- Гадания римских жрецов
- Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова ауспиции
- Определение слова ауспиции в словарях
- Примеры употребления слова ауспиции в литературе.
- АУСПИЦИИ
- Смотреть что такое «АУСПИЦИИ» в других словарях:
- Ауспиции
- Гадания
- Читайте также
- Молитвы, жертвы, гадания
- Гадания
- 5. ТЕОЛОГИЯ И ГАДАНИЯ
- Гадания и гадатели в Шан
- ГАДАНИЯ В ГРЕЦИИ
- ГАДАНИЯ В РИМЕ
- ГАДАНИЯ
- Колдовство и гадания
- Гадания и метафизические выкладки
- Астрология и гадания
- Гадания по системе ши
- Как древние Римляне предсказывали будущее?
Гадания римских жрецов
Последняя бука буква «и»
Ответ на вопрос «Гадания римских жрецов «, 8 (восемь) букв:
ауспиции
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова ауспиции
Определение слова ауспиции в словарях
Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
АУСПИЦИИ (лат. ед. ч. auspicium, от avis — птица и specio — смотрю), в Др. Риме гадания по наблюдениям за полетом и криком птиц и т.д. Ауспиции толковались авгурами. АУСТЕНИТ (от имени английского металлурга У. Робертса-Остена W. Roberts-Аusten; 1843-1902).
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(лат. ед. ч. auspicium, от avis ≈ птица и specie ≈ смотрю, наблюдаю), в Др. Риме гадания по наблюдениям за полётом и криком птиц, за небесными явлениями, за едой священных кур и т. д. А. совершались высшими магистратами перед началом важного государственного.
Примеры употребления слова ауспиции в литературе.
Они могли остановить народное собрание, отложить его до другого дня и даже отменять его решения, объявив, что ауспиции были неблагоприятны.
Даже в эпоху Цицерона, когда вера в старых богов, особенно в высших классах уже значительно пошатнулась, и магистраты, которые заведывали этими гаданиями, смотрели на них лишь как на докучные формальности, ауспиции все еще служили важным средством, по крайней мере, для достижения политических целей, и вследствие этого и коллегии А.
Но частым образом они чтили тех же богов, как и патриции, и могли даже производить ауспиции, не имевшие лишь значения для государства.
Так назывались у римлян члены одной жреческой коллегии, пользовавшейся до позднейших времен большим уважением и обладавшей знанием с помощью авгурий или ауспиций, т.
Случаи пренебрежения к ауспициям чаще, чем мы того хотели, обнаруживали присутствие богов.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник
АУСПИЦИИ
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .
Смотреть что такое «АУСПИЦИИ» в других словарях:
АУСПИЦИИ — (лат. auspitium, от avis птица, и spicere созерцать). Предсказатели по полету птиц и самое такое гадание, у древних. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АУСПИЦИИ лат. auspitium, от avis, птица, и… … Словарь иностранных слов русского языка
АУСПИЦИИ — (лат. ед. ч. auspicium, от avis птица и specio смотрю), в Др. Риме гадания по наблюдениям за полетом и криком птиц и т. д. Ауспиции толковались авгурами … Большой Энциклопедический словарь
АУСПИЦИИ — АУСПИЦИИ, ауспиций, ед. нет (лат. auspicium гадание по полету священных птиц в древнем Риме) (книжн., ирон.). Предзнаменования, обстоятельства. Дело наше началось при благоприятных ауспициях. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Ауспиции — (лат. auspicia, от avis «птица» и speculare «наблюдать») в узком смысле гадание авгуров по поведению птиц, откуда и происходит этимология, в широком гадания авгуров вообще. В этом смысле использовался также… … Википедия
ауспиции — (лат., ед. ч. auspicium, от avis птица и specio смотрю), в Древнем Риме гадания по наблюдениям за полётом и криком птиц и т. д. Ауспиции толковались авгурами. * * * АУСПИЦИИ АУСПИЦИИ (лат., ед. ч. auspicium, от avis птица и specio смотрю), в… … Энциклопедический словарь
Ауспиции — (лат. ед. ч. auspicium, от avis птица и specie смотрю, наблюдаю) в Др. Риме гадания по наблюдениям за полётом и криком птиц, за небесными явлениями, за едой священных кур и т. д. А. совершались высшими магистратами перед началом важного… … Большая советская энциклопедия
