Летоисчисление казахов (Жыл санау)
Летоисчисление у казахов называется Жыл санау или Жыл қайыру.
Традиционно в летоисчислении казахи пользуются двенадцатигодичным циклом. Такой способ летоисчисления удобен для расчета и определения возраста людей. Каждые двенадцать лет берутся за одну единицу отсчета и называется Бір мүшел (один мушел). Например, если год рождения Барс, то следующий год Барса будет мүшел жас (мушел жас), это как новый виток спирали, приближаешься к точке своего рождения, началу своей жизни, и, наверное, поэтому мүшел жас наши предки считали особенно важным, предостерегали, советовали беречься в этот год.
В двенадцатигодичном цикле каждому году присвоено название определенного животного. Начало цикла начинается с года Мыши (Тышқан), далее Корова (Сиыр), Барс (Барыс), Заяц (Қоян), Улитка (Ұлу), Змея (Жылан), Лошадь (Жылқы), Овца (Қой), Обезьяна (Мешін), Курица (Тауық), Собака (Ит), заканчивается цикл годом Кабана (Доңыз). Это Восточный гороскоп, которым издавна пользовались казахи.
Двенадцатигодичный цикл китайского восточного гороскопа выглядит немного иначе. Названия животных в цикле отличаются: Крыса, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, Свинья. Пожилые люди в прошлом, о своем возрасте говорили количеством мүшел жас, а год рождения называли названием животного, таким образом можно было легко определить их возраст.
Мышь……1924…1936…1948…1960…1972…1984…1996…2008…2020
Корова…..1925…1937…1949…1961…1973…1985…1997…2009…2021
Барс……. 1926…1938…1950…1962…1974…1986…1998…2010…2022
Заяц…… 1927…1939…1951…1963…1975…1987…1999…2011…2023
Улитка 1928…1940…1952…1964…1976…1988…2000…2012…2024
Змея……..1929…1941…1953…1965…1977…1989…2001…2013…2025
Лошадь….1930…1942…1954…1966…1978…1990…2002…2014…2026
Овца……..1931…1943…1955…1967…1979…1991…2003…2015…2027
Обезьяна 1932…1944…1956…1968…1980…1992…2004…2016…2028
Курица…..1933…1945…1957…1969…1981…1993…2005…2017…2029
Собака… .1934…1946…1958…1970…1982…1994…2006…2018…2030
Кабан…… 1935…1947…1959…1971…1983…1995…2007…2019…2031
В казахском фольклоре много легенд и сказок о животных, входящих в двенадцатигодичный цикл. Смотри сказка «Спор животных за название первого года». У казахов, начало Нового года наступает 22 Марта, в День весеннего равноденствия. 2017 год у казахов носит название Курицы, а не Петуха.
Ұлыстын Ұлы күні берілетін бата — Благословление на Новый год
Тышқан жылы тыныштық бер,
Сиыр жылы ырыс-құт бер.
Барыс жылы мал-басымды өсір,
Қоян жылы жайлы қонысқа көшір.
Қоян жылы туымызды құлатпа,
Жылан жылы жұрттан жылу сұратпа.
Ұлу жылы ұл-қызымды жылатпа,
Жылқы жылы жеткізе көр мұратқа.
Жылан жылы жұт көріп,
Жырақ кетсе босқан ел:
Жылқы жылы жұрт болып,
Елдің басын қосқан ер
Ат сабылтып барыссын!
Қой жылында қопаңдап,
Ат құйрығын кескен дос,
Мешін жылы мәз болып,
Түйістіріп төс пен төс,
Құда болып табыссын!
Тауық жылы шыққан дау —
Ит жылында ел ұйып,
Тойға ұласып жөнелсін.
Доңыз жылы шапқан жау —
Тышқан жылы шөмпиіп,
Домаланып ол өлсін!
Жылан жылғы ұрыста
Шейіт болған батырдың
Бесікте қалған баласы
Мүшелге толып жас болсын,
Ағайынға бас болсын.
Әкеге тартып туысн ол,
Әділет жолын қусын ол.
