- Магические талисманы А. С. Пушкина
- Талисманы, которыми дорожил Пушкин: 7 магических перстней
- Почему кольца?
- Только ли Пушкин верил в силу талисманов?
- Сколько колец-талисманов было у Пушкина?
- Какой из перстней стал первым талисманом поэта?
- О каком перстне написано стихотворение «Талисман»?
- О каком перстне написан стих «Храни меня, мой талисман»?
Магические талисманы А. С. Пушкина
Для людей «золотого века русской литературы» кольца, перстни, браслеты с природными камнями были не только украшениями, но и талисманами.
Талисманы всегда овеяны тайной. Талисманы, принадлежащие великим людям, вдвойне. О перстнях Пушкина еще при его жизни ходили легенды, после смерти поэта значение колец обрело почти мистический смысл.
Перстень-талисман, которым Пушкин дорожил и не расставался до конца жизни, представлял собой крупное золотое кольцо витой формы с большим сердоликом-интальо и вырезанной на нем надписью. Судя по отпечаткам, в кольцо был вставлен восьмиугольный камень.
Пушкину он был подарен Е.К.Воронцовой в Одессе, перед отъездом в ссылку в Михайловское в 1824 году. С этим событием и перстнем связано одно из самых замечательных стихотворений поэта «Талисман», написанное в 1827 году. Там есть такие строки:
«. Там волшебница ласкаясь,
Мне вручила талисман.
И, ласкаясь, говорила:
«Сохрани мой талисман:
В нем таинственная сила!
Он тебе любовью дан. «.
А.С.Пушкин искренне верил в чудодейственную силу камня. По свидетельству первого из пушкинских биграфов П.В.Анненкова поэт «. соединял даже талант свой с участью перстня, испещренного какими-то кабалистическими знаками и бережно хранимого им.»
Перед смертью поэт подарил это кольцо Жуковскому. Тот был так очарован перстнем и вырезанными на камне таинственными знаками, что носил его постоянно на среднем пальце правой руки рядом с обручальным кольцом.
Он говорил, что Пушкин и жена занимают равное место в его сердце. В одном из писем С.М. Соковкину в 1837 г. Жуковский сделал приписку: «Печать моя есть так называмый талисман; подпись арабская, что значит не знаю. Это Пушкина Перстень, им воспетый и снятый мной с мертвой руки его»
Сын Жуковского подарил этот перстень И.С.Тургеневу. Позднее Тургенев говорил: «Я очень горжусь обладанием пушкинского перстня и придаю ему, так же как и Пушкин, большое значение. После моей смерти я бы желал, чтобы перстень был передан графу Л.Н.Толстому, когда настанет час, граф передал этот перстень по своему выбору, достойному последователю пушкинских традиций между новейшими писателями»
После смерти Тургенева Полина Виардо передала перстень поэта Пушкинскому музею Александровского лицея.
Из музея перстень был украден. Остались только отпечатки камня на воске и сургуче. По отпечаткам можно сказать, что в кольцо был вставлен восьмиугольный камень-интальо, с надписью на древнееврейском языке. Пушкин, очевидно не знал, что означает надпись на камне, где «. слова святые начертила на нем безвестная рука». Позднее надпись расшифровали. Она гласила следующее:
«Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да будет благословенна его память»
Неизвестно, когда у Пушкина появился золотой перстень с изумрудом квадратной формы. Долгое время после смерти поэта он хранился у наследников врача и писателя В.И.Даля. «Мне достался от вдовы Пушкина, — пишет Даль в своих воспоминаниях — дорогой подарок, перстень с изумрудом, который он всегда носил с собой и называл — не знаю почему — талисманом». в письме В.Ф.Одоевскому 5 апреля 1837 года он пишет:
«Перстень Пушкина, который звал он — не знаю почему — талисманом, для меня теперь настоящий талисман. Вам это могу сказать. Вы меня поймете. как гляну на него, так и пробежит по мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное».