Ауспиции — (по лат. auspicia) так называли римляне предугадывание воли богов по известным признакам; признаками или знамением обыкновенно служил полет птиц, и по наблюдениям этого полета угадывалась воля божества (см. Авгуры) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ауспиции — ауспиции, ауспиций, ауспициям, ауспиции, ауспициями, ауспициях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
ауспиции — аусп иции, ий … Русский орфографический словарь
Ауспиции — в Др. Риме гадания по полету птиц и др. «божеств. знамениям» (по крику животных, различ. явлениям на небе и т.д.) с целью узнать «волю богов». Право А. принадл. магистрам, имевшим верхов. власть империум. А. соверш. перед началом важн.… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Источник
Ауспиции
Ауспи́ции (лат. auspicia , от avis — «птица» и speculare — «наблюдать») — в узком смысле — гадание авгуров по поведению птиц, откуда и происходит этимология, в широком — гадания авгуров вообще. В этом смысле использовался также термин augurium либо auspicium ex diris (signis). Ауспиции как предзнаменования делились на 5 видов:
- небесные (ex caelo) — включали наблюдения также за природными явлениями типа молнии или грозы и считались наиболее важными (maximum auspicium);
- собственно по наблюдению за некоторыми птицами (ex avibus), которые делились на дававших приметы по пению или голосу (oscines) и по полёту (alites). К первым принадлежали ворон, ворона, сова и курица. Первые предвещали хорошее событие (auspicium ratum) если летели справа и дурные — если слева. Ко вторым относились орёл, считавшийся птицей Юпитера, и гриф. Некоторые птицы (picus Martius, feronius и parrha) относились к обеим группам;
- ex tripudiis, то есть наблюдение за поведением первоначально любой птицы, позже цыплят при кормлении, которое делалось обычно при военных экспедициях. Цыплята содержались в клетке под наблюдением соответствующего человека (pullarius). При начале гадания пулларий открывал клетку и кидал туда бобы или мягкое пирожное. Если цыплята отказывались клевать, шумели, хлопали крылышками или применявшиеся раннее взрослые птицы улетали, это считалось дурным предзнаменованием. Когда же еда жадно клевалась так что было слушно постукивание, это было соответственно хорошей приметой (tripudium solistimum).
- наблюдение за четвероногими животными (ex quadrupedibus) — было не очень распространено. Соответствующей приметой (iuge auspicium) было, если, например, собака, конь, волк или лисица перебежит человеку дорогу.
- ex acuminibus — гадание по наконечникам копий во время походов.
Проводимые патрициями ауспиции были auspicia patrum, хотя могли быть совершены и частным образом без авгуров (auspicia privata). Ауспиции, организованные по инициативе высших магистратов (раньше — царей, а потом диктаторов, междуцарей и консульских трибунов) были auspicia maiora, а низших (курульных эдилов и квесторов) — minora. При нарушении тишины или вообще при обнаружении ошибки (vitium) ауспиции отменялись.
Впрочем, отношение к ауспициям было достаточно двойственно: несмотря на то, что они были освящены традициями, с результатами ауспиций считались далеко не всегда — и сами ауспиции становились всё более формальной процедурой. Так, у Валерия Максима в книге «О замечательных деяниях и изречениях» описывается следующий эпизод: накануне решающего морского сражения с карфагенянами в 249 до н. э. священные куры не стали клевать зерно, предрекая поражение; командовавший флотом консул Публий Клавдий Пульхр приказал выбросить их за борт, сказав: «Не хотят есть — пускай напьются», и дал сигнал к началу боя.
Цицерон, избранный авгуром, в своей книге «О природе богов» писал: «Удивительно, как могут два предсказателя воздержаться от смеха, глядя друг другу в глаза» [1] .
