Работы художника Смит Памела Колман
Колода Таро Райдера-Уэйта является самой популярной колодой до сих пор. Мистические переживания художницы Памелы Колман Смит вдохновляют тарологов и художников, а новшества, привнесенные ей в изображение карт, фактически перевернули мир Таро, сделав его более доступным для интуитивного понимания.
Имя Памелы Колман Смит долгие годы находилось в забвении, пока возросший интерес к оккультизму не привел нас к самой популярной колоде Таро. Она также известна нам как колода Таро Райдера-Уэйта. Артур Эдвард Уэйт заказал колоду у художницы, члена Ордена Золотой Зари Памелы Колман. Она проиллюстрировала карты, впервые снабдив иллюстрациями все 78 карт, а не только 22 старших аркана.
О Памеле Колман Смит мы знаем немного: она родилась в Англии и в её воспитании принимала участие няня с Ямайки, которая поселила в душе девочки интерес к волшебству. Позднее, Памела вступила в Орден Золотой Зари, где и начались её мистические поиски. Больше всего на свете Памела Колман Смит любила рисовать, она работала художником-оформителем, а затем зарисовывала свои видения, приходившие к ней во время прослушивания музыки. Естественно, Артур Эдвард Уэйт, который тоже был членом этого ордена, выбрал для иллюстрации колоды именно её. Рисунки Памелы были не только красивыми, но и наполненными мистических переживаний, а Уэйт признавал в ней очень сильные экстрасенсорные способности. Колода Таро Райдера-Уэйта получилась настолько непохожей на всех своих предшественниц, что сразу же заняла достойное место в сердцах и умах тарологов. Памела Колман Смит впервые изобразила младшие арканы не в виде цифр, а виде ситуаций по принципу старших, это существенно упростило трактовку: ведь можно стало опираться не только на сухие значения карт, но и на интуитивное понимание изображенных на них сюжетов. Неоднозначность выражений лиц героев Таро Райдера-Уэйта смогла дать больше вариаций трактовки карт в зависимости от конкретной ситуации и ощущений таролога.
Символом, который интересовал художницу больше всего, была Башня, он наиболее часто встречается в её рисунках. Этот символ актуален и противоречив. XVI аркан, карта с изображением падающей или горящей башни говорит нам о смерти, как необходимом этапе для перерождения, о неотъемлемых изменениях, необходимых для дальнейшей жизни. В ожидании конца света 12 декабря 2012, тарологи часто встречали эту карту в своих раскладах, что иногда приводило к панике клиента. Но карты, даже Таро Райдера-Уэйта, с правдоподобными и доступными для понимания иллюстрациями, редко высказывают свои мысли дословно. При общении с картами Таро нельзя забывать о символике значений, интуиции, которая помогает нам трактовать значения карт. Хотя, кто знает, может быть, конец света уже наступил и мы, согласно колодам Таро, уже находимся в другом измерении?
Источник
Памела Колман Смит: биография художницы и создание новой колоды Таро
Памела Колман Смит – британская художница, иллюстрировавшая известную колоду Таро Райдера-Уэйта . Художницу называли «Пикси». Жизнь этой удивительной женщины была весьма необычной, как и она сама.
Памела Смит написала два сборника ямайского фольклора и проиллюстрировала более 20 книг. Именно она создала сборник сказок об известном западноафриканском трикстере Пауке Ананси. Пикси также поддерживала борьбу за права женщин.
Биография
Памела родилась 16 февраля 1878 года. Будущая художница появилась на свет в Лондоне, но в течение первого десятилетия жизни девочки члены ее семьи жили в Манчестере. Потом ее отцу предложили работу в компании по расширению железнодорожной системы, и они перебрались на Ямайку. Памеле очень понравилось там жить. Она впитала присущий Ямайке мистицизм и полюбила сказки, которые рассказывали местные.