Атына қамшы салсын ол,
Атаның кегін алсын ол!
Қоян жылғы тақырда
Жесір қалған пақырдың
Жетектеген жалғызы
Мүшелге толып бой жетсін,
Әр қиянға ой кетсін.
Көп боп қорғап тепкіден,
Теңін тапсын тектіден.
Құтты келін атансын,
Ақсақалдан бата алсын.
Тұрмыс күиі құрулы,
Ел боп өнсін рулы!
Читайте также на нашем сайте: Бесiiкке салу
Источник
Народный календарь
Posted by kazakh on Вторник, Сентябрь 18, 2012 · 2 комментариев
Казахский календарь “мушел кайыру”
Как и во многих народах, у казахов есть свой календарь, связанный с периодами жизни человека от рождения до старости. Истоки для создания этого календаря черпались из окружающего мира – наблюдения изменений фаз луны, изучение звездного неба, особенностей каждого времени года – все это было частью жизни кочевника. Из поколения в поколение собирая эти наблюдения, наши предки создали свой календарь, в котором год состоял из дней, месяцев и “токсан” (девяносто дней), по которым точно определялось время кочевки на зимовье, переселение на летние пастбища, время ожидания приплода скота, время сенокоса, время заготовки мяса на зиму – “согым” и др. Казахи были тесно связаны с природой и легко могли по приметам определить предстоящую перемену погоды, найти брод в реке, обнаружить живительный родник в степи, знали повадки не только домашних, но и диких животных – были прекрасными охотниками и рыболовами.
Уникальность казахского календаря – “мушелеу” заключается в летоисчислении, которое ведется по двенадцать лет, каждый год имеет свой символ “хайуандар” – животное, птица или пресмыкающееся.
В народе принято было запоминать даты по названию года – “мушел жылы”:
1. год мыши(тышкан жылы),
2. год коровы(сиыр жылы),
3. год тигра(барыс жылы),
4. год кролика (қоян жылы),
5. год улитки (улу жылы),
6. год змеи (жылан жылы),
7. год лошади (жылқы жылы),
8. год барана (қой жылы),
9. год обезьяны (мешiн жылы),
10. год курицы (тауық жылы),
11. год собаки (ит жылы),
12. год кабана (доңыз жылы).
Смена года по казахскому календарю происходит в Наурыз, в день весеннего равноденствия, 22 марта, когда все мусульмане мира празднуют Новый год.
Казахи свой возраст считали именно по этому календарю, наши прадеды, называя свой возраст, говорили: “я прожил пять мушел-жас”, что означает возраст шестьдесят лет. Надо отметить, что первый мушел человека начинают считать с тринадцати лет и дальше прибавляют по двенадцать лет: второй мушел-жас в двадцать пять,третий – в тридцать семь, четвертый – в сорок девять лет и т.д. Первый мушел насчитывает тринадцать лет, т.к. учитывается и внутриутробная жизнь человека.
Каждый мушел-жас казахи считают критическим периодом в жизни человека, в зависимости от степени зрелости, он может оказаться значимым, судьбоносным или трагическим.
Наблюдения, которые заметили наши предки много веков назад, современная медицина только начинает исследовать, замечая цикличность жизни человека. Каждый цикл знаменует серьезные изменения не только в физеологии, но и в восприятии окружающего мира. Человек должен вспомнить о ценностях, не переступать черту, остерегаться ошибок в переходные периоды. У казахов принято в мушел-жас дарить свою любимую вещь кому-то из близких, щедро угощать гостей.
Самый первый критический период в жизни человека совпадает с очень важным моментом – в тринадцать лет начинается переходный возраст, ребенок прощается с детством, взрослеет, формируется характер, начинает проявляться юношеский максимализм.Это очень значимое время для подростка, когда закладывается фундамент для будущих успехов, если он целеустремленно учится или может перечеркнуть всю жизнь, если подросток попадает в плохую компанию.
