Казахский оберег своими руками

Особенности казахских суеверий

Почти у всех народов есть поверья, так или иначе связанные со глазом и порчей. Казахи в этом тоже преуспели. Уже стали довольно привычными амулеты в виде небольших глазков (которые наверняка производятся для нашей страны где-нибудь в Китае). Их именуют козмоншак.

Вновь свою популярность обрели тумары – амулеты-обереги, которые вешаются на шею. Они обычно треугольной формы, но встречаются и квадратные. Тумар делают из дорогой ткани или кожи, хотя в последнее время встречаются образцы из серебра и мельхиора. Внутри амулета находится что-нибудь одно: шаманские заклинания, сура из Корана, щепотка святой земли или соли (бузодшык).

Конечно, можно провозгласить себя цивилизованным человеком и не верить суевериям, но вольно или невольно мы подчиняемся этим страхам. Они сидят в подсознании каждого на уровне генетической памяти.

Многие казахские поверья вряд ли применимы к сегодняшней жизни, да и мало кто их помнит. В современном мире некоторые из них практически не востребованы. К примеру, обряд «ак жол» – «светлый путь». Женщина должна была перешагнуть через голову раненого или тяжело больного человека, и если она до этого свято хранила супружескую верность, то он выздоравливал. Вряд ли подобный способ сегодня востребован в нашем обществе, вкусившем запретные плоды цивилизации.

Впрочем, некоторые суеверия гармонично вписались в нынешний быт, иногда причудливо срастаясь с обрядовыми традициями других народов. Большинство из них уходит корнями в глубокую древность, во времена, когда Степь еще не знала ислама. Дошедшие до нас поверья «фильтровались» в течение многих лет, а потому не вызывают сомнений и устойчивы в сознании людей.

Собачьи имена

Есть такое суеверие: когда в семье не рождаются джигиты – наследники рода, то девочек нарекают именами Ултуган (рожденная мальчиком) или Улболсын (пусть будет мальчиком).

Кстати, считается, что имя великого человека передает и новорожденному лучшие качества. Однако не каждый ребенок может выдержать такую ношу, тогда он начинает болеть. Про таких говорят «аруах колдамады» (не поддержали духи предков). В таком случае нужно съездить на могилу человека, чье имя дано ребенку, и принести в жертву барана.

Если в семье дети болезненные и часто умирают, то родители нарекают новорожденных Турдыбек (вставший твердо на ноги) либо дают им вовсе неблагозвучные имена вроде Итбай (собачий) или Итаяк (собачья нога). Связано это с культом собаки, который бытовал у кочевников еще во времена зороастризма. Считается, что имя – упоминание лучшего друга человека способно защитить. Вообще, очень плохая примета ударить пса по голове или, упаси Аллах, пнуть. При этом только одна порода собак – казахская борзая тазы – имеет право входить в дом человека, остальным доступ категорически запрещен.

Кстати, у казахов содержание попугаев и других птиц в клетке – это очень дурной знак, приносящий несчастье. Моя бабушка объяснила это тем, что наши предки считали неправильным лишать свободы этих небесных созданий, которые такие же вольные жители Степи. С животными же связано еще одно поверье, которое до сих пор сохраняется в аулах под названием тизе бугу (преклонение колена). Посетивший чей-либо дом должен обязательно присесть либо просто преклонить колено, иначе у хозяина может стоя отелиться корова, отчего новорожденный теленок умрет.

Нам сглаз не страшен!

Почти у всех народов есть поверья, так или иначе связанные со глазом и порчей. Казахи в этом тоже преуспели. Уже стали довольно привычными амулеты в виде небольших глазков (которые наверняка производятся для нашей страны где-нибудь в Китае). Их именуют козмоншак. Нередко лобик или щеки ребенка, чтобы предотвратить сглаз, помечают сажей. Считается, что такого замаранного малыша уж точно не сглазят. Есть еще один способ: держащий на руках младенца просто закрывает свой левый глаз, тогда уж порча точно не будет наведена.