Через несколько лет девушка перебралась в Бруклин и начала учиться в Институте Пратта. Там она занималась изучением искусства, живописи. Ее руководителем был художник Артур Доу, увлекавшийся японским искусством. В работах Памелы нередко прослеживалось влияние Японии.
Из-за проблем со здоровьем девушка ушла из института, так и не завершив обучение. Она стала иллюстратором.
Пикси обладала очень интересной способностью: слушая музыку, она могла визуализировать формы, цвета. Потом художница воплощала увиденное в реальность, создавая произведения искусства.
Мать Памелы умерла в 1896 году, а через три года за ней последовал отец девушки. Художница осталась без родителей, когда ей был 21 год. После этого она вернулась в Англию и начала работать театральным дизайнером-оформителем.
В 1901 году Пикси стала основательницей лондонской студии. Там она часто проводила дни открытых дверей для различных деятелей искусства: актеров, художников и многих других.
Американский промоутер современного искусства и фотограф Альфред Штиглиц в 1907 году организовал выставку картин Пикси в Нью-Йорке, и она оказалась очень успешной. В то время художница «рисовала музыку».
Внешность и характер
Внешность Пикси была весьма необычной для Англии: почти «азиатские» глаза, большие «африканские» губы, слишком темная для европейки кожа. Многие отмечали, что по Памеле невозможно было определить, сколько ей лет. Ее описывали как «странное африканское божество».
Художница интересовалась ямайским фольклором и одевалась соответствующим образом. Ее наряды были весьма экзотичными и непривычными для английского общества: яркие юбки, накидки, кисти, шелка. Считалось даже, что мать и отец Памелы не родили ее на свет, а удочерили или приобрели в Англии каким-либо иным образом.
Художница жила в помещении, которое также выглядело очень необычно. Ее комната больше напоминала лавку древностей, а не жилье обычного человека.
Прозвище «Пикси» Памеле дала ее тетя со стороны отца. Тетю звали Эллен Терри, она была известной актрисой. Девочка очень сильно напоминала пикси, эльфа из традиционной английской мифологии. Она была маленькой и шустрой.
Орден «Золотая Заря» и новая колода Таро
В герметический орден «Золотая Заря» Пикси вступила в 1901 году. Там она и встретила Артура Уэйта. В 1909 году он поручил Пикси создать новую колоду Таро . Памела Смит впервые создала изображения для цифровых арканов, они были полностью придуманы ею.
Художницу отличали тяга к творческой деятельности и невероятная работоспособность. Именно по этой причине Уэйт выбрал ее, чтобы она помогла ему создать новую колоду Таро.
Памела создала множество набросков и эскизов. Она продемонстрировала свое видение карт, но при этом ей удалось сохранить привычный стиль Таро.
Художница писала Альфреду Штиглицу, что это была очень сложная и срочная работа за ничтожное вознаграждение. По какой-то причине Артур Уэйт не оценил вклад Пикси по достоинству. Возможно, это произошло из-за какого-то конфликта или гендерных предрассудков.
К сожалению, ни наброски, ни оригиналы рисунков сохранить не удалось. Считалось, что они находились в архивах издателя Райдера, но были уничтожены из-за бомбардировок столицы Великобритании во время Второй мировой войны.
Как ни странно, после создания новой колоды Таро у Памелы возникли большие проблемы с самореализацией в художественной сфере. Она столкнулась с отчаянием и забвением, у нее никак не получалось продать или издать какие-либо работы.
Смерть
Мисс Смит умерла 18 сентября 1951 года. У нее никогда не было детей и мужа, последние годы жизни она провела с компаньонкой Норой Лейк. На похоронах художницы присутствовала только Нора, ее верная подруга.
Пикси похоронили в общей могиле. Лейк унаследовала ее имущество. Компаньонке пришлось использовать его, чтобы разобраться с долгами, которые она также получила в наследство от подруги.
