Научное и ненаучное предвидение
Существует научное и ненаучное предвидение. Кроме того следует отличать и эмпирическое предсказание, которое занимает как бы промежуточное положение между научным и ненаучным предвидением.
Ненаучным является такое предвидение, которое основывается на фантастических, нереальных, искусственно сконструированных взаимосвязях, нередко на видениях, «откровениях», т.е. такое предвидение, единственная цель которого – манипулировать человеческими взглядами и поведением, не имеющее фактической основы. Сновидение, гадание, астрология и тому подобное также относятся к ненаучному предвидению. К этой же группе относятся пророчества и социальные утопии, предсказания утопического и религиозного характера.
Научным считается такое предвидение, которое представляет собой результат научной теории, полученный в рамках этой теории, опирающийся, прежде всего на фундамент систематического научно-теоретического анализа закономерностей общественного развития и условий их реализации.
Только предвидение, исходящее из анализа реальных условий, может быть максимально надежным и наиболее полно проникает в возможные, вероятные и необходимые тенденции будущего. Но отличительным признаком научного предвидения не является абсолютно точное и полное знание будущего. Характерным для научного прогнозирования, прежде всего, является то, что оно опирается на познание объективных законов и на действенную методику; его результаты могут быть проверены, исправлены, уточнены и развиты дальше; оно ограничивается предсказанием того, что может быть предсказано как необходимое и вероятное вследствие своей диалектической детерминированности, исходя из прошлого и настоящего.
Эмпирическим называют предвидение, которое основывается на повседневном опыте людей, на фактической или мнимой взаимосвязи и регулярности, которое, однако, не опирается на научную теоретическую основу или оценку опыта, на изучение закономерностей происходящих процессов. В качестве примера можно привести так называемые народные приметы.
Источник
Возможно ли предсказать будущее человечества? Могут ли “сценарии” будущего быть научными?
Предвидение – это знание о будущем, т.е. о том, чего ещё нет в действительности, но потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. Предвидение по своей гносеологической природе близко к выдвижению гипотезы. Однако гипотеза – логическая форма, которая применяется к познанию и прошлого, и настоящего, и будущего, а предвидение направлено на будущее или же на ещё не известное нынешнее.
По способу, глубине и точности предвосхищения будущего можно выделить три вида предвидения: обыденное, интуитивное и научное. Обыденное предвидение основывается на повседневном жизненном опыте человека, на непосредственных наблюдениях за повторяемостью тех или иных событий в природе и обществе. Примером обыденных предвидений могут быть приметы погоды, которые широко известны в народе.
Второй вид предвидения – интуитивное. Известно, что интуиция – это непосредственное постижение истины без помощи научного опыта и логических умозаключений. Этот вид предвидения ещё недостаточно изучен и часто недооценивается.
Научное предвидение, в отличие от будничного и интуитивного, осуществляется в рамках науки или с её помощью и основывается на познании закономерностей исследуемого процесса. Оно имеет более высокую эффективность предсказания и дальность опережения.
В зависимости от сфер человеческой деятельности и объекта познания различают социальное, экономическое, политическое, военное и прочие виды научного предвидения. Для фиксации специфики социального предвидения используется понятие «прогнозирование». Прогнозирование – это особое предвидение, которое отличается высокой степенью научной обоснованности и объективности в исследовании общественных процессов. В отличие от других форм научного предвидения прогнозирование – это специальное исследование, которое имеет свою методологию и технику.
В нашей стране исследования, связанные с социальным предвидением, получили название «прогностика». Это ещё совсем молодая наука, которая изучает законы, принципы и методы прогнозирования, разрабатывает проблемы логики и классификации разных типов прогностических исследований. Она переживает период становления, но уже является важным инструментом построения научных альтернатив будущего.
Основные научно-теоретические характеристики социального прогнозирования таковы:
1. Процесс прогнозирования имеет объективную и субъективную основы. Объективная основа прогнозирования состоит в закономерной связи прошлого, настоящего и будущего.
Субъективная основа предвидения заключена в возможности человеческого сознания к опережающему отражению, которое строится на основе обнаружения и фиксации закономерных тенденций, идущих от прошлого через настоящее к будущему.