Читайте также:  Сборка амулетов для испытания глупца

Если сглаз все же был наведен, то совершается обряд «ушыктау», которой представляет собой смесь тенгрианских и шаманских верований. Человека выводят перед закатом солнца, когда божество Тенгри наиболее близко к простым смертным, укладывают на землю, чтобы богиня этой стихии – Умай – могла принять на себя все неприятные последствия. При этом, если лечат сглаз, нашептывается «сук, сук», а при порче сплевывают – «тфа, тфа». Таким же образом можно бороться с некоторыми другими недугами.

Своеобразно лечат казахи и испуг. Мне довелось наблюдать, как рослый аксакал хлестал веником из прутьев карагача старушку, приговаривая «ушур, ушур». Зрелище незабываемое и вместе с тем мистическое. Таким образом он пытался вылечить бабушку от испуга. Иногда берут щепотку соли и обводят ею вокруг человека несколько раз, при этом что-то пришептывая. Некоторые народные лекари широко используют метод самовнушения. Самый распространенный – это «иширтки»: на бумажке пишется заклинание, затем его держат над водой, которую дают выпить больному. Кстати, если вдруг кто-то совершает какой-то неожиданный для всех, но хороший поступок, то старики обычно переламывают соломинку или спичку (шоп сындыру), чтобы благие начинания продолжались и далее.

Вновь свою популярность обрели тумары – амулеты-обереги, которые вешаются на шею. Они обычно треугольной формы, но встречаются и квадратные. Тумар делают из дорогой ткани или кожи, хотя в последнее время встречаются образцы из серебра и мельхиора. Внутри амулета находится что-нибудь одно: шаманские заклинания, сура из Корана, щепотка святой земли или соли (бузодшык). Тумар сегодня настолько популярен, что им пользуются все – от простого крестьянина до министра. Причем сейчас они приобрели новое применение, к примеру, их стали вешать в салонах автомобилей.

Кстати, любой казах, если он еще помнит свои корни, по любому поводу (предстоящая дальняя дорога, плохой сон, новое дело и т.д.) обязательно устраивает кудай-тамак (божья трапеза), на который собирается вся округа. В этом случае режется жертвенное животное во имя поддержки духов предков. При этом кровь животного тщательно собирается и закапывается в землю, чтобы богоугодные чаяния домочадцев не воздавались по какому-то иному адресу и не пропали их благие намерения.

Шайтаны среди нас

Многое в суеверии казахов, как древних, так и современных, связано со злыми духами – шайтанами. Они причиняют много неприятностей простым людям и гадят всем на своем пути. Поэтому на протяжении многих столетий выработались правила борьбы с этими существами. Въезжая в новый дом, казахские женщины проводят обряд «аластау». Он заключается в окуривании помещения травой адраспан, которую и сегодня можно купить на любом базаре. При совершении обряда приговаривается «алас, алас». Считается, что это отпугивает шайтанов. Некоторые даже подвешивают в укромном месте пучок адраспана, чтобы злым духам неповадно было.

Казахи очень не любят, когда двери шкафов, холодильников и сундуков остаются открытыми. Равно если после трапезы еда остается на столе. Считается, что это может привлечь шайтанов, которые будут вредить хозяевам дома. Как оказалось, в этом суеверии не столько предрассудки, сколько воспитательные элементы. Таким образом, боясь шайтанов, девочки с ранних лет приучались содержать дом в порядке. По национальным поверьям перевернутая обувь означает, что кто-то в доме может умереть или заболеть, поэтому нужно немедленно поставить ее правильно. Автор этих строк каждое утро начинает свой путь через порог дома с правой ноги – это опять же по казахским верованиям. Все что делается с левой стороны – от шайтана.