Источник
Коринна Памела Колман («Пикси») Смит
«Памела Колман Смит, одна из женщин-магов, состоявших в ордене Золотой Зари, оставила драгоценное наследство магам всего мира — колоду Таро, особо примечательны в которой сорок числовых карт младших арканов. Старшие арканы в этой колоде либо следуют традиционным образцам, либо отступают от них в соответствии с личным видением Уэйта. Но младшие арканы — это оригинальные произведения Памелы: изначально Уэйт едва представлял себе, как они должны выглядеть, а то и не представлял вовсе»[1].
Коринна Памела Колман Смит родилась в Пимлико (Миддлсекс, Англия)[2] 16 февраля 1878 года. По линии матери, Коринны Колман Смит, она стала потомком двух американских семейств — Колманов и Чандлеров, — многие представители которых интересовались искусством, мистицизмом и фольклором, а также занимались книгоизданием. Отец Памелы, Чарльз Эдвард Смит, был финансовым инспектором и постоянно разъезжал вместе с семьей между Нью-Йорком, Вест-Индией и Лондоном. После смерти матери еще совсем юную[3] Памелу приняла на воспитание актриса Эллен Терри, работавшая в театре Генри Ирвинга «Лицеум»[4]. Под ее руководством Памела научилась делать декорации и костюмы для спектаклей. Эллен Терри дала ей очень красноречивое прозвище — «Пикси», великолепно подходившее к ее характеру и внешности. Впоследствии Пикси не раз утверждала, что все свои знания о ролях и декорациях она почерпнула из личного опыта работы на сцене, — и созданные ею карты Таро наглядно об этом свидетельствуют.
За годы, прожитые на Ямайке[5], она выучила немало народных сказок и легенд, которые рассказывала в особой манере «лилтинга» — «ритмичным, почти музыкальным речитативом», как описывает эту технику сценической речи ее биограф Мелинда Парсонс[6]. Это не могло не заинтересовать Флоренс Фарр и Йейтса, которые сами много лет работали над «музыкой речи». Пикси обучалась искусству иллюстрации в нью-йоркском институте Пратта[7], а в 1899 году вернулась в Лондон, где вскоре познакомилась с семейством Йейтсов.
По описанию Джона Батлера Йейтса[8], она походила на японку: маленькая, смуглая и с раскосыми, как у чертенка, глазами.
«Она далеко пойдет, — утверждал Йейтс-старший, — потому что во все свои идеалы она верит. Она проста и наивна, как старый книжный червь, [но] с сердцем ребенка»[9].
Когда Артур Рэнсом[10], позже написавший книгу о лондонской богеме, впервые посетил один из ее званых вечеров, он увидел перед собой
«…маленькую кругленькую женщину, почти что девочку совершенно без возраста. Она была в зеленой юбке и свободной оранжевой накидке навыпуск, шелковой и сплошь расшитой черными кистями. При виде нас она коротко, но очень жутко взвизгнула — то ли это был смех, то ли приветственный возглас. Она была очень смуглая с невероятно заразительной улыбкой [и] глазами ребенка, который в радостном возбуждении мчится навстречу гостям, пришедшим на день рождения».
Рассказывая сказки, она вплетала в свои черные волосы яркие ленты и перья, а на шею вешала длинные низки коралловых бусин. Она жила в «безумной комнате, сошедшей прямиком со страниц волшебной сказки» и больше всего напоминавшей лавку древностей:
«Темно-зеленые стены были увешаны ослепительно яркими рисунками, гравюрами и пастельными набросками. У окна стоял большой круглый стол, а на нем громоздились несметные баночки с красками, закрытые разноцветными крышечками, фарфоровые игрушки, причудливые фигурные пресс-папье, пепельницы, сигаретницы и книги; освещалось все это хозяйство серебряной лампой, а посреди стола высилась ваза, в которой горели благовония»[11].