Выяснение объективной и субъективной основ прогнозирования даёт возможность отличить его от всякого рода лжепророчеств, которые иногда относят к предвидению.
2. Социальное прогнозирование тесно связано с существующими теориями, вытекает из них. Как известно, всякая теория выполняет три функции: синтезирующую, объясняющую, прогнозирующую. Дальнейшая логическая структура научного предвидения такова:
— определение проблемы предвидения;
— формирование плана прогностической деятельности на основе выдвинутых прогнозов;
— обоснование истинности, достоверности прогноза и подтверждение их практикой в той мере, в какой это возможно.
3. Социальное прогнозирование предусматривает определённую периодизацию будущего. В силу того, что знания о будущем по мере отдаления от настоящего становятся всё менее конкретными и точными, всё более общими и неопределёнными, целесообразно говорить о непосредственном, обозримом и отдалённом будущем.
4. Прогнозирование – это процесс получения знаний о будущем на основе специальных научных методов. Основные из них: 1) экстраполяционные методы; 2) историческая аналогия; 3) моделирование; 4) экспертные оценки; 5) сценарии будущего. Экстраполяционные методы основаны на распространении на будущее тенденций, закономерности которых в прошлом и настоящем довольно хорошо известны. Историческая аналогия – это познание путём сравнения. Метод моделирования строится на изучении не самих объектов познания, а их моделей. Экспертные оценки – это научный метод, суть которого состоит в проведении экспертами анализа проблемы с последующей формализованной обработкой результатов. Сценарии будущего – это упорядоченная совокупность исходных предложений, которые обосновывают ту или иную версию о возможном будущем наблюдаемой тенденции.
5. Результатом прогнозирования перспектив развития общественных явлений и процессов является прогноз. Исходя из содержания и назначения разных прогнозов, можно выделить четыре их основных типа.
Поисковый прогноз – это прогноз, который составляется для того, чтобы показать, каким может быть будущее социального объекта.
Нормативный прогноз – это рационально организованный анализ возможных путей оптимизации управления. Этот прогноз образно называют «прогнозом наоборот», поскольку в нём исследование идёт в обратном направлении – от будущего к настоящему.
Аналитический прогноз составляется для того, чтобы в научных целях определить познавательную ценность разных методов и средств изучения будущего.
Прогноз-предостережение разрабатывается для непосредственного влияния на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее (например, возможные экологические катастрофы).
Т.о., прогнозирование лежит в основе сознательного осуществления и использования таких регуляторов общественной жизни, как социальный закон, необходимость, потребность, интерес, проблема, цель, задача, идеал, норма, принцип деятельности людей. Прогнозирование выступает звеном. Которое соединяет познание с практикой, оно является функцией науки, тесно связывающей теорию с повседневной жизнью, с практической действенностью познания. На прогнозировании базируется научное управление, в частности, такая его функция, как планирование. Прогнозирование формирует знания как о желательных общественных явлениях, так и о нежелательных, неминуемых, возможных или вероятных. Возрастание роли прогнозирования в формировании планов развития общества повысило научную необходимость в учёте прогнозов для той или иной фазы планирования.
Рассмотренные вопросы позволяют сделать три принципиально важных вывода:
1. В наше время прогнозирование будущего приобретает всё большее значение для человечества. От прогнозирования теперь в значительной мере зависит судьба грядущих поколений.
2. Современный уровень социальных исследований позволяет получить достаточно вероятное знание о будущем и вывести социальное предвидение из сферы «утопии» в сферу науки.
3. Прогнозирование будущего – это междисциплинарное комплексное исследование перспектив человечества, которое может быть плодотворным лишь в процессе интеграции гуманитарного, естественно-научного и научно технического знания.
Следовательно, будущее человечества может быть предсказано научным способом.
Источник
Какая форма предсказания будущего не является научной
ПРЕДСКАЗАНИЕ — ПРЕДВИДЕНИЕ НАУЧНОЕ
Предсказание (precognition) — 1) Формулирование будущих свойств, связей, развития объекта на основании информации о его прошлом и настоящем.
