История Таро. Таро в истории. Часть 1
Поговорим об истории. Истории карт Таро. Подробно и обстоятельно – но не о истории, мифологической, в которой фигурирует Древний Египет или Атлантида, а о достоверной, истории, подтвержденной фактами и выставленной в музейных витринах
Причем об истории именно Таро, а не каких-то других карт, не колоды Мантенья, не об игральных картах, или еще что-то, а именно Таро.
Эта история начнется с момента появления в мире самой старой колоды Таро, какая только существует – Таро Висконти-Сфорца.
А значит наша дорога к знаниям проходит через Италию 15 века. Италию раздробленную, управляемую правящими семьями – Борджиа, Медичи, Висконти, Сфорца, и прочими. Италию Леонардо и Микеланджело, Италию – колыбель Возрождения. Возрождения, в том числе, интерес к язычеству и использованию античных сюжетов в искусстве.
И в это время уже вошли в быт игральные карты, пришедшие через мусульманские наТаро Дюрера
роды. И да, это кого-то разочарует, но не игральные карты – дальние потомки карт Таро, утративших заключенную в них великую мудрость, а карты Таро – потомки игральных карт.
Во всяком случае, в юридических документах города Берн уже в 1367 году есть официальный запрет на карточные игры. Игральных колод и тогда, и в последующие века было много, самых разных, а правила игры, в которых используется колода Таро, сохранились до сих пор. И игроки того времени не говорили «Козыри – трефы!». Козыри были отдельным набором карт с аллегорическими рисунками – как Старшие Арканы Таро.
В Таро играют до сих пор, кое-где, и даже издаются специальные игральные колоды Таро
Игральная колода Пьемонского Таро
Но игральных колод всегда было много, в том числе с радикально разными козырям и разным числом карт. А вот самое старое упоминание и именно Таро – это текст проповеди, написанной в середине 15 века, где перечислены козыри или триумфы — 22 карты, Императрица, Император, Папа, Папесса, Отшельник, Колесо Фортуны, Повешенный– словом, полный набор Старших Арканов.
И автор проповеди критикует их не как инструмент для гадания, а как игральную колоду. Причем он не против самой азартной игры,он против того, что Папа, Дьявол и тому подобные фигуры стали картами для пустых забав. Это богохульство!
Хотя и гадали на таких колодах уже тогда – данных мало, но сохранилась и доступна в наши дни всем желающим пособие по карточным гаданиям, книга Франческо Марколини Де Форли «Le Sorti» — там не именно Таро, но там описана система поиска ответа на фиксированный список мужских и женских вопросов, для чего нужно вытащить игральные карты, а так же карты из набора козырей (Старших Арканов) и прочитать полученное сочетание. Только вот Старших Арканов там не 22 , а аж 90! Но принцип схож.
Так что картами такого рода точно гадали равно как и играли — и было немыслимое число вариантов таких колод. И как таковые Таро — пока еще просто одни из них.
В 1440 году Дечембрио, официальный биограф третьего герцога миланского, Филиппа Марии Висконти, писал, что герцогу нравилось играть в игру, где использовались раскрашенные изображения людей, а также упоминал, что герцог заплатил пятнадцать тысяч золотых монет за колоду карт, украшенную изображениями богов, символических животных и птиц.
И вот где-то тут, между 1440 и 1470 годами и появляется первая колода, во всяком случае – самая старая из тех, что уцелели и дожили до наших дней. Таро Висконти-Сфорца.
Таро Висконти-Сфорца (Пьерпонт Морган Бергамо), карта Отшельник
И с этого момента, Таро становятся стандартом. Их начинают выпускать в огромном количестве колод и вариантов изображения. Да и само Висконти-Сфорца – не одна колода, а как минимум 11 разновидностей колод, все ручной работы, и часто с большими отличиями в рисунках карт между колодами.
Всего уцелело 239 карт, какие-то колоды сохранились почти целиком, от каких-то осталась пара карт, буквально. Нигде не уцелели Башня и Дьявол. Говорят иногда, что их, возможно , и не было, но некоторые числовые карты тоже не сохранились ни в одной колоде – а уж они –то точно были!
