- Карты таро tarot cards cbd tarot de marseille марсельское таро
- Обзор колоды Марсельское Таро
- История создания колоды
- Ключевые особенности колоды
- Символизм колоды
- Старшие Арканы
- Младшие Арканы
- Придворные карты
- Особенности толкования карт
- Для рассмотрения каких вопросов подходит колода?
- Кому подойдут данные карты?
- Рекомендованная литература по колоде
Карты таро tarot cards cbd tarot de marseille марсельское таро
Марсельское Таро. Метод открытого чтения карт
© ООО Книжное издательство «София», 2015
Предисловие к русскому изданию
Перевод моей книги на русский язык имеет для меня особое значение. Русский был языком моей бабушки, которую, как и это издательство, тоже звали Софией. Она всем родным и знакомым говорила: «Обязательно прочтите «Евгения Онегина» Пушкина». Не знаю почему. Возможно, так она пыталась намекнуть на свою собственную историю несостоявшейся в далекой юности любви. Однажды бабушка сказала мне: «Если найдешь настоящую любовь, ты должен держаться за нее и не позволить ей уйти». Сегодня я вижу то же послание в карте Таро «Влюбленный».
Само Таро для меня – именно это: настоящая любовь, которую я встретил в юности и с которой меня не смогли разлучить такие вещи, как мой рациональный ум, мое естественно-научное образование, реакции людей в дружеской компании или в университете, где я преподавал. Прошло 35 лет, а я все дивлюсь загадочной магии и силе карт Таро.
Я знаю очень мало об истории Таро в России. Мне было интересно узнать, что такие важные исторические фигуры русского Таро, как Г. О. Мёбес (Г.О.М.) и В. Шмаков, хорошо разбирались в математике и естественных науках. Этих людей вдохновляли французские исследователи Таро – такие, как Элифас Леви и Папюс. Но в последние годы, как мне сообщил мой редактор Андрей Костенко, многие русские тарологи придерживаются англо-американской системы Таро, ярким представителем которой является колода Уэйта.
В этом нет ничего плохого, но я убежден: чтобы глубже погрузиться в магию Таро, необходимо вернуться к традиционным картам, которые эволюционировали на протяжении столетий. Таково Марсельское Таро, источник как французской, так и англо-американской школ. С этими классическими картами можно высвободить всю силу подлинного Таро и увидеть полный спектр его возможностей в трансформации жизни человека. Я представляю свою книгу русскоязычному читателю с глубоким уважением и с надеждой, что она окажется интересной и полезной.
В Таро есть магия.
Этот загадочный набор из 78 карт, изначально распространявшийся как инструмент для азартных игр, на протяжении нескольких веков пленял воображение многих людей. Кто-то использовал эти карты для гадания и предсказания будущего. Другие видели в Таро тайное хранилище древних и могущественных знаний. Сегодня многие люди применяют карты Таро для консультирования, получения наставлений и принятия решений. Другие используют их как вспомогательное средство для управляемой визуализации и медитации или как магические амулеты. И на протяжении всех этих веков чтение карт Таро затронуло, а в некоторых случаях и изменило не одну человеческую жизнь.
Я не расставался с Таро на протяжении 34 лет: выполнял чтение для людей, преподавал, писал и экспериментировал. Я до сих пор изучаю Таро. Тонкие хитросплетения деталей иллюстраций все еще преподносят мне сюрпризы. Все время приходят новые и неожиданные значения. И я не перестаю удивляться тому, как во время сеанса чтения человек раскрывается и делится своими самыми сокровенными чувствами, когда выпадает «как раз та карта» или в присутствии карт Таро случается необъяснимое, но содержательное совпадение.