Источник
Гадания
Гадания и толкования предзнаменований играли очень важную роль как в частной, так и в общественной жизни римлян. Богов спрашивали об исходе любого значимого дела, будь то военный поход или строительство здания. Этим целям служила четко выверенная система гаданий, которыми занималась специальная коллегия жрецов-авгуров. Авгуры пользовались большим влиянием и, если предзнаменования были дурными, могли даже отменить принятый закон.
Гадания авгуров назывались ауспициями и делились на несколько классов. Самым распространенным было гадание по крикам или полету птиц. Для первого подходили вороны и совы, для второго — соколы, орлы и коршуны. Играли роль даже мельчайшие детали. Например, карканье вороны возвещало удачу, только если доносилось с левой стороны.
Прежде чем приступить к наблюдению за полетом птиц, следовало очертить небольшую площадку на земле, откуда велось наблюдение, и широкое пространство на небе. Для этого авгур жезлом проводил в небе две воображаемые пересекающиеся линии — с севера на юг и с востока на запад. Линии эти он так же мысленно обрисовывал прямоугольником, внутри которого и предстояло высматривать птиц. Точно так же авгур очерчивал площадку на земле, и наблюдающему следовало сидеть в месте пересечения воображаемых линий. Такая площадка называлась templum — отсюда и пошло понятие, обозначающее римский храм как таковой. Как правило, за птицами наблюдал не сам авгур, а тот, кто испрашивал божественной воли, авгур же только толковал знамения.
Любимцы императора Гонория. Художник Дж. У. Уотерхаус
Еще распространены были гадания по небесным явлениям, таким как гром и молния, и по клеванию или неклеванию зерен птицами. Первое возвещало удачу, второе — наоборот. Такое гадание пользовалось особым уважением на войне, поэтому за легионом часто следовал специальный человек с целым фургоном кур.
Достойным доверия гаданием считалось также гадание по внутренностям жертвенных животных, преимущественно по печени. Им занимались особые гадатели — гаруспики, которые знали массу тонкостей и гадальных значений каждого участка печени. Само гадание пришло в Рим из Этрурии, и лучшими гаруспиками в Риме на протяжении столетий считались этруски.
Даже когда вера в богов в высших кругах Рима пошатнулась, ауспиции продолжали играть роль мощного политического рычага, а авгуры пользовались большим уважением.
Римляне подходили к гаданию так же формально, как и к исполнению религиозных церемоний. Известна анекдотическая история, когда один римский консул, видя воодушевление солдат, собирался напасть на противника и испросил у авгура предсказания. Авгур разделял настроения войска и, совершив гадание, ответил консулу, что куры хорошо клюют зерно и бой пройдет успешно. Однако перед началом сражения консул случайно узнал, что авгур соврал ему и предзнаменования неблагоприятны. Консул сказал: «Что ж, это дело жреца. Мне было объявлено, что боги благоволят нам, и я считаю, что это так». Консул выиграл сражение, а вот авгур, как гласит предание, был убит в бою.