Сейчас эти колоды – музейная редкость. Их хранят, берегут и у каждой колоды есть своей название. Они все – Висконти-Сфорца, но разновидности имеют свои имена:
Пьерпонт Морган Бергамо,
Таро Висконти-Сфорца (Пьерпонт Морган Бергамо), карта Дурак
Таро Висконти-Сфорца (Керри — Йель), карта Дурак
Таро Висконти-Сфорца (Виктория — Альберт), карта Смерть
Бембо, Каррара, и прочее – по именам владельцев и местам, где они хранятся. Иные карты достигают размера 20 см по большой стороне и снабжены дыркой – что бы вешать их на стену, как украшение.
Карты не зря названы Висконти-Сфорца, две эти знатные семьи породнились через брак и колоды сделаны для них и в их честь. Там есть отсылки к истории этих семей, в рисунках используется из геральдическая символика – черный орел, три соединенных кольца. Кто платит за колоду – то и заказывает символы!
Геральдический черный орел на карте Императрица Висконти -Сфорца
Часто говорят о колоде Григонье, или Таро Карла 6. Вроде бы она должна быть раньше сделана, раз король Карл 6 Безумный, жил раньше, еще в 14 веке. Он жил, сходил с ума, считал себя другими людьми, не узнавал жену, и устроил массовое сожжение придворных на балу. Помимо этого, есть запись, что он заплатил за раскраску 3 колод игральных карт. Но нет указаний, что это было именно Таро, а какие-то еще карты.
А вот колода Таро Карла 6, названная его именем, появилась куда позже.
Таро Григонье (Карла 6), карта Сила. Сломанная колонна — намек на историю Самсона.
Точно так же есть колода Таро Дюрера. Но сам Дюрер, известный художник, умер в 1528 году, а колоду Таро Дюрера нарисовал в 20 веке Гиацинто Годензи для издательство Lo Scarabeo, выпускающего огромное количество колод Таро.
Так что если что-то и было до Висконти-Сфорца, то не уцелело. А вот с этого момента Таро начали печатать массово!
1491 год – колода Сола-Буска, не совсем Таро, но зато самая старая колода, дожившая до наших дней в полном составе из всех карт. Это не совсем Таро потому, что в ней старшие арканы заменены на совершенно новые – на образы людей. Среди них Нерон, Александр, Навуходоносор, царь Нимрод.
Карта Навуходоносор из Таро Сола — буска, 15 век
Название колоды происходит от фамилии ее владельцев — объединенных браком семей Буска (древний род, существующий с 12 века) и аристократической миланской семьи Сола-Кабьяти.
В самом начале 20 века году семья Буска пожертвовала в Британский музей черно-белые фотографии всех 78 карт. Вскоре после этого, эти фотографии были размещены на выставке в музее, а в 2009 году оригинальная колода была продана последними владельцами за 800 тысяч евро итальянскому Министерству культурного наследия и передана на хранение в Милан.
Но черно-белые копии появились в музее еще до того, как Артур Уэйт, автор Таро Уэйта, самого популярного в мире, нарисовал свои карты. И жил он в Англии, так что вполне мог видеть эти карты в музее. И в некоторых его картах (3 Мечей, 10 Жезлов…) сюжеты точно скопированы с Сола-Буска.
3 мечей Таро Сола — Буска. Именно отсюда и взял этот рисунок Уэйт
Прошел 15 век, настал 16 — новые карты стали стандартом.
Как только не объясняют происхождение слова «Таро» — версий много, все предположительные, но факт, что в 16 веке во Франции уже возникла гильдия производителей игральных карт ее члены стали называть себя «Таротье», то есть мастера по изготовлению Таро.
Это время множества колод, которые легко не заметить, если сосредоточиться на самых знаменитых – в этом случает из 15 века, от Висконти-Сфорца, можно перескочить сразу в 18, в Марсельское Таро. А где же потерянные звенья эволюции, карты между Висконти-Сфорца и Марсельскими колодами?
Они не потеряны! Просто они – часть истории тех лет, когда карты куда охотнее использовались в играх, чем в прорицаниях.
В Национальной библиотеке Франции хранится подлинник одной из самых редких ранних Таро – это Парижское Таро, или Таро Анонимного Парижанина, или Анонимное Таро Парижа.