2) Сверхчувственное знание о будущих событиях, предполагающее не мысленное воздействие на будущее, а предсказание тех событий, которые, по утверждению предсказателя, предопределены.
Подобно телепатии и ясновидению, предсказание считается происходящим без участия известных органов чувств и, т.о., является одной из форм экстрасенсорного восприятия .
Существует давняя традиция, основанная на легендарных свидетельствах, о предсказании будущего благодаря снам, наблюдению за полетом птиц или гаданию по внутренностям жертвенных животных.
Способность к предсказанию исследовалась путем оценки результатов предсказаний испытуемым порядка карт в тасуемой колоде или выпадения комбинации цифр при бросании костей, однако полученные статистические данные оказались менее убедительными, чем при экспериментах в области телепатии или ясновидения .
От предсказания следует отличать предвидение как одну из форм научного познания, выступающего уже в качестве прогнозирования тех или иных явлений и процессов.
Предвидение в большей степени, чем предсказание, основывается на обобщении теоретических и экспериментальных данных, на учете закономерностей и связей явлений, оно уже выступает в качестве распространения познанного на область еще непознанного.
Предвидение научное , вид теоретич. деятельности, заключающийся в определении, описании тех или иных явлений природы, обществ. жизни, психических состояний, к-рые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем.
Научное предвидение возникает на основе донаучных форм предвидения, к-рые развиваются первонач. в рамках практич. деятельности людей.
Предвидение в форме пророчеств, прорицаний, гаданий было известно в глубокой древности. Уже в Др. Греции, Индии, Китае, Египте и Вавилонии происходило первое фундаментальное разграничение областей предвидения на область явлений природы (солнечное затмение, предсказание урожая, изменение погоды и т.п.); область социальных явлений (наступление и исход войны, победа или поражение политич. группировки и т.п.); область событий в жизни отд. человека (смерть, болезнь, рождение, бракосочетание, обогащение и т.п.).
В своей первонач. форме предвидение нередко выступало в мистической, иррациональной и религиозной форме и монополизировалось спец. группами — жрецами, оракулами, пророками, шаманами и др.
Однако уже в это время известны формы предвидения и предсказания, опирающиеся на личный «мирской» опыт и зачатки научных знаний. Примером может служить предсказание Фалесом солнечного затмения (585 до н.э.) и предстоящего высокого урожая винограда.
Потребность в предвидении возникает из необходимости управления обществом, промышленностью, торговлей, организацией земледелия, планированием политических, экономических и культурных мероприятий.
Научное предвидение возникает одновременно с развитием совр. науки в 15-17 вв.
Основой научного предвиденья является научная теория, представляющая собой цепь взаимообусловленных, логически связанных законов . Из определённых законов по заранее установленным правилам выводятся следствия, содержащие информацию о свойствах , отношениях и др. характеристиках данных явлений . Отнесённые к будущему, они выступают как акты предвидения.
Предвидение, более или менее локализованное во времени и содержащее достаточно полную информацию, обычно называется предсказанием, напр. описания химич. свойств нек-рых ещё не открытых элементов на основе периодического закона Менделеева, предсказание позитрона П. Дираком и т.п.
Предвидение может осуществляться по т.н. детерминистической и вероятностной схемам.
В первом случае каждое явление предсказывается с высокой степенью точности и строго локализуется во времени или пространстве. Чем сложнее явление, тем чаще приходится прибегать к вероятностно-статистич. методам предвидения-предсказания. Детерминистические формы научного предвиденья, как правило, имеют место в механике, классич. физике, химии, ряде разделов астрономии и т.п.
Для предсказания явлений, относящихся к области сложных систем и подвергающихся воздействию многочисленных факторов, не поддающихся полному учёту (квантовая физика, а также экономика, политика, психология и др.), используются различные схемы вероятностно-статистич. предсказания, предвидения и прогнозирования.
Характер научного предвиденья и степень его достоверности зависят не только от структуры и объективной истинности законов определённой отрасли науки, но и от точности и полноты исходной эмпирической информации, описывающей начальные условия того или иного события.
Методология научного предвиденья, включая исследование логических структур, применяемых в различных схемах предвидения и предсказания, необходима для разработки спец. методик точного количеств. прогнозирования. При этом необходимо учитывать, что каждый акт научного предвиденья по схеме обратной связи может оказывать влияние на ход историч. событий, видоизменяя их в рамках объективных закономерностей.