В двадцать пять начинается граница между юношеством и взрослой жизнью, а в тридцать семь начинается период зрелости. В сорок девять репродуктивная жизнь человека идет к завершению, а в шестьдесят один наступает совершенно новый этап – время пожинать плоды…
также на эту тему можно почитать:
About kazakh
Comments
Иметь свой календарь, означает, что у нас имело место быть протоказахской цивилизации!
Спасибо, Нурик, за комментарий. Согласна с Вами, наша история недостаточно исследована.
Speak Your Mind
You must be logged in to post a comment.
Рубрики
- Made in Kazakhstan (4)
- Видеоролики (2)
- Восточный Казахстан (3)
- Выдающиеся казахи (2)
- Западный Казахстан (5)
- Национальные блюда казахов (9)
- Новости (12)
- озера и реки Казахстана (8)
- Сделано в Казахстане (4)
- Традиции и обычаи казахов (15)
- Центральный Казахстан (10)
- Южный Казахстан (23)
- Қазақстанда жасалған (4)
Подпишись на обновления сайта! Получай новые статьи на почту:
Источник
Казахи Мушел (Журнал Номад Казахстан)
Традиционный календарь казахов, 12-летний животный цикл, по-казахски называемый мүшел, – явление известное. Действует он не только у казахов, а на огромной территории Центральной и Юго-Восточной Азии.
Некоторые исследователи считают, что идея создания юпитерного календаря с небесной символикой 12-летнего животного цикла была воспринята народом Восточной Азии от кочевников Центральной Азии, которые установили, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет. Разделив путь Юпитера на 12 равных частей по 30 градусов и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали солнечно-юпитерный 12-летний календарный цикл. В разных странах Азии названия животных цикла варьируются. Приведем казахские названия, дав в скобках варианты других народов: 1) тышқан (мышь, крыса); 2) сиыр (корова, бык, вол); 3) барыс (барс, тигр); 4) қоян (заяц, кот, кролик); 5) ұлу (улитка, дракон, крокодил); 6) жылан (змея); 7) жылқы (лошадь); 8) қой (овца, коза); 9) мешiн, маймыл (обезьяна); 10) тауық (курица, петух); 11) ит (собака); 12) доныз (кабан, свинья).
Этому древнейшему календарю уже несколько тысяч лет. Помимо движения Солнца, Луны, Земли, он учитывает движение Юпитера и Сатурна. Юпитер – гигантская планета, совершающая за 12 лет один оборот вокруг Солнца. Она влияет на Землю очень сильно, вызывая изменения климата в зависимости от соотношения с Солнцем и Землей, и каждые 12 лет эти изменения повторяются, но с вариантами.
Циклы из 5 мушелей образуют 60-летний круг, который бесконечно повторяется. И как повторяется само Время, так повторяются и его события, несчастные и счастливые годы, джуты и изобилие, войны и праздники. Время мушеля непохоже на Время тех культур, в которых оно, подобно жестокому древнегреческому Кроносу, пожирает свои же создания. В круговороте его 60-летий нет места «концу времени», а значит, и «концу мира», непременному в некоторых религиозных системах. Время мушеля, давая, – забирает и, забирая, – возвращает, ибо основным его принципом является циклический повтор. Люди рождаются и умирают, и про умерших говорят «кайтыс болды» – «вернулись», и знают, что с новым кругом времени они снова вернутся, но уже из того мира в этот. Поэтому, когда умирал человек, много сделавший для народа, проживший особенную жизнь, на похоронах к нему обращались: «Если сможешь, родись снова среди нас».
Всепроникающая, тотальная повторяемость вкупе с неизбежной вариантностью превращает круги времени календаря кочевников в Эволюционную спираль, несущую вместе с повтором и развитие.