И тем не менее, если меня спросят, что такое Таро, я отвечу, что прежде всего это произведение искусства. Но это не картина, вставленная в рамку и повешенная на стену как законченный продукт, не подлежащий изменению. Это скорее причудливый набор изображений, с которым нужно играть и взаимодействовать и который в своем развитии прошел через множество поколений благодаря совместным усилиям создателей колод и визионеров. Это удивительное произведение искусства, достаточно богатое и гибкое для того, чтобы охватить весь спектр человеческого опыта – от наших самых потаенных чувств до внешних событий повседневной жизни. И именно посредством этого искусства, в деталях иллюстраций карт, раскрывается магия Таро.
Настоящая книга преследует троякую цель. Во-первых, это общее введение в карты Таро и процесс чтения. В связи с этим она будет актуальной, если вы хотите сами читать карты или если вы заинтересованы в чтении Таро как в психологическом инструменте, культурном феномене или способе поиска смысла в произведении искусства. Во-вторых, это руководство по методу чтения Таро, который я называю «открытым чтением» и который основан не на заучивании фиксированных интерпретаций, а на рассматривании иллюстраций карт. Открытое чтение можно применять к разным видам карт Таро, однако для одних оно будет более эффективным, чем для других. В-третьих, эта книга – руководство по чтению Марсельского Таро, классического варианта традиционного Таро. В ней используется «Марсельское Таро КБД» (CBD Tarot de Marseille) – карты, восстановленные мною на основе самой влиятельной исторической колоды, которую впервые издал Николя Конвер в 1760 году.
Глава 1. Колода Таро
Классическая колода Таро состоит из 78 карт. Их можно разделить на две части. Первая часть называется мажорной мастью. В нее входят 22 карты с довольно сложными иллюстрациями, каждая из которых пронумерована и имеет определенное название. На картах мажорной масти изображены люди, животные, а также различные предметы и символы. Некоторые из них взяты из общественной жизни. Другие представляют мифологические, религиозные или философские темы.
Остальные 56 карт делятся еще на четыре масти. Они называются минорными мастями, и их рисунок более прост, чем у 22 мажорных карт. Четырем мастям присвоены названия четырех символических предметов – монет, жезлов, чаш и мечей. Каждая минорная масть включает 14 карт трех типов: один туз, девять номерных карт (от 2 до 10) и четыре карты двора – паж, рыцарь, королева и король. Таким образом, структура минорных мастей напоминает обычные игральные карты. Главное различие в том, что в игральных картах есть только три карты двора – валет, королева и король.
Маг, 6 Монет, Туз Жезлов, Рыцарь Чаш, 3 Мечей
В литературе по Таро составляющие части колоды могут называться по-разному. Мажорную и минорные масти иногда называют мажорными и минорными арканами (от латинского arcanum – «тайна»[1]). Карты мажорной масти также называют козырями или триумфами, а тузы и номерные карты иногда называют очковыми.
Вопросы об изначальном творце колоды Таро, времени и месте ее создания, значении ее сложных символов и даже о происхождении названия Таро долго обсуждались, вдохновляя как серьезные исследования, так и досужие спекуляции. Сегодня большинство историков считают, что карты Таро впервые появились в Северной Италии примерно в начале XV века. Они также полагают, что Таро подвергалось существенным изменениям, пока не приняло известную ныне форму.
Вероятно, две части колоды имеют разное происхождение. Считается, что минорные масти произошли от игральных карт, которые впервые появились в Китае. Оттуда они распространились в Индию, а затем, в позднее средневековье, через исламские страны достигли Италии. И действительно, в Китае и Индии существуют старинные карточные игры, где используются масти, состоящие из тузов, номерных карт и карт двора. На мусульманских игральных картах периода мамлюков даже изображены символы мастей, очень похожие на символы четырех мастей Таро.
Мажорная же масть, очевидно, является европейским изобретением. В азиатских странах нет ничего подобного, и ее образы явно указывают на влияния позднего европейского средневековья или раннего Ренессанса. Исторические хроники не дают нам никаких подсказок о том, для чего мажорная масть была создана и как она соединилась с четырьмя мастями пришедших с Востока игральных карт. Нам лишь известно, что начиная с XV века колода Таро, состоящая из мажорной и минорных мастей, широко использовалась в азартных играх как среди аристократов, так и в простонародье.