Гл. направлениями в исследовании основ научного предвиденья являются:
логические исследование его структур;
сравнит. исследования научного предвиденья в естеств. и обществ. науках;
методология научного предвиденья осн. социальных процессов в совр. обществе;
методика и техника различных спец. видов предвидения, предсказания и прогнозирования, применяемых в нар. х-ве, политике, культуре, в области индивидуального поведения людей.
Прогноз (от греч. prognosis — предвидение, предсказание), первоначально предсказание хода болезни, затем вообще всякое конкретное предсказание, суждение о состоянии какого-либо явления в будущем; ныне обычно в значении вероятностного суждения о будущем на основе специального научного исследования.
Прогнозирование, разработка прогноза; в узком значении — специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. Прогнозирование служит повышению обоснованности целей и решений, в том числе планов, программ, проектов.
Термин «прогнозирование» получил распространение в 1960-х гг., когда начала складываться специальная теория разработки прогнозов управляемых явлений (предвидение научное). На протяжении веков прогнозирование в социальной сфере не применялось, т.к. здесь полностью господствовали религиозные, утопические и идеалистические философско-исторические подходы к познанию будущего (эсхатология, утопия, философия истории). Одновременно на протяжении 2-й половины 19 —1-й половины 20 вв. получили значительное развитие конкретные прогнозы в естественных науках (погоды, болезней, полезных ископаемых и т.д.), всё чаще приходившие на смену обыденным предсказаниям на основе примет.
Прогнозирование как одна из форм конкретизации предвидения научного в социальной сфере находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением, целеполаганием. Это проявляется в параллельных прогнозно-плановых, прогнозно-проектных и т.п. разработках (прогнозирование целевое, плановое, программное, проектное, организационное).
Поисковое прогнозирование (генетическое, изыскательское, исследовательское) имеет целью получить предсказание состояния объекта исследования в будущем при наблюдаемых тенденциях, если допустить, что последние не будут изменены посредством решений (планов, проектов и т.п.).
Нормативное прогнозирование, предсказание путей достижения желательного состояния объекта на основе заранее заданных критериев, целей, норм.
Важную роль в прогнозировании играет обратная связь между предсказанием и решением , интенсивность её неодинакова для различных объектов исследования. Теоретически она нигде не равна нулю: человек в отдалённой перспективе сможет изменять посредством решений и действий всё более широкий круг объектов предсказания. Но практически многие объекты, особенно в естественных науках, неуправляемы и допускают лишь безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.
С другой стороны, нередко, особенно в общественных науках, обратная связь достигает высокой степени интенсивности и приводит к эффекту т. н. самоосуществления или «саморазрушения» прогноза путём решений и действий с учётом последнего, Так, предсказания валютных кризисов на Западе часто приводят к панике и действительному обострению ситуации.
Вместе с тем своевременное вмешательство при предвидении надвигающейся опасности способно предотвратить её и, разрушив прогноз, спасти положение.
Отсюда методологическая ориентация прогнозирования управляемых явлений не на безусловное предсказание, а на оценку вероятного (при условии сохранения наблюдаемых тенденций) и желательного (при условии заранее заданных норм) состояния объекта. Ожидаемый результат исследования — использование прогностической информации, полученной на основе сопоставления данных поискового и нормативного.
Отрасли прогнозирования
В естественных науках выделяется прогнозирование
в метеорологии (прогнозирование атмосферных явлений),
в агрометеорологии (агрометеорологические прогнозы в сельском хозяйстве, прогнозирование урожайности с.-х. культур, условий формирования урожая и т.п.),
в гидрологии (прогнозирование паводков, волнений, цунами, замерзания и вскрытия льдов),
в геологии (прогнозирование полезных ископаемых, землетрясений и т.д.),
в астрономии (прогнозирование состояния небесных тел, газов, излучений),
в биологии и медицине (прогнозирование в сфере физиологии и психологии животных и человека).
В технических науках (научно-техническое, технологическое, инженерное прогнозирование в техносфере: состояния материалов и режима работы механизмов, машин, аппаратов, приборов).