Таро Анонимного Парижанина
Колода названа она так, потому что ее автор не известен, и все что о ней знают — что она сделана в Париже, где то между 1559 и 1650. В этой колоде легко узнать современные карты – но многие сюжеты весьма странные и отличаются от привычных нам, это вообще специфика эпохи- некоторые карты уже совершенно такие же, как будут в Марсельском Таро, а другие просто не узнать!
Колесницу могут тянуть гуси
Колесница Таро Анонимного Парижанина
Луна и Звезда часто изображают астрономов, изучающих небо
Карта Звезда Таро Анонимного Парижанина
Луна, кроме того, может изображаться как женщина с прялкой
Карта Луна как женщина с прялкой
А Башня — как мужчина, рассматривающий дерево.
Карта Башня как мужчина, рассматривающий дерево
Или как сцена, где люди в ужасе пытаются спрятаться от демона.
Карта Башня Таро Анонимного Парижанина
А вот Умеренность в Таро Парижанина льет воду в огонь – это сюжет возникнет снова только в 19 веке, в колодах Золотой Зари.
Карта Умеренность Таро Анонимного Парижанина
Вот он, фигура сливает огонь и воду:
Карта Умеренность в Таро Золотой Зари
Но все же тут много уже привычных карт, и тут появились номера и названия – которых на картах до этого не было, Висконти-Сфорца никак не подписаны и не пронумерованы.
Еще кусочек истории старого Таро Жака Вивиля. Колода опубликованная в 17 веке в Париже, она сохранилась целиком и все 78 карт размещены в Национальной Библиотеке в Париже.
Дьявол в Таро Жака Вивиля
Эти карты уже почти такие же, как Марсельское, хотя есть отличия. Примечательно, что в этих картах использован популярный тогда сюжет – Солнце нарисовано как ребенок с флагом на коне
Солнце в Таро Жака Вивиля — всадник с флагом
Многие видят такую карту Солнца у Уэйта и считают, что ее автор сам Уэйт, но это еще одно его заимствование из старых колод, аж из 17 века.
Солнце как всадник с флагом на карт Таро Уэйта
Но подлинный расцвет – это эпоха Марсельского Таро. Время, когда карты теряют связи с играми и становятся гадательным, а потом и вообще – оккультным инструментом, время когда в них начинают искать тайную мудрость и возводить их историю к Египту.
Источник
Происхождение карт. История Таро. Версии, гипотезы, предположения.
Происхождение карт, как для игры, так и для гадания, к сожалению, вызывает больше вопросов, чем ответов. А история Tarot на сегодняшний момент – это набор множества версий и гипотез, зачастую невероятных и противоречащих друг другу. С уверенностью можно сказать лишь одно, что об истории происхождения карт Таро доподлинно ничего не известно.
Документально первые упоминания о картах и карточных играх появляются лишь в 14 веке. Однако большинство исследователей пришли к заключению, что история Tarot гораздо более древняя, чем принято думать. Учитывая, что в 14 веке карты были широко распространены, а колода уже представляла универсальную, логичную систему с включением архетипических образов, то доводы людей, изучающих историю Таро, в пользу более раннего происхождения карт не лишены оснований.
Предлагаю вашему вниманию замечательную статью о происхождении карт «Таро — шифровка из прошлого» Елена МОДЕНОВА, размещена с разрешения автора.
В последние несколько десятилетий во всем мире наблюдается повышенный интерес к предсказательным системам и практикам, в особенности, к картам Таро. Используемые для гадания карточные символы в течение веков завораживали людские умы и продолжают это делать до сих пор, каждый раз раскрывая свои новые и новые грани…
Их используют для предсказаний и медитаций, покупают для коллекций и игр, с ними работают психологи, к ним обращаются люди разных возрастов, профессий, материального достатка. В Таро есть что-то, вызывающее живой интерес. Обратимся же к их истории, затерянной в глубине веков.
Родина – Древний Египет
Самые ранние документальные свидетельства позволяют предположить, что Таро пришли в Европу из мусульманского мира где-то около 1375 года. Они использовались в Италии в карточной игре, которая носила французское название Les Tarots. Долгое время карты Таро применялись только для игры, и лишь в конце XVIII века с помощью их стали делать предсказания.