В.И.Даль
На московскую юбилейную выставку 1880 года перстень был доставлен дочерью Даля. Затем он находился у президента Императорской АН великого князя Константина Константиновича и был им завещан Академии В 1915 году перстень поступил в Пушкинский дом. В настоящее время кольцо с изумрудом хранится в фондах Музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12.
В 1827 году, будучи в Москве, поэт позировал художнику Тропинину, которым был написан его портрет в домашнем халате. На большом пальце правой руки А.С.Пушкина, лежащей на столике поверх пачки белой бумаги, виден перстень с зеленым камнем, напоминающим изумруд. На указательном пальце той же руки изображено кольцо витой формы, очень напоминающее перстень с сердоликом, подаренный поэту Воронцовой. Только камень с надписью повернут в противоположную сторону.
У Пушкина было несколько колец с самоцветными камнями, которым поэт придавал магическое значение.
Одно из них — тонкое золотое кольцо со скромным слабоокрашенным сердоликом. На камне вырезаны три амура, садящиеся в ладью. В 1915 году внук княгини Волконской передал эту реликвию в Пушкинский дом. К кольцу прилагалась записка внучки Волконской: «Прошу Вас принять и передать в дар Пушкинскому Дому Императорской Академии Наук прилагаемое кольцо, принадлежавшее А.С.Пушкину. Оно было положено в лотерею, розыгранную в доме Н.Н.Раевского и выиграно бабушкой моей — Марией Николаевной — женой декабриста и подарено мне моим отцом Князем Сер. Волконским, когда я окончила гимназию. в 1880 г.»
Как великую драгоценность носила это кольцо М.Н.Волконская во время пребывания в Сибири, а перед смертью передала сыну.
Было у Пушкина и еще одно кольцо — с бирюзой, подарок П.В.Нащокина. Незадолго до смерти поэт подарил кольцо Данзасу, лицейному товарищу, будущему секунданту на дуэли. По свидетельству Нащокиной, Пушкин протянул его Данзасу и сказал: «Возьми и носи это кольцо. Это талисман от насильственной смерти». К великому огорчению Данзаса кольцо с бирюзой было им утеряно.
Был у Пушкина золотой браслет, со вставленной в него, по мнению поэта, бирюзой. В письме к В.П.Зубкову в 1826 году Пушкин пишет: «Я дорожу моей бирюзой, как она ни гнусна» (Пушкин. Т.13. С.563). Позднее выяснилось, что это была не бирюза, а зеленая яшма. В пору увлечения Пушкиным Екатериной Ушаковой, он подарил ей этот браслет.
Жених Ушаковой в пылу ревности его сломал. Но ее отец уже после смерти Пушкина велел вырезать на другой стороне камня инициалы поэта и вставить в кольцо. Дальнейшие следы камня затерялись.
Трости А. С. Пушкинас набалдашниками: аметистовым, из слоновой костии пуговицей с камзола Петра I
Сохранилась палка орехового дерева с аметистовым набалдашником, которая после смерти А.С.Пушкина была подарена его родными доктору И.Т.Спасскому. Тонкая красивая палка с золотым ободком в месте соединения дерева с аметистом была в числе других вещей на выставке 1880 года в Санкт-Петербурге. Сейчас она хранится в квартире-музее А.С.Пушкина.
Источник
Талисманы, которыми дорожил Пушкин: 7 магических перстней
Александр Сергеевич Пушкин был не только поэтом, сказочником, щеголем, дуэлянтом и дамским угодником. Он был еще и мистиком, эзотериком, с большой серьезностью относившимся к различным талисманам, оберегам, гаданиям и прочим, аналогичным вещам.
Разумеется, о том, каким был самый дорогой для Александра Сергеевича талисман, можно только догадываться. Однако в том, что это было кольцо, а не какая-либо другая вещь, сомневаться не приходится.
Почему кольца?
То, что поэт носил перстни, можно с уверенностью утверждать, взглянув на его портреты. К примеру, на самом известном из них, принадлежащем кисти В.А. Тропинина и написанном в 1827 году на руке поэта два перстня – с изумрудом и, предположительно, с сердоликом.