Циклический календарь объединяет единым ритмом жизнь Космоса, жизнь Природы, жизнь Человека с его хозяйственной деятельностью, выявляя их сущностную взаимосвязь. Этот календарь сформировал особое жизнеповедение кочевника, его высокую нравственность, тонкую культуру личностных взаимоотношений. Зло, нанесенное людям, природе и аруахам, особенно страшно тем, что циклическое Время, возвращаясь, возвращает и его. Зло, совершенное однажды, имеет не только прямую цепь дурных последствий, но, что гораздо более опасно, оно несет в себе последствия другого уровня – в виде обязательных циклических самоповторов. Разве не это знание сформировало особую ответственность наших предков, выдержку и мудрую неторопливость, когда действиям предпочитают обдумывание, а скорости выполнения – выжидание момента, когда осуществлению задуманного поможет само время. По тем же законам живет и Добро, однажды совершенное, оно вернется по кругам времен. Поэтому гостеприимство, доброта, взаимопомощь – святые принципы наших предков, глубоко познавших причинно-следственную, кармическую связь явлений. И этот календарь является не просто времяизмерительным инструментом, а философией, этикой и эстетикой данной культуры.
12-летний цикл определяет течение времени, функциональные характеристики его отрезков, их качество, несет сведения о природе человека, объединяя единым временем течение хозяйственных, жизненных, космических циклов, характеризуя их взаимодействие.
Человеческая жизнь мыслится как цепочка 12-летних циклов – мушелей. Мушели – относительно самостоятельные и замкнутые отрезки жизни, каждый из которых включает определенную возрастную ступень в единстве ее биологического и социального проявления. Первый мушель (1–12 лет) – детство, второй (13–24 года) – молодость, третий и четвертый (25–36 лет, 37–48 лет) – зрелость, пятый (49–63 года) – старость.
В понимании 5 мушеля отразились мусульманские представления о «должном» сроке жизни, канонизировавшие срок жизни пророка Мухаммеда, прожившего 63 года.
Каждый мушель – это определенное качественное состояние человеческого организма, относительно равновесное. Переход от одного мушеля в другой мыслится не плавным, а как резкая смена, опасный момент жизни, когда человек особенно беззащитен перед болезнями и опасностями всякого рода.
Переходные годы (13-й, 25-й, 37-й, 49-й и т. д.) называют мушел жас – годом мушеля. Они совпадают с известными в современной медицине периодами перестройки гормональной системы человеческого организма. 13 лет – начало периода полового созревания; 25 лет – прекращение выработки гормона роста, 48 лет – выключение функции воспроизводства. Вступление в новый мушель сопровождалось охранительными акциями, помогающими человеку благополучно совершить опасный переход. Переходы мифологически осмыслялись как смерть в одном качестве и рождение в новом. С подобным пониманием жизни как цикла относительно замкнутых мушелей связаны многие стороны традиционной культуры. Возраст, мушель, определял ценностный статус человека, его социальную роль, стиль поведения, характер общения со старшими, младшими и равными, обязанности по отношению к разным возрастным группам.
Основные нормы взаимоотношений возрастных групп таковы. Младшие беспрекословно подчиняются старшим, оказывают уважение и почтение. Это уравновешивается заботой, ответственностью старших по отношению к младшим. Тонкости взаимоотношений между старшими и младшими распространяются не только на соотношения групп молодых–зрелых–старых, но и внутри самих групп. Система «старший–младший» имеет ярко выраженную ценностную ориентацию, старший – это, безусловно, социально более ценный и пользующийся большими правами и привилегиями. Оценка личности основывается, прежде всего, на возрастных критериях, и основу взаимоотношений составляют, прежде всего, они. Неуважение к конкретному старшему не должно проявляться в формах, уничтожающих саму идею уважения к старшим. Личное отношение должно проявляться в формах, не затрагивающих общего.
Каждая возрастная группа характеризуется определенным местом в социальной структуре, своим образом жизни, стереотипизированным поведением, своим отношением к миру материальных и духовных ценностей, своими правами на их получение, ограничениями и обязанностями.
Детство – период, когда человек еще не является полноправным членом общества; он растет в мире веселых игр и забав, но уже, в кругу семьи, получает первые навыки социализированного поведения, ребенку активно прививается уважение к старшим и любовь к родственникам. В силу особенностей жизни кочевой родовой общины ребенок видит и слышит все, что происходит в мире взрослых, но его участие во взрослой жизни непозволительно. Казахи до сих пор, принимая гостей, не допускают детей к столу, к общению со взрослыми. Не принято демонстрировать перед гостями и таланты своих детей.