Колода Мантеньи. 1465 год
Колода Таро состоит из пятидесяти шести карт, известных как Младшие Арканы, и двадцати двух картинок, получивших название Старших Арканов. Первые письменные упоминания о Старших Арканах появляются лишь после 1445 года, которым датируются самые ранние из дошедших до нас карточных колод.
Хотя придворные и числовые карты Младших Арканов Таро несомненно связаны с игральными картами, которые остаются в ходу и по сей день, всё-таки можно предположить, что сами Таро гораздо старше.
Одна из гипотез гласит, что карты Таро возникли на основе египетских иероглифов, и что во времена фараонов Таро было собранием чеканных фресок на стенах тайного храма, на которых изображались важнейшие оккультные истины.
Популярность «египетской» гипотезы происхождения Таро можно объяснить характерным в Европе для рубежа XVIII—XIX веков интересом к Древнему Египту. Поскольку культура Египта считалась одной из самых древних в мире, то эта теория получила очень широкое распространение.
Наследие Атлантиды
Согласно другой гипотезе, двадцать два Старших Аркана Таро представляют собой шифрованную запись вероучения монашеского ордена тамплиеров. Карты рыцарей-храмовников были предназначены для того, чтобы безопасно передавать знания, не вызывая подозрений у случайных свидетелей.
Также существуют предположения о том, что карты Таро попали в Европу из Азии благодаря цыганам; что их изобрели арабы, а в Европу доставили рыцари-крестоносцы; что Таро были изобретены в Индии и представляли собой древнейший аналог шахмат.
Некоторые исследователи утверждают, что Таро – это наследие Атлантиды и они имеют неземное происхождение. Однако, все эти гипотезы происхождения карт Таро крайне маловероятны и, скорее всего, являются просто красивыми мифами и предположениями.
Авторские колоды Таро
Основной дошедшей до нас старейшей колодой является колода Висконти-Сфорца, названная так по семье ее обладателей: в ней есть традиционные четыре масти и 22 карты Старших Арканов.
Эта колода датируется приблизительно 1450 годом. Она была изготовлена по заказу миланского герцога Висконти. Вообще, все первые колоды Таро рисовали известные художники, поэтому пользоваться такими картами могли только знатные люди.
Также стоит отметить так называемую колоду Мантеньи, созданную примерно в то же время, что и колода Висконти-Сфорца. Колода состоит из 50 карт и не содержит Младших Арканов, поэтому она не подпадает под определение Таро, несмотря на сходство с некоторыми традиционными образами Старших Арканов.
Первое документальное упоминание об авторских колодах Таро относится к концу XIV века. Речь идёт о трёх позолоченных и разнообразно украшенных колодах карт, написанных художником Жакмьеном Григонье для французского короля Карла VI. За основу он взял цыганские карты и продал их королю за 50 су.
В Национальной библиотеке Парижа лежат семнадцать карт, приписываемые Григонье, хотя есть мнение, что они созданы в Венеции в XV веке.
С 1500 года начали появляться печатные колоды Таро, что вызвало волну популярности игры в народе. Многие подлинные исторические колоды Таро были созданы во Франции. И из них наибольшей известностью пользуется «Марсельское Таро», графика которого не изменялась с XVIII века.
В первых колодах 22 Старших Аркана играли роль постоянных козырей (кроме Шута, которым можно было играть вместо любой другой карты). Остальные 56 карт, четыре карточные масти Младших Арканов тогда, похоже, соотносились с четырьмя сословиями: мечи представляли знать, кубки – духовенство, монеты – купцов и горожан, а посохи – крестьян и слуг.
Карты Двора Паж, Рыцарь, Королева и Король условно обозначали четыре ранга аристократии в порядке увеличения власти. В дальнейшем масти назывались по-разному, пока с распространением карточного печатания не утвердились фигуры червей, бубен, пик и треф.
22 буквы иврита
Популярность Таро росла, что способствовало появлению множества эзотериков, имевших собственный взгляд на этот предмет.
Гермес Трисмегист
В XVIII веке представитель французского масонства мыслитель Антуан Кур де Жеблен рассматривал отношение карт Таро к египетской культуре. В ходе обширного оккультного исследования он разработал гипотезу о связи между Таро и так называемой «Книгой Тота». Авторство этой книги приписывают легендарному Гермесу Трисмегисту – древнегреческому алхимику и магу.