Очевидно, в числе гостей бывала и Флоренс Фарр, поскольку Рэнсом утверждает: «Стихи там читали так, будто на чтицу снизошел дух какого-нибудь древнего менестреля и научил ее, как надо выпевать слова»[12]. Другие вспоминают, как приходили туда послушать Йейтса, читавшего отрывки из своих еще не дописанных стихов, пьес или рассказов. Но своя особая магия была и в сказках самой Пикси, которые та заучила со слов «сумасбродной ямайской няни и с бесконечным юмором и обаянием воспроизводила странности ее акцента».
«Нетрудно было вообразить, как прямо за спиной у нее встает тропический лес и колышутся гигантские листья. [В ее сказках] таилось “сердце тьмы”. Об этом можно было и позабыть, но внезапно в рассказ вплетался обрывок песни — и тотчас тебя настигало это мерное биение, словно топот босых ног, перевитый короткими печальными каденциями»[13].
По приглашению Йейтса Пикси вступила в орден Золотой Зари (вероятно, в ноябре 1901 года) и приняла магический девиз «Quod Tibi id Aliis» — «Что тебе, то и другим». В ноябре 1903 года, когда Артур Эдвард Уэйт сформировал свой Независимый Исправленный орден, она присоединилась к нему как посвященная степени 1=10. Таким образом, за два года, прошедших со дня ее посвящения в степень 0=0, Пикси сдала всего лишь один экзамен и поднялась только на одну ступень, — но это не помешало ей продержаться в ордене по меньшей мере до 1909 года. Очевидно, церемониальная магия стояла далеко не на первом месте в списке ее симпатий (ритуалы Золотой Зари, как и обряды католической церкви, она находила «ужасно забавными»). По-настоящему Пикси любила совсем другое — рисовать, рассказывать сказки и ставить спектакли для самостоятельно обустроенных миниатюрных театриков.
Как указывает Мелинда Бойд Парсонс, самый заметный и часто встречающийся образ в картах Таро и других картинах Памелы Смит — башня. Пикси пыталась написать заметку, объясняющую смысл этого образа, поскольку даже для нее самой он был полон загадок, олицетворяя одновременно и пугающее одиночество, и гостеприимное пристанище, парадоксальным образом совмещая в себе идеи чистоты и равнодушия, возвышенности и тяжести, материализма и духовности.
«Я часто вижу башни, белые и высокие, на фоне сумеречного неба. Это те высокие белые башни, что виднеются издалека на вершинах гор, точно снежные короны. Молчание их, повисшее в воздухе, так тягостно, что удушает всякую мысль. Руки стражей подняты в остережение путникам, бредущим мимо без цели. Но тому, кто ведает путь, достаточно подать знак и войти, устремившись к этой священной дороге»[14].
Она боялась, что поиски истины могут привести человека к гибели, как это происходит на карте Таро под названием «Башня».
Пикси обладала невероятной и редчайшей способностью «видеть» музыку. Документально подтверждено, что такое явление действительно существует. Оно называется синестезией и в общем виде представляет собой способность испытывать ощущения, соответствующие одному органу чувств, через какой-либо другой орган (например, воспринимать цвет посредством осязания). Такое «смешение чувств» Пикси впервые испытала в 1900 году, слушая, как Гордон Крэг (сын Эллен Терри)[15] играет Баха на фортепиано. Перед ней как будто распахнулось волшебное окно: она вдруг увидела лес, сияющий яркими, чистыми красками и полный резвящихся эльфов — они плясали под деревьями, окутанными голубоватой дымкой, и ветерок развевал их волосы и легкие одеяния. Прежде чем ставни захлопнулись, Пикси успела лишь набросать контуры зарисовки на полях газеты[16]. Друзья и знакомые верили, что у нее есть особый дар: видеть по-настоящему, как наяву, тот мир духов, что лежит за гранью обычных физических чувств. Нередко она начинала рисовать, не сознавая, что выходит из-под ее руки, а если затем, очнувшись, пыталась подправить рисунок, видение тотчас исчезало. Эти рисунки, поясняла она, были как «мысли, высвобожденные, выпущенные на волю чарами звука Все они полны подсознательной энергии»[17]. Ее друзья — композитор Клод Дебюсси, драматург Морис Метерлинк, художник Джеймс Уистлер[18] — восхищались ее необычным даром; Дебюсси говорил, что в рисунках Памелы его «грезы становятся явью»[19]. Побывав в Ирландии, она обнаружила, что может видеть фэйри, и увлеклась кельтскими легендами.