По воспоминаниям современников поэта, именно этими украшениями Пушкин дорожил более всего, считая их своими талисманами и даже объясняя их магическими свойствами собственные качества – работоспособность, талант, везение и популярность.
Павел Васильевич Анненков, литератор и критик, в своем произведении «Материалы для биографии А.С. Пушкина», написанном в 1855 году, утверждал следующее: «Он соединял даже талант свой с участью перстня, испещренного какими-то кабалистическими знаками и бережно хранимого им».
И подобных воспоминаний очень много. О перстнях Пушкина писали Жуковский, Данзас, Нащокин, Даль и даже вдова поэта, Наталья Николаевна. Соответственно, сомневаться в том, что Александр Сергеевич считал своими талисманами кольца, а не какие-либо иные украшения, не приходится.
Только ли Пушкин верил в силу талисманов?
Начало и середина XIX столетия – особое время. Увлечение эзотерикой и мистикой буквально охватило российское дворянство. Все знатные люди Санкт-Петербурга и Москвы проводили время за изучением свойств различных минералов, постижением смысла кабалистических символов и подбором талисманов для себя и близких.
Люди повсюду видели тайные символы и знаки, в любом, даже самом примитивном, барельефе находили свидетельства принадлежности владельца здания к обществу масонов, а каждое погодное явление рассматривали, как посланное свыше знамение. Разумеется, в моде были и гадания, толкования снов, поклонение чудотворным иконам, различные паломничества и обеты.
Что же касается магических свойств минералов, то в то время издавались специальные справочники, называвшиеся лапидариями. Эти книги распродавались моментально. Любой, даже самый большой тираж, оказывался слишком мал, типографиям приходилось допечатывать справочники, чтобы удовлетворить спрос публики на них.
Изделия с натуральными камнями в России XIX столетия воспринимались не столько, как ювелирные украшения или же вариант вложения денег, сколько как обереги, талисманы, способные повлиять на судьбу и здоровье, настроение их владельца.
Александр Сергеевич Пушкин же был весьма светским человеком. Он являлся завсегдатаем балов, званных вечеров, частым гостем в дамских салонах. Любил поэт и провести время за игрой в карты. Сейчас его бы назвали «тусовщиком». Разумеется, при таком образе жизни, Пушкин был в курсе всех веяний моды и следовал им.
Сколько колец-талисманов было у Пушкина?
Единого мнения о том, сколько всего перстней, выполняющих функцию талисманов, принадлежало поэту, у его биографов нет. Принято считать, что их было семь. Однако, достоверно известно только о четырех из них. Об этих перстнях сохранились воспоминания близких поэта, они присутствуют на его портретах и выставлялись в музеях.
Почему же биографы склонны считать, что перстней было семь? Поводом для этого предположения являются легенды и письма Пушкина, на которых сохранились сургучные печати. Не все конверты оказались запечатаны известными перстнями, которые хранятся в музеях. По отпечаткам было установлено, что один из не известных биографам перстней поэта был украшен масонской символикой. Это открытие породило множество предположений и пропитанных мистикой версий, касающихся «неизвестной стороны» жизни Пушкина. Причем, именно это, исчезнувшее кольцо, о котором не вспоминал ни один из приятелей поэта, и являлось его самым первым талисманом.
Какой из перстней стал первым талисманом поэта?
Тот факт, что первым талисманом Пушкина стал масонский перстень, не подлежит ни малейшему сомнению. Хотя само кольцо и не сохранилось, в письме, им запечатанном, указана дата. Все те кольца, о которых вспоминали знакомые Пушкина и которые запечатлены на его портретах, появились намного позже.
Каким был этот перстень и как он появился у Пушкина? Почему его никто не видел? Точных ответов на эти вопросы, разумеется, не сможет дать ни один из биографов поэта. Предполагается, что Александр Сергеевич был членом масонской ложи, называвшейся «Зеленая лампа». Каждый, кто состоял в этом обществе, имел перстень-печатку, который оставлял оттиск в виде античного светильника. Именно такой оттиск и стоял на сургуче, скреплявшем одно из пушкинских писем.
