Таро. Эзотерика или инструмент психолога?
Карты Таро окружены атмосферой таинственности и мистицизма, у многих они ассоциируются исключительно с гаданием и эзотерикой. Психолог-таролог Ульяна Лобода взяла на себя смелость развеять мифы о Таро и убедить меня и читателей журнала Art Of Balance в том, что в умелых руках, которыми управляет внимательный мозг, колода может быть инструментом для глубокого анализа и психологического консультирования, а не банальным антуражем гадалки.
Я — скептик, Ульяна принимает вызов!
Расскажи коротко о том, чем ты занимаешься?
Мне всегда было непросто объяснить коротко и односложно то, чем я занимаюсь. Для себя я это сформулировала так – я работаю через систему Таро с сознанием и подсознанием человека.
По аналогии с психоанализом?
Не совсем, психоанализу я еще только учусь. Таро могут подсказать некоторые моменты для человека, которые он сам в данный момент не осознает. Какие-то потаенные мысли, желания. В основном я работаю с настоящим и прошлым, и анализируя это, уже могу сделать какие-то прогнозы на будущее.
Таро — это гадание и предсказание?
Я не соглашусь с такой трактовкой. Это больше анализ и глубокая работа как психолога.
В чем магия Таро для психолога?
Это, в первую очередь, символизм, образность, ассоциации. Эта такая система, которая помогает мне ориентироваться в том, что происходит сейчас у человека, в его подсознательном. Ведь человек сам зачастую не осознает этого. В том числе, для меня это замечательный метод диагностики, не требующий в некоторых ситуациях использования дополнительных общепринятых методов психодиагностики.
То есть для того, чтобы эффективно работать с Таро, не нужно быть потомственной гадалкой и ведьмой?
Безусловно, в понимании большинства людей Таро – это что-то мистическое и эзотерическое. И часто Таро используются в этом контексте. Поэтому многие боятся связываться с Таро, даже просто их трогать, не говоря уже о том, чтобы купить себе колоду и попробовать разобраться с ними. Например, если человек верующий, то для него Таро — это, в первую очередь, бесовщина. Мне иногда пишут в личные сообщения, что я такая-сякая, служу сатане. Это больше из-за узкого, черно-белого восприятия реальности и нежелания смотреть шире и глубже.
Я себя никогда не позиционировала как гадалку или экстрасенса. Для меня Таро – это инструмент для работы с психикой клиента, с его запросами. Конечно, для работы в таком ключе необходимы определенные навыки и качества, но вовсе не мистические.
Какими качествами должен обладать Таролог?
Эмпатия, внимательность, чувствительность. Умение видеть больше и глубже, чем на поверхности. Читать между строк. Все те же качества, которыми должен обладать любой психолог.
А их можно в себе развить?
Конечно можно, я постоянно самосовершенствуюсь. Еще нужно быть самому наполненным и достаточно спокойным.
Что тебе помогает?
В первую очередь, медитация. В том числе, во время сеанса, когда нужно быть сосредоточенным и внимательным. Сеанс Таро в какой-то мере — медитативное состояние. Есть даже специальная техника – медитация на карты Таро. Это про момент здесь и сейчас вместе с клиентом и его историей. Со всеми возникающими реакциями. И мы вместе образуем некоторое пространство, погружаясь в которое, работаем совместно с клиентом.
А вне сеанса ты медитируешь?
Еще до знакомства с Таро и психологией, я практиковала Ошо медитации. Но это активные техники, и сейчас они отошли для меня на второй план. Иногда я делаю Ошо кундалили медитацию – она очень помогает расслабиться и снять напряжение. Танец, молчание, чтение, рисование, употребление пищи, прогулки, занятия спортом, работа наедине с Таро – все это для меня медитация. Это помогает восстанавливать силы. Дважды в год я также езжу на ретрит–погружение, в буддийский храм в пригороде Петербурга. Это полная перезагрузка – без телефона, без контактов, без разговоров. Есть только ты и медитация. Я даже колоду Таро туда не беру, хотя они всегда со мной.
Бывали ли у тебя на сеансах скептики, которые в процессе изменили свою точку зрения и пересмотрели отношение к Таро?
Да, конечно. И часто у таких людей возникают инсайты и даже слезы, когда мы действительно проникаем глубоко в суть проблемы. Если клиент заплакал, для мня это — показатель хорошо проведенного сеанса. Особенно, когда это мужчины.
В итоге мы вместе с клиентом пишем историю про него, а не какую-то мою личную интерпретацию увиденного на картах, или то общее, что можно прочитать на любом сайте про значение карт Таро.
А как сами психологи относятся к Таро? Что говорит сообщество на эту тему? Ты интересовалась?