Этот термин был введен применительно к Таро в 1863 году французским оккультистом Полем Кристианом. – Здесь и далее прим. ред., если не указано иначе.
Источник
Обзор колоды Марсельское Таро
Марсельское Таро, которому будет посвящён наш сегодняшний обзор, строго говоря, не является названием конкретной колоды — это скорее наименование дизайна карт, повторяющее исторические рисунки, известные ещё с 15 века. Марсель считается одним из классических направлений Таро. Марсельскую школу чаще выбирают для себя не новички, а скорее профессионалы, поскольку Младшие Арканы этих колод не прорисованы сюжетно, в отличии, например, от традиции Уэйта. Впрочем, среди тарологов есть и те, кто начинает обучение именно с этой колоды.
История создания колоды
Марсельское Таро было названо в честь французского города, в котором эти карты печатались очень активно — Марсель. Об Арканах этой колоды писал в своей книге «Цыганское Таро» Папюс — именно упоминание Папюса считается самым первым, появившимся в печати. Несмотря на то, что Марсельское Таро было широко распространено во Франции, сам дизайн и символика карт считаются скорее итальянскими.
Традиционные рисунки, используемые в современном марсельском дизайне карт, были созданы Николя Конвером — их также называют тип «Марсель II». Колода Конвера впервые увидела свет в 1760 году (примерная дата) и издавалась на протяжении 120 лет. Первоначальная же, более старая версия («Марсель I») относится к дизайну колод Жана Нобле и Жана Додаля — эти образцы карт выпускались в период между 1650 и 1701 годами. Сегодня можно найти в продаже несколько колод марсельского типа от разных издательств, но все они по сути повторяют стиль Конвера: это Марсельское Таро Поль Марто, версия художника Отто Спайлингера, карты Филиппа Камоина и Александра Ходоровски, Древнее Марсельское Таро, Tarot de Marseille (Piatnik) и другие.
Ключевые особенности колоды
Если вы заглянете в галерею Марсельского Таро, то первое, что бросится в глаза — довольно простая стилистика изображений. Здесь вы не найдёте сложных образов, как, например, у Кроули, астрологических, каббалистических и нумерологических привязок — Старшие Арканы выглядят довольно просто, однако минималистичная классическая символика всё равно никуда не исчезает.
Нумерация Старших Арканов отличается от Уэйта: Правосудие имеет порядковый номер 8, Сила — 11. Масти традиционны. Младшие Арканы не прорисованы, но при этом украшены очень красивыми узорами. Карты Двора: Паж, Рыцарь, Дама, Король. Все Арканы пронумерованы римскими цифрами, Старшие — сверху, Младшие — по бокам. Впрочем, есть и вариации колоды без нумерации Младших Арканов. Кстати, в старинных Марсельских колодах не принято было ставить номер на карте Смерть, авторы же современных карт часто пренебрегают этим правилом.
Символизм колоды
Значения карт Марсельского Таро можно вывести, если внимательно рассмотреть красивые средневековые костюмы персонажей, их жесты, мимику, присутствующие атрибуты. Также особое внимание уделено цветовой составляющей: несмотря на то, что цветов используется совсем немного (в большинстве колод — это красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный, белый и бежевый, в некоторых — немного другая комбинация), они при этом не смешиваются друг с другом и являются чистыми, яркими, насыщенными, без каких-либо оттенков. Многие тарологи используют цветовую гамму Марсельского Таро в качестве подсказки при работе.