В общественных науках выделяется прогнозирование
в науковедении (прогнозирование социальных аспектов развития науки и научно-технического прогресса, перспективности отдельных направлений научных исследований, структуры науки, научных кадров и учреждений и т.п.),
в социальных отраслях медицины (прогнозирование перспектив развития здравоохранения),
прогнозирование физической культуры, спорта,
прогнозирование в экономической географии и социальных отраслях астрономии (прогнозирование перспектив исследования и освоения Земли и космоса),
в социальных отраслях экологии (прогнозирование перспектив сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью человеческого общества),
в экономических науках — прогноз экономический,
в социологии — прогнозирование социальной структуры, организации и т.д.),
в демографии — прогнозирование роста и структуры населения,
в филологии и этнографии — прогнозирование развития языка, письменности, обычаев, национальных отношений,
в архитектуре и градостроительстве — прогнозирование расселения, развития города и села, жилища и т.п.),
в сферах образования, культуры, нравственности, государства и права — юридический прогноз, криминологический прогноз,
во внешней и внутренней политики,
в военном деле.
Отраслевая классификация прогнозирования ещё не устоялась. Так, например, термин «научно-техническое прогнозирование» охватывает иногда прогнозирование во всех естественных науках, а также в науковедении, географии, здравоохранении.
«Социальное прогнозирование» в широком смысле означает «Прогнозирование в общественных науках», а в узком — «Прогнозирование в социологии» и т.п.
Прогнозирование на практике развивается в комплексах взаимосвязанных прогнозов по отдельным научным дисциплинам. При этом в зависимости от цели прогностического исследования одна из отраслей прогнозирования является профильной, образует собственно предмет исследования, а смежные отрасли составляют прогностический фон заранее полученных данных.
Прогностический фон состоит из нескольких отраслей: научно-технической, демографической, экономической, социологической, культурной, внутриполитической, внешнеполитической.
Эшелоны прогнозирования
По времени упреждения прогнозирование разделяется
на текущее (когда не ожидается существенных изменений исследуемого объекта и имеются в виду лишь отдельные, частные количественные оценки),
краткосрочное (общие количественные оценки),
среднесрочное (количественно-качественные оценки),
долгосрочное (качественно-количественные оценки),
сверхдолгосрочное (общие качественные оценки).
В зависимости от характера и цели прогнозирования диапазон каждого из эшелонов может простираться от долей секунды (например, в физике) до миллиардов лет (в космологии). В общественных науках время упреждения варьируется в пределах от 10 лет (в политике) до 100 и более лет (в градостроительстве). Обычно эшелоны прогнозирования в общественных науках для оперативных целей приравниваются к эшелонам планирования: краткосрочные на 1—2 года, среднесрочные на 5—10 лет, долгосрочные на 15—20 лет, сверхдолгосрочные на 50—100 лет.
Прогнозирование в общественных науках на более отдалённые сроки нецелесообразно, т.к. становится чрезмерно большим разрыв между профилем и фоном исследования, а также между условным предсказанием и возможным многократным изменением объекта прогнозирования путём решений и действий, в результате чего резко падает степень надёжности прогнозирования.
Научное предвидение в этом случае ограничивается рамками общих законов развития природы и общества.
Методы прогнозирования
В отличие от расчётов жестко детерминированных явлений (например, солнечных и лунных затмений), с одной стороны, и ненаучных прорицаний — с другой, прогнозирование отличается вероятностным подходом к предметам исследования. Этим определяется характер и структура методов прогнозирования. К 70-м гг. их насчитывают свыше 100, начиная с общенаучных, действительных для всех наук (анализ и синтез, экстраполяция и интерполяция индукция и дедукция, аналогия гипотеза, эксперимент и т.д.) и кончая меж- (интер-) и частнонаучными, пригодными лишь для нескольких или даже только для одной науки.