Памела Смит сотрудничала с братом У.Б. Йейтса, художником Джеком Йейтсом[20], в различных журнальных проектах. В 1903—1904 гг. она издавала собственный журнал под названием «Зеленый сноп», в котором печатались произведения Йейтса, леди Грегори, Джона Синга, А.Э. и Эллен Терри[21]. Добившись некоторой известности — главным образом, благодаря выставкам, проводившимся в галерее Альфреда Штиглица в Нью-Йорке[22] с 1907 по 1911 гг., — Пикси, тем не менее, всегда была вынуждена много трудиться, чтобы сводить концы с концами.
В июне 1904 года лондонское «Сценическое общество», во главе которого стоял Харли Гренвилл-Баркер[23], предприняло постановку первой и единственной бытовой пьесы Йейтса «Там, где ничего нет». Декорации к ней создали Памела Смит и Эдит Крэг, дочь Эллен Терри[24]. Пикси делала эскизы под диктовку Йейтса, пока тот рассказывал ей, какой ему видится сцена для этого спектакля[25]. Позже, незадолго до открытия театра Аббатства[26], Йейтс отчаялся найти подходящего художника-декоратора для пьесы Синга[27]. «Я найму Пикси Смит, — написал он леди Грегори. — Кажется, никто, кроме нее не понимает, чего я хочу»[28].
В 1911 году Пикси обратилась в католичество. Она активно участвовала в суфражистском движении и рисовала плакаты для феминистической пропаганды[29]. Когда началась Первая мировая война, она поставила свои таланты на службу Красному Кресту: рисовала плакаты и мастерила игрушки для благотворительных распродаж. После войны Пикси переехала в уединенный корнуольский городок Лизард, где устроила дом отдыха для священников в специально арендованном для этого здании с часовней.
Умерла Пикси Смит 18 сентября 1951 в Бьюде (Корнуолл). Все имущество она завещала своей подруге и компаньонке Норе Лэйк, однако оно было пущено с молотка для покрытия долгов, и Нора осталась ни с чем. Оригиналы картин, по которым была создана колода Таро, пропали бесследно, хотя известно, что однажды Пикси обращалась к Альфреду Штиглицу как к посреднику с просьбой их продать. Конечно, их могли распродать и по отдельности, но это маловероятно, поскольку ни одна из них не обнаружилась в обширной коллекции ее работ, собранной Штиглицем. Оригиналы печатных форм для колоды погибли во время Второй Мировой войны при бомбежке.
В настоящее время существует по меньшей мере двадцать колод Таро, непосредственно повторяющих композиции Пикси Смит, но любой, кто работал с ними, согласится, что подлинная колода Смит обладает особенностями, воспроизвести которые невозможно. Одна из них — удивительная (и, без сомнения, умышленная) неоднозначность в выражении лиц персонажей, позволяющая тарологу и кверенту интерпретировать каждую карту в соответствии с тем, что они в ней видят именно в данный конкретный момент. В этом огромное преимущество колоды Смит над большинством других колод, бесценное при анализе вопросов, связанных с психологическими состояниями, воспоминаниями и личными ассоциациями.
Как отмечает в своей «Энциклопедии Таро» Стюарт Каплан, неутомимый коллекционер ее работ, «имя Пикси Смит могло бы кануть в Лету, если бы не созданная ею колода, которой вот уже более восьмидесяти лет наслаждаются миллионы людей по всему миру»[30].