Старшие Арканы
Давайте рассмотрим поподробнее Марсельские карты Таро и попытаемся посмотреть на архетипы Старших Арканов глазами человека того далёкого времени. В связи с этим я не могу пройти мимо и не процитировать книгу «Марсельское Таро. Теория и практика», в которой нашла интересный способ прочтения Старших Арканов:
«Полный набор из двадцати двух козырей можно прочитать следующим образом: Человеческая Воля (1), просвещённая Наукой (2) и проявленная в действии (3), должна найти свою Реализацию (4) в делах Милосердия и Благодеяния (5). Мудрый Выбор (6) этой Воли приносит Победу (7) — за счёт Равновесия (8) и Рассудительности (9) — над подъёмами и спадами Фортуны (10). Стойкость (11), принесённая в Жертву (12), победит саму Смерть (13), и это мудрое Сочетание (14) позволит человеку бросить вызов Фатуму (15). В каждом Несчастье (16) он увидит Звезду Надежды (17), сияющую сквозь сумерки Обмана (18), и окончательное Счастье (19) будет Результатом (20). С другой стороны, Глупость (0) принесёт Награду (21) в виде несчастья.»
Как видите, в период Ренессанса знакомые нам образы воспринимались несколько иначе, хотя свою основную суть Арканы всё-таки сохранили. Давайте, интереса ради, остановимся подробнее на нескольких Козырях Марсельского Таро. По традиции первым возьмём Дурака/Глупца.
Как видите, подача этого образа несколько отличается от привычной нам классики. Герой не шагает с обрыва, а просто идёт по дороге, со своей неизменной котомкой за спиной. Что же представлял собой архетип Глупца в глазах общества эпохи Возрождения? Дурак — это по сути соединение двух образов, один из которых — бездомный нищий, второй — придворный шут. Как бы там ни было, но в период Ренессанса данный персонаж воспринимался скорее негативно. Бездомные странники часто терпели унижения и оскорбления со стороны других людей, поскольку они не вписывались в социальные нормы и считались безбожниками, людьми с психическими отклонениями. Если взглянуть на карту именно с этой стороны, сразу становится понятно, что собака здесь — это не предупреждение об опасности и вовсе не верный друг, как мы часто воспринимаем её в современных колодах, а скорее — это собака, спущенная на нищего кем-то из горожан, раздражённого видом бродяги.
Шут при царском дворе — тоже объект насмешек, своего рода юродивый. В целом положительный срез значения этого Аркана тоже присутствует, но акцент здесь вновь делается на свободе от общественных устоев и обязанностей, которой, в общем-то, можно было позавидовать. Лишь придворный Шут мог отпустить вслух какую-то колкость в адрес власть имущих, и никакое наказание ему за это не грозило. Обобщая вышесказанное, значение Глупца Марсельского Таро можно свети к следующим ключевым фразам: свобода от социальных норм, юмор, соответствующий ситуации, глупость, беззаконие.
Теперь обратимся к образу Мага/Фокусника. В Марсельском Таро он представляет собой образ, объединяющий уличного торговца и актёра, развлекающего толпу. Многие считали таких «фокусников» обычными мошенниками, другие же — втихаря завидовали ловкости их рук, скорости мышления, хитрости, смекалке. Откуда же взялся образ странствующего торговца? Я думаю, что об этом говорит дорожная сумка, лежащая у него на столе. Значения Мага — быстрота мышления, ловкость, хитрость, смекалка, умение использовать других в своих интересах. В негативном проявлении карта может сообщать о том, что вы стали жертвой какого-то обмана.
В продолжении разговора о Старших Арканах Марсельского Таро рассмотрим так пугающий многих в Средние Века образ Смерти. Неудивительно, что несчастливое число 13 даже отказывались помещать на изображение карты. Что такое Смерть? Это и физическая смерть во время массовых эпидемий чумы, и гибель от смертельных болезней, и в то же время это вызов упрощённым представлениям человека о собственной жизни как о чём-то неизменном. Образ скелета был довольно популярным в то время, поскольку в 15 веке существовало аллегорическое повествование о Пляске Смерти, упоминаемое в книгах, стихах, театральных представлениях. И эта танцующая Смерть изображалась именно в образе скелета. Но, поскольку Аркан Смерть идёт под номером 13, воспринимать его исключительно как гибель физического тела всё-таки не стоит, ведь после него идёт ещё целый ряд Козырей.