Наиболее распространено 10—15 обще- и межнаучных методов:
экстраполяция — с учётом особенностей динамики развития объекта прогнозирования, возможных отклонений динамического временного ряда под воздействием факторов прогностического фона, моделирование — имитационные, игровые, операциональные, сетевые и др. модели),
опрос экспертов и населения, историческая аналогия, прогнозные сценарии, матрицы взаимовлияющих факторов типа «проблемы — возможные способы их решения», «затраты — выпуск» и т.п., а также
методы, основанные на построении графов и «дерева проблем» или «дерева целей», методы, основанные на использовании патентов и т.д.
Обычно выделяют три класса методов прогнозирования: экстраполяция, моделирование, опрос экспертов. Но такая классификация условна, т.к. прогностические модели предполагают экстраполяцию и экспертные оценки, последние представляют итог экстраполяции и моделирования экспертом исследуемого объекта и т.д.
Конкретные методики, по которым ведётся прогнозирование, образуются путём оптимального сочетания нескольких методов сообразно цели и задачам исследования. Иногда несколько методик объединяются в
комплексную систему прогнозирования (т. н. прогнозирующую систему) в совокупности с системами целеполагания, планирования, программирования, проектирования, управления в целом. Примером может служить система «FAME» («Прогнозы и оценки для управления разработками»), на основе которой в США в 1960-х — начале 1970-х гг. осуществлялась программа космических исследований «Аполлон». В мировой практике насчитывается около двух десятков подобных систем. В СССР по комплексной системе прогнозирования велась разработка прогноза научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий.
Общая типовая методика прогнозирования содержит следующие основные этапы исследования:
предпрогнозная ориентация — определение предмета, цели, задач, времени упреждения, рабочих гипотез, методов, структуры и организации исследования;
прогностический фон (сбор готовых данных по смежным, непрофильным отраслям прогнозирования;
исходная или базовая модель, т. е. система показателей, параметров, отображающая характер и структуру объекта;
поисковая модель — проекция в будущее системы показателей исходной модели на дату упреждения по наблюдаемой тенденции с учётом факторов прогностического фона;
для управляемых явлений — также нормативная модель (проекция в будущее системы показателей исходной модели в соответствии с заданными целями и нормами по заданным критериям);
оценка степени достоверности (верификация) и уточнение предварительных моделей с помощью параллельных, контрольных методов, обычно опросом экспертов;
выработка рекомендации для оптимизации принятия решений в планировании, управлении и т.п. на основе сопоставления прогностических моделей.
В развитых странах проблемами прогнозирования заняты многие учреждения. Важнейшие из них: в США — Корпорация РЭНД, Гудзоновский институт, институт по проблемам будущего, «Комиссия 2000 года» при Американской академии искусств и наук; в Великобритании — «Комитет следующих 30 лет» при Совете социальных исследований; во Франции — «Группа 1985 г.» при Совете Министров и Центр прогностических исследований; в ФРГ— Институт экономических исследований будущего им. Виккерта; в Италии — институт прикладных экономических исследований и т.д. Центры исследований будущего созданы также в Берлине, при правительствах Швеции, Дании, Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Швейцарии и др. стран.
Почти во всех странах Западной Европы и в США имеются национальные научные общества, объединяющие специалистов по прогнозированию. Три из них: «Футурибль» (Франция), «Мир будущего» (США) и «Человечество 2000 года» (Великобритания) носят международный характер и имеют филиалы в различных странах. В 1973 создана Всемирная федерация исследований будущего.
Специальная зарубежная периодика по проблемам прогнозирования: «Analyse et Praseodymium Prévision» (P., с 1966), «Anaivsen und Prognosen» (West Berlin, с 1968), «2000» (Phosphorus., с 1967), «Futures» (Guilford, с 1968); «Futuribili» (Roma, с 1967), «Futurist» (Wash., с 1967), «Futurum» (Meisenheim am Glan — Münch., с 1968); «Newsletter of Social and Humain Forecasting» (Roma, с 1971); «Polska 2000» (Warsz., с 1970), «Prognosen, Pläne, Persoektiven» (W., с 1967); «Prognosztika» (Bdpst., с 1969), «Prospective» (Phosphorus., с 1957); «Technological Forecasting and Social Change» (Nitrogen, Yttrium., с 1969): «Trend» (Praha, с 1969); «Trendek — Prognozisok» (Bdpst, с 1968).
Источник