Однако, любители мистики и тайн будут весьма разочарованы. «Зеленая лампа» — сообщество, напоминающее модный клуб по интересам. «Судьбами мира» эти люди на своих встречах не заправляли и никаких колдовских ритуалов не проводили. Это была просто «модная тусовка», а Александр Сергеевич любил быть в центре событий, какими бы они ни были. У него был очень широкий круг общения и совершенно разносторонние интересы. К примеру, он дружил не только с масонами, но и с декабристами.
О каком перстне написано стихотворение «Талисман»?
Большинство специалистов, занимающихся исследованиями творческого наследия поэта, его перепиской и биографией, абсолютно уверены, что в стихе идет речь о кольце, подаренном поэту графиней Воронцовой.
Это старинное крупное кольцо из золота, витой формы, украшенное большим красным сердоликом-интальо. Считается, что генерал-фельдмаршал Воронцов получил в качестве «дипломатического презента» от караимского хана два одинаковых перстня. Но отнесся он к ним с недоверием, чем-то не приглянулись герою войны 1812 года эти кольца. Воронцов отдал оба перстня своей супруге. Графиня же презентовала одно из колец Пушкину перед его высылкой из Одессы в Михайловку.
Было ли это даром любви? Ответ на такой вопрос известен только самой графине Воронцовой. Что же касается ее романа с Пушкиным, то свидетелей их связи не было, ходило только множество слухов. Переписка же поэта с красавицей-графиней тоже вполне невинна, хотя, конечно, может дать повод для фантазии.
В истории обретения Пушкиным этого перстня много странных моментов. Например, почему женщина, предположительно испытывающая симпатию к поэту, дарит ему кроваво-красный сердолик? Пушкин родился под созвездием Близнецов, соответственно, ему ношение такого камня противопоказано. Воронцова – женщина, задающая тон в светском обществе не могла об этом не знать. Возникает и вопрос о том, почему она дарит Пушкину узнаваемый перстень, полученный ее мужем в качестве «дипломатического подарка» и имеющий пару? Это же просто глупо. Но, если на секунду допустить мысль о том, что Воронцова не была увлечена поэтом и не изменяла своему мужу, красавцу и герою, то никаких странностей в ее поступке обнаружить не удастся. Может быть она и вовсе просто избавилась от кольца, внушающего ее мужу тревогу.
Как бы там ни было, но Пушкин любил это украшение и утверждал, что оно защищает его от предательства.
Перед смертью поэт отдал свое кольцо Жуковскому. Именно с ним на пальце запечатлел его Брюллов на этом портрете.
Жуковский, в свою очередь, завещал перстень Тургеневу. Тот же желал передать перстень Толстому. Однако, Полина Виардо по какой-то причине нарушила волю Тургенева и лично привезла кольцо в Пушкинский музей Александровского лицея. Полине очень не нравился этот перстень, она в буквальном смысле поспешила избавится от него при первой же возможности, а не передавать другому человеку. Причины такого отношения не ясны, однако граф Воронцов когда-то тоже не захотел даже в руки брать перстень. На кольце была выгравирована надпись на иврите. Может быть именно она насторожила сначала Воронцова, а потом и Виардо.
О каком перстне написан стих «Храни меня, мой талисман»?
«Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья.
Ты в день печали был мне дан. »
Эти строки не имеют никакого отношения к кровавому сердолику Воронцовой. Они написаны о перстне и с изумрудом, который поэт практически никогда не снимал. Как появился этот перстень из золота с крупным квадратным камнем у Пушкина, неизвестно.
Однако именно с ним поэт связывал свое вдохновение, работоспособность, популярность произведений и многое другое. Это кольцо досталось В. И. Далю. Тот же не раз упоминал в своих письмах В. Ф. Одоевскому о том, что кольцо буквально подталкивает его к перу. 5 апреля 1837 года создатель толкового русского словаря писал: «Перстень Пушкина для меня теперь настоящий талисман. Вам это могу сказать. Вы меня поймете, как гляну на него, так и пробежит по мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное».
Источник