Я сейчас учусь в Восточно-Европейском Институте Психоанализа и периодически спрашиваю преподавателей разных дисциплин об их отношении к Таро. Мнения абсолютно разные. Кто-то относится категорически отрицательно, кто-то довольно позитивно отзывается, понимая, что в психологии огромное количество методов, и даже у того же психоанализа нет общепринятой научной доказательной базы. Отсюда кстати я и сформулировала для себя одну из целей – совместить в своей работе методы психоанализа и Таро.
Кстати, Карл Юнг в своей деятельности обращался к Таро и проводил исследования на эту тему. Он внес очень большой вклад в Таро как науку.
В картах Таро «изображены символы или символические ситуации», например, Повешенный, Башня, Солнце и другие. Эти символы, по мнению Юнга, представляют собой «архетипические идеи различной природы, смешивающиеся с обычным содержимым потока бессознательного».
Юнг считал, что «их вполне можно использовать в интуитивном методе понимания потока жизни, возможно, даже для предсказания будущих событий, так как всё будущее основывается на событиях настоящего«.
А проводились ли исследования Таро? В каких еще областях применяют Таро?
Юнг заметил связь Таро и бессознательного, но, к сожалению, при жизни имел мало сторонников и ресурсов для глубокого и массового исследования самой системы и способов работы этого инструмента. Но после его смерти была опубликована книга «Юнг и Таро: архетипическое путешествие». Там даются трактовки самого Юнга, но назвать это научным, наверное, сложно.
Таро относится к парапсихологии или трансперсональной психологии. Также Таро изучается в контексте таких дисциплин как: астрология, нумерология, алхимия, физика, математика, каббала и ряд других.
О конкретных , именно научных исследованиях я не слышала, поскольку Таро, как и психоанализ, не имеет доказательной базы. Но как минимум, Таро появилось и использовалось гораздо раньше, чем психоанализ.
Сейчас направление Таро в психологии и психотерапии активно развивается, есть много курсов и школ, конкретно в Питере есть прекрасная школа психологического Таро. Но там учат психологов работать с Таро. А я наоборот. Таро привело меня в психологию.
Если брать научное объяснение, как это все работает, то ближе всего здесь такое понятие как синхронизм, коллективное бессознательное.
Скажи 3 своих аргумента в пользу Таро, как действенного инструмента в психологическом консультировании?
- Это безопасно.
- Это очень интересно.
- Это очень глубоко и ресурсно.
Если взять все 78 карт, то на них изображен полный жизненный цикл, весь жизненный путь человека от рождения до смерти. И вновь перерождения. Поэтому используя всего одну колоду, можно увидеть отклик у человека на множество возможных событий на протяжении всей его жизни.
А теперь если кратко: что для тебя Таро?
Таро — это путь. Это мой личный психоаналитик. Это то, что дает мне лучше узнать себя и помочь другим лучше узнать самих себя.
А для себя ты часто используешь Таро? Делаешь расклады?
Это было на раннем этапе знакомства с Таро. В основном использую Карты для исследования, для углубления знаний, реже для самоанализа. Если мне нужен прогноз или анализ — я пойду к коллегам, потому что себе смотреть сложно, присутствует субьективность. Здесь все, как у психолога – и супервизии нужны, и не консультировать близких.
Почему в наши дни, когда психология доступна и научно обоснована, люди еще верят в мистику и обращаются к «магам»?
Сейчас эзотерика популярна, наверное, как никогда. Но это мое мнение. Предполагаю, это связано с тем, что люди не знают, куда бежать со своими проблемами. В нашем обществе психологическая помощь только набирает популярность, а поход к психологу воспринимается как «лечение в психиатрической клинике».
Люди уделяют мало внимания себе, своим физическим и психическим проблемам. А когда уже оказываются на грани, от отчаяния впадают в крайности – бегут к магам и волшебникам. Многие хотят перенести ответственность за принятие решения на кого-то другого. Психолог в данном случае этого не позволит, как не позволяю и я. Вариантов выбора много – их можно посмотреть. Но выбор за тобой, это твое решение, это твоя ответственность.
Каждый может научиться использовать Таро?
Вообще – да. Только очень мало тех, кто действительно готов углубляться в изучение и совершенствоваться постоянно. Я брала себе учеников, но ни один из них в итоге не захотел углубляться в процесс. Это было для них скорее мимолетным увлечением. А нужна усидчивость, настойчивость, желание запоминать много информации, анализировать. Не достаточно просто купить колоду и иметь под рукой толковый словарь Таро. К тому же, важно постоянно заниматься саморазвитием, духовной гигиеной, быть «чистым и пустым» — в нашем обществе в принципе таких не очень много.
Используешь современные технологии в работе?