© Перевод Анны Блейз
© Thelema.RU
[1] В композициях нескольких карт прослеживается вероятное влияние колоды Таро Сола-Буска (XV в.), фотокопия которой имелась в Британском музее. Колода Сола-Буска отличается от других колод, созданных до 1909 года, одной особенностью: несколько карт младших арканов в ней украшены рисунками. В частности, Смит несомненно использовала рисунки с карт Тройки и Десятки Мечей.
Сравнение колод Смит и Сола-Буска, а также источники ее картин, стихотворений и сказок приводятся в «Энциклопедии Таро» Стюарта Каплана (Kaplan, Stuart R. The Encyclopedia of the Tarot. Vol. 3. Stamford, Conn.: U.S. Games Systems, 1990, pp. 1—45). Как справедливо отмечает Рейчел Поллак, далеко не все карты Памелы Смит совпадают с описаниями, которые Уэйт дает в своей книге о Таро (Pollack, Rachel. Seventy Eight Degrees of Wisdom: A Book of Tarot, part 2, The Minor Arcana and Readings. Wellingborough, England: Aquarian Press, 1983). — Примеч. автора.
[2] Ныне один из районов Лондона. — Примеч. перев.
[3] Памеле было десять лет. — Примеч. перев.
[4] Генри Ирвинг (наст. имя Джон Генри Бродрибб, 1838—1905) — выдающийся английский актер-трагик, прославившийся в первую очередь трактовкой шекспировских образов; владел лондонским театром «Лицеум» с 1878 г. Эллен Терри (1847—1928) — английская актриса, ведущая исполнительница женских ролей в пьесах Шекспира. Любопытно, что в 1878—1898 в театре «Лицеум» работал также Брэм Стокер (1847—1912) — автор знаменитого романа «Дракула» (1897), прототипом одноименного героя которого послужил Генри Ирвинг. —Примеч. перев.
[5] Родом с Ямайки была мать Памелы. — Примеч. перев.
[6] Parsons, Melinda Boyd. “Mysticism in London: The ‘Golden Dawn’, Synaesthesia, and ‘Psychic Automatism’ in the Art of Pamela Colman Smith” // The Spiritual Image in Modern Art, ed. by Kathleen J. Reiger. Wheaton, Ill.: Theosophical Publishin House, 1987, p. 76. — Примеч. автора.
[7] Одна из ведущих и самых престижных художественных школ США, основанная в 1887 г. на средства нефтяного магната Чарльза Пратта (1830—1891). В Бруклине (Нью-Йорк) Памела жила у своего отца в 1893—1897 гг. Ее преподавателем в институте Пратта был Артур Уэсли Доу (1857—1922) — известный американский художник и фотограф, внесший значительный вклад в теорию и практику преподавания изобразительного искусства. — Примеч. перев.
[8] Джон Батлер Йейтс (1839—1922) — известный ирландский художник, член Королевской Ирландской академии, отец Уильяма Батлера Йейтса. — Примеч. перев.
[9] Цит. по: Parsons. “Mysticism in London”, p. 78. — Примеч. автора.
[10] Артур Рэнсом (1884—1967) — английский писатель, журналист и исследователь фольклора; по неподтвержденным данным — двойной агент, работавший на британскую и советскую разведку. Автор книг «Лондонская богема» (1907), «Русские сказки дедушки Петра» (1916), «Первый круиз “Ракундры”» (1923), «Автобиография» (впервые опубл. 1973), а также серии детских повестей «Ласточки и амазонки» (1930—1947). — Примеч. перев.
[11] Ransome, Arthur. Bohemia in London. New York: Dodd, Mead, 1907, pp. 56—57. — Примеч. автора.
[12] Ibid., pp. 64—65. — Примеч. автора.
