнуться величием нашей истории, в которой было немало побед – и на полях сражений, и в строительстве стальных магистралей, и в искусстве. Щусев по-прежнему беседует с нами – и в этом его секрет.

Читайте также:  Общие характеристики знаков зодиака коротко

Источник

Часы со Знаками Зодиака на Казанском вокзале

Часы со Знаками Зодиака на Казанском вокзале.
Здание Казанского (прежде Рязанского) вокзала было построено в 1862-1864 годах, а в 1911-1926 годах оно было заменено современным, возведенным по проекту архитектора Алексея Щусева (он же, кстати, спроектировал Мавзолей).

Главная доминанта вокзала — это башня высотой 73 метра, а слева от нее находится невысокая башня с часами, над которой установлен колокол. Щусев настоял именно на устройстве часов с боем и заказал для них в Петербурге бронзовые знаки Зодиака, рисунки которых выполнил сам.
Правда, завершить задуманное архитектору так и не удалось, так как в 1917 году все работы были приостановлены. Вокзальные часы работы часового мастера В. Пушкарёва были пущены только в 1923 году, и работали они до осени 1941 года, когда при разрыве фугасной бомбы колокол был сброшен с башни. Вернули его спустя 30 лет, а в 1990-х годах, спустя еще три десятилетия, руководство вокзала отключило колокольный бой за ненужностью: шум улицы заглушал звон колокола, и услышать его снаружи стало почти невозможно.
В 1996 году, во время масштабной реконструкции вокзала, башенные часы на Казанском вокзале также реставрировали. Стрелки часов подверглись балансировке, а знаки Зодиака покрыли краской. Погрешность часов в среднем составляет плюс-минус две минуты в неделю.

Источник

Казанский вокзал часы со знаками зодиака

Размеры в сантиметрах указаны для справки, и соответствуют печати с разрешением 300 dpi. Купленные файлы предоставляются в формате JPEG.

¹ Стандартная лицензия разрешает однократную публикацию изображения в интернете или в печати (тиражом до 250 тыс. экз.) в качестве иллюстрации к информационному материалу или обложки печатного издания, а также в рамках одной рекламной или промо-кампании в интернете;

² Расширенная лицензия разрешает прочие виды использования, в том числе в рекламе, упаковке, дизайне сайтов и так далее;

³ Лицензия Печать в частных целях разрешает использование изображения в дизайне частных интерьеров и для печати для личного использования тиражом не более пяти экземпляров.

* Пакеты изображений дают значительную экономию при покупке большого числа работ (подробнее)

Размер оригинала: 2750 × 1841 пикс. (5.1 Мп)

Указанная в таблице цена складывается из стоимости лицензии на использование изображения (75% полной стоимости) и стоимости услуг фотобанка (25% полной стоимости). Это разделение проявляется только в выставляемых счетах и в конечных документах (договорах, актах, реестрах), в остальном интерфейсе фотобанка всегда присутствуют полные суммы к оплате.

Внимание! Использование произведений из фотобанка возможно только после их покупки. Любое иное использование (в том числе в некоммерческих целях и со ссылкой на фотобанк) запрещено и преследуется по закону.

Источник

Казанский вокзал часы со знаками зодиака

Размеры в сантиметрах указаны для справки, и соответствуют печати с разрешением 300 dpi. Купленные файлы предоставляются в формате JPEG.

¹ Стандартная лицензия разрешает однократную публикацию изображения в интернете или в печати (тиражом до 250 тыс. экз.) в качестве иллюстрации к информационному материалу или обложки печатного издания, а также в рамках одной рекламной или промо-кампании в интернете;

Читайте также:  Юджин сагаз знак зодиака

² Расширенная лицензия разрешает прочие виды использования, в том числе в рекламе, упаковке, дизайне сайтов и так далее;

³ Лицензия Печать в частных целях разрешает использование изображения в дизайне частных интерьеров и для печати для личного использования тиражом не более пяти экземпляров.

* Пакеты изображений дают значительную экономию при покупке большого числа работ (подробнее)

Размер оригинала: 1841 × 2750 пикс. (5.1 Мп)

Указанная в таблице цена складывается из стоимости лицензии на использование изображения (75% полной стоимости) и стоимости услуг фотобанка (25% полной стоимости). Это разделение проявляется только в выставляемых счетах и в конечных документах (договорах, актах, реестрах), в остальном интерфейсе фотобанка всегда присутствуют полные суммы к оплате.

Внимание! Использование произведений из фотобанка возможно только после их покупки. Любое иное использование (в том числе в некоммерческих целях и со ссылкой на фотобанк) запрещено и преследуется по закону.

Источник

Путешествие с радостью.

Узнаем новое о том, что видим каждый день.

вторник, 28 октября 2008 г.

Зодиакальные часы Казанского вокзала.

Казанский вокзал. Самый вместительный по мнению многих, и один из самых красивых вокзалов Москвы.
По своей инфраструктуре Казанский вокзал не очень сильно отличается от своих собратьев. Те же железнодорожные билетные кассы, в которых народ стремится купить заветные билеты, куча торговых ларьков по продаже всякой всячины, камеры хранения, привокзальные забегаловки-закусочные.

Но все же, и в этом вокзале есть своя неповторимая изюминка. Это не что иное, как вокзальные часы на башне, имеющие свою, порой не очень легкую судьбу.
Сейчас этим часам на Казанском вокзале уже больше восьмидесяти лет. Уже давно никто не слышит боя колокола. Шум транспорта на вокзальной площади настолько заглушает бой часов Казанского вокзала, что кто кроме тех, кто рядом в непосредственной близости, не могут расслышать их перезвон.
В этой связи было принято решение отключить колокольный звон.

Немного истории. В 1917 году, когда уже подходила к концу установка и наладка часов на Казанском вокзале, все действия срочно пришлось прервать, в связи с революционной обстановкой в России. Но в 1923 году, уже при советской власти, часы начали свою работу.

Самое необычное на тот момент, и вызвавшие даже некоторое недопонимание среди народа, это был циферблат часов, оформленный не очень известными в широкой массе знаками зодиака. По специальному заказу архитектора, в Петербурге были изготовлены бронзовые знаки зодиака, которые были размещены на голубом фоне циферблата.
Старинный механизм часов Казанского вокзала работает до сих пор. За всю историю их работы случались две или три незначительные поломки.

Стоить заметить, что окончательно завершилось строительство Казанского вокзала только в 1996 году, и только после того, как решительно вмешались власти города Москвы.

Источник

Оцените статью