Аркан Дьявол Марсельского Таро по сути мало чем отличается от современных образов. Мы видим людей, которые пошли по пути искушения, последовали за своими низменными инстинктами, не сумели обуздать их. Этот вызов, неизменно встречающий на пути человека.
Иллюстрация Башни напоминает нам о популярных в то время картинах Апокалипсиса, часто описываемых в религиозных проповедях. В принципе человек той эпохи представлял, что конец света — это не что-то абстрактное, как мы считаем сейчас, а то, что может произойти в любой момент, поэтому данная карта производила довольно устрашающее впечатление. Хотя по сути — это, конечно, вовсе не конец света в буквальном смысле этого слова, а скорее разрушение неустойчивой ситуации, освобождение души из тех оков, в которые она попала на 15 Аркане.
На этом с Козырями предлагаю закончить и перейти к Младшим Арканам, хотя их описание будет не столь интересным из-за отсутствия сюжетов.
Младшие Арканы
Работать с Младшими Арканами Марсельского Таро большинство авторов книг по этой школе предлагают следующим образом: объединяя смысл масти со смыслом числа, соответствующего карте. Я приведу эти значения и мы попробуем проработать несколько карт по этой методике.
Итак, что же означают масти? Это четыре области человеческого познания. Посохи (Жезлы или Палки) — созидание, энергия творчества, Чаши — взаимодействие, контакт с людьми, Мечи — самооборона, защита, границы управления, Монеты (Пентакли) — получение, нахождение комфортного состояния, обеспечение, в том числе и финансовое.
Краткие значения чисел я оформила в виде таблицы.
Номер карты | Значение |
Единица (Туз) | Первый шаг, начало |
Двойка | Диалог, совещание, взвешивание и сравнение различных возможностей |
Тройка | Наличие определённого плана, создание стратегии для достижения цели |
Четвёрка | Усилия, приводящие к конкретному проявлению, средства, необходимые для того, чтобы что-то совершить, первый успех |
Пятёрка | Противоречия, хлопоты, вызов, брошенный самому себе или брошенный в вашу сторону обществом |
Шестёрка | Период стабилизации, вхождение в новый ритм, накопления, позволяющие делиться с другими |
Семёрка | Познание глубинных причин, мотивов, углубление, неудовлетворённость поверхностными знаниями |
Восьмёрка | Наивысшая реализация, высокая эффективность, благодаря полученному знанию, самодисциплине |
Девятка | Награда за потраченные усилия, заслуги |
Десятка | Полнота, достижение конечной цели, но при этом и желание достичь чего-то большего, время для новых начинаний |
Говоря о значении чисел Младших Арканов Марсельского Таро, стоит упомянуть, что оно может проявляться в положительном или отрицательном ключе. Так, например, Восьмёрку можно трактовать как слишком жёсткую дисциплину, догматичность, чрезмерную напористость.
Итак, давайте попробуем? Для примера постараемся ответить двумя произвольными картами на один и тот же вопрос: как сложатся отношения мужчины по имени, допустим, Иван, с девушкой по имени Марья? Возьмём, например, Двойку Чаш. Чаши говорят о взаимодействии, число два — о диалоге, сравнении. Сразу же приходит на ум, что Иван и Марья будут гармонично взаимодействовать друг с другом. Далее подключаем интуицию и смотрим, что получается в итоге? Я думаю, что любовь, дружба, крепкие отношения. Впрочем, об этом можно догадаться и при взгляде на саму карту, хоть она и не имеет сюжета, но рисунок явно говорит о чём-то положительном.
А если мы возьмём Десятку Мечей? Мечи — защита, оборона, десять — достижение конечной цели. По сути Десятка — это самый максимум, ситуация, когда оборонять и защищать уже попросту нечего и нужно искать новые пути. Это период размежевания, конца. Подключив интуицию и применив эти данные к рассматриваемой ситуации, можно сказать, что отношения, скорее всего, будут разрушены.