Большое влияние на жизнь римлян оказывали случайные происшествия, которые они, как правило, истолковывали неблагоприятно. Например, народное собрание должно было немедленно разойтись, если с кем-то из присутствующих случался эпилептический припадок. Действительно, римляне были очень суеверны, как мы сказали бы сейчас, и даже незначительные на наш взгляд события могли изменить их решения. Так, рассказывают, что не вовремя раздавшийся писк полевки заставил одного человека снять с себя обязанности диктатора, а другого уйти с поста начальника конницы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Молитвы, жертвы, гадания
Молитвы, жертвы, гадания «На бога надейся, а сам не плошай», — говорит старинная пословица. Греки очень хорошо умели не плошать, но для верности они хотели еще и надеяться на бога. Поэтому-то почти на каждой странице этой книги о чем-нибудь молят богов и ради чего-нибудь
Гадания
Гадания Гадания и толкования предзнаменований играли очень важную роль как в частной, так и в общественной жизни римлян. Богов спрашивали об исходе любого значимого дела, будь то военный поход или строительство здания. Этим целям служила четко выверенная система
5. ТЕОЛОГИЯ И ГАДАНИЯ
5. ТЕОЛОГИЯ И ГАДАНИЯ В древние времена люди принимали как данность, что все природные явления и вообще все важные события человеку неподвластны и совершаются лишь по воле сверхъестественных сил, во многом подобных человеку, но далеко превосходящих его в могуществе. По
Гадания и гадатели в Шан
Гадания и гадатели в Шан Главным моментом в ритуале общения с божественными предками был обряд гадания, который обычно сочетался с обрядом жертвоприношения. Цель гадания сводилась к тому, чтобы поставить предков в известность о тех или иных намерениях, успехах или
ГАДАНИЯ В ГРЕЦИИ
ГАДАНИЯ В ГРЕЦИИ …Испытаем, Атрид, и вопросим жреца, иль пророка, Или гадателя снов (и сны от Зевеса бывают): Пусть нам поведают, чем раздражен Аполлон небожитель? Гомер. Илиада, I, 62—64 Уже в давние времена осады Трои воспетые Гомером герои, оказавшись в трудном положении, в
ГАДАНИЯ В РИМЕ
ГАДАНИЯ В РИМЕ …Если можешь, найди причину нового и удивительного явления. Если не найдешь никакой, все же считай доказанным, что ничто не могло произойти без причины. С помощью природы прогони тот страх, в который тебя вводит новизна явления. Тогда ни землетрясения, ни
ГАДАНИЯ
ГАДАНИЯ Гадание в язычестве составляло одно из главных обрядов, которое никак не противоречило богослужению. Наоборот, гадание составляло одно из главных обрядов богослужения. Отцы церкви пытались искоренить гадание, применяя самые разные методы и приемы. Но главным
Колдовство и гадания
Колдовство и гадания Необходимым составным элементом всякой религии является колдовство, то есть ряд суеверных действий, которые сопровождаются произнесением таинственных слов, якобы воздействующих на сверхъестественные силы и приводящих к полезным (для колдуна и
Гадания и метафизические выкладки
Гадания и метафизические выкладки О гаданиях уже немало было сказано. В принципе обряд гадания остался примерно таким же, каким был полутысячелетие назад, в конце Шан и начале Чжоу. Использовались обе техники — и гадание по панцирям черепах (реже по лопаточным костям
Астрология и гадания
Астрология и гадания Астрономические наблюдения и предсказания судьбы по звездам и иным небесным телам и явлениям были известны в Китае очень давно. О наблюдениях за звездами и светилами говорилось уже в самых древних китайских книгах, особенно в «Шуцзин». Немало
Гадания по системе ши
Гадания по системе ши Влияние ирано-протозороастрийской духовной культуры, в основу которой издревле был положен принцип дуализма, вполне могло выразиться в виде восприятия соседними общностями (в частности, чжоусцами) главной идеи: мир расчленен на две полярные,
Источник
Как древние Римляне предсказывали будущее?
Само основание Древнего Рима было непосредственно связано с гаданием на птицах. Античный историк Плутарх приводит легенду о том, как Ромул и Рем поспорили, где именно им лучше построить новый город: «Уговорившись решить спор с помощью вещих птиц, они сели порознь и стали ждать, и со стороны Рема показалось, говорят, шесть коршунов, а со стороны Ромула — вдвое больше. Некоторые сообщают, что Рем на самом деле увидел своих птиц, а Ромул солгал и лишь когда Рем подошел, тогда только перед глазами Ромула появились двенадцать коршунов». С тех пор ауспиции, то есть гадания по полёту птиц (от латинских слов avis — «птица» и speculare — «наблюдать»), освящённые авторитетом самого Ромула, стали одним из основных государственных обрядов в Риме.
Ауспициями занимались специальные жрецы — авгуры. Коллегию авгуров учредил легендарный царь Нума Помпилий, изначально в ней состоял всего один жрец. В 300 г. до н.э. их число увеличилось до 9, при диктаторе Сулле до 15. Это расширение штатов было прямо связано с ростом римской государственности. Ауспиции были для римских граждан крайне важным делом, они должны были демонстрировать божественную санкцию на любое сколько-нибудь важное решение в масштабе всего римского государства. Например, в 426 году до н. э. встал вопрос: может ли военный трибун с консульской властью назначить диктатора? Обратились к авгурам и они дали положительный ответ.