Жители Алматы могут видеть, проезжая ночью по проспекту Райымбека, могилу этого батыра, где всегда ночуют люди, прося духов предков о помощи. Некоторые отправляются в дальнее паломничество по святым местам Южного Казахстана. Вообще, у каждой области есть свой более или менее известный святой или просто священное место, которое оберегает мир и спокойствие округи. Может быть, именно благодаря этому у Казахстана слава стабильного и дружелюбного государства.

Читайте также:  Сглаз амулет своими руками

Огонь, вода и еда

До прихода в Казахстан ислама здесь бытовало тенгрианство, которое подразумевало поклонение небу – Танiр, земле – Умай или Жер-ана и воде – Су-ана. Особое значение придавалось огню, поклонение которому заимствовано еще из шаманских верований. Так, к примеру, обряд «аластау» у казахских чабанов принимает уже несколько измененную форму. Не все, но некоторые из них, перекочевывая с зимовок на джайляу (летнее пастбище), разжигают по две стороны дороги два больших костра, между которыми проходят люди и отары овец.

Бабушки-казашки запрещают тушить огонь водой, потому что происходит смешение стихий, что может привести к неприятным катаклизмам. Нельзя также подбрасывать землю, недаром самое страшное проклятие, когда вслед тебе бросают песок. Страшнее его считается только емшегин кокке сауу – материнское проклятие, когда она сцеживает грудное молоко. Оно даже не подлежит снятию. К счастью, этот обряд крайне редко исполнялся, а сегодня о нем практически забыли. Если топливо один раз внесли в дом, то его уже оттуда нельзя выносить ни в коем случае. Иначе это может привести к смерти или болезни хозяина семейства – отбасы (глава очага).

К еде тоже отношение особое. Трапеза священна и прерывать ее нельзя. При этом запрещается встряхивать руками и потягиваться при поедании жирной пищи, ибо в этом случае еда «сотрясается» и ее святое заклятие поражает нерадивого. Если вы подоспели к трапезе, то должны выполнить обряд «ауыз тию», то есть пригубить пищу. Если же попали на завтрак, то нужно обязательно выпить пиалку утреннего чая, иначе холостые так и не заведут семью, а женатые рассорятся с супругами. Кстати, нельзя стоять на пороге (табалдырыкты керме) молодым джигитам, иначе можно и не жениться.

В казахских домах ночью должны быть плотно занавешены все окна, чтобы свет луны не упал на спящего человека. Это считается очень плохой приметой: у мужчин это может привести даже к импотенции.

Собственное «я»

Наверное, многие из наших читателей когда-нибудь пользовались услугами кумалакши (гадалки на бобах). Этот обряд обычно исполняется с применением косточек хурмы или просто бараньих катышков, однако современные гадалки, дабы не травмировать эстетических чувств нынешних цивилизованных казахов, используют простые бобы. А такой экзотический вид, как гадание на бараньей лопатке, уже давно забыт, хотя где-нибудь в глубинке, может быть, его и помнят. По народным поверьям считается опасным возраст после каждого двенадцатилетнего цикла (мушель). Человек должен в этом возрасте раздарить, следуя примете, свою новую одежду, просить у Аллаха здравия, устраивать кудай-тамак. Также он должен быть осторожным, отказаться от дальних и опасных поездок. Эти рекомендации не случайны, учеными Востока доказано, что через каждые 12 лет в организме человека происходят изменения. Исчисление мушель через каждые 12 лет совпадает со значительными физическими и даже анатомическими изменениями: 1 (13 лет) – детство, 2 (25 лет) – молодость, 3 (37 лет) – зрелость, 4–5 (49, 61) – мудрость и далее наступает старость.

Конечно, можно провозгласить себя цивилизованным человеком и не верить суевериям, но вольно или невольно мы подчиняемся этим страхам. Они сидят в подсознании каждого на уровне генетической памяти. Сегодня казахи медленно, но верно возвращаются к родным истокам. Это очень напоминает обряд «туган жерге аунату» (обваливание в родной земле), который до сих пор не забыт: человека, после долгого отсутствия вернувшегося из зарубежья, катают по земле. Считается, что таким образом Мать-земля (Жер-ана) дает почувствовать, напоминает своему ребенку дух Родины. При этом самая старая женщина говорит: «Не забывай, что ты родился на этой земле, выполняй свой сыновний долг!» Чем не воспитание патриотического духа?