Для полноты картины давайте возьмём другой вопрос: что ждёт человека на новой работе? Представим, что выпала Четвёрка Монет Марселького Таро. Монеты — это получение, нахождение комфортного состояния, в том числе и финансового, а четыре — это первоначальный успех и усилия, приводящие к конкретному проявлению. Если мы сформулируем значение для перспектив на новой работе, можно сказать, что человеку удастся завоевать «своё место под солнцем», влиться в рабочий коллектив и получить первые награды.
А если бы выпала Пятёрка Жезлов? Жезлы — созидание, творчество, пять — вызов. Можно сказать, что эта работа будет сопряжена с определёнными сложностями: возможно, человеку придётся отстаивать свои интересы, показывать, на что он способен или же столкнуться с противостоянием со стороны коллектива.
А вообще, конечно, после любой другой колоды с прорисованными Младшими Арканами ассоциации при рассмотрении картинок Марсельского Таро приходят в голову сами собой, ведь по сути Таро — это всегда система, где значение одной и той же карты не может оказаться прямо противоположным в разных колодах.
Придворные карты
Придворные карты Марсельского Таро описывают человеческое поведение. Их значения тоже распределяется по рангу: сначала идут Пажи (Валеты) — внимание, первый импульс, заинтересованность. Далее Рыцари — прямота, определённость, серьёзность, за ними следуют Королевы — уверенность, убедительность, целеустремлённость, одобрение, но без силовой составляющей. И замыкают цепочку Короли — воля, давление, управление, любовь к власти. По сути каждый персонаж может иметь как положительные, так и отрицательные проявления. Но здесь, думаю, и так всё понятно, поэтому подробно останавливаться на значениях не буду. Просто попробуйте взять характеристику масти и применить её к любому персонажу Двора.
Особенности толкования карт
При гадании на Марсельском Таро чаще всего пользуются и прямыми, и перевёрнутыми картами. По крайней мере, в большинстве книг по данной колоде приведены толкования для обоих положений. Впрочем, этот вопрос как всегда остаётся на выбор самого таролога, поскольку многие видят возможные теневые значения Арканов и без физического переворота карт. В целом же расклады для Марсельского Таро не отличаются от каких-либо других колод: вы можете использовать абсолютно любые понравившиеся.
Для рассмотрения каких вопросов подходит колода?
Марсельская система универсальна, поэтому колоду можно назвать подходящей для рассмотрения любых вопросов: общие события, прогнозы профессиональной и личной жизни, темы, связанные со здоровьем, диагностика негатива и многое, многое другое.
Кому подойдут данные карты?
- Тем, кого привлекает исторический дизайн карт
- Новичкам, готовым изучать с нуля колоду без сюжетной прорисовки Младших Арканов
- Опытным тарологам, желающим расширить свой кругозор и освоить ещё одну систему
Рекомендованная литература по колоде
Книг по марсельской школе на данный момент существует более, чем достаточно. Если вы решили купить Марсельское Таро, выбор литературы для изучения колоды будет весьма широким. Если честно, я работаю в другой системе, поэтому за качество подачи информации в данных книгах отвечать не могу, поэтому просто предоставляю вам список литературы, которую можно легко отыскать в магазинах и интернете:
- «Марсельское Таро. Теория и практика» (издательство «Внешсигма»)
- «Универсальное Марсельское Таро» (Ли Бурстен)
- «Марсельское Таро» (А. Симоненко)
- «Марсельское Таро. Книга универсальных символов» (Фред Геттингс)
- «Азбука мудрости Марсельского Таро» (Виталий Зайченко)
- «Марсельское Таро. Метод открытого чтения карт» (Йоав Бен-Дов)
Помимо указанных выше книг, при желании можно отыскать и другие. На этом я свой обзор завершаю.
Источник