Другой влиятельной категорией жрецов, также связанных с ритуальными гаданиями, были гаруспики, гадавшие на внутренностях жертвенных животных. Это искусство римляне позаимствовали у этрусков, которые различали в одной только печени 40 частей, каждая из которых была связана с одной из небесных сил, влияющих на жизнь людей. После жертвоприношения, совершаемого перед любым важным делом, внутренности жертвенных животных собирали и укладывали на специальную бронзовую доску. Гаруспики внимательно изучали их, ища малейшие признаки грозящих римлянам бед. Если такие знаки находили, то по их конкретному местоположению и иным деталям можно было узнать, на что следует обратить внимание в предстоящем деле, чтобы избежать проблем.
Античные авторы описывали множество несчастий, к которым приводило игнорирование предзнаменований. Во время Первой Пунической войны римским флотом командовал консул Клавдий Пульхр. Накануне решающего сражения священные куры, взятые с собой на корабль, отказались клевать зерно, что было дурным знаком. Консул приказал выбросить их за борт, прибавив: «Не хотят есть — пускай напьются!» В этом сражении римляне потерпели сокрушительное поражение.
Другой пример, тоже связанный с курами, относится ко Второй Пунической войне. Консул Гай Фламиний перед битвой повелел авгурам провести обряд гадания. Жрец, кормивший кур, видя, что у них нет аппетита, советовал перенести бой на другой день. Тогда Фламиний спросил его, а что он должен будет делать, если куры и тогда не станут клевать? Тот ответил: «Не трогаться с места». Консул презрительно бросил: «Славное же это гадание, если оно обрекает нас на бездействие и толкает в бой в зависимости от того, голодны или сыты куры». Затем Фламиний приказал построиться в боевой порядок и следовать за ним. Но знаменосец никак не мог сдвинуть с места свое знамя, несмотря на то, что ему пришли на помощь другие легионеры. Фламиний пренебрег и этим недобрым знаком. Через три часа его войско было разбито, а сам он погиб.
Гадания в Древнем Риме проводили не только государственные жрецы. Простые крестьяне, чтобы поймать вора, устраивали так называемое «гадание на решете». Несколько человек держали решето за края, при этом поочерёдно назывались имена подозреваемых. На чьём имени решето начинало дрожать, тот и считался виновным. Впрочем, образованные римляне относились к гаданиям довольно скептически. Сохранился сатирический текст известного античного писателя II в. до н.э. Лукиана Самосатского «Александр, или Лжепророк», с описанием похождений самозваного гадателя и прорицателя. Автор всячески издевается над его простодушными жертвами, готовыми поверить в любую чушь, которую герой-авантюрист выдаёт за божественные откровения.
В связи с гаданиями нельзя не упомянуть и о книгах сивилл (пророчиц). Их история известна из сочинения Дионисия Галикарнасского, жившего в I в. до н.э. К римскому царю Тарквинию Гордому пришла некая старуха из города Кумы. Она предложила купить у неё 9 книг с пророчествами за огромную сумму. Когда царь отказался, она сожгла 3 книги и предложила купить остальные за ту же цену. Вновь получив отказ, она сожгла ещё три книги. Посоветовавшись с авгурами, царь купил оставшиеся три книги за первоначальную цену. Считалось, что в этих книгах были записаны важнейшие события, которые неминуемо должны произойти с Римом, и предложены средства избежать грядущих бедствий.
Книги сивилл хранились в каменном ящике под сводом храма Юпитера Капитолийского. Для получения доступа к ним требовалось специальное постановление римского сената. Римляне считали, что многие последовавшие затем события римской истории оказались предсказаны в этих книгах.
Но поскольку книги сивилл были написаны крайне туманным языком, это выяснялось уже после того, как данное событие произошло. К сожалению, подлинные тексты пророчеств до наших дней не дошли, поскольку все три книги сгорели в 83 г. до н. э. во время пожара Капитолия.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
Источник