В середине XIX века дело Кура де Жеблена продолжил другой французский оккультист, Альфонс Луи Констан (псевдоним Элифас Леви). Он разработал систему интерпретации карт Таро, в том числе и колоду Райдер-Уэйта.
Он же установил связь Таро и Каббалы (старинной еврейской мистико-магической системы), что до сих пор вызывает споры относительно истинных соответствий 22 Старших Арканов и 22 букв иврита, которые, согласно Каббале, являют собой слова, с помощью которых неведомый бог проявлял себя во Вселенной.
Знания о законах мироздания
Следующим выдающимся исследователем и систематизатором Таро был Жан-Батист Альетт (псевдоним Эттейла), современник и ученик Кур де Жеблена. Он не увлекался “философским” аспектом символики Таро, а систематизировал и привёл в порядок систему гадания на картах. Именно он ввел понятие “прямая карта”, “перевернутая карта”, “бланка (сигнификатор)”.
Продолжателем идей Элифаса Леви стал французский врач Жерар Энкоссе (псевдоним Папюс). В 1889 году Папюс издал книгу «Цыганское Таро», ставшую классикой Таро и окончательно сформулировал идею шифрованного карточного ключа для передачи знаний о законах мироздания в доступной и понятной форме.
Иллюстрациями к книге «Цыганское Таро» послужила колода из 22 Старших Арканов швейцарца Освальда Вирта, изданная в том же году. Таким образом, Вирт и Папюс положили начало особой ветви оккультной традиции Таpо.
Древо Жизни
В XX веке картами Таро вплотную занялись оккультисты из ордена “Золотой Зари”. Один из руководителей ордена Артур Эдвард Уэйт выпустил в 1908 году книгу “Ключ к Таро” и вместе с художницей Памелой Колмен-Смит изготовил новую колоду Таро, где Младшие Арканы были иллюстрированы, что облегчило понимание колоды. Благодаря этому новшеству колода Таро Уэйта завоевала весь мир.
Марсельская колода
Огромный вклад в Таро сделал и известный оккультист и мистификатор Алистер Кроули. Во время второй мировой войны он написал свою “Книгу Тота” и изготовил соответствующую колоду Таро. Его книга представляет собой фундаментальный труд, посвящённый символике Таро, а также их каббалистическим и астрологическим соответствиям.
Таро Тота основана на Каббале и отражает структуру Древа Сфирот – Древа Жизни, это эксклюзивная колода Таро, мистические образы которой воплотила художница леди Фрида Харрис.
Итак, история становления современного Таро фактически сложилось из появления двух колод: «Марсельского Таро» и «Таро Райдер-Уэйта». Первую колоду характеризует наличие символических рисунков только на Старших Арканах, вторую же – их наличие и на Старших и на Младших.
В некоторых ранних колодах содержится более семидесяти восьми карт, порядок их следования несколько раз менялся. Все известные колоды прекрасно оформлены, и каждую из них можно считать достойным, хотя и своеобразным произведением искусства. Более того, многие люди покупают карты Таро просто как миниатюрные картины, а не как гадальный инструмент.
Сейчас в мире существует большое разнообразие Таро. Помимо «классики», в последнее время появилось большое число колод, которые направлены на изучение определенных сфер жизни и познания самого себя. Из всего вышеизложенного возникает вопрос: стоит ли людям обращаться за советом к картам Таро?
Конечно, стоит! С их помощью можно заранее продумать, проанализировать любую ситуацию прошлого, настоящего и будущего, что несомненного позволит избежать ошибок и сделать правильные выводы. Таро помогает увидеть пределы тех ограничений, которые мы сами на себя накладываем, и расширить наше восприятие реальности.
И, несмотря на то, что Таро предпочитает хранить свою историю под покровом тайны, у этой уникальной системы, есть своё настоящее и интересное будущее. Именно в наши дни Арканы Таро начинают раскрывать свой истинный потенциал, свою потрясающую способность отражать человеческие эмоции, современную психологию и жизненные ситуации, через которые проходит каждый человек на протяжении всей своей жизни.
Елена МОДЕНОВА, таролог
Источник