[13] “Folk Stories from Jamaica, West Indies, told by Pamela Colman Smith”, Национальная библиотека Ирландии, MS 31098. — Примеч. автора.
[14] Цит. по: Parsons. “Mysticism in London”, p. 87. — Примеч. автора.
[15] Гордон Крэг (1872—1966) — выдающийся английский режиссер, художник, иллюстратор книг, актер, историк и теоретик театра. — Примеч. перев.
[16] Цит. по: Parsons. “Mysticism in London”, p. 81. — Примеч. автора.
[17] Ibid., p. 83. — Примеч. автора.
[18] Джеймс Уистлер (1834—1903) — американский художник, мастер живописного портрета, офорта и литографии. Большую часть жизни провел во Франции и Великобритании. — Примеч. перев.
[19] Цит. по: Parsons. “Mysticism in London”, p. 99. — Примеч. автора.
[20] Джек Йейтс (1871—1957) — ирландский художник и писатель, сын Джона Батлера Йейтса (см. выше) и младший брат поэта Уильяма Батлера Йейтса. — Примеч. перев.
[21] Леди Грегори, Августа (1852—1932) — ирландская писательница, драматург и исследовательница фольклора и народных традиций. Вместе с У.Б. Йейтсом и Дж. Сингом сыграла важнейшую роль в формировании ирландского национального театра. Джон Миллингтон Синг (1871—1909) — ирландский драматург, исследователь народного быта и традиций. А.Э. — псевдоним Джорджа Уильяма Рассела (1867—1935), ирландского поэта, художника, критика и философа-мистика, близкого друга У.Б. Йейтса. В действительности журнал «Зеленый сноп» издавался с января 1902 по декабрь 1903 г.; в общей сложности было выпущено 24 номера. С несколькими выпусками можно ознакомиться по адресу http://www7.ocn.ne.jp/
elfindog/grshhead.htm. — Примеч. перев.
[22] Альфред Штиглиц (1864—1946) — американский фотограф, издатель и владелец галерей, один из создателей современной фотографии. Устраивал выставки произведений авангардных художников и фотографов. — Примеч. перев.
[23] Харли Гренвилл-Баркер (1877—1946) — английский режиссер, драматург и литературовед, автор 5-томного труда «Предисловие к Шекспиру». — Примеч. перев.
[24] Эдит Крэг (1869—1947) — английская актриса, режиссер и художник-декоратор, активная деятельница суфражистского движения. — Примеч. перев.
[25] Wade, Allan, ed. The Letters of William Butler Yeats. New York: Farrar, Straus, and Giroux, 1980, pp. 385—386 (из письма У.Б. Йейтса к леди Грегори от 4 декабря 1902 г.). — Примеч. автора.
[26] Театр Аббатства — национальный ирландский театр, основанный в Дублине в 1904 году на средства Анни Хорниман. В его репертуар входили пьесы У.Б. Йейтса (художественного руководителя театра), Дж. Синга и леди Грегори. — Примеч. перев.
[27] Имеется в виду одноактная пьеса Дж. Синга «В сумраке долины» (1903), открывшая первый сезон в театре Аббатства 27 декабря 1904 г. — Примеч. перев.
[28] Wade. The Letters of William Butler Yeats, p. 444 (из письма У.Б. Йейтса к леди Грегори от 24 ноября 1904 г.). — Примеч. автора.
[29] Tickner, Lisa. The Spectacle of Women: Imagery of the Suffrage Campaign 1907—1914, pp. 247—248; см. также Elizabeth Butler Cullingford, “At the Feet of the Goddess: Yeats’s Love Poetry and the Feminist Occult” // Toomey, Deirdre, ed. Yeats Annual No. 9: Yeats and Women. London, Macmillan, 1992, p. 47. — Примеч. автора.
[30] Kaplan. The Encyclopedia of Tarot, p. 45. — Примеч. автора.
Источник