Я тебе расскажу одну забавную историю про современные технологии и Таро. Я подсмотрела ее в какой-то передаче про мошенников. К одному Тарологу приходит клиентка. Сеанс стоит очень приличных денег. Клиентка задает своей вопрос. Таролог протягивает ей планшет с «Таро онлайн» и просит ткнуть пальцем на карты. И потом читает значение карты. Чтобы ты понимал, любой человек может зайти на этот сайт дома самостоятельно и все это проделать и получить такой же ответ, который получила та клиентка. Но это скорее из разряда гороскопы в газетах для всех, чем глубокая проработка вопроса клиента. Одним словом такие сеансы и такие современные технологии дискредитируют работу Таролога.
У меня три рабочих формата – личный, скайп или текст по интернету. Использую социальные сети, конечно, но само по себе произошло так, что личные страницы стали рабочими, потому что моя деятельность, моя работа – это моя жизнь.
Был случай с клиентом из Украины. Мне всегда был нужен какой-то визуальный контакт. Хотя бы фотография. Но в тот раз получилось так, что клиент мне не смог предоставить свое фото или выйти на связь. Я знала только ее имя, вся работа проходила в процессе переписки. В итоге я ей отправила большой текст по ее вопросу. А на утро получила ответ с огромной благодарностью и, как говорится, со сто процентным попаданием в цель. Тогда я еще раз вспомнила Юнга и коллективное бессознательное, к которому, в том числе, идет подключение при работе с Таро. Подключение к огромному информационному полю, опыту поколений.
Какую книгу ты бы порекомендовала прочитать каждому человеку?
«Пространство вариантов» Вадима Зеланда и «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.
Что для тебя означает понятие «баланс»?
Маг и Жрица. Равновесие между даю-беру, между мужским и женским.
Деньги это — …?
Ресурс для развития.
Кто виноват?
Что делать?
Любить, жить, радоваться.
С чего начать?
Ты счастлива?
Не пропустите эти интервью с интересными людьми:
Источник
Гадание с точки зрения психологии
Давайте попробуем разобраться, почему так живуч интерес человека к различным гаданиям? Что это — дань моде, невежество, праздное любопытство или стремление заглянуть в будущее, чтобы правильно действовать настоящем, попытка приблизиться к пониманию собственного Я ?
Интерес к предсказанию у людей был всегда, лишь менялись способы гадания в зависимости от уровня духовного развития. Наше столетие отличает выход самосознания человечества на качественно иной уровень. На первое место стала Личность человека, его Душа, богатый внутренний мир. Появилась такая наука как психология, которая поставила своей задачей изучение «психеи» — Души.
Началась эпоха возрождения для астрологии, в ключе переориентации с предсказания конкретных внешних событий на изучение внутренних возможностей человека, перспектив его духовного роста, возможностей самореализации. Астрология перешла с детерминированной предсказательной позиции на ориентирующую действия. Начались серьезные исследования виртуальных состояний сознания. Появились первые попытки исследования загадочной страны Сновидение. Взялись за серьезное изучение Арканов Таро, рун, И-Цзин.
Попробуем взглянуть на гадание с точки зрения современной психологии. Первым попытался научно объяснить причины живучести гадально-игральной колоды знаменитый швейцарский психолог Карл Густав Юнг. Юнг считал, что символы, употребляемые человеком, являются самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ отражает то психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент времени, он как бы и есть само это состояние. Изучая сновидения и фантазии своих пациентов, анализируя известную повторяемость образов, мотивов и понятий, он разработал концепцию «коллективного бессознательного» — глубинного уровня подсознания, своеобразной наследственной памяти, «вместилища архетипов».
Постепенно Юнг пришел к мысли о том, что его интерпретация символа дает ключ к анализу не только сновидений, но и к анализу мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не только европейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую культуры, обращая внимание на их символику. Это во многом и привело его к открытию коллективного бессознательного.
Архетипы, или «праобразы», по Юнгу, — это некие изначальные схемы, формулы, выражающиеся как поведение отдельных индивидов, так и в формировании первобытного мышления, фольклора и мифологии у человечества в целом.
Что касается гадания как такового, то Юнг рассматривал его как форму медитации, самоанализа. В этом смысле потребность гадания у современного человека во многом восполняется популярными психологическими тестами. Самость как центральный архетип, писал Юнг, «дает полное выражение той комбинации судеб, которая именуется индивидом».
К.Юнг совместил в своей концепции эмпирические наблюдения герметических наук и экспериментальные выводы современной ему психологии. Предсказательные системы, таким образом, оказались не бессмысленным экзотическим атрибутом магов, а косвенным выражением реально существующей потребности человека в самопознании и познании окружающего мира в его целостности.
Источник