Читайте также:  Как сшить славянский оберег

Источник

Казахские обереги и их тайны: как кочевники прогоняли злых духов

Во времена тенгрианства люди в степи верили, что есть хорошие и плохие духи. К первым относили, например, духов предков – аруахов, ко вторым – джинов-бесов. Чтобы избавиться от нечистой силы, применялись различные практики

Одна из них — кружение вокруг больного, в переводе на казахский – «айналайын». Чокан Валиханов писал, что это слово у казахов самое нежное и самое верное выражение любви, ведь, кружась около больного, человек забирал себе всю боль.

Почему форма тумара треугольная

В качестве оберегов от всевозможных жизненных бед использовали тумары. Чаще они были треугольной и цилиндрической формы. С приходом ислама тумары стали использоваться как футляры для молитв, их начали носить на шее. Треугольная форма оберега может восходить к представлениям о солнечном луче, женской плодовитости.

В чем сила перьев филина

С доисламского периода степняки верили, что от злых духов сохраняют голова филина, когти и перья птицы. Амулеты с изображением животных и птиц были порождением шаманизма и митраизма.

Перья филина привязывали к юрте и к колыбелям детей, пришивали на детскую одежду, настенные ковры, головные уборы, а также подвязывали к домбре, чтобы оградить акына от сглаза. Такая традиция сохраняется и по сей день.

Интересно, что сова для казахов была и представителем злых сил. Было поверье, что злые силы не причиняют ничего дурного тем, кто обладает частью совы, так как принимают за своих.

В то же время эта птица почиталась по-особому: амулеты из совы было получить трудно, так как в священную птицу не стреляли. Двойственное отношение к сове можно заметить на амулете «уки аяк». Он представляет собой пару когтей в серебряной оправе, смоделированных завитками вверх.

Раковины каури

Действенным оберегом считали и раковины каури. Их называли «жылан бас» – змеиная голова. Образ змеи и сегодня можно увидеть в казахском прикладном искусстве. Змея и раковина каури символизировали женское начало и плодородие.

Раковинами каури и бусами «көзмоншақ», которые имитировали глаз, украшали головные уборы девушек. В степи верили, что так можно предотвратить сглаз.

«Есть и животные, которых боятся черти. Например, при родах – верблюда-самца и ежа. К колыбели детей привязывают ежовые иглы, а при родах кладут их на страждущую. Замечательно, что волосы русского человека употребляют также в числе средств для изгнания болезни», — писал Валиханов.

Сила сережек

С древних времен оберегом казахи считали серьги, поэтому женщины носили их с детства и на всю жизнь.

С покойниц снимали все украшения, кроме серег. Считалось, что, если этого не сделать, в уши проползет змея. Если надо было снять серьги, то приходилось рвать мочки ушей.

Магическая природа серег усиливалась символикой: их части были в форме змеи, пики, солнца, месяца, спирали. Старшее поколение и сегодня считает серьги оберегами, серьги обязательно входят в придание невесты.

Верили в степи и в силу перстней. До наших дней дошла выражение: «чтобы пища была чистой, на руках должен быть перстень». Неспроста на сороковой день после рождения ребенка в воду для купания бросали серебряное кольцо.

Отпугивать нечистую силу призваны были украшения для волос. Считалось, что в волосах обитает часть души, поэтому косы нельзя стричь, а вычесанный волос не бросали.

Сегодня во многих казахских женских украшениях встречаются подвески в виде конусовидных, фигур, имитирующих колокольчики. Казахи верили, что такие подвески своим шумом или звоном защищали от темных духов.

Источник

Оцените статью