Молодость – время свободного общения со сверстниками, время забав и развлечений, но не только спонтанных, как у детей, но и имеющих социально оформленный, обрядовый статус. Дальнейшая социализация регламентирует не только отношение молодежи к старшим, но и их «свободные», «вольные» шутки между собой на проверку оказываются ритуализированными, поскольку санкционированы обществом. Это «вольное» поведение имеет свои формы, границы и пределы, и заданность, в основе которой ритуальное противоборство брачующихся групп юношей и девушек. Регламентированность «вольного» поведения скрывает за собой какие-то древние ритуалы, не сохранившиеся в обозримый период. Молодежь, осваивающая более сложные трудовые навыки, уже активно участвует в жизни рода, во всевозможных состязаниях, обслуживает старших во время празднеств и обрядов. В этом возрасте происходит важнейшее событие в жизни человека: он вступает в брак, который для девушек означает окончание «вольной» молодости и переход не только в следующую возрастную группу, но и в новый род. Если мы вспомним, что переход из одной возрастной группы в другую мыслится как ритуальная «смерть», то, вступая в брак, девушка «умирала» вдвойне – как представитель возрастного клана молодых и как представитель своего рода. Прощаясь во время свадьбы со своим родом, она прощалась с молодостью, тогда как для джигитов это время наступало позже, по окончанию мушеля молодости, в 25 лет.
Зрелость включает в себя период двух мушелей, но граница между ними – 37 лет – все равно остается возрастом потенциально опасным. Возраст карасакалов – время наибольшей социальной активности человека. Мужчины зрелого возраста являются полноценными участниками общественной жизни всего народа. В этом возрасте особенно явственна ориентация на мужскую половину общества, поскольку жизнь женщины традиционно ограничена сферой семьи, домашнего хозяйства, воспитания детей. Зрелость – это возраст создания материальной и духовной культуры общества, участия во всевозможных акциях всенародного характера от имени своего рода – свадьбы, похороны, поминки, суды, различные состязания, военные действия и т. д.
Пятый мушель и старше – особое время жизни человека. Окруженный заботой и вниманием детей и родственников, аксакал, старец, с высоты своего жизненного опыта по-особому видит и оценивает жизнь. Мудрость, обретенная в жизненных невзгодах, делает его идеальным советчиком, и такова его социальная роль. Советчик, руководитель, помощник, видящий больше других не только из-за пройденного большого пути, концентрации коллективного опыта, но и в силу близости к миру предков, святость которых осеняет и его. Поведение старца степенно, суетность и излишняя социальная активность не подобает тому, кто скоро отойдет в мир обожествляемых предков. В поведении старцев подчеркивается их отстраненность от житейской суеты. Они – жители этого мира, но и живые представители мира аруахов на земле. Все остальные члены общества должны относится к ним с подчеркнутым почтением, не должны пересекать дорогу, трогать без особой нужды их личные вещи, садиться на их постель и т. д.
Система возрастной стратификации с ее поведенческими стереотипами – эта путеводная нить жизни конкретного человека. Проходя все стадии, он реализует представления общества о содержании и формах проявления существа каждого мушеля. О том, как относилось общество к нарушению поведенческих стереотипов, можно судить хотя бы по биографии Биржана, который, несмотря на славу великого певца, был жестко наказан за несоблюдение «правил» поведения старца.
Детство–молодость–зрелость–старость. Грандиозный жизненный цикл, ставший регулятором социальной жизни казахского общества. Прохождение по ступеням жизни сопровождается все расширяющейся социализацией индивида, участием в освоении все более широких горизонтов традиционной жизни.
По законам казахского календаря все возвращается. Вернется в полном объеме народная память, вернется и знание, которое согласно эволюционному восхождению циклического времени придет в неузнаваемо обновленном, обогащенном виде и будет развиваться дальше в бесконечном круговращении циклов мушеля.
Источник